База данных

Дата обновления БД:

23.10.2018

Добавлено/обновлено документов:

33 / 176

Всего документов в БД:

86726

Действует

Зарегистрировано

Министерством юстиции

Республики Таджикистан

4 ноября 2017 года №522

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

от 29 ноября 2017 года №544

О Государственной программе по обеспечению общеобразовательных учреждений республики предметными кабинетами и оснащёнными учебными лабораториями на 2018-2020 годы

В соответствии со статьей 7 Закона Республики Таджикистан "О государственных прогнозах, концепциях, стратегиях и программах социально-экономического развития Республики Таджикистан" Правительство Республики Таджикистан постановляет:

1. Утвердить Государственную программу по обеспечению общеобразовательных учреждений республики предметными кабинетами и оснащёнными учебными лабораториями на 2018-2020 годы и план мероприятий по её реализации (приложения 1 и 2).

2. Министерству образования и науки Республики Таджикистан, центральным и местным исполнительным органам государственной власти реализовать данную программу в рамках ежегодно предусматриваемых средств для сферы образования и за счет других источников финансирования в установленном порядке.

3. Соответствующим министерствам и ведомствам, исполнительным органам государственной власти Горно-Бадахшанской автономной области, областей, города Душанбе, городов и районов республики взять под контроль своевременное исполнение Государственной программы по обеспечению общеобразовательных учреждений республики предметными кабинетами и оснащёнными учебными лабораториями на 2018-2020 годы, принять конкретные меры по её своевременному выполнению и представить отчет о ходе реализации по завершению каждого года до 30 ноября в Министерство образования и науки Республики Таджикистан.

4. Министерству образования и науки Республики Таджикистан обеспечить ход выполнения государственной программы по обеспечению общеобразовательных учреждений республики предметными кабинетами и оснащёнными учебными лабораториями на 2018-2020 годы и ежегодно представить информацию о результатах его реализации в Правительство Республики Таджикистан.

Председатель Правительства Республики Таджикистан 
Эмомали Рахмон

Приложение 1

к Постановлению Правительства Республики Таджикистан от 29 ноября 2017 года №544

Государственная программа по обеспечению общеобразовательных учреждений республики предметными кабинетами и оснащёнными учебными лабораториями на 2018-2020 годы

1. Общие положения

1. Правительство Республики Таджикистан считает сферу образования одним приоритетным направлением социальной политики государства и постоянно прилагает все усилия для воспитания и обучения образованного и талантливого поколения и достойных наследников народа и государства. В течение последних лет Таджикистан вступил в новый период устойчивого экономического развития, достиг заметных результатов в улучшении уровня и качества жизни населения, в особенности в сфере образования, определенной как важнейшим фактором в развитии нации и укреплении основ государственности.

2. На нынешнем этапе процесса реформы сферы образования ее совершенствованию будет содействовать принятие ряда важных государственных документов с целью регулирования процесса управления, постоянного новаторства, что приблизит нашу систему обучения к мировым стандартам обучения и освоению современных наук.

3. Обновление и развитие страны невозможно обеспечить без достижения прогресса в науке и образовании. Суть государственной политики в сфере образования составляют вопросы введения мировых стандартов в системе образования, подготовки квалифицированных специалистов, соответствующих требованиям рынка труда. Уровень развития той или иной страны зависит, прежде всего, от эффективной деятельности высококвалифицированных кадров различных отраслей и её основу составляет сфера образования.

4. Основной целью принятия Государственной программы по обеспечению общеобразовательных учреждений республики предметными кабинетами и оснащёнными учебными лабораториями на 2018-2020 годы (далее - Программа) являются:

- постижение и представление охватывающей информации об органическом и неорганическом мире с использованием наглядных пособий;

- современное представление о структуре живого мира, солнечной системы с помощью наглядных пособий;

- постижение и представление об окружающем мире и природе путём информационных технологий и оснащенных лабораторий;

- важнейшие проблемы человечества в условиях глобализации;

- взаимосвязь человека и экосистемы в масштабе глобальных вопросов человечества;

- место природоведческих наук в человеческом обществе;

- нравственное и эстетическое воспитание учащихся.

