Действует

О вступлении в силу документа смотри пункт 5.

Неофициальный перевод

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 6 декабря 2023 года №950

Об утверждении Программы развития инклюзивного образования в Республике Молдова на 2024-2027 годы

На основании пункта а) статьи 5 и пункта h) статьи 6 Закона №136/2017 о Правительстве (Официальный монитор Республики Молдова, 2017 г., №252, ст. 412), с последующими изменениями, и пункта а) статьи 139 Кодекса об образовании Республики Молдова №152/2014 (Официальный монитор Республики Молдова, 2014 г., №319-324, ст. 634), с последующими изменениями, Правительство ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Программу развития инклюзивного образования в Республике Молдова на 2024-2027 годы (прилагается).

2. Финансирование действий, предусмотренных настоящим постановлением, будет осуществляться за счет и в пределах ассигнований, утвержденных на эти цели в бюджетах задействованных органов публичного управления, а также из других источников, согласно нормативным актам.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования и исследований, которое ежегодно, до 1 апреля, будет представлять Правительству отчет о реализации Программы развития инклюзивного образования в Республике Молдова на 2024-2027 годы.

4. Рекомендовать органам местного публичного управления способствовать, в пределах своих полномочий, реализации запланированных целей и действий.

5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.

Премьер-министр

Дорин Речан

Контрасигнует:

Министр образования и исследований

Дан Перчун

 

Утверждена Постановлению Правительства Республики Молдова от 6 декабря 2023 года №950

Программа развития инклюзивного образования в Республике Молдова на 2024-2027 годы

I. Введение

Программа развития инклюзивного образования в Республике Молдова на 2024-2027 годы (в дальнейшем – Программа) является документом образовательной политики, устанавливающим среднесрочную систему действий и ответственности лиц, принимающих решения, на всех уровнях образовательной системы, в целях обеспечения инклюзивного образования.

Программа разработана в соответствии со Стратегией развития "Образование 2030", утвержденной Постановлением Правительства №114/2023, способствуя его реализации путем детализации и конкретизации действий, которые необходимо осуществить в сфере инклюзивного образования. В этом смысле Программа излагает общие и специфические задачи, приоритетные направления конкретных действий по развитию системы инклюзивного образования.

Программа будет служить основой для разработки планов оперативной деятельности Министерства образования и науки, Республиканского центра психолого-педагогической поддержки, местных специализироваанных органов в области образования, районных и муниципальных служб психолого-педагогической поддержки, образовательных учреждений, других заинтересованных структур.

В то же время Программа представляет собой критерий проявления качества и эффективности функционирования и развития системы образования.

Программа была разработана на основе следующих национальных стратегических документов: Национальная стратегия развития "Европейская Молдова 2030", утвержденная Законом №315/2022, и Стратегия развития "Образование 2030", утвержденная Постановлением Правительства №114/2023. Действия Программы способствуют достижению общей цели 2: Обеспечение доступа к качественному образованию для всех на протяжении всей жизни (ЦУР-4) и следующих приоритетных направлений деятельности:

1) обеспечение инклюзивного образования для всех детей, школьников и студентов, в том числе с особыми потребностями, для лиц из уязвимых групп, лиц из категории повышенного риска и/или с девиантным поведением, для детей беженцев из Украины;

2) разработка и внедрение механизмов поддержки детей, не посещающих школу, и школьников с высоким риском бросить школу;

3) обеспечение условий для формирования здорового, ненасильственного поколения с психоэмоциональной устойчивостью и развитыми жизненными навыками;

4) расширение альтернативных услуг по уходу за детьми;

5) поддержка прогресса в обучении/развитии для всех путем исправления, восстановления и преодоления последствий пандемии, климатических ситуаций, дезинформации и других ситуаций риска.

В то же время Программа соответствует правительственным программам и соглашениям: Программа действий Правительства "Процветающая, безопасная, европейская Молдова", утвержденная Постановлением Парламента №28/2023, и Соглашение об ассоциации между Республикой Молдова, с одной стороны, и Европейским Союзом и Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны, утвержденное Законом №112/2014. Другими международными документами и обязательствами, подписанными Республикой Молдова и принятыми в рамках Программы, являются: Цели устойчивого развития ООН, Ключевые компетенции для непрерывного обучения (Брюссель, 2018 г.), Хартия Европейского Совета о воспитании демократической гражданственности и образовании в области прав человека.

