База данных

Дата обновления БД:

09.12.2021

Добавлено/обновлено документов:

18 / 146

Всего документов в БД:

111498

Действует

Зарегистрировано

Министерством юстиции

Республики Таджикистан 

28 октября 2021 года №457

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

от 22 октября 2021 года №440

О Национальных стандартах оценки Республики Таджикистан

В соответствии со статьей 4 Закона Республики Таджикистан "Об оценочной деятельности" Правительство Республики Таджикистан постановляет:

1. Утвердить Национальные стандарты оценки Республики Таджикистан (прилагаются).

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Таджикистан от 3 мая 2006 года №192 "Об утверждении Временных правил осуществления оценочной деятельности в Республике Таджикистан и Стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности в Республике Таджикистан".

Председатель Правительства Республики Таджикистан

Эмомали Рахмон

Приложение

к Постановлению Правительства Республики Таджикистан от 22 октября 2021 года №440

Национальные стандарты оценки Республики Таджикистан

1. Общие положения

1. Национальные стандарты оценки Республики Таджикистан (далее - настоящие Стандарты) устанавливают положения и основные принципы оценки, требования к проведению оценки стоимости недвижимого имущества, движимого имущества, объекта интеллектуальной собственности, а также требования к отчёту об оценке, используемой в отчете об оценке.

2. Положения настоящих Стандартов являются обязательными при реализации оценочной деятельности на территории Республики Таджикистан.

3. Настоящие стандарты не применяются для оценки исторического и культурного наследия, определения кадастровой стоимости в целях налогообложения и определения стоимости приватизируемого государственного имущества.

§1. Требования к проведению оценки объекта оценки

4. Проведение оценки включает следующие требования:

- заключение договора на проведение оценки;

- идентификация объекта оценки;

- сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки;

- обоснование применяемых подходов к оценке, включая выбор видов оценки объектов оценки и их осуществление;

- согласование (обобщение) результатов применения подходов к оценке и определение итоговой величины стоимости объекта оценки;

- составление отчета об оценке.

5. В процессе проведения оценочных работ необходимы сбор и анализ технической, рыночной, бухгалтерской, финансовой и другой информации, достаточной для получения обоснованного заключения о стоимости объекта оценки. Для каждого вида информации следует указывать источник ее получения.

6. Заказчик ответственен за полноту, достоверность документов и другой информации, предоставленной оценщику при проведении оценки согласно заключенному между ними договором в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.

7. Оценщик вправе полагаться на данные из областей, не входящих в рамки его профессиональной компетенции, с привлечением специалистов других профессий и полученной ими достоверной информации.

8. Оценщик не вправе использовать данные, относящиеся к его профессиональной компетенции, в надежности которых он сомневается. Настоящее требование распространяется, в частности на данные, полученные от заказчика, заказавшего работу по оценке, даже в том случае, когда заказчик заявляет об их достоверности.

§2. Основания и условия для проведения оценки объекта оценки

9. Договор о проведении оценки объекта оценки, заключенный между оценщиком и заказчиком или уполномоченным представителем заказчика является основанием для проведения оценки объекта оценки.

10. Договор о проведении оценки объекта оценки заключается в соответствии с Законом Республики Таджикистан "Об оценочной деятельности".

2. Оценка недвижимого имущества

§1. Объекты оценки недвижимого имущества

11. Для целей настоящих Стандартов объекты оценки подразделяются на следующие виды недвижимого имущества:

- здания и сооружения, включая внутренние инженерные сети и системы, а также оборудование, обеспечивающее функционирование оцениваемых зданий и сооружений;

- объекты незавершенного строительства;

- передаточные устройства;

- многолетние насаждения;

- право пользования земельным участком (как особый объект гражданских правоотношений);

- иные виды имущества, классифицированные как недвижимое имущество в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.

§2. Состояние оценки недвижимого имущества

12. При оценке недвижимого имущества следует учитывать факторы, связанные с самим объектом оценки, его окружением, месторасположением, фактическим состоянием, земельным участком, принадлежащим объекту оценки, комфортными условиями, а также физическими, функциональными и экономическими возможностями. Оценщику следует провести исследование объекта оценки для установления его состояния и определить, применимы ли предоставленные данные относительно объекта оценки.

