База данных

Дата обновления БД:

04.12.2020

Добавлено/обновлено документов:

28 / 236

Всего документов в БД:

104417

Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 6 октября 2020 года №ПП-4850

Об утверждении Концепции развития системы лесного хозяйства Республики Узбекистан до 2030 года

В целях охраны, приумножения и рационального использования лесного фонда Республики Узбекистан, модернизации его материально-технической базы, широкого внедрения рыночных механизмов и информационно-коммуникационных технологий в данную сферу, эффективного использования достижений науки за счет повышения потенциала кадров, а также определения приоритетных направлений реформирования лесного хозяйства республики в период до 2030 года:

1. Принять к сведению, что на основании постановления Президента Республики Узбекистан №ПП-4424 от 23 августа 2019 года "О дополнительных мерах по повышению эффективности лесопользования в Республике":

начиная с 1 января 2020 года налажена система предоставления в аренду земель лесного фонда, не покрытых лесом;

в период с января по сентябрь 2020 года свыше 29 тысяч гектаров земель лесного фонда, не покрытых лесом, переданы в аренду 1561 физическому и юридическому лицу на срок до 49 лет с условием внесения инвестиций в размере более 275 миллиардов сумов и 7 миллионов долларов и создания 4300 новых рабочих мест;

2. В целях повышения эффективности использования земель лесного фонда, в том числе создания новых лесопосадок, организации рабочих мест, стимулирования дополнительного лесопользования и расширения научно-исследовательской деятельности внедрить следующие новые формы поддержки пользователей землями лесного фонда:

а) применение "нулевой" ставки арендной платы к арендаторам, взявшим в аренду земли лесного фонда в 2020 - 2022 годах:

в течение пяти лет - к земельным площадям, занятым вновь возведенными и переданными в аренду плантациями орехоплодных садов (фисташки, миндаля, грецкого ореха) на неосвоенных земельных участках лесного фонда, а также быстрорастущих деревьев (павловнии, тополя);

в течение десяти лет - при сооружении плантаций пустынных растений (саксаула, солянки, кандыма, карабарака) с освоением земель лесного фонда, расположенных в пустынной местности, не обеспеченных водой, не покрытых лесом;

в течение одного года и трех лет соответственно - при сооружении плантаций сельскохозяйственных продовольственных культур (бобовых, масляных, зерно колосовых, овощных, бахчевых) и лекарственных растений с освоением земель лесного фонда, не обеспеченных водой, не покрытых лесом;

б) начиная с 1 января 2021 года:

выплату за счет средств Государственного фонда содействия занятости Министерства занятости и трудовых отношений субсидий арендаторам в случае приема на работу безработных лиц, прошедших регистрацию в центрах содействия занятости населения, для покрытия расходов на выплату им заработной платы в течение 6 месяцев в размере 50 процентов среднемесячной заработной платы, но не более двукратного размера базовой расчетной величины за каждый месяц;

распространение в полном объеме на лесные хозяйства и арендаторов земель лесного фонда порядка покрытия расходов, связанных со строительством и реконструкцией объектов ирригации и мелиорации при вводе в эксплуатацию земель, не используемых в сельском хозяйстве, а также порядка покрытия части расходов на выращивание сельскохозяйственных культур и внедрение водосберегающих оросительных технологий в новых интенсивных садах, виноградниках и теплицах;

предоставление Государственным комитетом по геологии и минеральным ресурсам бесплатных сведений о зонах формирования залежей подземных вод на землях лесного фонда, переданных в аренду, на основе обращения Государственного комитета лесного хозяйства в срок, не превышающий пятнадцати дней;

в) расширение научно-исследовательских работ в сфере лесного хозяйства, обновление материально-технической базы и материальная поддержка работников Научно-исследовательского института лесного хозяйства, принятие мер по омоложению корпуса его ученых, а также выявление научных проблем в данной сфере с укреплением сотрудничества с научно-исследовательскими институтами Академии наук и другими научными учреждениями по их разрешению;

г) повышение на новый содержательный уровень подготовки кадров на факультете "Лесное хозяйство и ландшафтный дизайн" Ташкентского государственного аграрного университета, поэтапный перевод на систему кредитно-модульного обучения учебных планов направлений образования и специальностей в составе факультета на основе передовой зарубежной практики, открытие в будущем новых направлений образования и специальностей исходя из требований сферы и производства;

д) ускоренное развитие экотуризма в лесном хозяйстве, в том числе:

внедрение системы взаимного обмена информацией о физических и юридических лицах, осуществляющих реализацию проектов по экотуризму на землях лесного фонда, между Государственным комитетом по развитию туризма и Государственным комитетом лесного хозяйства;

изучение и оценка возможностей земель лесного фонда с выездом на места, принятие мер для приспособления потенциальных земель лесного фонда к посещению туристами;

подготовка материалов, предоставляющих информацию о туристских местах и оказываемых услугах на землях лесного фонда, проведение широкомасштабной пропагандистско-разъяснительной работы.