5. Принятие и осуществление Программы, основу которой составляет формирование технического и природоведческого мышления учащихся общеобразовательных учреждений, будет способствовать научному и техническому прогрессу.

6. Программа охватывает важнейшие аспекты совершенствования и изучения предметов природоведческих дисциплин на нынешнем этапе развития мировой цивилизации. Она определяет цели, задачи и их осуществление в качественном процессе учебы, укреплении материально - технической базы общеобразовательных учреждений, а также государственную и социальную гарантию для преподавателей и работников учебных заведений и других учреждений сферы образования.

2. Цели и задачи программы

7. Целью Программы является оснащение кабинетов и лабораторий всем необходимым и улучшение процесса обучения учебных дисциплин в общеобразовательных учреждениях Республики Таджикистан.

8. Задачи Программы:

- осуществление государственной политики в сфере обеспечения общеобразовательных учреждений республики и их подведомственных структур предметными кабинетами и оснащенными учебными лабораториями Министерством образования и науки Республики Таджикистан;

- возобновление систематичности обучения предметов естествознания в общеобразовательных учреждениях и в дальнейшем во всех ступенях обучения;

- реализация Программы в сотрудничестве с управлениями и отделами образования областей, городов и районов, а также министерствами, ведомствами и другими органами;

- координирование деятельности соответствующих министерств, ведомств и органов по осуществлению мероприятий Программы;

- укрепление материально-технической базы общеобразовательных учреждений;

- обеспечение общеобразовательных учреждений республики предметными кабинетами, лабораториями, техническими средствами и современными наглядными пособиями;

- совершенствование и изучение природоведческих предметов, пения и музыки, создание условий;

- оснащение предметных кабинетов, лабораторий общеобразовательных учреждений новыми техническими оборудованиями, электрическими приборами, реактивами и другими лабораторными принадлежностями для проведения лабораторных исследований согласно учебной программе;

- пропаганда и поощрение изучения предметов природоведения посредством средств массовой информации;

- использование современных технологий в обучении точных наук и природоведения;

- повышение качества обучения естественных дисциплин и точных наук во всех ступенях образования;

- организация и проведение руководствующих и методических семинаров в общеобразовательных учреждениях по вопросам реализации направлений Программы;

- оснащение кабинетов технологии труда для мальчиков и девушек в общеобразовательных учреждениях с целью обучения ручного ковроизделия и других народных промыслов.

3. Состояние обеспечения предметными кабинетами и оснащёнными учебными лабораториями в общеобразовательных учреждениях Республики Таджикистан

9. Президент Республики Таджикистан, Лидер нации, уважаемый Эмомали Рахмон оценивает сферу образования как важнейший фактор развития нации и укрепления государства, считая ее одной из приоритетных областей. Исходя из этого, обучение и воспитание молодого поколения считается главной и основной идеей государственности.

10. Республика Таджикистан, находясь в состоянии устойчивого экономического развития, в годы независимости добилась значительных успехов в различных сферах, в особенности в сфере образования. На современном этапе развития общества продолжается реформирование сферы образования.

11. В последние годы с целью внедрения постоянных новшеств и управления относительно вхождения в единое мировое образовательное пространство и усвоения современных достижений науки был принят ряд важных государственных нормативно-правовых документов. Основу государственной политики в сфере образования составляет внедрение в образовательный процесс мировых стандартов и подготовка специалистов, соответствующих требованиям рынка труда, так как прогресс того или иного государства, в первую очередь, зависит от эффективной деятельности кадров различных сфер экономики.

12. Вхождение в единое образовательное пространство и соответствие международным стандартам появилась необходимость разработки новой редакции данной Программы.

13. В настоящее время в Республике Таджикистан возникли реальные предпосылки для совершенствования изучения естественнонаучных дисциплин. В системе образования Республики Таджикистан предусмотрено изучение природоведческих дисциплин в дошкольных, общеобразовательных, средних и высших профессиональных учебных заведениях.

14. В 2015-2016 учебном году в республике действовало 3846 общеобразовательных учреждений и в них обучалось 1784437 учащихся, обучением и воспитанием которых было занято 110317 учителей.

