База данных

Дата обновления БД:

24.07.2021

Добавлено/обновлено документов:

19 / 152

Всего документов в БД:

108882

Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 16 ноября 2018 года №767

Об утверждении Государственной программы развития регионов до 2020 года

Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития регионов до 2020 года (далее - Программа).

2. Центральным, местным исполнительным органам, государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан (по согласованию), и иным организациям (по согласованию) принять меры по реализации Программы.

3. Ответственным центральным, местным исполнительным органам, государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан (по согласованию), и иным организациям (по согласованию) представлять информацию согласно Плану мероприятий по реализации Программы в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года №790 "Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан".

4. Признать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Казахстан согласно приложению к настоящему постановлению.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство национальной экономики Республики Казахстан.

6. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

Премьер-Министр Республики Казахстан

Б.Сагинтаев

Утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 ноября 2018 года №767

Государственная программа развития регионов до 2020 года

1. Паспорт Государственной программы

Наименование Программы

Государственная программа развития регионов до 2020 года
 


Основание для разработки

Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года №636;
Прогнозная схема территориально-пространственного развития страны до 2020 года, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 21 июля 2011 года №118;
Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 14 декабря 2012 года "Стратегия "Казахстан – 2050": новый политический курс состоявшегося государства";
пункт 32 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 10 января 2018 года "Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции", утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 9 февраля 2018 года №633;
Основные положения Генеральной схемы организации территории Республики Казахстан, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2013 года №1434



Разработчик Программы

Министерство национальной экономики Республики Казахстан
 



Государственные органы, ответственные за реализацию Программы

Министерство национальной экономики Республики Казахстан, Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан, Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан, Министерство энергетики Республики Казахстан, Министерство финансов Республики Казахстан, Комитет национальной безопасности Республики Казахстан (по согласованию), акиматы областей, городов Астана, Алматы и Шымкент, АО "НУХ "КазАгро" (по согласованию), АО "ФНБ "Самрук-Казына" (по согласованию), АО "КазЦентр ЖКХ" (по согласованию), АО "НК "Казгеология" (по согласованию)
 



Цель Программы

Повышение конкурентоспособности регионов через управляемую урбанизацию и улучшение качества жизни населения



Задачи Программы

1. Развитие функциональных городских районов с центрами в городах "первого уровня" (Астанинская, Алматинская, Шымкентская и Актюбинская агломерации)
2. Развитие функциональных городских районов с центрами в городах "второго уровня" (областные центры, город Семей)
3. Развитие моно- и малых городов, не входящих в состав функциональных городских районов
4. Развитие сельских населенных пунктов (включая приграничных), не входящих в состав функциональных городских районов
5. Рациональное обеспечение населения качественной питьевой водой и услугами водоотведения
6. Модернизация жилищно-коммунального хозяйства



Сроки реализации

2015 – 2019 годы



Целевые индикаторы

Целевые индикаторы

2015 год

2016
год

2017
год

2018 год

2019
год

1. Уровень урбанизации в разрезе областей*, %

По республике в среднем

56,9

57,3

57,4

57,7

58,0

Акмолинская область (с учетом г. Астаны)

75,6

76,6

77,9

78,9

79,8

Актюбинская область

62,3

62,7

63,6

64,2

64,8

Алматинская область (с учетом г. Алматы)

59,3

59,6

59,3

59,7

60,0

Атырауская область

47,4

47,9

47,8

47,9

48,0

Восточно-Казахстанская область

59,6

60,1

61,1

61,3

61,5

Жамбылская область

40,4

40,3

39,7

39,8

39,9

Западно- Казахстанская область

49,7

50,2

51,5

52,2

53,0

Карагандинская область

79,1

79,3

79,6

79,8

80,1

Костанайская область

52,5

53,1

54,0

54,5

55,0

Кызылординская область

43,4

43,9

44,2

45,0

45,1

Мангистауская область

43,7

42,9

40,8

41,0

41,3

Павлодарская область

70,3

70,5

70,6

70,7

71,2

Северо- Казахстанская область

43,1

44,0

44,9

45,4

45,9

Южно- Казахстанская область

44,9

45,1

45,8

-

-

Туркестанская область (с учетом г. Шымкент)

