Утратил силу

Документ утратил силу с 12 октября 2021 года в соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2021 года №725

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 26 декабря 2019 года №982

Об утверждении Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан на 2020 - 2025 годы

Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития здравоохранения Республики Казахстан на 2020 - 2025 годы (далее - Программа).

2. Центральным и местным исполнительным органам, иным организациям (по согласованию), ответственным за реализацию Программы:

1) принять меры по реализации Программы;

2) представлять в Правительство Республики Казахстан информацию о ходе исполнения Программы в порядке и сроки, определенные постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года №790 "Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан".

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство здравоохранения Республики Казахстан.

4. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

Премьер-Министр Республики Казахстан

А.Мамин

Утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 декабря 2019 года №982

Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан на 2020 - 2025 годы

Содержание

1. Паспорт Программы

2. Введение

3. Анализ текущей ситуации

4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы

5. Основные направления, пути достижения поставленных целей Программы и соответствующие меры

6. Необходимые ресурсы

1. Паспорт Программы

Наименование Программы

Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан на 2020-2025 годы


Основание для разработки

Послание Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы Назарбаева Н.А. народу Казахстана от 14 декабря 2012 года "Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства";
Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года №636;
Национальный план Президента Республики Казахстан "100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ";
Послания Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. народу Казахстана от 10 января 2018 года "Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции" и 5 октября 2018 года "Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни";
Послание Президента Республики Казахстан Токаева К.К. народу Казахстана от 2 сентября 2019 года "Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана".

Государственный орган, ответственный за разработку Программы

Министерство здравоохранения Республики Казахстан

Государственные органы, ответственные за реализацию Программы

Министерство здравоохранения Республики Казахстан,
Министерство внутренних дел Республики Казахстан,
Министерство культуры и спорта Республики Казахстан,
Министерство национальной экономики Республики Казахстан,
Министерство образования и науки Республики Казахстан,
Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан,
Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан,
Министерство финансов Республики Казахстан,
Министерство информации и общественного развития Республики Казахстан,
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан,
Министерство экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан,
Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан,
Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан,
Министерство обороны Республики Казахстан,
акиматы областей, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент

Цель
Программы

Обеспечение качественного и доступного здравоохранения

Задачи

Формирование у населения приверженности к здоровому образу жизни и развитие службы общественного здоровья; повышение качества медицинской помощи; устойчивое развитие системы здравоохранения

Сроки реализации

2020 – 2025 годы

Целевые индикаторы

В 2025 году:
- рост ожидаемой продолжительности жизни граждан до 75 лет;
- снижение уровня риска преждевременной смертности от 30 до 70 лет от сердечно-сосудистых, онкологических, хронических респираторных заболеваний и диабета до 15,43%.
- снижение материнской смертности до 14,5 на 100 тысяч живорожденных (по данным конфиденциального аудита);
- снижение младенческой смертности до 8,3 на 1000 живорожденных (по данным конфиденциального аудита).

Источники и объемы финансирования

На реализацию Программы в 2020-2025 годах будут направлены средства республиканского и местных бюджетов, активы фонда социального медицинского страхования (далее – ФСМС), а также другие средства, не запрещенные законодательством Республики Казахстан. Общие затраты на реализацию Программы составят 3,2 трлн. тенге.

 

в тыс. тенге

По годам

Всего

РБ

Другие источники финансирования


2020 г.

101 479 659

79 758 902

21 720 757


2021 г.

190 302 331

112 473 864

77 828 467


2022 г.

283 529 037

171 364 273

112 164 764


2023 г.

712 064 057

483 520 916

228 543 141


2024 г.

892 247 182

580 797 471

311 449 711


2025 г.

