Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 15 января 2019 года №1

Об утверждении Авиационных правил "Радиотехническое обеспечение полетов и авиационная электросвязь в гражданской авиации"

На основании статьи 6 и части второй статьи 70 Воздушного кодекса Республики Беларусь Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Авиационные правила "Радиотехническое обеспечение полетов и авиационная электросвязь в гражданской авиации" (прилагаются).

2. Признать утратившими силу:

постановление Государственного комитета по авиации Республики Беларусь от 29 марта 2000 г. №2 "Об утверждении авиационных правил "Радиотехническое обеспечение полетов и авиационная электросвязь";

постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 11 ноября 2008 г. №115 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета по авиации Республики Беларусь от 29 марта 2000 г. №2".

3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Заместитель Министра

А.А.Ляхнович

Утверждены Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 15 января 2019 года №1

Авиационные правила "Радиотехническое обеспечение полетов и авиационная электросвязь в гражданской авиации"

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Область применения

1. Настоящие Авиационные правила устанавливают требования к радиотехническому обеспечению полетов и авиационной электросвязи, в том числе к организации и осуществлению технической эксплуатации объектов и средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи.

2. Настоящие Авиационные правила разработаны на основании:

Воздушного Кодекса Республики Беларусь;

тома I Радионавигационные средства Приложения 10 Авиационная электросвязь к Чикагской конвенции о Международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 года (далее - Конвенция);

тома II Правила связи, включая правила, имеющие статус PANS Приложения 10 Авиационная электросвязь к Конвенции;

тома III Приложения 10 к Конвенции;

тома IV Приложения 10 к Конвенции

тома V Приложения 10 к Конвенции

3. Настоящие Авиационные правила обязательны для применения на территории Республики Беларусь всеми юридическими лицами и гражданами, участвующими в проектировании, строительстве, создании, испытании, приемке, серийном производстве, организации и осуществлении технической эксплуатации объектов и наземных средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи (далее - РТОП и АвЭС). Они устанавливают требования к организации и осуществлению работ по технической эксплуатации наземных средств РТОП и АвЭС с целью обеспечения полетов воздушных судов, выполнения определенных функций обслуживания воздушного движения и производственной деятельности предприятий и организаций, юридических и физических лиц, организующих и проводящих техническую эксплуатацию наземных средств РТОП и АвЭС.

4. Требования настоящих Авиационных правил реализуются и обеспечиваются персоналом служб, ответственных за техническую эксплуатацию средств РТОП и АвЭС, и обязательны для применения всеми предприятиями и организациями, которые используют в своей деятельности наземные средства РТОП и АвЭС.

Контроль за исполнением настоящих Авиационных правил осуществляет Департамент по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь

5. В отдельных случаях допускается отступление от требований настоящих Авиационных правил, если такие отступления компенсируются введением мер, обеспечивающих эквивалентный уровень выполнения требований. Отступление от требований должно быть отмечено в инструкции по производству полетов.

Глава 2. Определения

6. В настоящих Авиационных правилах применяются термины и определения указанные в настоящей главе.

MANIF AFM - Advanced Frequency Manager - лицензионное программное обеспечение Евроконтроля для оперативной организации авиационных радиочастот.

SAFIRE - Spectrum and Frequency Information Resource - интернет-ресурс Европейского региона ИКАО ограниченного доступа под управлением Евроконтроля для организации международной координации авиационных радиочастот.

Аварийное оповещение (служба аварийного оповещения) - обслуживание, предоставляемое для уведомления соответствующих организаций о воздушных судах, нуждающихся в помощи поисково-спасательных служб, и оказания необходимого содействия таким организациям.

Авиационная организация - организация, имеющая целями своей деятельности выполнение и (или) обслуживание воздушных перевозок, выполнение авиационных работ, осуществление иных видов деятельности в области авиации.

Авиационная подвижная электросвязь - средства и линии электросвязи авиационной подвижной службы.

Авиационная радиосвязь - вид электросвязи, который осуществляется посредством электромагнитных колебаний в отведенном для гражданской авиации диапазоне радиочастот и предназначенный для авиационной фиксированной и авиационной подвижной служб.

Авиационная станция - наземная станция авиационной подвижной службы. В некоторых случаях авиационная станция может быть установлена на борту морского судна или на платформе в море.

Авиационная телеграфная электросвязь - вид документированной электросвязи, обеспечивающий передачу и прием буквенно-цифровой информации.

Авиационная телефонная электросвязь - вид электросвязи, предназначенный для передачи речи или, в некоторых случаях, других звуков.

Авиационная фиксированная служба - служба электросвязи между определенными фиксированными пунктами, предназначенная главным образом для обеспечения безопасности аэронавигации, а также регулярности, эффективности и экономичности воздушных сообщений.

Авиационная электросвязь - электросвязь, предназначенная для авиационных целей.

Авиационная подвижная служба - подвижная служба связи между авиационными станциями и бортовыми станциями или между бортовыми станциями, в которую могут входить станции спасательных средств; в эту службу могут входить также станции радиомаяков-индикаторов места бедствия, работающие на частотах, назначенных для сообщений о бедствии и аварийных сообщений.

Автоматизированная система управления воздушным движением - организационно-техническая система аппаратно-программных средств автоматизации процессов управления воздушным движением, которая обеспечивает оценку и прогноз воздушного движения, выбор руководящих действий диспетчера органа обслуживания воздушного движения и контроль их реализации.

