Действует

Неофициальный перевод

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 17 июня 2003 года

По истолкованию первой части статьи 115, первой части статьи 116 и второй части статьи 136 Трудового кодекса Азербайджанской Республики

Именем Азербайджанской Республики

Конституционный суд Азербайджанской Республики в составе А. Султанова (председательствующий), судей: Ф. Бабаева, Б. Гарибова (судья-докладчик), Р. Гваладзе, Э. Мамедова, И. Наджафова, С. Салмановой

с участием И. Исмайлова,

законных представителей субъектов, заинтересованных в специальном конституционном производстве, - судьи Верховного суда Азербайджанской Республики Б. Асадова, заместителя заведующего Общим отделом Аппарата Милли Меджлиса Азербайджанской Республики И. Абдулазизова и старшего референта юридического отдела Кабинета министров Азербайджанской Республики Г. Ашрафова,

эксперта, заведующего кафедрой гражданско-процессуального, трудового и экологического права юридического факультета Бакинского государственного университета, кандидата юридических наук А. Гасымова,

специалистов - начальника Управления трудовой политики Министерства труда и социальной защиты населения Азербайджанской Республики Т. Мамедовой,

заведующего юридическим отделом Азербайджанской конфедерации профессиональных союзов А. Эфендиева

в соответствии с частью IV статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики рассмотрел в открытом судебном заседании конституционное дело, связанное с запросом Верховного суда Азербайджанской Республики от 15 мая 2003 года №8- 4/03 относительно истолкования первой части статьи 115, первой части статьи 116 и второй части статьи 136 Трудового кодекса Азербайджанской Республики.

Заслушав доклад судьи Б. Гарибова, выступления законных представителей субъектов, заинтересованных в специальном конституционном производстве, Б. Асадова, И. Абдулазизова и Г. Ашрафова, заключение эксперта А. Гасымова, справки специалистов Т. Мамедовой и А. Эфендиева и изучив материалы конституционного дела, Конституционный суд Азербайджанской Республики определил:

В запросе Верховный суд Азербайджанской Республики отмечает, что в Трудовом кодексе Азербайджанской Республики устанавливается предоставление дополнительного отпуска за условия труда и специфику трудовой функции (первая часть статьи 115) и в зависимости от трудового стажа (первая часть статьи 116), а во второй части статьи 136 того же Кодекса отмечается, что при наличии у работника права одновременно на два и более дополнительных отпусков, предусмотренных в статьях 115 и 116, к его основному отпуску присоединяется один дополнительный отпуск большей продолжительности.

Исходя из того, что применение второй части статьи 136 Трудового кодекса в силу неточности ее составления вызывает затруднения в деятельности учреждений, предприятий и организаций, а также в судебной практике и негативно влияет на единость судебной практики, Верховный суд Азербайджанской Республики просит истолковать части первую статьи 115, первую статьи 116, вторую статьи 136 Трудового кодекса.

К материалам дела приложены официальные тексты статей 115, 116 и 136 Трудового кодекса Азербайджанской Республики, заверенные в Аппарате Милли Меджлиса Азербайджанской Республики.

Конституционный суд Азербайджанской Республики в связи с запросом отмечает, что право на отдых входит в число основных прав и свобод, закрепленных в Конституции Азербайджанской Республики.

Согласно статье 37 Конституции каждый имеет право на отдых. Работающим по трудовому договору гарантируются установленный законом, но не превышающий 8 часов ежедневный рабочий день, дни отдыха и праздничные дни, предоставление не реже одного раза в год оплачиваемого отпуска продолжительностью не менее чем 21 календарный день.

Положения, связанные с правом на отпуск, нашли отражение и в ряде международных правовых актов с участием Азербайджанской Республики. Согласно пункту 1 статьи 3 Конвенции "Об оплачиваемых отпусках", которая была принята Международной Организацией Труда в 1970 г. и к которой Азербайджанская Республика присоединилась с 19 июня 1994 г., каждое лицо имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск установленной минимальной продолжительности.

Порядок и условия предоставления времени на отдых и отпуска соответственно принципам и нормам Конституции и международной Конвенции также входят в число отношений, регулируемых Трудовым кодексом.

Как отмечается в постановлении Конституционного суда Азербайджанской Республики от 29 ноября 2000 г., предоставление работникам наряду с основным и дополнительного отпуска в зависимости от характера труда и трудового стажа направлено, с одной стороны, на восстановление здоровья работников в связи с выполнением ими своих трудовых функций, а с другой стороны - на их премирование за долговременную эффективную работу.

