Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 16 января 2003 года №2

Об утверждении Доклада об осуществлении конституционной юрисдикции в 2002 году

Именем Республики Молдова

Конституционный суд в составе:

Виктор ПУШКАШ - председатель, судья-докладчик

Мирча ЮГА - судья

Константин ЛОЗОВАНУ - судья

Думитру ПУЛБЕРЕ - судья

Елена САФАЛЕРУ - судья

Ион ВАСИЛАТИ - судья при участии Майи Цуркан, секретаря заседания, в соответствии со ст.10 и ст.23 ч.(2) Закона о Конституционном суде, ст.5 п.i) и ст.80 Кодекса конституционной юрисдикции рассмотрел в пленарном заседании Доклад об осуществлении конституционной юрисдикции в 2002 году.

Руководствуясь положениями ст.26 Закона о Конституционном суде, ст.61 ч.(1) и ст.62 п.f) Кодекса конституционной юрисдикции, Конституционный суд ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Доклад об осуществлении конституционной юрисдикции в 2002 году (прилагается).

2. Доклад направить Парламенту, Президенту Республики Молдова, Правительству и Высшему совету магистратуры.

3. Настоящее постановление является окончательным и вместе с докладом публикуется в "Monitorul Oficial al Republicii Moldova".

 

Председатель Конституционного суда

Виктор Пушкаш

Утвержден Постановлением Конституционного суда от 16 января 2003 года №2

Доклад об осуществлении конституционной юрисдикции в 2002 году

В 2002 году в Конституционный суд поступило 51 обращение с запросом об осуществлении контроля конституционности 23 законов, двух постановлений Парламента, 11 постановлений Правительства, о даче двух заключений по пересмотру Конституции. Были также рассмотрены 12 обращений, представленных в Конституционный суд в 2001 году.

Высшая судебная палата представила два обращения, депутаты Парламента - 25 обращений, парламентские адвокаты - 21 обращение, Центральная избирательная комиссия - три обращения о признании пяти мандатов депутатов Парламента.

Разрешено по существу 20 обращений, принято 51 постановление, в том числе 35 постановлений по вопросам, относящимся к функциональным полномочиям суда. Даны четыре заключения по инициативе пересмотра Конституции. Признаны неконституционными, полностью или частично, 11 законов, одно постановление Парламента и три постановления Правительства - всего 15 актов. Признаны конституционными, полностью или частично, девять законов.

Суд вынес шесть определений о прекращении производства по делу о контроле конституционности некоторых нормативных актов. Не принято к рассмотрению по существу 21 обращение.

Изложены 11 особых мнений по принятым постановлениям, заключениям и определениям о прекращении производства по делу.

I. КОНТРОЛЬ КОНСТИТУЦИОННОСТИ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ (ст. 135 ч. (1) п.а) Конституции)

Конституционный суд, будучи единственным, независимым от любой другой публичной власти органом конституционной юрисдикции, обеспечивает верховенство Конституции, является гарантом демократического функционирования государства в соответствии с конституционными положениями и принципами.

Основная деятельность Конституционного суда состоит в осуществлении контроля конституционности актов, исходящих от Парламента, Президента Республики Молдова и Правительства, в аспекте обеспечения соблюдения конституционных ценностей в процессе законотворчества.

Во исполнение данного полномочия 19 февраля 2002 года Конституционный суд рассмотрел конституционность Постановления Парламента N807-XV от 5 февраля 2002 года "О назначении даты всеобщих местных выборов", которым были нарушены некоторые положения ст.112 Конституции о властях местного публичного управления, осуществляющих местную автономию в селах и городах, и положения ст.38 Конституции, предусматривающие, что свободные выборы проводятся периодически на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном и свободном голосовании, - и признал его неконституционным (Постановление суда N10 от 19 февраля 2002 года)* .

В своем постановлении Конституционный суд отметил, что Постановление Парламента N807-XV влечет правовые последствия, ущемляющие конституционный режим. Назначая всеобщие местные выборы на 7 апреля 2002 года, Парламент, de jure и de facto, прервал действие мандата местных советников, избранных сроком на четыре года. Конституция и действующее законодательство не наделяют Парламент правом прерывать действие мандата местных выборных лиц. Наделенный законом о выборах правом принимать постановления о назначении даты всеобщих или досрочных местных выборов, Парламент не вправе согласно ст.54 ч.(1) Конституции упразднять или умалять права и основные свободы человека и гражданина.

14 марта 2002 года Конституционный суд подверг контролю конституционности ряд положений Закона N781-XV от 28 декабря 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон N186-XIV от 6 ноября 1998 года "О местном публичном управлении" (Постановление суда N13 от 14 марта 2002 года).**

Проанализировав содержание вопросов, поднятых в обращениях, Конституционный суд констатировал, что они относятся к функциям, правам и обязанностям органов местного публичного управления и к основным понятиям, которые регламентируются оспоренными положениями Закона N781-XV от 28 декабря 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон о местном публичном управлении N186-XIV от 6 ноября 1998 года".

В своем постановлении Конституционный суд отметил, что Высший закон не содержит правил, применяемых дифференцированно к органам местного публичного управления, и что согласно основным положениям, которыми следует руководствоваться, отношения между местными публичными властями основываются на принципах автономии, законности и сотрудничества в решении общих вопросов.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Постановление Конституционного суда Республики Молдова от 16 января 2003 года №2
"Об утверждении Доклада об осуществлении конституционной юрисдикции в 2002 году

О документе

Номер документа:2
Дата принятия: 16/01/2003
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:16/01/2003
Органы эмитенты: Судебные органы

Опубликование документа

Monitorul Oficial №10 от 28 января 2003 года