Действует

ПРИКАЗ И.О. МИНИСТРА ИНДУСТРИИ И ИНФРАСТРУКТУРНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 7 марта 2023 года №141

Об утверждении Правил по противообледенительной защите воздушного судна на земле

В соответствии с подпунктом 41-75) пункта 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Правила по противообледенительной защите воздушного судна на земле.

2. Комитету гражданской авиации Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Исполняющий обязанности министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан

А.Бейспеков

Утверждены Приказом Исполняющего обязанности Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 7 марта 2023 года №141

Правила по противообледенительной защите воздушного судна на земле

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие Правила по противообледенительной защите воздушного судна на земле (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 41-75) пункта 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" (далее - Закон), а также с учетом стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (далее - ИКАО) и определяют порядок противообледенительной защиты воздушного судна на земле в гражданской авиации Республики Казахстан.

2. Действие настоящих Правил распространяется на физические и юридические лица, которые осуществляют противообледенительную обработку воздушных судов на территории Республики Казахстан либо в ведении которых находятся гражданские аэродромы, аэродромы совместного базирования и использования Республики Казахстан.

3. Основные термины и определения, используемые в настоящих Правилах:

1) общество автомобильных инженеров (society of automotive engineers) (далее - SAE) - американская ассоциация автомобильных инженеров, источник технической информации и опыта, используемого в разработке, производстве, обслуживании и управлении транспортных средств для использования на земле или море, в воздухе или космосе;

2) уполномоченная организация в сфере гражданской авиации – акционерное общество со стопроцентным участием государства в уставном капитале, осуществляющее деятельность, направленную на обеспечение устойчивого развития отрасли гражданской авиации Республики Казахстан, безопасности полетов и авиационной безопасности;

3) замерзающий дождь - дождь в форме переохлаждённых водяных капель, которые замерзают при соприкосновении с любой поверхностью;

4) воздушное судно - аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, исключая взаимодействие с воздухом, отражённым от земной (водной) поверхности;

5) форма противообледенительной обработки воздушного судна – заказ-наряд на противообледенительную защиту воздушного судна, подписываемый командиром воздушного судна и квалифицированным персоналом, ответственным за противообледенительную обработку на данном воздушном судне;

6) эксплуатант воздушного судна - физическое или юридическое лицо, занимающееся эксплуатацией гражданских воздушных судов или предлагающее свои услуги в этой области;

7) программа обеспечения качества противообледенительной защиты воздушного судна на земле - программа, объединяющая все аспекты, необходимые для демонстрации соблюдения требований настоящих правил и установленных стандартов, обеспечения контроля такого соблюдения, постоянного совершенствования противооблединительной защиты воздушного судна на земле и состоящая из набора процедур, руководящих принципов и процессов, документированных в руководствах, которые гарантируют, что воздушные суда не вылетают с отложениями на критических поверхностях;

8) критические поверхности воздушного судна - крылья, рулевые поверхности, воздушные винты, горизонтальные и вертикальные стабилизаторы, другие стабилизирующие поверхности воздушного судна, а также поверхности, определяемые изготовителем воздушного судна как критические, которые полностью очищаются от загрязнений перед взлётом;

9) прогноз по аэродрому (TAF) - краткое описание ожидаемых метеорологических условий в аэропорту за указанный период времени;

10) метеорологическая сводка по аэродрому (METAR) - регулярная сводка погоды, которая представляет собой описание метеорологических явлений, наблюдаемых в аэропорту в определённый период времени;

11) активное образование инея - условия погоды, при которых образуется иней, активное образование инея происходит в условиях, когда температура поверхности составляет 0°С или ниже и равна температуре точки росы или ниже;

12) град - осадки, представляющие собой частицы льда, шаровидной, конической или неправильной формы, диаметром от 5 до 50 миллиметров, выпадающие из облаков в виде отдельных частиц или скоплений частиц в виде комков неправильной формы;

13) квалифицированный персонал – обученный персонал, прошедший теоретическую и практическую подготовку и допущенный, эксплуатантом аэродрома или эксплуатантом воздушного судна к выполнению определённого вида работ по противооблединительной защите воздушного судна на земле;

14) мокрый снег - снег, который содержит достаточное количество воды, чтобы сделать плотно спрессованный твердый снежный ком, вода из которого выдавливаться не будет;

15) самая низкая (предельная) эксплуатационная температура (LOUT) - наибольшая из следующих температур применения жидкости:

наименьшая температура, при которой жидкость соответствует аэродинамическим приемочным испытаниям для конкретного типа (высокоскоростного или низкоскоростного) воздушного судна;

температура замерзания жидкости плюс температурный буфер точки замерзания (запас) 10 °C для жидкости типа I и 7 °C для жидкостей типов II, III или IV;

16) дождь - осадки частиц воды либо в виде капель диаметром более 0,5 миллиметра, либо в виде более мелких капель, которые достаточно удалены друг от друга в отличие от мороси;

17) интенсивность осадков – показатель количества осадков, выпавших за единичный интервал времени, которая классифицируется как слабая, средняя или сильная. Интенсивность определяется с учетом вида конкретных осадков на основе либо нормы выпадения дождя и ледяного дождя, либо видимости в случае снега и мороси;

