База данных

Дата обновления БД:

16.01.2021

Добавлено/обновлено документов:

20 / 257

Всего документов в БД:

105122

Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 25 ноября 2020 года №ПП-4899

О комплексных мерах по развитию биотехнологий и совершенствованию системы обеспечения биологической безопасности страны

В целях определения приоритетных направлений развития биотехнологий и совершенствования системы обеспечения биологической безопасности страны, обеспечения интеграции науки, образования и производства в данных сферах, развития экономики и социальной сферы на основе передовых биотехнологий, а также последовательной реализации задач, определенных в Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 - 2021 годах в "Год развития науки, просвещения и цифровой экономики":

1. Утвердить:

Программу комплексных мер по развитию биотехнологий и совершенствованию системы обеспечения биологической безопасности страны в 2020 - 2024 годах согласно приложению №1;

Программу реализации приоритетных научно-исследовательских работ, проводимых в сфере биотехнологий в 2020 - 2024 годах, согласно приложению №2.

2. Министерству инновационного развития (И.Ю. Абдурахмонов) совместно с Академией наук (Б.С. Юлдашев), Министерством высшего и среднего специального образования (И.У. Маджидов), Министерством здравоохранения (А.М. Хаджибаев) и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок разработать и внести в Кабинет Министров Целевые показатели развития научно-исследовательских и инновационных работ в сфере биотехнологий в 2021 - 2024 годах для утверждения Республиканским советом по науке и технологиям.

3. Образовать Совет по биологической безопасности при Кабинете Министров (далее - Совет) и определить его основными задачами:

организацию реализации единой государственной политики в сфере обеспечения биологической безопасности страны;

подготовку, экспертную оценку и рассмотрение рекомендаций и предложений, направленных на защиту населения и охрану окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, предупреждение биологических рисков, создание и развитие системы мониторинга биологической опасности;

разработку действенных мер по практической реализации мероприятий, направленных на обеспечение биологической безопасности страны;

обеспечение взаимодействия министерств, ведомств, органов государственной власти на местах, научно-исследовательских и образовательных учреждений, институтов гражданского общества по выполнению целевых задач обеспечения биологической безопасности страны;

обеспечение реализации положений Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении;

проведение обсуждений актуальных вопросов и проблем, возникающих во время принятия мер, имеющих важное государственное значение, и по обеспечению биологической безопасности страны, в том числе среди общественности.

4. Определить, что:

Совет является консультативным органом при Кабинете Министров и создается в целях обеспечения взаимодействия государственных органов, научных, негосударственных некоммерческих и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией государственной политики в области биологической безопасности страны;

Совет ведет свою деятельность в форме заседаний. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не менее одного раза в полгода.

5. Утвердить:

состав Совета по биологической безопасности при Кабинете Министров согласно приложению №3;

Положение о Совете по биологической безопасности при Кабинете Министров согласно приложению №4.

6. Поддержать деятельность Ташкентского научно-исследовательского института вакцин и сывороток (далее - Институт), направленную на развитие фармацевтических биотехнологий и вакцинно-сывороточного дела в республике, создание отечественных иммунобиологических препаратов, определить его основными задачами в данном направлении:

проведение фундаментальных, прикладных и инновационных исследований по иммунобиологическим препаратам (вакцинам, сывороткам, тест-диагностикумам и другим) и внедрение их на практике;

научно-техническое и методическое обеспечение мер, направленных на совершенствование системы биологической безопасности страны;

создание профилактических, диагностических, лекарственных средств и препаратов против инфекционных заболеваний по вакцинно-сывороточному делу и совершенствование технологий их производства;

принятие участия в реализации научных проектов в сфере биотехнологий, иммунологии и микробиологии в рамках государственных программ научной деятельности.

7. Утвердить:

Программу по совершенствованию деятельности Ташкентского научно-исследовательского института вакцин и сывороток согласно приложению №5;

структуру Ташкентского научно-исследовательского института вакцин и сывороток согласно приложению №6.

