Утратил силу

Документ утратил силу с 9 января 2018 года в соответствии с пунктом 3 Приказа Министерства инфраструктуры Украины от 26 сентября 2017 года №321

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

Зарегистрирован

Министерством юстиции Украины

19 апреля 2013 года

№650/23182

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ИНФРАСТРУКТУРЫ УКРАИНЫ

от 1 апреля 2013 года №199

Об утверждении Положения об осуществлении финансового мониторинга субъектами первичного финансового мониторинга, государственное регулирование и надзор за деятельностью которых осуществляет Министерство инфраструктуры Украины

В соответствии со статьями 6, 7, 9, 14 и 17 Закона Украины "О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма", подпунктом 4.11.5 подпункта 4.11 пункта 4 Положения о Министерстве инфраструктуры Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 12 мая 2011 года №581, и с целью обеспечения координации деятельности субъектов первичного финансового мониторинга относительно организации финансового мониторинга в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Положение об осуществлении финансового мониторинга субъектами первичного финансового мониторинга, государственное регулирование и надзор за деятельностью которых осуществляет Министерство инфраструктуры Украины, которое прилагается.

2. Отделу внутренних расследований и предупреждения коррупционных и экономических правонарушений обеспечить:

2.1. Представление настоящего приказа на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины в установленном порядке.

2.2. Размещение настоящего приказа на веб - сайте Министерства инфраструктуры Украины.

3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Демидовича Д.В.

 

Министр
В.В. Козак

Утверждено Приказом Министерства инфраструктуры Украины от 1 апреля 2013 года №199

Положение об осуществлении финансового мониторинга субъектами первичного финансового мониторинга, государственное регулирование и надзор за деятельностью которых осуществляет Министерство инфраструктуры Украины

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Украины "О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма" (далее - Закон) и определяет порядок организации и проведения финансового мониторинга в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма субъектами первичного финансового мониторинга, государственное регулирование и надзор за деятельностью которых осуществляет Министерство инфраструктуры Украины.

1.2. Настоящее Положение применяется субъектами первичного финансового мониторинга - операторами почтовой связи, которые проводят финансовые операции по переводу денег (далее - субъекты), и их обособленными подразделениями.

1.3. В настоящем Положении термины употребляются в значении, приведенном в Законе.

II. Правовой статус работника, ответственного за проведение финансового мониторинга, и процедура его назначения

2.1. Работник, ответственный за проведение финансового мониторинга, является лицом, на которого возлагаются организация и координация деятельности по проведению субъектом (обособленным подразделением субъекта) мероприятий финансового мониторинга.

2.2. Субъект до дня проведения первой финансовой операции обязан назначить работника, ответственного за проведение финансового мониторинга (далееответственный работник).

2.3. Субъект сообщает Госфинмониторингу Украины в соответствии с установленным им порядком о:

назначении ответственного работника - в течение трех рабочих дней со дня его назначения, но не позже дня проведения субъектом первой финансовой операции;

назначении лица, которое временно исполняет обязанности ответственного работника, - в течение трех рабочих дней со дня назначения;

увольнении ответственного работника или лица, которое временно исполняет его обязанности, - в течение трех рабочих дней со дня увольнения.

2.4. Ответственный работник субъекта назначается на должность на уровне руководства субъекта с учетом особенностей, установленных Законом.

Выполнение полномочий ответственного работника субъекта может быть возложено на руководителя субъекта.

2.5. При наличии у субъекта обособленных подразделений в таких обособленных подразделениях могут назначаться работники, ответственные за проведение финансового мониторинга в подразделении.

Ответственные работники подразделений назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем субъекта по согласованию с ответственным работником субъекта.

В случае нецелесообразности введения отдельной должности ответственного работника в обособленном подразделении исполнение обязанностей ответственного работника подразделения возлагается на руководителя или другого должностного лица этого обособленного подразделения.

2.6. Одно и то же лицо не может быть назначено одновременно ответственным работником субъекта и его обособленного подразделения, а также одновременно в нескольких обособленных подразделениях.

2.7. Ответственный работник субъекта (подразделения субъекта) должен работать в субъекте (подразделении субъекта) по основному месту работы.

2.8. Лицо, которое впервые назначается на должность ответственного работника субъекта или ответственного работника подразделения, должно в течение трех месяцев со дня назначения пройти обучение на базе соответствующего учебного заведения, отнесенного к сфере управления Госфинмониторинга Украины.

2.9. С учетом особенностей организационной структуры субъекта в нем может быть создано отдельное структурное подразделение по вопросам проведения финансового мониторинга.

Структурное подразделение должен возглавлять ответственный работник субъекта, или это подразделение должно непосредственно подчиняться ответственному работнику субъекта.

Структурное подразделение функционирует в соответствии с положением о нем, которое утверждается руководителем субъекта.

2.10. Ответственный работник субъекта (подразделения субъекта) должен иметь безупречную деловую репутацию, отвечать требованиям, установленным Госфинмониторингом Украины, и отвечать профессиональным критериям, необходимым для обеспечения качественного исполнения им своих должностных обязанностей.

