Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 2 декабря 2022 года №ПП-436

О мерах по повышению эффективности реформ, направленных на переход Республики Узбекистан на "зеленую" экономику до 2030 года

(В редакции Указов Президента Республики Узбекистан от 12.06.2023 г. №УП-92, 28.09.2023 г. №УП-164, Постановления Президента Республики Узбекистан от 10.10.2023 г. №ПП-329, Указов Президента Республики Узбекистан от 10.11.2023 г. №УП-193, Постановления Президента Республики Узбекистан от 27.02.2024 г. №ПП-88, Указа Президента Республики Узбекистан от 27.02.2024 г. №УП-41)

В целях реализации задач, определенных в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022 — 2026 годы, повышения эффективности принимаемых мер по обеспечению "зеленого" и инклюзивного экономического роста в рамках Стратегии перехода Республики Узбекистан на "зеленую" экономику, а также дальнейшего расширения использования возобновляемых источников энергии и ресурсосбережения во всех отраслях экономики:

1. Утвердить:

а) Программу по переходу на "зеленую" экономику и обеспечению "зеленого" роста в Республике Узбекистан до 2030 года (далее — Программа), предназначенную для достижения следующих стратегических целей, согласно приложению №1:

снижение удельных выбросов парниковых газов на единицу валового внутреннего продукта на 35 процентов от уровня 2010 года;

увеличение производственной мощности возобновляемых источников энергии до 15 ГВт и доведение их доли в общем объеме производства электрической энергии до более 30 процентов;

повышение энергоэффективности в сфере промышленности не менее чем на 20 процентов;

снижение энергоемкости, приходящейся на единицу валового внутреннего продукта, на 30 процентов, в том числе за счет расширения использования возобновляемых источников энергии;

значительное повышение эффективности водопользования во всех отраслях экономики, внедрение водосберегающих технологий орошения на площади до 1 млн гектаров;

расширение зеленых зон в городах до более 30 процентов путем посадки по 200 миллионов саженцев в год и доведение общего количества саженцев до более 1 миллиарда;

доведение показателя запасов лесного фонда республики до более 90 миллионов кубометров;

увеличение уровня переработки образуемых бытовых отходов до более 65 процентов;

б) Концепцию перехода на "зеленую" экономику и обеспечения энергосбережения в отраслях промышленности (далее — Концепция) согласно приложению №2;

в) План действий по переходу на "зеленую" экономику и обеспечению "зеленого" роста в Республике Узбекистан до 2030 года (далее — План действий) согласно приложению №3;

г) Целевые параметры экономии топливно-энергетических ресурсов в отраслях экономики в 2022 — 2026 годах, направленные на снижение показателя энергоемкости продукции, произведенной 25 предприятиями и организациями, на 20 процентов в 2026 году по сравнению с 2022 годом (далее — Целевые параметры) согласно приложению №4.

2. Министерству энергетики совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности, Министерством финансов в трехмесячный срок разработать и внести в установленном порядке в Кабинет Министров практический План практических мероприятий ("Дорожную карту") по экономии топливно-энергетических ресурсов в отраслях экономики в 2022 — 2026 годах, направленный на достижение целевых параметров.

3. Определить:

Министерство экономического развития и сокращения бедности — уполномоченным органом по координации деятельности по продвижению "зеленой" экономики и внедрению принципов "зеленого" роста, снижению выбросов парниковых газов в отраслях экономики;

Министерство энергетики — уполномоченным органом по развитию "зеленой" энергетики, в частности широкому внедрению возобновляемых источников энергии и водородной энергетики, а также повышению энергоэффективности и снижению энергоемкости произведенной продукции.

4. Установить, что:

а) с 1 июня 2023 года внедряется система "зеленых сертификатов" на основе требований по ограничению воздействия на экологию и окружающую среду при производстве продукции;

б) поэтапно создается инфраструктура государственного регулирования выбросов парниковых газов в 2022 — 2026 годах, предусматривающая:

государственный учет выбросов парниковых газов и ведение их государственного кадастра;

формирование и ведение реестра углеродных единиц;

определение целевых показателей по сокращению выбросов парниковых газов в разрезе отраслей экономики;

государственную поддержку деятельности по сокращению выбросов парниковых газов;

в) с 1 января 2024 года внедряется Современная система мониторинга, отчетности и верификации (MRV) в сфере изменения климата, охватывающая все парниковые газы;

г) инвестиционные проекты, осуществляемые в отраслях экономики, на этапах планирования и до их реализации оцениваются на возможность снижения объема выделяемых ими парниковых газов, а по результатам проектов объем сокращенных парниковых газов сертифицируется и направляется на внешние рынки;

