База данных

Дата обновления БД:

19.01.2022

Добавлено/обновлено документов:

35 / 269

Всего документов в БД:

112219

Действует

Неофициальный перевод

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 3 апреля 2018 года №281

Об утверждении Национальной стратегии по предупреждению и борьбе с насилием в отношении женщин и насилием в семье на 2018-2023 годы и Плана действий по ее внедрению

(В название внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Молдова от 10.11.2021 №318)
(см. предыдущую редакцию)

(В редакции Постановления Правительства Республики Молдова от 10.11.2021 г. №318)

На основании пункта a) части (1) статьи 8 Закона №45-XVI от 1 марта 2007 года о предупреждении и пресе-чении насилия в семье (Официальный монитор Республики Молдова, 2008 г., №55-56, ст.178), с последующими изменениями и дополнениями, Указа Президента Республики Молдова №2511-VII от 15 декабря 2016 года "Об одобрении подписания Конвенции Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием", а также в целях укрепления и приведения в соответствие национальной системы по предупреждению и пресечению насилия в семье с международными стандартами в данной области Правительство ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить:

1) Национальную стратегию по предупреждению и борьбе с насилием в отношении женщин и насилием в семье на 2018-2023 годы согласно приложению №1.

2) План действий на 2018-2020 годы по внедрению Национальной стратегии по предупреждению и борьбе с насилием в отношении женщин и насилием в семье на 2018-2023 годы согласно приложению №2.

3) План действий на 2021-2022 годы по внедрению Национальной стратегии по предупреждению и борьбе с насилием в отношении женщин и насилием в семье на 2018-2023 годы, согласно приложению №3.

(В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Молдова от 10.11.2021 №318)
(см. предыдущую редакцию)

2. Установить, что реализация Национальной стратегии по предупреждению и борьбе с насилием в отношении женщин и насилием в семье на 2018-2023 годы будет осуществляться посредством двух планов действий, которые будут внедряться соответствующими органами в течение 2018-2020 и 2021-2022 годов.

(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Молдова от 10.11.2021 №318)
(см. предыдущую редакцию)

3. Внедрение мероприятий данной Стратегии будет осуществляться за счет и в пределах бюджетов учреждений/органов, указанных в плане действий на соответствующие годы, а также за счет других источников согласно законодательству.

4. Министерствам и другим центральным административным органам обеспечить внедрение положений указанной Стратегии и ежегодно, до 30 апреля, информировать Министерство труда и социальной защиты об уровне ее реализации.

(В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Молдова от 10.11.2021 №318)
(см. предыдущую редакцию)

5. Рекомендовать органам местного публичного управления обеспечить внедрение на местном уровне положений указанной Стратегии.

6. Министерству труда и социальной защиты:

1) исключен;

2) осуществлять мониторинг и координировать процесс внедрения указанной Стратегии и планов действий на 2018-2020 и 2021-2022 годы;

3) обобщать информацию и представлять Правительству ежегодно, до 30 мая, отчет о реализации действий.

(В пункт 6 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Молдова от 10.11.2021 №318)
(см. предыдущую редакцию)

7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство труда и социальной защиты.

(В пункт 7 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Молдова от 10.11.2021 №318)
(см. предыдущую редакцию)

Премьер-министр

Павел Филип

 

Контрасигнуют:

министр здравоохранения, труда и социальной защиты

 

Светлана Чеботарь

министр образования, культуры и исследований

Моника Бабук

министр внутренних дел

Александру Жиздан

министр финансов

Октавиан Армашу

 

Приложение №1

к Постановлению Правительства от 3 апреля 2018 года №281

Национальная стратегия по предупреждению и борьбе с насилием в отношении женщин и насилием в семье на 2018-2023 годы

По всему тексту Национальной стратегии по предупреждению и борьбе с насилием в отношении женщин и насилием в семье на 2018-2023 годы текст "Министерство здравоохранения, труда и социальной защиты" в любом падеже заменены словами "Министерство труда и социальной защиты" в соответствующем падеже в соответствии с Постановлением Правительства Республики Молдова от 10.11.2021 №318

I. Описание ситуации

1. Насилие в отношении женщин и насилие в семье являются  самыми серьезными  и распространенными преступлениями, с которыми сталкиваются современные общества, так как нарушают права и человеческое достоинство членов данных обществ. Эти явления присутствуют во всех государствах мира, независимо от вида их политической или экономической организации,  благосостояния населения, расы, культуры.

