Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ БЮРО МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

от 14 апреля 2005 года №11

О Рекомендациях по гармонизации законодательства государств-членов ЕврАзЭС в сфере государственного регулирования агропромышленного комплекса (на основе сравнительно-правового анализа национальных законодательств и с учетом положений cоглашений ВТО)

Бюро Межпарламентской Ассамблеи постановляет:

1. Одобрить Рекомендации по гармонизации законодательства государств - членов ЕврАзЭС в сфере государственного регулирования агропромышленного комплекса, подготовленные на основе сравнительно-правового анализа национальных законодательств и с учетом положений cоглашений ВТО (приложения 1, 2).

2. Направить указанные документы в парламенты, Секретариат Интеграционного Комитета ЕврАзЭС для использования в работе по гармонизации национальных законодательств и совершенствования правовой системы Сообщества.

 

Председатель

Межпарламентской Ассамблеи Н.Абыкаев

Приложение 1

к постановлению Бюро МПА ЕврАзЭС от 14 апреля 2005 года №11

Рекомендации по гармонизации законодательства государств - членов ЕврАзЭС в сфере государственного регулирования агропромышленного комплекса (на основе сравнительно-правового анализа национальных законодательств и с учетом положений соглашений ВТО)

Настоящие Рекомендации по гармонизации законодательства государств - членов ЕврАзЭС в сфере государственного регулирования агропромышленного комплекса разработаны на основе сравнительно-правового анализа национальных законодательств с учетом общепризнанных норм и принципов международного права, включая положения соглашений Всемирной торговой организации.

Проведенный сравнительно-правовой анализ показал, что в государствах ЕврАзЭС необходимо радикально перестроить систему управления АПК, которая потенциально может существенно снизить издержки, связанные с подтверждением соответствия обязательным требованиям и контролем за соблюдением таких требований.

Существенное влияние на процесс присоединения стран ЕврАзЭС к ВТО окажет стремление государств - членов ВТО, осуществляющих значительные внешнеторговые операции, подвергнуть меры "желтой корзины" дальнейшему сокращению.

Соглашение по сельскому хозяйству освобождает от обязательств по сокращению поддержки структурных преобразований, предоставляемой в виде инвестиционной помощи, поскольку они входят в "зеленую корзину". Основным преимуществом здесь, видимо, является то, что критерии отбора для включения в эту "корзину" (отделение от производства и ограниченность по времени) в этом случае не действуют.

В связи с этим странам Сообщества необходимо обратить внимание на возникающий спор о будущем системы "корзин". Соглашение по сельскому хозяйству допускает "освобождение инвестиционных субсидий, которые обычно предоставляются производителям в развивающихся странах-членах, от обязательств по сокращению внутренней поддержки".

Кыргызская Республика присоединилась к ВТО не в качестве развивающегося государства, однако в базовое предложение Кыргызстана по сельскому хозяйству включены меры специального и дифференцированного режима. И хотя это явно не вписано в Протокол о присоединении, Кыргызстан имеет возможность использовать "инвестиционные субсидии, обычно предоставляемые в сельском хозяйстве развивающихся стран".

Для государств - членов ЕврАзЭС, находящихся в процессе переговоров о присоединении, эта уступка, предоставленная Кыргызстану, может быть также использована.

Таким образом, в государствах - членах ЕврАзЭС необходимо проводить согласованную политику по следующим направлениям:

1. Реформирование законодательства о техническом регулировании, для чего парламентам государств - членов ЕврАзЭС в возможно короткие сроки принять соответствующие законодательные акты.

2. Имплементация норм Соглашения ВТО по применению санитарных и фитосанитарных мер в национальные законодательства.

3. Гармонизация законодательств государств Сообщества, регламентирующих государственное субсидирование сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных производителей.

1. В части совершенствования законодательства о техническом регулировании необходимо дальнейшее формирование нормативной базы, принятие технических регламентов в государствах ЕврАзЭС должно основываться на следующих общих принципах:

1) придание законодательного статуса техническим регламентам;

2) формализация и повышение транспарентности процедуры принятия регулирующих решений, оценки возможных альтернатив, издержек и результатов принятия решения, в том числе его воздействия на различные группы потребителей и бизнеса;

3) приоритетность менее жестких форм обеспечения соответствия перед более жесткими (обязательная сертификация должна восприниматься как исключительный, а не как обычный способ подтверждения соответствия);

4) обязательная оценка конкурентных последствий принятия технических регламентов;

5) введение правила ответственности государственных ведомств и чиновников за причиненные бизнесу убытки.

Представляется целесообразным одновременно с разработкой и принятием регламентов в государствах - членах ЕврАзЭС проводить работу по подготовке международных актов, позволяющих унифицировать принимаемые технические регламенты в государствах - членах ЕврАзЭС и принятию единых технические регламенты ЕврАзЭС (или признавать национальные регламенты).