-

-

-

46,2

46,5

2. Разрыв развития по ВРП на душу населения между регионами**, разы

по республике

3,2

3,2

3,3

3,2

3,2

3. Удовлетворенность населения качеством государственных и социальных услуг***, %, в том числе:

Государственной корпорацией "Правительство для граждан"

в городах

58,7

-

59,9

60,9

61,9

в селах

72,3

-

68,9

69,9

70,9

услугами в сфере образования, в том числе:

дошкольного воспитания и обучения

в городах

40,0

-

40,0

41,0

42,3

в селах

65,0

-

63,6

64,7

65,6

общего среднего (среднего)

в городах

45,1

-

42,2

43,3

44,5

в селах

67,4

-

64,8

65,7

66,8

технического и профессионального

в городах

39,0

-

36,4

36,7

37,4

в селах

59,1

-

54,4

55,5

56,7

услугами в сферездравоохранения

в городах

29,0

-

25,9

27,0

28,0

в селах

47,1

-

41,2

42,6

43,7

качествомпитьевойводы

в городах

37,2

-

32,1

33,4

35,6

в селах

66,6

-

58,7

59,6

61,0

чистотойвоздуха (отсутствие в нем выбросов, дыма, пыли и грязи)

в городах

30,9

-

27,5

28,4

29,6

в селах

70,3

-

60,6

61,7

62,6


* Фактические значения уровня урбанизации рассчитаны как доля городского населения в общей численности населения страны/области на конец года. Прогнозные значения на 2018-2019 годы рассчитаны на основе темпов роста/снижения за 2000-2017 годы.
** Фактические значения разрыва по ВРП на душу населения между регионами рассчитаны как отношение ВРП на душу населения по лидирующим 8 регионам к ВРП на душу населения отстающих 8регионов. Прогнозные значения на 2018-2019 годы рассчитаны на основе анализа темпов роста/снижения объемов ВРП по 17 регионам страны.
***Данные бюллетеня Комитета по статистике МНЭ РК "Качество жизни".
Примечание по таблице
За 2015-2017 годы указаны фактические значения целевых индикаторов.
 



Источники и объемы финансирования

Финансирование Государственной программы будет осуществляться за счет и в пределах средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
Объемы финансирования Государственной программы составляют:

млн. тенге



2015
год

2016
год

2017
год

2018
год

2019
год

РБ*

180 755

113 335

69 516

134 491

131 903

МБ*

16 158

11 751

5 010

49 881

58 476

Внебюджетные средства

212 968

523 712

107 750

9 900

13 200

Все средства

409 881

648 798

182 276

194 272

203 579


*Объем средств будет уточняться по мере утверждения и уточнения республиканского и местных бюджетов на соответствующие финансовые годы в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 



2. Введение

Государственная программа развития регионов до 2020 года (далее - Государственная программа) разработана в рамках реализации Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года, Послания Главы государства народу Казахстана от 10 января 2018 года "Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции". Государственная программа является одним из механизмов реализации Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 21 июля 2011 года №118 (далее - Прогнозная схема). Прогнозная схема является инструментом реализации региональной политики, целью которой является создание условий для устойчивого развития регионов на основе эффективного использования их социально-экономического потенциала.

При этом приоритетное развитие центров экономического роста (крупных городов) и создание благоприятной среды для жизни населения на всей территории страны являются базовой идеологией региональной политики страны.

С учетом решаемых в рамках Государственной программы задач употребляются ниже следующие термины:

1) города-хабы - центры национального и регионального взаимодействия: торгово-логистические и транспортные, финансовые и кадровые центры, поставщики информации и технологий;

2) агломерация - урбанизированное скопление близко расположенных населенных пунктов вокруг одного (моноцентрическая) или нескольких (полицентрическая) городов-ядер, объединенных между собой постоянными производственными, культурно-бытовыми и иными связями, а также имеющих тенденцию к территориальному слиянию.

