Недействующая редакция. Принята: 19.12.2019 / Вступила в силу: 29.12.2019

Недействующая редакция, не действует с 1 июля 2020 года

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 22 сентября 2016 года №1540-VIII

О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг

(В редакции Законов Украины от 13.04.2017 г. №2019-VIII, 07.12.2017 г. №2237-VIII, 25.04.2019 г. №2712-VIII, 31.10.2019 г. №264-IX, 19.12.2019 г. №394-IX)

Этот Закон определяет правовой статус Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, ее задачи, функции, полномочия и порядок их осуществления.

Раздел I Общие положения

Статья 1. Статус Регулятора

1. Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (далее - Регулятор), является постоянно действующим центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, который образуется Кабинетом Министров Украины.

Особенности специального статуса Регулятора обуславливаются его задачами и полномочиями и определяются этим Законом, другими актами законодательства и заключаются, в частности, в особенностях организации и порядка деятельности Регулятора, в особом порядке назначения членов Регулятора и прекращения ими полномочий, в специальных процессуальных основах деятельности Регулятора и гарантиях независимости в принятии им решений в пределах полномочий, определенных законом, установлении условий оплаты труда членов и работников Регулятора.

Регулятор является коллегиальным органом, который осуществляет государственное регулирование, мониторинг и контроль за деятельностью субъектов хозяйствования в сферах энергетики и коммунальных услуг.

(Положения части 1 статьи 1 признаны не соответствующими Конституции (неконституционными), в соответствии с Решением Конституционного Суда Украины от 13 июня 2019 года №5-р/2019)

2. Регулятор является юридическим лицом публичного права, имеет обособленное имущество, являющееся государственной собственностью, счета в органах, осуществляющих казначейское обслуживание бюджетных средств, печать с изображением Государственного Герба Украины и своим наименованием.

3. Работу Регулятора обеспечивают его центральный аппарат и территориальные органы.

4. Территориальные органы Регулятора образуются в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе по его решению как структурные подразделения, не имеющие статуса юридического лица.

Территориальные органы действуют на основании положений, которые утверждаются Регулятором. Полномочия территориальных органов определяются Регулятором в соответствии с законом.

Статья 2. Сфера деятельности Регулятора

1. Регулятор осуществляет государственное регулирование, мониторинг и контроль за деятельностью субъектов хозяйствования в сферах энергетики и коммунальных услуг, в частности:

1) в сфере энергетики:

деятельности по производству, передаче, распределению, поставке электрической энергии;

деятельности по организации купли-продажи электрической энергии на рынке "на сутки вперед" и внутрисуточном рынке, обеспечение покупки электрической энергии по "зеленому" тарифу, трейдерской деятельности.

деятельности по транспортировке, распределению, хранению (закачки, отбора), предоставление услуг установки LNG, поставки природного газа;

деятельности по транспортировке нефти, нефтепродуктов и других веществ трубопроводным транспортом;

2) в сфере коммунальных услуг:

деятельности по производству тепловой энергии на теплогенерирующих установках, включая установки для комбинированного производства тепловой и электрической энергии, транспортировки ее магистральными и местными (распределительными) тепловыми сетями, поставке тепловой энергии в объемах более уровня, который устанавливается условиями и правилами осуществления хозяйственной деятельности (лицензионными условиями);

деятельности в сфере централизованного водоснабжения и водоотведения в объемах более уровня, который устанавливается условиями и правилами осуществления хозяйственной деятельности (лицензионными условиями).

Распределение видов деятельности согласно сфере применения применяется исключительно для целей этого Закона.

2. Государственное регулирование в сферах, определенных в части первой этой статьи, осуществляется Регулятором в соответствии с настоящим Законом, а также законами Украины "О естественных монополиях""О рынке электрической энергии", "О рынке природного газа", "О трубопроводном транспорте", "О комбинированном производстве тепловой и электрической энергии (когенерации) и использовании сбросного энергопотенциала", "О государственном регулировании в сфере коммунальных услуг", "О теплоснабжении", "О питьевой воде и питьевом водоснабжении", другими актами законодательства, регулирующими отношения в соответствующих сферах.

(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 13.04.2017 г. №2019-VIII)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 3. Цель, формы деятельности Регулятора и его основные задачи

1. Регулятор осуществляет государственное регулирование с целью достижения баланса интересов потребителей, субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, и государства, обеспечения энергетической безопасности, европейской интеграции рынков электроэнергии и природного газа Украины.

2. Регулятор осуществляет государственное регулирование путем:

1) нормативно-правового регулирования в случаях, когда соответствующие полномочия предоставлены Регулятору законом;

2) лицензирования деятельности в сферах энергетики и коммунальных услуг;

3) формирования ценовой и тарифной политики в сферах энергетики и коммунальных услуг и реализации соответствующей политики в случаях, когда такие полномочия предоставлены Регулятору законом;

4) государственного контроля и применения мер воздействия;

5) использования других средств, предусмотренных законом.

3. Основными задачами Регулятора являются:

1) обеспечение эффективного функционирования и развития рынков в сферах энергетики и коммунальных услуг;

2) содействие эффективному открытию рынков в сферах энергетики и коммунальных услуг для всех потребителей и поставщиков и обеспечение недискриминационного доступа пользователей к сетям/трубопроводам;

3) содействие интеграции рынков электрической энергии, природного газа Украины с соответствующими рынками других государств, в том числе в рамках Энергетического Сообщества, сотрудничества с Советом регуляторов Энергетического Сообщества, Секретариатом Энергетического Сообщества и национальными регуляторами энергетики других государств;

4) обеспечение защиты прав потребителей товаров, услуг в сферах энергетики и коммунальных услуг в отношении получения этих товаров и услуг надлежащего качества в достаточном количестве по обоснованным ценам;

5) содействие трансграничной торговле электрической энергией и природным газом, обеспечение инвестиционной привлекательности для развития инфраструктуры;

6) реализация ценовой и тарифной политики в сферах энергетики и коммунальных услуг;

7) содействие внедрению мероприятий по энергоэффективности, увеличению доли производства энергии из возобновляемых источников энергии и защиты окружающей природной среды;

8) создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в развитие рынков в сферах энергетики и коммунальных услуг;

9) содействие развитию конкуренции на рынках в сферах энергетики и коммунальных услуг;

10) иные задачи, предусмотренные законом.

