Действует

Неофициальный перевод (с) ООО СоюзПравоИнформ

Зарегистрировано

Министерством юстиции Украины

20 июля 2023 года

№1229/40285

ПОСТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОМИССИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРАХ ЭЛЕКТРОННЫХ КОММУНИКАЦИЙ, РАДИОЧАСТОТНОГО СПЕКТРА И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ УКРАИНЫ

от 31 мая 2023 года №218

Об утверждении Порядка идентификации, определения и анализа рынков определенных электронных коммуникационных услуг

Согласно части первой статьи 81, части первой статьи 82 и части первой статьи 83 Закона Украины "Об электронных коммуникациях", пункта 1 части четвертой статьи 4 Закона Украины "О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах электронных коммуникаций, радиочастотного спектра и предоставления услуг почтовой связи", учитывая положения Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским Сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны, ратифицированной Законом Украины от 16 сентября 2014 года №1678-VII, Директивы Европейского парламента и Совета (ЕС) 2018/1972 от 11 декабря 2018 года о введении Европейского кодекса электронных коммуникаций, "Рекомендации Комиссии (ЕС) 2020/2245 от 18 декабря 2020 года относительно соответствующих рынков услуг в секторе электронных коммуникаций, подлежащих предварительному регулированию в соответствии с Директивой (ЕС) 2018/1972 Европейского Парламента и Совета, устанавливающего Европейский кодекс электронных коммуникаций (2020 / L 439/23)", "Наставления комиссии по анализу рынка и оценке значительной рыночной власти в соответствии с нормативно-правовой базой сообщества для электронных коммуникационных сетей и услуг (2002/C 165/03)", "Наставления по анализу рынка и оценки значительной рыночной власти в соответствии с нормативно-правовой базой Европейского Союза для электронных коммуникационных сетей и услуг (2018/C 159/01)", Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах электронных коммуникаций, радиочастотного спектра и предоставления услуг почтовой связи ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Порядок идентификации, определения и анализа рынков определенных электронных коммуникационных услуг, который прилагается.

2. Признать утратившими силу:

решение Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации, от 11 декабря 2018 года №640 "Об утверждении Порядка проведения анализа рынков определенных телекоммуникационных услуг и определения операторов, провайдеров телекоммуникаций с существенным рыночным преимуществом на рынках таких услуг", зарегистрированное в Министерстве юстиции Украины 17 января 2019 года под №54/33025;

решение Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации, от 14 июля 2020 года №269 "Об утверждении Порядка определения рынков определенных телекоммуникационных услуг", зарегистрированное в Министерстве юстиции Украины 10 сентября 2020 года под №866/35149.

3. Управлению анализа рынков и отчетности в установленном законодательством порядке подать настоящее постановление на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель

А. Животовский

Согласовано:

Председателем Антимонопольного комитета Украины

 

О. Песчанская

 

Утвержден Постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах электронных коммуникаций, радиочастотного спектра и предоставление услуг почтовой связи Украины от 31 мая 2023 года №218

Порядок идентификации, определения и анализа рынков определенных электронных коммуникационных услуг

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок устанавливает организационно-правовые основы процедуры идентификации, определения и анализа оптового и/или розничного рынка определенных электронных коммуникационных услуг (далее - рынок определенных услуг), определения поставщиков электронных коммуникационных сетей и/или услуг (далее - поставщиков) со значительным рыночным влиянием (далее - из ЗРВ) на этих рынках.

2. Настоящий Порядок используется Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сферах электронных коммуникаций, радиочастотного спектра и предоставления услуг почтовой связи, в пределах полномочий определенных Законом Украины "Об электронных коммуникациях" (далее - Закон) для идентификации, определения и анализа рынков определенных услуг, характеристики которых могут обосновывать введение регуляторных обязательств и определение поставщиков из ЗРВ.

3. В настоящем Порядке термины употребляются в значениях, приведенных в Законе и других нормативно-правовых актах в сфере электронных коммуникаций.

4. Действие настоящего Порядка распространяется на всех поставщиков, включенных в реестр поставщиков электронных коммуникационных сетей и услуг.

II. Организационные основы проведения идентификации и определения рынков определенных услуг

1. Идентификация рынков определенных услуг проводится на основании решения НКЭК по ее собственной инициативе и/или по обращению поставщика(ов), органов государственной власти.

2. Обращение поставщика(ов), органов государственной власти к НКЭК по идентификации рынков определенных услуг должно содержать:

полное наименование юридического лица или фамилия, собственное имя, отчество (при наличии) физического лица - предпринимателя;

код по Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины-для юридического лица или регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серия (при наличии) и номер паспорта (для физических лиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и сообщили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте о праве осуществлять любые платежи по серии (при наличии) и номеру паспорта) - для физических лиц;

контактные данные, на которые заявителю может быть отправлен ответ;

обоснование необходимости проведения идентификации рынка определенных услуг, в том числе, какие проблемы на рынке электронных коммуникаций могут быть решены;

предлагаемое название рынка определенных услуг;

описание электронных коммуникационных услуг, предлагаемых для проведения идентификации определенных услуг;

обоснование предлагаемых товарных границ рынка, а именно принадлежность к соответствующей группе взаимозаменяемых услуг, которая сформирована с учетом имеющихся релевантных услуг и взаимозаменяемости со стороны спроса и предложения;

данные относительно географических границ (охвата) предлагаемого рынка услуг с наведением ориентировочного объема предоставления соответствующих электронных коммуникационных услуг на определенной территории или совокупности территорий;

данные, подтверждающие стабильность существования предлагаемого рынка определенных услуг в течение не менее чем одного года до даты направления обращения в НКЭК.