18) высокая влажность - атмосферные условия, когда количество влаги в воздухе близко к насыщению;

19) видимая влага - образование на поверхности воздушного судна, покрытии рулёжных дорожек и взлетно-посадочных полос плёнки видимой влаги в условиях, когда под воздействием тумана, дождя, снега, дождя со снегом, высокой влажности (конденсация на поверхностях) и ледяных кристаллов на их поверхность оседает влага;

20) наибольшее значение вязкости на крыле (HOWV) – наибольшее значение вязкости жидкости, предназначенной для удаления обледенения или предотвращения образования обледенения, которое приемлемо согласно аэродинамическим критериям;

21) наименьшее значение вязкости на крыле (LOWV) - наименьшее значение вязкости жидкости, предназначенной для удаления обледенения или предотвращения образования обледенения, для которого обеспечивается приемлемое время защитного действия;

22) снег - осадки в форме ледяных кристаллов, часто узорчатые в форме шестиконечных звездочек, которые бывают отдельными или образуют снежные хлопья;

23) снежные зерна - осадки очень мелких белых и непрозрачных частиц льда, которые являются довольно плоскими или удлиненными с диаметром менее 1 миллиметра (0,04 дюйма),когда снежные зерна ударяются о твердую землю, они не отскакивают и не разбиваются. Для определения времени защитного действия снежные гранулы, рассматриваются как снег;

24) снежные гранулы - осаждение белых, непрозрачных частиц льда, астицы круглые или иногда конические, их диаметр колеблется примерно от 2 до 5 миллиметров (0,08-0,2 дюйма), они хрупкие и легко дробятся, а также отскакивают и могут сломаться при контакте с твердым грунтом. Для определения времени защитного действия снежные гранулы, рассматриваются как снег;

25) сильный ледяной дождь - выпадение жидких частиц воды, которые замерзают при ударе о землю или другие открытые объекты. Отдельные капли сильного ледяного дождя неразличимы, сильный ледяной дождь имеет измеренную интенсивность более 7,62 миллиметра/час;

26) точка замерзания - температура, при которой жидкость начинает превращаться в твердое вещество;

27) буфер точки замерзания - разница между температурой наружного воздуха (поверхности крыла) и температурой замерзания используемой противообледенительной жидкости;

28) время защитного действия (далее - ВЗД) (Holdover Time - HOT) - расчётный период времени, в течение которого противообледенительная жидкость будет предотвращать образование льда и ледяного налёта, а также накопление снега на защищённых (обработанных) поверхностях воздушного судна во время нахождения на земле до начала разбега;

29) сухие остаточные отложения - скопление высохших загустевших жидкостей, обнаруживаемых в аэродинамически спокойных зонах воздушного судна;

30) сухой снег - снег, из которого нельзя легко сделать снежный ком;

31) изморозь - отложение замёрзшего водяного пара серовато-белого цвета кристаллического вида, образующееся на поверхностях при ясной и тихой погоде;

32) изморозь зернистая - отложение льда, образуемое в результате замерзания переохлаждённого тумана или облачных капель на объектах при температурах ниже или немного выше температуры замерзания. Состоит из зёрен, разделённых воздухом и иногда образующих кристаллообразные ветви;

33) слякоть - насыщенный водой снег или лед, который разбрызгивается если по нему резко топнуть ногой;

34) загрязнение - все формы замёрзших или полузамёрзших отложений на поверхности воздушного судна, таких как иней, локальный иней, мокрый снег, сухой снег, слякоть, лёд, град, морось, изморозь, изморозь зернистая, ледяной налёт, снежные зерна, снежные гранулы;

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПРИКАЗ И.О. МИНИСТРА ИНДУСТРИИ И ИНФРАСТРУКТУРНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Правила по противообледенительной защите воздушного судна на земле Глава 1. Общие положения Глава 2. Порядок организации противообледенительной защиты воздушного судна на земле Глава 3. Определение вида осадков Глава 4. Средства и оборудование для противообледенительной обработки на аэродроме Глава 5. Жидкости для удаления и предотвращения обледенения воздушных судов на земле Глава 6. Процедуры проверки воздушного судна Глава 7. Связь при осуществлении операций по противообледенительной обработке воздушного судна Глава 8. Методы противообледенительной защиты Глава 9. Время защитного действия противообледенительной жидкости (Holdover time) Глава 10. Остаточные отложения противообледенительных жидкостей Глава 11. Альтернативные методы противообледенительной защиты воздушного судна на земле Глава 12. Воздушное судно после противообледенительной обработки, предотвращения обледенения Глава 13. Техника безопасности и требования к охране труда Приложение

Приказ и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 7 марта 2023 года №141
"Об утверждении Правил по противообледенительной защите воздушного судна на земле"

О документе

Номер документа:141
Дата принятия: 07.03.2023
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:24.03.2023
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов в электронном виде от 13 марта 2023 года.

Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 10 марта 2023 года №32037.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 4 настоящий Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 24 марта 2023 года.