Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 11 мая 2022 года №23

Об утверждении Авиационных правил организации расследования авиационных событий, произошедших с государственными воздушными судами Республики Беларусь, их классификации и учета

На основании абзаца пятого части первой статьи 6, части второй статьи 81 Воздушного кодекса Республики Беларусь и пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 4 декабря 2006 г. №1617 "О реализации Воздушного кодекса Республики Беларусь" Министерство обороны Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Авиационные правила организации расследования авиационных событий, произошедших с государственными воздушными судами Республики Беларусь, их классификации и учета (прилагаются).

2. Признать утратившим силу постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. №54 "Об утверждении Авиационных правил организации расследования авиационных событий, произошедших с государственными воздушными судами Республики Беларусь, их классификации и учета".

3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Министр генерал-лейтенант

В.Г.Хренин

Согласовано

Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

 

Государственным военно-промышленным комитетом Республики Беларусь

 

Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь

 

Республиканским государственно-общественным объединением "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь"

 

Утверждены Постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 11 мая 2022 года №23

Авиационные правила организации расследования авиационных событий, произошедших с государственными воздушными судами Республики Беларусь, их классификации и учета

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Основные положения

1. В настоящих Авиационных правилах определяются порядок организации расследования авиационных событий (далее – АС), произошедших с государственными воздушными судами Республики Беларусь (далее – ВС), их классификация и порядок их учета.

2. Для целей настоящих Авиационных правил применяются термины в значениях, установленных в Воздушном кодексе Республики Беларусь, а также следующие термины и их определения:

авария – авиационное происшествие без человеческих жертв;

авиационная система – совокупность совместно действующих в окружающей среде авиационной техники, экипажей ВС, сил и средств управления и обеспечения полетов, объединенных структурно и функционально в интересах выполнения полетов;

авиационная часть (авиационная организация) – воинская часть или организация, находящаяся в подчинении республиканского органа государственного управления, иного государственного органа и организации, республиканского государственно-общественного объединения "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь" (далее, если не определено иное, – РОГУ), и имеющая на законном основании государственную авиацию и непосредственно использующая ее для осуществления военной, пограничной, таможенной службы, правоохранительной деятельности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, решения задач в области мобилизационной подготовки, а также для решения иных государственных задач, связанных с применением этой авиации, определяемых Президентом Республики Беларусь;

авиационное подразделение – авиационное звено, авиационный отряд, авиационная эскадрилья или аэромобильный отряд, летно-испытательное подразделение организации-изготовителя или ремонтной организации, а также иная штатная первичная авиационная структура авиационной части (авиационной организации);

авиационное происшествие (далее – АП) – АС, связанное с летной эксплуатацией ВС, которое привело к человеческим жертвам, и (или) утрате данного ВС. ВС считается утраченным, когда: произошло полное разрушение ВС; местоположение ВС (его обломков) не установлено и официальные поиски прекращены; эвакуация ВС с места его вынужденной посадки невозможна или нецелесообразна независимо от полученных повреждений; восстановление ВС невозможно или экономически нецелесообразно;

авиационный инцидент (далее – АИ) – АС, связанное с летной эксплуатацией ВС, которое могло создать или создало угрозу целостности ВС и (или) жизни лиц, находящихся на его борту, но не закончилось АП;

государство места события – государство, на территории которого имело место АП;

государство регистрации ВС – государство, в реестрах которого зарегистрировано ВС;

государство – эксплуатант ВС – государство, на территории которого находится основное место деятельности в составе организации, в которой эксплуатируются ВС, или, если организация, в которой эксплуатируются ВС, не имеет такого места деятельности (постоянное место пребывания данной организации);

заинтересованные государства – государство места события, государство регистрации ВС, государство – эксплуатант ВС, государство, обладающее юрисдикцией в отношении организации, ответственной за окончательную сборку ВС, конструкцию типа ВС, а также государства, граждане которых погибли или получили телесные повреждения при АП;

инженерно-авиационная служба (далее – ИАС) – служба органа управления авиацией, авиационной части или подразделения, должностные лица которого (которой) осуществляют мероприятия по содержанию авиационной техники, средств ее эксплуатации и ремонта в постоянной готовности к использованию, ИАС полетов, обеспечению технической безопасности полетов (далее – БзП), а также организуют и проводят инженерно-техническую подготовку авиационного персонала;