Деловая репутация и соответствие профессиональным критериям кандидатов на должности руководителей и работников, ответственных за проведение финансового мониторинга, проверяется субъектом до даты назначения такого лица на должность.

Обстоятельствами, которые свидетельствуют о несоответствии кандидата требованиям относительно безупречности деловой репутации, являются:

наличие судимости, не погашенной и не снятой в установленном законодательством порядке;

наличие факта применения к лицу административного взыскания за совершение коррупционного правонарушения или нарушение законодательства относительно предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, если не прошел один год со дня окончания выполнения взыскания;

увольнение кандидата на основании пунктов 3, 4, 7, 8 части первой статьи 40 или статьи 41 Кодекса законов о труде Украины (если с даты увольнения прошло менее пяти лет);

лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в установленном законодательством порядке.

2.11. Проверка деловой репутации и соответствия профессиональным критериям кандидатов на должности ответственных работников проводится на основании предоставленных кандидатами оригиналов документов: паспорта, трудовой книжки, документов об образовании, повышении квалификации, справки об отсутствии судимости, полученной в органах внутренних дел, а также, в случае необходимости, на основании информации, полученной от органов государственной власти, финансовых учреждений, юридических лиц, если такая информация является публичной (открытой).

2.12. Материалы по вопросам проверки деловой репутации и соответствия профессиональным критериям работников, ответственных за проведение финансового мониторинга, хранятся в их личных делах.

2.13. На время временного отсутствия ответственного работника субъекта (подразделения субъекта) руководитель субъекта назначает лицо, которое будет исполнять обязанности ответственного работника на время его отсутствия. На указанное лицо распространяются права и обязанности, установленные для ответственного работника субъекта (подразделения субъекта).

Лицо, которое временно исполняет обязанности ответственного работника субъекта (подразделения субъекта), должно иметь безупречную деловую репутацию и пройти в соответствии с внутренними процедурами подготовку относительно выполнения требований Закона.

Лицо, которое временно будет исполнять обязанности ответственного работника субъекта (подразделения субъекта) на время его отсутствия, может быть назначено одновременно с ответственным работником.

2.14. В случае увольнения ответственного работника субъекта (подразделения субъекта) руководитель субъекта не позже следующего рабочего дня после его увольнения назначает другого ответственного работника или лицо, которое будет исполнять его обязанности.

Допускается исполнение обязанностей ответственного работника субъекта (подразделения субъекта) лицом, которое временно исполняет его обязанности в случае увольнения ответственного работника, на срок проверки деловой репутации кандидата на должность ответственного работника субъекта (подразделения субъекта), который не должен превышать два месяца.

2.15. Ответственный работник субъекта (подразделения субъекта) является независимым в своей деятельности.

Ответственный работник субъекта (подразделения субъекта) подотчетен только руководителю субъекта.

В случае несогласия ответственного работника субъекта с указаниями руководителя субъекта относительно организации системы предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма и по другим вопросам проведения финансового мониторинга он имеет право сообщить об этом Госфинмониторингу Украины и Мининфраструктуры Украины с письменным изложением своих возражений.

2.16. К полномочиям ответственного работника субъекта принадлежат:

принятие решения о сообщении Госфинмониторингу Украины о финансовых операциях, относительно которых имеются мотивированные подозрения, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или если они связаны, касаются или предназначены для финансирования терроризма;

принятие решения об информировании правоохранительных органов, определенных законодательством, о финансовых операциях, относительно которых имеются подозрения, что они связаны, касаются или предназначены для финансирования терроризма;

осуществление проверок деятельности любого подразделения субъекта и его работников относительно соблюдения ими законодательства в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, правил внутреннего финансового мониторинга (далееПравила) и выполнения программ проведения финансового мониторинга (далееПрограммы);

право доступа ко всем помещениям, документам, средствам телекоммуникации субъекта (подразделения субъекта);

привлечение любых работников субъекта (подразделения субъекта) к осуществлению мероприятий по предупреждению легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма и проверок по этим вопросам;

организация разработки и представление на утверждение, а также внедрение, выполнение Правил и Программ;

получение пояснений от работников субъекта (подразделения субъекта) независимо от занимаемых ими должностей по вопросам проведения финансового мониторинга;

содействие проведению уполномоченными представителями соответствующих органов государственного финансового мониторинга проверок деятельности субъекта (подразделения субъекта) относительно соблюдения законодательства в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма;

принятие решения о предоставлении информации по вопросам финансового мониторинга на запросы Госфинмониторинга Украины и соответствующих правоохранительных органов;

осуществление классификации клиентов субъекта (подразделения субъекта) с учетом критериев рисков, определенных Госфинмониторингом Украины (далее - Критерии), а также критериев рисков, определенных внутренними документами субъекта, и принятие мер предосторожности по клиентам, деятельность которых свидетельствует о повышенном риске проведения ими таких операций;

выполнение других функций в соответствии с законодательством, Правилами и Программами и другими внутренними документами по вопросам предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма.

Объем полномочий ответственного работника подразделения субъекта определяется руководителем субъекта по согласованию с ответственным работником субъекта.

