Действует

Неофициальный перевод (с) ООО СоюзПравоИнформ

РЕШЕНИЕ ПЕРВОГО СЕНАТА КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ

от 13 сентября 2023 года №7-р(I)/2023

По делу по конституционной жалобе Костины Николая Васильевича относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положения пункта 26 раздела VI "Заключительные и переходные положения" Бюджетного кодекса Украины

Дело №3-51/2021(115/21)

Первый сенат Конституционного Суда Украины в составе:

Петришина Александра Витальевича-председательствующего,

Грищук Оксаны Викторовны,

Кичуна Виктора Ивановича-докладчика,

Колесника Виктора Павловича,

Совгири Ольги Владимировны,

Филюка Петра Тодосьевича,

рассмотрел на пленарном заседании дело по конституционной жалобе Костины Николая Васильевича относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положения пункта 26 раздела VI "Заключительные и переходные положения" Бюджетного кодекса Украины.

Заслушав судью-докладчика Кичуна В. И. и исследовав материалы дела, Конституционный Суд Украины

установил:

1. Костина М. В. обратился в Конституционный Суд Украины с ходатайством проверить на соответствие частям первой, второй статьи 8, части третьей статьи 22, части первой статьи 46 Конституции Украины (конституционность) положения пункта 26 раздела VI "Заключительные и переходные положения" Бюджетного кодекса Украины (далее - Кодекс), согласно которому нормы и положения статей 20, 21, 22, 23, 30, 31, 37, 39, 48, 50, 51, 52 и 54 Закона Украины "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы" от 28 февраля 1991 года №796-XII с изменениями (далее - Закон №796) применяются в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Украины, исходя из имеющихся финансовых ресурсов государственного и местного бюджетов и бюджетов фондов общеобязательного государственного социального страхования.

Субъект права на конституционную жалобу считает, что оспариваемое положение Кодекса сужает содержание и объем ранее определенных государством гарантий социальной защиты граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, и ставит реализацию таких гарантий в зависимость от имеющихся финансовых бюджетных ресурсов, чем нарушает установленный Конституцией Украины принцип верховенства права (правовластия).

1.1. Первый сенат Конституционного Суда Украины определением от 12 июля 2023 года №12-уп(I)/2023 закрыл конституционное производство по делу по конституционной жалобе Костины Николая Васильевича относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положения пункта 26 раздела VI "Заключительные и переходные положения" Бюджетного кодекса Украины в части, по которой нормы и положения статей 20, 21, 22, 23, 30, 31, 37, 39, 4851, 52 Закона №796 применяются в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Украины, исходя из имеющихся финансовых ресурсов государственного и местного бюджетов и бюджетов фондов общеобязательного государственного социального страхования, на основании пункта 4 статьи 62 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" - неприемлемость конституционной жалобы.

Итак, предметом конституционного контроля в этом деле является положение пункта 26 раздела VI "Заключительные и переходные положения" Кодекса в части, по которой нормы и положения статей 50, 54 Закона №796 применяются в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Украины, исходя из имеющихся финансовых ресурсов государственного и местного бюджетов и бюджетов фондов общеобязательного государственного социального страхования.

2. Конституционный Суд Украины, решая затронутые в конституционной жалобе вопросы, исходит из такого.

2.1.В Конституции Украины установлено, что Украина является социальное, правовое государство (статья 1); права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства; государство отвечает перед человеком за свою деятельность; утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства (часть вторая статьи 3).

Конституционный Суд Украины в Решении от 1 июня 2016 года №2-рп/2016 указал, что "государство, выполняя свой главный долг - утверждение и обеспечение прав и свобод человека (Часть вторая статьи 3 Конституции Украины) - должно не только воздерживаться от нарушений или непропорциональных ограничений прав и свобод человека, но и принимать надлежащие меры для обеспечения возможности их полной реализации каждым, кто находится под его юрисдикцией. С этой целью законодатель и другие органы публичной власти должны обеспечивать эффективное правовое регулирование, соответствующее конституционным нормам и принципам, и создавать механизмы, необходимые для удовлетворения потребностей и интересов человека" (первое, второе предложение абзаца первого пункта 3 мотивировочной части).

В Украине признается и действует принцип верховенства права; Конституция Украины имеет высшую юридическую силу; законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей (части первая, вторая статьи 8 Основного Закона Украины).