3. Государственному комитету лесного хозяйства совместно с Государственным комитетом по экологии и охране окружающей среды, а также Министерством инвестиций и внешней торговли принять меры для привлечения карбон-кредитов на финансирование организации лесных плантаций.

По итогам 2020 и 2021 годов внести в Кабинет Министров информацию о проведенной работе.

4. Утвердить:

a) Концепцию развития системы лесного хозяйства Республики Узбекистан до 2030 года (далее - Концепция) согласно приложению №1, предусматривающую:

развитие государственной лесной политики и совершенствование лесного законодательства;

доведение к 2030 году до 14 миллионов гектаров площади земель лесного фонда, из них земель, покрытых лесом, - до 6 миллионов гектаров, объема заготовки семян - до 840 тонн в год, количества семей пчел - до 300 тысяч, объема производства сельскохозяйственной продовольственной продукции - до 32 тысяч тонн в год, объема выращивания лекарственных растений - до 11,6 тысячи тонн в год;

рациональное использование ресурсов лесного фонда, совершенствование системы борьбы с опустыниванием и охраны окружающей среды;

организацию эффективного управления лесным фондом и охраняемыми природными территориями, проведение работ по посадке и охране лесов;

оптимальное и бережное использование лесов, ускорение создания лесополос и лесных плантаций;

предоставление в аренду земель лесного фонда, широкое применение правил и процедур государственно-частного партнерства в процессе их эффективного использования;

оптимизацию финансовых механизмов для стабильного управления лесами, укрепление материально-технической базы лесных хозяйств;

ускорение работ по привлечению средств отечественных и международных финансовых институтов, в том числе их грантов в данную сферу, развитие экологического туризма в широком масштабе;

реализацию мер, необходимых для изучения, а также ведения учета, увеличения и сохранения лесного фонда, его фауны и флоры;

охрану лесов от пожаров, вредителей, болезней, незаконной вырубки и других нарушений актов законодательства о лесном хозяйстве;

расширение и развитие взаимосвязанных между собой видов деятельности лесных хозяйств;

организацию работ по выращиванию саженцев, сбору лекарственных растений, выращиванию и переработке продукции животноводства, рыбоводства и пчеловодства в лесах;

расширение научных исследований, а также кардинальное совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере лесного хозяйства;

б) "Дорожную карту" по реализации Концепции развития системы лесного хозяйства Республики Узбекистан до 2030 года в 2020 - 2022 годах (далее - "Дорожная карта") согласно приложению №2.

Определить, что в целях поэтапной реализации Концепции в 2022 - 2030 годах Кабинетом Министров каждые два года утверждаются отдельные "дорожные карты".

5. Государственному комитету лесного хозяйства обеспечить:

один раз в два года в срок до 1 декабря - разработку и внесение на утверждение в Кабинет Министров проекта "дорожной карты" на последующий период начиная с 2021 года;

ежегодно в январе месяце - внесение в Кабинет Министров информации о своевременной и качественной реализации мероприятий, определенных в данном постановлении и "дорожной карте", а также проведенной работе.

6. Принять к сведению, что пунктом 8 Указа Президента Республики Узбекистан от 7 сентября 2020 года №ПП-6061 "О мерах по кардинальному совершенствованию системы ведения учета земли и государственных кадастров" определено обеспечение до конца 2021 года проведения полной государственной регистрации в Национальной геоинформационной системе всех документов, служащих основанием для возникновения, изменения и прекращения прав на земельные участки.

Государственному комитету лесного хозяйства совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и Агентством по кадастру при Государственном налоговым комитете обеспечить до конца 2021 года регистрацию права лесных хозяйств на постоянное пользование землями лесного фонда в установленном порядке.

7. Государственному комитету лесного хозяйства совместно с Министерством юстиции в срок до 1 декабря 2020 года внести в Кабинет Министров предложение об учреждении почетного звания "Заслуженный лесник Республики Узбекистан".

8. Внести изменения и дополнения в некоторые решения Президента Республики Узбекистан и правительства Республики Узбекистан согласно приложению №3.

9. Признать утратившими силу пункты 7 и 8 постановления Президента Республики Узбекистан от 23 августа 2019 года №ПП-4424 "О дополнительных мерах по повышению эффективности лесопользования в республике", а также приложения №1 - 7 к данному постановлению с 1 января 2021 года.

10. Государственному комитету лесного хозяйства совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок:

внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления;

привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Ш.М. Ганиева.

