База данных

Дата обновления БД:

28.03.2020

Добавлено/обновлено документов:

41 / 229

Всего документов в БД:

98955

Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 30 декабря 2019 года №10-Т

Об утверждении экологических норм и правил

На основании части четвертой статьи 30 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. №1982-XII "Об охране окружающей среды" и подпункта 7.6 пункта 7 Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 июня 2013 г. №503, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 апреля 2020 г. экологические нормы и правила ЭкоНиП 17.01.06-002-2019 "Охрана окружающей среды и природопользование. Экономическая оценка внедрения природоохранных мероприятий" (прилагаются).

2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Министр

А.П.Худык

Согласовано

Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь

 

 

Утверждены Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 30 декабря 2019 года №10-Т

Экологические нормы и правила ЭкоНиП 17.01.06-002-2019 "Охрана окружающей среды и природопользование. Экономическая оценка внедрения природоохранных мероприятий"

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие экологические нормы и правила (далее - ЭкоНиП) устанавливают правила расчета показателей экономической эффективности природоохранных мероприятий и применяются при планировании природоохранных мероприятий.

2. Настоящие ЭкоНиП также могут применяться при подготовке и оценке (анализе) инвестиционных проектов.

3. Для целей настоящих ЭкоНиП используются основные термины и их определения в значениях, установленных Законом Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. №1982-XII "Об охране окружающей среды", а также следующие термины и их определения:

документация - проектная или иная документация, представляемая на государственную экологическую экспертизу в соответствии с законодательством о государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду;

меры экономического стимулирования охраны окружающей среды - предусмотренные актами законодательства способы формирования экономической заинтересованности субъекта хозяйствования, реализующего инвестиционный проект, в применении природоохранных мероприятий с применением наилучших доступных технических методов (далее - НДТМ);

природоохранные мероприятия - мероприятия, направленные на существенное улучшение состояния окружающей природной среды или на создание условий для ее улучшения;

результаты природоохранного мероприятия - сокращение затрат субъекта оценки в результате снижения или предотвращения вреда окружающей среде, а также получение субъектом оценки дополнительного дохода от реализации продукции, товаров, работ (услуг), производимых вследствие осуществления природоохранного мероприятия. Результатом природоохранного мероприятия может быть создание основных фондов природоохранного назначения, либо непосредственное воздействие на состояние окружающей среды;

совокупные расходы на охрану окружающей среды - сумма текущих затрат на охрану окружающей среды и инвестиций в основной капитал на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов;

субъект оценки - юридическое лицо или физическое лицо, в чьих интересах выполняется экономическая оценка эффективности природоохранного мероприятия;

субъект хозяйствования, реализующий инвестиционный проект - юридическое лицо или физическое лицо, инициирующее и (или) реализующее инвестиционный проект;

экономическая эффективность природоохранного мероприятия - рациональное использование активов и времени на реализацию природоохранного мероприятия, при котором соотношение результатов природоохранного мероприятия и затрат на его осуществление удовлетворяет принятому субъектом оценки критерию.

Глава 2. Требования к проведению оценки экономической эффективности природоохранных мероприятий

4. Для обоснования выбора варианта внедрения природоохранного мероприятия экономическая оценка должна выполняться:

при возможности проведения стоимостной оценки результатов внедрения природоохранного мероприятия - по результатам экономической оценки на основе анализа выгод и затрат;

при невозможности проведения стоимостной оценки результатов природоохранного мероприятия или при необходимости достижения конкретных целевых показателей природоохранного мероприятия, превышение которых невозможно или не имеет практического значения - по результатам экономической оценки на основе критерия минимизации затрат.

5. Экономическая оценка природоохранного мероприятия может выполняться для:

природоохранного мероприятия, являющегося частью инвестиционного проекта;

природоохранного мероприятия, являющегося самостоятельным инвестиционным проектом.

6. Оценку эффективности природоохранных мероприятий следует выполнять с учетом альтернативных вариантов природоохранных мероприятий, в состав которых в обязательном порядке должны быть включены природоохранные мероприятия с использованием НДТМ.

7. Экономическая оценка природоохранного мероприятия должна проводиться исходя из интересов:

субъекта хозяйствования, реализующего инвестиционный проект;

общества.