До обращения может быть предоставлена другая информация, в случае наличия, которая может быть использована при идентификации такого рынка определенных услуг.

Если информация в обращении по полноте и содержанию не соответствует требованиям, приведенным в этом пункте, обращение рассмотрения не подлежит и не позднее чем через десять дней со дня его поступления возвращается заявителю с соответствующими разъяснениями, при условии указания заявителем почтового или электронного адреса.

3. В решении НКЭК о начале проведения идентификации рынка определенных услуг отмечается:

предлагаемое название нового рынка определенных услуг, идентифицируемое;

обоснование необходимости проведения идентификации нового рынка определенных услуг;

срок проведения консультаций с участниками рынка, другими заинтересованными сторонами, по идентификации нового рынка определенных услуг.

4. Идентификация рынка определенных услуг состоит из следующих этапов:

установление основных потребительских характеристик услуг (и);

проведение консультаций с участниками рынка, другими заинтересованными сторонами в соответствии с разделом VIII настоящего Порядка;

формирование отчета и принятие решения НКЭК относительно результатов идентификации рынка определенных услуг.

5. Установление основных потребительских характеристик услуг (и), включает:

описание и функциональное назначение услуги;

цена услуги;

взаимозаменяемые услуги (при наличии);

основные свойства услуги;

тип сетей (и).

6. НКЭК принимает решение об идентификации нового рынка определенных услуг и целесообразности проведения его дальнейшего определения в соответствии с разделом V настоящего Порядка или решения НКЭК об отсутствии оснований идентификации нового рынка определенных услуг и нецелесообразности проведения такого определения.

Если в решении об идентификации нового рынка определенных услуг указано о целесообразности проведения определения рынка, то НКЭК в этом решении отмечает:

название рынка определенных услуг, подлежащее определению;

срок проведения определения рынка определенных услуг;

формы сбора информации для проведения определения рынка определенных услуг;

срок и способ предоставления поставщиками необходимых данных для проведения определения рынка определенных услуг.

7. Определение рынка определенных услуг состоит из следующих этапов:

сбор данных для проведения определения рынка определенных услуг в соответствии с разделом IV настоящего Порядка;

определение товарных и географических границ рынка определенных услуг в соответствии с разделом V настоящего Порядка;

проведение теста трех критериев в соответствии с разделом VI настоящего Порядка;

проведение консультаций с участниками рынка, другими заинтересованными сторонами в соответствии с разделом VIII настоящего Порядка;

формирование отчета и принятие решения НКЭК относительно результатов определения рынка определенных услуг.

8. Решение НКЭК о результатах определения рынков определенных услуг обнародуется на официальном вебсайте НКЭК.

9. Рынки определенных услуг не ограничивают определение рынков услуг в конкретных случаях согласно законодательству о защите экономической конкуренции.

НКЭК имеет право проводить не всю процедуру идентификации и определения рынка определенных услуг в случае, если рынки определены в соответствии с пунктом 10 настоящего раздела.

Обоснование таких действий и соответствующие выводы указываются в решении НКЭК об идентификации и/или определении рынка определенных услуг.

10. НКЭК утверждает перечень соответствующих рынков с учетом международных договоров Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, и соответствующих рекомендаций международных организаций и вносит соответствующие изменения в него, по результатам идентификации, определения рынков определенных услуг и/или проведения их анализа.

11. Решение НКЭК о результатах определения рынков определенных услуг вступает в силу со дня, следующего за днем его обнародования на официальном вебсайте НКЭК, если более поздний срок вступления в силу не установлен самим решением, но не ранее дня обнародования решения.

III. Организационные основы анализа рынка определенных услуг

1. Анализ рынков определенных услуг проводится на основании решения НКЭК с целью определения, является ли рынок определенных услуг подпадающим под введение регуляторных обязательств, а также с целью определения поставщика из ЗРВ, если он самостоятельно или совместно с другими поставщиками занимает на рынке положение эквивалентное доминирующему (положение экономической силы), что дает возможность ему действовать в значительной мере независимо от конкурентов и конечных пользователей услуг, в случае установления наличия оснований для наложения регуляторных обязательств.

2. Анализ рынков определенных услуг проводится на основании решения НКЭК по ее собственной инициативе и/или по обращению поставщика(ов), органов государственной власти или других заинтересованных лиц.