15. Согласно статистическому отчету Министерства образования и науки Республики Таджикистан в 2015-2016 учебном году в общеобразовательных учреждениях республики осуществляли деятельность 6713 учителей математики, 1554 учителя математики-информатики, 2174 учителя математики-физики, 1284 учителя информатики, 2037 учителей физики, 1282 учителя химии, 2743 учителя биологии, 2810 учителей географии и 446 учителей биологии-экологии.

16. В соответствии с учебным планом общеобразовательных учреждений Республики Таджикистан на 2015-2020 годы на изучение естественных наук в I-II классах выделен один час, в IV классе - 2 часа, в V-IX классах - 28 часов, X-XI классах - 17 часов в неделю.

17. В данном учебном плане изучение предметов предусмотрено по профильным направлениям и по направлениям, которые реализуются после окончания среднего основного образования. В общеобразовательных учреждениях распределение по направлениям разрешается с X класса. Во время распределения по направлениям следует учитывать уровень знаний, умения и способности, а также психическое состояние учащегося. Распределение по направлениям классов зависит от количества классов и численности учащихся.

18. В образовательных учреждениях типа лицей, гимназия и частные негосударственные образовательные учреждения, которые имеют хорошую образовательную, материально-техническую и кадровую базу, учащихся распределяют по направлениям с V и VII классов.

19. Анализ состояния обучения естественных дисциплин (физики, химии, биологии, экологии, математики, географии, информационной технологии) в общеобразовательных учреждениях выявил такие проблемы, как несоответствующее состояние предметных кабинетов, учебных лабораторий, учебников по данным предметам, методических пособий и дидактических материалов в обучении данных дисциплин:

20. Следует отметить, что повышение качества обучения в общеобразовательных учреждениях (лицеях, гимназиях, школах), прежде всего, зависит от оснащения предметных кабинетов и лабораторий по физике, химии, математике, биологии, экологии, географии, информационной технологии и др.

21. В настоящее время в общеобразовательных учреждениях состояние оснащения кабинетов физики, химии, географии, биологии, математики и других учебных предметов не соответствуют современным требованиям.

22. За последние 25 лет в общеобразовательных учреждениях страны практически не поступало химических реактивов, лабораторных принадлежностей и демонстрационных оборудований. До сих пор в республике нет центра по продаже лабораторных принадлежностей, демонстрационных оборудований и химических реактивов. Поэтому в большинстве учебных заведениях данные предметы изучаются только в теоретическом плане, а вопросы практического усвоения осуществляются только в редких случаях. В связи с этим, без укрепления материально-технической базы учебных кабинетов по природоведческим дисциплинам и проведения опытных работ (связь теории с практикой) нельзя повысить уровень знаний учащихся.

23. Анализ состояния преподавания естественных предметов (физики, химии, биологии, экологии, математики, географии, информационных технологий) на начальном этапе реализации Государственной программы по обеспечению образовательных и научных учреждений республики предметными кабинетами, оснащенными учебными научно-исследовательскими лабораториями на период 2010-2015 годы показал, что хотя в этом направлении сделано многое, но в ряде общеобразовательных учреждениях ход выполнения данной Программы остаётся тревожным. Местными исполнительными органами государственной власти городов и районов в общеобразовательных учреждениях не выделялись необходимые денежные средства для закупки, организации и оснащения предметных кабинетов, учебных лабораторий, что создавало серьёзную проблему в ходе реализации данной Программы.

24. В Горно-Бадахшанской автономной области вопрос организации и оборудования предметных кабинетов в образовательных учреждениях области по показателям Государственной программы по обеспечению образовательных и научных учреждений республики предметными кабинетами, оснащенными учебными научно-исследовательскими лабораториями на период 2010-2015 годы не был решен. Поэтому, согласно плану первого этапа реализации Программы из 292 кабинетов, которые должны быть созданы в течение пяти лет в общеобразовательных учреждениях области, всего оборудовано 62 кабинета, что составляет 21,2 процентов выполнения Программы. В общеобразовательных учреждениях области для оборудования и оснащения кабинетов достаточным образом не выделялись средства.