Руководитель субъекта утверждает должностную инструкцию ответственного работника субъекта (подразделения субъекта), в которой определяются полномочия, права, обязанности и установленная законом ответственность такого работника.

2.17. Ответственный работник субъекта (подразделения субъекта) обязан не реже одного раза в месяц информировать руководителя субъекта о выявленных финансовых операциях, которые подлежат финансовому мониторингу, и мерах, принятых для реализации норм законодательства в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, путем предоставления последнему письменной справки произвольной формы.

Справка должна содержать информацию относительно:

выявленных финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу;

зарегистрированных финансовых операций, подлежащих обязательному и внутреннему финансовому мониторингу;

направленной в Госфинмониторинг Украины информации о финансовых операциях, подлежащих финансовому мониторингу;

зарегистрированных финансовых операций, подлежащих внутреннему финансовому мониторингу, и информация о которых не подана в Госфинмониторинг Украины;

остановленных финансовых операций;

финансовых операций, в проведении которых субъектом (подразделением субъекта) было отказано;

информации, направленной в определенных законодательством случаях в правоохранительные органы;

разработанных критериев риска;

принятых мер по разработке и обновлению Правил и Программ с учетом требований законодательства;

принятых мер относительно подготовки персонала касательно выполнения требований законодательства в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма;

результатов проведенных проверок внутренней системы финансового мониторинга.

Факт ознакомления руководителя субъекта со справкой, которая предоставляется ответственным работником субъекта (подразделения субъекта), подтверждается подписью руководителя субъекта.

В случае, если полномочия ответственного работника субъекта выполняет руководитель субъекта, то указанная письменная справка составляется и подписывается им.

2.18. Руководитель субъекта должен способствовать выполнению ответственным работником субъекта (подразделения субъекта) своих функций, а также обеспечивать повышение квалификации ответственного работника субъекта (подразделения субъекта) путем прохождения последним обучения не реже одного раза в три года на базе соответствующего учебного заведения, отнесенного к сфере управления Госфинмониторинга Украины.

2.19. Руководитель субъекта отвечает за организацию соблюдения субъектом (подразделением субъекта) требований законодательства в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма.

2.20. Документы, наличие которых предусмотрено абзацем третьим пункта 2.16 и пунктом 2.17 этого раздела, хранятся не менее пяти лет со дня их подписания (утверждения или согласования).

III. Разработка Правил и Программ

3.1. Правила являются отдельным единым внутренним документом субъекта, который определяет механизм реализации финансового мониторинга и направлен на недопущение использования субъекта и его обособленных подразделений с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

3.2. Программа является отдельным внутренним документом субъекта, который содержит план организационных мероприятий для проведения финансового мониторинга.

3.3. Правила и Программы разрабатываются с учетом требований законодательства в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма и международных стандартов в этой сфере.

Правила и Программы охватывают специфику проведения финансового мониторинга по всем направлениям деятельности субъекта и его обособленных подразделений.

3.4. Правила и Программы разрабатываются ответственным работником субъекта и утверждаются руководителем субъекта не позже дня проведения субъектом первой финансовой операции.

Срок, на который составляются Правила и Программы, определяется субъектом самостоятельно с учетом изменений в законодательстве по вопросам предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма.

3.5. Ответственный работник субъекта по согласованию с руководителем субъекта определяет порядок ознакомления, хранения и пользования Правилами и Программами (в том числе их электронными копиями) и перечень лиц, которые имеют право доступа к настоящим документам.

3.6. Правила состоят из таких отдельных разделов:

описание внутренней системы финансового мониторинга субъекта;

перечень прав и обязанностей ответственного работника субъекта (подразделения субъекта), а также других работников, которые задействованы в проведении финансового мониторинга;

порядок регистрации в Госфинмониторинге Украины субъекта и его подразделений;

порядок идентификации и изучения клиентов, которые проводят финансовые операции, и других лиц, которые принимают в них участие;

порядок совершения действий во время отказа клиенту, с которым установлены деловые отношения, в проведении дальнейших финансовых операций в случае непредоставления им необходимой информации для идентификации и изучения финансовой деятельности;

порядок осуществления отказа от установления деловых отношений или проведения финансовой операции в случае, если осуществление идентификации клиента в соответствии с требованиями законодательства является невозможным;

порядок осуществления отказа от проведения финансовой операции в случае, если финансовая операция содержит признаки такой, которая согласно Закону подлежит финансовому мониторингу;

порядок выявления финансовых операций, которые подлежат финансовому мониторингу и которые могут быть связаны, касаются или предназначены для финансирования терроризма;

порядок управления рисками относительно легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма и разработки критериев риска;

порядок классификации клиентов с учетом критериев риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма и порядок принятия мер предосторожности по клиентам, деятельность которых свидетельствует о повышенном риске проведения ими таких операций;

порядок регистрации финансовых операций, которые в соответствии с Законом подлежат финансовому мониторингу и/или могут быть связаны, касаются или предназначены для финансирования терроризма;