Основными критериями определения агломераций в Казахстане являются:

административный статус города-центра (столица, город республиканского значения, город областного значения);

демографическая емкость, что включает в себя высокую плотность населения региона, миграционный приток, ресурсную базу (земельные, водные, продовольственные ресурсы);

логистический потенциал, что означает удобное географическое расположение, прохождение международных транспортных коридоров, наличие транспортного узла и инфраструктуры;

экономический потенциал, то есть развитость города-центра (промышленный, сервисный, трудовой, финансовый, научный потенциал);

3) функциональный городской район (далее - ФГР) - это аналог агломерационных образований на региональном уровне. При этом ФГР объединяет:

а) город-ядро с населением не менее 100 тыс.чел. и плотностью не менее 1000 чел. на 1 кв. км (при этом не являющийся частью другого ФГР или моногородом);

б) окружающие населенные пункты, не менее 15% трудового населения которых участвует в ежедневной маятниковой миграции в город-ядро;

4) моногород - город, где основная часть (20 % и более) промышленного производства и трудоспособного населения сосредоточена на одном или нескольких (немногих) градообразующих предприятиях, как правило, одного профиля и сырьевой направленности (моноспециализация), которые при этом определяют все экономические и социальные процессы, происходящие в городе.

В категорию моногородов включены города с численностью населения от 10 до 200 тысяч человек, характеризующихся одним из следующих критериев:

объем промышленного производства градообразующих предприятий города, в основном добывающего сектора, составляет более 20% от общегородского объема производства (моноспециализация);

на градообразующих предприятиях города занято более 20% от общей численности занятого населения;

города, в которых в настоящее время градообразующие предприятия работают частично или приостановили деятельность. При этом зачастую к моногородам административно подчинены пригородные поселки и сельские населенные пункты, экономически тесно связанные с городом;

5) малый город - город с численностью населения до 50 тысяч человек;

6) опорный сельский населенный пункт - благоустроенный сельский населенный пункт, в котором создаются инфраструктура для обеспечения государственными и социальными услугами проживающему в нем населению и жителям прилегающих территорий;

7) приграничные территории - территории административно-территориальных образований и населенных пунктов, расположенных на расстоянии до 50 км от Государственной границы;

8) центры экономического роста - конкретные населенные пункты, выполняющие в экономике страны или региона функцию источника инноваций и прогресса, являющиеся благодаря "эффекту масштаба" полюсами притяжения (концентрации) факторов производства, а также где размещаются предприятия динамично развивающихся отраслей, производящие новые товары и услуги.

В настоящей Государственной программе в число центров экономического роста включены:

в масштабах страны - функциональные городские районы с центрамив городах "первого уровня" (агломерации с центрами в городах Астане, Алматы, Шымкенте и Актобе);

в масштабах регионов - функциональные городские районы с центрами в городах "второго уровня" (областные центры, город Семей);

9) уполномоченный орган - центральный исполнительный орган Республики Казахстан, осуществляющий руководство, а также межотраслевую координацию в сфере регионального развития;

10) межведомственная комиссия по вопросам региональной политики - консультативно-совещательный орган при уполномоченном органе (далее - МВК);

11) "якорный" инвестиционный проект - средний инвестиционный проект, реализуемый в несырьевых секторах экономики Казахстана и направленный на диверсификацию экономики моно- или малого города, на котором планируется создание не менее 50 постоянных рабочих мест;

12) модернизация - изменение конструкций в соответствии с современными требованиями и нормами, направленными на обновление технического оборудования, производства, процесса и т.д.

3. Анализ текущей ситуации

На современном этапе региональная политика Казахстана призвана обеспечить формирование рациональной территориальной организации, которая включает стимулирование процессов урбанизации и регулируемое развитие агломераций, являющихся важнейшими центрами экономического роста национальной экономики, развитие и поддержку перспективных населенных пунктов, обладающих экономическим и демографическим потенциалами.