25. В общеобразовательных учреждениях Хатлонской области согласно плану реализации Государственной программы по обеспечению образовательных и научных учреждений республики предметными кабинетами, оснащенными учебными научно-исследовательскими лабораториями на период 2010-2015 годы должно быть создано 2721 учебного кабинета для естественно - точных наук (физика, химия, биология, экология, математика, география, информационная технология). На протяжении пяти лет в общеобразовательных учреждениях области оборудовано 2003 учебных кабинета, что составляет 73,6 процентов выполнении плана. Для полного выполнения плана данной Программы, без учета новообразованных образовательных учреждений, нужно организовать ещё 718 кабинетов.

26. В Согдийской области из 797 кабинетов, предусмотренных планом реализации Государственной программы по обеспечению образовательных и научных учреждений республики предметными кабинетами, оснащенными учебными научно-исследовательскими лабораториями на период 2010-2015 годы, за пять лет были организованы 341 учебных кабинета, что составляет 42,7 процентов выполнения плана.

27. В общеобразовательных учреждениях города Душанбе выполнение плана Государственной программы по обеспечению образовательных и научных учреждений республики предметными кабинетами, оснащенными учебными научно-исследовательскими лабораториями на период 2010-2015 годы составило 64 процента, то есть из запланированных 216 кабинетов всего организовано 139 учебных кабинетов.

28. В целом, из 4641 предусмотренных кабинетов согласно плану Программы в общеобразовательных учреждениях республики в совокупности были организованы и оборудованы 2908, что составило 62,6 процента выполнения Государственной программы по обеспечению образовательных и научных учреждений республики предметными кабинетами, оснащенными учебными научно-исследовательскими лабораториями на период 2010-2015 годы.

29. Из проведенных анализов можно сделать выводы, что Государственной программы по обеспечению образовательных и научных учреждений республики предметными кабинетами, оснащенными учебными научно-исследовательскими лабораториями на период 2010-2015 годы во всех общеобразовательных учреждениях республики не выполнено должным образом. Согласно статистическим перспективным данным на протяжении пяти лет с учетом пополнения учащихся (ежегодно увеличивается на 3 процента) количество общеобразовательных учреждений в Республике Таджикистан достигнет до 4334 и в будущем в этих учреждениях оборудование предметных кабинетов должно быть запланировано. В связи с этим, в данной Программе учтено план оснащения предметных кабинетов природоведческих дисциплин на будущие три года.

30. Для полного выполнения Государственной программы по обеспечению образовательных и научных учреждений республики предметными кабинетами, оснащенными учебными научно-исследовательскими лабораториями на период 2010-2015 годы появилась необходимость доработки и совершенствования первого этапа Государственной программы по обеспечению общеобразовательных учреждений (лицеев, гимназий, школ) республики предметными кабинетами, оснащенными учебными лабораториями на новом этапе.

31. Следует отметить, что учебные предметные кабинеты в общеобразовательных учреждениях должны способствовать развитию личностной культуры учащихся, уровня качества знаний, эффективности информационного обслуживания учебно-воспитательного процесса. Оснащение и оформление кабинетов должны соответствовать эстетическим, санитарным, учебным и исследовательским требованиям учебного процесса и использованы в соответствии с требованиями.

32. Вместе с тем, важно отметить, что для культурного и эстетического воспитания учащихся играет важную роль предмет музыка и пение. Поэтому в новой Программу включены вопросы обеспечения кабинетов пения музыкальными инструментами.

33. Оборудование учебных кабинетов должны соответствовать эстетическим требованиям учебных корпусов и они должны быть оборудованы согласно установленному порядку. В связи с этим, на втором этапе Программы особое внимание будет уделено оформлению и оснащению учебных кабинетов (приложение 3).

4. Основные направления осуществления программы

34. Реализация данной Программы осуществляется следующими путями:

- создание и оснащение учебных кабинетов по предметам природоведения, пения и музыки и другим предметам (приложения 1-9);

- создание условий для одарённых учеников с учетом их индивидуальных особенностей;

- совершенствование и оснащение классов экологических секторов центров внешкольного обучения.

5. Финансирование программы

35. Программа финансируется за счет следующих средств:

- государственного бюджета;

- внебюджетных средств;

- специальных средств;

- благотворительных средств.

