Не вступил в действие

СОГЛАШЕНИЕ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

от 8 июня 2023 года

О свободной торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций

Государства-участники Содружества Независимых Государств, далее именуемые Сторонами,

принимая во внимание Договор о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года,

признавая необходимость дальнейшего расширения охвата экономической интеграции,

учитывая растущее значение сферы услуг для развития экономики,

желая создать условия для расширения взаимной торговли услугами и повышения уровня ее либерализации,

желая создать благоприятные условия для инвестирования лицами одной Стороны на территориях других Сторон,

руководствуясь стремлением к постоянному повышению уровня жизни населения своих государств,

руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права и основываясь на нормах Генерального соглашения по торговле услугами от 15 апреля 1994 года (ГАТС), в том числе Статьи V ГАТС,

исходя из того, что положения настоящего Соглашения направлены на развитие торговли услугами, учреждения и деятельности компаний, а также инвестиционного сотрудничества между Сторонами,

договорились о нижеследующем:

Статья 1. Определения

Понятия, используемые в настоящем Соглашении, означают следующее:

ВТО - Всемирная торговая организация, созданная в соответствии с Марракешским соглашением об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года;

ГАТС - Генеральное соглашение по торговле услугами 1994 года, содержащееся в Приложении 1В к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года.

При использовании в настоящем Соглашении ссылок на положения ГАТС или другие международные договоры, заключенные в рамках ВТО, понятия "договаривающаяся сторона/договаривающиеся стороны" или "член/члены", которые содержатся в них, обозначают соответственно Сторона/Стороны, как они определены в преамбуле настоящего Соглашения;

деятельность - деятельность коммерческого или профессионального характера юридических лиц, филиалов, представительств, указанных в подпунктах "а"-"в", и (или) физических лиц, указанных в подпункте "г" определения термина "учреждение", в том числе по торговле услугами и производству товаров и (или) услуг, за исключением деятельности, осуществляемой при выполнении функций государственной власти;

доходы - средства, полученные от инвестиций, включая, помимо прочего, прибыль, дивиденды, проценты, доходы от прироста капитала, роялти и другие вознаграждения;

законодательство Стороны - законы и иные нормативные правовые акты Стороны;

инвестиции - активы, вложенные инвестором одной Стороны на территории другой Стороны в соответствии с законодательством последней, которые обладают характеристиками инвестиций, включая такие характеристики, как обязательство в отношении капитала или иных ресурсов, ожидания прибыли и принятия на себя риска, включая, но не ограничиваясь:

денежные средства, ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество;

права на осуществление предпринимательской деятельности, предоставляемые на основе законодательства Сторон или по договору, включая, в частности, права на разведку, разработку, добычу и эксплуатацию природных ресурсов;

имущественные и иные права, имеющие денежную оценку, включая права на объекты интеллектуальной собственности.

Термин "инвестиции" не включает:

а) ссуды Стороне или юридическому лицу, которое принадлежит или контролируется Стороной;

б) требования по денежным средствам, которые возникают исключительно из коммерческих контрактов по продаже или аренде товаров или услуг;

в) требования по денежным средствам, которые возникают исключительно из-за продления кредита в связи с коммерческой транзакцией, такой как торговое финансирование.

Никакое изменение формы инвестиций не влияет на их квалификацию в качестве инвестиций, если такое изменение не противоречит законодательству Стороны, на территории которой инвестиции были осуществлены.

Термин "инвестиции" включает инвестиции инвесторов одной Стороны, осуществленные на территории другой Стороны в виде учреждения, как определено и регулируется главой III "Учреждение и деятельность" настоящего Соглашения;

инвестор Стороны - любое лицо одной из Сторон, осуществившее или осуществляющее инвестиции на территории другой Стороны.

Термин "инвестор Стороны" не включает:

а) любое физическое лицо, которое является гражданином Стороны, на территории которой инвестиции осуществляются или были осуществлены;

б) любое физическое лицо, которое являлось гражданином Стороны, на территории которой инвестиции были осуществлены на дату, когда такие инвестиции были осуществлены;

в) любое юридическое лицо Стороны, которое принадлежит или контролируется прямо или косвенно лицом другой Стороны;

г) любое юридическое лицо Стороны, если такое юридическое лицо не осуществляет существенной деловой активности на территории другой Стороны или если такое юридическое лицо принадлежит или контролируется прямо или косвенно лицами третьего государства;