порядок информирования Госфинмониторинга Украины о финансовых операциях, которые в соответствии с Законом подлежат финансовому мониторингу и относительно которых имеются достаточные основания подозревать, что они связаны, касаются или предназначены для финансирования терроризма;

порядок действий работников субъекта по подготовке и представлению ответственному работнику информации, необходимой для принятия решения об информировании в соответствии с законодательством Госфинмониторинга Украины, Мининфраструктуры Украины и правоохранительных органов;

порядок информирования определенных законодательством правоохранительных органов о выявленных субъектом финансовых операциях, относительно которых имеются достаточные основания подозревать, что они связаны, касаются или предназначены для финансирования терроризма;

порядок предоставления на запрос Госфинмониторинга Украины дополнительной информации относительно финансовых операций, которые стали объектом финансового мониторинга, и информации, необходимой для выполнения Госфинмониторингом Украины запроса, который поступил от уполномоченного органа иностранного государства;

порядок предоставления на запрос Госфинмониторинга Украины информации, необходимой для проверки фактов нарушения требований законодательства в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма;

описание мероприятий, направленных на предупреждение разглашения информации, которая подается Госфинмониторингу Украины, Мининфраструктуры Украины, правоохранительным органам, и другой информации по вопросам финансового мониторинга;

порядок сбора и хранения документов относительно идентификации лиц, которые провели финансовую операцию, которая согласно Закону подлежит финансовому мониторингу и/или может быть связана, касаться или предназначаться для финансирования терроризма, а также всех документов, которые касаются проведения финансовой операции и деловых отношений с клиентом;

порядок остановки проведения или обеспечения мониторинга финансовой операции по доверенности Госфинмониторинга Украины, предоставленной с целью выполнения запроса уполномоченного органа иностранного государства об остановке соответствующей финансовой операции как такой, которая может быть связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

перечень мероприятий, направленных на ограничение риска злоупотреблений, связанных с услугами, которые предоставляются с использованием новейших технологий;

порядок остановки проведения финансовой операции в случае, если такая операция содержит признаки, предусмотренные статьями 15 и 16 Закона;

порядок остановки проведения финансовой операции в случае, если ее участником или выгодополучателем по ней является лицо, которое включено в перечень лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или относительно которых применены международные санкции;

порядок направления запросов в органы государственной власти с целью выполнения задач, возложенных на субъекта Законом;

порядок ознакомления работников с внутренними документами субъекта по вопросам финансового мониторинга;

порядок информирования руководителя субъекта о выявленных финансовых операциях, которые подлежат финансовому мониторингу, и мерах, которые были приняты для реализации норм законодательства в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма.

3.7. Программа должна содержать такие мероприятия с соответствующими сроками их выполнения и определением лиц, которые отвечают за их выполнение:

назначение ответственного работника субъекта (подразделения субъекта) и определение его полномочий;

назначение работника, который временно исполняет обязанности ответственного работника субъекта (подразделения субъекта);

разработка и утверждение должностной инструкции ответственного работника субъекта (подразделения субъекта);

разработка и обновление Правил и Программ;

направление информации о назначении ответственного работника субъекта (подразделения субъекта) в Госфинмониторинг Украины;

ознакомление работников субъекта (подразделения субъекта) с Правилами и Программами;

предупреждение работников субъекта (подразделения субъекта) об ответственности за нарушение законодательства в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма;

обеспечение повышения квалификации ответственного работника субъекта (подразделения субъекта);

подготовка персонала относительно выполнения требований законодательства в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма путем проведения образовательной и практической работы;

проведение внутренних проверок субъекта (подразделения субъекта) на предмет соблюдения законодательства в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма;

разработка и пересмотр критериев риска.

3.8. Описание внутренней системы финансового мониторинга субъекта должно содержать:

перечень структурных подразделений (отдельных работников субъекта), привлеченных к проведению финансового мониторинга, а также задач, которые решаются ими;

распределение полномочий между структурными подразделениями (отдельными работниками) субъекта;

механизм взаимодействия структурных подразделений (отдельных работников) субъекта, в частности порядок осуществления документооборота, передачи информации и принятия управленческих решений, последовательности действий отдельных подразделений, специалистов;

порядок проведения проверок внутренней системы финансового мониторинга.

3.9. В случае наличия у субъекта филиалов, обособленных структурных подразделений и дочерних предприятий, которые находятся за пределами территории Украины (в том числе в странах, которые не выполняют или неподобающим образом выполняют рекомендации международных, межправительственных организаций, задействованных в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма), Правила должны содержать перечень мер, которые должны приниматься такими филиалами, обособленными структурными подразделениями и дочерними предприятиями относительно предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма в пределах, которые не противоречат законодательству этих стран. Правила должны предусматривать обязательность информирования субъектом Госфинмониторинга Украины и Мининфраструктуры Украины о невозможности выполнения его филиалами, обособленными структурными подразделениями и дочерними предприятиями, которые находятся за пределами Украины, мероприятий по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма с указанием и обоснованием причин невозможности их выполнения.