Президент Республики Узбекистан

Ш.Мирзиёев

 

Приложение №1

к Постановлению Президента Республики Узбекистан от 6 октября 2020 года №ПП-4850

Концепция развития системы лесного хозяйства в Республике Узбекистан до 2030 года

Концепция развития системы лесного хозяйства в Республике Узбекистан до 2030 года (далее - Концепция) определяет стратегические цели защиты, сохранения лесов и развития лесного хозяйства в Республике Узбекистан, приоритетные направления государственной политики в данном направлении, ее реализация позволит создавать экологически благоприятные условия и обеспечивать продовольственную безопасность для будущих поколений.

Глава 1. Основные цели и приоритетные направления Концепции

1. Основными целями Концепции являются:

внедрение правил и процедур аренды и государственно-частного партнерства, основанных на принципах рыночной экономики, в целях обеспечения защиты, сохранения, восстановления, разведения и рационального использования лесов в Республике Узбекистан;

ведение борьбы с опустыниванием, создание лесов в целях предотвращения опустынивания региона Арала и Приаралья;

налаживание в лесах экологически безвредного, безотходного производства путем широкого привлечения иностранных инвестиций в отрасль;

внедрение инновационных технологий в деятельность лесных хозяйств;

поэтапный переход к практике самообеспечения путем внедрения механизма рыночной экономики при организации и управлении лесными хозяйствами;

повышение туристского потенциала лесов.

2. Для достижения основных целей необходимо определить следующие приоритетные направления:

развитие государственной лесной политики и совершенствование лесного законодательства;

рациональное использование ресурсов лесного фонда, совершенствование системы борьбы с опустыниванием и охраны окружающей среды;

организацию эффективного управления лесным фондом и охраняемыми природными территориями, проведение работ по посадке и охране лесов;

рациональное и бережное использование лесов, ускорение создания защитных лесонасаждений и лесных плантаций;

передачу в аренду земель лесного фонда, широкое применение правил и процедур государственно-частного партнерства при их эффективном и рациональном использовании;

оптимизацию финансовых механизмов для устойчивого управления лесами, укрепление материально-технической базы лесных хозяйств;

ускорение работ по привлечению в отрасль средств отечественных и международных финансовых институтов, в том числе грантов, а также развитие экологического туризма в широком масштабе;

реализацию необходимых мер по изучению, учету, разведению и сохранению лесного фонда, его флоры и фауны;

защиту лесов от пожаров, вредителей и болезней, незаконной порубки и иных нарушений законодательства сферы лесного хозяйства;

расширение и развитие сопряженной хозяйственной деятельности в лесных хозяйствах;

организацию работ по выращиванию саженцев, сбору лекарственных растений в лесах, производству и переработке продукции животноводства, рыбоводства и пчеловодства;

подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в сфере лесного хозяйства;

Глава 2. Подходы Концепции

3. При реализации Концепции используются следующие подходы:

систематизация и совершенствование нормативно-правовой базы - имплементация международных норм, кодификация лесного законодательства, расчет экономического потенциала лесов, внедрение оценочных механизмов при выделении их в аренду;

рациональное использование части, покрытой лесом земельных площадей лесного фонда, оценка эффективности работ по лесоразведению, борьбе с опустыниванием;

передача в аренду земель лесного фонда, обеспечение прозрачности правил и процедур государственно-частного партнерства при их эффективном и рациональном использовании;

совершенствование системы мониторинга состояния лесов, формирование фонда информационных ресурсов;

создание лесов исходя из почвенно-климатических условий территории республики, всестороннее расширение лесного фонда, внедрение инновационных технологий при реализации мероприятий по их охране;

организация экотуристских маршрутов и необходимых объектов инфраструктуры для развития экотуризма;

широкое внедрение на землях лесного фонда результатов научных исследований при выращивании растений, устойчивых к засолению и засухе;

участие в мероприятиях международного сообщества по развитию отрасли лесоводства и борьбе с опустыниванием.

Глава 3. Текущее состояние системы лесного хозяйства и существующие проблемы

4. Леса в основном выполняют экологические (защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и рекреационные) задачи и социально-экономические функции.

Лесные насаждения служат для защиты сельскохозяйственных культур от водной и ветровой эрозии, преобразования паводковых течений в грунтовые воды, укрепления подвижных песков и борьбы с опустыниванием.

Лесной фонд Республики Узбекистан составляет 11 975,2 тысячи гектаров, или 26,7 процента территории страны, в том числе 3 235,7 тысячи гектаров площади покрыты лесом.

5. В системе Государственного комитета по лесному хозяйству осуществляют деятельность 66 государственных лесных хозяйств, 3 национальных природных парка, 9 специализированных государственных лесных хозяйств, 5 государственных лесных охотничьих хозяйств, 4 научно-опытные станции и 3 иные научные организации.

