Недействующая редакция. Принята: 20.09.2019 / Вступила в силу: 19.01.2020

Недействующая редакция, не действует с 1 июля 2020 года

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 12 мая 1991 года №1023-XII

О защите прав потребителей

(В редакции Законов Украины от 15.12.93 г. №3682-12, 02.03.95 г. №82/95-ВР, 20.06.95 г. №230/95-ВР, 18.06.97 г. №365/97-ВР, 30.06.99 г. №783-XIV, 24.05.2001 г. №2438-III, 15.11.2001 г. №2779-III, 10.01.2002 г. №2949-III, 18.11.2003 г. №1252-IV, 01.12.2005 г. №3161-IV, 17.12.2009 г. №1779-VI, 02.12.2010 г. №2741-VI, 19.05.2011 г. №3390-VI (вступил в силу 16.09.2011 г.), 16.06.2011 г. №3530-VI, 07.07.2011 г. №3610-VI, 08.07.2011 г. №3674-VI (вступил в силу с 01.11.2011 г.) 22.09.2011 г. №3795-VI, 13.04.2012 г. №4652-VI (вступил в силу 19.11.2012 г.), 18.09.2012 г. №5284-VI, 02.10.2012 г. №5312-VI, 16.10.2012 г. №5463-VI, 05.06.2014 г. №1315-VII (вступил в силу 03.01.2015 г.), 22.07.2014 г. №1602-VII (вступил в силу 20.09.2015 г.), 28.12.2014 г. №77-VIII, 15.01.2015 г. №124-VIII, 03.09.2015 г. №675-VIII, 05.06.2014 г. №1314-VII, 15.11.2016 г. №1734-VIII (вступил в силу 10.06.2017 г.), 20.12.2016 г. №1791-VIII, 21.12.2017 г. №2264-VIII (вступил в силу 19.01.2020 г.), 23.11.2018 г. №2628-VIII, 25.04.2019 г. №2704-VIII, 06.06.2019 г. №2740-VIII, 20.09.2019 г. №122-IX (вступил в силу 19.01.2020 г.), 12.11.2019 г. №286-IX)

Этот Закон регулирует отношения между потребителями товаров, работ и услуг и производителями и продавцами товаров, исполнителями работ и оказывателями услуг различных форм собственности, устанавливает права потребителей, а также определяет механизм их защиты и основы реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Определение терминов

В этом Законе термины употребляются в таком значении:

1) безопасность продукции - отсутствие какого-либо риска для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей природной среды при обычных условиях использования, хранения, транспортировки, изготовления и утилизации продукции;

2) ввод продукции в обращение - действия субъекта ведения хозяйства, направленные на изготовление или ввоз на таможенную территорию Украины продукции с дальнейшей самостоятельной или опосредствованной реализацией на территории Украины;

3) исполнитель - субъект ведения хозяйства, выполняющий работы или оказывающий услуги;

4) производитель - субъект ведения хозяйства, который: производит товар или заявляет о себе как о производителе товара или об изготовлении такого товара по заказу, размещая на товаре и/или на упаковке или сопроводительных документах, что вместе с товаром передаются потребителю, свое наименование (имя), торговую марку или другой элемент, идентифицирующий такого субъекта ведения хозяйства; или импортирует товар;

5) гарантийный срок - срок, в течение которого производитель (продавец, исполнитель или какое-либо третье лицо) берет на себя обязательства об осуществлении бесплатного ремонта или замены соответствующей продукции в связи с вводом ее в обращение;

6) офисное помещение - любое помещение (здание и тому подобное), в котором находится субъект ведения хозяйства или его филиал, или его структурное подразделение, или представительство;

7) договор - устная или письменная сделка между потребителем и продавцом (исполнителем) о качестве, сроках, цене и других условиях, при которых реализуется продукция. Подтверждение совершения устной сделки оформляется квитанцией, товарным или кассовым чеком, билетом, талоном или другими документами (далее - расчетный документ);