Автоматический радиопеленгатор - наземное радионавигационное устройство (РНУ), предназначенное для определения пеленга ВС по сигналам бортовых ОВЧ радиостанций, а также опознавания ВС при сопряжении с выносным ИКО радиолокаторов систем УВД.

Автоматическое зависимое наблюдение - метод наблюдения, в соответствии с которым воздушные суда автоматически предоставляют по линии передачи данных информацию, полученную от бортовых навигационных систем и систем определения местоположения, включая опознавательный индекс воздушного судна, данные о его местоположении в четырех измерениях и, при необходимости, дополнительные данные.

Азимут - угол, заключенный между северным направлением истинного или магнитного меридиана, проходящего через контрольный пункт, и направлением на воздушное судно (ориентир).

Аспекты человеческого фактора - принципы, применимые к процессам проектирования, сертификации, подготовки кадров, технического обслуживания и эксплуатационной деятельности в авиации и нацеленные на обеспечение безопасного взаимодействия между человеком и другими компонентами системы посредством надлежащего учета возможностей человека.

Аэродром - земельный участок или водный объект (его часть), специально подготовленные и оборудованные для обеспечения взлета, посадки, руления, стоянки и обслуживания воздушных судов.

Аэродромное движение - все движение на рабочей площади аэродрома, а также полеты всех ВС в районе аэродрома.

Аэродромный диспетчерский пункт - орган, предназначенный для обеспечения диспетчерского обслуживания аэродромного движения.

Взлетно-посадочная полоса - основная часть летной полосы аэродрома, подготовленная для обеспечения разбега при взлете и пробега после посадки воздушных судов.

Внутриаэропортовая электросвязь - авиационная электросвязь, которая использует средства наземной электросвязи для обеспечения производственной деятельности авиационных организаций, взаимодействия органов ОВД аэродромов.

Воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды, и подлежащий государственной регистрации в случаях, предусмотренных законодательством.

Всемирное координированное время - время, которое образовано из сочетания временной шкалы, основанной на определении секунды и среднего гринвичского времени.

Вторичный обзорный радиолокатор (ВОРЛ) - система радиолокационного наблюдения, использующая передатчики/приемники (запросчики) и приемоответчики.

Диапазон радиочастот - полоса радиочастот, которой присвоено условное наименование.

Зональная навигация - метод навигации, который позволяет воздушному судну выполнить полет по любой желаемой траектории.

Инженерно-технический персонал - к инженерно-техническому персоналу относятся ведущие инженеры, сменные инженеры (техники) службы (базы) ЭРТОС, инженеры, техники и электромеханики всех категорий и классов, непосредственно осуществляющие техническое обслуживание и ремонт средств РТОП и АвЭС в процессе технической эксплуатации.

Использование радиочастотного спектра - деятельность, связанная с эксплуатацией радиоэлектронных средств, в том числе при их разработке (модернизации), производстве, проектировании, строительстве (установке), а также с эксплуатацией высокочастотных устройств, в том числе при их разработке (модернизации), производстве.

Линии электросвязи - линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения электросвязи.

Наземные средства радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи - радиоэлектронные и технические средства (средства электросвязи, навигации, радиолокации и наблюдения, автоматизированные системы и их рабочие места, аппаратура отображения, антенно-фидерные устройства, кабельные сети электросвязи и линии управления; автономные источники электропитания, электроустановки и электрооборудование, линии электроснабжения и другое оборудование), которые задействованы в едином процессе радиотехнического обеспечения полетов, обслуживания воздушного движения и обеспечения производственной деятельности авиационных организаций.

Назначенный ресурс - суммарная наработка средства, при достижении которой применение по назначению, как правило, должно быть прекращено.

Назначенный срок службы - календарная продолжительность эксплуатации средства, при достижении которой применение по назначению, как правило, должно быть прекращено.

Наработка - продолжительность работы средства (канала связи, объекта), выраженная в часах.

Нарушение связи - событие, заключающееся в нарушении работоспособности канала связи, приведшее к тому, что канал связи не может быть использован для обеспечения выполнения определенной функции (определенных функций, в течение времени более допустимого (нормативного).

Неисправность (неисправное состояние) - состояние средства, при котором оно не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической и (или) конструкторской документации.

Объект радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи - совокупность средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи, вспомогательного и технологического оборудования (средств автономного электропитания, линий связи, управления и т. д.), размещенных на местности в стационарных или мобильных вариантах, обслуживаемых инженерно-техническим персоналом и предназначенных для обеспечения определенной функции в единой системе организации воздушного движения, а также производственной деятельности авиационных организаций.

Односторонняя связь "воздух-земля" - односторонняя связь между воздушными судами и станциями или пунктами на поверхности земли.

Оконечная телеграфная станция - телеграфная станция, обеспечивающая обработку только входящих и исходящих сообщений.

Оператор электросвязи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги электросвязи на основании специального разрешения (лицензии) на деятельность в области связи.

Основная радиочастота - радиочастота, присвоенная каналу радиосвязи в качестве радиочастоты первой очередности.

Отказ средства (объекта) - любое непредвиденное событие, в результате которого в период времени, превышающий нормативное время переключения на резерв, какое-либо средство (объект) не работает в пределах установленных допусков.