6. В 2020 году произведено 432,9 тонны семян деревьев и кустарников, 70 млн штук сеянцев и саженцев деревьев и кустарников, а также созданы защитные лесонасаждения на площади 2 020 гектаров вокруг сельскохозяйственных земель;

По окончании данного периода количество скота составило 28 832 головы, птиц - 102,0 тысячи голов, семей пчел - 22 644, заготовлено 5,1 тысячи тонн лекарственных и пищевых растений, в результате показатели доходов лесных хозяйств будут доведены до 200,0 млрд сумов.

7. В сфере лесного хозяйства существуют следующие системные проблемы:

не налажен общественный контроль за сохранением, восстановлением и разведением лесов;

отсутствие в отрасли электронной системы учета и мониторинга типов земель не позволяет проводить работы по лесоустройству на должном уровне в качественном и количественном отношении;

не произведена научно обоснованная инвентаризация природных запасов лекарственных и пищевых растений;

вследствие отсутствия налаженной системы сферы производства древесины в лесном хозяйстве, потребности населения в древесине удовлетворяются в основном за счет импорта;

в лесных хозяйствах неэффективно организованы системы охотничьего промысла, экотуризма, переработки товаров народного потребления и другой продукции;

отсутствие ночлежек для лесников в лесах не позволяет качественно организовать им работы по наблюдению и защите;

отсутствие в сфере современных лабораторий и условий для проведения научных исследований ограничивает возможности акклиматизации (интродукции) уникальных видов растений, ввозимых из зарубежных стран, изучения биологических свойств исчезающих растений, а также внедрения в отрасль инновационных технологий;

существует необходимость в кардинальном совершенствовании системы подготовки квалифицированных кадров.

Глава 4. Пути решения существующих проблем в сфере лесного хозяйства

8. В целях увеличения потенциала лесного хозяйства в республике, достижения экологической пользы посредством сохранения, создания и планового управления лесами, а также увеличения их доли в развитии страны в перспективе осуществляются следующие работы:

выведение государственной лесной политики на новый уровень и принятие мер по совершенствованию законодательства;

формирование единой электронной базы данных о государственной инвентаризации и регистрации всех земельных площадей лесного фонда, работах по лесоустройству на территории республики;

защита и восстановление существующих лесов и создание защитных лесонасаждений и лесных плантаций;

налаживание практики получения экономической выгоды за счет внедрения системы предоставления в аренду земель лесного фонда юридическим и физическим лицам;

повышение эффективности сбора лекарственных растений, в том числе совершенствование процессов использования природных семян растений, а также сбора, сушки, хранения и упаковки сырья;

укрепление материально-технической базы отраслевых организаций, включая модернизацию парка лесохозяйственной техники, обеспечение лабораторий современным оборудованием, используемого для проведения научных исследований, строительство домов лесников и наблюдательных вышек;

принятие мер по кардинальному совершенствованию системы подготовки кадров в области лесоводства;

систематизация работ по привлечению инвестиций в отрасль, в том числе совершенствование механизмов освоения средств международных финансовых институтов;

усиление общественного контроля за сохранением, восстановлением и разведением лесов, включая разработку законодательства по стимулированию лиц, сообщивших о нарушениях лесного законодательства;

развитие экотуризма на землях лесного фонда, налаживание работ по производству импортозамещающей, экспортно-ориентированной продукции из дерева, лекарственных и других видов продукции в широком масштабе.

§1. Защита лесов от неблагоприятных антропогенных и техногенных факторов и повышение осведомленности населения в данном направлении

9. Защита лесов от разрушающих антропогенных и техногенных факторов (незаконных лесорубок, пожаров, бесконтрольного выпаса животных, неупорядоченной заготовки растительного сырья и плодов и другие) и для улучшения их состояния выполняются следующие мероприятия:

а) в целях повышения экологического потенциала лесных хозяйств, обеспечения соблюдения правил, направленных на устранение факторов, имеющих вредный антропогенный и техногенный характер воздействия:

разработка соответствующих норм и инструкций по защите лесов;

формирование необходимых штатных единиц и привлечение потенциальных кадров;

обеспечение работников специальной одеждой, табельным огнестрельным оружием, современной противопожарной техникой, средствами связи и транспортными средствами, а также другим оборудованием в пределах установленных норм;

строительство пожарных наблюдательных вышек в каждом лесном хозяйстве;

организация авиапатрульных работ (наблюдения с дронов) в период пожарной опасности;

принятие мер ответственности или возмещения ущерба по отношению к лицам, допустившим случаи правонарушений на территории лесных хозяйств;

б) в целях информирования широких масс об экологическом, социальном и материальном значении общих лесов, а также защитных лесонасаждений:

регулярное широкое освещение в средствах массовой информации правил эффективного использования, охраны и создания лесов;

принятие мер по повышению интереса населения к реализуемым реформам в лесном хозяйстве и их результативности;

организация проведения школьного учебного процесса в лесах, на скверах и в зоопарках с установлением "дней леса";

организация смотра-конкурса юных лесников и создание системы поощрения победителей.