8. При проведении экономической оценки исходя из интересов общества не учитываются затраты, являющиеся трансфертами между участниками национальной экономики, характеризующие перераспределением национального дохода без изменения его величины (налог на прибыль, финансовые издержки по кредитам, субсидии, дотации и иные меры экономического стимулирования охраны окружающей среды).

9. Результатом экономической оценки внедрения природоохранных мероприятий является вывод об экономической эффективности природоохранного мероприятия.

10. Результаты оценки экономической эффективности внедрения природоохранных мероприятий, должны содержать:

10.1. информацию о видах и величине вредного воздействия на окружающую среду с расчетом вреда, причиненного окружающей среде, в объеме, достаточном для выполнения экономической оценки внедрения природоохранного мероприятия по формам таблиц, приведенных в приложении 1, по годам реализации инвестиционного проекта и по вариантам:

без внедрения природоохранных мероприятий;

с внедрением предусмотренных инвестиционным проектом природоохранных мероприятий;

с внедрением природоохранных мероприятий с использованием НДТМ (если мероприятия с использованием НДТМ не предусмотрены инвестиционным проектом);

10.2. информацию о совокупных затратах для всех рассмотренных альтернативных вариантов внедрения природоохранного мероприятия, детализированную по видам затрат и по годам реализации;

10.3. расчеты экономической оценки всех рассмотренных вариантов внедрения природоохранного мероприятия, обосновывающие выбор природоохранного мероприятия, выполненные в соответствии с настоящими ЭкоНиП.

Глава 3. Экономическая оценка внедрения природоохранных мероприятий на основе анализа затрат и выгод

11. Экономическая оценка на основе анализа выгод и затрат вариантов природоохранного мероприятия, являющегося частью инвестиционного проекта, должна выполняться по разнице затрат и выгод, оцениваемой по всем рассматриваемым вариантам природоохранного мероприятия относительно варианта природоохранного мероприятия, который обеспечивает соблюдение законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов при минимальной величине инвестиций.

12. Экономическая оценка на основе анализа затрат и выгод вариантов природоохранного мероприятия, представляющего собой самостоятельный инвестиционный проект, выполняется по разнице затрат и выгод, оцениваемой по всем рассматриваемым вариантам природоохранного мероприятия относительно варианта без учета реализации инвестиционного проекта.

13. Для экономической оценки природоохранных мероприятий на основе анализа затрат и выгод осуществляется расчет следующих показателей эффективности:

показатель чистой приведенной стоимости природоохранного мероприятия (ЧПС);

показатель внутренней нормы доходности природоохранного мероприятия (ВНД);

показатель соотношения выгод и затрат по природоохранному мероприятию (ВЗС).

14. Расчет показателей эффективности осуществляется на горизонте расчета, который соответствует средневзвешенному нормативному сроку службы основных средств в составе природоохранного мероприятия.

15. Нормативный срок службы основных средств (горизонт расчета) природоохранного мероприятия определяется по формуле (1)

Рисунок 1 к Пост. от 30.12.19 г. №10-Т

где Ci - стоимость i-го вида основных средств, тыс. руб.;

Hi - нормативный срок службы i-го вида основных средств, лет;

C - общая стоимость основных средств, тыс. руб.;

i - количество видов основных средств.

В случаях переменной по годам динамики результатов и/или затрат, связанных с реализацией природоохранного мероприятия, отличающейся по сравниваемым альтернативным вариантам, в целях оценки долгосрочных последствий горизонт расчета может быть увеличен кратно сроку службы основных средств до 50 (реже 100) лет. При этом расчетами предусматриваются все периодические расходы на охрану окружающей среды, возникающие в связи с исчерпанием нормативных сроков службы создаваемых объектов основных средств и необходимостью выполнения иных регламентных работ по рассматриваемым вариантам природоохранного мероприятия.

16. Показатель чистой приведенной стоимости природоохранного мероприятия (ЧПС) характеризует величину прогнозируемого эффекта в виде дополнительного прироста чистого дохода субъекта оценки, превышающего доход, исчисленный по принятой норме дисконта, приведенную к моменту начала реализации природоохранного мероприятия (в рублях).

Критерием экономической эффективности природоохранного мероприятия является значение ЧПС больше либо равное нулю.

