База данных

Дата обновления БД:

22.10.2019

Добавлено/обновлено документов:

44 / 195

Всего документов в БД:

95616

Действует

Принят на тридцать девятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (Постановление от 29 ноября 2013 года №39-10)

МОДЕЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС ДЛЯ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ

Общая часть

(новая редакция)

Настоящий модельный Налоговый кодекс используется для развития национальных законодательств государств - участников Межпарламентской Ассамблеи СНГ в налоговой сфере и имеет рекомендательный характер.

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах

Статья 1. Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах

1. Настоящим Налоговым кодексом (далее - Кодекс) в соответствии с конституцией страны устанавливаются основы налоговой системы страны, регулируются властные отношения по установлению, введению, порядку исчисления и взиманию налогов и сборов (плат, платежей), закрепляется порядок исполнения налоговых обязательств и применения мер, обеспечивающих их надлежащее исполнение.

К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Статья 2. Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах

1. Законодательство о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах (платах, платежах), принятых законодательными (представительными) органами власти страны в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов (плат, платежей), а также общие принципы налогов и сборов (плат, платежей), в том числе:

1) перечень налогов и сборов (плат, платежей);

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов (плат, платежей);

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (платах, платежах).

3. Действие настоящего Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению, порядку исчисления и взиманию сборов (плат, платежей) в тех случаях, когда это прямо предусмотрено настоящим Кодексом.

4. Указанные в настоящей статье законы и другие нормативные правовые акты именуются в тексте настоящего Кодекса как "законодательство о налогах и сборах".

Статья 3. Основные принципы налоговой системы страны

1. Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы в полном объеме и в установленные сроки. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Все лица обязаны и имеют право содействовать общественному благу через уплату налогов. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы устанавливаются в целях устойчивого наполнения бюджетной системы, финансового обеспечения функционирования и развития страны, её экономической стабильности и процветания.

3. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

4. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами их конституционных прав и свобод. При установлении налогов учитываются базовые интересы социально незащищенных слоев населения.

5. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство страны и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории страны товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

При установлении налогов и сборов должна соблюдаться нейтральность налогообложения, которое не должно влиять на увеличение или уменьшение конкурентоспособности налогоплательщика.

6. При установлении налогов должны быть определены все обязательные элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

7. Налоговая система страны является единой на всей территории страны в отношении всех налогоплательщиков и плательщиков сборов (плат, платежей).

Статья 4. Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе

1. Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства страны, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Для целей настоящего Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах используются, в том числе, следующие понятия:

организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством страны, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории страны (далее - иностранные организации);

физические лица - граждане страны, иностранные граждане и лица без гражданства;

индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. К данной категории также приравниваются нотариусы, занимающиеся частной практикой, частные судебные исполнители и адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально, учредившие адвокатские кабинеты. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства страны, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями;

налоговый консультант - лицо, которое оказывает консультационные услуги лицам по применению законодательства о налогах и сборах;

лица (лицо) - организации и (или) физические лица;

банки (банк) - коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка страны;

счета (счет) - расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты;

лицевые счета - счета, открытые в органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством страны;

налоговое обязательство - обязательство налогоплательщика уплатить определенный налог (сбор) при наличии обстоятельств, предусмотренных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах;

источник выплаты доходов налогоплательщику - организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход;

недоимка - сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок;

свидетельство о постановке на учет в налоговом органе - документ, подтверждающий постановку на учет организации, физического лица в налоговом органе соответственно по месту нахождения организации, по месту осуществления иностранной организацией деятельности на территории страны через свое обособленное подразделение, по месту жительства физического лица;

уведомление о постановке на учет в налоговом органе - документ, подтверждающий постановку на учет в налоговом органе организации или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, по основаниям, установленным настоящим Кодексом, за исключением оснований, по которым настоящим Кодексом предусмотрена выдача свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

трансфертная цена - цена сделок, отвечающая следующим условиям: (а) формируется в сделках, совершающихся между взаимосвязанными сторонами, а также в сделках, совершаемых при посредничестве лиц, не являющихся взаимозависимыми, и (б) формируется в сделках, подлежащих контролю в соответствии с настоящим Кодексом;

трансфертное ценообразование - процесс определения трансфертной цены участниками сделки;

сезонное производство - производство, осуществление которого непосредственно связано с природными, климатическими условиями и со временем года. Данное понятие применяется в отношении организации и индивидуального предпринимателя, если в определенные налоговые периоды (квартал, полугодие) их производственная деятельность не осуществляется в силу природных и климатических условий;

место нахождения обособленного подразделения организации - место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение;

место жительства физического лица - адрес, по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством страны. При отсутствии у физического лица места жительства на территории страны для целей настоящего Кодекса место жительства может определяться по просьбе этого физического лица по месту его пребывания. При этом местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно по адресу, по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством страны;

обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (стационарное рабочее место). Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца;

учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика;

территория страны и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией - территория страны, а также территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми страна осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством этой страны и нормами международного права.