2. Предупреждение и борьба с  насилием в семье в качестве элемента национальной политики по защите и поддержке семьи являются важной задачей Правительства Республики Молдова. С принятием рамочного закона о предупреждении и борьбе с насилием в семье был сделан важный шаг в создании институционального и операционного национального механизма по разрешению случаев насилия в семье, что знаменует принятие и внедрение Республикой Молдова международных обязательств по соблюдению прав человека. С момента признания того, что явление насилия в семье является социальной проблемой, были зарегистрированы значительные прогрессы, среди которых:

1) принятие Закона №45-XVI от 1 марта 2007 года о предупреждении и пресечении насилия в семье, а также последующее внесение изменений в законодательство посредством Закона №167 от 9 июля 2010 года об изменении и дополнении некоторых законодательных актов, что улучшило механизм разрешения случаев насилия в семье, обеспечило оперативность процедуры выдачи защитного предписания и узаконило права жертв на защиту и поддержку;

2) утверждение нормативных актов, регулирующих деятельность социальных служб, занимающихся вопросами насилия в семье, а также минимальных стандартов качества;

3) утверждение секторальных инструкций для специалистов с компетенциями по предупреждению и борьбе с насилием в семье: социальных работников, врачей, полицейских, а также координированного многодисциплинарного ответа органов местного публичного управления на данное явление;

4) укрепление институционального механизма и учреждение специализированного органа межотраслевой  координации -  Межминистерского координационного совета в области предупреждения и борьбы с насилием в семье;

5) проведение мероприятий по укреплению способностей специалистов, обладающих компетенцией в данной области;

6) продвижение внесения изменений в 11 законодательных актов в контексте улучшения механизма разрешения случаев насилия в семье, а также частичного приведения в соответствие национального законодательства с положениями Конвенции Совета Европы о предупреждении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием, путем утверждения Закона №196 от 28 июля 2016 года о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты;

7) инициирование процесса присоединения Республики Молдова к Конвенции Совета Европы о предупреждении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием (Стамбульская конвенция) посредством подписания Конвенции 6 февраля 2017 года.   

3. Повышенное внимание к женщинам в случаях насилия в семье определяется неравным соотношением сил между мужчинами и женщинами, которое установилось на протяжении исторических периодов. Касательно явления насилия в семье, неравное соотношение сил между мужчинами и женщинами имеет значительные последствия для качества жизни членов семьи, оказывая особое влияние на женщин и детей, а также на их шансы участвовать в социальной и экономической жизни. Психоэмоциональные и экономические последствия насилия в отношении женщин, а также аспекты, связанные с социально-структурными преградами (стереотипное восприятие роли женщин и мужчин в семейной жизни, осуждение жертвы обществом, низкий уровень доверия к органам власти, обладающим компетенцией в разрешении случаев и т.д.), ограничивают их решения при обращении за помощью и защитой. Акты насилия также имеют глубокие последствия для детей. Это также отражается на  возможностях детей-жертв или детей, ставших свидетелями актов насилия, участвовать в образовании, спорте и в социальной жизни. Профиль жертв насилия в семье включает также пожилых людей, людей с ограниченными возможностями, мужчин (их доля меньше по сравнению с долей женщин), потребности которых должны рассматриваться в специализированных услугах и политике.

4. Несмотря на зарегистрированные прогрессы, проведенные за последние годы исследования и анализы указывают на существование проблем и недостатков в системе, что касается подхода к явлению насилия в отношении женщин и насилия в семье.

5. Как и любое отрицательное явление социального характера, насилие в отношении женщин и насилие в семье влечет за собой социально-экономические затраты (повышение количества больничных отпусков, снижение производительности труда, рост смертности, увеличение расходов на наказание/предоставление поддержки и консультаций агрессорам и для реабилитации жертв, содержания детей, оставшихся без родительского ухода), а также моральные затраты (ухудшение отношений между партнерами, распад семей, дезорганизация отношений между родителями и детьми, рост преступности в обществе и т.д.). Проблема экономических последствий насилия в отношении женщин и насилия в семье уже несколько десятилетий является предметом внимания правительств многих государств мира. Таким образом, во многих государствах были проведены исследования, ориентированные на рассмотрение и анализ последствий насилия в отношении женщин и насилия в семье для экономических аспектов, с двух точек зрения: расходов на поддержку и защиту жертв и отрицательного влияния явления насилия на экономику страны в целом. Только в Европейском союзе причиненные насилием расходы были оценены в 228 миллиардов евро в 2011 году. Исследование, проведенное в 2013 году в Великобритании, указывает на то, что затраты, понесенные жертвами вследствие насилия в семье, варьируют от 27.000 до более 70.000. Исследования, проведенные в Австралии и  Канаде, оценивают ежегодные затраты вследствие домашнего насилия в 8,1 миллиарда австралийских долларов и, соответственно, 4,2 миллиарда канадских долларов.   