2. Для реализации Соглашения ВТО по применению санитарных и фитосанитарных мер в национальных законодательствах рекомендуется руководствоваться следующими принципами:

1) ветеринарно-санитарные меры основываются на научных данных, объективной оценке ситуации (степени риска);

2) оценка ситуации не может быть использована для искусственного ограничения или дискриминации торговли или иных протекционистских целей;

3) ветеринарно-санитарные меры не могут служить для дискриминации товара по стране происхождения;

4) ветеринарно-санитарные меры должны быть адаптированы к региональным условиям с учетом зон, свободных от заразных болезней и с низким уровнем их распространения;

5) ветеринарно-санитарные меры не должны существенно отличаться от международных стандартов, в случае их отличия они подлежать публикации для уведомления заинтересованных сторон;

6) требования по ветеринарному надзору должны устанавливаться в пределах, обеспечивающих выполнение ветеринарно-санитарных норм, и должны быть равнозначными для отечественных и импортируемых товаров;

7) фитосанитарные меры должны основываться на научных принципах и опубликованных международных стандартах, предписаниях и рекомендациях, а также на соответствующей обстоятельствам оценке риска;

8) фитосанитарные меры разрабатываются и применяются без дискриминации стран, в которых существуют аналогичные условия, и не должны ограничивать торговлю более чем это необходимо для обеспечения надлежащего уровня фитосанитарной защиты;

9) фитосанитарные меры должны быть адаптированы к региональным условиям с учетом зон, подверженных опасности частичного распространения карантинного объекта и свободных от карантинных, вредных объектов;

10) уведомления о проектах разрабатываемых фитосанитарных мер, оказывающих значительное воздействие на торговлю, необходимо публиковать заранее;

11) в законодательствах государств - членов Сообщества предлагается использовать следующие определения:

- оценка риска - определение вероятности активизации природных эпизоотических очагов, заноса возбудителей заразных болезней извне, возникновения и распространения вызванных этими факторами заболеваний животных, а также прогнозирование биологических и экономических последствий;

- оценка фитосанитарного риска - принятие решения по вопросу, отвечает ли вредный организм критериям карантинного вредного организма, и оценка потенциальных биологических и экономических последствий его интродукции;

12) правительствами государств - членов Сообщества должна быть сформирована ответственная за данный вопрос государственная служба страны.

3. С целью гармонизации законодательных условий, регламентирующих государственное субсидирование сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных производителей и координирование ценовой политики на продукцию АПК, в государствах - членах ЕврАзЭС необходимо предусмотреть меры по сближению действующего законодательства с нормами соглашений ВТО, поскольку имеются существенные различия в регулировании указанной сферы и их несоответствие нормам ВТО, что выражается в отсутствии четкого механизма и критериев, определяющих меры государственной поддержки агропромышленного комплекса, которые зачастую носят декларативный характер.

Учитывая изложенное, для формирования основ государственного регулирования агропромышленного производства в части субсидирования и координации ценовой политики можно рекомендовать следующее:

1. В Республике Беларусь разработать с учетом положений соглашений ВТО Закон "О государственном регулировании агропромышленного производства в Республике Беларусь". Этим нормативно-правовым актом необходимо согласовать юридическое и экономическое понимание таких базовых организационных категорий как "агропромышленное производство", "государственное регулирование агропромышленного производства", "сельское хозяйство", "производитель сельскохозяйственной продукции" и ряд других.

Требуется четкая регламентация вопросов государственного регулирования в сфере агропродовольственной политики; ценообразования, кредитования, расчетов и страхования; внешнеэкономической деятельности; государственной поддержки научной деятельности и развития социальной сферы села.

2. В Республике Казахстан предлагается конкретизировать нормы законодательства, определяющие объем государственной поддержки сельского хозяйства, и привести их в соответствие с Соглашением ВТО о сельском хозяйстве.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ БЮРО МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА Рекомендации по гармонизации законодательства государств - членов ЕврАзЭС в сфере государственного регулирования агропромышленного комплекса (на основе сравнительно-правового анализа национальных законодательств и с учетом положений соглашений ВТО) Сравнительно-правовой анализ законодательства государств - членов ЕврАзЭС в сфере государственного регулирования агропромышленного комплекса (в части технических, санитарных, фитосанитарных стандартов, государственного субсидирования и ценовой политики на продукцию АПК) 1. Общие положения 2. Характеристика международных норм и принципов (таблица 1) Документы Всемирной торговой организации 3. Характеристика норм и принципов Евразийского экономического сообщества (таблица 2) 4. Характеристика законодательства государств - членов ЕврАзЭС

Постановление Бюро Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества от 14 апреля 2005 года №11
"О Рекомендациях по гармонизации законодательства государств-членов ЕврАзЭС в сфере государственного регулирования агропромышленного комплекса (на основе сравнительно-правового анализа национальных законодательств и с учетом положений cоглашений ВТО)

О документе

Номер документа:11
Дата принятия: 14/04/2005
Состояние документа:Действует
Органы эмитенты: Евразийиское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)

Опубликование документа

Нет данных