36. Финансирование Программы осуществляется в рамках средств, ежегодно выделяемых для сферы образования. Ответственные, в том числе местные исполнительные органы государственной власти, согласно требованиям данной Программы ежегодно планируют выделение необходимых средств. Оплата средств на осуществление пунктов Плана мероприятий Программы производится за счет средств местных исполнительных органов государственной власти, республиканских органов, внебюджетных средств и международных организаций.

37. С целью привлечения средств международных организаций для оснащения и оборудования кабинетов и лабораторий руководители общеобразовательных учреждений должны представить свои проекты на тендеры международных организаций.

6. Результаты реализации программы

38. Практическая реализация данной Программы способствует решению следующих вопросов:

- обеспечивает выполнение положений Закона Республики Таджикистан "Об образовании" и Национальной концепции образования Республики Таджикистан, способствует формированию личности с новым мышлением, неуклонному развитию благополучного общества и совершенствует правовую, экономическую и техническую базу подрастающего поколения;

- оказывает влияние на совершенствование путей и методов обучения, повышает уровень знаний учащихся;

- обеспечивает интегрирование процессов обучения и воспитания, защиту окружающей среды и профессиональной ориентации;

- посредством качественного обучения постепенно развивает творческое мышление и высокое профессиональное мастерство кадров;

- удовлетворяет потребности личности человека к изучению передовой техники и информационной технологии и выбора профессионального, дополнительного обучения и переобучения.

Приложение 2

к Постановлению Правительства Республики Таджикистан от 29 ноября 2017 года №544

План мероприятий по осуществлению государственной программы по обеспечению общеобразовательных учреждений республики предметными кабинетами и оснащёнными учебными лабораториями на 2018-2020 годы

Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

Финансирование

11.

Выделение грантов для развития предметных и научных исследовательских кабинетов

2018-2020

Министерство образования и науки Республики Таджикистан

Министерство образования и науки Республики Таджикистан

22.

Издание научно-методических  пособий в сфере образования для  ответственных предметных кабинетов

2018-2020

Министерство образования и науки Республики Таджикистан

Академия образования Таджикистана, инвестиционные программы

33.

Усовершенствование и оборудование кабинетов природоведческих дисциплин в общеобразовательных учреждениях  страны

2018-2020


Министерство образования и науки Республики Таджикистан, Академия образования Таджикистана

Местные исполнительные органы государственной власти, управления  и отделы образования областей, городов и районов, общеобразовательные учреждения

44.

Усовершенствование и оборудование кабинетов, секторов экологии при центрах дополнительного образования

2018-2020

Министерство образования и науки Республики Таджикистан

Центры дополнительного образования

55.

Организация и издание учебно- методических пособий для преподавателей природоведческих дисциплин в общеобразовательных учреждениях

2018-2020

Министерство образования и науки Республики Таджикистан

Министерство образования и науки Республики Таджикистан,

инвестиционные программы

Приложение 1

к Государственной программе по обеспечению общеобразовательных учреждений республики предметными кабинетами и оснащёнными учебными лабораториями на 2018-2020 годы

План обеспечения предметными кабинетами и лабораториями общеобразовательных учреждений республики

Город, район

2018

2019

2020

ИТОГО

Перечень предметных кабинетов

Перечень предметных кабинетов

Перечень предметных кабинетов

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Государственная программа по обеспечению общеобразовательных учреждений республики предметными кабинетами и оснащёнными учебными лабораториями на 2018-2020 годы 1. Общие положения 2. Цели и задачи программы 3. Состояние обеспечения предметными кабинетами и оснащёнными учебными лабораториями в общеобразовательных учреждениях Республики Таджикистан 4. Основные направления осуществления программы 5. Финансирование программы 6. Результаты реализации программы План мероприятий по осуществлению государственной программы по обеспечению общеобразовательных учреждений республики предметными кабинетами и оснащёнными учебными лабораториями на 2018-2020 годы Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9

Постановление Правительства Республики Таджикистан от 29 ноября 2017 года №544
"О Государственной программе по обеспечению общеобразовательных учреждений республики предметными кабинетами и оснащёнными учебными лабораториями на 2018-2020 годы"

О документе

Номер документа:544
Дата принятия: 29/11/2017
Состояние документа:Действует
Регистрация в МинЮсте: № 522 от 04/11/2017
Начало действия документа:29/11/2017
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Нет сведений