§2. Защита лесов от вредителей и болезней

10. В целях эффективной защиты лесов от вредителей и болезней осуществляются следующие мероприятия:

разработка и совершенствование методологии защиты;

оперативное обнаружение болезней и вредителей;

оказание консультативной помощи лесным хозяйствам по применению биологических и химических препаратов и обеспечение их необходимой информацией;

формирование единой информационной системы о состоянии лесопатологии;

налаживание широкого использования устройств дистанционного выявления (GPS-устройства, GIS-технологии) в целях оперативного выявления пораженных участков леса, предотвращения распространения болезней и вредителей, а также их профилактики

§3. Ускорение работ по лесовосстановлению и облесению

11. За счет улучшения состояния существующих лесов и увеличения их площади, освоения неиспользуемых площадей земель лесного фонда совершенствуются работы по получению прибыли.

При этом осуществляются работы по созданию и уходу за лесными насаждениями с широким привлечением в данный процесс отечественных волонтеров.

Кроме того, разрабатываются эффективные методы определения поголовья пастбищного скота, принимаются меры строгого упорядочения практики выпаса скота, создается система пересмотра и контроля норм поголовья скота.

1) в пустынных лесах осуществляются следующие работы:

усиление защиты и охраны, доведение показателя полноты редколесий до 0,4-0,5;

создание пастбищ путем посадки деревьев и пустынно-пастбищных растений;

создание защитных лесонасаждений на песчаных участках, в том числе на высохшем дне Аральского моря с использованием укрепляющих песок химических фиксаторов, средств механической защиты, методов посадки саженцев или семян, а также применение новейших современных технологий в данном процессе;

2) на эродированных землях в горных районах осуществляются следующие работы:

создание защитных лесонасаждений, принятие мер по увеличению показателя полноты площадей, покрытых лесами, и существующих редколесий до уровня 0,6 и выше;

проведение лесомелиоративных мероприятий в районах с высокими паводковыми течениями и в окрестности водохранилищ;

налаживание системного выполнения необходимых мер для выявления лекарственных растений и их разведения;

пополнение ореховых, миндальных и фисташковых лесов высокоурожайными сортами и создание промышленных плантаций;

3) в тугайных лесах осуществляются следующие работы:

расширение обеспечения естественного и культурного восстановления тугайных лесов;

принятие необходимых мер по предупреждению разрушения и засоления берегов рек;

повышение объема и качества естественного восстановления лесов;

организация работ по выявлению и разведению лекарственных растений, произрастающих в пустыне.

12. Для осуществления вышеуказанных работ к 2030 году запланировано дополнительное введение в оборот 72 472 гектаров земель лесного фонда согласно приложению №1.

13. По состоянию на 2020 год площадь лесов и кустарников составляет 3 235,7 тысячи гектаров, показатель покрытия лесами республики составил 7,2 процента, к 2030 году за счет расширения лесных и кустарниковых площадей и перевода естественных лесонасаждений, находящихся в резерве районных хокимиятов, в категорию лесов их площадь достигнет 6 098,9 тысячи гектаров, показатель облесения республики достигнет 15 процентов согласно приложению №2.

§4. Борьба с опустыниванием

14. Процесс опустынивания в республике наблюдается в основном на участках высохшего дна Аральского моря, на орошаемых и богарных землях, а также на землях с беспорядочным выпасом скота и землях, богатых полезными ископаемыми.

В целях борьбы с опустыниванием на указанных выше объектах разрабатываются государственные программы развития облесения, в том числе:

1) в пустынных районах, в том числе на высохшем дне Аральского моря:

определяются площади, подходящие для создания лесов, с использованием карты типов почв;

разрабатывается программа создания защитных лесонасаждений из деревьев, подходящих для разных типов почв;

2) на орошаемых и богарных земельных площадях:

разрабатывается инструкция по созданию лесных насаждений и проектированию агротехнических мероприятий при борьбе с эрозией;

создаются лесные плантации из декоративных и плодовых деревьев;

3) для разведения защитных лесонасаждений:

создаются соответствующие защитные лесонасаждения в окрестности существующей инфраструктуры (проложенных дорог, каналов, оросительных систем);

проводится инвентаризация существующих защитных лесонасаждений на сельскохозяйственных землях и устанавливается минимальная норма защитных лесонасаждениях для полей;

осуществляются работы по восстановлению (рекультивации) земель, разрушенных в процессе добычи полезных ископаемых или при других обстоятельствах, путем их облесения;

разрабатывается и реализуется план создания зеленых зон вокруг городов, населенных пунктов, объектов народного хозяйства, расположенных в сложных экологических условиях.