Первичный обзорный радиолокатор (ПОРЛ) - система радиолокационного наблюдения, использующая отраженные радиосигналы для определения местоположения объекта по дальности и азимуту.

Передача данных - перенос данных в виде сигналов из одного пункта в другой средствами электросвязи для последующей обработки.

Плановый ремонт - ремонт, постановка на который осуществляется в соответствии с требованиями эксплуатационно-технической документации или исходя из анализа технического состояния наземного средства радиотехнического обеспечения полетов.

Повреждение - событие, заключающееся в нарушении исправного состояния средства при сохранении работоспособного состояния.

Подразделение службы (базы) ЭРТОС - официально выделенная часть службы (базы), выполняющая установленный круг работ по определенному профилю (наблюдение, навигация, электросвязь, обработка данных, электроснабжение) в системе РТОП и АвЭС, предназначенная для обслуживания одного или нескольких объектов (средств) РТОП и АвЭС.

Предельное состояние - состояние средства, при котором его дальнейшее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно, либо восстановление его исправного или работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.

Присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала - решение о возможности использования конкретных радиочастоты или радиочастотного канала с указанием конкретных радиоэлектронного средства и (или) высокочастотного устройства, целей и условий такого использования.

Работоспособное состояние (работоспособность) - состояние средства, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации.

Радиомаячная система посадки - система посадки, которая обеспечивает заход воздушного судна на посадку по приборам.

Радионавигационное устройство - наземная и бортовая (или только бортовая) аппаратура, предназначенная для определения навигационных параметров.

Радиопеленг - определяемый радиопеленгаторной станцией угол между считываемым направлением на определенный источник излучения электромагнитных волн и опорным направлением.

Радиопеленгатор - угломерное радионавигационное устройство, предназначенное для определения пеленга источника сигнала.

Радиопеленгаторная станция - станция радиоопределения с использованием радиопеленгации.

Радиопеленгация - радиоопределение с использованием приема радиоволн в целях определения направления движения на станцию или объект.

Радиопомеха - воздействие электромагнитной энергии на прием радиоволн, вызванное одним или несколькими излучениями и проявляющееся в любом ухудшении качества, ошибках или потерях информации, которых можно было бы избежать при отсутствии такого воздействия.

Радиосвязь - электросвязь, осуществляемая посредством радиоволн.

Радиосеть - способ организации радиосвязи между несколькими корреспондентами, радиостанции которых работают на радиоданных, назначенных для данной радиосети.

Радиослужба - организационно-техническая совокупность радиоэлектронных и других технических средств, обеспечивающих излучение, передачу и (или) прием радиоволн для определенных целей электросвязи.

Радиостанция - один или несколько радиопередатчиков, или радиоприемников, или комбинация радиопередатчиков и радиоприемников, включая вспомогательное оборудование, необходимые в определенном месте для организации службы радиосвязи.

Радиотелефонная связь - вид радиосвязи, предназначенный для обмена информацией в речевой форме.

Радиотехническое обеспечение полетов и авиационная электросвязь - комплекс организационных и технических мероприятий, осуществляемых соответствующими службами авиационных организаций, иных организаций, направленных на обеспечение надежности функционирования радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств в процессе организации, обслуживания воздушного движения и управления полетами.

Радиочастота - частота электромагнитных колебаний, принимаемая для обозначения единичной составляющей радиочастотного спектра.

Радиочастотное обеспечение - комплекс организационных и технических мероприятий, осуществляемых соответствующими службами авиационных организаций, иных организаций, направленных на обеспечение надежности функционирования радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств в процессе организации, обслуживания воздушного движения и управления полетами.

Радиочастотные службы - специализированные подразделения органов государственного управления и государственные организации, осуществляющие в соответствии с законодательством оперативное управление в области использования радиочастотного спектра.

Радиоэлектронное средство - техническое средство, состоящее из одного или нескольких радиопередающих и (или) радиоприемных устройств и вспомогательного оборудования, предназначенное для передачи и (или) приема радиоволн.

Ремонт - комплекс операций по восстановлению работоспособности, исправности наземного средства радиотехнического обеспечения полетов.

Ресурс - наработка средства от начала его эксплуатации или его возобновление после ремонта определенного вида до перехода в предельное состояние.

Руководитель службы (базы) ЭРТОС - должностное лицо, непосредственно ответственное за организацию и осуществление технической эксплуатации объектов (наземных средств) РТОП и АвЭС в авиационной организации или ее структурном подразделении.

Руководящий состав службы (базы) ЭРТОС - персонал, занимающий должности, предусматривающие осуществление системного контроля и управления подразделениями (объектами).

Система автоматической передачи информации в районе аэродрома - комплекс средств, предназначенный для автоматического предоставления круглосуточно или в определенное время суток текущей установленной информации для прибывающих и вылетающих воздушных судов.

Система многопозиционного приема (MLAT system) - комплект оборудования в конфигурации, предназначенной для определения местоположения на основе сигналов приемоответчика вторичного обзорного радиолокатора (ответы или сквиттеры), в котором главным образом используется метод, основанный на определении разницы времени прихода сигналов (TDOA). Из принятых сигналов также можно извлечь информацию об опознавании.