инженерно-технический состав (далее – ИТС) – авиационный персонал ИАС;

катастрофа – АП с человеческими жертвами и (или) пропажей без вести пассажиров или членов экипажа ВС;

комиссия по расследованию АС (далее – комиссия) – специально назначенная группа специалистов, уполномоченных осуществлять расследование АС;

летная эксплуатация – для ВС, – процесс их эксплуатации, охватывающий период от начала проведения со стороны летного состава предполетного осмотра ВС и до момента, когда все лица, находившиеся на борту ВС с целью полета, покинули ВС, за исключением лиц, выполняющих послеполетную подготовку; для беспилотного летательного аппарата (далее – БЛА), – период от начала проведения со стороны оператора БЛА предполетного осмотра БЛА и до момента посадки БЛА с использованием парашютного способа или выключения двигателя (двигателей) при посадке БЛА по-самолетному (по-вертолетному);

наземное происшествие – событие, не связанное с летной эксплуатацией ВС, произошедшее во время обслуживания, хранения или транспортировки ВС, при котором произошло его повреждение или утрата. К наземным происшествиям не относятся повреждения, устраняемые посредством замены агрегатов и не требующие применения технологий, не предусмотренных в руководстве (инструкции) по технической эксплуатации ВС;

опасный фактор (далее – ОФ) – потенциальная причина (фактор), проявление которой привело (приводит или может привести) к возникновению и (или) развитию особой ситуации;

орган БзП – служба БзП или специально уполномоченное (уполномоченные) должностное (должностные) лицо (лица), на которое (которых) возложены обязанности по выполнению функций службы БзП;

орган управления полетами – группы руководства полетами (далее – ГРП), дежурные расчеты пунктов наведения авиации и дежурная смена 570 центра организации воздушного движения, а также расчеты других пунктов управления, предназначенные для непосредственной передачи экипажу ВС (оператору БЛА) условий полета, команд и информации;

органы управления авиацией – органы управления и структурные подразделения РОГУ, силами которых осуществляются организация деятельности по предназначению и оперативное управление государственной авиацией;

особая ситуация – ситуация, возникшая в процессе летной эксплуатации ВС в результате проявления (воздействия) ОФ;

причины (факторы) АС – действия, бездействие, обстоятельства, условия или их сочетание, которые привели к АС;

серьезный АИ (далее – САИ) – АИ, связанный с возникновением условий, характеризующихся значительным повышением вероятности АП, для предотвращения которого требуется выполнение со стороны членов экипажа ВС (оператора БЛА) и (или) должностного лица органа управления полетами, осуществляющего руководство и управление полетом ВС, сложных и (или) экстренных действий, не применяемых в условиях нормального полета ВС;

САИ с повреждением ВС (далее – САИП) – АИ, при котором восстановление ВС, получившего повреждение, возможно и экономически целесообразно. К серьезным авиационным инцидентам с повреждением ВС не относятся повреждения, устраняемые посредством замены агрегатов и не требующие применения технологий, не предусмотренных в руководстве (инструкции) по технической эксплуатации ВС;

советник уполномоченного представителя – лицо, имеющее соответствующую квалификацию и оказывающее помощь уполномоченному представителю в проведении расследования АП;

структурное подразделение – структурное подразделение Вооруженных Сил, предназначенное для осуществления функций Министерства обороны как специально уполномоченного органа в области обороны по государственному регулированию деятельности по предназначению государственной авиации;

телесное повреждение со смертельным исходом (только с целью единообразия статистических данных) – телесное повреждение, в результате которого в течение 30 дней с момента происшествия наступила смерть;

уполномоченный орган БзП государственной авиации – Министерство обороны, уполномоченное в нормативных правовых актах Республики Беларусь проводить расследования АП с ВС, учитывать и классифицировать АС с ВС, а также осуществлять межведомственный контроль за деятельностью авиационного персонала государственной авиации в части, касающейся БзП;

уполномоченный представитель – лицо, которому руководитель уполномоченного органа БзП государственной авиации поручил участвовать в расследовании АС, проводимом другим государством;