Правила также должны содержать перечень мер пресечений, направленных на усиление идентификации клиентов до установления деловых отношений с лицами или компаниями этих стран; систематическое сообщение о финансовых операциях с клиентами соответствующих стран; предупреждение представителей нефинансового сектора о том, что операции с физическими или юридическими лицами в соответствующих странах могут содержать риск отмывания средств, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

IV. Осуществление идентификации клиентов, которые проводят финансовые операции, и изучение их финансовой деятельности

4.1. Идентификация и изучение финансовой деятельности клиентов, которые проводят финансовые операции, осуществляются в случае:

установления деловых отношений с клиентами;

возникновения подозрения в том, что финансовая операция может быть связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

проведения финансовой операции, которая подлежит финансовому мониторингу;

проведения разовой финансовой операции без установления деловых отношений с клиентами на сумму, определенную частью первой статьи 15 Закона.

В случае когда имеются достаточные основания считать, что операции, которые проводятся клиентом, могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, идентификация клиента осуществляется также при проведении им финансовой операции на сумму, которая равняется или превышает сумму, определенную частью первой статьи 15 Закона, независимо от того, проводится такая операция однократно или как несколько операций, которые могут быть связаны между собой.

4.2. Проведение идентификации клиента и изучение его финансовой деятельности включают:

осуществление первичной идентификации;

проведение мероприятий, направленных на проверку и уточнение информации относительно идентификации клиента в случае, когда имеются сомнения относительно достоверности или полноты предоставленной им информации;

проведение мероприятий, направленных на уточнение информации относительно идентификации клиента, в случае изменения информации или окончания срока действия документов, на основании которых она проводилась;

проведение мероприятий, направленных на изучение содержания деятельности и финансового состояния клиента, соответствия финансовых операций клиента специфике его деятельности;

осуществление мониторинга операций клиентов, деятельность которых свидетельствует о высоком (повышенном) риске проведения ими финансовых операций, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

4.3. Проведение идентификации и изучение финансовой деятельности клиента осуществляются ответственным работником субъекта (подразделения субъекта) или другими работниками субъекта (подразделения субъекта), уполномоченными на это руководителем субъекта (подразделения субъекта).

4.4. Идентификация клиентов, которые проводят финансовые операции, осуществляется на основании поданных ими официальных документов или заверенных в установленном порядке их копий.

Документы, на основании которых осуществляется идентификация лиц, которые являются участниками финансовых операций, должны действовать на дату их представления и содержать всю необходимую для осуществления идентификации информацию.

В случае, если документы, на основе которых проводилась идентификация, изменились или закончился срок их действия, то при проведении клиентом очередной финансовой операции проводится повторная идентификация.

4.5. В случае возникновения сомнений относительно достоверности или полноты предоставленной клиентом информации субъект должен принять меры для проверки и уточнения информации относительно идентификации такого клиента.

Дополнительные данные для идентификации клиента и установления содержания его деятельности и финансового состояния субъект имеет право затребовать от клиента, а также получить из других источников, если такая информация является публичной (открытой).

Необходимые для проверки и уточнения информации относительно идентификации клиента данные субъект имеет право затребовать у государственных органов согласно Порядку предоставления государственными органами на запрос субъекта первичного финансового мониторинга информации об идентификации клиента, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 25 августа 2010 года №746.

4.6. Первичная идентификация клиента осуществляется субъектом (подразделением субъекта) до/или во время установления с ним деловых отношений, но до проведения финансовой операции.

4.7. Во время первичной идентификации клиентов, которые являются резидентами, субъект должен установить:

для физического лица - фамилию, имя и отчество, дату рождения, серию и номер паспорта (или другого документа, удостоверяющего личность), дату выдачи и орган, который его выдал. Во время идентификации выясняют место жительства или место пребывания физического лица, регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов или серию и номер паспорта (для физических лиц, которые в силу своих религиозных убеждений отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и официально сообщили об этом соответствующему органу государственной налоговой службы и имеют отметку в паспорте);

для физического лица - предпринимателя - фамилию, имя и отчество, дату рождения, серию и номер паспорта (или другого документа, удостоверяющего личность), дату выдачи и орган, который его выдал. Во время идентификации выясняют место жительства или место пребывания физического лица - предпринимателя, реквизиты банка, в котором открыт счет, и номер банковского счета (при наличии);

для юридического лица - полное наименование, местонахождение; сведения об органах управления и их составе; данные, идентифицирующие лиц, которые имеют право распоряжаться счетами и имуществом; сведения о владельцах существенного участия в юридическом лице; сведения о контролерах юридического лица; идентификационный код согласно Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины; реквизиты банка, в котором открыт счет, и номер банковского счета.

4.8. Во время первичной идентификации нерезидентов субъект должен установить:

для физического лица - фамилию, имя и отчество (при наличии), дату рождения, серию и номер паспорта (или другого документа, удостоверяющего личность), дату выдачи и орган, который его выдал, гражданство. Во время идентификации выясняют сведения о месте жительства или месте временного пребывания физического лица в Украине;

для юридического лица - полное наименование, местонахождение и реквизиты банка, в котором открыт счет, номер банковского счета, сведения об органах управления и их составе; данные, идентифицирующие лиц, которые имеют право распоряжаться счетами и имуществом; сведения о владельцах существенного участия в юридическом лице; сведения о контролерах юридического лица. Субъекту предоставляется также копия легализированного извлечения из торгового, банковского или судебного реестра или нотариально заверенное регистрационное удостоверение уполномоченного органа иностранного государства о регистрации соответствующего юридического лица.