инвестор третьего государства - любое физическое или юридическое лицо третьего государства, не являющегося Стороной настоящего Соглашения;

индивидуальный предприниматель - физическое лицо Стороны, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с национальным законодательством;

исключительный поставщик услуги - любое лицо Стороны, государственное или частное, которое на рынке соответствующей услуги Стороны уполномочено официально или фактически создано в качестве одного из небольшого числа поставщиков такой услуги, и конкуренция среди таких поставщиков услуг на территории Стороны существенно ограничена;

лицензирование - установленные законодательством Стороны процедура и деятельность компетентных органов по предоставлению, переоформлению и продлению срока действия, отказа, приостановлению и аннулированию лицензий (разрешительных документов);

лицо - любое физическое или юридическое лицо Сторон;

мера Стороны - законодательство Стороны, а также решение, действие или бездействие органа или должностного лица этой Стороны, которые приняты на любом уровне государственной власти этой Стороны, его органами местного самоуправления или организациями при осуществлении ими полномочий, делегированных им такими органами;

мера Стороны, влияющая на торговлю услугами, включает меры в отношении:

1) покупки, оплаты и использования услуги;

2) доступа к услугам и использования в связи с поставкой услуг, в отношении которых Сторонами установлены требования их широкого предложения населению;

мера Стороны, влияющая на учреждение и деятельность, включает меры в отношении учреждения и деятельности юридических лиц, филиалов, представительств и индивидуальных предпринимателей одной Стороны настоящего Соглашения на территории любой из других Сторон настоящего Соглашения;

монопольный поставщик услуги - любое лицо Стороны, государственное или частное, которое на рынке соответствующей услуги Стороны уполномочено официально или фактически создано в качестве единственного поставщика такой услуги на территории Стороны;

поставщик услуг - любое лицо Стороны, которое поставляет услугу;

потребитель услуги - любое лицо Стороны, которое получает или использует услугу;

разрешение - предусмотренное законодательством Стороны подтверждение компетентным органом Стороны права лица на торговлю услугами, учреждение и деятельность;

свободно используемая валюта - означает свободно используемую валюту по определению Международного валютного фонда в соответствии со статьями Соглашения о МВФ;

сектор услуги определяется и классифицируется на основе Международного классификатора основных продуктов, утвержденного Статистической комиссией Секретариата Организации Объединенных Наций (Central Products Classification) в 1991 году, и означает:

а) в отношении индивидуального обязательства один или несколько, или все подсектора этой услуги, как это установлено в перечне Стороны;

б) в других отношениях весь сектор этой услуги полностью, включая все ее подсектора;

статьи Соглашения МВФ - статьи Соглашения Международного валютного фонда от 22 июля 1944 года;

территория Стороны - территория Стороны, а также ее пространства, в отношении которых она осуществляет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с международным правом и своим законодательством;

тест на экономическую целесообразность - выдача разрешения на учреждение, деятельность либо торговлю услугами в зависимости от наличия необходимости и потребности рынка путем экономической оценки эффективности деятельности поставщика услуг на соответствие целям экономического планирования конкретной отрасли или интересам национального рынка труда, если это предусмотрено национальным законодательством Сторон. Соответствие интересам национального рынка труда определяется посредством проверки отсутствия на нем физических лиц Стороны, удовлетворяющих требованиям поставщика услуг;

торговля услугами - поставка услуг, включающая производство, распределение, маркетинг, продажу, доставку услуг и осуществляемая следующими способами:

а) с территории одной Стороны на территорию любой другой Стороны;

б) на территории одной Стороны потребителю услуг любой другой Стороны;

в) поставщиком услуг одной Стороны путем присутствия физических лиц Стороны на территории любой другой Стороны;

услуга, поставляемая при выполнении функций государственной власти, - любая услуга, которая поставляется на некоммерческой основе и не на условиях конкуренции с одним или несколькими поставщиками услуг;

услуги включают любую услугу в любом секторе, за исключением услуг, поставляемых при выполнении функций государственной власти;

учреждение:

а) создание, организация и (или) приобретение юридического лица (участие в капитале созданного или учрежденного юридического лица) любой организационно-правовой формы и формы собственности, предусмотренных в соответствии с законодательством Стороны, на территории которой такое юридическое лицо создается;

б) приобретение контроля над юридическим лицом Стороны, выражающееся в получении возможности непосредственно или через третьих лиц определять и (или) влиять на решения, принимаемые таким юридическим лицом, в том числе путем распоряжения голосами, приходящимися на голосующие акции (доли), путем участия в управляющих органах такого юридического лица (включая совет директоров, наблюдательный совет и иные органы управления); или

в) создание филиала или открытие представительства в соответствии с законодательством Сторон;

г) регистрация в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Сторон;

физическое лицо - гражданин Стороны в соответствии с ее законодательством;

юридическое лицо - организация, созданная или учрежденная на территории Стороны в любой организационно-правовой форме в соответствии с законодательством этой Стороны.

