Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 26 августа 2017 года №511

Об утверждении Программы "Национальная экспортная стратегия"

(В редакции Постановления Правительства Республики Казахстан от 03.06.2019 г. №361)

Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Программу "Национальная экспортная стратегия" (далее - Программа).

2. Утратил силу в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 03.06.2019 г. №361

(см. предыдущую редакцию)

3. Центральным и местным исполнительным органам и иным организациям принять меры по реализации Программы.

4. Ответственным центральным и местным исполнительным органам представлять информацию согласно Плану мероприятий по реализации Программы в соответствии с Правилами разработки, реализации, проведения мониторинга, оценки и контроля Стратегического плана развития Республики Казахстан, государственных и правительственных программ, стратегических планов государственных органов, программ развития территорий, а также разработки, реализации и контроля Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны, утвержденными Указом Президента Республики Казахстан от 4 марта 2010 года №931 "О некоторых вопросах дальнейшего функционирования Системы государственного планирования в Республике Казахстан".

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

6. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

Премьер-Министр Республики Казахстан

Б.Сагинтаев

Утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 августа 2017 года №511

Программа "Национальная экспортная стратегия Республики Казахстан"

Оглавление

1. Паспорт

2. Введение

3. Анализ текущей ситуации

3.1 Текущие тенденции в развитии экспорта Казахстана

3.1.1 Экспорт товаров

3.1.2 Экспорт услуг

3.1.3 Участие в международных торговых соглашениях

3.2 Глобальные тренды, влияющие на мировую торговлю

3.3 Политика государственного регулирования и результаты реализации предыдущих программ

3.3.1 Нормативное правовое регулирование деятельности экспортеров

3.3.2 Оценка результатов государственной политики по продвижению экспорта

3.4 Конкурентные преимущества, вызовы и барьеры для казахстанского экспорта

3.5 Возможности для казахстанского экспорта товаров и услуг

3.5.1 Перспективная "экспортная корзина" Казахстана

3.5.2 Приоритетные рынки сбыта Казахстана

3.6 Зарубежный опыт

4. Цели, целевые индикаторы, задачи и показатели результатов реализации Программы

5. Основные направления, пути достижения целей и задач Программы, соответствующие меры

5.1 Усиление институциональных основ поддержки экспортеров

5.2 Оказание финансовых и нефинансовых мер поддержки для экспортеров

5.3 Устранение барьеров, препятствующих развитию экспорта

5.4 Улучшение условий развития экспорта услуг

6. Необходимые ресурсы

1. Паспорт

 Наименование

 Программа "Национальная экспортная стратегия Республики Казахстан"

Основание для разработки

Послание Президента Республики Казахстан от 30 января 2017 года "Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность";
Стратегия "Казахстан – 2050": новый политический курс состоявшегося государства;
Концепция по вхождению в число 30-ти самых развитых государств мира, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 17 января 2014 года № 732.

Государственный орган, ответственный за разработку и реализацию Программы

Министерство национальной экономики Республики Казахстан – разработка Программы, Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан, другие центральные и местные исполнительные органы – реализация Программы

 Цель

Создание условий для увеличения объема несырьевого экспорта в 1,5 раза к 2022 году, а также диверсификации рынков сбыта и экспорта товаров и услуг*

Целевые индикаторы

1) Объем экспорта несырьевых товаров и услуг Республики Казахстан достигнет 31,8 млрд. долларов США к 2022 году.
2) Прирост экспорта несырьевых товарных позиций с объемом экспорта более 10 млн. долларов США в страны приоритетного интереса до 8,0% в 2022 году к предыдущему году.
3) Прирост экспорта несырьевых товарных позиций с объемом экспорта более 10 млн. долларов США в страны высокого интереса до 7,7% в 2022 году к предыдущему году.

Задачи

1) Усиление институциональных основ поддержки экспортеров.
2) Оказание финансовых и нефинансовых мер поддержки для экспортеров.
3) Устранение барьеров, препятствующих развитию экспорта.
4) Улучшение условий развития экспорта услуг.

Сроки реализации

2018-2022 годы

Источники и объемы финансирования

 Финансовые затраты на реализацию Программы не требуются

* К уровню 2015 года

2. Введение

За прошедшие пять лет были приняты ключевые программные документы, направленные на модернизацию экономики Казахстана, такие как Стратегия "Казахстан-2050", План нации - 100 конкретных шагов по реализации 5 институциональных реформ, Государственная программа инфраструктурного развития "Нурлы жол" на 2015 - 2019 годы, Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы, Государственная программа развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы.

