База данных

Дата обновления БД:

27.01.2022

Добавлено/обновлено документов:

33 / 188

Всего документов в БД:

112415

Действует

Утвержден Решением Высшего Судебного Совета Республики Казахстан от 17 февраля 2016 года №1-2/1

РЕГЛАМЕНТ ВЫСШЕГО СУДЕБНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

(В редакции Решений заседаний Высшего Судебного Совета Республики Казахстан от 07.06.2017 г., 06.06.2018 г., 24.08.2018 г.)

Настоящий Регламент определяет порядок проведения заседаний, а также иные вопросы организации работы Высшего Судебного Совета Республики Казахстан и Квалификационной комиссии при Высшем Судебном Совете Республики Казахстан.

I. Общие положения

1. Высший Судебный Совет Республики Казахстан (далее - Совет) является автономным государственным учреждением, создаваемым в целях обеспечения конституционных полномочий Президента Республики Казахстан по формированию судов, гарантий независимости судей и их неприкосновенности, а также по совершенствованию судебной системы и законодательства.

2. Правовую основу деятельности Совета составляют Конституция Республики Казахстан, Конституционный закон Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан" (далее - Конституционный закон), Закон Республики Казахстан "О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан" (далее - Закон) и настоящий Регламент.

3. Полномочия Совета предусмотрены статьей 3 Закона и реализуются в порядке, установленном настоящим Регламентом.

3-1. При Совете для рассмотрения наиболее значимых для судебной системы вопросов, в том числе связанных с совершенствованием национального законодательства, которые в последующем будут обсуждаться на заседаниях Совета, образуется постоянно действующая Экспертно-консультативная комиссия.

Состав Экспертно-консультативной комиссии состоит из постоянных членов Совета, представителей государственных органов, общественных объединений, организаций и учреждений.

Состав Экспертно-консультативной комиссии утверждается распоряжением Председателя Высшего Судебного Совета.

II. Порядок проведения заседаний Совета

4. Решение о проведении заседания и перечень вопросов, выносимых на заседание Совета, определяются Председателем Совета по предложению секретаря Совета.

5. О времени, месте и повестке дня заседания Совета его члены извещаются работниками аппарата Совета, как правило, не менее чем за пять дней до начала заседания.

В случае необходимости безотлагательного рассмотрения вопроса на заседании Совета члены Совета могут извещаться в иные сроки.

6. При отсутствии необходимого кворума, предусмотренного пунктом 1 статьи 8 Закона, заседание Совета откладывается, и принимаются меры по обеспечению кворума.

7. Время для докладов на заседаниях предоставляется до 15 минут, для содокладов - до 10 минут, выступающим при обсуждении вопросов - до 5 минут, для справок, предложений либо замечаний - до 3 минут.

С учетом обсуждаемого вопроса время для докладов, содокладов, выступлений, справок может быть установлено индивидуально.

8. При несоблюдении установленного настоящим Регламентом времени выступления или выступления не по существу обсуждаемого вопроса Председатель Совета вправе ограничить выступающего во времени.

9. На заседание Совета могут быть приглашены председатели местных и других судов, а также иные лица, перечисленные в пункте 2 статьи 8 Закона.

10. Во время заседания Совета, при необходимости, ведется аудио-, видеозапись, а также онлайн-трансляция на официальном сайте Совета (при наличии технической возможности), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 8 Закона.

11. В случае выражения членом Совета особого мнения, оно должно быть представлено в Совет в течение суток со дня проведения заседания.

12. Заседания Совета по решению Председателя Совета могут проводиться дистанционно, в том числе с использованием опросных листов (приложение 1 к настоящему Регламенту), систем видеоконференцсвязи и других информационных систем.

13. Протокол заседания Совета оформляется в течение пяти рабочих дней со дня проведения заседания. В протоколе указываются: присутствующие члены Совета, другие должностные лица, перечень обсуждаемых вопросов, фамилии докладчиков и выступавших при обсуждении, решения, принятые Советом.

Протокол подписывается Председателем и секретарем Совета.

Протоколу заседания присваивается порядковый номер. Протокол или выписки из него рассылаются членам Совета по должности, а также государственным органам, должностным и иным лицам, которым на заседании даны соответствующие поручения. Постоянные члены ознакамливаются с протоколом.

14. Протоколы заседаний Совета (оригиналы), а также материалы к ним хранятся в аппарате Совета.

Выдача материалов, осуществление выписок из документов производятся только по письменному обращению заинтересованных лиц с разрешения Председателя Совета.

15. Совет рассматривает материалы в срок, установленный пунктом 4 статьи 8 Закона.