Конституционный Суд Украины в ряде решений высказал юридические позиции относительно предписаний статьи 8 Конституции Украины и отметил, что:

- "верховенство права следует понимать, в частности, как механизм обеспечения контроля над использованием власти государством и защиты человека от произвольных действий государственной власти" (абзац третий подпункта 3.1 пункта 3 мотивировочной части Решения от 23 января 2020 года №1-р/2020);

- "одним из требований принципа верховенства права (правовластия) является требование юридической определенности (как принцип), на что Конституционный Суд Украины неоднократно указывал в своих выводах и решениях" [первое предложение абзаца первого подпункта 2.1.1 подпункта 2.1 пункта 2 мотивировочной части Решения от 18 июня 2020 года №5-Р(II)/2020];

- "юридическая определенность дает возможность участникам общественных отношений предусмотреть последствия своих действий и быть уверенными в своих легитимных ожиданиях (legitimate expectations), в частности в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет реализовано" [абзац второй подпункта 2.2 пункта 2 мотивировочной части Решения от 5 июня 2019 года №3-р(I)/2019].

В Решении от 16 ноября 2022 года №9-Р(II)/2022 Конституционный Суд Украины также отмечал, что "в Докладе о правовластии, одобренном Европейской Комиссией "За демократию через право" (Венецианская Комиссия) на ее 86-м пленарном заседании, которое состоялось 25-26 марта 2011 года [CDL-AD(2011)003rev], указано, что "юридическая определенность требует, чтобы юридические нормы были понятными и точными, а также, чтобы их целью было обеспечение предвидения ситуаций и правоотношений" (первое предложение § 46); <...> в специальном исследовании Европейской комиссии "За демократию через право" (Венецианская комиссия) "Мерило правовластие", "предусмотрительность означает не только то, что предписания акта права должны быть <...> предусмотрительными по своим последствиям: они должны быть сформулированы с достаточной четкостью и понятностью, чтобы субъекты права имели возможность упорядочить свое поведение согласно им" [CDL-AD(2016)007, пункт II.В. 3.58] " (абзацы четвертый, пятый подпункта 4.4 пункта 4 мотивировочной части).

Итак, из содержания статьи 8 Основного Закона Украины, основанных на ее предписаниях юридических позиций Конституционного Суда Украины, а также международных актов, в которых изложено понимание юридической определенности, усматривается, что принцип верховенства права требует от законодателя устанавливать четкое, понятное, однозначное, прогнозируемое правовое регулирование общественных отношений для обеспечения стабильного правового положения человека, не допускать произвольного отказа от взятых государством на себя обязательств, гарантировать надлежащую защиту правомерных (легитимных) ожиданий лица.

2.2. В соответствии с Конституцией Украины при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод (часть третья статьи 22); право на социальную защиту граждан включает право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствам, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законом (часть первая статьи 46).

"Положение части третьей статьи 22 Конституции Украины необходимо понимать так, что при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих конституционных прав и свобод человека, если такое сужение приводит к нарушению их сущности" (абзац десятый подпункта 2.2 пункта 2 мотивировочной части решения Конституционного Суда Украины от 22 мая 2018 года №5-р/2018).

В Решении от 7 ноября 2018 года №9-р/2018 Конституционный Суд Украины констатировал, что "право граждан на социальную защиту является комплексным, его содержание определяют как Конституция, так и законы Украины"; "составляющие права на социальную защиту, не конкретизированные в части первой статьи 46 Основного Закона Украины или в других его статьях, определяет Верховная Рада Украины путем принятия законов, поэтому она может изменить, отменить или восстановить их при формировании социальной политики государства при условии соблюдения конституционных норм и принципов" (первое предложение абзаца второго, абзац четвертый пункта 5 мотивировочной части).

Следовательно, граждане имеют право на социальную защиту в случаях, установленных как Конституцией Украины, так и законами. Верховная Рада Украины должна осуществлять законодательное регулирование в сфере социальной политики государства, соблюдая конституционные нормы и принципы.

2.3. Конституционный Суд Украины в своих решениях по делам о социальной защите выделил определенные категории граждан Украины, для которых социальные обязательства государства имеют основополагающий характер, к таким категориям относятся, в частности, граждане, которые в соответствии со статьей 17 Конституции Украины находятся на службе в Вооруженных Силах Украины и других военных формированиях, и члены их семей (абзац второй пункта 3 мотивировочной части решения от 18 декабря 2018 №12-р/2018), пострадали в результате Чернобыльской катастрофы и нуждаются в дополнительных гарантиях социальной защиты в связи с чрезвычайными масштабами указанной катастрофы и ее последствий (абзац первый пункта 4 мотивировочной части Решения от 17 июля 2018 года №6-р/2018).