8. В целях эффективной организации деятельности Института:

а) Министерству здравоохранения (А.М. Хаджибаев):

в двухмесячный срок разработать и внести в Кабинет Министров программу научно-исследовательских работ и целевые показатели Института до 2025 года для утверждения Республиканским советом по науке и технологиям;

совместно с Министерством инновационного развития (Ш.У. Турдикулова) и Академией наук (Б.С. Юлдашев) в срок до 1 апреля 2021 года принять меры по укомплектованию Института высококвалифицированными научными работниками и специалистами;

информировать Кабинет Министров об эффективности организации деятельности Института 1 июля 2021 года и 1 января 2022 года;

б) Агентству по развитию фармацевтической отрасли (далее - Агентство) (С.Х. Кариев) принять меры по оснащению Института современным лабораторным оборудованием и инвентарем, оргтехникой, компьютерами и другими материально-техническими средствами;

в) Агентству по управлению государственными активами (С.Х. Бекенов), хокимияту города Ташкента (Ж.А. Артикходжаев), Агентству (С.Х. Кариев), Академии наук (Б.С. Юлдашев) и Министерству инновационного развития (Ш.У. Турдикулова) в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения по обеспечению Института зданиями и сооружениями;

г) Кабинету Министров (Б.А. Мусаев, О.М. Умаров) координировать эффективную организацию деятельности Института.

9. Установить, что:

начиная с 1 января 2021 года финансирование расходов на оплату труда работников, содержание зданий и сооружений, а также покрытие текущих расходов Института производится за счет средств Государственного бюджета;

на работников Института распространяются условия оплаты труда и материального стимулирования, установленные для соответствующих должностей научно-исследовательских учреждений Академии наук;

Агентство, исходя из производственной необходимости, вправе укомплектовывать опытно-производственные подразделения (штатные единицы) Института за счет средств Фонда поддержки и развития фармацевтической отрасли, а также иных источников, не запрещенных законодательством, либо путем применения механизмов аутсорсинга и государственно-частного партнерства.

10. Одобрить предложения Агентства, Министерства здравоохранения и Министерства инвестиций и внешней торговли, предусматривающие на территории инновационного научно-производственного фармацевтического кластера "Tashkent Pharma Park":

реализацию проекта "Ввод в эксплуатацию площадки для производства вакцин" (далее - проект);

создание при Институте опытно-испытательной лаборатории, соответствующей международным стандартам уровня безопасности BSL-3 (далее - лаборатория "BSL-3").

Определить, что:

Агентство является исполнительным органом, ответственным за эффективную реализацию проекта и создание лаборатории "BSL-3";

Министерство инвестиций и внешней торговли осуществляет общую координацию реализации проекта и создания лаборатории "BSL-3".

Агентству (С.Х. Кариев) совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли (Ш.А. Вафаев) в двухмесячный срок обеспечить разработку концепции и технико-экономического обоснования реализации проекта и создания лаборатории "BSL-3" с привлечением ведущих проектных институтов, инжиниринговых компаний и определением источников их финансирования.

11. Определить источниками финансирования деятельности Института:

средства, выделяемые из Государственного бюджета;

средства, выделяемые по результатам конкурсов, проводимых Министерством инновационного развития в рамках государственных программ научной деятельности;

средства, полученные от исполнения хозяйственных договоров по направлениям, соответствующим деятельности Института;

благотворительные пожертвования юридических и физических лиц;

гранты международных финансовых институтов и зарубежных организаций;

иные источники, не запрещенные законодательством.

12. Одобрить предложения Министерства инновационного развития и Академии наук о создании:

совместно с Университетом Копенгагена (Дания) современной фудомикс-лаборатории, научной лаборатории клеточных технологий и Национальной лаборатории "Big Data" по анализу информации большого объема, генерируемой в сферах биотехнологии, биологии, биомедицины и химии, - в Центре передовых технологий при Министерстве инновационного развития (далее - Центр передовых технологий);

научной лаборатории фитовирусологии - в Институте микробиологии Академии наук.

Определить источниками финансирования создания данных биотехнологических лабораторий средства Фонда поддержи инновационного развития и новаторских идей, средства, выделенные на государственные программы научной деятельности, кредиты и гранты международных финансовых институтов, организаций и стран-доноров, а также иные источники, не запрещенные законодательством.

Министерству инновационного развития (И.Ю. Абдурахмонов) до конца 2021 года обеспечить ввод в эксплуатацию данных биотехнологических лабораторий.