Обновление платформы долгосрочного развития страны обусловливает необходимость актуализации подходов к решению стратегической задачи развития и реализации экспортного потенциала страны.

Главой государства в Послании народу Казахстана от 31 января 2017 года поставлена задача продолжения индустриализации с упором на развитие конкурентоспособных экспортных производств в приоритетных отраслях экономики. При этом, ранее в рамках Стратегии "Казахстан - 2050": новый политический курс состоявшегося государства отмечается необходимость развития новых производств с упором на расширение несырьевого сектора, ориентированного на экспорт.

На текущий момент сложилась новая реальность, которая обозначила завершение глобального "сырьевого суперцикла", изменение темпов и структуры роста мировой экономики, а также повсеместное внедрение технологических инноваций. Эти технологии существенно меняют не только условия жизни человека, но также структуру затрат и логистические цепочки.

Одновременно трансформируется характер международных торговых отношений, в частности, наблюдается усиление тренда на протекционизм и борьбу между крупнейшими странами за выстраивание региональных торговых зон, что требует системной корректировки и адаптации среднесрочных национальных политик к новым условиям.

Программа "Национальная экспортная стратегия Республики Казахстан" на 2018-2022 годы (далее - Программа) нацелена на формирование единой и целостной политики по обеспечению условий для роста несырьевого экспорта в два раза к 2025 году и в три раза к 2040 году согласно Стратегии "Казахстан-2050".

Программа определяет перспективную экспортную корзину и приоритетные рынки сбыта, содержит комплекс конкретных мер по продвижению казахстанского экспорта и систему измеримых целевых результатов для контроля эффективности ее реализации.

Программа нацелена на формирование необходимой институциональной структуры, повышающей скорость и эффективность решения как оперативных, так и долгосрочных вопросов, связанных с деятельностью экспортеров.

Сопутствующие мероприятия, которые предусматривают достижение комплексного, синергетического эффекта, осуществляются через реализацию программных документов, таких как:

Государственная программа инфраструктурного развития "Нурлы жол" на 2015 - 2019 годы (предусматривает поддержку экспортного потенциала страны через создание эффективной транспортно-логистической инфраструктуры, повышение конкурентоспособности субъектов АПК, и обеспечение безопасности качества продукции через развитие лабораторных баз, предоставление предэкспортного и экспортного кредитования);

Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы (предусматривает поддержку инвестиционных проектов в приоритетных секторах экономики, одним из критериев отбора которых является экспортная ориентированность);

Программа по развитию сферы услуг в Республике Казахстан до 2020 года (предусматривает комплексные меры по развитию секторов сферы услуг, а также по институциональному развитию сферы услуг в целом);

Государственная программа развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы (предусматривает развитие экспортного потенциала отечественной продукции АПК);

Единая программа поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса 2020" (предусматривает предоставление консультационных услуг экспортно-ориентированным предприятиям по процедурам и процессам для осуществления внешнеэкономической деятельности);

Программа развития регионов до 2020 года (предусматривает меры по повышению экспортного потенциала регионов РК).

Ожидается, что реализация Программы будет способствовать росту несырьевого экспорта страны, диверсификации рынков сбыта и расширению экспортной корзины. Данные меры планируется реализовать, в том числе за счет экспорта новых товарных позиций, увеличения доли продукции с высокой добавленной стоимостью, а также стимулирования инвестиций в экспортоориентированные производства и трансферта новых технологий.

По результатам реализации Программы ожидаются укрепление позиций отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынках, сокращение транзакционных издержек, в том числе связанных с таможенным оформлением и логистикой. Программа нацелена на повышение узнаваемости странового бренда и облегчение продвижения зонтичных и корпоративных брендов.

В целом, Программа предусматривает содействие целям ускорения экономического роста и диверсификации структуры экономики Казахстана.

3. Анализ текущей ситуации

3.1 Текущие тенденции в развитии экспорта Казахстана

Стабильный прогресс Казахстана в области интеграции в мировую экономику сопровождается расширением географии его экспорта. Казахстанская продукция экспортируется в 117 стран мира. В 2015 году Казахстан занял 50 место среди 204 стран с долей 0,28 % от объема мирового экспорта, в 2016 году - 52 место с долей 0,23% соответственно.

В географической структуре экспортной корзины преобладают 6 стран (Италия, Китай, Нидерланды, Россия, Франция, Швейцария), в которые за последние 10 лет было экспортировано порядка 63% от общего объема экспорта товаров.