В своих решениях Конституционный Суд Украины сформулировал юридические позиции по социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, которые применимы в этом деле, а именно:

- "возложение Конституцией Украины на государство обязанности защищать лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, указывает на особый статус таких лиц в контексте их социальной защиты и здравоохранения, а следовательно - обусловливает усиленную их социальную защиту "[абзац одиннадцатый подпункта 2.3 пункта 2 мотивировочной части Решения от 7 апреля 2021 года №1-Р (II)/2021];

- "учитывая сущность статьи 16 Конституции Украины, Конституционный Суд Украины считает, что закрепление предусмотренной в ней обязанности государства в разделе I "Общие принципы" Конституции Украины указывает на основополагающий характер этой обязанности и на необходимость выделения категории граждан Украины, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы и нуждающихся в дополнительных гарантиях социальной защиты в связи с чрезвычайными масштабами указанной катастрофы и ее последствий" (абзац первый пункта 4 мотивировочной части Решения от 17 июля 2018 №6-р/2018);

- "необходимость обеспечения надлежащего уровня социальной защиты лиц, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, обусловлена ограничениями, рисками, потерями, которые понесли они и члены их семей. В принятом во исполнение статьи 16 Конституции Украины Законе №796 предусмотрены дополнительные гарантии социальной защиты для указанных лиц - комплекс мер в виде льгот, компенсаций и гарантий. Фактически эти меры являются компенсацией лицам, пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС, за утраченное здоровье, моральные и физические страдания, ограничения в реализации своих способностей и возможностей обеспечить себе достойный жизненный уровень, а также основным средством реализации государством конституционной обязанности по обеспечению социальной защиты таких лиц" (абзац второй пункта 6 мотивировочной части Решения от 17 июля 2018 года №6-р/2018).

Итак, Конституционный Суд Украины подчеркивает основополагающий характер положительной обязанности государства перед гражданами Украины, пострадавшими в результате Чернобыльской катастрофы, и необходимость предоставления таким лицам особого статуса и обеспечения государством им усиленной социальной защиты.

2.4. Государство, выполняя свой конституционный долг по преодолению последствий Чернобыльской катастрофы, ввело особую систему социальной защиты пострадавших лиц.

В Решении от 7 апреля 2021 года №1-Р(II)/2021 Конституционный Суд Украины отметил, что "во исполнение возложенного статьей 16 Конституции Украины на государство долга Украина в лице законодателя приняла Закон №796-XII, в котором установила общий порядок реализации права граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, на охрану их жизни и здоровья и создала единый порядок определения, в частности, социальной защиты пострадавших лиц" (абзац первый подпункта 2.2 пункта 2 мотивировочной части).

По статье 13 Закона №796 государство берет на себя ответственность за причиненный вред гражданам и обязуется возместить его за:

"1) повреждение здоровья или потерю трудоспособности гражданами и их детьми, пострадавшими в результате Чернобыльской катастрофы;

2) потерю кормильца, если его смерть связана с Чернобыльской катастрофой;

3) материальные потери, которые понесли граждане и их семьи в связи с Чернобыльской катастрофой, в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Украины" (часть первая).

Законом №796 для установления льгот и компенсаций определены четыре категории лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы (часть первая статьи 14). К категории 1 относятся лица с инвалидностью из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и пострадавших от Чернобыльской катастрофы (статьи 10, 11, Часть третья статьи 12), в отношении которых установлена причинная связь инвалидности с Чернобыльской катастрофой, больные вследствие Чернобыльской катастрофы лучевой болезнью (пункт 1 части первой статьи 14 Закона №796).

Следовательно, особой формой возмещения вреда за утраченное здоровье, физические и моральные страдания, ограничения в реализации своих способностей лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы и нуждающимся в дополнительных гарантиях социальной защиты в связи с ее последствиями, являются льготы, компенсации и гарантии, установленные в Законе №796.

2.5. По части первой статьи 49 Закона №796 пенсии лицам, отнесенным к категориям 1, 2, 3, 4, устанавливают в виде: государственной пенсии; дополнительной пенсии за вред, причиненный здоровью, которую назначают после возникновения права на государственную пенсию. Порядок назначения государственной и дополнительной пенсий лицам, отнесенным к категории 1, урегулирован статьями 50, 54 Закона №796.