Система обработки сообщений ОВД (AMHS) - комплекс вычислительных и связных средств для предоставления услуг по обработке сообщений ОВД.

Специально уполномоченный орган - государственный орган, которому Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь предоставлены полномочия в соответствующей области деятельности.

Спутниковая электросвязь - космическая радиосвязь между земными радиостанциями, осуществляемая посредством ретрансляции радиосигналов через один или несколько спутников Земли.

Средство радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи - техническое средство (изделие, комплекс, система), изготовляемое и поставляемое в соответствии с условиями производителя и предназначенное для выполнения определенной функции по радиотехническому обеспечению полетов, авиационной электросвязи, автоматизации процессов управления воздушным движением в единой системе обслуживания воздушного движения и (или) обеспечения производственной деятельности авиационных организаций.

Срок службы - календарная продолжительность от начала эксплуатации средства или ее возобновления после ремонта определенного вида до перехода в предельное состояние.

Сообщение - документированный блок данных (телеграмма, e-mail, факс и т.д.), идентифицируемое соответствующим образом, передаваемое или принимаемое по любым каналам электросвязи.

Таблица распределения полос радиочастот между радиослужбами Республики Беларусь - официальный документ, которым устанавливаются распределение полос радиочастот между радиослужбами и условия их использования, а также определяется категория полос радиочастот.

Текущий ремонт - ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности средства и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных частей.

Телеграмма - документированное сообщение, имеющее номер и передаваемое по любым каналам электросвязи (телеграф, телефон, радио).

Техническое обслуживание - операция или комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности средства радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировке.

Техническое состояние - совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи, характеризуемая в определенный момент времени определяющими параметрами (признаками), установленными технической документацией на это средство.

Узел (комплекс) связи - структурное подразделение службы (базы) ЭРТОС, предназначенное для организации авиационной фиксированной электросвязи, включая электросвязь в интересах производственной деятельности авиационной организации.

Электросвязь - вид связи, представляющий собой любые излучения, передачу или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста изображений, звуков или иных сообщений по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

Электросвязь "диспетчер-пилот" по линии передачи данных - средство электросвязи между диспетчером и пилотом в целях УВД с использованием линии передачи данных.

Электроэрозионное изнашивание - эрозионное изнашивание поверхности в результате воздействия разрядов при прохождении электрического тока. При электрической эрозии контактов происходит частичный перенос металла с одного контакта на другой и распыление металла.

Глава 3. Обозначения и сокращения

7. В настоящих Авиационных правилах применяются следующие сокращения:

AFTN - Aeronautical Fixed Telecommunications Network - сеть авиационной фиксированной электросвязи;

AIP - Aeronautical Information Publication - сборник аэронавигационной информации;

AMHS - Aeronautical Message Handling Systems - система обработки сообщений ОВД;

ATN - Aeronautical Telecommunication Network - сеть авиационной электросвязи;

ATIS - Automatic Terminal Information Service - служба автоматической передачи информации в районе аэродрома;

CIDIN - Common ICAO Data Interchange Network - общая сеть обмена данными ИКАО;

DME - Distance Measuring Equipment - всенаправленный дальномерный радиомаяк диапазона ультравысоких частот;

DME/N - Distance Measuring Equipment/Normal - всенаправленный дальномерный радиомаяк диапазона ультравысоких частот с узкими спектральными характеристиками;

ILS - система посадки по приборам;

FMG - Frequency Management Group - группа по организации частот Европейского региона ИКАО;

GNSS - Global Navigation Satellite System - глобальная навигационная спутниковая система;

GPS - Global Positioning System - глобальная система позиционирования;

MLAT - Multilateration - система мультилатерации;

NDB - Non-Directional Beacon - приводная радиостанция;

NOTAM - Notice To Airmen - оповещения (извещения) для экипажей ВС;

RNAV - Area Navigation - зональная навигация;

SAP - State Authorized Person - уполномоченное лицо государства;

SITA - Society International Telecommunications Aeronautical - Международное общество авиационной электросвязи;

SPI - Special Position Identification - специальный индикатор положения воздушного судна;

UTC - Universal Coordinated Time - всемирное координированное время;

VOR - Very High Frequency Omni-directional Range - всенаправленный азимутальный радиомаяк диапазона очень высоких частот;

АвЭС - авиационная электросвязь;

АЗН-В (ADS-B) - автоматическое зависимое наблюдение вещательное;

АЗН-К (ADS-C) - автоматическое зависимое наблюдение контрактное;

АКБ - аккумуляторная батарея;

АП - Авиационные правила;

АРП - автоматический радиопеленгатор;

АС УВД - автоматизированная система управления воздушным движением;

АСУ - автоматизированная система управления;

АТС - автоматическая телефонная станция;

АФУ - антенно-фидерное устройство;

БПРМ - ближний приводной радиомаяк;

ВОЛМЕТ (VOLMET - Французское происхождение Vol (полет) и meteo (прогноз погоды)) - система автоматической передачи метеоинформации экипажам воздушных судов, находящихся на маршруте;

ВЛП - весенне-летний период;

ВПП - взлетно-посадочная полоса;

ВОРЛ - вторичный обзорный радиолокатор;

ВС - воздушное судно;

ВЧ - высокая частота;

ГА - гражданская авиация;

ГРМ - глиссадный радиомаяк;

ДПП - диспетчерский пункт подхода;