Экспорт казахстанских товаров и услуг достиг пика в 2012 году, составив 91,3 млрд. долл. США.

Ввиду преобладания нефти и газоконденсата в структуре казахстанского экспорта его стоимость отличается волатильностью и коррелирует с ценами на углеводородное сырье.

Так, в 2015 году стоимость казахстанского экспорта упала на 42% по сравнению с 2014 годом. Подобное резкое падение экспорта наблюдалось лишь в кризисный 2009 год.

В 2016 году экспорт продолжил свое падение и его объем упал ниже уровня 2007 года. Основной причиной является системное падение цен на товарные позиции, которые занимают значительную долю экспортной корзины Казахстана (нефть, медь, руды).

Тем не менее, по итогам 2016 года доля экспорта товаров и услуг в ВВП Казахстана составила 32%, что выше аналогичных показателей большинства крупных развитых и развивающихся экономик.

Это отражает высокую степень открытости казахстанской экономики и одновременно свидетельствует о значительной чувствительности к рискам, связанным со структурой экспорта. Недостаточно диверсифицированная экспортная корзина создает условия для значительных ценовых шоков, способных негативно отразиться на экономике страны.

Таблица 1 - Показатели экспорта РК за 2007-2016 годы



2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Экспорт товаров, млрд. долл. США

47,8

71,2

43,2

60,3

84,3

86,4

84,7

79,5

46,0

36,8

Экспорт услуг, млрд. долл. США

3,42

4,29

4,10

4,12

4,34

4,83

5,30

6,59

6,48

6,31

Сырьевые товары, в % от общего объема экспорта

69%

72%

72%

70%

76%

75%

77%

77%

69%

65%

Обработанные товары, в % от общего объема экспорта

31%

28%

28%

30%

24%

25%

23%

23%

31%

35%

Торговое сальдо по товарам, млрд. долл. США

15,0

33,3

14,8

29,1

47,4

40,1

35,9

38,2

15,4

11,6

Торговое сальдо по услугам, млрд. долл. США

-8,4

-6,9

-6,0

-7,2

-6,6

-7,9

-7,2

-6,3

-5,4

-4,8

 

3.1.1 Экспорт товаров

Экспорт сырьевых товаров

Экспорт товаров Республики Казахстан по итогам 2016 года составил 36,8 млрд. долларов США.

По мере падения цен на углеводородное сырье и металлы доля сырьевых товаров в общем объеме экспорта товаров Казахстана сократилась с максимальных 76% в 2011 году до 65% в 2016 году.

Сырьевой экспорт Казахстана в основном представлен тремя укрупненными товарными группами:

топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные - 88%;

руды, шлак и зола - 5%;

злаки - 3,4%;

остальные - 3,6%.

Товарная группа "Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные" представлена 12 товарными группами на уровне 6 знаков ТН ВЭД, общий объем экспорта по данному направлению составил 21 млрд. долл. США.

География сырьевого экспорта. За 10 лет наибольший удельный вес в экспорте казахстанской продукции минерального топлива, нефти и продуктов их перегонки приходится на Италию (25,6%), Китай (11,4 %), Нидерланды (10,2%) и Францию (9,4%).

Товарная группа "Руды, шлак и зола" представлена 36 товарными группами и экспорт по данным видам товаров в 2016 году составил 1,2 млрд. долл. США.

В целом, за последние 10 лет руды, шлаки и зола экспортировались на два основных рынка - Россия (55,3%) и Китай (40,6%).

Экспорт товарной группы "Злаки" в 2016 году составил 0,8 млрд. долл. США. Зерновые составляют порядка 50% экспорта данного направления, обеспечивая Казахстану место в десятке мировых экспортеров зерна. География экспорта казахстанского зерна представлена 70 странами.

За 10 лет основными импортерами зерновых культур Казахстана стали Иран (13,4%), Азербайджан (12,0%), Таджикистан (10,9%) и Узбекистан (9,6%).

В целом, по сырьевому экспорту Казахстан в полной мере реализует свои конкурентные преимущества, при этом благоприятная конъюнктура рынка по традиционной экспортной корзине позволила стране обеспечить высокие темпы роста экономики, нарастить социально-экономический потенциал, решить ряд актуальных проблем экономики.

Сырьевые экспортные товары имеют естественные сравнительные преимущества, которые облегчают доступ на мировые рынки:

короткие цепочки добавленной стоимости;

низкая чувствительность к срокам транспортировки;

зависимость, в основном, от поставок местных природных ресурсов;

наличие эффекта масштаба производства;

относительно высокая удельная стоимость, что снижает чувствительность к транспортным расходам, в условиях отсутствия выхода к морю и географической удаленности казахстанских экспортеров от рынков сбыта.