Критерий экономической эффективности природоохранного мероприятия к значению ЧПС следует рассчитывать по формуле (2)

Рисунок 2 к Пост. от 30.12.19 г. №10-Т

где Pt - результаты от реализации природоохранного мероприятия в t-ом году представляют собой сумму стоимостных оценок прямых и косвенных выгод субъекта оценки, тыс. руб.;

Зt - совокупные расходы на охрану окружающей среды в t-ом году в связи с реализацией природоохранного мероприятия, тыс. руб.;

E - ставка дисконтирования (норма дисконта), принимаемая в зависимости от субъекта оценки, %;

t - период (год) реализации проекта;

n - горизонт расчета.

Порядок расчета результатов от реализации природоохранного мероприятия в t-ом году (Рt) зависит от субъекта оценки.

17. При расчете недопустим двойной счет результатов для субъекта хозяйствования и для общества.

18. Для выполнения экономической оценки внедрения природоохранных мероприятий исходя из интересов общества результаты Рt определяются как сумма стоимостных оценок прямых и косвенных выгод субъекта хозяйствования, реализующего инвестиционный проект, и остальной части общества и рассчитываются по формуле (3)

Рисунок 3 к Пост. от 30.12.19 г. №10-Т

где

Рисунок 4 к Пост. от 30.12.19 г. №10-Т

- результаты для общества от реализации природоохранного мероприятия в t-ом году в виде интегральной стоимостной оценки выгод общества, тыс. руб.;

Рисунок 5 к Пост. от 30.12.19 г. №10-Т

и

Рисунок 6 к Пост. от 30.12.19 г. №10-Т

- вред, причиненный окружающей среде в t-ом году без учета и с учетом реализации природоохранного мероприятия соответственно, тыс. руб., рассчитанный в соответствии с актами законодательства;

Рисунок 7 к Пост. от 30.12.19 г. №10-Т

и

Рисунок 8 к Пост. от 30.12.19 г. №10-Т

- затраты на производство и реализацию продукции, товаров, работ, услуг субъекта хозяйствования, реализующего инвестиционный проект, в t-ом году без учета и с учетом реализации природоохранного мероприятия соответственно, тыс. руб. (рассчитываются по обоснованным методикам оценки затрат на ремонт, обслуживание оборудования, зданий и сооружений, иных затрат, на которые оказывает влияние изменение состояния окружающей среды), и не учитывают экологических налогов и сборов, так как они учтены в общей оценке вреда окружающей среде;

Рисунок 9 к Пост. от 30.12.19 г. №10-Т

и

Рисунок 10 к Пост. от 30.12.19 г. №10-Т

- дополнительный доход от реализации продукции, товаров, работ, услуг субъекта хозяйствования, реализующего инвестиционный проект, в t-ом году без учета и с учетом реализации природоохранного мероприятия соответственно, тыс. руб. (рассчитывается на основании предусмотренных документацией решений о производстве товарной продукции в результате реализации природоохранного мероприятия, например, биогаз, электроэнергия, тепло, а также по обоснованным методикам: объемов выпуска продукции исходя из фонда рабочего времени работников и оборудования, производительности труда и основных средств, продуктивности сельского хозяйства при различных состояниях окружающей среды);

рисунок 11 к Пост. от 03.12.2019 г. №10-Т

и

рисунок 12 к Пост. от 03.12.2019 г. №10-Т

- вред, причиненный обществу в t-ом году без учета и с учетом реализации природоохранного мероприятия соответственно, который не был учтен показателями

рисунок 13 к Пост. от 03.12.2019 г. №10-Т

и

рисунок 14 к Пост. от 03.12.2019 г. №10-Т

, тыс. руб. (рассчитывается по обоснованным методикам оценки затрат на лечение граждан, упущенной выгоды отдельных видов экономической деятельности, например, лесное, сельское, жилищно-коммунальное хозяйства, строительство и недвижимость, туризм).

19. При оценке природоохранных мероприятий исходя из интересов субъекта хозяйствования, реализующего инвестиционный проект, результаты Рt представляет собой сумму стоимостных оценок прямых и косвенных выгод данного субъекта хозяйствования и рассчитываются по формуле (4)

рисунок 15 к Пост. от 03.12.2019 г. №10-Т

где

рисунок 16 к Пост. от 03.12.2019 г. №10-Т

- результат для субъекта хозяйствования, реализующего инвестиционный проект, от реализации природоохранного мероприятия в t-ом году в виде стоимостной интегральной оценки его выгод, тыс. руб.;