III. Порядок приема документов, а также сдачи квалификационных экзаменов в Квалификационной комиссии при Совете

16. Прием документов для сдачи квалификационных экзаменов в Квалификационной комиссии при Совете (далее - Комиссия) осуществляется в соответствии с установленным пунктом 17 настоящего Регламента перечнем документов.

17. Заявление о приеме квалификационного экзамена на должность судьи направляется заявителем в Комиссию нарочно или заказным письмом.

К заявлению должны быть приложены в одном экземпляре следующие документы:

1) личный листок по учету кадров с фотографией формата 4,0 х 6,0 см.;

2) автобиография (составляется собственноручно, разборчиво и аккуратно с проставлением подписи и даты);

3) нотариально заверенная или заверенная кадровой службой по месту работы копия трудовой книжки (для военнослужащих, работников правоохранительных и специальных государственных органов, в том числе бывших - помимо копии трудовой книжки - копия послужного списка, заверенная кадровой службой), а в случае увольнения из правоохранительных и специальных государственных органов - выписки из приказов об увольнении из правоохранительных и специальных государственных органов и воинской службы;

4) нотариально заверенные копии диплома о высшем юридическом образовании и приложения к нему;

5) служебная характеристика, подписанная первым руководителем либо лицом, его замещающим, скрепленная печатью организации.

В характеристике проставляется дата ее выдачи и исходящий регистрационный номер. При невозможности по уважительным причинам представить характеристику представляются письменные объяснения;

6) медицинская справка о состоянии здоровья (форма №086),

а также справки, выданные соответствующими психоневрологическим

и наркологическим диспансерами городов Астаны, Алматы, областей;

7) копия удостоверения личности.

Документы, указанные в подпунктах 1), 2), 5), 6) настоящего пункта, действительны в течение одного года со дня их выдачи или составления, но в обязательном порядке должны содержать соответствующие действительности сведения о кандидате.

Проверка полноты и соответствия предъявляемым требованиям к документам, подаваемым заявителем, а также подготовка материалов на заседание Комиссии осуществляются работниками аппарата Совета.

18. При оформлении документов какие-либо помарки и исправления не допускаются.

За полноту и достоверность сведений, отраженных в документах, несут ответственность их составители.

В случае невыполнения вышеуказанных требований по оформлению документов либо их неполноты, материалы возвращаются лицу, их подавшему.

19. Отказ в приеме надлежащим образом оформленных заявлений и документов не допускается.

20. Лицо допускается к сдаче квалификационного экзамена после прохождения обязательной специальной проверки.

Прохождение специальной проверки обеспечивается аппаратом Совета при содействии областных и приравненных к ним судов (далее - областной суд).

21. Решение о допуске к сдаче квалификационного экзамена оформляется в виде списка претендентов на сдачу квалификационного экзамена на должность судьи, который утверждается председателем Комиссии.

Возникающие в процессе допуска лиц к сдаче квалификационного экзамена спорные вопросы рассматриваются на заседании Комиссии по решению ее председателя.

22. В случае отказа в допуске к сдаче квалификационного экзамена, мотивированный ответ за подписью председателя Комиссии и представленные документы направляются заявителю в течение десяти рабочих дней после принятия решения об отказе в допуске.

23. Составление списка приглашенных лиц на заседание по обсуждаемым вопросам и обеспечение их явки осуществляются работниками аппарата Совета.

24. Извещение о времени и месте проведения заседания Комиссии производится, как правило, путем направления телефонограмм, а также с использованием любых средств связи, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова.

25. Лица, допущенные к сдаче квалификационного экзамена и уведомленные о времени и месте заседания Комиссии, могут до его проведения представить в Комиссию заявление о переносе срока сдачи экзамена с указанием уважительных причин.

К числу уважительных причин относятся:

1) болезнь лица, допущенного к сдаче квалификационного экзамена, болезнь ребенка (внезапная, подтвержденная документами, справками лечебных учреждений. Болезнь детей, носящая продолжительный или хронический характер, к числу уважительных причин не относится);

2) смерть близкого родственника, к числу которых относятся лица, указанные в подпункте 13) пункта 1 статьи 1 Кодекса Республики Казахстан о браке (супружестве) и семье, подтвержденная свидетельством о смерти (на период от одного до семи дней для проведения погребальных и иных процедур);

3) форс-мажорные обстоятельства, препятствующие прибытию для сдачи квалификационных экзаменов (погодные условия, подтвержденные справками органов МВД РК или метеослужб, справки служб аэропортов, железнодорожных и автовокзалов);

4) аттестация, командировка (копии приказов);

5) участие в судебном процессе в качестве стороны, свидетеля, третьего лица (копии судебных повесток). Участие в качестве защитника или представителя государства по защите его интересов в суде не относится к числу уважительных причин.

