База данных

Дата обновления БД:

21.11.2019

Добавлено/обновлено документов:

41 / 213

Всего документов в БД:

96337

Действует

Зарегистрировано

Министерством юстиции

Республики Таджикистан

14 октября 2019 года №482

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

от 2 октября 2019 года №482

О Национальной стратегии адаптации к изменению климата Республики Таджикистан на период до 2030 года

В соответствии со статьей 18 конституционного Закона Республики Таджикистан "О Правительстве Республики Таджикистан" Правительство Республики Таджикистан постановляет:

1. Утвердить Национальную стратегию адаптации к изменению климата Республики Таджикистан на период до 2030 года (прилагается).

2. Комитету по охране окружающей среды при Правительстве Республики Таджикистан:

- совместно с соответствующими министерствами и ведомствами и местными исполнительными органы государственной власти в рамках ежегодно предусматриваемых средств государственного бюджета и других источников, не запрещенных законодательством Республики Таджикистан, принять необходимые меры для реализации Национальной стратегии адаптации к изменению климата Республики Таджикистан на период до 2030 года;

- ежегодно к 15 декабря представлять Правительству Республики Таджикистан отчёт по результатам реализации данной Стратегии.

Председатель Правительства Республики Таджикистан

Эмомали Рахмон

Утверждена Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 2 октября 2019 года №482

Национальная стратегия адаптации к изменению климата Республики Таджикистан на период до 2030 года

Список сокращений

АБР - Азиатский банк развития

AФ - Адаптационный фонд

ВВП - Валовой внутренний продукт

ГАБИК - Глобальный альянс по борьбе с изменением климата

ГЭФ - Глобальный экологический фонд

ДМР - Департамент международного развития

ЕБРР - Европейский банк реконструкции и развития

ЕК - Европейская комиссия

ЕС - Европейский союз

ЗКФ - Зеленый климатический фонд

КГНСА - Консультативная группа по национальной стратегии адаптации

ИКФ - Инвестиционный климатический фонд

КООС - Комитет по охране окружающей среды

МКФ - Международный климатический фонд

МиО - Мониторинг и оценка

МОРГ - Малые островные развивающиеся государства

НСР-2030 - Национальная Стратегия развития Республики

НСР-2015 - Национальная Стратегия развития Республики

НПО - Неправительственная организация

НУО - Национальный уполномоченный орган

НСАИК - Национальная стратегия адаптации к изменению климата

ПСР 2016-2020- Программа среднесрочного развития Республики Таджикистан на 2016-2020 годы

ППАИК - Пилотная программа по адаптации к изменению климата

ПРООН - Программа Развития Организации Объединенных Наций

РКИК ООН - Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата

СКБСИ - Соединенное Королевство Британии и Северной Ирландии

СФБИК - Специальный фонд по борьбе с изменением климата

ТСРП - Техническое содействие по развитию потенциала

ЭСГ - Экологические и социальные гарантии

Общие положения

1. Национальная стратегия адаптации к изменению климата Республики Таджикистан на период до 2030 года далее - НСАИК разработана на основе положений Конституции Республики Таджикистан, Закона Республики Таджикистан, статьей 18 конституционного Закона Республики Таджикистан "О Правительстве Республики Таджикистан" и из выступлении речи Президент Республики Таджикистан, Лидера нации уважаемого Эмомали Рахмон в Конференции Сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (COP-22) в Париже и на пленарном заседании 72-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций.

2. Выступая на 21-й Конференции Сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК ООН) в Париже, Франция, 30 ноября 2015 года, Президент Республики Таджикистан, Лидера нации, уважаемый Эмомали Рахмон отметил, что, хотя доля Республики Таджикистан в объеме выбросов парниковых газов в глобальном масштабе невелика, однако, Таджикистан является одной из наиболее климатически уязвимых стран мира к воздействиям изменения климата.

3. Таджикистан занимает первое место среди стран Европы и Центральной Азии по расчетному упрощенному индексу уязвимости к изменению климата, являясь особенно чувствительной страной по данному критерию в связи с низкой способностью к адаптации. С учетом усугубления существующих проблем и появления новых рисков, изменение климата, скорее всего, будет выступать барьером на пути достижения Таджикистаном своих приоритетных направлений развития.

