Действует

ПРИКАЗ МИНИСТРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 29 декабря 2017 года №442

Об утверждении Методики оценки экономической концентрации на финансовых рынках

(В редакции Приказов Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан от 19.03.2021 г. №4, 19.07.2023 г. №10)

В соответствии с подпунктом 17) статьи 90-6 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемую Методику оценки экономической концентрации на финансовых рынках.

2. Комитету по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан обеспечить в установленном законодательством Республики Казахстан порядке:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках на официальное опубликование в периодические печатные издания, а также в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан;

4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства национальной экономики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.

4. Настоящий приказ вводится в действие с 1 января 2018 года и подлежит официальному опубликованию.

Министр национальной экономики Республики Казахстан

Т.Сулейменов

Согласован

Председателем Национального Банка Республики Казахстан

____ __________ 2017 года

 

__________________ Д.Акишев

Утверждена Приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 29 декабря 2017 года №442

Методика оценки экономической концентрации на финансовых рынках

Глава 1. Общие положения

1. Настоящая Методика оценки экономической концентрации на финансовых рынках (далее - Методика) разработана в соответствии с подпунктом 17) статьи 90-6 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года (далее - Кодекс) и применяется при рассмотрении ходатайств о даче согласия на экономическую концентрацию или уведомлений о совершенной экономической концентрации.

2. Методика определяет механизм оценки экономической концентрации на финансовых рынках антимонопольным органом.

(Пункт изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан от 19.03.2021 №4)
(см. предыдущую редакцию)

Глава 2. Основные понятия

3. В Методике применяются следующие понятия:

1) согласие на экономическую концентрацию - согласие антимонопольного органа на осуществление сделок, предусмотренных подпунктами 1) - 3) пункта 1 статьи 201 Кодекса;

2) запрет на экономическую концентрацию на финансовых рынках - запрет антимонопольного органа на осуществление сделок, предусмотренных подпунктами 1) - 3) пункта 1 статьи 201 Кодекса;

3) поставщики услуг - субъекты рынка, осуществляющее предпринимательскую деятельность по предоставлению финансовых услуг;

4) финансовые услуги - деятельность участников страхового рынка, рынка ценных бумаг, добровольного накопительного пенсионного фонда, банковская деятельность, деятельность организаций по проведению отдельных видов банковских операций, осуществляемые на основании лицензий, полученных в соответствии с Законом Республики Казахстан от 4 июля 2003 года "О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций" (далее - Закон);

5) предписание - вынесение антимонопольным органом решения о необходимости отмены сделок, предусмотренных подпунктами 4) и 5) пункта 1 статьи 201 Кодекса;

6) заявитель - лицо, подавшее ходатайство о даче согласия на экономическую концентрацию на финансовых рынках или уведомление о совершенной экономической концентрации на финансовых рынках;

7) участник экономической концентрации - физическое или юридическое лицо, совершившее или намеревающееся совершить экономическую концентрацию на финансовых рынках.

Иные понятия и термины, используемые в Методике, определены Кодексом и Законом, а также другими законодательными актами Республики Казахстан в области регулирования финансового рынка.

(Пункт изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан от 19.03.2021 №4)
(см. предыдущую редакцию)

Глава 3. Основания и этапы проведения оценки экономической концентрации на финансовых рынках

4. Основаниями проведения оценки экономической концентрации на финансовых рынках являются поступление в антимонопольный орган:

1) ходатайства о даче согласия на экономическую концентрацию на финансовых рынках, представленного заявителем по форме согласно приложению 1 к Методике (далее - ходатайство);

2) уведомления о совершенной экономической концентрации на финансовых рынках при совершении сделок, предусмотренных подпунктами 4) и 5) пункта 1 статьи 201 Кодекса, представленного заявителем по форме согласно приложению 2 к Методике (далее - уведомление).