Уровень урбанизации в Казахстане составил на конец 2017 года 57,4% (в 2016 году - 57,2%, в 2015 году - 56,8% и в 2014 году - 56,6%), что является самым большим коэффициентом для стран Центральной Азии, но отстает от развитых стран. Растущие города, возрастающая мобильность населения и инновационное развитие и цифровизация производства являются неотъемлемыми спутниками развития. В настоящее время конкурентоспособность стран определяется наличием крупных городов. Города становятся центрами экономического роста и процветания. Более 70% мирового ВВП создается в крупных городах. В этой связи в современном мире наблюдается процесс ускоренной урбанизации. Уровень урбанизации в топ-"тридцатке" стран по Индексу человеческого развития составляет 80% и более. В странах ОЭСР данный показатель составляет в среднем 77%.

Темпы урбанизации в Казахстане имеют неоднозначную картину. Так с 1990 по 2001 годы доля городского населения уменьшилась с 54,8% до 50,3% и на 1 января 2018 года достигла уровня 57,4%. Эти данные свидетельствуют, что за 26 лет фактический рост городского населения составил (по тем или иным причинам) всего около 2,6%. Тогда как уровня урбанизации с 56% до 70% достигли: Южная Корея за 7 лет (1980-1987 годы), Саудовская Аравия - 8 лет (1974-1982), Малайзия - 12 лет (1996-2008). Однако за последние десять лет отмечается опережающий рост городского населения. За период с 2008 по 2017 годы численность всего населения республики выросла на 15,1%, при этом городского - на 24,1% и сельского - всего на 4,9%.

Урбанистические процессы в Казахстане, как и во всем мире, содействуют инновационному развитию экономики и улучшению качества жизни. Так по данным Всемирного Банка по итогам 2015 года 45% населения городов Астаны и Алматы относится к среднему классу, по другим городам - 28%, а в сельской местности - 18%. Такая же ситуация по городу и селу и по другим социальным показателям.

В рамках Прогнозной схемы регионы по схожим экономическим, природным и социально-демографическим характеристикам были сгруппированы в четыре макрорегиона - Северный (Акмолинская, Костанайская, Северо-Казахстанская области), Центрально-Восточный (Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Павлодарская области), Южный (Алматинская, Жамбылская, Кызылординская, Туркестанская области) и Западный (Актюбинская, Атырауская, Западно-Казахстанская, Мангистауская области). В силу сопоставимых с макрорегионами социально-экономических показателей и особого статуса выделяются также города-хабы - Астана и Алматы. Экономический потенциал, структура экономики, социально-демографические аспекты, транспортная связанность, направления приоритетного развития макрорегионов и входящих в их состав областей подробно изложены в Прогнозной схеме. В целом, неравномерное развитие и сложившаяся на настоящее время экономическая специализация макрорегионов и входящих в их состав областей связаны с исторически сложившимся укладом экономики - добыча сырья или их первичной переработкой, а также производством сельскохозяйственной продукции.

При этом на макрорегиональное развитие на основе хабового и лучевого принципов направлена Государственная программа инфраструктурного развития "Нурлыжол" на 2015-2019 годы.

Программы развития территорий (областей, городов областного значения, районов) предусматривают решение проблем регионов и населенных пунктов в экономической и социальной сферах, инфраструктуры, экологии и другие вопросы также с учетом особенностей макрорегионов.

Вместе с тем, в настоящее время практика успешно развивающихся стран свидетельствует, что долгосрочными драйверами экономического роста государств являются не отдельные отрасли или области и тем более группа областей (макрорегионы), как таковые, а концентрация рабочей силы, в первую очередь, талантливой молодежи и специалистов в крупных городах с созданием привлекательных условий жизни.

Города "первого уровня" (агломерации)

Городские агломерации объективно становятся ключевыми формами современного расселения в большинстве стран мира.

В США более 76% всего населения проживает в агломерациях, крупнейшими из которых являются Нью-Йоркская (11,3 тыс. кв. км, 23,3 млн. человек) и Лос-Анджелесская (5,8 тыс. кв. км, 18,6 млн. человек)агломерации.

Агломерациями мирового уровня в Европе являются Лондонская (11 тыс. кв. км, 13,4 млн. человек) и Парижская (12 тыс. кв. км, более 12 млн. человек).