3. Понятия "налогоплательщик", "объект налогообложения", "налоговая база", "налоговый период" и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях настоящего Кодекса.

4. В отношениях, возникающих в связи с взиманием налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, используются понятия, определенные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством страны о таможенном деле, а в части, не урегулированной им, - настоящим Кодексом.

Статья 5. Нормативные правовые акты общегосударственных (федеральных, республиканских, центральных) органов исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти страны, исполнительных органов местного самоуправления (муниципальных органов) о налогах и сборах

Общегосударственные (федеральные, республиканские, центральные) (далее в настоящем Кодексе - общегосударственные) органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы региональной исполнительной власти, исполнительные органы местного (муниципального) (далее в настоящем Кодексе - местного) самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Статья 6. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени

1. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении двух месяцев со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении двух месяцев со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Общегосударственные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты регионального законодательства о налогах и сборах и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее четырех месяцев со дня их официального опубликования.

Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.

2. Акты законодательства о налогах и сборах об установлении новых налогов и сборов, об отмене действующего налога и сбора, а также о внесении изменений и дополнений в действующие акты в части определения элементов налогов, вступающие в силу с начала очередного финансового года, принимаются до принятия закона о бюджете государства на очередной финансовый год.

Внесение изменений и дополнений в акты законодательства о налогах и сборах по указанным вопросам, предполагающие их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается, если иное не предусмотрено настоящей статьей, только одновременно с внесением в установленном порядке соответствующих изменений и дополнений в закон о бюджете государства на текущий финансовый год.

3. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

4. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

5. Положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах общегосударственных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти регионов, органов местного самоуправления.

6. Акты законодательства, устанавливающие таможенные пошлины, регулируются таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством страны о таможенном деле.

Статья 7. Несоответствие нормативных правовых актов о налогах и сборах настоящему Кодексу

1. Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт:

1) издан органом, не имеющим в соответствии с настоящим Кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;

2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, установленные настоящим Кодексом;

3) вводит обязанности, не предусмотренные настоящим Кодексом, или изменяет определенное настоящим Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом;

4) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные настоящим Кодексом;

5) запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные настоящим Кодексом;

6) разрешает или допускает действия, запрещенные настоящим Кодексом;

7) изменяет установленные настоящим Кодексом основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом;

8) изменяет содержание понятий и терминов, определенных в настоящем Кодексе, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в настоящем Кодексе;

9) иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений настоящего Кодекса.

2. Нормативные правовые акты о налогах и сборах, указанные в пункте 1 настоящей статьи, признаются не соответствующими настоящему Кодексу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

3. Признание нормативного правового акта не соответствующим настоящему Кодексу осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Правительство страны, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие указанный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения.

4. В отношении нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза (далее в настоящем Кодексе - Таможенный союз), применяются положения, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством страны о таможенном деле.

Статья 8. Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах

1. Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

2. Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

3. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.

При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд.

4. Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока.

При этом квартал считается равным трем календарным месяцам, отсчет кварталов ведется с начала календарного года.

5. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.

Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

6. Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством страны выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

7. В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством страны выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

8. Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока.

Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

Статья 9. Действие международных договоров по вопросам налогообложения

1. Если международным договором, ратифицированным страной, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международного договора.

2. Правило, установленное пунктом 1 настоящей статьи, не применяется в отношении налоговых льгот и преимуществ, предоставленных страной по международному договору налоговому резиденту страны, с которым заключен этот договор, если этот налоговый резидент используется для получения таких налоговых льгот и (или) преимуществ другим лицом, не являющимся налоговым резидентом страны, с которым заключен указанный международный договор, и не имеющим права на такие налоговые льготы и преимущества.

Статья 10. Понятие налога и сбора

1. Под налогом понимается законно установленная государством обязательная, индивидуально определенная безэквивалентная денежная сумма, подлежащая уплате в общегосударственный, региональные и (или) местные бюджеты.

2. Под сбором (платой, платежом) понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов общегосударственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Статья 11. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми агентами;

3) налоговые органы (общегосударственный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

4) таможенные органы (общегосударственный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы);

5) налоговые консультанты;

6) иные лица, на которых законами страны возложены обязанности по сбору налогов и (или) сборов в бюджет.