рисунок 17 к Пост. от 03.12.2019 г. №10-Т

и

Рисунок 18 к №10-Т

- экологические налоги и платежи в t-ом году, которые должны быть выплачены субъектом хозяйствования, реализующим инвестиционный проект, исходя из планируемых объемов загрязнения окружающей среды без учета и с учетом реализации природоохранного мероприятия соответственно, тыс. руб.;

 

Рисунок 19 к Пост. от 03.12.2019 г. №10-Т

и

Рисунок 20 к Пост. от 03.12.2019 г. №10-Т

- затраты на производство и реализацию продукции, товаров, работ, услуг субъекта хозяйствования, реализующего инвестиционный проект, в t-ом году без учета и с учетом реализации природоохранного мероприятия соответственно, тыс. руб. (рассчитываются по обоснованным методикам оценки затрат на ремонт, обслуживание оборудования, зданий и сооружений, иных затрат), и не учитывают экологических налогов и сборов, так как они учтены в общей оценке вреда, причиненного окружающей среде;

Рисунок 21 к Пост. от 03.12.2019 г. №10-Т

и

Рисунок 22 к Пост. от 03.12.2019 г. №10-Т

- дополнительный доход от реализации продукции, товаров, работ, услуг субъекта хозяйствования, реализующего инвестиционный проект, в t-ом году без учета и с учетом реализации природоохранного мероприятия соответственно, тыс. руб. (рассчитывается на основании проектных данных о производстве продукции в результате реализации природоохранного мероприятия, например, биогаз, электроэнергия, тепло, а также оценок по обоснованным методикам объемов выпуска продукции исходя из фонда рабочего времени работников и оборудования, производительности труда и основных средств, продуктивности сельского хозяйства при различных состояниях окружающей среды), и включающий возможную плату за вторичные материальные ресурсы, вторичное сырье, субсидии, дотации и иные меры экономического стимулирования охраны окружающей среды.

20. Норма дисконта (Е) обосновывается в зависимости от субъекта оценки. Ее минимальная величина, как правило, должна соответствовать стоимости для субъекта оценки долгосрочного финансирования, очищенной от инфляционной составляющей.

20.1. Общественная норма дисконта EО для оценки эффективности природоохранных мероприятий исходя из интересов общества может быть принята на уровне ставки долгосрочных государственных облигаций RГДО, очищенной от инфляционной составляющей, и рассчитывается по формуле

(5)

Рисунок 23 к Пост. от 03.12.2019 г. №10-Т

где RГДО - индикатор рыночного портфеля государственных долгосрочных облигаций по данным Национального банка Республики Беларусь, %;

IЦ - индекс потребительских цен, %, в текущем году, принимается на уровне утвержденного органами государственного управления показателя на год

Рисунок 24 к Пост. от 03.12.2019 г. №10-Т

, но не ниже ожидаемого по году показателя

Рисунок 25 к Пост. от 03.12.2019 г. №10-Т

, исчисленного по фактическому значению

Рисунок 26 к Пост. от 03.12.2019 г. №10-Т

за период Т месяцев (для Т >= 6) с начала года по формуле

(6)

Рисунок 28 к Пост. от 03.12.2019 г. №10-Т

20.2. Коммерческая норма дисконта EК для оценки эффективности природоохранных мероприятий исходя из интересов субъекта хозяйствования, реализующего инвестиционный проект, принимается на уровне ставки долгосрочного банковского кредитования RКр, очищенной от инфляционной составляющей, и рассчитывается по формуле (7)

 

Рисунок29 к Пост. от 03.12.2019 г. №10-Т

где RКр - средняя процентная ставка по новым кредитам банков в национальной валюте, выданным юридическим лицам на срок свыше 1 года, по данным Национального банка Республики Беларусь, %;

IЦ - индекс потребительских цен, %.

21. Оценку целесообразности предоставления субъекту хозяйствования, реализующему инвестиционный проект, мер экономического стимулирования охраны окружающей среды для реализации выгодного для общества природоохранного мероприятия, следует проводить в случаях, если по результатам проведения оценки экономической эффективности внедрения природоохранных мероприятий возникают следующие ситуации:

инвестиции в природоохранное мероприятие, представляющее собой самостоятельный инвестиционный проект, являются неэффективными исходя из интересов субъекта хозяйствования, реализующего инвестиционный проект, в то время как рассматриваемое природоохранное мероприятие представляется эффективным для интересов общества;

выбранный субъектом хозяйствования вариант природоохранного мероприятия, являющегося частью инвестиционного проекта, отличается от варианта с использованием НДТМ.