4.9. В случае, если клиент (лицо) действует как представитель другого лица или в интересах другого лица или если у субъекта возникает сомнение относительно того, что лицо выступает от собственного имени или выгодополучателем является другое лицо, субъект обязан согласно требованиям действующего законодательства идентифицировать также лицо, от имени или по доверенности или в интересах которого проводится финансовая операция или которое является выгодополучателем.

В случае, если лицо действует как представитель другого лица, субъект первичного финансового мониторинга должен проверить также наличие у этого лица соответствующих полномочий.

4.10. В случаях, предусмотренных частью четырнадцатой статьи 9 Закона, субъект может осуществить упрощенную идентификацию клиента.

4.11. На этапе установления деловых отношений с клиентом субъект (подразделение субъекта) должен осуществить классификацию клиента и установить ему уровень риска. К клиентам, которым установлен высокий (повышенный) уровень риска, субъект применяет меры предосторожности, определенные в пункте 7.5 раздела VII настоящего Положения.

4.12. Если во время осуществления идентификации или изучения финансовой деятельности клиента (лица, которое действует от его имени) работник субъекта (подразделения субъекта) установил отношение клиента к публичным деятелям или связанным с ними лицам или к благотворительной или неприбыльной организации, он сообщает об этом ответственному работнику субъекта (подразделению субъекта), который в свою очередь должен:

получить разрешение руководителя субъекта (подразделения субъекта) на установление деловых отношений с таким клиентом;

принять меры для выяснения источников происхождения средств клиента;

провести мониторинг операций такого клиента в порядке, определенном для клиентов высокого (повышенного) уровня риска.

4.13. При проведении идентификации и изучении финансовой деятельности клиента субъект может составлять анкету. Анкета является внутренним документом субъекта, который заполняется и подписывается работником, уполномоченным на осуществление идентификации.

Анкета формируется по результатам осуществления идентификации и изучения финансовой деятельности клиента до, во время и в процессе обслуживания клиента. Анкета должна содержать всю необходимую информацию для представления в Госфинмониторинг Украины в установленных законодательством случаях сообщения о финансовой операции.

4.14. Документы относительно идентификации лиц, которые являются участниками финансовой операции, подлежащей финансовому мониторингу, а также все документы, которые касаются деловых отношений с клиентом, хранятся субъектом (подразделением субъекта) не менее пяти лет после завершения деловых отношений с клиентом, а вся документации о проведении такой финансовой операции - не менее пяти лет после ее завершения. Субъект (подразделение субъекта) хранит информацию о финансовой операции в объеме, необходимом для представления в Госфинмониторинг Украины в установленных законодательством случаях сообщения о финансовой операции.

В случае получения субъектом от Госфинмониторинга Украины требования относительно продления установленного срока хранения документов относительно идентификации отдельных лиц, которые являются участниками финансовых операций, и документации об осуществлении отдельных финансовых операций субъект должен обеспечить хранение соответствующих документов в течении указанного Госфинмониторингом Украины срока.

V. Выявление финансовых операций, которые подлежат финансовому мониторингу и которые могут быть связаны, касаются или предназначены для финансирования терроризма

5.1. Выявление финансовых операций, которые подлежат финансовому мониторингу, в том числе тех, которые могут быть связаны, касаются или предназначены для финансирования терроризма, осуществляется субъектом (подразделением субъекта) на основании:

признаков операций, которые в соответствии с Законом подлежат обязательному финансовому мониторингу;

признаков операций, которые в соответствии с Законом подлежат внутреннему финансовому мониторингу;

перечня лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или относительно которых применены международные санкции;

международных организаций, которые осуществляют деятельность в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма;

Критериев и критериев риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, определенных внутренними документами субъекта.

5.2. Выявление финансовых операций, которые подлежат финансовому мониторингу и которые могут быть связаны, касаются или предназначены для финансирования терроризма, осуществляется ответственным работником субъекта (подразделения субъекта) или другими работниками субъекта (подразделения субъекта), уполномоченными руководителем субъекта (подразделения субъекта).

5.3. В случае выявления финансовой операции, которая подлежит финансовому мониторингу или относительно которой имеется подозрение, что она связана, касается или предназначена для финансирования террористической деятельности, террористических актов или террористических организаций и организаций или лиц, к которым применены международные санкции, работник субъекта (обособленного подразделения), который ее выявил, безотлагательно информирует об этом ответственного работника субъекта (подразделения субъекта). Ответственный работник проверяет указанную информацию и в случаях, предусмотренных Законом, обеспечивает ее регистрацию и информирование Госфинмониторинга Украины и правоохранительных органов.