8) договор, заключенный на расстоянии, - договор, заключенный продавцом (исполнителем) с потребителем при помощи средств дистанционной связи;

9) договор, заключенный вне торговых или офисных помещений,договор, заключенный с потребителем лично в месте, ином чем торговые или офисные помещения продавца;

10) электронное сообщение - информация, предоставленная потребителю через телекоммуникационные сети, которая может быть любым способом воспроизведена или сохранена потребителем в электронном виде;

11) средства дистанционной связи - телекоммуникационные сети, почтовая связь, телевидение, информационные сети, в частности Интернет, которые могут использоваться для заключения договоров на расстоянии;

12) существенный недостаток - недостаток, который исключает возможность или не допускает использование товара в соответствии с его целевым назначением, возник по вине производителя (продавца, исполнителя), после его устранения проявляется снова по независимым от потребителя причинам и при этом наделен хотя бы одним из нижеследующих признаков:

а) он вообще не может быть устранен;

б) его устранение требует более четырнадцати календарных дней;

в) он делает товар существенно иным, чем предусмотрено договором;

13) надлежащее качество товара, работы или услуги - свойство продукции, которое отвечает требованиям, установленным для этой категории продукции в нормативно-правовых актах и нормативных документах, и условиям договора с потребителем;

14) нечестная предпринимательская практика - любая предпринимательская деятельность или бездеятельность, которая противоречит правилам, торговым и другим честным обычаям и влияет или может повлиять на экономическое поведение потребителя относительно продукции;

15) недостаток - любое несоответствие продукции требованиям нормативно-правовых актов и нормативных документов, условиям договоров или требованиям, которые предъявляются к ней, а также информации о продукции, предоставленной производителем (исполнителем, продавцом);

16) нормативный документ - этот срок применяется в значении, определенном Законом Украины "О стандартизации";

17) услуга - деятельность исполнителя по предоставлению (передаче) потребителю определенного договором материального или нематериального блага, что осуществляется по индивидуальному заказу потребителя для удовлетворения его личных потребностей;

18) продавец - субъект ведения хозяйства, который согласно договору реализует потребителю товары или предлагает их к реализации;

19) продукция - любое изделие (товар), работа или услуга, что изготавливаются, выполняются или предоставляются для удовлетворения общественных потребностей;

20) реализация - деятельность субъектов ведения хозяйства по продаже товаров (работ, услуг);

21) работа - деятельность исполнителя, результатом которой является изготовление товара или изменение его свойств по индивидуальному заказу потребителя для удовлетворения его личных потребностей;

22) потребитель - физическое лицо, которая приобретает, заказывает, использует или намеревается приобрести или заказать продукцию для личных потребностей, непосредственно не связанных с предпринимательской деятельностью или выполнением обязанностей наемного работника;

23) исключен;

24) срок пригодности - срок, определенный нормативно-правовыми актами, нормативными документами, условиями договора, в течение которого в случае соблюдения соответствующих условий хранения и/или эксплуатации или потребления продукции ее качественные показатели и показатели безопасности должны отвечать требованиям нормативно-правовых актов, нормативных документов и условиям договора;

25) срок службы - календарный срок использования продукции по назначению, начиная от ввода в обращение или после ремонта, в течение которого производитель (исполнитель) гарантирует ее безопасность и несет ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине;

25-1) технически сложные бытовые товары - непродовольственные товары широкого потребления (приборы, машины, оборудование и другие), которые состоят из узлов, блоков, комплектующих изделий, отвечают требованиям нормативных документов, имеют технические характеристики, сопровождаются эксплуатационными документами и на которые установлен гарантийный срок;

26) торговое помещение - имущественный комплекс, который занимает отдельное сооружение (офисное помещение) или размещен в специально предназначенном и оборудованном для торговли сооружении, где субъект ведения хозяйства осуществляет деятельность по реализации товара;

27) фальсифицированная продукция - продукция, изготовленная с нарушением технологии или неправомерным использованием знака для товаров и услуг, или копированием формы, упаковки, внешнего оформления, а так же неправомерным воспроизведением товара другого лица.