ДПР - диспетчерский пункт руления;

ДПРМ - дальний приводной радиомаяк;

ЗИП - запасное имущество и принадлежности;

ИБП - источник бесперебойного питания;

ИКАО - Международная организация гражданской авиации (ICAO);

ИТП - инженерно-технический персонал;

КРМ - курсовой радиомаяк;

КСА - комплекс средств автоматизации;

ЛАЗ - линейно-аппаратный зал;

ЛКС - линейно-кабельные сооружения;

ЛККС (GBAS) - локальная контрольно-корректирующая станция;

ЛПД - линии передачи данных;

МВЛ - местные воздушные линии;

МВОРЛ - моноимпульсный вторичный обзорный радиолокатор;

МДП - местный диспетчерский пункт;

МК - магнитный курс;

МПСН-А - многопозиционная система наблюдения аэродромная (MLAT system);

МПСН-Ш - многопозиционная система наблюдения широкозонная (Wide Area MLAT - WAM);

МРМ - маркерный радиомаяк;

ОВД - обслуживание воздушного движения;

ОрВД - организация воздушного движения;

ОВЧ - очень высокие частоты;

ОЗП - осенне-зимний период;

ОПРС - отдельная приводная радиостанция;

ОРЛ-А - обзорный радиолокатор аэродромный;

ОРЛ-Т - обзорный радиолокатор трассовый;

ОСП - оборудование системы посадки;

ПО - программное обеспечение;

ПОРЛ - первичный обзорный радиолокатор;

ПРЦ - передающий радиоцентр;

ПТМ - пожарно-технический минимум;

РД - рулежная дорожка;

РДЦ - районный диспетчерский центр;

РЛС - радиолокационная станция;

РЛ ОЛП - радиолокатор обзора летного поля;

РМА - радиомаяк азимутальный;

РМС - радиомаячная система;

РТОП - радиотехническое обеспечение полетов;

РЦ - районный центр;

РЭС - радиоэлектронное средство;

САОД - система автоматизированного обмена данными;

СДП - стартовый диспетчерский пункт;

СИ - средства измерения;

СКРС - система коммутации речевых сообщений;

ССО - светосигнальное оборудование;

ТО - техническое обслуживание;

ОС - оконечная станция;

ТНПА - технические нормативные правовые акты;

УВД - управление воздушным движением;

ЦКС - центр коммутации сообщений;

ЦКС-О - центр коммутации сообщений оконечный;

ЦКС-Р - региональный центр коммутации сообщений;

ЭМС - электромагнитная совместимость.

ЭРТОС - эксплуатация радиотехнического оборудования и связи;

ЭСТОП - электросветотехническое обеспечение полетов;

ЭТД - эксплуатационно-техническая документация.

Раздел II. Радиотехническое обеспечение полетов и авиационная электросвязь

Глава 4. Наземные средства радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи

8. Конструктивное исполнение средств РТОП и АвЭС должно обеспечивать безопасную эксплуатацию в соответствии с требованиями техники безопасности, пожарной безопасности, промышленной санитарии и т.д.

9. Конструкция средств РТОП и АвЭС должна исключать возможность ошибочных действий со стороны ИТП при замене узлов, блоков и плат в процессе технического обслуживания.

10. Средства РТОП и АвЭС, используемые для обслуживания воздушного движения, должны иметь документ, выданный уполномоченной организацией страны-производителя, о подтверждении соответствия технических характеристик средства РТОП и АвЭС, требованиям международных стандартов к средствам РТОП и АвЭС.

11. Средства РТОП и АвЭС должны иметь ЭТД в составе:

руководство (инструкцию) по эксплуатации;

формуляр (паспорт);

ведомость ЗИП;

регламент ТО, если он не предусмотрен изготовителем, разрабатывается эксплуатационным подразделением РТОП и АвЭС;

ведомость ЭТД.

12. Средства РТОП и АвЭС считаются пригодными для использования по назначению, если срок их службы (ресурс) не истек или своевременно продлен, основные параметры соответствуют требованиям ЭТД, Авиационных правил "Сертификационные требования к аэродромам гражданской авиации Республики Беларусь", а ТО, наземные и летные проверки проведены своевременно и в полном объеме.

13. Допускается использовать одно АФУ для нескольких устройств при условии использования технологий, позволяющих работать нескольким радиопередающим и (или) радиоприемным устройствам на одно АФУ.

14. Средства наблюдения:

ОРЛ-Т, состоящий из ПОРЛ с характеристиками согласно приложению 45, и/или ВОРЛ с характеристиками согласно приложению 46, должен обнаруживать и измерять координаты (азимут-дальность) ВС во внеаэродромной зоне (на трассах и вне трасс), с последующей выдачей информации о воздушной обстановке в центры (пункты) управления воздушным движением для целей контроля и обеспечения управления воздушным движением, а при наличии ВОРЛ - также дополнительной информации от ВС, оборудованных приемоответчиками. Антенная система ОРЛ-Т юстируется относительно истинного меридиана. Период обновления информации составляет не более десяти секунд. ОРЛ-Т рекомендуется размещать таким образом, чтобы обеспечивалось перекрытие воздушных трасс данного района зоной действия радиолокатора на высоте от нижнего до верхнего эшелона контролируемого воздушного пространства;