5.4. Действия по выявлению и регистрации финансовых операций, которые подлежат финансовому мониторингу и которые могут быть связаны, касаются или предназначены для финансирования терроризма, осуществляются субъектом (подразделением субъекта) в соответствии с требованиями Порядка взятия на учет субъектов первичного финансового мониторинга, регистрации ими финансовых операций, которые подлежат финансовому мониторингу, и представления Государственной службе финансового мониторинга информации об указанных и других финансовых операциях, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 25 августа 2010 года №747 (далее - Порядок №747).

VI. Остановка финансовых операций

6.1. В случае выявления работником субъекта (подразделения субъекта) финансовой операции, участником которой или выгодополучателем по которой является лицо, включенное в перечень лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или относительно которых применены международные санкции, информация относительно такой финансовой операции безотлагательно передается им ответственному работнику субъекта (подразделения субъекта).

После получения информации относительно финансовой операции, участником которой или выгодополучателем по которой является лицо, включенное в перечень лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или относительно которых применены международные санкции ответственный работник субъекта (подразделения субъекта) безотлагательно подает руководителю субъекта информацию, необходимую для принятия решения относительно остановки проведения такой операции в день ее выявления, и обеспечивает регистрацию информации о такой финансовой операции с соблюдением требований Порядка №747.

Решение относительно остановки проведения финансовой операции, участником которой или выгодополучателем по которой является лицо, включенное в перечень лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или относительно которых применены международные санкции, принимается руководителем субъекта в день выявления финансовой операции путем издания соответствующего письменного поручения, после чего субъект останавливает проведение финансовой операции сроком до двух рабочих дней.

6.2. Субъект имеет право принять решение об остановке проведения финансовой операции сроком до двух рабочих дней, если такая операция содержит признаки, предусмотренные статьями 15 и 16 Закона. Такая остановка осуществляется в порядке, определенном пунктом 6.1 настоящего Положения.

6.3. В день принятия решения об остановке финансовой операции субъект должен сообщить об этом Госфинмониторингу Украины путем представления информации по форме, установленной Госфинмониторингом Украины.

Информация подается в Госфинмониторинг Украины с соблюдением мероприятий, которые исключают неконтролируемый доступ к информации или документам во время передачи информации и доставки документов.

6.4. В случае непоступления к субъекту в течение двух рабочих дней со дня остановки финансовой операции решения Госфинмониторинга Украины о дальнейшей остановке финансовой операции субъект возобновляет ее проведение.

6.5. В случае получения субъектом решения Госфинмониторинга Украины о дальнейшей остановке финансовой операции или продлении срока остановки финансовой операции в связи с направлением в правоохранительные органы соответствующих материалов субъект обеспечивает остановку финансовой операции на срок, установленный в решении Госфинмониторинга Украины.

6.6. По окончании срока остановки финансовой операции, указанного в решении Госфинмониторинга Украины, субъект возобновляет ее проведение.

6.7. Общий срок остановки финансовой операции не может превышать четырнадцать рабочих дней.

6.8. В случае получения субъектом поручения Госфинмониторинга Украины, предоставленного с целью выполнения запроса уполномоченного органа иностранного государства об остановке соответствующей финансовой операции как такой, которая может быть связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, субъект обязан остановить проведение или обеспечить мониторинг финансовой операции, указанной в поручении, в порядке, определенном Госфинмониторингом Украины.

6.9. В случае остановки финансовых операций по доверенности Госфинмониторинга Украины субъект в день поступления такого поручения вносит информацию о такой операции в реестр финансовых операций, которые подлежат финансовому мониторингу.

VII. Обеспечение управления рисками

7.1. Субъекты обеспечивают управление рисками относительно легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

С целью управления рисками легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма субъект осуществляет определение этих рисков, их оценку, внедрение мероприятий, направленных на их уменьшение (минимизацию), а также обеспечивает контроль за рисками.

7.2. Определение рисков осуществляется субъектом по результатам идентификации и изучения клиента с учетом перечня услуг, предоставляемых клиенту, анализа операций, проведенных им, и их соответствия финансовому состоянию и содержанию деятельности клиента.

Для оценивания уровня риска субъект разрабатывает собственные критерии риска относительно легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а также осуществляет классификацию своих клиентов с учетом Критериев.

7.3. Оценка риска (классификация) проведения клиентом операций по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма осуществляется в соответствии с установленными критериями по типу клиента, географическому расположению страны регистрации клиента или учреждения, через которое он осуществляет передачу (получение) активов.

7.4. Классификация клиента осуществляется во время установления деловых отношений с ним.

По результатам классификации субъект устанавливает клиенту уровень риска, который может приобретать значения - низкий, средний и высокий (повышенный).

Установленный относительно клиента уровень риска пересматривается и уточняется субъектом в течение всего времени обслуживания клиента, в частности в таких случаях:

в случае уточнения данных первичной идентификации и изучения клиента;

по факту проведения клиентом финансовых операций, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

по результатам проведения анализа операций клиента в случае возникновения подозрений относительно несоответствия операций клиента имеющейся информации о его финансовом состоянии и содержании деятельности.