13. Стоимость поврежденного недвижимого имущества должна соответствовать стоимости восстановления недвижимого объекта с учетом затрат на восстановление. В случае полного разрушения или невозможности восстановления, стоимость объекта должна определяться стоимостью затрат на его расчистку и устранение элементов из предыдущей постройки.

14. Стоимость объекта незавершенного строительства может быть определена с использованием затратного подхода на базе остаточной стоимости замещения, учитывающей затраты на восстановление оцениваемого недвижимого имущества и величину совокупного износа. Стоимость объекта незавершенного строительства может быть также определена с использованием доходного подхода на основе дисконтирования денежного потока, учитывающего затраты на завершение строительства и доходы от последующей продажи или прибыльного использования завершенного объекта строительства.

15. Оценка недвижимого имущества в составе функционирующего предприятия может быть проведена с последующим использованием или как часть функционирующего предприятия. В этом случае оценка проводится без надлежащего анализа его использования с учетом того, что цель и условия текущего использования защищены. Оценка недвижимого имущества как часть нефункционирующего предприятия проводится с учетом анализа лучшего и наиболее эффективного использования.

16. По истечении срока действия договора и одновременном прекращении права пользования земельным участком, оценка благоустройства земельных участков проводится по утилизационной стоимости отходов, если иной порядок не предусмотрен в документе на землепользование соответствующим участком.

17. При получении земельных участков или иного недвижимого имущества для государственных или общественных нужд все убытки пользователей недвижимого имущества исчисляются по рыночной стоимости и уплачиваются лицами, в пользу которых приобретается земельный участок. Стоимость недвижимого имущества в связи с приобретением земельного участка для государственных нужд определяется оценщиком при получении собственником или негосударственным пользователем уведомления о принудительном отчуждении земельного участка для государственных нужд.

18. Оценка проводится в целях международных стандартов финансовой отчетности и отражения реальной стоимости основных средств, а также для подготовки предварительного отчета для точного описания имущественного положения хозяйствующих субъектов. Для большинства практических целей рыночная стоимость, определенная в соответствии с настоящими Стандартами, и требования к оценке справедливой стоимости в соответствии с международными стандартами оценки являются удовлетворительными при условии, что будут учитываться конкретные допущения, такие как положения о единицах учета или неучтённые ограничения продаж.

19. Оценка может проводиться на основании четко определенного специального разрешения, установленного в порядке оценки. В таких случаях должно быть заявлено, что стоимость действительна только на дату оценки и изменится в будущем при финансовой неустойчивости, во время которой могут измениться как рыночные, так и условия купли-продажи.

20. Начальная стоимость недвижимого объекта, выставляемого на торги (аукцион или конкурс), определяется как минимальная цена, по которой объект может быть продан или передан. Эта стоимость рассчитывается на основе данных о рыночной стоимости объекта и должна учитывать все факторы оценки, влияющие на стоимость объекта. Таким образом, при оценке недвижимого имущества для аукционов и конкурсов оценщик определяет рыночную стоимость имущества, анализирует условия следующего аукциона или конкурса и предлагает для оценки стартовую цену объекта оценки. Для получения точной рыночной цены, оценщик использует сразу три подхода оценки: затратный, доходный и сравнительный.

§3. Задание заказчика на оценку недвижимого имущества

21. Задание заказчика на оценку недвижимого имущества должно включать:

- определение оцениваемого недвижимого имущества;

- определение права на оценку;

- предполагаемое использование заказчиком результатов оценки и отчета;

- вид определяемой стоимости оцениваемого недвижимого имущества;

- дату оценки, по состоянию которой определяется стоимость оцениваемого недвижимого имущества;

- допущения и специальные условия, с учетом которых проводится оценка.

22. В задание на оценку дополнительно к определяемой стоимости могут быть включены следующие расчеты в национальной валюте:

- рыночная арендная плата;

- полные затраты на восстановление;

- затраты на устранение загрязнений или рекультивацию.

§4. Анализ эффективности использования недвижимого имущества

23. Анализ эффективности использования недвижимого имущества позволяет определить наиболее прибыльное использование объекта недвижимости, на который ориентируются участники рынка при формировании цены сделки. При определении рыночной стоимости оценщик руководствуется результатами этого анализа для выбора подходов и форм оценки объекта оценки и выбора сопоставимых объектов недвижимости при применении каждого подхода оценки.