3. Обращение по анализу рынков определенных услуг должно содержать:

полное наименование юридического лица или фамилия, собственное имя, отчество (при наличии) физического лица - предпринимателя, или фамилия, собственное имя,отчество (при наличии) физического лица;

код по Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины-для юридического лица или регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серия (при наличии) и номер паспорта (для физических лиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и сообщили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте о праве осуществлять любые платежи по серии (при наличии) и номеру паспорта) - для физических лиц;

контактные данные, на которые заявителю может быть отправлен ответ;

название рынка определенных услуг;

обоснование необходимости проведения анализа рынка определенных услуг;

описание проблем на рынке определенных услуг, которые негативно влияют на эффективную конкуренцию на нем.

К обращению может быть предоставлена другая информация, в случае наличия, которая может быть использована при анализе такого рынка определенных услуг.

Если информация в обращении по полноте и содержанию не соответствует требованиям, приведенным в этом пункте, обращение рассмотрения не подлежит и не позднее чем через десять дней со дня его поступления возвращается заявителю с соответствующими разъяснениями, при условии указания заявителем почтового или электронного адреса.

4. НКЭК проводит анализ рынка определенных услуг:

в течение срока, не превышающего трех лет со дня определения рынка определенных услуг, если рынок определенных услуг анализируется впервые;

в течение срока, не превышающего пяти лет со дня определения поставщиков из ЗРВ по результатам предварительного анализа, если осуществляет повторный анализ рынка определенных услуг.

5. По обоснованному обращению участников рынка определенных услуг или по собственной инициативе НКЭК может досрочно принять решение о проведении повторного анализа такого рынка определенных услуг, но не ранее чем через один год после принятия решения о результатах ранее проведенного анализа соответствующего рынка определенных услуг.

6. В решении НКЭК о проведении анализа рынка определенных услуг отмечается:

название рынка определенных услуг, которое анализируется;

срок проведения анализа рынка определенных услуг;

формы сбора информации для проведения анализа рынка определенных услуг;

срок и способ предоставления поставщиками необходимых данных для проведения анализа рынка определенных услуг.

7. Организационные основы анализа рынков определенных услуг состоят из следующих этапов:

сбор данных для проведения анализа рынка определенных услуг в соответствии с разделом IV настоящего Порядка;

определение (верификация) товарных и географических границ рынка определенных услуг в соответствии с разделом V настоящего Порядка;

проведение теста трех критериев, то есть проверка того, является ли рынок определенных услуг подпадающим под введение регуляторных обязательств, который проводится в соответствии с разделом VI настоящего Порядка;

определение поставщиков, которые индивидуально или совместно имеют ЗРВ на рынке определенных услуг в соответствии с разделом VII настоящего Порядка, в случае если рынок определенных услуг подпадает под введение регуляторных обязательств;

оценка состояния рынка и последствий в будущем в соответствии с разделом ІХ настоящего Порядка, если рынок определенных услуг определен как не подпадающий под введение регуляторных обязательств;

проведение консультаций с участниками рынка, другими заинтересованными сторонами в соответствии с разделом VIII настоящего Порядка;

формирование отчета и принятие решения по результатам анализа рынка определенных услуг.

8. Анализ оптового рынка определенных услуг начинается с проведения оценки розничного рынка определенных электронных коммуникационных услуг, связанного с соответствующим оптовым рынком, путем проведения теста трех критериев и проверки является ли связанный розничный рынок (рынки) перспективно конкурентным при отсутствии регулирования на оптовом уровне.

Последовательность анализа оптового рынка определенных услуг на выполнение трех критериев включает:

проверку исполнения одновременно трех критериев на соответствующем розничном рынке определенных услуг;

проверку выполнения трех критериев на соответствующем оптовом рынке определенных услуг при условии выполнения трех критериев на розничном рынке;

если на соответствующем оптовом рынке определенных услуг выполняются одновременно три критерия, то дальнейший анализ продолжается в соответствии с разделом VII настоящего Порядка с целью определения поставщиков, которые индивидуально или совместно имеют ЗРВ на оптовом рынке определенных услуг;

если на соответствующем розничном рынке не выполняются в совокупности три критерия, то есть рынок оптовых определенных услуг не подпадает под введение регуляторных обязательств, то дальнейшее проведение анализа на оптовом рынке определенных услуг является нецелесообразным.

9. Отчет о результатах анализа рынка определенных услуг также должен содержать:

выводы о верификации товарных и географических границ рынка определенных услуг;

результаты теста трех критериев;

выводы подпадает ли рынок определенных анализируемых услуг под введение регуляторных обязательств;

выявленные проблемы, в случае наличия, значительного рыночного влияния на соответствующем рынке определенных услуг и негативное влияние выявленной проблемы на функционирование рынка. Среди таких проблем могут присутствовать: высокие цены, низкое качество, антиконкурентные и дискриминационные действия, перекрестное субсидирование, отказ в доступе и т. д;

выводы о возможных последствиях на таком рынке определенных услуг, если рынок определенных услуг определен как не подпадающий под введение регуляторных обязательств.

10. В решении НКЭК Об утверждении отчета по результатам анализа рынка определенных услуг указываются:

название рынка определенных услуг, на котором был проведен анализ;

отчет о результатах анализа рынка определенных услуг;

дата вступления в силу этого решения.

11. Решение НКЭК Об утверждении отчета по результатам анализа рынка определенных услуг обнародуется на официальном вебсайте НКЭК (кроме тех частей решений, которые содержат информацию с ограниченным доступом).