человеческие жертвы – находившиеся на борту ВС лица, смерть которых последовала в результате АП, в том числе получившие в результате этого происшествия телесные повреждения со смертельным исходом;

чрезвычайное происшествие – не относящееся к АП событие, связанное с эксплуатацией ВС, при котором наступило одно из следующих последствий:

утрата ВС или гибель людей, находившихся на его борту, во время боевого вылета, в результате террористического акта, угона или попытки угона ВС;

гибель людей, находившихся на борту ВС, в результате неблагоприятных воздействий внешней среды после его вынужденной посадки вне аэродрома;

утрата ВС или гибель людей, находившихся на земле, в результате АП с другим ВС;

утрата ВС или гибель людей, находившихся на его борту, при выполнении специальных задач в зонах чрезвычайного положения;

эксплуатация ВС – стадия жизненного цикла ВС с момента принятия его в авиационной части (авиационной организации) от организации-изготовителя или ремонтной организации, являющаяся совокупностью ввода в эксплуатацию, приведения в установленную степень готовности к использованию по назначению, поддержания в установленной степени готовности к данному использованию, использования по назначению, хранения и транспортирования. К эксплуатации относятся испытательные полеты (облеты), выполняемые силами летно-испытательных подразделений ремонтных организаций на ВС, прошедших сборку и наладку после завершения (на заключительном этапе) ремонта или модернизации.

3. Каждое АС в государственной авиации подлежит обязательному расследованию силами комиссии.

4. Расследование АС проводится в целях установления его причин и принятия мер по их предупреждению в последующем. Установление чьей-либо вины и ответственности не является целью расследования АС.

5. В случае АП с иностранным ВС на территории Республики Беларусь из уполномоченного органа БзП государственной авиации незамедлительно в установленном порядке направляется информация об АП в уполномоченные органы БзП государственной авиации государства регистрации ВС, государства – эксплуатанта ВС, а при необходимости – в уполномоченные органы БзП государственной авиации других заинтересованных государств в соответствии с международными договорами.

6. При проведении силами правоохранительных органов следственных действий по факту АС председатель комиссии согласовывает с ними работу комиссии.

Глава 2. Классификация авиационных событий

7. АС подразделяются на АП, АИ, с участием ВС: чрезвычайные происшествия, наземные происшествия.

8. АП в зависимости от их последствий подразделяются на катастрофы и аварии.

9. АИ в зависимости от степени их опасности и последствий подразделяются на АИ, САИ и САИП.

10. К АИ с пилотируемыми ВС относятся следующие случаи:

10.1. САИ:

столкновение ВС;

столкновение ВС с наземным (надводным) препятствием;

попадание в ВС средств поражения (осколков);

несанкционированное или внеполигонное применение авиационных средств поражения;

поражение ВС разрядом атмосферного электричества;

попадание ВС в опасные явления погоды;

полет ВС с конфигурацией, не соответствующей полетному заданию;

вывод ВС на режим сваливания, потеря управляемости ВС;

превышение эксплуатационных ограничений ВС с возникновением остаточных деформаций конструкции;

потеря у членов экипажа ВС пространственной или визуальной ориентировки;

вынужденная посадка ВС вне аэродрома (площадки целевого назначения), за исключением посадки на подобранную с воздуха посадочную площадку при встрече с опасными явлениями погоды или при потере ориентировки;

нарушение норм загрузки ВС, перевозка запрещенных грузов, смещение грузов;

резкое снижение или потеря работоспособности летчика (члена экипажа);

пожар на борту ВС;

отказ двигателя, а также выключение двигателя в полете, не предусмотренное в задании (в том числе и выключение вследствие появления ложного сигнала о его отказе);

отказы системы управления ВС, отнесенные к особым случаям полета и приведшие к затруднению пилотирования ВС;

самопроизвольный выпуск тормозного парашюта на взлете или на предпосадочном планировании;

разрушение (нештатное открывание, срыв) фонаря (створки, сдвижного блистера, иллюминатора) ВС в полете;

отрыв или самопроизвольное открывание дверей, люков, трапов, капотов или обтекателей;

невыпуск одной или более стоек шасси от основной системы. Самопроизвольные (ошибочные) выпуск или уборка шасси;