4. Риски, связанные с изменениями климата и адаптационные меры по снижению последствий этих рисков для населения и ключевых отраслей экономики, являются важными элементами Национальной стратегии развития Таджикистана до 2030 года. В ожидании подписания международного климатического соглашения на Конференции Сторон РКИКООН (COP21) в декабре 2015 года в Париже, Таджикистан подготовил предполагаемый и определяемый на национальном уровне вклад, который оценивает климатические тренды и разрабатывает различные сценарии для дальнейшего принятия мер по сокращению выбросов. Таджикистан 22 апреля 2016 года подписал и Парламент страны 16 февраля 2017 года ратифицировал Парижское соглашение.

5. Национальная стратегия адаптации к изменению климата (НСАИК) также учитывает международные обязательства Республики Таджикистан по Повестке дня на XXI век и Целям Устойчивого Развития (ЦУР), связанной с борьбой с изменением климата одобренным 70-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2015 года. Основным фокусом ЦУР является концепция устойчивого человеческого развития. Исходя из этого, полное искоренение бедности, смена неустойчивых и продвижение устойчивых моделей потребления и производства, борьба с изменением климата в целях дальнейшего экономического и социального развития являются главными задачами и жизненно важными условиями Устойчивого человеческого развития.

6. Воздействия изменений климата проявляются на всех системных уровнях: глобальном, региональном, субрегиональном, национальном и местном уровнях. Изменение климата в Таджикистане, учитывая его географическое местоположение, исключительную разнообразию климатических условий, экономическую структуру, демографические характеристики и геополитические интересы, требует заблаговременной разработки всеобъемлющего, сбалансированного подхода к проблемам климата и связанных с ними вопросов на основе комплексного научного анализа окружающей среды, экономических и социальных факторов.

7. Национальные консультации по разработке НСАИК в качестве приоритетных, определило четыре сектора, которые являются, как чувствительными к климату, так и приоритетными для развития: (1) энергетика, (2) водные ресурсы, (3) транспорт и (4) сельское хозяйство, а также включили семь межсекторальных областей: (1) здравоохранение, (2) образование, (3) гендер, (4) молодежь, (5) миграция, (6) окружающая среда, и (7) чрезвычайные ситуации.

8. НСАИК может способствовать формулированию и реализации политики Таджикистана в сфере изменения климата и адаптации к нему. Она направлена на поддержку экономического роста и ускорения модернизации всех отраслей экономики, диверсификацию и укрепление глобального рынка, а также повышение конкурентоспособность экономики Таджикистана за счет повышения адаптивности и энергоэффективности страны. НСАИК позволит стране принять более комплексный и динамичный подход к планированию устойчивого развития страны в целом, а в частности, ее экономики, и учитывать среднесрочные и долгосрочные прогнозы по изменению и изменчивости климата.

9. На международном уровне, НСАИК станет ключевым инструментом для Таджикистана по продвижению и пропаганде своей позиции на переговорах в РКИК ООН, докладывая о выполнении обязательств принятых в рамках РКИК ООН и дальнейшего планирования национальной экономики в контексте изменения климата.

Глава 1. Изменение климата и ее угрозы для Таджикистана

§ 1. Исторические тенденции изменчивости климата

10. Изменение климата вызывает большие проблемы для Таджикистана, поскольку страна сильно подвержена к этому и имеет относительно низкую способность к адаптации. Всемирный банк указывает Таджикистан как наиболее уязвимую страну в Центральной Азии. Из 180 стран, ранжированных по индексу глобальной адаптации Университета Нотр-Дам, Таджикистан занимает 111 место. Таджикистан занимает 78-е место среди наиболее уязвимых стран и 52-е место среди менее подготовленных стран. По сравнению с другими странами в индексе, ее текущее состояние уязвимости является управляемой. Однако, улучшение в показателе готовности необходимо, если это было бы сделано, в целях стать лучше адаптированным к будущим изменениям климата и связанным с климатом трудностям. В индексе долгосрочных климатических рисков, Таджикистан занимает 29-е место.

11. В период с 1940 по 2017 гг., Таджикистан испытал рост температуры на 0,1 °C - 0,2 °C за каждое десятилетие этого периода. Растут количество дней с температурой 40 °C и выше (рисунок 1). Наибольший рост температуры наблюдался в Дангаре (1,2 °C) и в Душанбе (1,0 °C). Горные районы испытали увеличение на 0,3 °C - 0,5 °C, в то время как в альпийских зонах увеличение составило 0,2 °C - 0,4 °C. Последние тенденции потепления, зафиксированные в период 2001-2010 гг. показывают, что средняя температура за каждое десятилетие было на 0,8 °C выше, чем в среднем для районов, находящихся на 1000-2500 м над уровнем моря. В альпийской зоне, наблюдаемый рост составил на 0,2 °C выше нормы. Температуры были выше в среднем на 0,1 °C - 1,1 °C зимой и на 0,1 °C - 1,3 °C весной. Осенняя температура во всех горных районах превысил средний показатель на 0,6 °C - 1,1 °C.