15. Если в 2020 году на 2 020 гектарах площади вокруг объектов мелиорации и на сельскохозяйственных землях созданы защитные лесонасаждения для защиты от ветровой и водной эрозии с целью повышения их урожайности, то в 2021 - 2030 годах защитные лесонасаждения будут созданы на 28 700 гектарах площадей согласно приложению №3.

§5. Удовлетворение спроса на сеянцы и саженцы

16. Для удовлетворения потребности в стране в сеянцах и саженцах осуществляются следующие мероприятия:

инвентаризация и постоянный мониторинг лесных семенных участков и селекционно-генетических объектов;

организация соложения лесосеменных плантаций из семян, полученных от плюсовых деревьев, а также сортов и форм, отобранных на основе селекции;

организация постоянных и временных лесосеменных участков;

контроль качества очистки, сортировки, упаковки, хранения и всхожести семян;

изучение потребности в сеянцах и саженцах по видам и создание на их основе питомников;

разработка государственных стандартов выращивания саженцев, внедрение системы сертификации оценки их качества;

изучение опыта передовых государств в области лесного семеноводства и выращивания саженцев, проведение научных исследований и принятие мер по внедрению их результатов на практике.

В этих целях, если в 2020 году заготавливается 432,9 тонны семян деревьев и кустарников, то к 2030 году будет заготовлено 7 236 тонн семян согласно приложению №4.

Также, если в 2020 году выращено 70 миллионов сеянцев и саженцев деревьев и кустарников, то к 2030 году будет выращено 1,3 миллиарда сеянцев и саженцев согласно приложению №5, в том числе 225,7 миллиона саженцев тутового шелкопряда согласно приложению №5а.

Глава 5. Совместное управление лесами и совершенствование системы арендных отношений

17. Управление лесами на основе государственно-частного партнерства и совершенствование системы арендных отношений создают возможности для физических и юридических лиц получать стабильную социально-экономическую выгоду от лесных земель и ресурсов.

§1. Совершенствование правовых основ арендных отношений на землях лесного фонда

18. Создание необходимых условий для привлечения инвестиций в целях развития сферы лесного хозяйства является одной из основных задач. Для привлечения инвестиций реализуются следующие работы:

передача в аренду земель лесного фонда физическим и юридическим лицам и четкое определение прав и обязательств арендодателя и арендатора в соответствующих нормативно-правовых актах;

создание правовых основ управления лесами на основе государственно-частного партнерства;

разработка нормативов использования земель, предоставляемых в аренду.

§2. Перевод части производственных функций в частный сектор

19. Принимаются меры по широкому привлечению субъектов предпринимательской деятельности к производству лесного хозяйства без негативного воздействия на деятельность по защите и разведению лесов.

В частности, принимаются меры по созданию промышленных плантаций, выращиванию и переработке древесины и недревесной лесной продукции, занятию охотничьим хозяйством и экотуризмом, развитию показателей выращивания животноводческой, птицеводческой, пчеловодческой, сельскохозяйственной продукции, в первую очередь за счет поддержки предпринимателей.

Налаживаются широкомасштабные совместные работы по проведению геологических исследований на территориях земель лесного фонда, промышленной добыче и переработке рудных и нерудных природных ресурсов, выявленных на их территории.

Глава 6. Развитие институционального потенциала и организация эффективных механизмов устойчивого управления лесами.

§1. Совершенствование системы социальной поддержки работников лесного хозяйства.

20. В целях эффективного выполнения возложенных на лесные хозяйства задач и обязательств необходимо укреплять их материально-техническую базу. При этом:

работники лесного хозяйства полностью обеспечиваются штампами, специальной одеждой, рабочими инструментами, средствами связи, транспортом и техническим оборудованием;

ежегодно проводятся мероприятия по празднованию "Дня лесника". Также в целях стимулирования лиц, внесших вклад в развитие области лесоводства, учреждаются почетное звание и нагрудный знак.