ОРЛ-А, состоящий из ПОРЛ и/или ВОРЛ, должен обнаруживать и измерять координаты (азимут-дальность) ВС в аэродромной зоне с последующей выдачей информации о воздушной обстановке в центры (пункты) управления воздушным движением для целей контроля и обеспечения управления воздушным движением, а при наличии ВОРЛ - также дополнительной информации от ВС, оборудованных приемоответчиками. Период обновления информации составляет не более шести секунд. ОРЛ-А рекомендуется размещать таким образом, чтобы обеспечивался непрерывный радиолокационный обзор контролируемого воздушного пространства в районе аэродрома. Антенная система ОРЛ-А юстируется относительно истинного меридиана. Координатная информация (азимутальная), предназначенная для центра (пункта) УВД в аэродромной зоне, пересчитывается относительно магнитного меридиана оборудованием центра (пункта) УВД или другим специальным оборудованием;

РЛ ОЛП с характеристиками согласно приложению 47 предназначен для контроля и управления движением ВС, спецавтотранспорта, технических средств и других объектов, находящихся на рабочей площади аэродрома (площади маневрирования и перроне). Для аэродромов, имеющих ВПП точного захода на посадку III категории ИКАО, РЛ ОЛП является обязательным оборудованием;

МПСН-А, как многопозиционная пассивная (или пассивно-активная) система наблюдения, состоящая из нескольких приемных станций, станции обработки и контрольного ответчика, должна точно определять местоположения ВС, которые не передают свои координаты, но в то же время оборудованы ответчиком, для целей контроля и обеспечения управления воздушным движением. Процесс определения положения ВС, или гиперболическое позиционирование, основан на разнице во времени прибытия сигнала, излучаемого объектом в направлении трёх или более приемников с требованиями к параметрам согласно приложению 54;

МПСН-Ш предназначена для определения местоположения и управления движением ВС, оборудованных бортовыми ответчиками, работающими в международном диапазоне (в режимах А/С и S), в верхнем и нижнем воздушном пространстве с требованиями к параметрам согласно приложению 54;

АЗН-В с характеристиками согласно приложениям 57, 58 должно обеспечивать получение данных наблюдения от источников, расположенных на борту ВС или транспортных средств. Источники, расположенные на борту ВС или транспортных средств, должны обеспечить периодическую радиопередачу информации о векторе состояния (местоположение и скорость) и другой информации, поступающей от бортовых систем, в формате, приемлемом для приемников, и передаваемой по ЛПД в вещательном режиме. К таким линиям передачи данных относятся ЛПД режима "S" ВОРЛ, ЛПД расширенного сквиттера ("1090ES"), ЛПД в ОВЧ (приложения 53, 54) диапазоне второго режима и другие;

АЗН-К предназначено для наблюдения за ВС при приеме информации с борта воздушного судна, имеющего соглашение на передачу данной информации органу управления воздушным движением. Информация о местоположении формируется на борту воздушного судна и передается по линиям передачи данных.

Оборудование видеонаблюдения предназначено для наблюдения с помощью телевизионных, тепловизорных и других визуальных средств в условиях ограниченной видимости за ВС, транспортными средствами и другими объектами на площади маневрирования аэродрома, а также за ВС, совершающими взлет и посадку.

15. Средства навигации:

Радиомаяк VOR с характеристиками согласно приложению 48 должен обеспечивать излучение радиосигналов, содержащих его позывной и информацию, которая позволяет радионавигационным системам на борту ВС определить магнитный пеленг (угол между опорным северным направлением и направлением на воздушное судно относительно станции) в любой точке зоны действия маяка, возможность передачи, при необходимости, на борт ВС речевых сообщений;

Радиомаяк DME с характеристиками согласно приложению 49 совместно с бортовым оборудованием ВС должен обеспечивать непрерывную и точную индикацию в кабине пилота о наклонной дальности от данного маяка до ВС в любой точке зоны действия DME;

NDB с характеристиками согласно приложению 55 должен обозначать на трассе (маршруте) полета координатный пункт, используемый в целях привода воздушного судна в радионавигационную точку или для построения маневра захода на посадку;

Примечание: традиционное название ненаправленного радиомаяка и его сокращенное наименование: "Отдельная приводная радиостанция (ОПРС)".

Система посадки по приборам (ILS) с характеристиками согласно приложению 52 в составе:

КРМ, который должен излучать сигналы, содержащие информацию, необходимую для ориентировки ВС в горизонтальной плоскости относительно оси ВПП на предпосадочной прямой при выполнении захода на посадку;

ГРМ, который должен излучать сигналы, содержащие информацию, необходимую для ориентировки ВС в вертикальной плоскости относительно установленного угла наклона линии глиссады на предпосадочной прямой при выполнении захода на посадку;

внутреннего МРМ (может отсутствовать), который должен обеспечивать экипаж ВС информацией, в условиях плохой видимости, о непосредственной близости порога ВПП.

среднего МРМ, который должен обеспечивать экипаж ВС информацией о месте нахождения ВС относительно ВПП;

внешнего МРМ, который должен обеспечивать экипаж ВС информацией о месте нахождения ВС относительно ВПП.

Примечание: когда в состав ILS входит только два МРМ должны соблюдаться требования, применимые к среднему (ближнему - БМРМ) и внешнему (дальнему - ДМРМ).