Рис 1 к Положению утв Пост Прав №482

Рисунок 1. Изменение температуры в Таджикистане

12. Наблюдаемые изменения в длительности безморозного сезона, определяется как число безморозных дней (дни, превышающие 0,2°C) в течение года, отражают увеличение численности сезонных температур. Безморозные дни отражают тенденции потепления зимних температур. Каждый год было на 5-10 безморозных дней больше. Дни, когда средние температуры регистрируются выше нуля, теперь приходятся на раннюю весну и позднюю осень.

13. Объем ежегодных осадков вырос в период с 1940 по 2017 гг. на 5% -10%. Наибольшее количество осадков, наблюдалось в 1969 году. Относительно значительное увеличение в количестве осадков было в течение летних периодов с 1976 по 2017 гг. В большинстве районах республики количество дней с интенсивностью осадков в 5 миллиметров или более, увеличились, особенно в центральных высокогорных районах. Количество дней с сильными осадками (30 мм в день) увеличились в предгорных районах страны, как например в Гиссарской долине. Количество дождливых дней увеличилось, а количество снежных дней уменьшилось. Самыми дождливыми были 1969, 1998, 1999, 2011 и 2016 годы, с более частыми селевыми сходами. В 1998 году из-за селевого схода более 7000 домов были разрушены и более 130 человек погибли. Лавины вызывают растущее опасение. В 2002-2017 годах, лавины стали причиной гибели более 74 человек. В 2010 и 2017 году сход лавин заблокировал стратегическую дорогу, связывающую Душанбе с севером Таджикистана.

Рис 2 к Положению утв Пост Прав №482

Рисунок 2. Изменения осадков в Таджикистане

14. Продолжающееся таяние и отступление ледников, связанные с изменением климата, вызывает озабоченность для Таджикистана, так как ледники и снежные запасы Таджикистана являются основными источниками ирригационной воды. Примерно 30% ледникового покрова утрачено с 1930 года; текущая скорость таяния составляет потери в годовом измерении 0,5%-0,8%. Самый большой ледник в Таджикистане Ледник Федченко, отступил на расстояние в 1 км, и потерял около 5 км льда с начала ХХ века (рисунок 3). Небольшие ледники в низовьях получают наибольшее влияние от изменения климата и тают с беспрецедентными темпами. Например, в Диахандаре, ледник с площадью поверхности менее 1 км2, расположенный в верховье реки Каратаг, полностью растаял. Размер Зеравшанского ледника уменьшился на 10% в период между 1927- 2010 гг., и отступил на 2,5 км.

Рис 3 к Положению утв Пост Прав №482

Рисунок 3. Таяние ледника Федченко

15. Скорость ветра стало сильнее за эти годы. Скорость ветра равная или превышающая 15 миль в секунду наблюдаются на метеорологических станциях в узких горных долинах (например, Худжанд и Файзабад), в горных перевалах (например, Анзобский перевал), а также на высокогорном плато (например, Восточный Памир). Количество дней с западными ветрами уменьшились, в результате меньшего вторжения холодного западного воздуха, но количество дней с восточными и северо-восточными ветрами увеличились.

§ 2. Будущие сценарии изменения климата

16. По данным Третьего национального сообщения Таджикистана к РКИК ООН, изменение климата, как ожидается, вызовет (i) повышение температуры воздуха, (ii) большую переменность в выпадении осадков, (iii) ускоренному таянию ледников, и (iv) увеличению, как частоты, так и масштабов экстремальных погодных явлений, вызванных климатом. Более подробные детали прогнозируемых изменений в климате заключаются в следующем:

- сценарии по температуре воздуха. По сравнению с 1961-1990 годами, к 2030 году ежегодные средние температуры будут увеличиваться на 0,2°С-0,4°С во всех районах страны; это совпадает с тенденциями, наблюдаемыми в течение последних 15-20 лет. В зимний период, максимально ожидаемый рост температуры составляет около 2°C. И летом, и зимой температура будет расти даже на Памире и в горах Гиндукуша. На самом деле, температура в горных местностях будет расти более быстрыми темпами, чем в равнинных и засушливых районах. К концу 21-го века, по сценарии ожидается, что потепление превысит 5°С в южных районах Таджикистана, а также в горах центрального Таджикистана и западного Памира (рисунок 4).