1 000 696 116

616 975 228

383 720 888


Итого:

3 180 318 382

2 044 890 654

1 135 427 728


 

Объем финансирования Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан на 2020 - 2025 годы (далее - Программа) будет уточняться при утверждении республиканского и местных бюджетов на соответствующие финансовые годы в соответствии с законодательством Республики Казахстан и исходя из возможностей доходной части республиканского и местных бюджетов, активов ФСМС, а также привлечением альтернативных источников финансирования, не запрещенных законодательством.

2. Введение

В долгосрочной Стратегии "Казахстан - 2050" была определена стратегическая цель войти в 30-ку самых развитых стран мира, что также подразумевает доведение ожидаемой продолжительности жизни (далее - ОПЖ) казахстанцев до среднего уровня развитых государств. В качестве одного из семи долгосрочных приоритетов определено обеспечение реализации новых принципов социальной политики - социальные гарантии и личная ответственность граждан.

Казахстан поддерживает определение Организации Объединенных Наций (далее - ООН) о том, что ключевой элемент устойчивого развития - это обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех людей в любом возрасте. В среднесрочном Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2025 года Правительство Республики Казахстан определило Цели устойчивого развития ООН (далее - ЦУР) важным ориентиром, где третьей целью указаны хорошее здоровье и благополучие населения.

Согласно рейтинговой оценке международного агентства Блумберг Казахстан по показателю эффективности расходов на здравоохранение в 2012 году занимал 111 позицию среди стран участников рейтинга, в 2018 году поднялся до 44 позиции. Это свидетельствует о повышении эффективности системы здравоохранения Казахстана за указанный период.

Для улучшения системы здравоохранения, по инициативе Правительства Казахстана Организация экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) провела обзор системы здравоохранения Республики Казахстан, представив ряд рекомендаций, которые были учтены при разработке настоящей Программы.

Дополнительно рекомендации на основе оценки были даны Всемирной организацией здравоохранения (далее - ВОЗ) для Казахстана в области общественного здоровья, по борьбе с неинфекционными заболеваниями, по первичной медико-санитарной помощи и другим направлениям.

Настоящая Программа обеспечит преемственность основных направлений и ключевых проектов предыдущей программы развития здравоохранения Республики Казахстан на 2016 - 2019 годы.

Одним из главных акцентов Программы станет укрепление здоровья детей, подростков и молодежи путем предупреждения заболеваний, оказания своевременной помощи и полноценной реабилитации с учетом лучшей международной практики, в соответствии с подходами в Стратегии здоровья на 2016 - 2030 годы ЮНИСЕФ.

В реализацию долгосрочного и среднесрочных стратегических документов Республики Казахстан, ЦУР ООН и рекомендаций международных организаций в настоящей Программе определен курс развития системы здравоохранения до 2026 года.

3. Анализ текущей ситуации

В 2019 году ВОЗ обозначила десять основных вызовов, стоящих перед системами здравоохранения всего мира. Сохраняются угрозы быстрого распространения инфекций (пандемия гриппа, эпидемия Эболы, эпидемия вируса иммунодефицита человека - ВИЧ), а интеграция экономики Республики Казахстан в торгово-туристические отношения повышает риск ввоза и распространения инфекций. Отказ от вакцинации, антибактериальная резистентность как следствие нерационального использования антибиотиков влекут повышение смертности от инфекционных заболеваний. Нарастает бремя таких неинфекционных заболеваний, как болезни системы кровообращения, новообразования, сахарный диабет и болезни органов дыхания. Из внешних угроз здоровья населения наиболее актуальны техногенное загрязнение воздуха и изменение климата.

Факторы риска неинфекционных заболеваний

В Казахстане основное бремя неинфекционных заболеваний приходится на 7 ведущих факторов риска: повышенное кровяное давление, табак, алкоголь, повышенное содержание холестерина в крови, избыточная масса тела, недостаточное потребление овощей и фруктов, малоподвижный образ жизни. Так среди казахстанских подростков (дети от 10 до 19 лет) 5% имеют ожирение и 20% детей имеют избыточный вес. Потребление соли в Казахстане превышает рекомендуемый показатель ВОЗ, по некоторым данным в четыре раза. Ежедневное потребление казахстанцами фруктов и овощей ниже, чем среднеевропейский показатель.