2.5.1. В соответствии со статьей 50 Закона №796 лицам, отнесенным к категории 1, назначают ежемесячную дополнительную пенсию за вред, причиненный здоровью, в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Украины. Итак, в статье 50 Закона №796 непосредственно не установлено размеров ежемесячной дополнительной пенсии за вред, причиненный здоровью, лицам, отнесенным к категории 1.

Размеры пенсий лицам, пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы, установлено Порядком исчисления пенсий лицам, пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины "О повышении уровня социальной защиты граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы" от 23 ноября 2011 года №1210 с изменениями (далее - Порядок).

По статье 116 Конституции Украины Кабинет Министров Украины обеспечивает, в частности, проведение политики в сфере социальной защиты (пункт 3). На реализацию положения статьи 50 Закона №796 Кабинет Министров Украины утвердил Порядок. Согласно пункту 13 Порядка ежемесячную дополнительную пенсию за вред, причиненный здоровью, в соответствии с Законом №796 выплачивают в следующих размерах: "лицам, относящимся к категории 1:

из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС:

лицам с инвалидностью I группы - 474,5 гривны" (подпункт 1).

Итак, по статье 50 Закона №796 порядок назначения и размеры ежемесячной дополнительной пенсии за вред, причиненный здоровью, лицам, отнесенным к категории 1, устанавливает Кабинет Министров Украины.

2.5.2. Согласно статье 54 Закона №796 пенсии по инвалидности, наступившей вследствие увечья или заболевания, и пенсии в связи с потерей кормильца вследствие Чернобыльской катастрофы могут быть назначены по желанию гражданина из заработка, полученного за работу в зоне отчуждения в 1986-1990 годах, в размере возмещения фактических убытков, который определяют согласно законодательству; женам (мужьям), потерявшим кормильца из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, отнесенных к категории 1, пенсию в связи с потерей кормильца назначают независимо от причинной связи смерти с Чернобыльской катастрофой (часть первая).

Во всех случаях размеры пенсии по инвалидности, наступившей вследствие увечья или заболевания вследствие Чернобыльской катастрофы, не могут быть ниже, в частности, для I группы инвалидности - 6000 гривен (часть третья статьи 54 Закона №796).

По части пятой статьи 54 Закона №796 порядок назначения пенсии по инвалидности, наступившей вследствие увечья или заболевания, и пенсии в связи с потерей кормильца вследствие Чернобыльской катастрофы определяет Кабинет Министров Украины.

Итак, в статье 54 Закона №796 установлен лицам, отнесенным к категории 1, размер пенсии по инвалидности, наступившей вследствие увечья или заболевания вследствие Чернобыльской катастрофы, а Кабинет Министров Украины определяет только порядок назначения такой пенсии.

2.6. В соответствии с пунктом 6 части первой статьи 92 Конституции Украины исключительно законами Украины определяются, в частности, основы социальной защиты, формы и виды пенсионного обеспечения. Единственным органом законодательной власти в Украине является парламент-Верховная Рада Украины (статья 75 Основного Закона Украины).

Конституция Украины не только закрепляет основополагающие принципы права граждан на социальную защиту, но и относит к законодательному регулированию механизм реализации этого права (абзац седьмой пункта 2 мотивировочной части решения Конституционного Суда Украины от 20 июня 2001 года №10-рп/2001).

Закон №796 является специальным, в нем определены основные положения по реализации конституционного права граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, на охрану их жизни и здоровья, в том числе порядок пенсионного обеспечения таких лиц, поэтому Конституционный Суд Украины отмечает, что социальные гарантии для этой категории лиц, в частности размер пенсионного обеспечения, должен устанавливать законодатель исключительно в Законе №796.

Конституционный Суд Украины в своих решениях неоднократно обращал внимание на то, что: "Кодексом нельзя вносить изменения в другие законы Украины, останавливать их действие или отменять их, а также устанавливать другое (дополнительное) законодательное регулирование отношений, отличное от того, что является предметом специального регулирования другими законами Украины" (абзац восьмой подпункта 2.2 пункта 2 мотивировочной части Решения от 27 февраля 2020 года №3-р/2020).

2.6.1. Согласно подпункту 5 пункта 63 раздела I Закона Украины "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно реформы межбюджетных отношений" от 28 декабря 2014 года №79-VIII раздел VI "Заключительные и переходные положения" Кодекса дополнен пунктом 26, по которому, в частности, нормы и положения статей 50, 54 Закона №796 применяются в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Украины, исходя из имеющихся финансовых ресурсов государственного и местного бюджетов и бюджетов фондов общеобязательного государственного социального страхования.