13. Министерству инновационного развития (И.Ю. Абдурахмонов) выделить в 2021-2022 годах Фонду поддержки инновационного развития и новаторских идей средства в размере до 20 миллиардов сумов за счет средств, выделяемых на государственные программы научной деятельности, для финансирования:

реализации стартап-проектов в сфере биотехнологий;

создания и развития опытно-промышленных биотехнологических производств с условием софинансирования до 50 процентов;

приобретения научного и лабораторного оборудования в целях развития биотехнологий;

внедрения в сферу современных технологий, инновационных идей и разработок;

направления молодых специалистов за рубеж на научные стажировки, а также привлечения зарубежных специалистов и консультантов.

14. Установить с 1 декабря 2020 года порядок, в соответствии с которым:

а) за счет средств Государственного фонда поддержки предпринимательской деятельности предоставляется:

поручительство по кредитам коммерческих банков, привлекаемым на реализацию инвестиционных проектов в сфере биотехнологий, в размере до 50 процентов (50 процентов включительно) суммы кредита, не превышающей 8 миллиардов сумов;

компенсация на возмещение процентных расходов по кредитам коммерческих банков, сумма которых не превышает 10 миллиардов сумов, привлекаемым на реализацию инвестиционных проектов в сфере биотехнологий в размере:

превышающем в 1,5 раза основную ставку Центрального банка, но не более чем на 5 процентных пунктов - по кредитам в национальной валюте;

30 процентов ставки, установленной коммерческими банками, но не более 4 процентных пунктов - по кредитам в иностранной валюте;

б) зарубежным научным организациям, внесшим прямые инвестиции в Республику Узбекистан в размере не менее 3 миллионов долларов США для проведения научных исследований и осуществления инновационной деятельности в сфере биотехнологий, предоставляются целевые гранты в размере до 10 миллиардов сумов на проведение научных исследований за счет средств, выделяемых из Государственного бюджета для государственных программ научной деятельности.

При этом:

целевые гранты на государственные программы научной деятельности предоставляются после полного освоения вложенных инвестиционных средств;

право на объекты интеллектуальной собственности, приобретенное субъектами научной деятельности за счет средств Государственного бюджета, принадлежит государству в лице государственных научных, высших образовательных и других государственных учреждений, если иное не предусмотрено договорами, заключенными с авторами объектов интеллектуальной собственности.

15. Внедрить практику, в соответствии с которой:

Центр передовых технологий ежегодно в срок до 1 декабря вносит в Совет по тарифному и нетарифному регулированию обоснованные предложения о снижении таможенных пошлин, взимаемых при ввозе субъектами, осуществляющими хозяйственную деятельность не производимых в Республике Узбекистан сырья, реактивов, комплектующих, деталей, узлов, технологических документов, программного обеспечения для производства биотехнологической продукции;

Совет по тарифному и нетарифному регулированию (С.У. Умурзаков) на основе представленных предложений рассматривает вопросы снижения таможенных пошлин и выносит соответствующее решение в установленном порядке.

16. Принять к сведению, что Республика Узбекистан присоединилась к Картахенскому протоколу по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии (Монреаль, 29 января 2000 года).

В целях реализации положений Картахенского протокола Министерству инновационного развития (Ш.У. Турдикулова) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров проект правительственного решения по поэтапному внедрению маркировки сельскохозяйственной и продовольственной продукции, содержащей генетически модифицированные организмы, пестициды, пищевые добавки и красители, предусматривающий в том числе:

проведение аккредитации лабораторий Службы санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья, функционирующих в регионах;

создание в научных организациях в системе Министерства сельского хозяйства, Государственном комитете ветеринарии и развития животноводства и ГУП "Центр по оказанию услуг в агропромышленном комплексе" при Инспекции по контролю за агропромышленным комплексом лабораторий для выявления (исходя из реальных потребностей) генетически модифицированных организмов в составе сырья, кормов, посадочного материала для продовольственной продукции и растениеводства за счет собственных средств.

17. Министерству сельского хозяйства (Ж.А. Ходжаев) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок:

пересмотреть и утвердить перечень разрешенных в соответствии с Международной конвенцией по карантину и защите растений и другими соответствующими международными стандартами пестицидов и ядовитых химических веществ, а также нормы использования минеральных удобрений;

разработать и внести в Кабинет Министров комплекс мер по увеличению объема потребления биотехнологической продукции, поэтапному переходу от использования химических удобрений, пестицидов, других ядовитых химических веществ к биопрепаратам в сельском хозяйстве.

