Утратил силу

Документ утратил силу в соответствии с пунктом 1 Постановления Правления Центрального Банка Азербайджанской Республики от 25 декабря 2018 года №25/2

ЗАРЕГИСТРИРОВАНО

Министерством юстиции

Азербайджанской Республики

21 ноября 2005 года №3201

Утверждено Правлением Национального Банка Азербайджанской Республики от 7 ноября 2005 года Протокол №33

Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, действующих в Азербайджанской Республике

 

СОГЛАСОВАНО

Министерство финансов

Азербайджанской Республики

11 ноября 2005 года

 

 

 

 

I. Общие положения

1. Цель Правил

1.0. Настоящие Правила подготовлены в соответствии с Законами Азербайджанской Республики "О банках", "О бухгалтерском учете", другими законодательными актами Азербайджанской Республики, а также актами нормативного характера Национального банка Азербайджанской Республики и требованиями Международных стандартов финансовых отчетов (МСФО) и определяют правила организации и ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, действующих в Азербайджанской Республике (далее - "банк").

2. Понятия

В целях настоящих Правил используются нижеследующие понятия:

2.1. Бухгалтерский учет в банках - система сбора, регистрации и обобщения методом двойной записи в бухгалтерских отчетах сведений об активах, обязательствах, капитале, доходах и расходах банка.

2.2. Аналитический счет - счет, обеспечивающий подробное раскрытие и группирование сведений, содержащихся на субсчете.

2.3. Субсчет - счет, обеспечивающий подробное раскрытие и группирование сведений, содержащихся на синтетическом счету, отражающий сведения аналитического учета.

2.4. Синтетический счет - счет, служащий обобщению оборотов по активам, обязательствам, капиталу, дебету и кредиту доходов и расходов.

2.5. Регистры бухгалтерского учета - систематизация банковских операций в соответствующих бухгалтерских журналах, книгах на основании документов первичного учета.

2.6. Банковские операции - факты, отражающие по отдельности имущество, обязательства, капитал, их движение и в целом общее финансовое положение кредитных организаций.

2.7. Документы первичного учета - документ, подтверждающий факт осуществления банком операций и дающий основание для бухгалтерских записей.

Документы первичного учета включают - бланки строгой отчетности и другие бухгалтерские документы, не отражающие денежный оборот, однако дающие основание для принятия на учет этих оборотов.

2.8. Банковские документы - документы, отражающие необходимые и достаточные для осуществления банковских документов сведения, подтверждающие их законность и дающие основания для отражения операций в бухгалтерском учете. Банковские документы подразделяются на клиентские документы и внутрибанковские документы. Клиентские документы включают - платежные документы, внутрибанковские - кассовые и мемориальные документы.

2.9. Аналитический учет - подробная регистрация и группирование по операциям, осуществляемым на аналитических счетах, открытых по активам (требованиям), обязательствам банка с отражением назначения капитала по каждой из них.

2.10. Синтетический учет - обобщение сведений, собранных на синтетических счетах по активам (требованиям), обязательствам банка и капиталу, доходам и расходам.

2.11. Франт-офис - подразделение банка, осуществляющее заключение договоров с клиентами и представление банковских документов по заключенным сделкам в бэк-офисе для регистрации.

2.12. Бэк-офис - подразделение банка, осуществляющее регистрацию документов по заключенным сделкам на основании сведений, полученных из франт-офиса.

2.13. Бухгалтерия - подразделение банка, осуществляющее контроль за отражение в бухгалтерском учете информации о проведении операций в соответствии с МСФО.

2.14. План счетов - совокупность синтетических и субсчетов по признакам бухгалтерского учета, определенным для банковской системы.

2.15. Главная книга - регистр бухгалтерского учета, отражающий сведения на основе совокупности месячных оборотов по дебету и кредиту, собранных на синтетических счетах, полученных из соответствующих бухгалтерских журналов (книг) в соответствии с планом счетов для банковской системы.

2.16. Вспомогательные бухгалтерские журналы - регистр бухгалтерского учета, отражающий подробные сведения о банковских операциях, осуществляемых по аналитическим счетам.

2.17. Оператор - лицо, ответственное за осуществление соответствующей операции по оказанию банковской услуги.

2.18. Главный бухгалтер - ответственное лицо, которому поручено руководство за ведением бухгалтерского учета и представлением финансовых отчетов в соответствии со структурой банка.

2.19. Автоматизированные банковские информационные системы (АБИС) - система последовательного представления соответствующих сведений финансового, экономического и аналитического характера посредство бумажных и электронных носителей, обеспечивающая автоматизацию процесса учета с целью эффективного управления объектом.

3. Основные правила ведения бухгалтерского учета

3.1. Основные задачи бухгалтерского учета в банках заключаются в нижеследующем:

- представление всесторонней, полной, точной и подробной информации о деятельности, активах, обязательствах и состоянии капитала банка - внутренним пользователям финансовых отчетов руководству, учредителям, участникам банка (пайщикам, акционерам), а также иностранным пользователям - инвесторам, кредиторам, контролирующим и государственным органам, другим пользователям финансовых отчетов;

- ведение подробного, полного и точного учета всех банковских операций, наличия требований и обязательств и материальных и финансовых ресурсов, использующихся банком;

- обеспечение контроля за наличием и движением банковских активов, хранением наличности и других ценностей, эффективным использованием специальных и привлеченных средств, а также других операций, проводимых банком.

3.2. В соответствии с МСФО банки ежегодно составляют и утверждают учетную политику по направлениям деятельности. Нижеследующие документы также должны ежегодно утверждаться руководством банка:

- порядок ведения инвентаризации активов и обязательств;

- порядок ведения оборота документов и технологии подготовки учетных сведений;

- порядок контроля за проведением осуществляемых внутрибанковских операций.

3.3. Ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета, обеспечение законодательства по проведению банковских операций, формирование учетной политики, точному, полному и своевременному представлению финансовых отчетов несет в первую очередь руководство банка.

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, действующих в Азербайджанской Республике
утверждены Правлением Национального Банка Азербайджанской Республики от 7 ноября 2005 года Протокол №33

О документе

Номер документа:33
Дата принятия: 07/11/2005
Состояние документа:Утратил силу
Регистрация в МинЮсте: № 3201 от 21/11/2005
Начало действия документа:21/11/2005
Органы эмитенты: Банки
Утратил силу с:25/12/2018

Документ утратил силу в соответствии с пунктом 1 Постановления Правления Центрального Банка Азербайджанской Республики от 25 декабря 2018 года №25/2

Опубликование документа

Нет данных