(Пункт изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан от 19.03.2021 №4)
(см. предыдущую редакцию)

5. В течение сорока календарных дней (с правом приостановления сроков в соответствии с пунктами 3 и 5 статьи 205 Кодекса) проведение антимонопольным органом оценки экономической концентрации на финансовых рынках, при рассмотрении ходатайства включает следующие этапы:

1) проверка полноты и достоверности прилагаемых к ходатайству документов и сведений предусмотренных статьей 204 Кодекса;

2) проведение анализа состояния конкуренции в отношении финансовых организаций при совершении экономической концентрации на финансовых рынках в случае, если лица, участвующие в сделке (группа лиц), осуществляют деятельность по реализации аналогичных или взаимозаменяемых финансовых услуг и (или) наличия признаков ограничения конкуренции;

3) расчет показателей ограничения конкуренции на финансовом рынке при выявлении признаков ограничения конкуренции, в том числе при возникновении или усилении доминирующего положения на финансовых рынках;

4) принятие антимонопольным органом решения по результатам оценки экономической концентрации на финансовых рынках.

При этом не является ограничением конкуренции при совершении экономической концентрации заключение сделок, связанных с обеспечением финансовой стабильности и защитой прав потребителей финансовых услуг.

(Пункт изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан от 19.03.2021 №4)
(см. предыдущую редакцию)

6. В течение тридцати календарных дней после поступления в антимонопольный орган уведомления о совершенной экономической концентрации на финансовых рынках, проведение оценки экономической концентрации в ходе рассмотрения уведомления включает следующие этапы:

1) проверка полноты и достоверности прилагаемых к уведомлению документов и сведений предусмотренных статьей 207 Кодекса;

2) рассмотрение договора или иного документа, подтверждающего совершение экономической концентрации на финансовых рынках;

3) рассмотрение экономической концентрации на предмет ограничения конкуренции, в том числе путем возникновения или усиления доминирующего положения на финансовых рынках;

4) принятие антимонопольным органом решения по уведомлению в соответствии со статьей 209 Кодекса.

(Пункт изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан от 19.03.2021 №4)
(см. предыдущую редакцию)

7. При оценке экономической концентрации на финансовых рынках в качестве информации, при необходимости используются сведения, полученные:

1) от участников экономической концентрации на финансовых рынках;

2) от уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций;

3) от уполномоченного органа в области государственной статистики.

(Пункт изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан от 19.03.2021 №4)
(см. предыдущую редакцию)

Глава 4. Проведение анализа состояния конкуренции в отношении финансовых организаций при совершении экономической концентрации на финансовых рынках

8. При отсутствии аналогичных или взаимозаменяемых финансовых услуг, а также отсутствии признаков ограничения конкуренции среди финансовых услуг, оказываемых лицами, участвующими в сделке (группой лиц), руководителем антимонопольного органа или лица, его замещающего, принимается решение о согласии на экономическую концентрацию на финансовых рынках и в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения направляется заявителю и уполномоченному органу по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций.

(Пункт изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан от 19.03.2021 №4)
(см. предыдущую редакцию)

9. При осуществлении деятельности по реализации аналогичных или взаимозаменяемых финансовых услуг лицами, участвующими в сделке (группой лиц), и (или) наличия признаков ограничения конкуренции, антимонопольным органом проводится анализ состояния конкуренции в отношении финансовых организаций в соответствии с Методикой по проведению анализа состояния конкуренции на рынках финансовых услуг, утвержденной приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан от 29 апреля 2022 года №12 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под №27836) (далее - Методика №12).

(Пункт 9 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан от 19.07.2023 г. №10)
(см. предыдущую редакцию)

10. Антимонопольным органом, по результатам проведенного анализа состояния конкуренции в отношении финансовых организаций, предоставляется согласие на совершение экономической концентрации на финансовых рынках в следующих случаях:

совокупная доля не более чем двух финансовых организаций, которым принадлежат наибольшие доли на соответствующем рынке финансовых услуг, составляет менее пятидесяти процентов;

отсутствуют признаки ограничения конкуренции.