§2. Совершенствование системы подготовки научных кадров в области лесоводства

21. Осуществляются совместные мероприятия, направленные на повышение потенциала высших образовательных учреждений и научно-исследовательских институтов, готовящих специалистов в области лесоводства. При этом для обеспечения тесной связи между лесными хозяйствами и научно-исследовательскими институтами осуществляются следующие меры:

пересмотр квоты приема в соответствующие высшие образовательные учреждения с учетом потребностей лесных хозяйств;

пересмотр отраслевых учебных программ с учетом передового современного научно-практического опыта;

внедрение практики финансирования оплаты контракта студентов, обучающихся на факультете лесного хозяйства соответствующих высших образовательных учреждений, за счет средств лесных хозяйств;

в целях повышения научного потенциала Научно-исследовательского института лесного хозяйства увеличение квоты приема в базовую докторантуру и докторантуру и разработка системы их материального стимулирования;

в целях привлечения на работу и стимулирования одаренных молодых ученых и специалистов реализация мер по улучшению их жилищных условий;

разработка целевых программ, направленных на устойчивое развитие лесного хозяйства, повышение его продуктивности в важнейших направлениях развития лесного хозяйства во взаимодействии с наукой и производством;

восстановление и организация студенческого научного сообщества под руководством научных сотрудников;

пропаганда значения лесного хозяйства и полезных свойств леса среди молодежи, включая регулярную организацию лесных и экологических кружков в школах.

§3. Международное и региональное сотрудничество

22. Осуществляются работы по укреплению потенциала области лесоводства для активного участия в международных и региональных программах в следующих направлениях:

изучение регионального и зарубежного опыта по лесной политике и стратегии развития лесного хозяйства;

изучение зарубежного опыта применения дистанционных методов зондирования управления лесами, изучение зарубежного опыта в разработке практической типологии леса;

регулярное участие в научных и практических конференциях международного уровня;

дальнейшая активизация сотрудничества с престижными международными организациями в области лесоводства - Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Организации Объединенных Наций (FAO), Глобальным экологическим фондом (ГЭФ) и другими организациями.

§4. Повышение дополнительных доходов лесных хозяйств и их целевое использование

23. Реализуются соответствующие практические меры по увеличению доходов за счет эффективного использования земельного фонда лесного хозяйства, совершенствования арендных отношений, широкого внедрения правил и процедур государственно-частного партнерства, расширения плантаций лесной продукции и лекарственных растений, развития экотуризма.

Также увеличение дополнительных доходов сопровождается не только повышением качества, объема и цены, но и постоянным отбором новых направлений, в том числе также путем налаживания практических работ по созданию экспортно-ориентированных и импортозамещающих видов продукции и товаров (работ, услуг).

24. Для формирования конкретных механизмов эффективного использования финансовых ресурсов реализуются следующие меры:

налаживается практика разработки годовых бизнес-планов по увеличению доходов исходя из почвенно-климатических условий и специализации каждого лесного хозяйства;

обеспечивается привлечение карбон-кредитов для финансирования создания лесных плантаций;

принимаются конкретные меры по материальному стимулированию работников лесного хозяйства, в том числе повышению их заработной платы, установлению надбавок к заработной плате лесников, работающих в неблагоприятных погодных и природных условиях.

25. Для увеличения дополнительных источников доходов в лесных хозяйствах совместно с субъектами частного сектора определяется доведение прогнозных показателей:

имеющегося по состоянию на 2020 год поголовья скота в 28 832 головы до 250 тысяч голов к 2030 году согласно приложению №6;

имеющегося по состоянию на 2020 год поголовья птицы в 102,0 тысячи голов до 2 млн голов к 2030 году согласно приложению №7;

имеющегося по состоянию на 2020 год количество в 22 644 семьи пчел до 300 тысяч к 2030 году согласно приложению №8;

годовой показатель выращивания различных видов сельскохозяйственной продукции с 30 тысяч гектаров до 31 тысячи гектаров согласно приложению №9;

объем выращивания и заготовки лекарственных и пищевых растений с 5,1 тысячи тонн до 11,6 тысячи тонн к 2030 году согласно приложению №10;

в целях развития лимоноводства площадь лимонных плантаций с 145 гектаров до 500 гектаров к 2030 году согласно приложению №11;

В результате показатели доходов лесных хозяйств будут доведены до 1,0 трлн сумов к 2030 году согласно приложению №12.

§5. Перспективы развития механизации

26. В целях поднятия на новый уровень механизацию лесного хозяйства привлекаются высокоэффективные средства механизации и автоматизации. Также обновляются действующие машинно-тракторные парки лесных хозяйств.

27. В будущем обеспечивается использование беспилотных летательных аппаратов в лесном хозяйстве по следующим направлениям:

проведения планового лесопатологического мониторинга контрольного участка в лесном фонде;

борьбы с незаконной хозяйственной деятельностью и незаконной порубкой в лесах;

предоставление информации в оперативный штаб, организуемый в сложных чрезвычайных ситуациях, в том числе при возникновении крупных лесных пожаров;

использование беспилотных летательных аппаратов в качестве патрулей вместо транспортных средств, которые не могут достичь горных склонов;

химическая защита лесных площадей и питомников от болезней и вредителей.