12. Поставщики имеют право обжаловать решение НКЭК Об утверждении отчета по результатам анализа рынка определенных услуг в судебном порядке.

13.При анализе рынков определенных услуг НКЭК учитывает как собственные методологии, так и общепринятые Органом европейских регуляторов электронных коммуникаций (BEREC), группой европейских регуляторов электронных коммуникационных сетей и услуг (ERG), о чем должно быть указано в отчете о результатах анализа рынка определенных услуг при условии их применения.

14. НКЭК имеет право проводить не всю процедуру анализа рынка определенных услуг в таких случаях:

не проводить определение (верификацию) товарных и географических границ рынка определенных услуг, если определение и анализ рынка определенных услуг проводился в срок, не превышающий трех лет со дня принятия решения о результатах определения рынков определенных услуг или о результатах ранее проведенного анализа соответствующего рынка определенных услуг;

не проводить тест трех критериев, если определение и анализ рынка определенных услуг проводился в срок, не превышающий трех лет со дня принятия решения о результатах определения рынков определенных услуг или о результатах ранее проведенного анализа соответствующего рынка определенных услуг;

других случаях, если НКЭК обоснованно считает, что другие этапы процедуры анализа рынка определенных услуг нецелесообразны, и принято соответствующее решение.

Обоснование таких действий и соответствующие выводы указываются в решении НКЭК о проведении анализа рынка определенных услуг и/или в решении НКЭК по результатам анализа рынка определенных услуг.

15. Проведение анализа рынка определенных услуг осуществляется НКЭК и (в случае необходимости) в сотрудничестве и с проведением консультаций с Антимонопольным комитетом Украины в пределах его полномочий, определенных законодательством.

16. В случае выявления признаков нарушения законодательства о защите экономической конкуренции при проведении анализа рынка определенных услуг, НКЭК обращается в Антимонопольный комитет Украины с представлением для принятия соответствующего решения.

IV. Сбор данных для проведения идентификации, определения и анализа рынка определенных услуг

1. НКЭК идентифицирует, определяет и анализирует рынки определенных услуг на основе информации, которой владеет, и информации, предоставляемой поставщиками, общедоступных данных, прежде всего, статистической информации, данных в распоряжении НКЭК о предыдущих действиях поставщиков.

2. Для идентификации, определения и анализа рынка определенных услуг НКЭК использует следующие данные:

регуляторную отчетность поставщиков, поданную в установленном законодательством порядке в НКЭК;

информацию поставщиков, полученную в установленном законодательством порядке по запросу НКЭК;

информацию из обращений пользователей электронных коммуникационных услуг в НКЭК, а также ответов на анкеты, разработанные с целью изучения состояния рынка услуг;

данные Государственного статистического наблюдения;

данные, полученные при проведении мероприятий государственного надзора (контроля) за соблюдением законодательства об электронных коммуникациях;

результаты анализа рынков определенных услуг за предыдущие периоды;

данные, полученные НКЭК от консалтинговых организаций, занимающихся проведением исследований, сбором информации и тому подобное;

информацию по обращениям поставщиков в НКЭК;

данные исследований международных организаций;

другие данные из открытых источников информации.

3. Формы сбора данных для проведения идентификации, определения и анализа рынка определенных услуг размещаются на электронной регуляторной платформе НКЭК или отправляются поставщикам вместе с разъяснениями по их заполнению.

4. НКЭК имеет право на любом этапе проведения идентификации, определения и анализа рынка определенных услуг делать дополнительные или уточняющие запросы и требовать предоставления информации (разъяснений, документов и т.п.) от поставщиков.

5. Поставщики, предоставляя информацию для идентификации, определения и анализа рынка определенных услуг, обязаны подавать и указывать актуальные, достоверные, полные, точные данные, в том числе содержащие финансово-экономические показатели деятельности в сфере электронных коммуникаций.

V. Определение товарных и географических границ рынка определенных услуг

1. Определение рынка определенных услуг осуществляется с целью установления необходимости в предварительном регулировании на этом рынке определенных услуг, независимо от рынков, определенных в соответствии с законодательством о защите экономической конкуренции.

2. НКЭК определяет рынки, характеристики которых могут обосновывать введение регуляторных обязательств (ex-ante), в частности с учетом уровней конкуренции по доступу к физической инфраструктуре электронных коммуникаций, в соответствии с принципами законодательства о защите экономической конкуренции, а также географических обзоров развертывания сетей, осуществляемых согласно статье 21 Закона.

3. Товарные границы рынка (перечень услуг, предоставляемых на рынке) определяются путем формирования группы взаимозаменяемых услуг, в рамках которой пользователь услуги при обычных условиях может легко перейти от пользования одной услугой к пользованию другой.

4. Формирование взаимозаменяемых услуг (групп услуг) осуществляется по следующим признакам:

сходства функционального назначения, потребительских свойств, условий использования и т.д.;

сходства физических, технических, эксплуатационных свойств и характеристик, качественных показателей и т.д.;

наличие общих групп потребителей и/или пользователей услуг (группы услуг);

отсутствия существенной разницы в ценах;

способности поставщиков предложить новые услуги на замену существующих, в том числе с учетом применения различных технологий.