24. Наиболее эффективным использованием является потенциальное использование недвижимого имущества, которое физически возможно, допустимо юридически и осуществимо с финансовой точки зрения, и, как следствие, имеет наивысшую стоимость оцениваемого имущества.

25. Наиболее эффективное использование объекта недвижимости может соответствовать его реальному текущему использованию или предполагать иное использование.

26. Анализ наиболее эффективного использования может проводиться применительно к отдельным компонентам объекта оценки (отдельные здания имущественного комплекса и другие). Такие объекты при оценке рыночной стоимости следует выбирать в соответствии с наиболее эффективным использованием объекта оценки.

§5. Подходы и методы оценки недвижимого имущества

27. При оценке недвижимого имущества используются следующие подходы:

- доходный;

- затратный;

- сравнительный.

28. Неосуществимость реализации одного из подходов должна быть обоснована в отчете об оценке.

29. Установление рыночной или иной стоимости осуществляется вышеуказанными сгруппированными подходами.

30. Доходный подход осуществляется в качестве основного подхода при оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, которые покупаются и продаются в связи с их способностью приносить доход. Оценщик, используя один из подходов оценок доходности, выполняет следующую последовательность действий:

- проводит изучение рынка жилой, коммерческой и земельной недвижимости (сбор информации о ценах или ставках аналогичных арендных ставок и величине чистого дохода, предоставляемого собственникам (пользователям) сравниваемых объектов);

- проводит анализ полученных данных и на его основе прогнозирует предусмотренный процесс денежного потока на расчетный период;

- оценивает риски инвесторов в жилое, коммерческое недвижимое имущество и земельные участки;

- производит расчет ставки капитализации или дисконтирования;

- применяет методы капитализации доходов.

31. Сумму возможного валового дохода следует рассчитывать исходя из потенциальной сдачи объекта оценки в аренду при ее наиболее эффективном использовании, достоверной информации о размере арендной ставки и общей площади оцениваемого недвижимого имущества. Данные о реальном валовом доходе рассчитываются исходя из нормы фактического использования или аналогичного объекта. При оценке необходимо также учитывать стандартные условия договоров аренды такого недвижимого имущества. В этом случае можно внести соответствующие поправки при прогнозировании размера арендной платы с целью ее перевода в соответствии со стандартными условиями рынка аренды такого недвижимого имущества.

32. Расчет необходимых затрат, связанных с приведением в соответствие потребительских характеристик объекта оценки с характеристиками аналогичного недвижимого имущества, доход от которого учитывался при прогнозировании чистого дохода объекта оценки, может быть учтен при реализации:

- метода прямой капитализации дохода путем уменьшения полученной стоимости объекта оценки на величину текущей стоимости затрат, необходимых для такого уменьшения;

- метода дисконтирования денежного потока путем их добавления к операционным затратам соответствующих периодов реализации в пределах прогнозного периода.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Национальные стандарты оценки Республики Таджикистан 1. Общие положения §1. Требования к проведению оценки объекта оценки §2. Основания и условия для проведения оценки объекта оценки 2. Оценка недвижимого имущества §1. Объекты оценки недвижимого имущества §2. Состояние оценки недвижимого имущества §3. Задание заказчика на оценку недвижимого имущества §4. Анализ эффективности использования недвижимого имущества §5. Подходы и методы оценки недвижимого имущества 3. Оценка движимого имущества §1. Объекты оценки движимого имущества §2. Идентификация и описание объекта оценки движимого имущества §3. Требования к проведению оценки движимого имущества §4. Подходы к оценке движимого имущества 4. Оценка интеллектуальной собственности §1. Объекты оценки интеллектуальной собственности §2. Задание на оценку прав на интеллектуальную собственность §3. Подходы и методы оценки §4. Обобщение результатов и определение величины стоимости объекта оценки 5. Требования к отчету об оценке §1. Требования к сохранению отчета об оценке объекта оценки §2. Требования к форме отчетов, их регистрации и хранению §3. Экспертиза и рецензирование отчетов об оценке 6. Заключительные положения Приложение 1 Приложение 2

Постановление Правительства Республики Таджикистан от 22 октября 2021 года №440
"О Национальных стандартах оценки Республики Таджикистан"

О документе

Номер документа:440
Дата принятия: 22/10/2021
Состояние документа:Действует
Регистрация в МинЮсте: № 457 от 28/10/2021
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Нет сведений