По результатам оценок в 2015 году 28% мужчин и 25% женщин старше 18 лет имели повышенное артериальное давление. Последние данные оценки уровня холестерина показывают, что 46% граждан в возрасте 25 лет и старше имеют повышенный уровень общего холестерина.

В Казахстане распространенность табакокурения составляет 42,4% среди мужчин и 4,5% среди женщин.

Употребление алкоголя остается одним из основных факторов риска в общем бремени болезней в Казахстане. В 2016 году почти 74% мужской смертности от цирроза печени и 34% от травматизма было обусловлено употреблением алкоголя, для женщин эти показатели составили 45% и 31% соответственно.

В целом текущий ущерб, наносимый неинфекционными заболеваниями экономике Казахстана, составляет 2,3 трлн. тенге в год, что эквивалентно 4,5% годового валового внутреннего продукта страны за 2017 год. Прогресса в снижении смертности основными неинфекционными заболеваниями (далее - НИЗ) удалось добиться в странах ОЭСР благодаря рекомендациям ВОЗ и отдельным проектам, таким как сокращение потребления соли за счет улучшения состава пищевых продуктов; проведение информационных кампаний в средствах массовой информации и внедрение упоминаний на упаковках; запрещение использования транс-жиров в пищевой промышленности, повышение акцизов на табачные изделия и алкоголь, принятие и реализация законов о запрете выкладки табачных изделий, запрет курения в общественных местах, введение налогообложения сахаросодержащих напитков.

Медико-демографические показатели здоровья

За десятилетний период в стране ОПЖ выросла почти на 5 лет (с 68,41 в 2010 году до 73,15 лет в 2018 году), однако в ряде стран ОЭСР (Чили, Турция и другие) с таким же уровнем ВВП как в Республике Казахстан ОПЖ составляет около 80 лет. В 2018 году в возрасте от 0 до 35 лет каждый третий умерший был младенцем. В возрасте 0-18 лет на первом месте была смертность детей до года с тенденцией снижения на 28% за 5 лет, на втором месте подростковая смертность (15-19 лет) со снижением на 25%, на третьем месте смертность детей до 5 лет со снижением на 24%. Среди взрослых преобладает смертность среди мужчин. Максимальная разница смертности между мужчинами и женщинами наблюдается в возрасте 25-29 лет, в соотношении 1 к 2,8, что связано с высоким уровнем травм, дорожно-транспортных происшествий и суицидов.

В структуре заболеваний среди причин смертности первое место занимают болезни системы кровообращения (далее - БСК). В 2018 году от БСК умерло 167,38 на 100 тыс. человек, что на 13% ниже, чем в 2015 году. Среди умерших от БСК в стационарах пациентов 40,4% были трудоспособного возраста (от 15 до 64 лет). Среди БСК лидируют ишемическая болезнь сердца (далее - ИБС) от которой в Казахстане в год умирает 11,3 тыс. человек (71,7 на 100 тыс. населения); а также острые нарушения мозгового кровообращения (далее - ОНМК), в год умирает 11,1 тыс. пациентов (71,8 на 100 тыс. населения). Из числа лиц, перенесших острый инфаркт миокарда (далее - ОИМ), на диспансерный учет берется 69%, из числа пролеченных пациентов с ОНМК на диспансерный учет берется 24%, тогда как целью является наблюдение всех лиц, перенесших инсульт.

После БСК на втором месте по смертности (15,7%) в 2018 году занимают заболевания нервной системы (причиной смерти большинства пожилых лиц указывается данная категория заболеваний). На третьем месте - болезни органов дыхания (11,6%). На четвертом месте причин смертности - новообразования (8,8%). Реализуется Комплексный план по борьбе с онкологическими заболеваниями на 2018 - 2022 годы, начато строительство Национального онкологического центра в столице. Раннее выявление рака на I-II стадиях составляет 60,5%.