Согласно пункту "а" первой части статьи 112 Трудового кодекса, предусматривающего виды отпусков, трудовой отпуск состоит из основного и дополнительного отпусков.

Во второй части статьи 113 упомянутого Кодекса отмечается, что Трудовой отпуск состоит из ежегодного основного отпуска, предоставляемого работником, выполняющим трудовую функцию по соответствующей профессии (должности), и дополнительного отпуска, предоставляемого за характер производства, труда и за трудовой стаж, а также женщинам, имеющим детей, и может предоставляться как совместно, так и по отдельности.

Согласно первой части статьи 115 этого Кодекса работникам, занятым на подземных работах, имеющим вредные и тяжелые условия труда, а также тем, чья трудовая функция связана с повышенной чуткостью, волнением, интеллектуальным и физическим напряжением, предоставляются дополнительные отпуска за условия труда и специфику трудовой функции. Продолжительность дополнительного отпуска за условия труда и специфику трудовой функции должна составлять не менее 6 календарных дней.

В первой части статьи 116 Трудового кодекса отмечается, что работникам в зависимости от трудового стажа предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью при трудовом стаже от 5 до 10 лет - 2 календарных дня, от 10 до 15 лет - 4 календарных дня, свыше 15 лет - 6 календарных дней. Следует также отметить, что дополнительные отпуска за трудовой стаж, в том числе за условия труда, к работникам, предусмотренным в третьей части этой статьи, не применяются.

Согласно первой части статьи 136 Трудового кодекса, устанавливающей порядок суммирования сроков основного и дополнительного отпусков, основной отпуск, предусмотренный в статье 114 этого Кодекса, должен предоставляться только вместе с дополнительными отпусками, установленными в статье 115 и 116, путем прибавления к ним.

А во второй части этой же статьи отмечается, что при наличии у работника права одновременно на два и более дополнительных отпусков, предусмотренных в статьях 115 и 116 упомянутого Кодекса, к его основному отпуску присоединяется один дополнительный отпуск большей продолжительности.

Суть дополнительных отпусков, предусмотренных законодателем в статях 115 и 116 Трудового кодекса, различна.

Так, если продолжительность дополнительных отпусков, установленных в статье 115, преследуют цель, в первую очередь, компенсировать воздействие негативных факторов, наносящих ущерб здоровью работника при выполнении им трудовых функций, то продолжительность дополнительных отпусков, указанных в статье 116, служит стимулированию долговременной работы работника в хозяйственной сфере.

В отличие от того, что право работника на дополнительный отпуск за трудовой стаж образуется с момента образования у него предусмотренного законодательством стажа работы, образование права на дополнительный отпуск за условия труда и специфику трудовых функций обусловлено наличием срока работы на соответствующем производстве, профессии или должности с вредными и тяжелыми условиями труда не менее чем в шесть месяцев в совокупности.

Это обстоятельство наряду с другими условиями входит в число основных факторов, отличающих по правовой природе указанные права друг от друга. Исходя из интенсивности и продолжительности негативных факторов, плохо влияющих на здоровье работников, реальной угрозы приобретения различных профессиональных болезней из-за условий труда и специфики трудовых функций, законодатель в первой части статьи 115 Трудового кодекса определил нижний предел сроков дополнительных отпусков.

Вместе с тем следует учитывать, что наличие в статьях 115 и 116 Трудового кодекса права на несколько дополнительных отпусков вовсе не предусматривает их использования одновременно и в полном объеме. Согласно второй части статьи 136 этого же Кодекса при наличии у работника права одновременно на два и более отпусков, установленных в статьях 115 и 116, к его основному отпуску присоединяется один дополнительный отпуск большей продолжительности.

Так, из текста первой части статьи 115 следует, что продолжительность дополнительного отпуска за условия труда и характер трудовой функции должна быть не менее 6 календарных дней. Из второй части этой же статьи, предусматривающей утверждение перечня вредных и тяжелых производств, профессий и должностей, предоставляющих право на дополнительный отпуск за условия труда и характер трудовой функции, соответствующим органом исполнительной власти с указанием продолжительности дополнительных отпусков можно сделать вывод, что законодатель устанавливает продолжительность нескольких дополнительных отпусков за условия труда и специфику трудовой функции.

А в статье 116 Трудового кодекса конкретно указывается продолжительность трех дополнительных отпусков за трудовой стаж.