При определении сходства функционального назначения услуг анализируется способность услуг выполнять одни и те же функции, а также удовлетворять потребности пользователя услуги.

5. Товарные границы рынка определяются на основе трех критериев:

взаимозаменяемость со стороны спроса;

взаимозаменяемость со стороны предложения;

цепная заменяемость.

Критерий взаимозаменяемости со стороны спроса характеризует взаимозаменяемые услуги учитывая их назначение, физические и функциональные характеристики и цены, и позволяет определить услуги, к которым легко могли бы перейти пользователи услуг в случае незначительного, но длительного (не менее одного года) повышения цен (5-10 %) на данную услугу, предполагая, что цены на другие услуги остаются постоянными.

Критерий взаимозаменяемости со стороны предложения характеризует взаимозаменяемые услуги учитывая их назначение, физические и функциональные характеристики и цены, и позволяет определить степень достаточного или надлежащего уровня готовности поставщиков, которые в настоящее время не предоставляют соответствующие услуги, начать их предоставление без осуществления значительных затрат и рисков в случае гипотетического незначительного, но длительного повышения цен (5-10 %), предполагая, что цены на другие услуги остаются постоянными.

Товарные границы соответствующего рынка могут быть расширены за счет цепной заменяемости услуг, которые, хотя и не подлежат прямой замене, должны быть включены в определение рынка из-за цепной взаимозаменяемости.

Цепная взаимозаменяемость имеет место, когда можно продемонстрировать, что хотя бы две услуги и не являются прямо заменяемыми, но существует третья услуга, которая является заменителем для обеих услуг, поэтому эти услуги могут быть на одном и том же товарном рынке.

6. Рынок определенных услуг включает все услуги, которые являются взаимозаменяемыми по результатам применения критериев спроса, предложения и цепной заменяемости.

7. Если предоставление электронных коммуникационных услуг требует существенной модернизации сети, значительных дополнительных инвестиций или длительного срока (не менее одного года) для внедрения услуги, что свидетельствует о потенциальной конкуренции, услуга не включается в рынок определенных анализируемых услуг.

8. По соответствующему обоснованию товарные границы рынка определенных услуг расширяются с целью учета релевантных (подобных) услуг, в частности на которые могут повлиять географические особенности территорий, и которые, хотя и не являются непосредственно взаимозаменяемыми, но должны быть включены в определение рынка определенных услуг:

технологическая конвергенция, которая позволяет поставщикам предлагать подобные услуги за счет сходимости в техническом предоставлении услуг, которые могут повлиять на уменьшение потенциальных затрат во время выхода на рынок, в частности оценивается возможность таких услуг на перспективной основе частично или полностью заменить традиционные услуги электронных коммуникаций;

асимметричная взаимозаменяемость, если услуга A может быть взаимозаменяемой услугой B, даже если услуга B не может быть взаимозаменяемой услугой A, что подразумевает широкое определение рынка, охватывающее обе услуги. Это актуально, если технологические разработки приводят к инновациям услуги, когда новая услуга включает все функции предыдущей, но приобретает дополнительные функции или характеристики;

смежные рынки, которые характеризуются прямой взаимозависимостью и являются касательными, то есть несколько оптовых рынков могут предоставлять оптовые выходные ресурсы для соответствующего розничного рынка, и, наоборот, один оптовый рынок может предоставлять оптовые выходные ресурсы для различных розничных рынков;

другие факторы и закономерности, которые были выявлены при определении товарных границ рынка определенных услуг и которые разносторонне характеризуют этот рынок.

9. Географические границы рынка определяются путем установления территории, в пределах которой поставщики сетей имеют возможность предоставлять услуги и за пределами которой, с точки зрения пользователей приобретение услуг (взаимозаменяемых услуг) является невозможным или нецелесообразным.

10. Географическая единица, с которой начинается определение географических границ рынка определенных услуг, устанавливается с учетом следующих характеристик:

размер географической единицы должен быть оптимальным, чтобы избежать ресурсоемкого и обременительного микроанализа, который может привести к фрагментации рынка;

географическая единица отражает структуру или топологию (физическую инфраструктуру) сети всех соответствующих поставщиков;

географическая единица имеет четкую и стабильную территорию с учетом временных границ исследования рынка.

11. Географические границы рынка включают территорию государства, территорию Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя, районов или части их территории, в пределах которой при обычных условиях пользователь может удовлетворить свой спрос на определенную услугу или территорию осуществления деятельности поставщиком.

12. Географические границы рынка определенных услуг определяются на основе следующих критериев:

территориальный (территория охвачена сетью);

правовой (существование географических границ, установленных законодательством);

регуляторный (наличие соответствующих разрешительных документов, доступ к сети и взаимосоединение);

ценовой (подобный уровень цен на аналогичные услуги в пределах определенной территории).

13. При определении товарных и географических границ рынка определенных услуг необходимо учитывать:

уровень инфраструктурной конкуренции на соответствующих географических территориях;

являются ли условия конкуренции достаточно однородными на соответствующих географических территориях и которые можно отличить от соседних территорий.