Вместо части МРМ или вместо всех МРМ, являющихся компонентами ILS, может использоваться DME/N (N - подразумеваются узкие спектральные характеристики). В этих случаях, когда DME/N используется вышеуказанным образом, он обеспечивает экипаж ВС информацией о наклонной дальности до порога ВПП. Эта информация является эквивалентной, с эксплуатационной точки зрения, информации, обеспечиваемой маркерным(и) радиомаяком(ами);

GNSS с характеристиками согласно приложению 56 представляет собой глобальную систему определения местоположения и времени, включающую одно или несколько созвездий навигационных спутников, бортовое оборудование GNSS и систему контроля целостности, дополненную, по мере необходимости, в целях поддержания требуемых навигационных характеристик для планируемой операции;

GNSS обеспечивает определение местоположения и времени на воздушном судне по измерениям псевдодальностей между ВС, оборудованным приемником GNSS, и различными источниками сигналов, размещенными на спутниках или на земле.

Навигационное обслуживание GNSS обеспечивается с помощью различных комбинаций следующих элементов GNSS, установленных на земле, на спутниках и (или) на борту воздушного судна:

GPS, которая обеспечивает службу стандартного определения местоположения (далее - SPS);

ГЛОНАСС, которая обеспечивает канал стандартной точности (CSA);

бортового оборудования GNSS;

бортовой системы функционального дополнения (далее - ABAS);

спутниковой системы функционального дополнения (далее - SBAS);

наземной системы функционального дополнения (далее - GBAS) для обозначения станции GBAS применяется также наименование ЛККС;

наземной региональной системы функционального дополнения (далее - GRAS);

средств мониторинга сигналов GNSS (локальная контрольная станция мониторинга (далее - ЛКСМ) и комплексная система мониторинга).

Бортовое оборудование GNSS рассчитывает местоположение воздушного судна, его скорость, время и другие данные в зависимости от предназначения бортового оборудования GNSS.

В качестве основного средства навигации воздушного судна используется бортовое оборудование GNSS, которое соответствует требуемым навигационным характеристикам (RNP) по точности, целостности, непрерывности и эксплуатационной готовности, установленным для выполнения соответствующих операций (этапов полета) в конкретной области воздушного пространства.

Бортовое оборудование GNSS может быть использовано в качестве основного средства навигации ВС при условии соблюдения всех эксплуатационных ограничений, содержащихся в технической документации на бортовое оборудование GNSS, а также в руководстве по летной эксплуатации, руководстве по эксплуатации бортового оборудования и руководстве по обслуживанию воздушного судна.

ABAS обеспечивает соответствие навигационного обслуживания GNSS авиационным требованиям за счет особых приемов обработки данных GNSS бортовыми системами ВС или интегрирования данных GNSS с данными других навигационных систем.

ABAS основывается на применении одной из следующих технологий:

автономный контроль целостности в приемнике (RAIM), который использует избыточную информацию GNSS для обеспечения целостности данных GNSS;

автономный контроль целостности на борту (AAIM), который использует информацию от дополнительных бортовых датчиков для обеспечения целостности данных GNSS;

интегрирование бортового оборудования GNSS с другими датчиками (например, инерциального счисления) для обеспечения улучшенных характеристик бортовой навигационной системы.

SBAS контролирует сигналы основного спутникового созвездия (GPS или ГЛОНАСС), используя сеть наземных станций наблюдения, распределенных в пределах обширного географического района. Для каждого контролируемого спутника основного спутникового созвездия SBAS оценивает ошибки передаваемых параметров эфемерид и спутниковых часов и затем передает эти поправки и другие данные потребителям через геостационарный спутник.

Применение SBAS повышает целостность и эксплуатационную готовность ГНСС до уровня, позволяющего обеспечить заход ВС на посадку с вертикальным наведением (APV).

Зона действия SBAS определяется зоной действия геостационарного спутника, а зона обслуживания - поставщиком услуг (оператором) SBAS.

ЛКСС представляет собой систему функционального дополнения наземного базирования к GNSS и предназначена для формирования и передачи ВС дифференциальных поправок к псевдодальностям навигационных спутников и информации о целостности сигналов, излучаемых навигационными спутниками.

ЛККС совместно с навигационными спутниками GNSS обеспечивает навигацию ВС в районе аэродрома, точный заход на посадку и поддерживает выполнение процедур зональной навигации.

ЛККС вместе со средствами индикации на рабочих местах диспетчеров позволяет определить возможность выполнения точного захода на посадку по типу используемых созвездий (GNSS-GPS, GNSS-ГЛОНАСС, GNSS-ГЛОНАСС+GPS).

GRAS предназначена для обеспечения выполнения ВС операций с использованием GNSS на маршруте, в районе аэродрома, неточных заходов на посадку, вылетов и заходов на посадку с APV в определенной области воздушного пространства (регионе).

GRAS представляет собой результат совмещения принципов действия SBAS и GBAS с целью улучшения характеристик GNSS и расширения ее возможностей по навигационному обеспечению потребителей. В GRAS подобно SBAS используется распределенная сеть опорных станций для контроля сигналов спутникового созвездия GNSS и центр обработки для расчета целостности GNSS и дифференциальной корректирующей информации. Отличие заключается в том, что GRAS передает эту информацию не через геостационарный спутник, а через сеть наземных станций аналогично GBAS.