7.5. В случае, если клиент отнесен субъектом (подразделением субъекта) к клиентам с высоким (повышенным) уровнем риска, субъект принимает меры предосторожности относительно таких клиентов, которые могут включать:

установление контроля за надлежащим осуществлением идентификации и изучение клиента до и во время установления с ним деловых отношений и проведения финансовых операций;

осуществление углубленного изучения клиента, включая его владельцев, и проверку информации о клиенте и других участниках финансовой операции, в частности путем проверки предоставленной клиентом информации относительно идентификации и получения дополнительной информации от клиента или из других публичных источников;

проверку соответствия финансовой операции обычной деятельности клиента;

увеличение субъектом установленной в Правилах частоты проведения проверок информации об отдельном клиенте, включая его владельцев (в случае необходимости);

сбор из публичных источников информации с целью формирования представления о содержании деятельности клиента, его финансовом состоянии, характере и уровне финансовых операций, которые проводятся клиентом;

обеспечение проведения мониторинга и дополнительного изучения всех финансовых операций, которые проводятся клиентом, и попыток проведения им финансовых операций;

отказ от установления или продления деловых отношений с клиентом;

информирование Госфинмониторинга Украины о финансовых операциях клиентов;

остановку проведения финансовых операций клиента с признаками высокого (повышенного) риска.

Для оценки того, что финансовая операция (или попытка ее проведения) осуществляется с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или связана с финансированием терроризма, субъектом изучаются операции клиента, а также дополнительно могут изучаться финансовые операции других лицучастников операции, которая оценивается.

Перечень необходимых мер для дополнительного изучения клиента, который характеризуется высоким (повышенным) уровнем риска, может быть дополнен субъектом самостоятельно с учетом специфики его деятельности.

VIII. Подготовка персонала субъекта относительно выполнения требований законодательства в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма

8.1. Для обеспечения надлежащего уровня подготовки персонала по вопросам проведения финансового мониторинга ответственный работник субъекта (подразделения субъекта) обеспечивает осуществление подготовки персонала относительно выявления финансовых операций, которые подлежат финансовому мониторингу, путем проведения образовательных и практических мероприятий.

8.2. Все работники субъекта (подразделения субъекта), которые принимают участие в осуществлении или в обеспечении осуществления финансовой операции (далееработники), должны ознакомиться с Правилами и Программой, а также принимать участие в соответствующих учебных занятиях.

8.3. Работники должны быть в письменном виде предупреждены об ответственности за нарушение требований законодательства в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма.

8.4. Подготовка работников, исходя из их должностных обязанностей, осуществляется путем проведения образовательной и практической работы, в частности относительно:

ознакомления работников с законодательством Украины и международными стандартами по вопросам предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма;

ознакомления работников с внутренними документами по вопросам финансового мониторинга;

изучения передового опыта в выявлении финансовых операций, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

ознакомления работников со средствами и приемами изучения клиентов и проверки информации относительно их идентификации;

ознакомления работников с порядком управления рисками относительно легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, в том числе путем проведения практических занятий относительно осуществления ими оценки риска с учетом установленных критериев риска.

8.5. Проведение каждого учебного занятия подтверждается соответствующей записью в журнале образовательных мероприятий, который являются отдельным документом, заполняется ответственным работником субъекта (подразделения субъекта) и содержит, в частности, сведения относительно даты проведения занятия, перечня тем и подписи работников, которые прошли учебные занятия.

 

Начальник Отдела внутренних расследований и предотвращения коррупционных и экономических правонарушений Б.Р. Шушковский

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ИНФРАСТРУКТУРЫ УКРАИНЫ Положение об осуществлении финансового мониторинга субъектами первичного финансового мониторинга, государственное регулирование и надзор за деятельностью которых осуществляет Министерство инфраструктуры Украины I. Общие положения II. Правовой статус работника, ответственного за проведение финансового мониторинга, и процедура его назначения III. Разработка Правил и Программ IV. Осуществление идентификации клиентов, которые проводят финансовые операции, и изучение их финансовой деятельности V. Выявление финансовых операций, которые подлежат финансовому мониторингу и которые могут быть связаны, касаются или предназначены для финансирования терроризма VI. Остановка финансовых операций VII. Обеспечение управления рисками VIII. Подготовка персонала субъекта относительно выполнения требований законодательства в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма

Приказ Министерства инфраструктуры Украины от 1 апреля 2013 года №199
"Об утверждении Положения об осуществлении финансового мониторинга субъектами первичного финансового мониторинга, государственное регулирование и надзор за деятельностью которых осуществляет Министерство инфраструктуры Украины"

О документе

Номер документа:199
Дата принятия: 01/04/2013
Состояние документа:Утратил силу
Регистрация в МинЮсте: № 650/23182 от 19/04/2013
Начало действия документа:24/05/2013
Органы эмитенты: Государственные органы и организации
Утратил силу с:09/01/2018

Документ утратил силу с 9 января 2018 года в соответствии с пунктом 3 Приказа Министерства инфраструктуры Украины от 26 сентября 2017 года №321

Опубликование документа

Официальный вестник Украины от 24 мая 2013 года №36, стр. 186, статья 1285, код акта 67060/2013

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 3 настоящий Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования - с 25 мая 2013 года