Смертность от травм, несчастных случаев и отравлений имеет тенденцию к снижению: с 82,5 тыс. человек в 2015 году до 66,59 на 100 тыс. человек в 2018 году. Остается высоким количество умерших от дорожно-транспортных происшествий (в 2015 году - 2439 человек, в 2018 году - 2413 человек) - один из самых высоких показателей в Европейском регионе ВОЗ.

Здоровье детей

По данным ВОЗ основными рисками для здоровья детей в Казахстане до 5 лет являются недостаточный уход за ребенком и незнание родителями тревожных признаков у детей и факторов риска. Самыми весомыми внешними причинами в смертности детей до 5 лет являются травмы, утопления и случайные удушения.

В 2018 году количество детей до 6 лет с особыми образовательными потребностями из-за состояния здоровья (врожденные аномалии, травмы и иные заболевания) превысило 46 тыс. человек. С 2015 года ежегодный прирост данной категории детей составил 6 тысяч детей. Имеет тенденцию роста детская инвалидность, основные причины инвалидизации: врожденные аномалии (32,5%), заболевания нервной системы (22,9%), психические расстройства (12,5%).

Растет количество детей в возрасте 6-9 лет, страдающих избыточной массой тела из-за малоподвижного образа жизни и несбалансированного питания. Среди детей школьного возраста преобладают заболевания желудочно-кишечного тракта (24%).

По результатам профилактических осмотров детей школьного возраста до 14 лет больше всего дети страдают нарушениями зрения, что связано с бесконтрольным пользованием детьми гаджетов.

По индексу прогрессивности молодежи Казахстан занял в 2017 году 63 позицию среди 102 стран, по показателю "Питание и базовое медицинское обслуживание" дана оценка 96 баллов из 100. По данным Национального доклада "Молодежь Казахстана - 2018" ежегодно чаще всего молодежь умирает от несчастных случаев, отравлений и травм (62,3%).

Уровень смертности по всем возрастным группам молодежи за 2015 - 2017 годы снизился. Среди мужского пола смертность выше за счет рискованного поведения (самоубийства, дорожно-транспортные происшествия, убийства, прием наркотических средств).

Наиболее важной социальной проблемой среди молодежи Казахстана является распространенность суицидов. По данным ВОЗ Казахстан входит в лидирующую десятку стран по уровню самоубийств среди населения. Количество зарегистрированных суицидов в 2018 году составило 3471 случай. В возрастной группе подростков 15-17 лет количество завершенных суицидов снизилось за 5 лет на 50,9% и суицидальных попыток на 49,3%.

В 2018 году в Казахстане было зарегистрировано 3,4 тыс. случаев беременностей и 1237 абортов у девушек в возрасте 15-18 лет. По данным социологического опроса Центра изучения общественного мнения, в котором участвовали 4,3 тыс. подростков в возрасте 15-19 лет со всех регионов страны, треть молодежи сексуально активна. Среди подростков городского населения больше выражено рискованное поведение (среднее количество половых партнеров - 4). Только 10% опрошенных обследовалось на ВИЧ. 73,5% опрошенных не знают, где можно анонимно обследоваться на ВИЧ и большинство молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет (91%) в должной мере не осведомлены об основных путях передачи ВИЧ.

Инфекционные заболевания

Эпидемиологическая ситуация по инфекционным заболеваниям в Республике Казахстан за 2018 год стабильная. Достигнуто снижение заболеваемости по 34 инфекционным и паразитарным заболеваниям. Отмечен рост заболеваемости корью, коклюшем, менингококковой инфекцией.

