Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 24 июля 2018 года №460

Об утверждении Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 - 2019 годы

Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 - 2019 годы (далее - Программа).

2. Центральным и местным исполнительным органам, иным организациям (по согласованию), ответственным за реализацию Программы:

1) принять меры по реализации Программы;

2) представлять в Правительство Республики Казахстан информацию о ходе исполнения Программы в порядке и сроки, определенные постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года №790 "Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан".

3. Признать утратившими силу:

1) постановление Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2016 года №243 "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 - 2019 годы";

2) пункт 14 изменений и дополнений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 июня 2016 года №353 "Некоторые вопросы Министерства информации и коммуникаций Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан 2016 г., №36, ст. 209).

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования и науки Республики Казахстан.

5. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

Премьер-Министр Республики Казахстан

Б.Сагинтаев

Утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 июля 2018 года №460

Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 - 2019 годы

1. Паспорт Программы

Наименование Программы

Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 – 2019 годы (далее – Программа)

Основание для разработки

Указ Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года №636 "Об утверждении Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан";
Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 11 ноября 2014 года "Нурлы жол – путь в будущее";
Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 30 ноября 2015 года "Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие";
Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 31 января 2017 года "Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность";
Статья Главы государства "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания" от 12 апреля 2017 года;
Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 10 января 2018 года "Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции";
План Нации "100 конкретных шагов: современное государство для всех".

Государственный орган, ответственный за разработку Программы

Министерство образования и науки Республики Казахстан (далее – МОН) 

Государственные органы ответственные за реализацию Программы

Министерство образования и науки Республики Казахстан, Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан, Министерство здравоохранения Республики Казахстан, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан, Министерство информации и коммуникаций Республики Казахстан, Министерство общественного развития Республики Казахстан, Министерство финансов Республики Казахстан, Министерство культуры и спорта Республики Казахстан, Министерство национальной экономики Республики Казахстан, Министерство внутренних дел Республики Казахстан, Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции, акиматы городов Астаны, Алматы и Шымкент, областей

Цели Программы

Повышение конкурентоспособности образования и науки, развитие человеческого капитала для устойчивого роста экономики:
обеспечение равного доступа к качественному дошкольному воспитанию и обучению;
обеспечение равного доступа к качественному среднему образованию, защиты прав и законных интересов детей и формирование интеллектуально, физически, духовно развитого, успешного гражданина;
социально-экономическая интеграция молодежи через создание условий для получения технического и профессионального образования;
обеспечение отраслей экономики конкурентоспособными кадрами с высшим и послевузовским образованием;
обеспечение реального вклада науки для ускоренной диверсификации и устойчивого развития экономики страны

Задачи Программы

улучшение качественного состава педагогических кадров дошкольных организаций и повышение престижа профессии;
увеличение сети дошкольных организаций с учетом демографической ситуации;
обновление содержания дошкольного воспитания и обучения, ориентированного на качественную подготовку детей к школе;
усовершенствование менеджмента и мониторинга развития дошкольного воспитания и обучения;
повышение престижа профессии педагогов и повышение их качественного состава;
обеспечение инфраструктурного развития среднего образования;
обновление содержания среднего образования;
формирование у школьников духовно-нравственных ценностей в рамках модернизации общественного сознания "Рухани жангыру" и культуры здорового образа жизни;
усовершенствование менеджмента и мониторинга развития среднего образования;
обеспечение доступности специальных социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
повышение престижа системы технического и профессионального образования (далее – ТиПО);
обеспечение доступности ТиПО и качества подготовки кадров;
обновление содержания ТиПО с учетом запросов индустриально-инновационного развития страны;
укрепление у обучающихся организаций ТиПО духовно-нравственных ценностей Программы модернизации общественного сознания "Рухани жангыру" и культуры здорового образа жизни;
усовершенствование менеджмента и мониторинга развития ТиПО;
обеспечение качественной подготовки конкурентоспособных кадров;
модернизация содержания высшего и послевузовского образования в контексте мировых тенденций;
укрепление у обучающихся высших учебных заведений (далее – ВУЗ) духовно-нравственных ценностей Программы модернизации общественного сознания "Рухани жангыру" и культуры здорового образа жизни;
усовершенствование менеджмента и мониторинга развития высшего и послевузовского образования;
увеличение вклада науки в развитие экономики страны;
укрепление научного потенциала и статуса ученого;
модернизация инфраструктуры науки;
усовершенствование менеджмента и мониторинга развития науки