22. Максимальная величина мер экономического стимулирования для реализации природоохранного мероприятия, представляющего собой самостоятельный инвестиционный проект, ограничена значением показателя чистой приведенной стоимости природоохранного мероприятия (ЧПС), рассчитанного исходя из интересов общества.

23. Максимальная величина мер экономического стимулирования охраны окружающей среды для субъекта хозяйствования, реализующего инвестиционный проект, к выбору в составе проекта альтернативного варианта природоохранного мероприятия с применением НДТМ оценивается на основании расчета дополнительных для общества результатов от внедрения данного варианта в сравнении с ранее выбранным вариантом.

24. Дополнительные для общества результаты от внедрения альтернативного варианта природоохранного мероприятия с использованием НДТМ в сравнении с ранее выбранным вариантом оцениваются по формуле (2), где вместо базовых значений "без учета мероприятия" используются значения показателей с учетом запроектированного в документации природоохранного мероприятия, а вместо показателей "с учетом природоохранного мероприятия" - значения показателей по природоохранному мероприятию, спроектированному с учетом НДТМ.

При этом рассчитанное исходя из интересов общества по дополнительным для общества результатам значение показателя чистой приведенной стоимости природоохранного мероприятия (ЧПС), характеризует величину оценки мер экономического стимулирования субъекта хозяйствования, реализующего инвестиционный проект, для изменения выбора варианта природоохранного мероприятия в составе инвестиционного проекта.

25. Показатель внутренней нормы доходности природоохранного мероприятия (ВНД) характеризует среднегодовую рентабельность затрат на реализацию природоохранного мероприятия с точки зрения субъекта оценки, исчисленную по приросту его чистого дохода, %.

Критерием экономической эффективности природоохранного мероприятия является значение ВНД больше либо равное норме дисконта Е, принятой в зависимости от субъекта оценки.

Критерий экономической эффективности природоохранного мероприятия к значению ВНД рассчитывается путем подбора значения ВНД, обеспечивающего равенство по формуле

(8)

Рисунок 30 к Пост. от 03.12.2019 г. №10-Т

где Рt - результаты от реализации природоохранного мероприятия в t-ом году представляют собой сумму стоимостных оценок прямых и косвенных выгод субъекта оценки, тыс. руб.;

Зt - совокупные расходы на охрану окружающей среды в t-ом году в связи с реализацией природоохранного мероприятия, тыс. руб.;

ВНДпр. - показатель внутренней нормы доходности природоохранного мероприятия, рассчитанный с учетом пунктов 26-28 настоящих ЭкоНиП.

26. Показатель соотношения выгод и затрат по природоохранному мероприятию (ВЗС) показывает, во сколько раз прирост чистого дохода субъекта оценки в результате реализации природоохранного мероприятия превышает величину нормального дохода, исчисляемую по принятой норме дисконта и характеризующую:

для субъекта хозяйствования, реализующего инвестиционный проект - величину дохода, которая могла бы быть получена при выборе альтернативных вариантов инвестиций;

для общества - недополученную величину национального дохода в связи с изъятием из национальной экономики ресурсов, затраченных на реализацию природоохранного мероприятия.

При заданной инвестором норме дохода на вложенные средства инвестиции оправданы, если ВНД равна или превышает установленный показатель. Этот показатель также характеризует "запас прочности" проекта, выражающийся в разнице между ВНД и ставкой дисконтирования (в процентном исчислении).

Критерием экономической эффективности природоохранного мероприятия является значение ВЗС больше либо равное единице.

Критерий экономической эффективности природоохранного мероприятия к значению ВЗС рассчитывается по формуле

(9)

Рисунок 31 к Пост. от 03.12.2019 г. №10-Т

где Рt - результаты от реализации природоохранного мероприятия в t-ом году представляют собой сумму стоимостных оценок прямых и косвенных выгод субъекта оценки, тыс. руб.;

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 30 декабря 2019 года №10-Т
"Об утверждении экологических норм и правил"

О документе

Номер документа:10-Т
Дата принятия: 30/12/2019
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:20/02/2020
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь от 19 февраля 2020 года, 8/35089

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 2 настоящее Постановление вступает в силу после его официального опубликования - с 20 февраля 2020 года.