Быстрыми темпами формируются урбанизированные территории в Китае - Шанхай (7,1 тыс. кв. км, 18,6 млн. человек), Бразилии - Рио-де-Жанейро (4,6 тыс. кв. км, 12,1 млн. человек), Аргентине - Буэнос-Айрес (2,7 тыс. кв. км, 14,6 млн. человек), Индии - Колката (1,8 тыс. кв. км, 15,6 млн. человек) и других развивающихся странах.

Свою специфику имеет развитие агломераций в развивающихся странах. Для них характерна модель растущего сосредоточения населения и всех сфер экономики в немногих ведущих и крупнейших центрах. Переток населения из сельской местности в крупные и крупнейшие городские центры будет продолжаться высокими темпами.

В докладе Всемирного Банка о мировом развитии за 2009 год "Новый взгляд на экономическую географию" делается вывод, что "половина объема мирового производства сосредоточена на полутора процентах территории планеты. Занимая всего 0,5 процента территории Египта, Большой Каир производит более половины ВВП страны".

В докладе Всемирного экономического форума по глобальной конкурентоспособности на 2016-2017 годы делается акцент на важности конкурентоспособности городов, повышающих конкурентоспособность стран и их регионов.

Эти тенденции можно проследить и по Казахстану. Так по итогам 2017 года удельные веса валовых региональных продуктов в ВВП страны по городам Астане и Алматы составили 11,1% и 21,8%, соответственно(в 2016 году - 11,06% и 20,2%, в 2015 году - 10,5 и 20,3% и в 2014 году - 9,5 и 18,6%), или в сумме 32,9% (на душу населения в пределах 5,8-6,4 млн. тенге), что существенно отличается от других регионов.

Однако, если развитие городских центров "пускается на самотек", неконтролируемые процессы миграции населения из сельской местности и малых городов с низким экономическим потенциалом могут вести к формированию чрезмерной нагрузки на мощности жилищно-коммунальной инфраструктуры, возникновению на периферии городских поселений зон социально-экономической маргинализации.

Подобные тенденции характерны для отдельных городских агломераций в странах Латинской Америки, Азии и Африки, способствуя консервации не только экономической отсталости и неравенства, но и социальной нестабильности.

В настоящее время в Казахстане городами "первого уровня" определены агломерации с центрами в городах Астане, Алматы, Шымкенте и Актобе. Формирующиеся городские агломерации концентрируют более трети всего населения страны.

В 2017 году среднегодовая численность населения городов "первого уровня" (агломераций) составила 6 525,6 тыс. человек, что составляет 36,6% от общей численности населения страны (в 2016 году - 6 605,9 тыс. человек, в 2015 году - 6 088,3 тыс. человек и в 2014 году - 5 790,1 тыс. человек). При этом численность населения городов Астаны, Алматы и Шымкента уже превышает уровень, за которым в условиях Казахстана реализуются агломерационные эффекты (500 тыс. человек).

Для решения проблем агломераций с 2013 года реализуются утвержденные постановлениями Правительства межрегиональные планы мероприятий по развитию Астанинской и Алматинской агломераций до 2020 года (от 18 июня 2013 года №611 и от 6 июня 2013 года №581), с 2014 года - Комплексный план социально-экономического развития населенных пунктов, прилегающих к городу Астане, до 2020 года (постановление Правительства от 19 июня 2014 года №681).

В Алматинской области с 2008 года реализуется проект по развитию 4-х городов-спутников города Алматы "G4 City".

Учитывая особую актуальность формирования агломераций с конкурентоспособной экономикой и высоким качеством жизни населения, в соответствии с Законом Республики Казахстан от 16 июля 2001 года "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан" и во исполнение основных положений Генеральной схемы организации территории Республики Казахстан приняты межрегиональные схемы территориального развития Алматинской (постановление Правительства Республики Казахстан от 24 мая 2016 года №302), Астанинской (постановление Правительства Республики Казахстан от 8 ноября 2017 года №726), Шымкентской (постановление Правительства Республики Казахстан от 22 февраля 2018 года №74) и Актюбинской (постановление Правительства Республики Казахстан от 3 марта 2018 года №109) агломераций.

Межрегиональные схемы являются градостроительной стратегией, определяющей перспективы развития территорий агломераций и их долгосрочную потребность в инфраструктуре. Очередность реализации, источники и объемы финансирования положений межрегиональных схем определяются на уровне государственных программ и программ развития территорий.