В частности, обеспечено соотношение данной Программы с Программой защиты детей на 2022-2026 годы, утвержденной Постановлением Правительства №347/2022, со Стратегией развития молодежного сектора на 2023-2030 годы "Молодежь 2030", утвержденной Постановлением Правительства №168/2023. Этнические меньшинства, в том числе дети-ромы, в полной мере получат выгоду от соответствующей Программы. Так, при разработке Программы была учтена Стратегия укрепления межэтнических отношений в Республике Молдова на 2017-2027 годы, утвержденная Постановлением Правительства №1464/2016, а также Программа поддержки этнического населения ромов Республики Молдова на 2022-2025 годы, утвержденная Постановлением Правительства №576/2022, а также другие соответствующие документы государственной политики, направленные на достижение стратегических целей развития образования для всех детей.

В контексте международных соглашений, стороной которых является Республика Молдова, Программа связана с: Целями устойчивого развития (ЦУР) ООН, Глобальным партнерством в области образования, Стратегиями развития Плана образования, документами ЮНЕСКО относительно 15 показателей поддержки образования и будущего образования: научиться становиться. ЦУР 4 предусматривает реализацию инклюзивного и общего образования, а также подготовку молодежи и взрослых к лучшей адаптации на рынке труда. Цели соответствующей ЦУР направлены на расширение доступа к образованию для всех, включая уязвимые группы, такие как люди с ограниченными возможностями, а также на обеспечение качественного образования на всех уровнях: от раннего развития до высшего образования.

Разработка Программы основывалась на следующих принципах:

1. внутренней согласованности между всеми элементами Программы;

2. обоснования фактическими доказательствами;

3. сосредоточения внимания на сокращении неравенства возможностей посредством содержащихся положений;

4. совместной реализации;

5. прозрачности процесса разработки и внедрения;

6. иерархизации ответственности за реализацию мероприятий Программы;

7. мотивации участия всех соответствующих агентов в реализации Программы.

Программа также включает затраты на реализацию, воздействие реализации, условия и риски реализации, процедуры отчетности, а также среднесрочный план действий.

В разработке Программы приняли участие Министерство образования и исследований, Республиканский центре психолого-педагогической поддержки, который был проконсультирован с местными специализированными органами в сфере образования, районными и муниципальными службами психолого-педагогической поддержки, местными публичными управлениями, партнерами по развитию.

II. Анализ современной ситуации в сфере инклюзивного образования

Анализ текущей ситуации в сфере инклюзивного образования в Республике Молдова был направлен на выявление проблем, с которыми сталкивается соответствующая сфера, определение причин их возникновения, с представлением возможных последствий, в случае отсутствие необходимых мер по исправлению создавшейся ситуации.

Рассмотрение последних отчетов в этой области показывает, что после десятилетия продвижения инклюзивного образования система образования в Республике Молдова сталкивается с трудностями, которые можно условно сгруппировать в два раздела:

1) доступ детей с особыми образовательными потребностями (ООП) и/или ограничениями возможностей к образованию;

2) обеспечение качественного образования посредством развития и предоставления вспомогательных услуг (1).

Раздел 1. Доступ детей с ООП и/или ограниченными возможностями к образованию

Сложность 1. Доступ детей с ООП и/или ограниченными возможностями к общему образованию обеспечен не в полной мере

Количество детей с ООП и/или ограниченными возможностями, интегрированных в общеобразовательные учреждения (ОО) и состоящих на учете в районных/муниципальных службах психолого-педагогической поддержки (СПП) увеличилось начиная с 2013 года (рисунок 1). Снижение количества детей с ООП и/или ограниченными возможностями с 2018 по 2019 годы в системе общего образования объясняется тем, что в некоторых регионах развиты службы раннего вмешательства и, соответственно, преодолены определенные трудности развития. Это также расширило возможности специалистов служб инклюзивного образования в школах и СПП по выявлению, оценке и направлению детей с ООП. Исключение (выход) некоторых детей из этой категории в результате полученных результатов или в результате окончания средней школы, а также в результате возвращения в интернатные учреждения, конечно, в меньшей степени способствовало формированию тенденции уменьшения количества детей, охваченных обучением в рамках общего образования.

Рисунок 1. Общее количество детей с ООП и/или ограниченными возможностями в начальной и средней школе, цикл I и II

  950-23 (РИС.1)

Источник РЦПП

Однако по-прежнему остается много детей с ООП (преимущественно с тяжелыми формами ограничения возможностей), которые обучаются дома, время от времени посещая образовательные учреждения или детские сады.