В Казахстане удерживается распространенность ВИЧ-инфекции в концентрированной стадии. В рейтинге ГИК ВЭФ Казахстан в течение последних трех лет входил группу стран с низкой распространенностью ВИЧ. В возрастной группе 15-49 лет число лиц, живущих с ВИЧ-инфекцией, составило 22,7 тыс., распространенность ВИЧ-инфекции по итогам 2018 года - 0,23%. В стране созданы условия для эффективной реализации международных рекомендаций по борьбе с ВИЧ, в том числе стратегии ЮНЭЙДС "90-90-90: амбициозные цели, приближающие победу над эпидемией СПИДа".

В Казахстане за счет государства обеспечивается 95% финансирования службы по борьбе с туберкулезом, в том числе для выявления и лечения туберкулеза у иностранцев и лиц без гражданства. Ежегодно выявляется около 12 тыс. новых случаев и рецидивов. Показатель успешности лечения среди новых случаев и рецидивов составляет 88%.

Первичная медико-санитарная помощь

Казахстан является страной-участницей ВОЗ, с именем которой связано развитие первичной медико-санитарной помощи в мире, после принятия в 1978 году Алма-Атинской декларации ВОЗ по ПМСП. В 2018 году в Астане проведена юбилейная конференция ВОЗ и ЮНИСЕФ, принята Астанинская декларация по ПМСП.

В годы независимости ПМСП являлась приоритетом в развитии здравоохранения страны. Реализуется План мероприятий по развитию первичной медико-санитарной помощи в Республике Казахстан на 2019 - 2020 годы, утвержденный распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан от 10 июня 2019 года №103-р.

Успешно внедрена скрининговая программа ключевых неинфекционных заболеваний на уровне ПМСП. Предпринимаются меры по стимулированию врачей общей практики и снижению количества прикрепленного населения на одного врача до 1 700 человек. Растет заинтересованность бизнеса в оказании услуг ПМСП. Доля частных поставщиков услуг ПМСП в 2019 году составляет 36,2% от всех поставщиков.

Внедряются программы управления заболеваниями (далее - ПУЗ) по трем заболеваниям: артериальная гипертензия, хроническая сердечная недостаточность, сахарный диабет. ПУЗ позволяет формировать солидарную ответственность людей за свое здоровье и управлять болезнью с целью профилактики осложнений и необоснованных госпитализаций. Динамическим наблюдением охвачено более полутора миллионов человек, из них в ПУЗ вовлечены 462,5 тыс. человек (28,4%).

Для повышения доступности ПМСП, кроме увеличения числа врачей общей практики в отрасли, проводится разукрупнение субъектов здравоохранения. Привлекаются частные инвесторы для обеспечения шаговой доступности малых практик ПМСП в городах. В сельской местности услуги ПМСП интегрированы с районными больницами, в штате которых состоят врачи общей практики, фельдшера и медицинские сестры, работающие в медицинских пунктах, фельдшерско-акушерских пунктах и врачебных амбулаториях.

Для улучшения качества подготовки врачей первичного звена с 2019 года введена резидентура по специальности "семейная медицина".

Кадровые ресурсы в здравоохранении

В Казахстане работает более 248 тысяч медицинских работников, в том числе врачей - 72 877, средних медицинских работников - 175 705. Обеспеченность врачами в Казахстане составляет 39,6, в ОЭСР - 33, обеспеченность средним медицинским персоналам в Казахстане - 95,5, в ОЭСР - 91 на 10 тысяч населения.

Имеется дисбаланс в обеспечении кадрами между городским и сельским здравоохранением. В городе работает 56,8 врачей на 10 тыс. населения, в сельской местности - 16,1 на 10 тыс. населения. 83% всех врачей работают в городской местности, 17% - в сельской.

В 2018 году дефицит врачей составил 2482 по незанятым штатным единицам. Наибольший дефицит отмечается по специальностям анестезиология-реаниматология, психиатрия, общая врачебная практика, акушерство и гинекология, педиатрия. С целью обеспечения потребности во врачебных кадрах введена обязательная трехлетняя отработка в государственных организациях здравоохранения; выделяются государственные образовательные заказы за счет средств республиканского и местного бюджетов.