(Пункт изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан от 19.03.2021 №4)
(см. предыдущую редакцию)

11. По результатам анализа состояния конкуренции в отношении финансовых организаций совокупная доля участников экономической концентрации на финансовом рынке составляет:

не более чем двух финансовых организаций, которым принадлежат наибольшие доли на соответствующем рынке финансовых услуг пятьдесят и более процентов;

не более чем трех финансовых организаций, которым принадлежат наибольшие доли на соответствующем рынке финансовых услуг семьдесят и более процентов;

антимонопольным органом производится расчет показателей состояния конкуренции при совершении экономической концентрации в соответствии с Методикой №12.

Экономическая концентрация запрещается, если она приводит к ограничению конкуренции.

(Пункт 11 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан от 19.07.2023 г. №10)
(см. предыдущую редакцию)

Глава 5. Расчет показателей ограничения конкуренции при совершении экономической концентрации на финансовых рынках

12. Для выявления наличия, возникновения или усиления ограничения конкуренции антимонопольным органом используются следующие показатели ограничения конкуренции:

1) при экономической концентрации совокупная доля участников сделки на соответствующем рынке финансовых услуг составит 50 % и более;

2) изменение показателей рыночной концентрации: в случае совершения сделки индекс рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана (ННI) на соответствующем финансовых рынке изменится:

более чем на 250 для умеренно-концентрированного рынка (1000 <ННI< 2000);

более чем на 100 для высоко-концентрированного рынка (2000 <ННI< 10000);

негативные последствия на рынок в результате слияния субъектов рынка на низкоконцентрированных рынках (ННI< 1000) маловероятны;

3) возникновение возможных барьеров входа на рынок при экономической концентрации.

(Пункт изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан от 19.03.2021 №4)
(см. предыдущую редакцию)

13. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана (ННI) рассчитывается как сумма квадратов долей, занимаемых всеми действующими поставщиками на рынке финансовых услуг, и измеряется в долях или процентах:

HHI = S12+ S22+ ... + Sn2,

где:

S1, S2...Sn

- доля субъектов на рынке (%);

n - число субъектов на рынке.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана дает возможность сделать предварительную оценку степени монополизации рынка, равномерности (или неравномерности) присутствия на нем субъектов рынка. Чем больше поставщиков с разномасштабной поставкой продукции действует на соответствующем финансовом рынке, тем меньшее значение имеет данный показатель.

При определении рыночной концентрации, на соответствующем финансовом рынке определяется группа лиц. При этом, группа лиц рассматривается как единый субъект рынка.

14. К барьерам входа на рынок финансовых услуг относятся качественные показатели:

1) структурные особенности данного рынка (стартовые и текущие затраты, объем спроса, развитость рынка, тип конкуренции);

2) действия органов государственной власти в процессе государственного регулирования (лицензирование, налогообложение и другие действия органов государственной власти);

3) соглашения и действия со стороны уже действующих на рынке финансовых организаций.

15. Барьеры, обусловленные структурными особенностями финансового рынка и действиями органов государственной власти в процессе государственного регулирования:

1) ограничение емкости рынка, высокая степень удовлетворения спроса, отражающая как высокую насыщенность рынка, так и низкую платежеспособность потребителя является серьезным препятствием для освоения рынка потенциальными конкурентами и делает этот рынок малопривлекательным для новых финансовых организаций;

2) высокий уровень первоначальных затрат одно из решающих ограничений возможности входа на рынок;

3) превосходство в уровне затрат, затраты на осуществление финансовых услуг уже действующих финансовых организаций ниже, чем у вновь входящих на рынок финансовых организаций, вследствие:

неравенства стартовых условий на рынке;

технологического превосходства действующих на рынке финансовых организаций перед потенциальными конкурентами;

затрат на рекламу и развитие филиальной сети;

эффект масштаба - если максимально эффективный масштаб деятельности на данном рынке высок, то вновь входящие на рынок финансовые организации на первоначальный период имеют существенно более высокие удельные затраты, чем действующие на рынке финансовые организации, и, следовательно, является менее конкурентоспособными;