28. В связи с общей тенденцией изменения климата хозяйствами, находящимися в структуре каждого государственного лесного хозяйства, совершенствуются работы по пожаротушению и патрулированию.

Глава 7. Реализация Концепции и ожидаемые результаты

29. В результате реализации Концепции в 2030 году:

площадь земель лесного фонда доводится до 14 млн гектаров, или 32 процентов территории страны (рост - на 17 процентов);

6,1 млн гектаров земельной площади покрывается лесом (рост - в 1,9 раза);

заготавливается 840 тонн семян в год (рост - в 1,9 раза);

ежегодно выращивается 190 млн саженцев (рост - в 2,7 раза);

ежегодно заготавливается 30 959 тысяч саженцев тутового шелкопряда (рост - в 2,7 раза);

ежегодно создается 3 500 гектаров защитных лесонасаждений (рост - в 1,7 раза);

поголовье скота достигнет 250 тысяч голов (рост - в 8,7 раза);

количество птиц составляет 2 млн голов (рост - в 8,7 раза);

количество семей пчел достигнет 300 тысяч семей (рост - в 13,2 раза);

выращивается 31 820 тонн сельскохозяйственной продукции (кормовые, зерновые и бобовые культуры, плодоовощные и другие) (рост - на 44 процента);

заготавливается 11 674 тонны лекарственных растений в год (рост - в 2,3 раза);

в системе получается доход в размере 1 трлн сумов в год (рост - в 5 раз).

Также на предприятиях лесного хозяйства создается 10,0 тысяч новых рабочих мест и полностью обновляется парк техники и механизмов.

Глава 8. Механизмы реализации Концепции

30. Концепция реализуется путем принятия двухлетних "Дорожных карт", утверждаемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан. На их основе разрабатываются ведомственные программы, утверждаемые соответствующими министерствами и ведомствами, а также региональные планы действий, утверждаемые органами государственной власти на местах.

Приложение №1

к Концепции развития системы лесного хозяйства в Республике Узбекистан до 2030 года

Прогнозные показатели земли лесного фонда, вводимые в эксплуатацию в 2021 — 2030 годах


в гектарах

Наименование

региона

Итого на 2021 — 2030 гг.

в том числе по годам:

2021

2022

2023

2024

2025

2026

2027

2028

2029

2030

1.

Республика Каракалпакстан

9 900

905

905

905

905

905

905

905

905

905

1 755

2.

Андижанская область

1 510

118

124

124

124

124

124

124

124

124

400

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Концепция развития системы лесного хозяйства в Республике Узбекистан до 2030 года Глава 1. Основные цели и приоритетные направления Концепции Глава 2. Подходы Концепции Глава 3. Текущее состояние системы лесного хозяйства и существующие проблемы Глава 4. Пути решения существующих проблем в сфере лесного хозяйства §1. Защита лесов от неблагоприятных антропогенных и техногенных факторов и повышение осведомленности населения в данном направлении §2. Защита лесов от вредителей и болезней §3. Ускорение работ по лесовосстановлению и облесению §4. Борьба с опустыниванием §5. Удовлетворение спроса на сеянцы и саженцы Глава 5. Совместное управление лесами и совершенствование системы арендных отношений §1. Совершенствование правовых основ арендных отношений на землях лесного фонда §2. Перевод части производственных функций в частный сектор Глава 6. Развитие институционального потенциала и организация эффективных механизмов устойчивого управления лесами. §1. Совершенствование системы социальной поддержки работников лесного хозяйства. §2. Совершенствование системы подготовки научных кадров в области лесоводства §3. Международное и региональное сотрудничество §4. Повышение дополнительных доходов лесных хозяйств и их целевое использование §5. Перспективы развития механизации Глава 7. Реализация Концепции и ожидаемые результаты Глава 8. Механизмы реализации Концепции Приложение №1 Приложение №1а Приложение №2 Приложение №3 Приложение №4 Приложение №5 Приложение №5a Приложение №6 Приложение №7 Приложение №8 Приложение №9 Приложение №10 Приложение №11 Приложение №12 Приложение №13 "Дорожная карта" по реализации Концепции развития системы лесного хозяйства в Республике Узбекистан до 2030 года Изменения и дополнения, вносимые в некоторые акты Президента Республики Узбекистан и правительства Республики Узбекистан

Постановление Президента Республики Узбекистан от 6 октября 2020 года №ПП-4850
"Об утверждении Концепции развития системы лесного хозяйства Республики Узбекистан до 2030 года"

О документе

Номер документа:ПП-4850
Дата принятия: 06/10/2020
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:07/10/2020
Органы эмитенты: Президент

Опубликование документа

Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан от 7 октября 2020 года, №07/20/4850/1358