Долгосрочное развитие агломераций также будет осуществляться в рамках стратегий развития крупных городов до 2050 года, разрабатываемых по поручению Главы государства на совещании по вопросам социально-экономического развития города Астаны от 5 апреля 2018 года.

В целом необходимо учитывать, что конкурентоспособность городов зависит от уровня человеческого капитала, среды устойчивого социально-экономического развития, открытости городов для глобальной экономики, управления развитием агломераций на принципах инклюзивности (открытости). Также для эффективного формирования агломераций следует принимать меры по опережающему развитию инженерной и социальной инфраструктуры, модернизации жилья на окраинах мегаполисов. Также большое значение в эффективном формировании агломераций имеет скоординированное развитие центра агломерации с моно- и малыми городами и другими населенными пунктами, расположенными в периферийной зоне агломерации. Так в зоне влияния города Астаны находится малый город Акколь, города Алматы - Есик, Капшагай, Каскелен, Талгар, города Шымкента - Ленгер; города Актобе - моногорода Алга, Хромтау. Эта тесная взаимосвязь заключается, в первую очередь, в виде постоянной (ежедневной) маятниковой миграции в крупные города.

Решение вопросов развития агломераций необходимо учитывать при разработке и реализации, как государственных программ, так и программ развития соответствующих территорий. В этой связи в настоящей Государственной программе конкретные мероприятия по формированию и развитию агломераций не включены.

В крупных городах в рамках Государственной программы "Цифровой Казахстан" начата работа по реализации концепции "Умный город". Она подразумевает интеграцию информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) и Интернета вещей (IoT) для управления городским имуществом для улучшения качества жизни и повышения эффективности обслуживания населения. ИКТ позволяют акиматам городов напрямую взаимодействовать с сообществами и городской инфраструктурой, и следить за тем, что происходит в городе. В целом проект "Умного города" состоит, в основном, из следующих компонентов: решения в области энергопоставки и энергосбережения; управление водными ресурсами: модернизация водных систем, мониторинг потребления, системы экологической безопасности; здания, в которых все инженерные и информационные системы интегрированы в единую систему управления; использование информационных технологий при предоставлении государственных услуг.

Международная консалтинговая компания McKinsey прогнозирует появление 600 "умных" городов уже к 2020 году. Согласно прогнозу, они будут генерировать по меньшей мере две трети мирового ВВП. В этой связи эту важную работу необходимо продолжить как в центрах агломераций, так и других крупных и больших городах.

Города "второго уровня"

В настоящее время в Казахстане к городам "второго уровня" относятся 14 городов областного значения, которые являются административными центрами областей (города Кокшетау, Талдыкорган, Атырау, Уральск, Тараз, Караганда, Костанай, Кызылорда, Актау, Павлодар, Петропавловск, Усть-Каменогорск, Актобе и Туркестан). При этом центр Актюбинской области город Актобе в рамках Прогнозной схемы и настоящей Государственной программы идентифицирован как город-ядроагломерации. Город областного значения, не являющийся областным центром, Семей также отнесен к городу "второго уровня". Это связано с тем, что город Семей по структуре экономики и численности населения не может быть идентифицирован как моно- или малый город. При этом динамика ряда социально-экономических показателей за последние годы свидетельствует о необходимости принятия дополнительных мер по развитию города Семей. Тогда как города "второго уровня", являющиеся областными центрами, в настоящее время развиваются опережающими темпами по сравнению с остальной территорией (населенными пунктами) областей.

Численность населения городов "второго уровня" (за исключением города Актобе) по данным за 2017 год составила 3 920,5 тыс. человек, что составляет 21,7% от общей численности населения в республике или 38,0% от городского населения страны (в 2016 году - 3 880,6 тыс. человек, в 2015 году - 3 824,2 тыс. человек и в 2014 году - 3 604,1 тыс. человек). За рассматриваемый период во всех городах "второго уровня" наблюдается рост численности населения, что связано как с положительными значениями естественного прироста населения, так и сложившимся положительным сальдо миграции населения.