д) с 1 января 2024 года в рамках инвестиционных проектов по строительству новых солнечных и ветряных электростанций мощностью более 1 МВт внедряется в обязательном порядке система накопления электрической энергии мощностью не менее 25 процентов от установленной мощности этих станций;

е) в рамках разработки отраслевых и территориальных стратегий развития исходя из характеристик чувствительности отраслей и территорий к изменению климата охватываются меры и инвестиционные проекты по снижению воздействия изменения климата на население и секторы экономики и адаптации к нему;

ж) Министерство экономического развития и сокращения бедности:

является уполномоченным органом (национальным органом) по координации реализации мероприятий по Механизму поддержки устойчивого развития в соответствии со статьей 6 Парижского соглашения (12 декабря 2015 года, Париж);

участвует в качестве исполнительного органа, ответственного за регулирование, координацию реализации и управление торговли парниковыми газами на международном и республиканском уровнях (Emission Trade System — ETS, Joint Credit Mechanism — JCM и прочие), а также за ведение мониторинга и отчетности в период реализации проектов в этой сфере;

з) проекты нормативно-правовых актов и программ, предусматривающие проекты и меры касательно устойчивого "зеленого" экономического роста, перехода на "зеленую" экономику, в частности влияющие на объем выбросов парниковых газов, подлежат обязательному согласованию с Министерством экономического развития и сокращения бедности.

5. Создать Межведомственный совет по координации мер по переходу Республики Узбекистан на "зеленую" экономику (далее — Межведомственный совет) в составе согласно приложению №5, определив его основными задачами:

обеспечение исполнения в полном объеме государственными органами и организациями, органами исполнительной власти на местах мер, предусмотренных в Стратегии перехода Республики Узбекистан на "зеленую" экономику на период 2019 — 2030 годов (далее — Стратегия), Программе и Плане действий, а также осуществление системного контроля за их своевременной реализацией;

ежеквартальное заслушивание отчетов руководителей государственных органов и организаций о выполнении запланированных мер по развитию "зеленой" экономики;

на основе постоянного мониторинга принятие мер по совершенствованию деятельности ответственных организаций в целях повышения эффективности мер, осуществляемых в рамках Стратегии.

6. Одобрить предложения Министерства экономического развития и сокращения бедности, международных финансовых институтов и организаций-партнеров по развитию о создании:

Координационной группы доноров в составе согласно приложению №6;

Технического секретариата в Министерстве экономического развития и сокращения бедности в составе дополнительных 4 штатных единиц.

Установить, что:

основной задачей Координационной группы доноров является взаимная координация деятельности по технической поддержке, анализу и наращиванию потенциала международных финансовых институтов и организаций-партнеров по развитию, функционирующих в области изменения климата и "зеленого" роста в Узбекистане;

Технический секретариат является проектным офисом, действующим в качестве рабочего органа Координационной группы доноров.

7. Установить, что в эффективной организации и координации совместной деятельности всех сторон при переходе и развитии "зеленой" экономики:

Межведомственный совет обеспечивает эффективную организацию работы министерств и ведомств по обеспечению реализации Стратегии, Программы и Плана действий;

Министерство экономического развития и сокращения бедности, являясь рабочим органом Межведомственного совета, координирует деятельность министерств и ведомств, ответственных за реализацию мер в этом направлении;

Координационная группа доноров содействует в постоянной оценке выполнения мер, определенных в Программе и Плане действий, привлечении технической и финансовой поддержки, формировании источников финансирования перспективных проектов;

Технический секретариат организует деятельность Координационной группы доноров, способствует ее взаимной координации с Межведомственным советом в реализации задач, определенных в Стратегии, Программе и Плане действий.

8. Центру гидрометеорологической службы и Национальному научно-исследовательскому институту возобновляемых источников энергии в двухмесячный срок сформировать Инновационную базу данных по солнечным, ветровым и биогазовым энергетическим ресурсам по всей республике за счет средств Фонда финансирования науки и поддержки инноваций Министерства инновационного развития.

9. Министерству экономического развития и сокращения бедности:

а) в двухмесячный срок разработать и внести на утверждение в Межведомственный совет положения о создании и порядке осуществления деятельности Технического секретариата и межведомственных рабочих групп, регламент Координационной группы доноров.