Указанные условия конкуренции характеризуются на основании имеющейся информации об объемах предоставления определенных услуг на разных территориях, наличии значительных различий в ценах на эти услуги и их качестве, региональных различиях в системе дистрибуции услуг и других специфических различиях между различными территориями.

Если условия конкуренции изменяются (включая потенциальные ограничения конкуренции), соответствующие рынки определенных услуг могут быть географически разделены руководствуясь критериями, определенными в пункте 12 настоящего раздела.

14. Временные границы исследования рынка определенных услуг охватывают время от окончания проведения предварительного анализа рынка, при условии его наличия, и составлять не менее одного года, предшествующего дате проведения определения рынков определенных услуг.

VI. Тест трех критериев

1. НКЭК определяет, является ли рынок подпадающим под введение регуляторных обязательств проверяя следующие совокупные критерии:

высокие и постоянные структурные, правовые или нормативные барьеры доступа к рынку;

существующая структура рынка не способствует достижению эффективной конкуренции в течение определенного периода, учитывая состояние конкуренции, зависящее от физической инфраструктуры электронных коммуникаций и других факторов, обусловливающих уровень конкуренции, кроме барьеров доступа к рынку;

применение исключительно законодательства о защите экономической конкуренции недостаточно для решения выявленных проблем на рынке.

2. Структурные (технологические) барьеры возникают, когда специфика технологии, структура сопутствующих затрат и уровень спроса создают асимметричные условия для действующих на рынке поставщиков и их потенциальных конкурентов, что может привести к созданию препятствий для вхождения на рынок или создает невыгодные условия для вхождения на рынок.

Административные (регуляторные) барьеры вытекают из законодательных, нормативных или регуляторных требований, осуществляющих непосредственное влияние на условия вхождения на рынок (ограничение количества пользователей радиочастотного спектра, которые используют его для предоставления услуг; ограниченное количество лицензий на пользование радиочастотным спектром и разрешений на пользование ресурсом нумерации; меры по контролю за ценами; предоставление эксклюзивных прав и т.д.).

3. Тенденция к эффективной конкуренции предполагает, что рынок определенных услуг достигнет состояния эффективной конкуренции при отсутствии предварительного регулирования в течение периода проведения анализа рынка или сделает это после этого периода, при условии наличия четких доказательств положительной динамики относительно состояния такой конкуренции.

Способность новых поставщиков быстро увеличивать свою долю на рынке определенных услуг может указывать на то, что соответствующий рынок более конкурентен и что барьеры на пути входа могут быть преодолены в прогнозируемые сроки, основанные на этом анализе, которые будут указаны в отчете об анализе рынка определенных услуг.

4. Если для предоставления определенной услуги необходимо обеспечить наличие элементов сети или инфраструктуры, которые не могут быть дублированы, или стоимость дублирования которых конкурентами является экономически нецелесообразным, то состояние конкуренции на рынке определенных услуг считается зависимым от физической инфраструктуры электронных коммуникаций.

5. Если на рынке определенных услуг имеющиеся поставщики имеют возможности для значительной экономии на масштабе и/или экономии на разнообразии услуг, и/или экономии на плотности, а также имеют длительные хозяйственные связи с пользователями, долгосрочные договоры о предоставлении услуг, то состояние конкуренции на рынке считается зависимым от таких факторов.

6. Третий критерий используется для оценки достаточности имеющихся корректирующих мер или таких, которые могут быть применены в соответствии с законодательством о защите экономической конкуренции для устранения выявленных устойчивых нарушений на рынке определенных услуг.

На рынке определенных услуг введение регуляторных обязательств признается нецелесообразным в случае подтверждения что критерии указанные в пункте 1 настоящего раздела не выполняются.

7. Применение теста трех критериев осуществляется при определении рынка определенных услуг и/или анализе рынка определенных услуг:

проводится проверка выполнения одновременно трех критериев на соответствующем рынке определенных услуг;

если в совокупности выполняются три критерия, то тест трех критериев считается пройденным;

если на рынке не выполняется хотя бы один из трех критериев, то тест трех критериев считается не пройденным.

VII. Определение поставщиков со значительным рыночным влиянием на рынке определенных услуг

1. При выявлении поставщиков из ЗРВ на рынке определенных услуг применяются критерии, определенные настоящим разделом и учитываются имеющиеся рыночные условия, ожидаемые или предполагаемые рыночные изменения в течение следующего периода проведения анализа при отсутствии предварительного регулирования. Этот анализ должен учитывать влияние других видов регулирования, применяемых к связанным с ними оптовым рынкам определенных услуг в течение следующего периода проведения анализа.

2. Базовым критерием рыночного влияния является доля рынка, характеризующая структуру рынка и относительный удельный вес различных поставщиков, действующих на рынке определенных услуг. Доли рынка рассматриваются в разрезе соответствующих рыночных условий, в частности, динамики рынка и степени дифференциации услуг (пакет услуг и т.п.).

3. Показатели, используемые для определения доли рынка каждого поставщика, зависят от характеристик соответствующего рынка определенных услуг.