вертикальная и горизонтальная интеграция действующих на рынке финансовых организаций. Финансовые организации, интегрированные в вертикальные или горизонтальные структуры, пользуются всеми преимуществами внутрикорпоративных связей в виде доступа к совокупным инвестиционным, финансовым и информационным ресурсам;

4) экономические и организационные ограничения - инвестиционная, кредитная, налоговая, ценовая политика государства;

5) административные ограничения, в том числе лицензирование финансовых организаций (ограничения и правила, устанавливаемые уполномоченным органом по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций).

По сравнению с товарными рынками регулирующие органы оказывают существенное воздействие на спрос и на количество конкурентов на рынке финансовых услуг. Лицензионные требования к финансовым организациям задают высоту барьеров входа на финансовые рынки, влияя тем самым на уровень концентрации и состав участников рынка.

16. Барьеры, обусловленные деятельностью действующих на рынке финансовых организаций по предотвращению внедрения на него новых конкурентов, в том числе:

1) меры, предпринимаемые действующей на рынке финансовой организацией в ответ на появление нового конкурента, например изменения в политике процентных ставок;

2) антиконкурентные соглашения и согласованные действия финансовых организаций, в том числе с органами государственной власти и местного самоуправления;

3) лоббирование в органах государственной власти критериев лицензирования или иных критериев допуска к тому или иному сектору финансового рынка, ограничивающих вход на рынок потенциальным конкурентам.

17. Перечень факторов, анализируемых в процессе выявления барьеров входа на данный финансовый рынок, может быть шире (или уже) перечисленного, отличаться от него, в связи с особенностями основных видов деятельности финансовых организаций и спецификой региона.

18. Преодолимость барьеров входа на рынок финансовых услуг оценивается на основе сроков и величины затрат на преодоление таких барьеров.

Барьеры входа на рынок считаются преодолимыми, если затраты на преодоление барьеров входа на рассматриваемый рынок экономически оправдываются доходами (преимуществами), которые получит (предполагает получить) потенциальный субъект рынка, планирующий оказывать услуги на рынке финансовых услуг.

19. При оценке степени преодолимости барьеров входа на рынок финансовых услуг следует учитывать равнозначность барьера для каждой финансовой организации, его временный либо постоянный характер.

Глава 6. Выводы по результатам оценки экономической концентрации на финансовых рынках

20. По результатам оценки экономической концентрации на финансовых рынках формируется заключение, которое подписывается руководителем соответствующего структурного подразделения антимонопольного органа или лицом, его замещающим.

(Пункт изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан от 19.03.2021 №4)
(см. предыдущую редакцию)

21. По результатам рассмотрения заключения руководителем антимонопольного органа или лицом, его замещающим принимается одно из следующих решений:

1) о согласии на экономическую концентрацию на финансовых рынках;

2) о запрете на экономическую концентрацию на финансовых рынках с предоставлением мотивированного заключения.

Решение антимонопольного органа о согласии на экономическую концентрацию на финансовых рынках или запрете экономической концентрации на финансовых рынках оформляется актом антимонопольного органа и в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения направляется лицу, подавшему ходатайство, а также для сведения уполномоченному органу по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций.

По результатам рассмотрения уведомления принимается одно из следующих решений:

не направление предписания о необходимости отмены сделки заявителю при поступления в антимонопольный орган по истечении тридцати календарных дней после поступления уведомления, экономическая концентрация на финансовых рынках считается осуществленной;

антимонопольный орган выносит предписание о необходимости отмены сделки при установлении совершения экономической концентрации на финансовых рынках, которая привела или может привести к ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем возникновения или усиления доминирующего положения на финансовых рынках.