полет на обледеневшем ВС (при наличии льда на поверхностях, защищенных противообледенительной системой). Полет в условиях обледенения на ВС, не оборудованных противообледенительной системой;

нарушения безопасной высоты полета, установленных правил вертикального, продольного и бокового эшелонирования;

нарушение установленного минимума погоды при взлете и посадке;

выполнение посадок на площадки, подобранные с воздуха, которые не отвечают требованиям, установленным в курсе боевой (летной, учебно-летной) подготовки рода авиации;

выполнение посадок, не предусмотренных в задании. Посадка вне границ взлетно-посадочной полосы (посадочной площадки), за исключением планеров, выкатывание за ее пределы при взлете или посадке;

заправка ВС некондиционными горюче-смазочными материалами, жидкостями и газами;

прием и выпуск ВС с неподготовленных взлетно-посадочных полос;

отказ основных и дублирующих средств связи и радиотехнического обеспечения полетов, повлиявший на выполнение полетного задания;

другие события, которые привели к возникновению сложной ситуации или к причинению вреда здоровью членов экипажа (пассажиров) ВС.

10.2. АИ:

прекращение взлета;

попытка выполнения взлета (посадки) ВС с конфигурацией, не соответствующей требованиям, изложенным в руководстве по летной эксплуатации ВС;

приземление с перегрузкой, превышающей максимально допустимую для ВС данного типа. Касание взлетно-посадочной полосы хвостовой пятой;

попадание в спутный след на взлете или на глиссаде снижения на посадку, а также в случаях, сопровождающихся существенным изменением параметров полета;

уход на второй круг с высоты, менее допустимой в руководстве по летной эксплуатации ВС;

посадка с остатком топлива, не обеспечивающим выполнение повторного захода на посадку;

невыпуск или обрыв тормозного парашюта на пробеге;

столкновение ВС с птицами;

превышение эксплуатационных ограничений ВС;

нарушение установленных минимальных безопасных параметров боевого порядка ВС;

не предусмотренное в задании сближение ВС с другим ВС, исключающее их раздельное наблюдение с имеющихся радиолокационных станций;

нарушение ограничений применения авиационных средств поражения;

попадание ВС в зону поражения (разлета осколков) применяемых авиационных средств поражения;

образование трещин на силовых элементах планера, лобовых стеклах в полете;

вылет экипажа без предполетного медицинского контроля. Болезненное состояние членов экипажа при выполнении полета;

выполнение полета без специального снаряжения членов экипажа, соответствующего условиям полета;

превышение норм налета для экипажа в летную смену, нарушение режима труда и норм отдыха перед полетами;

вылет экипажа на перелет с недооформленной документацией;

несоблюдение условий выполнения полетного задания;

течь топлива в пожароопасных местах ВС;

несанкционированное (без опознавания) выполнение атаки воздушной цели;

изменение заданной высоты полета без разрешения (уведомления) из органа обслуживания воздушного движения;

подача исполнительной команды командиру экипажа при ошибочном определении места ВС;

выдача экипажу неправильных данных о месте ВС;

выдача экипажу неправильных данных об условиях взлета, захода на посадку и посадки;

временная потеря управления у экипажа ВС;

попадание экипажа в условия, к полету в которых его члены не подготовлены;

выполнение задания для экипажа, не соответствующего уровню подготовки его членов;

превышение нормативных сроков перехода на резервные средства связи и радиотехнического обеспечения полетов при отказе основных или на автономные источники электропитания при отключении электроэнергии;

прекращение выдачи ГРП или расчетам командных пунктов (далее – КП) информации о воздушной обстановке в зоне ответственности;

полная или частичная потеря радиосвязи с экипажем в полете;

выдача со стороны оператора радиолокационной станции высоты с ошибкой, превышающей тактико-технические данные;

подача на полеты неподготовленных средств наземного обслуживания общего применения;

ослепление летчика (члена экипажа) ВС светом фар автомобильного или специального транспорта на рулежных дорожках и вблизи взлетно-посадочной полосы в ночное время;

выполнение полетов со взлетно-посадочной полосы (площадки), не отвечающей установленным требованиям;

несвоевременные разработка и доведение штормового предупреждения;

выпуск в полет ВС с незавершенным техническим обслуживанием;

отказы авиационной техники, приведшие к прекращению (невыполнению) полетного задания;

другие события при организации, управлении, выполнении, или обеспечении полетов, которые привели к нарушениям требований, изложенных в нормативных правовых актах по правилам проведения полетов и подготовки к ним, и могли создать или создали угрозу целостности ВС и жизни лиц, находящихся на его борту.