Рис 4 к Положению утв Пост Прав №482

Рисунок 4. Прогнозируемое изменение температуры

- сценарии осадков. Сценарии осадков разработаны на основе трех сценариев выбросов (A1B, A2, B1) и предполагается, что не будет никаких существенных изменений в осадках в крупных речных бассейнах, таких как Вахш и Пяндж (рисунок 5). Тем не менее, будут увеличиваться изменения в максимальных и минимальных уровнях осадков, так как объем дождевых осадков увеличивается, и объем снегопадов уменьшается. Сценарии предполагают, что произойдут большие изменения в интенсивности дождевых осадков и их географическом распределении, с уменьшением годовых осадков в южных районах страны. Согласно прогнозам, летние времена будут более влажными, а зимние сухими, что может привести к наводнениям и более длительным периодам засухи.

Рис 5 к Положению утв Пост Прав №482

Рисунок 5. Прогнозируемое количество осадков

- склонность к засухе. Прогнозируемое повышение температуры приведет к увеличению риска возникновения засухи из-за более высокого уровня испарения и раннего таяния снегов. Например, к середине XXI века, в густонаселенной Ферганской долине, по прогнозам осадки увеличатся на 10 мм, а испарения как минимум на 70 мм.

- отступление ледников. Ледниковые зоны, по прогнозам, сократятся на 15%-20% по сравнению с текущим уровнем, при этом согласно прогнозам, основанным на текущих темпах отступления ледников, большинство малых ледников в Таджикистане полностью исчезнут через 30-40 лет. Сокращение количества ледниковых зон окажет существенное влияние на запасы пресной воды в реках Зарафшана, Кафернигана, Каратага и Обихингоу, что еще больше усугубит напряженность по поводу прав на использования водных ресурсов, как внутри, так и за пределами государственных границ.

- речной сток. Недавно наблюдаемые увеличения речных стоков вряд ли продолжатся до середины XXI века в реках Западного и Восточного Памира (бассейна реки Пяндж). При отсутствии адекватных превентивных мер, изменение климата может повысить среднюю температуру бассейна от 0,7 °С до 1,40°С–3,0°С к середине XXI века и уменьшить объем ледников на 50%-70%;

- Течения в бассейне реки Вахш, согласно прогнозам, увеличится к середине или в конце XXI века. Модели также прогнозируют снижение на 10%-20% поверхности и поверхностного стока рек. Умеренные сценарии прогнозируют рост поверхностного стока к середине XXI века на 5%-10%. В бассейне реки Вахш среднегодовая температура, по прогнозам, увеличится от 3,3°C до 6,9°C в середине или в конце XXI века. 

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Национальная стратегия адаптации к изменению климата Республики Таджикистан на период до 2030 года Общие положения Глава 1. Изменение климата и ее угрозы для Таджикистана § 1. Исторические тенденции изменчивости климата § 2. Будущие сценарии изменения климата § 3. Потери, связанные с изменением климата § 4. Национальные риски и угрозы изменения климата § 5. Воздействия по отраслям Глава 2. Потребности и варианты адаптации к изменению климата § 1. Энергетический сектор § 2. Сектор водных ресурсов § 3. Сельскохозяйственный сектор § 4. Транспортный сектор § 5. Здравоохранение § 6. Образование § 7. Гендер § 8. Миграция § 9. Уязвимые группы населения § 10. Окружающая среда Глава 3. Приоритетные проекты для адаптации к изменению климата § 1. Список проектов, допущенных для включения в НСАИК § 2. Доля расходов по адаптации к климату в предложенных проектах Глава 4. Стратегия реализации § 1. Связь с национальными стратегиями, концепциями и программами § 2. Барьеры в осуществлении § 3. Рекомендации по устранению барьеров на пути реализации Глава 5. Варианты и стратегии финансирования для поддержки НСАИК § 1. Зеленый климатический фонд § 2. Адаптационный фонд § 3. Трастовый фонд Глобального экологического фонда Глава 6. Мониторинг и оценка выполнения деятельности Приложение

Постановление Правительства Республики Таджикистан от 2 октября 2019 года №482
"О Национальной стратегии адаптации к изменению климата Республики Таджикистан на период до 2030 года"

О документе

Номер документа:482
Дата принятия: 02/10/2019
Состояние документа:Действует
Регистрация в МинЮсте: № 482 от 14/10/2019
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Нет сведений