6. В 2016 году, в первый раз в Республике Молдова был составлен Отчет об оценке расходов, причиненных насилием в семье и насилием в отношении женщин. В отчете рассматривались расходы за 2014 год, относящиеся, в частности, к областям социальной защиты, медицины и юстиции. Таким образом, в отчете было подсчитано, что расходы в данных трех секторах составили около 36 миллионов леев. Учитывая механизм реагирования, направленный на уменьшение последствий, а не на предупреждение, большинство оцениваемых расходов было установлено в области здравоохранения – около 15.845.000 леев. Расходы в секторе юстиции оценены в размере около 14.990.000 леев, в данном случае это расходы на поддержку, оказанную жертвам насилия в ходе судебных процессов в уголовной/гражданской процедуре. Расходы в социальном секторе оценены примерно в 5.195.000 леев. Согласно исследованию, 60% социальных услуг покрываются некоммерческими организациями. Необходимо отметить, что вклад жертв в покрытие услуг адвокатуры в четыре раза превышает вклад государства. В данном контексте, жертвы также несут значительную часть расходов на здравоохранение; вследствие этого, понесенные жертвами расходы превышают в 1,5 раза вклад государства. Выводы, представленные в текущем отчете, дополнительно указывают на то, что более 30% услуг, рекомендуемых международными стандартами как существенные, не существуют в Республике Молдова либо являются неэффективными. Одновременно, в исследовании оценено, что только за 4 года около 1.550.970 леев оплачено в качестве возмещения на основании решений  Европейского суда по  правам человека (ЕСПЧ).

7. Исследования в данной области доказывают, что явление насилия в семье продолжается через детей, которые становятся жертвами или свидетелями актов насилия. Родители, ставшие свидетелями или жертвами плохого обращения в детстве, проявляют тенденцию применения данной модели поведения по отношению к своим детям и членам семьи.

8. Учитывая масштабы и отрицательные последствия явления насилия в семье, становится необходимым принятие и внедрение твердых системных мер, соответствующих международным стандартам в данной области, в частности Конвенции Совета Европы о предупреждении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием. 

9. Несмотря на то, что проблема насилия в семье была признана социальной проблемой почти одно десятилетие назад, масштабы данного явления указывают на то, что проблема продолжает иметь существенное значение. В соответствии со статистическими данными, оцененными Всемирной организацией здравоохранения, на глобальном уровне подтвержден тот факт, что 35% женщин, которые были или находятся в отношениях, подвергались физическому или сексуальному насилию со стороны спутника жизни. Официальная статистика Совета Европы указывает на то, что каждая четвертая женщина пострадала от физического насилия в течение своей жизни, а одна из десяти женщин подвергалась сексуальному насилию. Примерно 45% женщин пострадало от какой-либо формы насилия в течение своей жизни. Существующие оценки указывают на то, что   12% - 15% женщин в Европе в возрасте более 16 лет являются жертвами насилия в семье. В соответствии с исследованием "Насилие в отношении женщин в Европейском союзе", ежегодно в Европейском союзе зарегистрировано около 3500 смертей, связных с насилием в семье, и ежедневно регистрируют 9 жертв, 7 из которых – женщины.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Постановление Правительства Республики Молдова от 3 апреля 2018 года №281
"Об утверждении Национальной стратегии по предупреждению и борьбе с насилием в отношении женщин и насилием в семье на 2018-2023 годы и Плана действий по ее внедрению"

О документе

Номер документа:281
Дата принятия: 03/04/2018
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:13/04/2018
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Официальный монитор Республики Молдова, №121-125, 13 апреля 2018 года, Ст. 348.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 10/11/2021  документом  Постановление Правительства Республики Молдова О внесении изменений в Постановление Правительства №2812018 об утверждении Национальной стратегии... № 318 от 10/11/2021
Вступила в силу с: 26/11/2021


Редакция от 03/04/2018

Приложения к документу

приложение 3 с изм 318-21