26. Лицам, допущенным к сдаче квалификационного экзамена, дважды не явившимся на сдачу экзамена без уважительных причин и не представившим заявление о переносе срока сдачи экзамена, документы возвращаются, и они допускаются к его повторной сдаче не ранее чем через год.

27. Председатель и члены Комиссии не вправе участвовать в заседании в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 11 Закона. В таких случаях должен быть заявлен самоотвод.

Председателю или члену Комиссии может быть заявлен отвод по мотивам наличия обстоятельств, вызывающих сомнение в их беспристрастности. В этом случае вопрос об отводе разрешается всеми присутствующими членами Комиссии в отсутствие лица, которому заявлен отвод.

27-1. Процедура сдачи квалификационного экзамена состоит из следующих этапов:

1) психологическое тестирование и написание эссе;

2) компьютерное тестирование на знание законодательства Республики Казахстан и способность его применения на практике;

3) проверка знаний претендента и способность их применения на практике по экзаменационным билетам, моделирующим конкретные ситуации из судебной практики (кейсовые задачи).

На этапах проведения квалификационного экзамена с претендентами проводится инструктаж, который включает в себя ознакомление с информацией о правилах сдачи экзамена.

28. По выбору претендента квалификационный экзамен проводится на государственном либо русском языке.

Запрещается использование на экзамене учебных пособий, специализированной литературы, мобильных телефонов и других вспомогательных материалов и средств.

На каждом этапе квалификационного экзамена не допускается оказание помощи одним претендентом другому.

В случае выявления подобных фактов претендент отстраняется председателем Комиссии от сдачи экзамена. В этом случае претендент вправе представить пакет документов для сдачи квалификационного экзамена не ранее чем через год.

29. Психологическое тестирование претендентов в судьи проводится в областных судах специалистами-психологами.

Цель психологического тестирования выявить у претендента наличие индивидуально-психологических особенностей, необходимых для работы в качестве судьи, а также факторов, препятствующих такой работе.

30. Лица, получившие положительное заключение психологического тестирования, приглашаются в Высший Судебный Совет для написания эссе.

Эссе пишется на заданную тему, которая определяется претендентом путем случайного выбора из предложенных вариантов.

Время уделяемое на написание эссе - не более 2 часов. Эссе оформляется печатным способом, объемом не более 500 слов, в формате Microsoftword, шрифт Times New Roman, размер 14.

31. Оценка эссе проводится экспертной комиссией, состоящей из числа постоянных членов Совета и представителей академического сообщества, не входящих в состав Квалификационной комиссии при Совете.

Состав экспертной комиссии утверждается на заседании Квалификационной комиссии.

Эссе оценивается по 7 основным критериям согласно установленной форме оценочного листа (приложение 1-1 к настоящему Регламенту).

По итогам написания эссе претендент получает в зависимости от раскрытия темы от 0 до 5 баллов.

Результаты написания эссе носят рекомендательный характер.

32. Компьютерный тест на знание законодательства состоит из 100 вопросов, охватывающих 11 отраслей права:

- Конституционное право;

- Административно-деликтное право и процесс;

- Гражданское право;

- Гражданское процессуальное право;

- Уголовное право;

- Уголовно-процессуальное право;

- Земельное право;

- Семейное право;

- Трудовое право;

- Налоговое право;

- Экологическое право.

Мониторинг соответствия вопросов действующему законодательству проводится Комиссией совместно с аппаратом Совета на постоянной основе.

Компьютерное тестирование на знание законодательства проводится в АО "Национальный центр по управлению персоналом государственной службы" при Агентстве Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции.

33. На прохождение компьютерного тестирования дается 90 минут, по истечении которых тестирование автоматически завершается.

По итогам компьютерного тестирования претендент получает в зависимости от количества правильных ответов следующее количество баллов:

от 80 до 89 правильных ответов - 4 балла;

от 90 и более правильных ответов - 5 баллов.

Лицо, набравшее по итогам компьютерного тестирования 4 и более баллов, допускается к третьему этапу квалификационного экзамена (проверка знаний претендента по экзаменационным билета).

Лица, набравшие менее 80 баллов, считаются не прошедшими второй этап экзамена.

34. Третий этап - проверка знаний претендента и способность их применения на практике по экзаменационным билетам, моделирующим конкретные правовые ситуации из судебной практики (кейсовые задачи), проходит в Высшем Судебном Совете.

На решение кейсовых задач претендентам предоставляется 2 часа.

Решение кейсовых задач оформляется печатным способом, в формате Microsoftword, шрифт Times New Roman, размер 14.

Экзаменационные билеты содержат 3 кейсовые задачи по отраслям права, включенным в компьютерное тестирование.

Перед началом третьего этапа претендентам предоставляется на выбор три конверта, в каждом из которых содержится пакет экзаменационных билетов.

После выбора и вскрытия конверта претендент определяет конкретный экзаменационный билет путем случайной выборки из билетов, находящихся в этом конверте.