Статья 4. Основные принципы деятельности Регулятора

1. Основными принципами деятельности Регулятора являются:

1) законность;

2) самостоятельность и независимость в пределах, определенных законом;

(Пункт 2 части первой статьи 4 признан не соответствующим Конституции (неконституционными), в соответствии с Решением Конституционного Суда Украины от 13 июня 2019 года №5-р/2019)

3) компетентность;

4) эффективность;

5) справедливость;

6) предсказуемость и своевременность принятия решений;

7) адресность регулирования;

8) беспристрастность и объективность при принятии решений;

9) открытость и прозрачность, гласность процесса государственного регулирования;

10) недопущение дискриминации;

11) ответственность за принятые решения.

Раздел II Особенности организации деятельности Регулятора

Статья 5. Гарантии осуществления полномочий регулятора

1. Регулятор в своей деятельности руководствуется Конституцией Украины, этим Законом и другими законодательными актами Украины.

2. Во время выполнения своих функций и полномочий Регулятор действует самостоятельно в пределах, определенных законом. Письменные или устные указания, распоряжения, поручения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, субъектов хозяйствования, политических партий, общественных объединений, профессиональных союзов или их органов, а также других лиц, которые ограничивают полномочия членов Регулятора и должностных лиц Регулятора, является незаконным воздействием.

Органам государственной власти, органам местного самоуправления, их должностным и служебным лицам, субъектам хозяйствования, политическим партиям, общественным объединениям, профессиональным союзам и их органам запрещается оказать незаконное влияние на процессы государственного регулирования в сферах энергетики и коммунальных услуг.

Лица, осуществляющие незаконное влияние на процесс выполнения членами Регулятора, его должностными лицами своих функций и полномочий, несут административную и уголовную ответственность согласно закону.

3. Решение Регулятора не подлежат согласованию с органами государственной власти, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Решения Регулятора могут быть обжалованы в судебном порядке. Обжалование решений Регулятора не останавливает их выполнения.

4. Регулятор имеет достаточно человеческих и финансовых ресурсов для выполнения своих задач в соответствии с этим Законом и другими законами. Регулятор самостоятельно распределяет средства, выделенные Регулятору на соответствующий год, и распоряжается ими.

5. Члены Регулятора, другие должностные лица Регулятора действуют независимо от частных интересов. Они не имеют права быть собственниками корпоративных прав любых субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, согласно Закону Украины "О предотвращении коррупции".

Регулятор утверждает правила профессиональной этики, которые применяются к членам Регулятора, работникам центрального аппарата и территориальных органов Регулятора. Правила профессиональной этики, в частности, должны содержать:

1) требования о проведении членами Регулятора встреч с представителями субъектов, осуществляющих деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, и/или субъектов, связанных с ними отношениями контроля, по вопросам осуществления такими субъектами деятельности с участием не менее двух других членов Регулятора или руководителей структурных подразделений, а в случае проведения встреч работниками центрального аппарата и/или территориальных органов Регулятора - с участием не менее двух других работников;

2) обязательства сообщать членами Регулятора, работниками центрального аппарата и территориальных органов Регулятора о наличии конфликта интересов в процессе исполнения ими служебных полномочий.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Раздел I Общие положения Статья 1. Статус Регулятора Статья 2. Сфера деятельности Регулятора Статья 3. Цель, формы деятельности Регулятора и его основные задачи Статья 4. Основные принципы деятельности Регулятора Раздел II Особенности организации деятельности Регулятора Статья 5. Гарантии осуществления полномочий регулятора Статья 6. Отношения Регулятора с Верховной Радой Украины, Кабинетом Министров Украины, другими органами государственной власти Статья 7. Правомочность члена Регулятора Статья 8. Особенности назначения, прекращения полномочий и правового статуса членов Регулятора Статья 9. Председатель Регулятора Статья 10. Ограничения, применяемые к членам Регулятора, работникам центрального аппарата и территориальных органов Регулятора Статья 11. Финансирование деятельности Регулятора Статья 12. Оплата труда членов Регулятора, работников центрального аппарата и территориальных органов Регулятора Статья 13. Порядок уплаты взносов на регулирование Статья 14. Порядок организации работы Регулятора и принятия решений Статья 15. Порядок подготовки решений Регулятора, имеющих признаки регуляторных актов Статья 16. Проведение открытого обсуждения проектов решений Регулятора Статья 17. Функции и полномочия Регулятора Статья 18. Вопросы трансграничной торговли Раздел III Особенности осуществления функций и полномочий Регулятора Статья 19. Особенности осуществления государственного контроля на рынках в сферах энергетики и коммунальных услуг Статья 20. Мониторинг рынков в сферах энергетики и коммунальных услуг Статья 21. Рассмотрение жалоб и урегулирование споров Статья 22. Ответственность за нарушение законодательства в сферах энергетики и коммунальных услуг Статья 23. Ответственность Регулятора Статья 24. Открытость деятельности Регулятора Раздел IV Заключительные и переходные положения