Сроки реализации

2016 – 2019 годы

Целевые индикаторы

доля детей 3-6 лет, охваченных дошкольным воспитанием и обучением, в 2017 году – 87,5 %, в 2019 году – 100 %;
доля школ, перешедших на обновленное содержание образования по опыту автономной организации образования "Назарбаев Интеллектуальные школы" (далее – НИШ), в 2017 году – 100 % (1, 2, 5, 7 классы), в 2019 году – 100 %  (4, 9, 10 классы), в 2020 году – 100 % (предшкольные группы и классы, 11 класс);
результаты казахстанских учащихся в международных исследованиях, признанные ОЭСР, в 2017 году – PISA-2015: математика – 440 баллов, естествознание – 430 баллов, чтение – 400 баллов, в 2019 году – PISA-2018: математика – 465 баллов, естествознание – 460 баллов, чтение – 434 баллов; ICILS-2018: компьютерная и информационная грамотность учащихся 8-х классов – 350 баллов;
доля детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, от общего числа детей, в 2019 году – 10 %;
доля граждан с техническим и профессиональным образованием в возрасте 18-28 лет в структуре занятого населения данного возраста, в 2019 году – 41,4 %; доля граждан с высшим образованием в возрасте 22-28 лет в структуре занятого населения данного возраста, в 2019 году – 45,9 %;
количество ВУЗов Казахстана, отмеченных в рейтинге QS-WUR:

топ-200
топ-300
топ-500
топ-701+

2017 год
0
2
2
7

2019 год
2
2
3
9


доля затрат на опытно-конструкторские разработки в общем объеме финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР), в 2017 году – 21,2 %, в 2019 году – 22,3 %;
доля коммерциализируемых проектов от общего количества прикладных научно-исследовательских работ в 2017 году –17,5 %, в 2019 году – 20 %;

Источники и объемы финансирования

На реализацию Программы в 2016 – 2019 годах будут направлены средства бюджета, а также другие средства, не запрещенные законодательством Республики Казахстан. Общие затраты из бюджета на реализацию Программы составят 1 868,4 млрд. тенге (РБ – 1 273,3 млрд. тенге, МБ – 595,1 млрд. тенге).

 

2. Введение

Мир живет в период глобальных вызовов. Это новые технологические достижения и внедрение инноваций, ускоренное развитие IT-технологий и мобильность человеческих ресурсов.

В этих условиях образование и наука должны быть на переднем крае преобразований. Ведущие экономики мира достигают процветания только за счет высокого уровня человеческого капитала. Этому способствуют новые образовательные стратегии и политики.

Современный этап модернизации казахстанской системы образования и науки предполагает доступность для каждого гражданина качественного дошкольного воспитания и школьного образования, возможность получить новые профессиональные навыки в колледже и университете, развить исследовательские и творческие компетенции.

Конкурентоспособность человека является фактором успеха нации. Поэтому каждому казахстанцу нужно обладать компетенциями, необходимыми для успешной адаптации к новым глобальным вызовам, современным технологиям, меняющимся требованиям рынка труда и новых профессий.

В условиях четвертой промышленной революции главными стали навыки решения проблем, критическое мышление, креативность, эмоциональный интеллект. Поэтому система образования должна сконцентрироваться на подготовке креативных людей, обладающих активным, творческим, критическим, аналитическим мышлением, способных решать неизвестные ранее проблемы, быстро адаптироваться к изменениям, создавать новое. Важны также функциональная, IT грамотность, знание английского языка, высоконравственная гражданская зрелость.

С учетом интеграции системы образования в глобальную среду необходимо учитывать культуру нашей страны с сохранением национального кода.

Поэтому особенностью патриотического воспитания станет формирование у обучающихся сознания с активной гражданской позицией и уважением к истории, культуре, обычаям и традициям своей большой и малой родины.

Обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов Республики Казахстан.

Законодательством Республики Казахстан предусмотрены меры по обеспечению защиты прав и законных интересов всех категорий детей.

Принятый в 2011 году Закон Республики Казахстан "О науке" открыл новые возможности для передовых научных достижений.

Развитие казахстанской науки во благо интересов экономики и бизнеса обозначено в Законе Республики Казахстан "О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности".