Также наблюдается рост числа детей с ООП и/или инвалидностью, посещающих дошкольные образовательные учреждения (ДОУ). В 2020 году СПП сообщили о принятии на учет 1 625 детей, а в 2021 году – о 1867 детях с ООП этого уровня образования по сравнению с 2013 годом, когда детей было всего 411. Эти изменения были подтверждены, несмотря на существующие законодательные и бюджетные недостатки в отношении функционирования механизмов включения детей этого возраста. Однако по сравнению с общим количеством детей с ООП, которые должны посещать ДОУ, их число остается небольшим.

Рисунок 2. Общее количество детей с ООП и/или ограничениями возможностей в дошкольном образовании (по состоянию на 31.12.2021)

  950-23 (РИС.2)

Источник РЦПП

1.1. На современном этапе разработанный процесс включения детей с ООП в дошкольное образование не обеспечивает доступ всех детей с ООП и/или ограниченными возможностями

Основания. Практика включения детей с ООП и/или ограниченными возможностями в ДОУ разрознена. Они либо продвигаются НПО, либо действуют там, где существует открытость со стороны местного публичного управления (МПУ) для развития услуг инклюзивного образования на соответствующем уровне образования. Таким образом, количество детей с ООП и/или ограниченными возможностями, охваченных дошкольным образованием, сильно различается от одного района к другому, в основном фиксируя тенденцию к снижению (5 детей в 2019 году и 4 ребенка в 2020 году в районе Дондушень; 72 ребенка в 2019 году и 2 ребенка в 2020 году в районе Сорока; 28 детей в 2019 году и 5 детей в 2020 году в районе Рышкань; 101 ребенок в 2019 году и 77 детей в 2020 году в районе Унгень; 147 детей в 2019 году и 112 детей в 2020 году в районе Яловень) (2).

В отсутствие услуг инклюзивного образования во многих учреждениях для некоторых детей с ООП (особенно с тяжелыми и сенсорными нарушениями) доступ к услугам раннего образования остается ограниченным. Таким образом, в настоящее время есть районы, где в 2020 и/или 2021 году не было услуг поддержки инклюзивного образования в ДОУ. Среди них районы Анений Ной, Басарабяска, Кантемир, Чимишлия, Криулень, Глодень, Сорока, Теленешть, Шолдэнешть(3).

Отсутствие учреждений, предоставляющих услуги раннего образования, во многих населенных пунктах страны также влияет на включение детей с ООП из соответствующих населенных пунктах в дошкольное образование.

Отсутствие мест для посещения ДОУ для детей до 3-х лет также затрагивает детей с ООП и/или ограниченными возможностями (согласно поправкам к Кодексу об образовании Республики Молдова №152/2014),

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА Программа развития инклюзивного образования в Республике Молдова на 2024-2027 годы I. Введение II. Анализ современной ситуации в сфере инклюзивного образования Раздел 1. Доступ детей с ООП и/или ограниченными возможностями к образованию Раздел 2. Обеспечение качественного образования путем предоставления услуг поддержки детям с ООП и/или ограниченными возможностями в процессе развития 2.1. Индивидуализированная помощь, предоставляемая посредством услуг инклюзивного образования, не полностью отвечает потребностям детей с ООП и/или ограниченными возможностями 2.2. Специальное образование не гарантирует детям с ООП и/или ограниченными возможностями качественное образование, соответствующее их потребностям, в инклюзивной семейной и образовательной среде 2.3. Образовательные учреждения всех уровней не готовы к квалифицированному и качественному подходу к детям с ООП, в частности, с тяжелыми сенсорными нарушениями 2.4. Существующая методология психолого-педагогического подхода к детям с различными видами ограниченных возможностей и разработанные дидактические средства не в полной мере обеспечивают качество образования в соответствии с их индивидуальными потребностями 2.5. Недостаточный бюджет для обеспечения качественного инклюзивного образования 2.6. Услуги поддержки, предлагаемые детям с ООП и/или ограниченными возможностями, не соответствуют их потребностям во всех сферах развития, необходимых для обеспечения их развития и образования III. Общие и конкретные цели для развития инклюзивного образования в краткосрочной и среднесрочной перспективе IV. Воздействие реализации программы на долгосрочный период V. Расходы и финансовые ресурсы VI.Риски и меры по их предотвращению и снижению VII.Учреждения, ответственные за реализацию программы VIII.Процедуры отчетности о реализации программы

Постановление Правительства Республики Молдова от 6 декабря 2023 года №950
"Об утверждении Программы развития инклюзивного образования в Республике Молдова на 2024-2027 годы"

О документе

Номер документа:950
Дата принятия: 06.12.2023
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:01.01.2024
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Официальный монитор Республики Молдова от 30 декабря 2023 года №519-522, статья №1281.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 5 настоящее Постановление вступает в силу - с 1 января 2024 года.