Соотношение средней заработной платы врача к средней зарплате в экономике в 2018 году составило 0,93:1 в Казахстане, тогда как в странах ОЭСР это соотношение 2,6:1. Разница в ценности заработных плат врача РК и врача ОЭСР составляла в 6,9 раз: казахстанский врач на свою месячную заработную плату может купить 2,4 потребительские корзины, тогда как врач в странах ОЭСР может купить 16,4 потребительские корзины 2017 году. Для повышения заработной платы медработников в рамках реализации новых социальных мер Елбасы "Алеуметтік камкорлык" с 1 июня 2019 года заработная плата работникам здравоохранения повышена на 30%. В 2019 году 100% государственных медицинских организаций переведены в форму предприятия на праве хозяйственного ведения, что позволяет в рамках возможностей организации дополнительно повышать заработную плату на основе положения об оплате труда организации, не применяя ставки заработной платы из постановления Правительства от 31 декабря 2015 года №1193, регулирующего зарплату государственных служащих.

Подготовка кадров для системы здравоохранения ведется в 13 ВУЗах и 83 медицинских колледжах. Ежегодный выпуск ВУЗов составляет более 3 тыс. специалистов. В ВУЗах внедрена практика привлечения преподавателей и менеджеров из крупных зарубежных медицинских университетов, совместно с которыми реализуются стратегическое партнерство и академическая мобильность.

Образовательные программы медицинских ВУЗов аккредитуются независимыми аккредитационными агентствами, которые являются членами Европейской ассоциации по гарантии качества высшего образования (ESG ENQA). Казахстан является членом Европейского пространства высшего образования (EHEA), что способствует улучшению качества высшего образования в Республике Казахстан.

Внедрение обязательного социального медицинского страхования

С 2017 года аккумулируются средства на ОСМС, с 2018 года Фонд социального медицинского страхования выступает в роли стратегического закупщика медицинской помощи в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (далее - ГОБМП). В одной из областей пилотируется внедрение ОСМС с целью реализации реформы ОСМС на национальном уровне с 1 января 2020 года.

Изменена инфраструктура сети здравоохранения. В рамках реализации государственного норматива сети организаций здравоохранения утверждены перспективные планы регионов на период до 2025 года. В среднем по республике более половины медицинских объектов (59,7%) изношены.

Реализованы механизмы по повышению самостоятельности управления государственных медицинских организаций. В государственных медицинских организациях внедрены элементы корпоративного управления: созданы наблюдательные советы с участием независимых директоров, внедрены практики самостоятельного определения уровня заработной платы медицинских работников и самостоятельного определения штатного расписания. Ведется рейтинг государственных медицинских организаций по показателям менеджмента, клинической и научной деятельности, а также уровня корпоративного управления.

С введением ОСМС повышается роль медицинского сообщества в обеспечении качества медицинской помощи. Реализован институциональный механизм повышения качества медицинских услуг путем создания консультативно-совещательного органа - Объединенной комиссии по качеству медицинских услуг. Внедрено более 30 стандартов организации медицинской помощи, утверждено свыше 1300 клинических протоколов, основанных на доказательной медицине. Проводится оценка технологий здравоохранения.

С целью непрерывной системы менеджмента качества внедрена национальная система аккредитации медицинских организаций, соответствующая международным стандартам (Международное общество по качеству в здравоохранении, ISQua). На сегодня 30% медицинских организаций - поставщиков у ФСМС - имеют национальную аккредитацию. Семь ведущих медицинских организаций страны имеют международную аккредитацию JCI.