При решении кейсовых задач ответы претендентов должны быть обоснованными, с детальным и четким изложением своей позиции по поставленному вопросу.

Не допускаются краткий ответ только лишь с указанием мнения претендента по поставленному вопросу и детальное дублирование текста условия задачи в описательной части своего решения.

35. После решения кейсовых задач претендент приглашается на устное собеседование с членами Квалификационной комиссии.

В ходе устного собеседования члены Квалификационной комиссии задают претенденту вопросы по его ответу на кейсовые задачи. Также могут задаваться вопросы по результатам написания претендентом эссе.

При проверке знаний претендента по решению кейсовых задач ведется аудио (видео) фиксация. Материалы аудио- (видео) фиксации хранятся в течении месяца со дня окончания квалификационного экзамена на электронных носителях в аппарате Совета.

36. Оценка по итогам ответа претендентапо кейсовым задачам выставляется членами Комиссии по пятибалльной шкале. Ответы каждой задачи оцениваются по 5 вопросам, согласно установленной форме экзаменационного листа (приложение 2 к настоящему Регламенту).Каждый член Квалификационной комиссии по кейсовым задачам выводит среднюю арифметическую оценку, где баллы по каждому вопросу складываются и делятся на общее число кейсовых задач в билете.

Экзаменационные листы с результатами ответов по кейсовым задачам передаются председательствующему на заседании, который производит подсчет оценок, выставленных членами Комиссии, и делит их на число всех присутствующих членов Комиссии.

Претендент получает в зависимости от выведенной средней оценки от 0 до 5 баллов.

Прошедшими третий этап квалификационного экзамена считаются претенденты, набравшие не менее 4 баллов.

37. Итоговый результат квалификационного экзамена оглашается претенденту на заседании Комиссии.

Решения, принятые на заседании Комиссии, оформляются протоколом в течение пяти рабочих дней со дня завершения заседания Комиссии, который подписывается председательствующим.

В протоколе заседания Комиссии указываются присутствующие должностные лица, наименование и предмет обсуждаемых вопросов, докладчики и выступающие при обсуждении члены Комиссии, принятые решения и (или) рекомендации. При необходимости производится аудиозапись заседания.

Протоколам заседаний Комиссии присваиваются порядковые номера на календарный год.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

I. Общие положения II. Порядок проведения заседаний Совета III. Порядок приема документов, а также сдачи квалификационных экзаменов в Квалификационной комиссии при Совете IV. Полиграфологическое исследование лиц, сдавших квалификационный экзамен на должность судьи V. Порядок проведения конкурса на занятие вакантной должности председателя и судьи районного суда, судьи областного суда и судьи Верховного Суда VI. Порядок отбора кандидатов на вакантные должности председателей судебных коллегий Верховного Суда, председателей и председателей судебных коллегий областных судов VII. Порядок рассмотрения вопроса о даче согласия на продление Председателем Верховного Суда срока пребывания в должности судьи по достижении им пенсионного или предельного возраста VIII. Порядок рассмотрения вопроса об освобождении от должности председателя, председателя судебной коллегии, судьи, а также назначении судьи на вакантную судейскую должность без конкурса IX. Порядок рассмотрения вопроса о даче согласия на назначение кандидата на должность руководителя уполномоченного органа по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности Верховного Суда, местных или других судов и его освобождение от должности X. Порядок рассмотрения результатов работы лица, впервые назначенного на должность судьи районного суда XI. Порядок рассмотрения обращений судей об обжаловании решений дисциплинарной и квалификационной комиссий Судебного жюри XII. Деятельность аппарата Совета XIII. Электронный персональный учет судей ХIV. Формирование кадрового резерва на должности председателя районного суда, председателя и председателей судебных коллегий областного суда, судьи и председателей судебных коллегий Верховного Суда ХV. Рассмотрение вопроса об утверждении председателя Республиканской комиссии по кадровому резерву и состава комиссии ХVI. Ведение учета лиц, сдавших квалификационные экзамены для занятия должности судьи, прошедших стажировку в судах и получивших заключения пленарных заседаний областных и приравненных к ним судов, а также лиц, окончивших специализированную магистратуру XVII. Заключительные положения Приложение 1 Приложение 1-1 Приложение 2 Приложение 2-1 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 4-1 Приложение 4-2 Приложение 4-3 Приложение 4-4 Приложение 5

Регламент Высшего Судебного Совета Республики Казахстан
Утвержден Решением Высшего Судебного Совета Республики Казахстан от 17 февраля 2016 года №1-2/1

О документе

Номер документа:1-2/1
Дата принятия: 17/02/2016
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:17/02/2016
Органы эмитенты: Судебные органы

Опубликование документа

Нет сведений