Для определения доли рынка используются показатели - объема продаж, объема продаж по стоимости, объема пользователей определенными услугами, другие показатели объема, характеризующие технико-экономическое состояние поставщика.

В случае дифференцированных (пакетных) услуг предпочтение отдается показателям объема продаж и соответствующей доле поставщика на рынке определенных услуг, поскольку они лучше отражают относительную позицию и влияние каждого поставщика.

4. Значительная доля рынка (50% и более), которую удерживает поставщик в течение определенного времени, может указывать на наличие ЗРВ за исключением определенных обстоятельств, в то же время, поставщики с рыночной долей не более 25% может указывать на отсутствие ЗРВ на соответствующем рынке определенных услуг.

5. Если поставщик имеет значительную долю рынка, но в динамике постепенно ее теряет, это свидетельствует о том, что рынок определенных услуг становится более конкурентным, но не исключает выявления ЗРВ.

6.Чем больше доля рынка и длительный период времени, в течение которого ее удерживает поставщик, тем выше вероятность того, что она является важным предварительным признаком ЗРВ поставщика на рынке определенных услуг.

7. Значительные колебания доли рынка со временем могут свидетельствовать об отсутствии рыночного влияния на рынке определенных услуг. Кроме того, способность нового участника быстро увеличить свою долю рынка может указывать на то, что соответствующий рынок более конкурентен и что барьеры для входа можно преодолеть в разумные сроки.

8. Наличие большой доли рынка означает, что соответствующий поставщик имеет потенциал к ЗРВ и способен занимать на рынке определенных услуг положение эквивалентно доминирующему.

Если доля рынка не более 50 %, то для определения поставщика(ов) из ЗРВ дополнительно учитываются другие ключевые структурные характеристики рынка определенных услуг, которые определены в пункте 9 настоящего раздела.

9. При определении поставщика, который индивидуально имеет ЗРВ используются следующие критерии:

наличие зависимых от поставщика на рынке определенных услуг барьеров для входа на этот рынок других поставщиков;

наличие барьеров, мешающих существующим поставщикам увеличивать их долю на рынке;

классификация предприятия;

наличие инфраструктуры, которую сложно дублировать;

технологические и коммерческие преимущества;

отсутствие или низкий уровень покупательной способности потребителя;

легкий или привилегированный доступ к рынкам капитала/финансовых ресурсов;

диверсификация услуг (пакетные услуги и т. д.);

экономия на масштабе;

экономия объема;

прямые и косвенные сетевые эффекты;

вертикальная интеграция;

высокоразвитая дистрибьюторская и сбытовая сеть;

заключение долгосрочных договоров о предоставлении услуг;

участие в договорных отношениях с другими поставщиками на рынке определенных услуг, что может привести к ограничениям доступа на рынок;

отсутствие потенциальной конкуренции;

другие факторы и закономерности, которые были выявлены при определении поставщика с индивидуальным ЗРВ и которые разносторонне характеризуют его влияние на рынке определенных услуг.

10. Значительное рыночное влияние поставщиков может вытекать из комбинации критериев, указанных в пункте 9 настоящего раздела, которые в совокупности будут решающими для определения поставщика с индивидуальным ЗРВ.

11. Совместное значительное рыночное влияние или положение экономической силы могут иметь несколько поставщиков, которые юридически и экономически независимы друг от друга, при условии, если они действуют вместе на рынке определенных услуг, что позволяет им предвидеть поведение друг друга. Наличие договора о взаимодействии в соответствии с законодательством не является обязательным условием для определения совместного ЗРВ.

12. Поставщики, имеющие общий ЗРВ существуют тогда, когда, учитывая фактические характеристики рынка определенных услуг, каждый участник рынка определенных услуг, осознавая общие интересы, считает возможным, экономически рациональным, а следовательно, целесообразным принять на долговременной основе общую политику в отношении их рыночного поведения с целью продажи услуг по ценам, выше конкурентных, без необходимости заключать договор или прибегать к согласованной практике и без какой-либо фактической или потенциальной конкуренции участников, а также без существенной потери пользователей своих услуг.

13. Для определения поставщиков, имеющих общий ЗРВ на рынке определенных услуг должны одновременно выполняться следующие критерии:

достаточная прозрачность-каждый участник рынка определенных услуг имеет возможность достаточно точно и быстро узнавать о поведении других участников на рынке определенных услуг, чтобы контролировать, принимают ли они общую политику, стратегию и поддерживают ли ее своими действиями;

надежные механизмы сдерживания - ситуация молчаливой координации должна быть устойчивой во времени, то есть должен быть стимул не отходить от общей политики на рынке определенных услуг в течение длительного периода. При таких условиях характерно, что все участники рынка определенных услуг следуют параллельному поведению и могут извлечь выгоду из этих действий. То есть каждый участник рынка определенных услуг понимает, что его действия, направленные на увеличение своей доли на рынке, спровоцировали бы идентичные действия со стороны других, поэтому он не получит никакой выгоды от своей инициативы в перспективе;

отсутствие эффективных внешних ограничений - необходимо установить, что предполагаемая реакция нынешних и будущих конкурентов, а также пользователей услуг не поставит под угрозу ожидаемые результаты совместной политики.