При этом в регламенте Координационной группы доноров предусмотреть:

эффективную организацию ее деятельности;

устранение и предотвращение взаимного дублирования усилий международных финансовых институтов и организаций-партнеров по развитию в области изменения климата и "зеленого" роста;

налаживание эффективного сотрудничества с министерствами и ведомствами по вопросам изменения климата и "зеленого" роста;

б) совместно с Министерством энергетики, Министерством финансов и международными финансовыми институтами с 1 июня 2023 года обеспечить внедрение системы "зеленых сертификатов";

в) совместно с Центром гидрометеорологической службы обеспечить полное внедрение с 1 января 2024 года Современной системы мониторинга, отчетности и верификации (MRV) в сфере изменения климата;

г) совместно с Министерством финансов, другими министерствами и ведомствами в трехмесячный срок с привлечением зарубежных экспертов разработать и внести в Кабинет Министров предложения, предусматривающие ускорение внедрения принципов экологического, социального и корпоративного управления (ESG) на промышленных предприятиях;

д) совместно с Государственным комитетом по экологии и охране окружающей среды, Министерством энергетики, Министерством финансов, Центром гидрометеорологической службы, другими заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечить создание инфраструктуры государственного регулирования выбросов парниковых газов в 2022 — 2026 годах, а также до 1 мая 2023 года разработать и внести в Кабинет Министров проект закона Республики Узбекистан "Об ограничении выбросов парниковых газов";

е) совместно с Агентством по управлению государственными активами, Министерством финансов, Министерством энергетики и хозяйственными объединениями в двухмесячный срок обеспечить координацию утверждения в соответствующих органах управления крупных промышленных предприятий:

соответствующих управленческих решений о разработке технической политики по энергосбережению, повышению энергоэффективности за счет модернизации и реконструкции мощностей на крупных производственных предприятиях и включении ее показателей в годовые бизнес-планы;

методологии и инструкций в разрезе отраслей, определяющих нормы расхода топливно-энергетических ресурсов на единицу производимой продукции (работ, услуг).

10. Государственному комитету по экологии и охране окружающей среды совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности, Министерством жилищно-коммунального обслуживания, Министерством финансов до 1 июля 2023 года внести в Кабинет Министров проект нормативно-правового акта, предусматривающий полное внедрение принципа "загрязнитель платит", а также совершенствование системы сборов за загрязнение окружающей среды путем повышения установленной ставки сбора за загрязнение и расширения перечня загрязняющих веществ.

11. Министерству инновационного развития совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности, Министерством энергетики и Государственным комитетом по экологии и охране окружающей среды ежегодно до 1 декабря вносить на утверждение Республиканского совета по науке и технологиям целевые программы научно-исследовательских и инновационных проектов в направлениях развития "зеленой" экономики, при этом уделив особое внимание:

проведению фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным направлениям в области "зеленой" экономики;

изучению возможностей перехода к применению в отраслях экономики "зеленых" технологий, в частности ресурсосберегающих технологий, технологий по безотходному производству, дающих возможность переработки отходов, безопасных химических веществ, а также использования возобновляемой энергии и внедрения их в практику;

реализации перспективных инновационных разработок и стартап-проектов, а также поддержке их коммерциализации и трансфера технологий.

Определить, что расходы на финансирование целевых программ покрываются в рамках средств, выделенных на реализацию государственных программ по научной деятельности, а также за счет средств Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей.

12. Кабинету Министров в двухмесячный срок утвердить план конкретных мер по развитию возобновляемых источников энергии и водородной энергетики в республике.

13. Включить в структуру Департамента по вопросам развития геологии, горно-металлургической сферы и промышленности исполнительного аппарата Кабинета Министров должность главного специалиста за счет вакантной штатной единицы исполнительного аппарата Кабинета Министров.

14. Установить следующий порядок координации и мониторинга качественного и своевременного осуществления мер, определенных в настоящем постановлении:

министерства и ведомства, органы исполнительной власти на местах, предприятия с участием государства — ежеквартально, до 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в Министерство экономического развития и сокращения бедности отчет о реализации мероприятий, предусмотренных в утвержденном настоящим постановлением Плане действий и в отраслевых программах ресурсосбережения, а также о состоянии достижения Целевых параметров;

Министерство экономического развития и сокращения бедности межведомственно координирует деятельность ответственных министерств и ведомств, ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, вносит в Межведомственный совет обобщенную аналитическую информацию о реализации мероприятий, определенных настоящим постановлением;

Межведомственный совет вносит Премьер-министру Республики Узбекистан и Администрации Президента Республики Узбекистан информацию об осуществляемой работе по итогам каждого квартала.

15. Внести изменения в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан согласно приложению №7.

16. Возложить на заместителей Премьер-министра Республики Узбекистан Д.А. Кучкарова и Ж.Т. Мирзамахмудова персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.