Глава 2. Система налогов и сборов

Статья 12. Виды налогов и сборов

1. В стране устанавливаются общегосударственные, региональные и местные налоги и сборы в соответствии с административно-территориальным устройством страны.

2. Общегосударственными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Кодексом и обязательные к уплате на всей территории страны, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

3. Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с настоящим Кодексом нормативными правовыми актами законодательных органов региональной власти и обязательные к уплате на всей территории соответствующих региональных образований страны, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

При установлении региональных налогов законодательными органами государственной власти регионов страны определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях регионов страны в соответствии с настоящим Кодексом и законами регионов страны.

4. Местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

5. Общегосударственные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом.

6. Не могут устанавливаться общегосударственные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

7. Настоящим Кодексом устанавливаются специальные (особые) налоговые режимы, которые могут предусматривать налоги, не указанные в статье 13 настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения специальных (особых) налоговых режимов.

Статья 13. Состав налогов и сборов

1. К основным налогам и сборам страны относятся, в том числе:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) подоходный налог с физических лиц;

5) таможенная пошлина;

6) налог на использование природных ресурсов и природной среды;

7) налог на имущество;

8) земельный налог;

9) государственная пошлина;

10) сборы (платы, платежи), регулируемые налоговым законодательством страны.

Страна устанавливает свой состав налогов и сборов.

2. Деление налогов и сборов на виды осуществляется национальным законодательством о налогах и сборах в соответствии с административно-территориальным устройством страны.

Статья 14. Специальные (особые) налоговые режимы

1. Специальным (особым) налоговым режимом признается особая система налогообложения, вводимая в действие нормативным правовым актом законодательства о налогах и сборах о конкретном специальном (особом) налоговом режиме, принятым в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, а также представления налоговой отчетности по ним.

2. Специальный (особый) налоговый режим может предусматривать особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов и (или) замену подлежащих уплате отдельных налогов и сборов единым платежом, подлежащим уплате в бюджетную систему.

3. Специальные (особые) налоговые режимы устанавливаются, в том числе, для субъектов малого предпринимательства, критерии для отнесения к которым устанавливаются национальным законодательством.

4. Специальные (особые) налоговые режимы устанавливаются настоящим Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.

5. Специальные (особые) налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных настоящим Кодексом.

Статья 15. Информация о налоговом законодательстве

1. Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения, подлежат обязательному опубликованию в официальных изданиях.

2. Информация и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов и сборов, специальных налоговых режимах направляются органами государственной власти регионов страны и органами местного самоуправления в общегосударственный финансовый орган, а также в финансовые органы соответствующих регионов страны и территориальные налоговые органы.

3. Информация о действующих общегосударственных налогах и сборах, специальных (особых) налоговых режимах помещается, в том числе, в общедоступной общегосударственной информационной системе и информационно-телекоммуникационных сетях на официальном сайте правительства страны.

4. Порядок официального опубликования информации о региональных и (или) местных налогах и сборах устанавливается национальным законодательством.

5. Физическим лицам и представителям организаций должна быть обеспечена возможность свободного ознакомления с нормативными правовыми актами по налогам и сборам.

Статья 16. Общие условия установления налогов и сборов

1. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка (ставки);