На законодательном уровне закреплено государственное регулирование цен на лекарственные средства, осуществлен переход на референтное ценообразование. Для достижения стратегической цели по повышению доступности и качества лекарственных средств процедура закупа лекарственных средств в рамках ГОБМП претерпела ряд организационных новшеств: закуп проводится в режиме онлайн-трансляции в открытом доступе для всего населения. Заключено 49 долгосрочных договоров с 30 отечественными производителями на более чем 1500 наименований лекарственных средств и медицинских изделий, что позволило сэкономить средства на дорогостоящей логистике и расширить объемы закупа. С целью рационального использования лекарственных средств поддерживается казахстанский национальный формуляр, разработанный при участии казахстанских и международных экспертов и содержащий лекарственные средства с доказанной клинической эффективностью.

В ходе подготовки к ОСМС внедрены медицинские информационные системы, внедряется безбумажное ведение медицинской документации. Сформированы электронные паспорта здоровья для населения страны. Сформированы централизованные регистры, необходимые для обмена данными об оказанной медицинской помощи. Утверждены стандарты для обеспечения единых подходов к формированию ИТ-архитектуры цифрового здравоохранения. Завершена разработка интеграционной платформы здравоохранения. Развитие информационных систем расширило спектр автоматизированных государственных услуг, снизило бумажный документооборот в медицинских организациях, повысило качество информации о медицинских и фармацевтических услугах.

Частные расходы в 2018 году составили 679,5 млрд. тенге или 1,2% к ВВП или 38,5% от текущих расходов на здравоохранение. По сравнению со странами ОЭСР, где доля частных расходов от текущих расходов на здравоохранение составляет 26,8%, этот показатель является высоким. По сравнению с 2017 годом частные расходы возросли на 8,4% в 2018 году. Непосредственно платежи населения за услуги здравоохранения составляют 33% от текущих расходов (86% в составе частных расходов). Большую долю платежей населения за услуги здравоохранения составляют расходы на лекарственное обеспечение 353 млрд. тенге (60,7%).

Инфраструктура сферы здравоохранения

По итогам 2018 года процент оснащенности государственных организаций здравоохранения медицинской техникой составил 72,5%. 272 организации здравоохранения требуют капитального ремонта. Износ медицинской техники составил 37%, только 55% всей медицинской техники используются на 100%.

Цифровизация здравоохранения

На начало 2019 года оснащенность компьютерами организаций здравоохранения составляет 94,1%. На уровне городов и районных центров 65,8% организаций здравоохранения обеспечены доступом к сети интернет.

В организациях здравоохранения республики внедрение медицинских информационных систем (далее - МИС) составило 65,1%.

На региональном уровне в МИС созданы и заполнены 16,3 млн. электронных паспортов здоровья, что составляет 89% от общего количества населения.

Сильные стороны

Слабые стороны

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан на 2020 - 2025 годы 1. Паспорт Программы 2. Введение 3. Анализ текущей ситуации 4. Цель, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Государственной программы 5. Основные направления, пути достижения цели и меры 5.1. Выбор людей в пользу здоровья 5.2 Современная служба общественного здоровья 5.3 Всесторонняя поддержка здоровья на уровне ПМСП 5.4. Развитие человеческого капитала, модернизация образования, науки 5.5 Совершенствование оказания медицинской помощи 5.6 Создание единого цифрового пространства здравоохранения 5.7 Реализация ОСМС и поддержка ДМС для достижения всеобщего охвата услугами здравоохранения 5.8 Улучшение инвестиционного климата в медицинской отрасли 5.9 Эффективное управление государственными медицинскими организациями 6. Необходимые ресурсы Приложение

Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 декабря 2019 года №982
"Об утверждении Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан на 2020 - 2025 годы"

О документе

Номер документа:982
Дата принятия: 26/12/2019
Состояние документа:Утратил силу
Начало действия документа:26/12/2019
Органы эмитенты: Правительство
Утратил силу с:12/10/2021

Документ утратил силу с 12 октября 2021 года в соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2021 года №725

Опубликование документа

Информационная система "Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов в электронном виде" от 30 декабря 2019 года.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 4 настоящее Постановление вводится в действие со дня его подписания - с 26 декабря 2019 года.