ЛКСМ представляет собой средство (систему) мониторинга, регистрации и хранения состояния навигационного обслуживания GNSS в районе аэродрома.

ЛКСМ вместе со средствами индикации на рабочих местах диспетчеров позволяет определить возможность, с учетом требований по точности определения пространственного положения, выполнения намеченной операции с использованием GNSS по типу используемых созвездий (GNSS-GPS, GNSS-ГЛОНАСС, GNSS-ГЛОНАСС+GPS) в зоне аэродрома и на подходах к ней.

Наличие ЛКСМ является обязательным условием для допуска к полетам с использованием GNSS для допущенных операций в районе аэродрома, если запись и хранение информации GNSS, относящихся к этим операциям с использованием GNSS, не осуществляется каким-либо другим образом.

Система мониторинга предназначена для регистрации, хранения и доведения информации о мониторинге сигналов GNSS до органов ОВД и пользователей воздушного пространства. Доведение информации производится в случае, если необходимо предпринять меры, направленные на обеспечение безопасности полетов, которые могут включать:

введение эксплуатационных ограничений на использование конкретного вида обслуживания GNSS в зависимости от уровня эксплуатационной готовности;

оповещение эксплуатантов и экипажей ВС об имеющихся несоответствиях характеристик навигационного обслуживания GNSS.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Авиационные правила "Радиотехническое обеспечение полетов и авиационная электросвязь в гражданской авиации" Раздел I. Общие положения Глава 1. Область применения Глава 2. Определения Глава 3. Обозначения и сокращения Раздел II. Радиотехническое обеспечение полетов и авиационная электросвязь Глава 4. Наземные средства радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Глава 5. Объекты радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Глава 6. Надежность работы наземных средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Глава 7. Резервирование наземных средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Глава 8. Организация работы дежурных смен службы (базы) эксплуатации радиотехнического оборудования и связи Глава 9. Взаимодействие службы (базы) эксплуатации радиотехнического оборудования и с другими службами авиационных организаций в процессе технической эксплуатации средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Глава 10. Организация контрольной регистрации объективной информации Раздел III. Правила технической эксплуатации наземных средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Глава 11. Общие положения Глава 12. Планирование, учет и отчетность при технической эксплуатации наземных средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Глава 13. Ввод в эксплуатацию объектов и наземных средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Глава 14. Техническое обслуживание наземных средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Глава 15. Ремонт наземных средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Глава 16. Доработка и модернизация наземных средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Глава 17. Продление срока службы (ресурса) и списание наземных средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Глава 18. Техническая эксплуатация программного обеспечения средств автоматизации процессов управления воздушным движением и наземных средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Глава 19. Обеспечение единства измерений при технической эксплуатации наземных средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Глава 20. Подготовка персонала службы (базы) эксплуатации радиотехнического оборудования и авиационной электросвязи Глава 21. Материально-техническое обеспечение технической эксплуатации наземных средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Раздел IV. Правила авиационной электросвязи Глава 22. Общие положения Глава 23. Организация авиационной фиксированной электросвязи Глава 24. Авиационная фиксированная электросвязь для обеспечения оперативного взаимодействия между органами обслуживания воздушного движения Глава 25. Внутриаэропортовая электросвязь Глава 26. Авиационная фиксированная электросвязь для взаимодействия с органами Гражданской авиации других государств Глава 27. Авиационная фиксированная электросвязь сетей автоматизированного обмена данными Глава 28. Сеть авиационной фиксированной электросвязи Глава 29. Общая сеть обмена данными ИКАО Глава 30. Стыковка сети авиационной фиксированной электросвязи с сетью SITA Глава 31. Организация авиационной подвижной электросвязи Глава 32. Правила организации радиосвязи Глава 33. Международное законодательство и координация авиационных радиочастот Глава 34. Использование авиационного радиочастотного спектра в Республике Беларусь Глава 35. Аспекты человеческого фактора Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14 Приложение 15 Приложение 16 Приложение 17 Приложение 18 Приложение 19 Приложение 20 Приложение 21 Приложение 22 Приложение 23 Приложение 24
Приложение 25 Приложение 26 Приложение 27 Приложение 28 Приложение 29 Приложение 30 Приложение 31 Приложение 32 Приложение 33 Приложение 34 Приложение 35 Приложение 36 Приложение 37 Приложение 38 Приложение 39 Приложение 40 Приложение 41 Приложение 42 Приложение 43 Приложение 44 Приложение 45 Приложение 46 Приложение 47 Приложение 48 Приложение 49 Приложение 50 Приложение 51 Приложение 52 Приложение 53 Приложение 54 Приложение 55 Приложение 56 Приложение 57 Приложение 58

Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 15 января 2019 года №1
"Об утверждении Авиационных правил "Радиотехническое обеспечение полетов и авиационная электросвязь в гражданской авиации""

О документе

Номер документа:1
Дата принятия: 15/01/2019
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:26/04/2019
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь от 25 апреля 2019 года, 8/33926

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 3 настоящее Постановление вступает в силу после его официального опубликования - с 26 апреля 2019 года.

Приложения к документу

Приложение 30 к Пост от 15.01.2019 г. №1

Приложение 32 к Пост. от 15.01.2019 г. №1

Приложение 52 к Пост. от 15.01.2019 г. №1