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Раздел I. Общие положения Глава 1. Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах Статья 1. Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах Статья 2. Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах Статья 3. Основные принципы налоговой системы страны Статья 4. Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе Статья 5. Нормативные правовые акты общегосударственных (федеральных, республиканских, центральных) органов исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти страны, исполнительных органов местного самоуправления (муниципальных органов) о налогах и сборах Статья 6. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени Статья 7. Несоответствие нормативных правовых актов о налогах и сборах настоящему Кодексу Статья 8. Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах Статья 9. Действие международных договоров по вопросам налогообложения Статья 10. Понятие налога и сбора Статья 11. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах Глава 2. Система налогов и сборов Статья 12. Виды налогов и сборов Статья 13. Состав налогов и сборов Статья 14. Специальные (особые) налоговые режимы Статья 15. Информация о налоговом законодательстве Статья 16. Общие условия установления налогов и сборов Раздел II. Организации и физические лица. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Налоговые консультанты. Представительство в налоговых правоотношениях Глава 2.1. Организации и физические лица Статья 16.1. Организации Статья 16.2. Национальные и иностранные организации Статья 16.3. Место нахождения организации Статья 16.4. Место управления организацией Статья 16.5. Постоянное представительство организации Статья 16.6. Физические лица - налоговые резиденты и нерезиденты страны Статья 16.7. Место жительства и место пребывания физического лица Статья 16.8. Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица Глава 3. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Налоговые консультанты Статья 17. Налогоплательщики и плательщики сборов Статья 18. Взаимозависимые лица Статья 19. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) Статья 20. Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов) Статья 21. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов) Статья 22. Налоговые агенты Статья 23. Налоговые консультанты Статья 24. Права налоговых консультантов Статья 25. Обязанности налоговых консультантов Глава 4. Консолидированная группа налогоплательщиков Статья 26. Общие положения о консолидированной группе налогоплательщиков Статья 27. Условия создания консолидированной группы налогоплательщиков Статья 28. Договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков Статья 29. Изменение договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков и продление срока его действия Статья 30. Права и обязанности ответственного участника и других участников консолидированной группы налогоплательщиков Статья 31. Прекращение действия консолидированной группы налогоплательщиков Глава 5. Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах Статья 32. Право на представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах Статья 33. Законный представитель налогоплательщика Статья 34. Действия (бездействие) законных представителей организации Статья 35. Уполномоченный представитель налогоплательщика Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц Глава 6. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц Статья 36. Налоговые органы страны Статья 37. Права налоговых органов Статья 38. Обязанности налоговых органов Статья 39. Обязанности должностных лиц налоговых органов Статья 40. Полномочия таможенных органов и обязанности их должностных лиц в области налогообложения и сборов Статья 41. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, а также их должностных лиц Глава 7. Органы внутренних дел. Следственные органы Статья 42. Полномочия органов внутренних дел, следственных органов Статья 43. Ответственность органов внутренних дел, следственных органов и их должностных лиц Раздел IV Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов Глава 8. Налоговое обязательство. Элементы налогообложения Статья 43.1. Налоговое обязательство Статья 44. Объект налогообложения Статья 45. Реализация товаров, работ или услуг Статья 46. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения Статья 47. Принципы определения доходов Статья 48. Доходы от источников в стране и от источников за пределами страны Статья 49. Дивиденды и проценты Статья 50. Порядок исчисления налога Статья 51. Налоговая база и налоговая ставка, размеры сборов Статья 52. Общие вопросы исчисления налоговой базы Статья 53. Налоговый период Статья 54. Установление и использование льгот по налогам и сборам Статья 55. Сроки уплаты налогов и сборов Статья 56. Порядок уплаты налогов и сборов Глава 9. Исполнение налогового обязательства Статья 57. Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора Статья 58. Исполнение налогового обязательства Статья 59. Взыскание налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств Статья 60. Взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации, индивидуального предпринимателя Статья 61. Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем Статья 62. Исполнение налогового обязательства (пеней, штрафов) при ликвидации организации Статья 63. Исполнение налогового обязательства (пеней, штрафов) при реорганизации юридического лица Статья 64. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица Статья 65. Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание Статья 66. Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов Глава 10. Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа Статья 67. Общие условия изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа Статья 68. Обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога и сбора Статья 69. Органы, уполномоченные принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов Статья 70. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора Статья 71. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате общегосударственных налогов по решению уполномоченного органа страны Статья 72. Инвестиционный налоговый кредит Статья 73. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита Статья 74. Прекращение действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита Глава 11. Требование об уплате налогов и сборов Статья 75. Требование об уплате налога и сбора Статья 76. Сроки направления требования об уплате налога и сбора Статья 77. Последствия изменения обязанности по уплате налога и сбора Глава 12. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов Статья 78. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, не выполненной в срок Статья 79. Залог имущества Статья 80. Поручительство Статья 81. Пеня Статья 82. Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей Статья 83. Арест имущества Глава 13. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм Статья 84. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа Статья 85. Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа Глава 14. Особенности налогового учета отдельных видов операций Статья 86. Контроль при применении трансфертных цен Статья 87. Корректировка объектов налогообложения при применении трансфертных цен Статья 88. Общая долевая собственность Статья 89. Порядок определения объектов налогообложения в отдельных случаях Глава 15. Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства Статья 91. Субъекты малого предпринимательства Статья 92. Особенности специальных (особых) налоговых режимов

Модельный Налоговый кодекс для государств - участников СНГ (Общая часть (новая редакция))
Принят на шестнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ Постановлением от 9 декабря 2000 года №16-5

О документе

Номер документа:39-10
Дата принятия: 29/11/2013
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:29/11/2013
Органы эмитенты: Государства-участники Содружества Независимых Государств (СНГ)

Опубликование документа

Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ №26, 2001 год