Действует

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 24 июня 2004 года №1869-IV

Об Общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2009-2014 годы

(по состоянию на 11 июня 2009 года)

1. Утвердить Общегосударственную программу реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2009-2014 годы (далее Программа), которая прилагается.

2. Кабинету Министров Украины:

при подготовке проектов законов Украины о Государственном бюджете Украины на соответствующий год предусматривать расходы на адресное финансирование мероприятий, предусмотренных Программой; в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

3. Совету министров Автономной Республики Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским государственным администрациям, органам местного самоуправления во время разработки и утверждения проектов местных бюджетов предусматривать у них необходимые средства для обеспечения выполнения региональных и местных программ (мероприятий).

4. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования, кроме раздела VII "Финансовое обеспечение выполнения задач Программы" Общегосударственной программы реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2009-2014 годы, утвержденного настоящим Законом, который вступает в силу с 1 января 2010 года".

 

Президент Украины В.ЮЩЕНКО

Утверждена Законом Украины от 11 июня 2009 года №1511-VI

Общегосударственная программа реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2009-2014 годы

I. Современное состояние жилищно-коммунального хозяйства

На протяжении последнего десятилетия проблемы, связанные с функционированием жилищно-коммунального комплекса, находятся в фокусе бдительного политического внимания, однако серьезных положительных сдвигов в этой сфере до сих пор не произошло.

Ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве продолжает усложняться, отсутствуют положительные изменения в становлении рыночных основ ведения хозяйства, развитии конкуренции и привлечении частных инвестиций в предприятия отрасли. Неэффективность реформирования отрасли привела к критическому состоянию основных фондов предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Несовершенная тарифная политика обусловила хроническую и постоянно растущую убыточность предприятий. Несовершенство системы управления жильем и предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, а также системы регулирования естественных монополий привела к тому, что предприятия отрасли неспособны эффективно работать в рыночных условиях и предоставлять потребителям услуги надлежащего качества.

Нехватка собственных и бюджетных финансовых ресурсов, их неэффективное размещение, отсутствие действенного механизма привлечения внебюджетных средств не содействуют разрешению задач технического переоснащения жилищно-коммунальных предприятий и развития коммунальной инфраструктуры. Не налажено эффективное сотрудничество с частными инвесторами, международными финансовыми учреждениями и донорскими организациями, не создан благоприятный инвестиционный климат.

Значительными и постоянно растущими являются потери воды и тепловой энергии. Удельные расходы энергетических ресурсов во время осуществления и предоставления жилищно-коммунальных услуг почти вдвое превышают соответствующие показатели стран Европейского Союза.

Несовершенство системы социальной защиты населения в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг, недостаточная осведомленность населения, несогласованность норм законодательства относительно регулирования взаимоотношений потребителей и производителей/исполнителей жилищно-коммунальных услуг предопределяют рост неудовлетворенности среди населения.

Об отсутствии реальных сдвигов и проволочки с надлежащей реализацией жилищно-коммунальной реформы ярко свидетельствует статистика. Так, по состоянию на 1 января 2009 года дебиторская и кредиторская задолженность отрасли составляла соответственно 10,1 млрд и 9,4 млрд гривен. Убытки предприятий по итогам работы в 2008 году составили 1,6 млрд гривен.

Каждый третий жилой дом нуждается в капитальном ремонте. В аварийном состоянии пребывает больше трети водопроводно-канализационных и тепловых сетей, близко 30 процентов теплопунктов, более 20 процентов мостов и путепроводов.

Нуждается в замене 87 процентов подвижного состава городского электрического транспорта, 70 процентов автотранспорта, который используется в сфере благоустройства, около 40 процентов насосного оборудования и котлов, более 20 тысяч лифтов и тому подобное. Не соответствуют санитарным нормам около половины полигонов для твердых бытовых отходов. Ежегодно образовывается значительное количество несанкционированных мусоросвалок.

Разрешение этого вопроса нуждается в усовершенствовании подходов к финансовому обеспечению выполнения Программы, приведении ее в соответствие с общегосударственными приоритетами, соблюдении эффективного использования бюджетных средств во время реализации государственной политики, разработке эффективных механизмов привлечения внебюджетных средств, в частности средств международных финансовых учреждений и донорских организаций, для формирования жилищного фонда и реформирования жилищно-коммунального хозяйства в рамках развития публично-частного партнерства.