Сравнительный анализ основных показателей социально-экономического развития этих городов показал, что большинство городов являются центрами притяжения и концентрации производственных, финансовых и трудовых ресурсов в своих регионах.

Таблица 1. Основные социально-экономические показатели городов "второго уровня" (без городов Актобе и Шымкент) за 2014-2017 годы

№п/п

Наименование городской администрации

Численность населения, чел.

2014

2015

2016

2017

1.

Кокшетау

144,1

155,7

159,4

159,9

2.

Талдыкорган

136,7

162,4

165,3

169,0

3.

Атырау

213,8

296,6

308,2

314,2

4.

Усть-Каменогорск

315,5

331,0

334,4

341,1

5.

Уральск

276,2

286,1

292,1

299,8

6.

Тараз

354,1

359,9

362,4

358,8

7.

Караганда

488,3

495,2

499,3

501,0

8.

Костанай

224,2

229,2

233,6

237,5

9.

Кызылорда

246,7

273,3

282,0

290,3

10.

Актау

182,0

185,5

185,9

186,1

11.

Павлодар

340,8

357,6

359,5

360,1

12.

Петропавловск

208,5

213,4

216,5

218,0

13.

Семей

316,6

319,6

322,2

324,1

14.

Туркестан

156,6

158,7

159,8

160,6

продолжение таблицы 1

№п/п

Наименование городской администрации

Объем инвестиции в основной капитал











2014

2015

2016

2017

млн. тг.

доля от областного уровня, %

млн. тг.

доля от областного уровня, %

млн. тг.

доля от областного уровня, %

млн. тг.

доля от областного уровня, %

1.

Кокшетау

26483,0

14,6

28363,0

14,3

29368,0

13,2

32327,2

12,6

2.

Талдыкорган

48768,0

10,8

51699,0

10,5

64043,0

12,1

57610,9

10,9











3.

Атырау

420745,0

37,2

633796,0

43,1

827626,0

40,6

871987,1

35,5











4.

Усть-Каменогорск

94584,3

27,3

82 143,7

19,9

80409,6

18,4

115589,0

26,5











5.

Уральск

57601,6

21,3

56292,4

15,4

51829,6

12,9

67200,6

16,2











6.

Тараз

48487,0

23,2

43704,0

22,5

56868,0

26,3

64104,0

27,3











7.

Караганда

84540,0

20,5

86391,0

25,2

95299,0

30,0

105639,6

29,4











8.

Костанай

56633,0

29,5

38028,0

23,3

39531,0

22,2

50885,0

28,3











9.

Кызылорда

141668,0

54,0

135104,0

57,0

139761,0

64,7

105321,6

43,6











10.

Актау

96744,0

18,2

116222,0

25,3

104123,0

25,7

86722,2

20,0











11.

Павлодар

109527,0

31,0

137942,0

30,5

154498,0

35,1

215615,0

43,7











12.

Петропавловск

33175,9

28,5

52 713,0

34,0

56 291,0

33,7

68427,9

36,2











13.

Семей

48860,5

14,1

47 264,1

11,5

46 861,5

10,7

62166,7

14,3











14.

Туркестан

20611,0

4,6

19258,0

4,6

20317,0

5,3

22116,3

4,6











продолжение таблицы 1

№п/п

Наименование городской администрации

Объем промышленной продукции

2014

2015

2016

2017

млн. тг.

доля от областного уровня, %

млн. тг.

доля от областного уровня, %

млн. тг.

доля от областного уровня, %

млн. тг.

доля от областного уровня, %

1.

Кокшетау

82158,1

26,3

83694,5

25,0

99581,4

21,9

101831,6

18,7

2.

Талдыкорган

49819,4

8,9

39884,0

7,1

54 927,4

8,1

67325,6

9,0

3.

Атырау

149143,0

3,0

178236,0

5,2

239025,0

5,3

558014,0

9,8

4.

Усть-Каменогорск

698887,7

62,6

634964,2

62,1

978798,0

65,1

977555,0

61,9

5.

Уральск

112712,0

5,7

109328,0

7,8

128115,0

7,6

151764,0

7,8

6.