Установить, что начиная с 1 марта 2021 года субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность, производящие либо ввозящие на территорию Республики Узбекистан пестициды, гербициды и другие ядовитые химические вещества, обеспечивают внесение в установленном порядке стандартных образцов данных веществ в Список химических и биологических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками, дефолиантов и регуляторов роста растений, разрешенных для применения в сельском хозяйстве Республики Узбекистан, а также их реализацию вместе с данными стандартными образцами.

18. Совету (А.Н. Арипов) в месячный срок обеспечить разработку и внесение в Кабинет Министров проекта правительственного решения, предусматривающего:

создание независимой системы мониторинга биологических опасностей;

создание автоматизированного информационно-аналитического и прогнозного моделирующего комплекса в рамках национальной системы обеспечения биологической безопасности;

разработку единых критериев и методической базы определения и категорирования уровня биологического риска объектов, территорий и природных явлений.

19. Министерству здравоохранения (А.М. Хаджибаев) совместно с ответственными министерствами и ведомствами в срок до 1 марта 2021 года завершить разработку проекта закона "О биологической безопасности Республики Узбекистан" с учетом положений настоящего постановления, предусмотрев в нем следующие правовые механизмы:

обеспечения безопасности генно-инженерной деятельности, в том числе создание и функционирование национальной системы оценки опасности генетически модифицированных организмов;

оперативного финансирования целевых разработок, направленных на решение проблем, связанных с возникшими биологическими рисками.

20. Совету (А.Н. Арипов) совместно с секретарем Совета безопасности при Президенте Республики Узбекистан В.В. Махмудовым в недельный срок утвердить и организовать исполнение плана мер по обеспечению эффективной реализации задач и мероприятий, определенных настоящим постановлением, на 2021 год, в перспективе - ежегодно в срок до 1 декабря обеспечивать разработку и реализацию аналогичных планов мер на последующий год.

21. Агентству информации и массовых коммуникаций (А.А. Ходжаев) совместно с Национальным информационным агентством Узбекистана (А.К. Кучимов) и Национальной телерадиокомпанией Узбекистана (А.Д. Хаджаев) организовать выступления и тематические телепередачи о сути и значении настоящего постановления в средствах массовой информации.

22. Министерству инновационного развития (И.Ю. Абдурахмонов) и Министерству здравоохранения (Б.К. Юсупалиев) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

23. Возложить на министра инновационного развития И.Ю. Абдурахмонова и министра здравоохранения А.М. Хаджибаева персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.

Ежеквартальное обсуждение исполнения настоящего постановления, координацию и контроль за деятельностью ответственных ведомств возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова и советника Президента Республики Узбекистан А.А. Абдувахитова.

Информировать Президента Республики Узбекистан о результативности осуществляемых мер по итогам каждого квартала.

Президент Республики Узбекистан

Ш.Мирзиёев

 

Приложение №1

к Постановлению Президента Республики Узбекистан от 25 ноября 2020 года №ПП-4899

Программа комплексных мер по развитию биотехнологий и совершенствованию системы обеспечения биологической безопасности страны в 2020 — 2024 годах

Мероприятия

Форма реализации

Сроки исполнения

Источники финансирования

Ответственные исполнители

I. Совершенствование законодательства в области развития биотехнологий и обеспечения биологической безопасности страны

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Программа комплексных мер по развитию биотехнологий и совершенствованию системы обеспечения биологической безопасности страны в 2020 — 2024 годах Программа реализации приоритетных научно-исследовательских работ, выполняемых в сфере биотехнологий в 2020 — 2024 годах Состав Совета по биологической безопасности при Кабинете Министров Положение о Совете по биологической безопасности при Кабинете Министров Глава I. Общие положения Глава II. Основные задачи, права и ответственность Совета Глава III. Состав Совета Глава IV. Организация работы Совета Глава V. Заключительное положение Программа по совершенствованию деятельности Ташкентского научно-исследовательского института вакцин и сывороток Структура Ташкентского научно-исследовательского института вакцин и сывороток

Постановление Президента Республики Узбекистан от 25 ноября 2020 года №ПП-4899
"О комплексных мерах по развитию биотехнологий и совершенствованию системы обеспечения биологической безопасности страны"

О документе

Номер документа:ПП-4899
Дата принятия: 25/11/2020
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:26/11/2020
Органы эмитенты: Президент

Опубликование документа

Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан от 26 ноября 2020 года, №06/20/4899/1558