Иные термины и определения, используемые в индивидуальных перечнях Сторон, определяются в соответствии с национальным законодательством соответствующей Стороны.

Глава I. Общие обязательства

Статья 2. Внутреннее регулирование

1. Для целей настоящей статьи под мерами Сторон, влияющими на торговлю услугами, учреждение и деятельность, в секторах и видах деятельности, понимаются лицензионные требования и процедуры, а также квалификационные требования и процедуры.

2. В отношении мер Сторон, влияющих на торговлю услугами, учреждение и деятельность, в секторах и видах деятельности, по которым приняты обязательства или отсутствуют изъятия в соответствии с индивидуальными перечнями Сторон в приложениях Б, В и Г к настоящему Соглашению:

а) каждая Сторона обеспечивает, чтобы любые меры этой Стороны, влияющие на торговлю услугами, учреждение и деятельность, применялись разумным, объективным и беспристрастным образом;

б) когда требуется разрешение на торговлю услугами, учреждение и деятельность, компетентные органы Стороны в течение разумного периода времени после представления заявки, которая сочтена оформленной в соответствии с требованиями законодательства данной Стороны, информируют заявителя о решении по поводу заявления. По запросу заявителя компетентные органы Стороны предоставляют информацию о ходе рассмотрения заявки в разумные сроки и не позднее срока, предусмотренного национальным законодательством;

в) Стороны не применяют лицензионные или квалификационные требования, аннулирующие или сокращающие выгоды, которые представляются согласно условиям, включенным в приложения Б и В к настоящему Соглашению, путем, который:

не основывается на объективных и гласных критериях, таких как компетентность и способность поставлять услугу;

в случае процедур лицензирования - не был сам по себе ограничением на поставку услуги;

не был более обременительным, чем это необходимо для обеспечения качества услуги.

В случае если в соответствии с индивидуальными перечнями Сторон в приложениях Б и В к настоящему Соглашению включены обязательства (отсутствуют изъятия) в части профессиональных услуг, каждая Сторона осуществляет процедуры в соответствии со своим законодательством для проверки компетентности профессионалов любой другой Стороны.

3. В отношении мер Сторон, влияющих на торговлю услугами, учреждение и деятельность:

3.1. Если Сторона применяет процедуры и требования лицензирования (разрешительные процедуры), то такая Сторона обеспечивает, чтобы:

а) наименования компетентных органов власти, отвечающих за выдачу лицензий (разрешений) на осуществление деятельности, были опубликованы или иным образом доведены до общего сведения;

б) лицензионные (разрешительные) процедуры не являлись сами по себе ограничением на торговлю услугами, учреждение и деятельность и чтобы лицензионные (разрешительные) требования, напрямую связанные с правом на торговлю услугами или осуществление деятельности, не являлись сами по себе необоснованным барьером для торговли услугами или деятельности;

в) все лицензионные процедуры и требования были установлены в законодательстве и законодательство, устанавливающее или применяющее лицензионные процедуры или требования, публиковалось заблаговременно, но не позднее его вступления в силу (введения в действие) в соответствии с положениями статьи 4 настоящего Соглашения;

г) компетентные органы принимали решение о выдаче (отказе в выдаче) лицензии (разрешения) в течение периода времени, определенного в соответствующем акте законодательства, а любые сборы, взимаемые в связи с представлением и рассмотрением заявления на выдачу лицензии (разрешения), соответствовали бы законодательству и не являлись сами по себе ограничением для торговли услугами, учреждения и деятельности и основывались на затратах уполномоченного органа на выдачу (отказ в выдаче) лицензии (разрешения), связанных с рассмотрением заявления и выдачей лицензии (разрешения), за исключением лицензионных платежей за использование радиочастотного спектра и ресурсов нумерации, размер которых определяется национальным законодательством;