(Пункт изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан от 19.03.2021 №4)
(см. предыдущую редакцию)

Приложение 1

к Методике оценки экономической концентрации на финансовых рынках

Форма

      Председателю

   Агентства по защите

  и развитию конкуренции

   Республики Казахстан

___________________________

от_________________________

(полное наименование и (или)

  фамилия, имя, отечество
     (при его наличии)

   услугополучателя БИН и

     ИИН (при наличии)

Ходатайство о даче согласия на экономическую концентрацию

В соответствии с пунктом 2 статьи 200 Предпринимательского кодекса Республики

Казахстан (далее - Кодекс) прошу дать согласие на экономическую концентрацию,

заключающуюся в _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
    (описание сделки, действия, с указанием предмета и сторон сделки, действия)

Настоящее ходатайство о даче согласия на экономическую концентрацию

подается_____________________________________________________________________
(указывается наименование/ фамилия, имя, отечество (при его наличии) услугополучателя)

на основании

_____________________________________________________________________________
             (указывается подпункт пункта 1 статьи 201 Кодекса)

Документация прилагается в соответствии _____________________________________

_____________________________________________________________________________
                   (указывается пункт статьи 204 Кодекса)

Представляемые документы пронумерованы (электронный носитель прилагается).

Полноту и достоверность прилагаемых документов и сведений подтверждаю.

Согласен на использования сведений, составляющих охраняемую законом тайну, содержащихся

в информационных системах.

Подпись руководителя

или лица, его замещающего   ______________________

Дата подачи ходатайства     "___" _______ ________

Контакты представителя      ______________________

(Приложение изложено в новой редакции в соответствии с Приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан от 19.03.2021 №4)
(см. предыдущую редакцию)

Приложение 2

к Методике оценки экономической концентрации на финансовых рынках

Форма

       Председателю

    Агентства по защите

   и развитию конкуренции

    Республики Казахстан

____________________________

от__________________________

(полное наименование и (или)

   фамилия, имя, отечество

     (при его наличии)

   услугополучателя БИН и

     ИИН (при наличии)

Уведомление о совершенной экономической концентрации

В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________
(наименование, фамилия, имя, отчество (при его наличии участников сделки) уведомляю о совершенной

(планируемой) экономической концентрации, заключающейся в:

приобретении субъектом рынка прав (в том числе на основании договора о доверительном управлении, договора о совместной деятельности, договора поручения), позволяющих давать обязательные для исполнения указания другому субъекту рынка при ведении им предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа

рис 1 4-21

 

участии одних и тех же физических лиц в исполнительных органах, советах директоров, наблюдательных советах или других органах управления двух и более субъектов рынка при условии определения указанными физическими лицами в данных субъектах условий ведения их предпринимательской деятельности

рис 1 4-21 

 

Описание сделки, действия

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Сведения о заявителе:

Наименование/фамилия, имя, отчество (при его наличии) _________________________

БИН/ИИН

 

рис 2 4-21

 

Представляемые документы пронумерованы (электронный носитель прилагается).

Полноту и достоверность прилагаемых документов и сведений подтверждаю.

Согласен на использования сведений, составляющих охраняемую законом тайну, содержащихся в информационных системах.

Подпись руководителя

или лица, его замещающего  _________________________

Дата подачи ходатайства    "___" _________ _________

Контакты представителя     _________________________

(Приложение изложено в новой редакции в соответствии с Приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан от 19.03.2021 №4)
(см. предыдущую редакцию)

 

Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 29 декабря 2017 года №442
"Об утверждении Методики оценки экономической концентрации на финансовых рынках"

О документе

Номер документа:442
Дата принятия: 29.12.2017
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:01.01.2018
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан от 12 января 2018 года №16226.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 4 настоящий Приказ вводится в действие с 1 января 2018 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 19.07.2023  документом  Приказ Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан О внесении изменений и дополнения в некоторые приказы № 10 от 19.07.2023
Вступила в силу с: 25.09.2023


Редакция от 19.03.2021, принята документом Приказ Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан О внесении изменений в Приказ Министра национальной экономики... № 4 от 19/03/2021
Вступила в силу с: 06.04.2021


Первоначальная редакция от 29.12.2017