В результате, для сырьевого экспорта сокращаются транзакционные издержки, минимизируется необходимость координации между экономическими агентами, а также между агентами и регулирующими органами.

Но в ближайшее время сложно ожидать высоких цен на энергоресурсы, которые сформировали модель "нефтяного роста" 2000-х годов. Назрела необходимость, сохраняя конкурентные преимущества Казахстана по сырьевым товарам, нарастить потенциал выхода на глобальные рынки несырьевых продуктов через механизмы согласованной экспортной стратегии.

Экспорт обработанных товаров (несырьевой экспорт)

Экспорт обработанных товаров в 2016 году составил 12,8 млрд. долл. США, его доля составила 35% от общего объема экспорта товаров.

Несмотря на то, что доля обработанных товаров в общей структуре экспорта показывает положительную динамику, в стоимостном выражении экспорт данной категории товаров имеет устойчивую тенденцию к падению.

Такой тренд проявился в большинстве отраслей, которые являются приоритетными в программе индустриально-инновационного развития.

Так, экспорт продукции черной металлургии, по отношению к 2012 году, упал в 2016 году на 37,6%, цветной металлургии - на 30,5%, продуктов питания - на 33,4%, химикатов для промышленности - на 55%, железнодорожной техники - на 39,2%, оборудования для горнодобывающей промышленности - на 23,7%, оборудования для нефтяной индустрии - на 12,3%, стройматериалов - на 51,1%.

При этом, если сырьевые отрасли могут достаточно безболезненно восстановить свои позиции на мировом рынке при росте цен на сырье, то несырьевому сектору восстанавливать потерянные экспортные позиции гораздо сложнее.

Это связано с объективными особенностями производства товаров обрабатывающей промышленности, которые усложняют условия экспорта:

наличие более сложных цепочек поставок и трудности, связанные с их управлением;

высокая чувствительность к транспортным расходам и срокам транспортировки и логистики;

зависимость от степени эффективности координации рынка;

высокая зависимость от цен и доступа к импортным промежуточным ресурсам;

большая зависимость от уровня технологий, наукоемкости производства, качества и стоимости рабочей силы.

В результате, казахстанские экспортеры, производство которых имеет удлиненные цепочки добавленной стоимости, чувствительны к транспортным расходам и срокам поставок, испытывают гораздо большие сложности при экспорте. Как правило, они вынуждены ориентироваться на ближайшие региональные рынки стран СНГ.

Именно этими сложностями можно объяснить то, что в структуре казахстанского экспорта обработанных товаров свыше 90% составляют промежуточные товары, преимущественно низкого передела.

Экспорт обработанных промежуточных товаров представлен укрупненными товарными группами:

"продукция из черных металлов" - 22%;

"топливо минеральное и нефтепродукты" - 20%;

"продукты неорганической химии" - 16%;

"медь и медные изделия" - 11%;

"драгоценные металлы" - 5%;

"цинк и изделия из него" - 5%;

"продукция мукомольно-крупяной промышленности" - 4%;

"алюминий и изделия из него" - 3%;

остальные - 14%.

Экспорт "черных металлов" в 2016 году составил 2,7 млрд. долл. США. Объемы экспорта продукции по данной товарной группе нестабильны в связи с сильной волатильностью котировок на товарных рынках. Из категории черных металлов за 10 лет Казахстан экспортировал 139 товарных позиций на уровне 6 знаков ТН ВЭД.

В структуре потребления казахстанских черных металлов за 10 лет наибольший удельный вес занимает Россия (19,4%), далее идут Иран (16,0%) и Китай (14,4%).

Также, Казахстан экспортирует крупные объемы в США (2,0%) и другие страны дальнего зарубежья (13,4%).

В 2016 году объем экспорта товаров отрасли "Топливо минеральное и нефтепродукты" составил 1,3 млрд. долл. США. В денежном выражении объем экспорта сократился в 3 раза с 2014 по 2016 годы, а в физическом выражении снизился на четверть.

Обработанная продукция из отрасли "Топливо минеральное и нефтепродукты" представлена дистиллятами (керосин, газойль и т.д.), пропаном и бутаном.

Крупнейшими потребителями казахстанских продуктов данной отрасли за 10 лет являются Нидерланды (22%) и другие страны Европы, а также Китай (9%). Китай прекратил импортировать дистилляты в 2016 году, активно наращивает импорт пропана и бутана.