Термины "пищевой продукт", "непригодный пищевой продукт" употребляются в значении, приведенном в Законе Украины "Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов.

Термин "лекарственные средства" употребляется в этом Законе в значении, приведенном в Законе Украины "О лекарственных средствах".

Термин "изделия медицинского назначения" употребляется в этом Законе в значении, приведенном в Законе Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг".

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 22.07.2014 г. №1602-VII, 20.12.2016 г. №1791-VIII, 15.11.2016 г. №1734-VIII, 23.11.2018 г. №2628-VIII)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 1-1. Сфера действия настоящего Закона

1. Настоящий Закон регулирует отношения между потребителями товаров (кроме пищевых продуктов, если иное прямо не установлено настоящим Законом), работ и услуг и производителями и продавцами товаров, исполнителями работ и услуг

(Статья 1-1 введена в соответствии с Законом Украины от 22.07.2014 г. №1602-VII)

Статья 2. Законодательство о защите прав потребителей

1. Законодательство о защите прав потребителей состоит из этого Закона, Гражданского кодекса Украины, Хозяйственного кодекса Украины и других нормативно-правовых актов, которые содержат положение о защите прав потребителей.

2. Особенности защиты прав потребителей финансовых услуг определяются соответствующими законами.

Статья 3. Международные договоры

1. Если международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством Украины о защите прав потребителей, применяются правила международного договора.

Раздел II. Права потребителей и их защита

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Раздел I. Общие положения Статья 1. Определение терминов Статья 1-1. Сфера действия настоящего Закона Статья 2. Законодательство о защите прав потребителей Статья 3. Международные договоры Раздел II. Права потребителей и их защита Статья 4. Права и обязанности потребителей Статья 5. Защита прав потребителей Статья 6. Право потребителя на надлежащее качество продукции Статья 7. Гарантийные обязательства Статья 8. Права потребителя в случае приобретения им товара ненадлежащего качества Статья 9. Права потребителя при приобретении товара надлежащего качества Статья 10. Права потребителя в случае нарушения условий договора о выполнении работ (предоставлении услуг) Статья 11. Права потребителя в случае приобретения им продукции в кредит Статья 12. Права потребителя в случае заключения договора вне торговых или офисных помещений Статья 13. Право потребителя в случае заключения договора на расстоянии Статья 14. Право потребителя на безопасность продукции (товаров, последствия работ) Статья 15. Право потребителя на информацию о продукции Статья 16. Ответственность за ущерб, нанесенный в результате недостатков продукции (дефекта в продукции) Статья 17. Права потребителя в сфере торгового и других видов обслуживания Статья 18. Признание недействительными условий договоров, ограничивающих права потребителя Статья 19. Запрещение нечестной предпринимательской практики Статья 20. Правила торгового, бытового и других видов обслуживания Статья 21. Нарушение прав потребителей Статья 22. Судебная защита прав потребителей Статья 23. Ответственность за нарушение законодательства о защите прав потребителей Раздел III. Общественные организации потребителей (объединения потребителей) Статья 24. Общественные организации потребителей (объединения потребителей) Статья 25. Права общественных организаций потребителей (объединений потребителей) Раздел IV. Деятельность органов власти в сфере защиты прав потребителей Статья 26. Полномочия центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственного контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей Статья 27. Полномочия других органов государственной власти относительно защиты прав потребителей Статья 28. Полномочия органов местного самоуправления относительно защиты прав потребителей Статья 29. Обязанности и ответственность служебных лиц органов исполнительной власти, осуществляющих защиту прав потребителей Статья 30. Рассмотрение жалоб на решения органов исполнительной власти, осуществляющих защиту прав потребителей, их служебных лиц, а также на действия таких лиц Статья 31. Отношения органов исполнительной власти, осуществляющих защиту прав потребителей, с правоохранительными органами Статья 32. Правовая защита служебных лиц центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере государственного контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей Раздел V. Заключительные положения