14. Заключение о поставщиках, которые имеют общий ЗРВ основывается на других связующих факторах и будет зависеть от экономической оценки, в том числе и от оценки структуры рынка определенных услуг, то есть два или более поставщиков совместно имеют ЗРВ на соответствующем рынке, даже если между ними нет соответствующей связи (структура собственности и т.д.), но они действуют на рынке, где нет эффективной конкуренции и существует более одного поставщика, который имеет индивидуальный ЗРВ на таком рынке. Соответственно такой рынок имеет определенные характеристики, в частности относительно концентрации рынка, а также комбинации определенных характеристик рынка:

устойчивый рынок;

отсутствует или незначительный рост спроса;

низкая эластичность спроса;

однородность услуг;

аналогичные структуры затрат;

аналогичные доли рынка;

отсутствие технических инноваций, устаревшие технологии;

отсутствие дополнительных ресурсов для развития;

высокие барьеры входа на рынок;

отсутствие потенциальной конкуренции;

неформальные или другие связи между заинтересованными поставщиками;

отсутствие или ограничение возможностей для ценовой конкуренции;

вертикальная интеграция и общий отказ от обслуживания;

отсутствие покупательной способности потребителя;

другие характеристики и закономерности, которые были выявлены при определении поставщиков с общим ЗРВ, и которые раскрывают их общее влияние на рынке определенных услуг.

15. Если поставщик определен как имеющий ЗРВ на рынке определенных услуг, он может быть определен также как имеющий ЗРВ на тесно связанном (смежном) рынке определенных услуг, если связи между двумя рынками позволяют использовать рыночное влияние на соответствующем смежном рынке определенных услуг для укрепления рыночного влияния такого поставщика.

VIII. Консультации с участниками рынка, другими заинтересованными сторонами

1. Консультации с участниками рынка, другими заинтересованными сторонами по идентификации, определению и анализу рынков определенных услуг проводятся в соответствии со статьей 22 Закона.

2. По результатам консультаций НКЭК обобщает информацию о результатах обсуждений, оформляемую протоколом, который содержит перечень участников обсуждения, результаты рассмотрения всех комментариев и предложений, поступивших от заинтересованных сторон, с обоснованием их принятия или отклонения.

IX. Оценка состояния рынка определенных услуг и последствий в будущем, если такой рынок не подпадает под введение регуляторных обязательств

1. Оценка состояния рынка определенных услуг и последствий в будущем проводится НКЭК при условии невыполнения теста трех критериев, то есть в случае если рынок определенных услуг определен как не подпадающий под введение регуляторных обязательств.

2. Оценка состояния рынка определенных услуг и последствий в будущем проводится с учетом таких факторов как:

тенденции развития рынка, влияющие на вероятность того, что на рынке может возникнуть эффективная конкуренция в будущем;

ограничения конкуренции на оптовом и розничном уровнях независимо от того, считаются ли причинами таких ограничений факторы, связанные с электронными коммуникационными сетями или услугами или с другими типами услуг или приложений (пользовательских компьютерных программ), которые являются аналогичными для конечного пользователя, и независимо от того, являются ли такие факторы частью рынка определенных услуг;

другие виды регулирования или мер, устанавливаемых и влияющих на такой рынок, или смежный рынок, или розничные рынки электронных коммуникаций в течение определенного периода, в том числе обязательства по совместному расположению и использованию элементов электронных коммуникационных сетей, взаимосоединению сетей и доступу, установленные в соответствии с Законом;

регулирование, применяемое на других рынках.

3. Выводы по оценке состояния рынка определенных услуг и последствий в будущем указываются в отчете по результатам проведенного анализа рынков.

Начальник Управления анализа рынков и отчетности

Л. Олейник

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОМИССИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРАХ ЭЛЕКТРОННЫХ КОММУНИКАЦИЙ, РАДИОЧАСТОТНОГО СПЕКТРА И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ УКРАИНЫ Порядок идентификации, определения и анализа рынков определенных электронных коммуникационных услуг I. Общие положения II. Организационные основы проведения идентификации и определения рынков определенных услуг III. Организационные основы анализа рынка определенных услуг IV. Сбор данных для проведения идентификации, определения и анализа рынка определенных услуг V. Определение товарных и географических границ рынка определенных услуг VI. Тест трех критериев VII. Определение поставщиков со значительным рыночным влиянием на рынке определенных услуг VIII. Консультации с участниками рынка, другими заинтересованными сторонами IX. Оценка состояния рынка определенных услуг и последствий в будущем, если такой рынок не подпадает под введение регуляторных обязательств

Постановление Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах электронных коммуникаций, радиочастотного спектра и предоставления услуг почтовой связи Украины от 31 мая 2023 года №218
"Об утверждении Порядка идентификации, определения и анализа рынков определенных электронных коммуникационных услуг"

О документе

Номер документа:218
Дата принятия: 31.05.2023
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:18.08.2023
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Официальный вестник Украины от 18 августа 2023 года №70, с. 256, статья 4090, код акта 119617/2023

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 4 настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования - с 18 августа 2023 года