II. Цель Программы и пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства

1. Цель Программы состоит в определении основ реализации государственной политики реформирования жилищно-коммунального хозяйства, осуществлении мер относительно повышения эффективности и надежности его функционирования, обеспечении стабильного развития для удовлетворения потребностей населения и хозяйственного комплекса в жилищно-коммунальных услугах в соответствии с установленными нормативами и национальными стандартами.

Реформирование отрасли проводится с учетом интересов каждого конкретного человека и предусматривает широкое разъяснение процесса и результатов реформ.

Для достижения цели реформирования отрасли необходимо решить вопросы относительно:

согласования экономических интересов государства и субъектов ведения хозяйства;

обеспечения возможности решения гражданами Украины жилищных проблем;

оптимизации производственной и территориальной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с потребностями населения;

создания условий для надежного и безопасного предоставления жилищно-коммунальных услуг по доступным ценам, стимулирующим энергосбережение;

устранения диспропорции в спросе и предложении на рынке жилья и жилищно-коммунальных услуг; обновления производственной базы отрасли с учетом новейших достижений научно-технического прогресса, внедрения инновационной модели развития жилищно-коммунального хозяйства; повышения эффективности использования энергоносителей и других ресурсов, радикального снижения энергоемкости производства, повышения энергоэффективности домов, создания стимулов и условий для перехода экономики на рациональное использование и экономное расходование энергоресурсов; стимулирования частной предпринимательской инициативы в выполнении задач развития жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры; минимизации техногенного влияния отрасли на окружающую среду и человека в целом;

развития рыночных отношений и соответствующей институционной инфраструктуры, поэтапного дерегулирования и либерализации потенциально конкурентного рынка при условии развития системы государственного регулирования естественных монополий; разработки законодательных актов относительно разграничения полномочий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства; улучшения качества управления жильем и коммунальной инфраструктурой.

Реформирование отрасли осуществляется путем формирования в соответствии с требованиями мировых стандартов рынка жилья, внедрения недискриминационных экономических отношений между субъектами рынка и государством с постепенным ограничением функций государства как субъекта ведения хозяйства и усилением его влияния на формирование рыночной инфраструктуры, что предусматривает:

проведение взаимосогласованной тарифной, инвестиционной политики и политики в сфере развития внутреннего рынка;

реализацию эффективной антимонопольной политики и осуществление институционных преобразований на рынке жилья и жилищно-коммунальных услуг, направленных на развитие рыночных отношений и конкуренции;

стимулирование инновационной, инвестиционной и энергосберегающей активности субъектов ведения хозяйства; повышение энергоэффективности отрасли путем уменьшения объемов потерь топливно-энергетических ресурсов, снижения энергоемкости производства отдельных видов продукции (услуг);

разработку прозрачного механизма формирования цен и тарифов на продукцию и услуги предприятий, осуществляющих деятельность в жилищно-коммунальной сфере.

По своему содержанию экономическая модель развития жилищно-коммунального хозяйства состоит в формировании оптимальных для общества и государства экономических отношений путем внедрения рыночных методов ведения хозяйства, стимулирование энергоэффективности тарифной, инвестиционной, научно-технической, внешнеэкономической и экологической политики, институционных и структурных изменений в сфере обслуживания жилья.

2. Предусматривается осуществление мероприятий Программы в таких сферах:

1) формирования государственной жилищной политики;

2) содержания домов, сооружений и придомовых территорий, в том числе проведения реконструкции устарелого жилищного фонда;

3) предоставления услуг по централизованному водоснабжению и водоотведению;

4) производства, транспортировки, поставки тепловой энергии, предоставления услуг по централизованному отоплению и поставке горячей воды, в том числе с использованием альтернативных источников энергии и видов топлива;

5) ремонта помещений, домов, сооружений;

6) благоустройства населенных пунктов;

7) городского электротранспорта.