В 2015 году внесены изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан "Об образовании". Законодательно регламентируется поэтапный переход на обновленное содержание школьного образования, дуальное обучение, получение первой рабочей профессии в колледжах бесплатно, переход от государственной аттестации к независимой аккредитации колледжей и ВУЗов и др.

Особый статус и государственная поддержка молодежи обозначены в новом Законе Республики Казахстан "О государственной молодежной политике".

Тем самым создана основа для реализации новых образовательных стратегий и научных достижений.

Программа разработана на основе Плана Нации "100 конкретных шагов" с учетом ведущих мировых трендов.

Программа прошла широкое обсуждение в педагогической и научной общественности. Учтены предложения работодателей, бизнес-сообщества и международных экспертов.

Намеченные в Программе цели и задачи реализуются в соответствии с Планом мероприятий по реализации Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 - 2019 годы, согласно приложению, к настоящей Программе.

3. Анализ текущей ситуации

В Глобальном индексе конкурентоспособности 2016 - 2017 года Всемирного экономического форума (далее - ВЭФ) Казахстан занимает 57 позицию среди 137 стран мира. Из 12 К образования и науки прогресс достигнут по 5, в том числе по охвату начальным образованием, охвату средним образованием, качеству начального образования, качеству математики и естественно-научного образования, качеству школ менеджмента.

Прогресс страны в достижении целей развития тысячелетия отмечает ЮНЕСКО. Казахстан входит в десятку стран-лидеров по индексу развития образования.

Образование - один из трех основных индексов рейтинга человеческого развития Программы развития Организации Объединенных Наций (далее - ПРООН). В 2016 году Казахстан вошел в группу стран с высоким уровнем развития, заняв 56-е место среди 188 экономик мира.

Значительный прогресс Казахстана в охвате детей от 1 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением отмечен ЮНЕСКО в докладе "Образование для всех 2000 - 2015 годов: достижения и вызовы".

Казахстанские школьники стали серьезными конкурентами зарубежным сверстникам в международных интеллектуальных олимпиадах и научных соревнованиях. В национальной копилке страны только в 2017 году 125 золотых, 197 серебряных и 327 бронзовых медалей.

Государственная политика в отношении детей направлена на обеспечение правовых и социальных гарантий защиты прав и законных интересов детей.

Осуществляется План мероприятий по реализации Концепции семейной и гендерной политики в Республике Казахстан до 2030 года, пропагандирующий ценности семьи, приоритет ответственного родительства, защищенного детства, нетерпимость ко всем формам насилия и наказания в отношении детей.

Растет уровень правовой культуры и осведомленности, информированности детей и их родителей через ознакомление с положениями Конвенции о правах ребенка.

В 2015 году впервые студенты колледжей страны приняли участие в международном чемпионате WorldSkills Competition в Бразилии. В общекомандном зачете Казахстан занял 50 позицию среди 55 стран мира.

Признана соответствующей международным стандартам образовательная деятельность высшей школы страны. Восемь университетов отмечены в рейтинге QS-2016.

2016 год ознаменован ратификацией Казахстаном Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования и Конвенции о правах инвалидов. Все положения конвенций обозначены в законодательстве страны, в том числе и Законе Республики Казахстан "Об образовании". Доступность качественного обучения для всех на основе полного равенства в зависимости от способностей и желания каждого реализуется на всех уровнях казахстанского образования.

Это стало возможным благодаря целевой поддержке всех инициатив образования и науки на государственном уровне, частным сектором и гражданской общественностью страны.

Вместе с тем в контексте новых вызовов сложного и динамично развивающего мира имеются факторы, сдерживающие обеспечение высокого качества образования и науки.

Приоритетными направлениями в период 2011 - 2015 годов стали подготовка законодательной базы, инфраструктурное развитие и наращивание ресурсного потенциала образования и науки.

Дошкольное воспитание и обучение

Значимость этого периода развития ребенка как основы для успешной подготовки к дальнейшей образовательной деятельности год от года возрастает.

В системах образования для 40 стран мира уровень дошкольного образования является обязательным.

В 2014 году ПРООН дополнил субфактор "Образование" индекса человеческого развития коэффициентом "Валовый охват дошкольным образованием", что свидетельствует о политической значимости дошкольного образования.

ЮНЕСКО рекомендует странам развивать государственно-частное партнерство (далее - ГЧП), при этом государственное финансирование направлять в малонаселенные и отдаленные пункты.