11. К АИ с БЛА относятся следующие случаи:

11.1. САИ с БЛА:

столкновение БЛА;

столкновение БЛА с наземным (надводным) препятствием;

попадание в БЛА средств поражения (осколков);

несанкционированное или внеполигонное применение авиационных средств поражения;

поражение БЛА разрядом атмосферного электричества;

попадание БЛА в опасные явления погоды;

полет БЛА с конфигурацией, не соответствующей полетному заданию;

вывод БЛА на режим сваливания, потеря управляемости БЛА;

превышение эксплуатационных ограничений БЛА с возникновением остаточных деформаций конструкции;

вынужденная посадка БЛА вне аэродрома (площадки целевого назначения), за исключением посадки на подобранную с воздуха посадочную площадку при встрече с опасными явлениями погоды или при потере ориентировки;

нарушение норм загрузки БЛА, перевозка запрещенных грузов, смещение грузов;

пожар на борту БЛА;

самопроизвольный выпуск тормозного парашюта на взлете или на предпосадочном планировании;

невыпуск одной или более стоек шасси от основной системы. Самопроизвольные (ошибочные) выпуск или уборка шасси;

полет на обледеневшем БЛА (при наличии льда на поверхностях, защищенных противообледенительной системой). Полет в условиях обледенения на БЛА, не оборудованных противообледенительной системой;

нарушения безопасной высоты полета, установленных правил вертикального, продольного и бокового эшелонирования;

нарушение установленного минимума погоды при взлете и посадке;

выполнение посадок, не предусмотренных в задании. Посадка вне границ взлетно-посадочной полосы (посадочной площадки), за исключением планеров, выкатывание за ее пределы при взлете или посадке;

заправка БЛА некондиционными горючим и смазочными материалами, жидкостями и газами;

прием и выпуск БЛА с неподготовленных взлетно-посадочных полос;

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Авиационные правила организации расследования авиационных событий, произошедших с государственными воздушными судами Республики Беларусь, их классификации и учета Раздел I. Общие положения Глава 1. Основные положения Глава 2. Классификация авиационных событий Раздел II. Расследование авиационных, чрезвычайных и наземных происшествий Глава 3. Сообщение об авиационном, чрезвычайном или наземном происшествии Глава 4. Организация расследования авиационных и чрезвычайных происшествий, обязанности и права членов комиссии по расследованию авиационного события Глава 5. Организация расследования наземных происшествий Глава 6. Действия должностных лиц при авиационном (чрезвычайном или наземном) происшествии Глава 7. Порядок расследования авиационного происшествия Глава 8. Проведение разбора по результатам расследования авиационного (чрезвычайного или наземного) происшествия Глава 9. Порядок пересмотра заключения комиссии. Окончательное заключение о причинах авиационного (чрезвычайного или наземного) происшествия Глава 10. Расследование авиационного происшествия с воздушным судном на территории иностранного государства Глава 11. Информация об авиационном (чрезвычайном или наземном) происшествии Глава 12. Разработка мероприятий по результатам расследования авиационного (чрезвычайного или наземного) происшествия Раздел III. Расследование авиационных инцидентов Глава 13. Сообщение об авиационном инциденте Глава 14. Выявление и расследование авиационных инцидентов Раздел IV. Учет авиационных событий Глава 15. Учет авиационных, чрезвычайных и наземных происшествий Глава 16. Учет авиационных инцидентов Глава 17. Предупреждение авиационных событий Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14 Приложение 15

Постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 11 мая 2022 года №23
"Об утверждении Авиационных правил организации расследования авиационных событий, произошедших с государственными воздушными судами Республики Беларусь, их классификации и учета"

О документе

Номер документа:23
Дата принятия: 11.05.2022
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:05.08.2022
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь от 4 августа 2022 года, 8/38430

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 3 настоящее Постановление вступает в силу после его официального опубликования - с 5 августа 2022 года.