Полномочия Кабинета Министров Украины по установлению порядка назначения государственной пенсии лицам, отнесенным к категории 1, и в связи с потерей кормильца определены статьей 54 Закона №796. однако оспариваемыми положениями Кодекса обусловлено, что Кабинет Министров Украины устанавливает не только порядок, но и размеры государственной пенсии для упомянутой категории лиц исходя из имеющихся финансовых ресурсов государственного и местного бюджетов и бюджетов фондов общеобязательного государственного социального страхования.

Конституционный Суд Украины в Решении от 7 апреля 2021 года №1-Р(II)/2021 указал, что "социальные обязательства государства перед гражданами, которые потеряли здоровье вследствие того, что государство в свое время обязало их принять участие в преодолении последствий аварии на Чернобыльской АЭС - катастрофы планетарного масштаба, и которые подверглись инвалидности в результате таких действий, а также перед лицами с инвалидностью из числа пострадавших от этой катастрофы не должны зависеть от финансовых возможностей государства и его экономического положения" (первое предложение абзаца девятого подпункта 2.5.1 подпункта 2.5 пункта 2 мотивировочной части).

Положения пункта 26 раздела VI "Заключительные и переходные положения" Кодекса в части, по которой нормы и положения статьи 54 Закона №796 применяются в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Украины, исходя из имеющихся финансовых ресурсов государственного и местного бюджетов и бюджетов фондов общеобязательного государственного социального страхования, создает условия, при которых граждане, пострадавшие в результате Чернобыльской катастрофы, а именно лица, отнесенные к категории 1, и лица, имеющие право на пенсию в связи с потерей кормильца, находятся в состоянии неопределенности относительно размеров выплат государственной пенсии, что не соответствует требованию юридической определенности (предсказуемости) - составляющему элементу принципа верховенства права (правовластия).

Конституционный Суд Украины считает, что установление положением пункта 26 раздела VI "Заключительные и переходные положения" Кодекса другого, чем в статье 54 Закона №796, законодательного регулирования влечет юридическую неопределенность при применении указанных норм Кодекса и Закона №796, что лишает пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы лиц, отнесенных к категории 1, возможности быть уверенными в своих легитимных ожиданиях по выплате государственной пенсии, поскольку они зависят от финансовых возможностей государства, а это противоречит принципу верховенства права, установленном частью первой статьи 8 Конституции Украины.

Учитывая то, что статья 50 Закона №796 непосредственно не устанавливает размеров ежемесячной дополнительной пенсии за вред, причиненный здоровью, лицам, отнесенным к категории 1, у Конституционного Суда Украины нет оснований считать, что положения пункта 26 раздела VI "Заключительные и переходные положения" Кодекса в части, по которой нормы и положения статьи 50 Закона №796 применяются в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Украины, исходя из имеющихся финансовых ресурсов государственного и местного бюджетов и бюджетов фондов общеобязательного государственного социального страхования, имеет признаки несоответствия части первой статьи 8 Конституции Украины.

2.7. Из содержания положения пункта 26 раздела VI "Заключительные и переходные положения" Кодекса усматривается, что настоящим Положением: не внесены каких-либо изменений (дополнений) непосредственно в Закон №796; не отменено, не изменено, не дополнено, не остановлено (приостановлено) действия любого положения Закона №796; не установлено размеров социальных выплат лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы.

Положением пункта 26 раздела VI "Заключительные и переходные положения" Кодекса установлен дополнительный порядок применения статей 50, 54 Закона №796. Следовательно, возможно лишь предположить, что положение пункта 26 раздела VI "Заключительные и переходные положения" Кодекса повлияет на содержание и объем права на социальную защиту лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, например, если Кабинет Министров Украины на его выполнение примет акт, которым уменьшит размеры социальных выплат исходя из имеющихся финансовых ресурсов до тех пределов, что под сомнением будет сама сущность содержания права на социальную защиту.

2.7.1. В соответствии с частью первой статьи 67 Закона №796 размеры всех доплат, пенсий и компенсаций регулирует Кабинет Министров Украины в соответствии с изменением индекса стоимости жизни и роста минимальной заработной платы.