В течение последних пяти лет в Казахстане развитие дошкольного воспитания и обучения стало одним из приоритетных направлений модернизации системы образования.

Успешная реализация программы "Балапан" на 2010 - 2014 годы способствовала росту числа дошкольных организаций. Рост сети продолжился и после интеграции программы "Балапан" в Программу. Так, с 2015 года сеть дошкольных организаций увеличилась на 994 единицы. В 2017 году функционировали 9828 дошкольных организаций (в 2015 году - 8834, в 2016 году - 9410 единиц).

Проводится активная работа по расширению сети частных дошкольных организаций. За последние три года их количество выросло на 1283 единицы и составило 3058 единиц (в 2015 году - 1 775 единиц, в 2016 году - 2 336 единиц, 2017 году - 3058 единиц). Этому в немалой степени способствовало совершенствование законодательства и размещение государственного заказа.

В 2017 году 43,8 % (216,8 тысяч мест) от общего количества (494,3 тысяч мест) госзаказа размещены в 2524 частных дошкольных организациях (в 2015 году - 1 043, 2016 году - 1341, 2017 году - 2524).

Охват детей от 3 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением увеличился с 78,6 % до 90,5 % (2015 году - 81,6 %, 2016 году - 85,8 %, 2017 году - 90,5 %).

Развитие сети дошкольных организаций способствовало росту численности педагогических кадров. В сравнении с 2015 годом количество педагогов увеличилось на 9,8 тысяч и в 2017 году составило 90,6 тысяч человек (в 2015 году - 80,8 тысяч человек, в 2016 году - 84,7 тысяч человек, 2017 году - 90,6 тысяч человек).

Значительное внимание уделено развитию содержательных аспектов дошкольного образования. Обновлен Государственный общеобязательный стандарт (далее - ГОС) дошкольного воспитания и обучения. Разработана типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения. Апробация программ, ориентированных на творческое и познавательное развитие ребенка, проведена на базе 77 детских садов и 30 пилотных школ страны. Таким образом, в развитии дошкольного образования страны сделан значительный шаг вперед. Вместе с тем остаются области и задачи, требующие повышенного внимания и принятия соответствующих мер.

Проблемы:

1) существующая сеть организаций дошкольного образования и темпы его инфраструктурного обновления не успевают за ростом рождаемости детей и процессом урбанизации в Казахстане (в точках роста, крупных городах, сеть организаций дошкольного образования не покрывает потребностей).

2) при довольно высоких количественных показателях охвата детей качество услуг, предоставляемых дошкольными организациями, все еще остается на недостаточном уровне. В значительной степени это результат непрестижного социального статуса профессии воспитателя;

3) ежемесячная заработная плата воспитателя (самая низкая - 41,4 тысяч тенге, самая высокая - 76,4 тысяч тенге) значительно ниже средней зарплаты по стране. В сравнении со странами ОЭСР несопоставимо разнятся показатели наполняемости групп в дошкольных организациях. В Казахстане в среднем на одного педагога приходится 30-35, в странах ОЭСР - 14 детей;

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 - 2019 годы 1. Паспорт Программы 2. Введение 3. Анализ текущей ситуации 4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы Цель 4.1: обеспечение равного доступа к качественному дошкольному воспитанию и обучению. Цель 4.2: обеспечение равного доступа к качественному среднему образованию, защиты прав и законных интересов детей и формирование интеллектуально, физически, духовно развитого, успешного гражданина Цель 4.3. социально-экономическая интеграция молодежи через создание условий для получения технического и профессионального образования. Цели 4.4: обеспечение отраслей экономики конкурентоспособными кадрами с высшим и послевузовским образованием. Цели 4.5: обеспечение реального вклада науки для ускоренной диверсификации и устойчивого развития экономики страны. 5. Основные направления, пути достижения поставленных целей Программы и соответствующие меры 5. Необходимые ресурсы Приложение

Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 июля 2018 года №460
"Об утверждении Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 - 2019 годы"

О документе

Номер документа:460
Дата принятия: 24/07/2018
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:24/07/2018
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Информационная система "Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов в электронном виде" от 1 августа 2018 года.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 5 настоящее Постановление вводится в действие со дня его подписания - с 24 июля 2018 года.

Приложения к документу

Приложение к ПП РК от 24.07.2018 №460