Тараз

184693,1

66,1

185766,6

65,4

207938,9

60,9

229702,0

62,4

7.

Караганда

293819,1

20,3

274108,7

19,3

338107,7

17,4

331399,6

14,7

8.

Костанай

175022,0

32,3

165714,0

36,9

212092,0

35,4

241073,6

35,4

9.

Кызылорда

902266,0

90,6

480895,0

80,1

508938,0

76,1

619966,1

80,2

10.

Актау

137878,0

5,9

143037,0

9,1

184741,0

9,8

182852,0

7,9

11.

Павлодар

447600,0

40,3

441639,0

42,3

587011,0

42,8

671029,2

38,0

12.

Петропавловск

103921,5

64,5

111 835,5

67,0

133 451,1

67,4

155172,7

69,4

13.

Семей

133432,0

12,0

127044,5

12,4

161136,2

10,7

167786,0

10,6

14.

Туркестан

12552,0

2,1

11 702,0

1,7

13634,0

1,7

14813,7

1,7

продолжение таблицы 1

№п/п

Наименование городской администрации

Объем розничного и оптового товарооборота

2014

2015

2016

2017

млн. тг.

доля от областного уровня, %

млн. тг.

доля от областного уровня, %

млн. тг.

доля от областного уровня, %

млн. тг.

доля от областного уровня, %

1.

Кокшетау

268950,7

55,3

301402,9

60,1

367806,4

59,0

319862,9

57,5

2.

Талдыкорган

85578,0

12,8

120059,3

18,4

181315,6

23,1

159161,2

18,8

3.

Атырау

400387,3

92,8

404332,5

90,4

564202,9

92,7

937343,0

95,3

4.

Усть-Каменогорск

694805,6

60,4

690524,5

61,6

712800,7

58,9

840198,5

59,6

5.

Уральск

367640,7

83,4

358507,5

83,9

454728,3

82,8

497922,5

82,9

6.

Тараз

284910,4

80,0

290969,3

80,1

358434,9

77,8

339168,4

79,4

7.

Караганда

1037581,8

78,5

1038412,4

76,7

1290083,4

78,8

1276964,0

78,4

8.

Костанай

465213,9

72,6

486328,4

74,1

558061,8

72,0

588481,2

75,4

9.

Кызылорда

253932,8

81,9

253488,9

81,6

286010,7

81,5

338127,9

87,2

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Государственная программа развития регионов до 2020 года 1. Паспорт Государственной программы 2. Введение 3. Анализ текущей ситуации 4. Цель, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Государственной программы 5. Основные направления, пути достижения цели и задач Государственной программы, соответствующие меры 5.1. Первое направление: Развитие функциональных городских районов - крупных и больших городов с их зонами влияния путем развития инженерной инфраструктуры. 5.1.1. Развитие функциональных городских районов с центрами в городах "первого уровня" (агломерации с центрами в городах Астане, Алматы, Шымкенте и Актобе). 5.1.2. Развитие функциональных городских районов с центрами в городах "второго уровня" (областные центры, город Семей) 5.2. Второе направление: Развитие моногородов, малых городов и сельских населенных пунктов (включая приграничных), не входящих в состав функциональных городских районов. 5.2.1 Развитие моно- и малых городов, не входящих в состав функциональных городских районов. 5.2.2. Развитие сельских населенных пунктов (включая приграничных), не входящих в состав функциональных городских районов 5.3. Третье направление: Развитие инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства 5.3.1. Рациональное обеспечение населения качественной питьевой водой и услугами водоотведения 5.3.2. Модернизация жилищно-коммунального хозяйства 6. Необходимые ресурсы Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Перечень утративших силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан

Постановление Правительства Республики Казахстан от 16 ноября 2018 года №767
"Об утверждении Государственной программы развития регионов до 2020 года"

О документе

Номер документа:767
Дата принятия: 16/11/2018
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:16/11/2018
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Собрание актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан 2018 год, №64-65 статья 373. Подписано в печать 4 января 2019 года.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 6 настоящее Постановление вводится в действие со дня его подписания - с 16 ноября 2018 года.