3. Государственная политика реформирования жилищно-коммунального хозяйства базируется на таких основных принципах:

1) совместная ответственность государства и органов местного самоуправления за качественное выполнение Программы, обеспечение населения жилищно-коммунальными услугами в соответствии с государственными социальными стандартами и эффективность сферы жилищно-коммунального хозяйства в целом;

2) доступность для всех слоев населения жилищно-коммунальных услуг, которые отвечают требованиям государственных стандартов;

3) приоритетное направление государственной поддержки на обеспечение социальным жильем определенных законом категорий граждан с одновременным созданием доступной для других слоев населения системы долгосрочного кредитования жилья;

4) формирование и соблюдение государственных социальных стандартов (норм и нормативов) в сфере жилищного фонда и жилищно-коммунального обслуживания;

5) создание условий для прозрачного и независимого государственного регулирования в сфере жилищно-коммунальных услуг, защиты прав потребителей и налаживания обратной связи с обществом;

6) обеспечение эффективного использования человеческих, денежных и материальных ресурсов в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

7) ответственность государства (относительно управления, регулирования, стимулирования и технической поддержки) и органов местного самоуправления (относительно планирования развития жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, эффективного использования имущества территориальных общин) за эффективность функционирования жилищно-коммунального хозяйства;

8) переход к экономически обоснованным ценам и тарифам за пользование жильем и коммунальные услуги, внедрение предоставления адресных субсидий отдельным категориям граждан для компенсации расходов, связанных с оплатой жилья и коммунальных услуг;

9) создание равных условий для всех субъектов ведения хозяйства и потребителей на рынке жилья и жилищно-коммунальных услуг;

10) обеспечение сбалансированного развития энерго-, тепло-, водо-, газоснабжения и водоотведения во время выполнения программ жилищного и промышленного строительства;

11) обеспечение населения высококачественной питьевой водой;

12) техническое переоснащение отрасли на основании широкого применения отечественных и зарубежных научно-технических достижений, в частности в энерго- и ресурсосбережении, внедрение экологически чистых технологий;

13) стимулирование строительства путем снятия административных барьеров и развития конкуренции на рынке строительных материалов;

14) развитие публично-частного партнерства в сфере строительства и реконструкции жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры;

15) гласность, общественный контроль, прозрачность и участие граждан в принятии решений по вопросам реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства, информирования населения органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями относительно основных принципов и задач государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

16) создание равных условий для всех субъектов предпринимательской деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения равных условий для всех инвесторов.

III. Основные задачи Программы и средства, необходимые для их выполнения

1. Основными задачами Программы являются:

1) развитие государственного регулирования деятельности естественных монополий на рынке коммунальных услуг;

2) формирование государственной жилищной политики, создание развитой конкурентной среды на рынке обслуживания жилья, в том числе внедрения комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устарелого жилищного фонда с привлечением инвесторов-застройщиков на конкурсных основах;

3) обеспечение безубыточного функционирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства;

4) техническое переоснащение жилищно-коммунального хозяйства, сокращение удельных показателей использования энергетических и материальных ресурсов, необходимых для производства (предоставление) жилищно-коммунальных услуг, в том числе создания действенного и прозрачного механизма стимулирования использования альтернативных источников энергии и видов топлива;

5) привлечение инвестиций и сотрудничество с международными финансовыми учреждениями и донорскими организациями;

6) привлечение общественности к процессам формирования жилищной политики и реформирование жилищно-коммунального хозяйства.

2. Выполнение задач Программы требует реализации мероприятий институционального, организационного, финансового, нормативно-правового и научно-технического обеспечения.

IV. Институциональное обеспечение выполнения задач Программы

Институциональное обеспечение выполнения задач Программы включает следующие мероприятия:

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Закон Украины от 24 июня 2004 года №1869-IV
"ОБ Общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2009-2014 годы"

О документе

Номер документа:1869-IV
Дата принятия: 24/06/2004
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:30/07/2004
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

Ведомости Верховной Рады (ВВР), 2004, №46, ст.512;
Официальный Вестник Украины 2004, №30 ст. 1983;
Президентский вестник 2004, №24 от 20.08.2004

Редакции документа

Текущая редакция принята: 11/06/2009