Частью четвертой статьи 54 Закона №796 определено, что "размеры пенсии, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, начиная с 2022 года ежегодно с 1 марта индексируются в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, с учетом коэффициента увеличения, определяемого в соответствии с абзацами второго и третьей части второй статьи 42 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании"".

В соответствии с пунктом 1 постановления Кабинета Министров Украины"Об индексации пенсионных и страховых выплат и дополнительных мер по повышению уровня социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения в 2023 году" от 24 февраля 2023 года №168 (далее - Постановление №168) с 1 марта 2023 года перерасчет пенсий согласно Порядку проведения перерасчета пенсий в соответствии с частью второй статьи 42 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины "Вопрос проведения индексации пенсий в 2019 году" от 20 февраля 2019 года №124 с изменениями, проводится с применением коэффициента увеличения показателя средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы и который учитывают для исчисления пенсии, в размере 1,197.

По информации, которую предоставил Пенсионный фонд Украины, размеры дополнительной пенсии за вред, причиненный здоровью, лицам, отнесенным к категории 1, соответствуют размерам, установленным пунктом 13 Порядка; размеры пенсии по инвалидности, наступившей вследствие увечья или заболевания, и пенсии в связи с потерей кормильца вследствие Чернобыльской катастрофы больше, чем установлено статьей 54 Закона №796.

Итак, положения пункта 26 раздела VI "Заключительные и переходные положения" Кодекса в части, по которой нормы и положения статей 50, 54 Закона №796 применяются в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Украины, исходя из имеющихся финансовых ресурсов государственного и местного бюджетов и бюджетов фондов общеобязательного государственного социального страхования, не влияет на содержание и объем конституционного права на социальную защиту лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, поскольку никоим образом не меняет размеров их пенсий, а потому не противоречит части третьей статьи 22, части первой статьи 46 Конституции Украины.

2.8. Учитывая приведенное, Конституционный Суд Украины пришел к выводу, что положения пункта 26 раздела VI "Заключительные и переходные положения" Кодекса в части, по которой нормы и положения статьи 54 Закона №796 применяются в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Украины, исходя из имеющихся финансовых ресурсов государственного и местного бюджетов и бюджетов фондов общеобязательного государственного социального страхования, противоречит статье 8 Конституции Украины.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 147, 150, 151-1, 151-2, 152, 153 Конституции Украины, на основании статей 7, 32, 36, 65, 67, 74, 84, 88, 89, 91, 92, 94 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины"

Конституционный Суд Украины

принял:

1. Признать соответствующим Конституции Украины (является конституционным), положения пункта 26 раздела VI "Заключительные и переходные положения" Бюджетного кодекса Украины в части, по которой нормы и положения статьи 50 Закона Украины "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы" от 28 февраля 1991 года №796-XII с изменениями применяются в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Украины, исходя из имеющихся финансовых ресурсов государственного и местного бюджетов и бюджетов фондов общеобязательного государственного социального страхования.

2. Признать не соответствующим Конституции Украины (является неконституционным), положения пункта 26 раздела VI "Заключительные и переходные положения" Бюджетного кодекса Украины в части, по которой нормы и положения статьи 54 Закона Украины "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы" от 28 февраля 1991 года №796-XII с изменениями применяются в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Украины, исходя из имеющихся финансовых ресурсов государственного и местного бюджетов и бюджетов фондов общеобязательного государственного социального страхования.

3. Положение пункта 26 раздела VI "Заключительные и переходные положения" Бюджетного кодекса Украины в части, по которой нормы и положения статьи 54 Закона Украины "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы" от 28 февраля 1991 года №796-XII с изменениями применяются в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Украины, исходя из имеющихся финансовых ресурсов государственного и местного бюджетов и бюджетов фондов общеобязательного государственного социального страхования, признанное неконституционным, теряет силу со дня принятия настоящего Решения.

4. Решение Конституционного Суда Украины является обязательным, окончательным и не может быть обжаловано.

Решение Конституционного Суда Украины подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Украины".

Первый сенат Конституционного Суда Украины

 

Решение Первого сената Конституционного Суда Украины от 13 сентября 2023 года №7-р(I)/2023
"По делу по конституционной жалобе Костины Николая Васильевича относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положения пункта 26 раздела VI "Заключительные и переходные положения" Бюджетного кодекса Украины"

О документе

Номер документа:7-р(I)/2023
Дата принятия: 13.09.2023
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:13.09.2023
Органы эмитенты: Судебные органы

Опубликование документа

Нет сведений