В 2016 году экспорт продуктов "неорганической химии" составил 2,4 млрд. долл. США, наблюдается сокращение на 22,6% по сравнению с 2015 годом.

Снижение мировых цен привело к сокращению экспорта урана на 23% в 2016 году.

Казахстан обеспечивает 40% потребности мировой атомной энергетики, преимущественно поставляя урановый концентрат, по долгосрочным контрактам.

За 10 лет основным рынком сбыта по урану является Китай с долей более 50%.

В 2016 году объем экспорта "обработанной меди и медных изделий" составил 1,9 млрд. долл. США. Устойчивый спрос на казахстанскую медь сохраняется на уровне 0,4 млн. тонн. Основными товарами товарной группы являются медные катоды.

В структуре объема потребления меди и медных изделий за 10 лет Китай занимает первое место (49,9%). Доля России составила всего 4,4%. Несмотря на длинное транспортное плечо, Казахстан экспортирует медь в Великобританию (19,7%), Турцию (10,8%) и Италию (7,9%).

Таким образом, структурные тенденции базы несырьевого экспорта показывают, что экспорт сконцентрировался внутри отраслей и вокруг нескольких доминирующих продуктов. В результате, за последнее десятилетие ассортимент уменьшился, то есть объемы экспорта все больше концентрировались вокруг нескольких основных продуктов.

Структура несырьевого экспорта характеризуется также низкими коэффициентами "выживания" новых видов несырьевого экспорта.

В результате, в ключевых отраслях несырьевого экспорта Казахстан все больше концентрируется на менее сложных продуктах, которые представляют ограниченные возможности для дифференциации и обычно конкурируют на своих основных рынках в нижней части "лестницы качества".

Выявленные тенденции в сфере экспорта обработанных товаров указывают на важность решения накопившихся проблем в части усиления координации действий по снижению транзакционных издержек экспортера на основе:

комплексного использования мер и инструментов поддержки, особенно для содействия экспортерам, представляющим малый и средний бизнес;

создания массового эффекта от применения инструментов поддержки экспорта в силу их системности и взаимосвязанности;

улучшения взаимодействия предпринимателей между собой и с государством на принципах "единого окна";

реализации комплекса мер по сокращению внешнеторговых барьеров,

сокращения времени транспортировки обработанных товаров;

повышения эффективности логистических услуг;

сокращения времени и стоимости прохождения таможенных процедур;

хеджирования валютных рисков.

Тенденции в экспорте сельскохозяйственной продукции и продуктов питания из Республики Казахстан

По данным КС МНЭ РК в 2016 году экспорт продуктов животного и растительного происхождения, готовых продовольственных товаров достиг 2150,0 млн. долл. США, составив 5,9% от всей стоимости экспорта.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Программа "Национальная экспортная стратегия Республики Казахстан" 1. Паспорт 2. Введение 3. Анализ текущей ситуации 3.1 Текущие тенденции в развитии экспорта Казахстана 3.1.1 Экспорт товаров 3.1.2 Экспорт услуг 3.1.3 Участие в международных торговых соглашениях 3.2 Глобальные тренды, влияющие на мировую торговлю 3.3 Политика государственного регулирования и результаты реализации предыдущих программ 3.3.1 Нормативное правовое регулирование деятельности экспортеров 3.3.2 Оценка результатов государственной политики по продвижению экспорта 3.4 Конкурентные преимущества, вызовы и барьеры для казахстанского экспорта 3.5 Возможности для казахстанского экспорта товаров и услуг 3.5.1 Перспективная "экспортная корзина" Казахстана 3.5.2 Приоритетные рынки сбыта Казахстана 3.6 Зарубежный опыт 4. Цели, целевые индикаторы, задачи и показатели результатов реализации Программы 5. Основные направления, пути достижения целей и задач Программы, соответствующие меры 5.1 Усиление институциональных основ поддержки экспортеров 5.2 Оказание финансовых и нефинансовых мер поддержки для экспортеров 5.3 Устранение барьеров, препятствующих развитию экспорта 5.4 Улучшение условий развития экспорта услуг Приложение

Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 августа 2017 года №511
"Об утверждении Программы "Национальная экспортная стратегия"

О документе

Номер документа:511
Дата принятия: 26/08/2017
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:26/08/2017
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Нет сведений

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 6 настоящее Постановление вводится в действие со дня его подписания - с 26 августа 2017 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 03/06/2019  документом  Постановление Правительства Республики Казахстан О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан № 361 от 03/06/2019
Вступила в силу с: 03/06/2019


Редакция от 26/08/2017