В первой части статьи 136 этого же Кодекса отмечается, что дополнительный отпуск, предусмотренный в статье 114, должен предоставляться только вместе с дополнительными отпусками, установленными в статьях 115 и 116, путем прибавления к ним. Таким образом, законодатель, признавая право на дополнительный отпуск как за условия труда и специфику трудовой функции, так и за трудовой стаж, устанавливает как императивную норму их предоставление вместе с основным отпуском путем прибавления к нему. Ограничение присоединения при предоставлении работнику отпуска какого-то из этих прав к основному отпуску означало бы создание условий для оставления такого права вне правового обеспечения и для декларативности такого права.

Законодатель обладает достаточно широкими полномочиями в регулировании социальных прав и решении экономических вопросов. Милли Меджлис Азербайджанской Республики, исходя из пункта 16 части I статьи 94 Конституции Азербайджанской Республики, используя свое конституционное право, во второй части статьи 136 Трудового кодекса предусмотрел присоединение к основному отпуску работника только одного из двух и более дополнительных отпусков, предусмотренных в статьях 115 и 116 Кодекса, более продолжительного из них. Во второй части статьи 115 Трудового кодекса отмечается, что перечень вредных и тяжелых производств, профессий и должностей, предоставляющих право на дополнительный отпуск за условия труда и характер трудовой функции, утверждается соответствующим органом исполнительной власти с указанием продолжительности дополнительных отпусков. Несмотря на то, что согласно Указу Президента Азербайджанской Республики от 15 апреля 1999 года №122 данное полномочие предоставлено Кабинету министров Азербайджанской Республики, указанный документ не утвержден.

Исходя из изложенного, Конституционный суд Азербайджанской Республики считает, что соответственно первой части статьи 136 Трудового кодекса Азербайджанской Республики основной отпуск должен предоставляться работнику только вместе с дополнительными отпусками за условия труда и специфику трудовых функций, предусмотренными в статье 115, а также за трудовой стаж, установленным в статье 116, путем прибавления к ним.

Согласно второй части этой статьи при наличии у работника права одновременно на два и более дополнительных отпусков как за условия труда и специфику трудовой функции, так и за трудовой стаж, предусмотренных статьями 115 и 116 Трудового кодекса Азербайджанской Республики, один дополнительный отпуск большей продолжительности из предоставляемых ему каждой из этих статей в отдельности присоединяется к его основному отпуску.

Учитывая вышеизложенное руководствуясь частями IV и VI статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики, статьями 66, 75, 76, 78, 80, 81, 83 и 85 Закона Азербайджанской Республики "О Конституционном суде", Конституционный суд Азербайджанской Республики постановил:

1. В соответствии с первой частью статьи 136 Трудового кодекса Азербайджанской Республики основной отпуск должен предоставляться работнику только вместе с дополнительными отпусками за условия труда и специфику трудовых функций, предусмотренными в статье 115 Кодекса, а также за трудовой стаж, установленным в статье 116 этого же Кодекса, путем прибавления к ним.

Согласно второй части этой же статьи при наличии у работника права одновременно на два и более дополнительных отпусков как за условия труда и специфику трудовой функции, так и за стаж работы, предусмотренный в статьях 115 и 116 Трудового кодекса Азербайджанской Республики, один дополнительный отпуск большей продолжительностью из предоставляемых ему каждой из этих статей в отдельности присоединяется к его основному отпуску.

2. Рекомендовать Кабинету министров Азербайджанской Республики незамедлительно обеспечить исполнение согласно Указу Президента Азербайджанской Республики от 15 апреля 1999 года №122 положения, предусмотренного во второй части статьи 115 Трудового кодекса.

3. Постановление вступает в силу со дня опубликования.

4. Постановление опубликовать в газете "Азербайджан" и "Вестнике Конституционного суда Азербайджанской Республики".

5. Постановление окончательно и не может быть отменено, изменено либо официально истолковано никаким органом или должностным лицом.

 

Председательствующий

А.СУЛТАНОВ

 

(c) VES Consultancy LLC

 

Постановление Конституционного Суда Азербайджанской Республики от 17 июня 2003 года
"По истолкованию первой части статьи 115, первой части статьи 116 и второй части статьи 136 Трудового кодекса Азербайджанской Республики"

О документе

Дата принятия: 17/06/2003
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:17/06/2003
Органы эмитенты: Судебные органы

Опубликование документа

Газета "Азербайджан" от 19 июня 2003 года №138