д) по истечении периода времени, указанного в подпункте "г" настоящего пункта, и по требованию заявителя соответствующий компетентный орган Стороны информировал заявителя о состоянии рассмотрения его заявления, а также о том, считается ли это заявление надлежаще заполненным. В любом случае заявителю будет предоставлена возможность внести технические исправления в заявление. Заявление не будет считаться надлежаще заполненным до тех пор, пока не будут получены вся информация и документы, указанные в соответствующем акте законодательства Стороны;

е) по письменному требованию заявителя, которому было отказано в приеме заявления, компетентный орган, отказавший в приеме заявления, письменно информировал заявителя о причинах такого отказа. Однако это положение не должно толковаться как требующее от компетентного органа раскрывать информацию, раскрытие которой препятствует исполнению закона или иным образом противоречит общественным интересам или существенным интересам безопасности;

ж) в случае, когда было отказано в приеме заявления, заявитель мог подать новое заявление о выдаче лицензии (разрешения) или внести изменения в старое заявление, которыми будут устранены любые имевшиеся проблемы для выдачи лицензии (разрешения).

3.2. Каждая Сторона сохраняет или создает так скоро, как это практически возможно, судебные, арбитражные или административные органы или процедуры, которые по запросу поставщика услуг или лица, интересы которого затронуты, обеспечивают безотлагательное рассмотрение и, когда это обосновано, надлежащее исправление административных решений, затрагивающих торговлю услугами, учреждение и деятельность. В тех случаях, когда указанные процедуры не являются независимыми от органа, уполномоченного принимать такие административные решения, Сторона обеспечивает объективное и беспристрастное рассмотрение указанных вопросов в рамках таких процедур.

4. Особенности регулирования в сфере финансовых услуг предусмотрены приложением Д к настоящему Соглашению.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

СОГЛАШЕНИЕ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ Статья 1. Определения Глава I. Общие обязательства Статья 2. Внутреннее регулирование Статья 3. Признание Статья 4. Транспарентность Статья 5. Раскрытие конфиденциальной информации Статья 6. Монопольные и исключительные поставщики услуг Статья 7. Принцип равенства Статья 8. Ограничения или запреты Статья 9. Общие исключения Статья 10. Исключения по соображениям безопасности Статья 11. Ограничения в целях защиты платежного баланса Статья 12. Платежи и переводы Глава II. Трансграничная торговля услугами Статья 13. Сфера применения Статья 14. Режим наибольшего благоприятствования Статья 15. Национальный режим Статья 16. Доступ на рынок Статья 17. Дополнительные обязательства Глава III. Учреждение и деятельность Статья 18. Сфера применения Статья 19. Режим наибольшего благоприятствования Статья 20. Национальный режим Статья 21. Ограничения по доступу на рынок при учреждении и деятельности Статья 22. Легализация документов Глава IV. Особенности временного присутствия физических лиц Статья 23. Сфера применения Статья 24. Режим наибольшего благоприятствования Статья 25. Национальный режим Статья 26. Доступ на рынок Статья 27. Дополнительные обязательства Глава V. Инвестиции Статья 28. Сфера применения Статья 29. Поощрение и защита инвестиций Статья 30. Национальный режим Статья 31. Режим наибольшего благоприятствования Статья 32. Возмещение ущерба Статья 33. Экспроприация Статья 34. Суброгация Статья 35. Перевод платежей Статья 36. Разрешение споров между Стороной и инвестором другой Стороны Глава VI. Заключительные положения Статья 37. Экономическая интеграция Статья 38. Сокращение ограничений Статья 39. Новые сектора услуг и виды деятельности Статья 40. Спорные вопросы Статья 41. Изменения Статья 42. Изменение обязательств Статья 43. Мониторинг реализации положений Соглашения Статья 44. Вступление в силу Статья 45. Присоединение Статья 46. Срок действия, выход Приложение А Приложение Б Приложение В Приложение Г Приложение Д Приложение Е Оговорка Республики Казахстан

Соглашение государств-участников Содружества Независимых Государств от 8 июня 2023 года
"О свободной торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций"

О документе

Дата принятия: 08.06.2023
Состояние документа:Не вступил в действие
Органы эмитенты: Государства-участники Содружества Независимых Государств (СНГ)

Опубликование документа

Единый реестр правовых актов и других документов СНГ http://cis.minsk.by/

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 2 статьи 44 для Сторон, выполнивших внутригосударственные процедуры позднее, настоящее Соглашение вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием соответствующих документов.