Президент Республики Узбекистан

Ш.Мирзиёев

 

Приложение №1

к Постановлению Президента Республики Узбекистан от 2 декабря 2022 года №ПП-436

Программа по переходу на "зеленую" экономику и обеспечению "зеленого" роста в Республике Узбекистан до 2030 года

Проблемные вопросы, связанные с изменением климата, негативно влияют на эффективность проводимых в стране реформ, в частности на экономический рост и сокращение бедности, обеспечение экологической и продовольственной безопасности. Исходя из этого в стране в данном направлении уделяется большое внимание снижению воздействия изменения климата и адаптации к нему, ускорению мер по переходу на "зеленую" экономику, продвижению "зеленой" и инклюзивной модели экономического роста.

В связи с этим в целях стимулирования "зеленого" экономического роста в стране, рационального использования природных ресурсов, привлечения "зеленых" инвестиций, смягчения негативного воздействия экологического кризиса постановлением Президента Республики Узбекистан от 5 октября 2019 года №ПП-4477 утверждена Стратегия перехода Республики Узбекистан на "зеленую" экономику в период 2019 — 2030 годов.

В связи с эпидемиологической ситуацией, вызванной пандемией коронавируса (COVID — 19) в 2020 году, возможность интенсивной реализации настоящей Стратегии была ограничена как в Республике Узбекистан, так и в странах мира.

Вместе с тем на 26-й сессии Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций по изменению климата (COР26), состоявшемся в ноябре 2021 года, в рамках Парижского соглашения Республика Узбекистан заявила о принятии дополнительных обязательств по сокращению к 2030 году выбросов парниковых газов на единицу валового внутреннего продукта на 35 процентов по сравнению с уровнем 2010 года.

Также в мае текущего года Республика Узбекистан присоединилась к глобальной инициативе (Global Methan Pledge) по достижению странами коллективной цели по сокращению к 2030 году выбросов метана не менее чем на 30 процентов по сравнению с 2020 годом.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Программа по переходу на "зеленую" экономику и обеспечению "зеленого" роста в Республике Узбекистан до 2030 года Глава I. Цели и задачи Программы Глава II. Приоритетные направления "зеленого" роста Глава III. Механизм реализации. Координация деятельности межведомственных и международных финансовых институтов, организаций развития Глава IV. Мониторинг и оценка (M&E). Ожидаемые результаты. Приложение Концепция перехода на "зеленую" экономику и обеспечения энергосбережения в отраслях промышленности Глава 1. Цели и задачи Концепции Глава 2. Основные направления правового регулирования в сфере повышения энергоэффективности и достижения энергосбережения Глава 3. Краткое описание определяемых мероприятий по реализации Концепции Глава 4. Основные организационно-экономические мероприятия по повышению энергоэффективности и обеспечению энергосбережения в отраслях экономики и социальной сфере Глава 5. Ожидаемые результаты от реализации Концепции План действий по переходу на "зеленую" экономику и обеспечению "зеленого" роста в Республике Узбекистан до 2030 года Целевые параметры экономии топливно-энергетических ресурсов в отраслях экономики в 2022 — 2026 годах Состав Межведомственного совета по координации мер по переходу Республики Узбекистан на "зеленую" экономику Состав Координационной группы доноров по переходу на "зеленую" экономику и "зеленому" росту Изменения, вносимые в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан

Постановление Президента Республики Узбекистан от 2 декабря 2022 года №ПП-436
"О мерах по повышению эффективности реформ, направленных на переход Республики Узбекистан на "зеленую" экономику до 2030 года"

О документе

Номер документа:ПП-436
Дата принятия: 02.12.2022
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:03.12.2022
Органы эмитенты: Президент

Опубликование документа

Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан от 3 декабря 2022 года, №07/22/436/1061

Редакции документа

Текущая редакция принята: 27.02.2024  документом  Указ Президента Республики Узбекистан О мерах по дальнейшему совершенствованию государственного управления в области технического регулирования № УП-41 от 27.02.2024
Вступила в силу с: 29.02.2024


Редакция от 27.02.2024, принята документом Постановление Президента Республики Узбекистан О мерах по совершенствованию системы обеспечения нуждающихся лиц протезно-ортопедическими изделиями и техническими средствами реабилитации № ПП-88 от 27.
Вступила в силу с: 28.02.2024


Редакция от 10.11.2023, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О мерах по совершенствованию системы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса № УП-193 от 10.11.2023
Вступила в силу с: 11.11.2023


Редакция от 10.10.2023, принята документом Постановление Президента Республики Узбекистан О мерах по коренному реформированию сферы железнодорожного транспорта Республики Узбекистан № ПП-329 от 10.10.2023
Вступила в силу с: 11.10.2023


Редакция от 28.09.2023, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан № УП-164 от 28.09.2023
Вступила в силу с: 30.09.2023


Редакция от 12.06.2023, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых актов Президента Республики Узбекистан в связи с образованием Министерства молодеж
Вступила в силу с: 13.06.2023


Редакция от 02.12.2022