Дата обновления БД:
28.03.2024
Добавлено/обновлено документов:
132 / 332
Всего документов в БД:
132538
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
от 28 сентября 1995 года №2464
О выборах в Республике Казахстан
(В редакции Конституционных законов Республики Казахстан от 19.06.1997 г. №133-1, 08.05.1998 г. №222-1, 06.11.1998 г. №285-1, 06.05.1999 г. №375-1, 28.06.1999 г. №407-1, 114.04.2004 г. №545-II, 15.04.2005 г. №44-III ЗРК, 22.12.2006 г. №208-III ЗРК, 19.06.2007 г. №268-III ЗРК, 09.02.2009 г. №124-IV КЗРК, 14.06.2010 г. №289-IV ЗРК, 03.02.2011 г. №404-IV ЗРК, 03.10.2013 г. №133-V ЗРК, 04.07.2014 г. №232-V ЗРК, 31.07.2015 г. №340-V ЗРК, 18.11.2015 г. №413-V ЗРК, 13.03.2017 г. №52-VI ЗРК, 15.06.2017 г. №75-VI ЗРК, 29.06.2018 г. №162-VI ЗРК, 28.12.2018 г. №209-VI ЗРК, 30.12.2019 г. №296-VI ЗРК)
I. Общая часть
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Конституционным законом
Настоящий Конституционный закон регулирует отношения, возникающие при подготовке и проведении выборов Президента, депутатов Сената и Мажилиса Парламента, маслихатов и членов органов местного самоуправления Республики Казахстан, а также устанавливает гарантии, обеспечивающие свободу волеизъявления граждан Республики.
Статья 2. Свобода выборов
Выборы в Республике основываются на свободном осуществлении гражданином Республики своего права избирать и быть избранным.
Статья 3. Принципы избирательного права
1. Выборы Президента, депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов, членов иных органов местного самоуправления Республики проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Выборы депутатов Сената Парламента Республики проводятся на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании.
3. Участие граждан Республики в выборах является добровольным. Никто не вправе принуждать к участию или неучастию гражданина в выборах, а также ограничивать его волеизъявление.
Статья 4. Всеобщее избирательное право
1. Всеобщее активное избирательное право - право граждан республики участвовать в голосовании на выборах по достижении восемнадцатилетнего возраста, вне зависимости от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или любых иных обстоятельств.
2. Пассивное избирательное право - право граждан Республики Казахстан быть избранным Президентом Республики Казахстан, депутатом Парламента Республики Казахстан, маслихата или членом иного органа местного самоуправления.
3. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
4. Не может быть кандидатом в Президенты Республики Казахстан, в депутаты Парламента Республики Казахстан, в том числе по партийным спискам, маслихатов, а также кандидатом в члены иного органа местного самоуправления:
1) лицо, имеющее судимость, которая не погашена или не снята в установленном законом порядке;
2) лицо, вина которого в совершении коррупционного преступления и коррупционного правонарушения в установленном законом порядке признана судом.
Статья 5. Равное избирательное право
1. Избиратели участвуют в выборах Президента, депутатов Мажилиса Парламента, избираемых по партийным спискам и маслихатов Республики на равных основаниях и каждый из них обладает соответственно одним голосом на один избирательный бюллетень.
2. Избиратели участвуют в выборах членов органов местного самоуправления Республики на равных основаниях и каждый из них обладает равным числом голосов.
3. Кандидатам гарантируются равные права и условия участия в выборах.
Статья 6. Прямое избирательное право
Президент, депутаты Мажилиса Парламента и маслихатов, члены органов местного самоуправления Республики избираются гражданами непосредственно.
Статья 7. Косвенное избирательное право
1. В выборах депутатов Сената Парламента участвуют выборщики граждане Республики, являющиеся депутатами маслихатов.
2. Выборщики участвуют в выборах депутатов Сената на равных основаниях и каждый из них обладает одним голосом при выборах депутата Сената.
Статья 8. Тайное голосование
Голосование на выборах Президента, депутатов Парламента и маслихатов, членов иных органов местного самоуправления Республики является тайным, исключающим возможность какого бы то ни было контроля за волеизъявлением избирателей.
Статья 9. Избирательные системы
1. При выборах Президента, депутатов Сената Парламента, а также депутатов Мажилиса Парламента, избираемых Ассамблеей народа Казахстана, применяется следующая система подсчета голосов:
1) исключен
2) избранным считается кандидат:
- набравший более пятидесяти процентов голосов избирателей (выборщиков), принявших участие в голосовании;
- набравший при повторном голосовании по сравнению с другим кандидатом большее число голосов избирателей (выборщиков), принявших участие в голосовании.
1-1. Депутаты Мажилиса Парламента от политических партий избираются по партийным спискам по единому общенациональному избирательному округу.
2. Депутаты маслихатов избираются по партийным спискам, представляемым политическими партиями, по территориальному избирательному округу.
3. При выборах членов иных органов местного самоуправления применяется следующая система подсчета голосов:
2) избранными считаются кандидаты, за которых проголосовало большее по отношению к другим кандидатам число избирателей, принявших участие в голосовании.
(В статью 9 внесены изменения в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан от 29.06.2018 г. №162-VI ЗРК)
(см. предыдущую редакцию)
Глава 2. Избирательные органы
Статья 10. Избирательные органы, их система и срок полномочий
1. Государственными избирательными органами, организующими подготовку и проведение выборов в Республике, являются избирательные комиссии.
2. Единую систему избирательных комиссий образуют:
1) Центральная избирательная комиссия Республики;
2) территориальные избирательные комиссии;
3) исключен в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан от 29.06.2018 г. №162-VI ЗРК;
4) участковые избирательные комиссии.
3. Территориальные избирательные комиссии образуются Центральной избирательной комиссией, а участковые избирательные комиссии - соответствующими территориальными избирательными комиссиями.
Составы избирательных комиссий, за исключением Центральной избирательной комиссии, формируются соответствующими маслихатами.
Срок полномочий избирательных комиссий составляет пять лет.
Члены территориальных и участковых избирательных комиссий избираются соответствующими маслихатами на основании предложений политических партий.
Каждая политическая партия вправе представлять одну кандидатуру в состав соответствующей избирательной комиссии. Политическая партия вправе представлять в состав избирательной комиссии кандидатуры, не являющиеся членами данной политической партии.
В случае отсутствия предложений политических партий в установленный маслихатом срок, который должен быть не менее пятнадцати дней до срока образования избирательных комиссий, маслихаты избирают избирательную комиссию по предложению иных общественных объединений и вышестоящих избирательных комиссий.
Лица, предлагаемые в состав избирательной комиссии, прилагают заявления о согласии на участие в ее работе. Председатель, заместитель председателя, секретарь избирательной комиссии избираются на заседании избирательной комиссии.
Формирование нового состава избирательных комиссий начинается не позднее чем за два месяца и заканчивается не позднее чем за три дня до окончания срока полномочий избирательных комиссий.
Органы, формирующие составы избирательных комиссий, вправе в течение срока полномочий избирательных комиссий вносить изменения в их состав.
4. Решения о формировании состава избирательных комиссий, их состав и места нахождения сообщаются в средствах массовой информации.
5. Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми государственными органами, организациями, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами на соответствующей территории.
6. Не допускается вмешательство в деятельность избирательных комиссий при осуществлении ими своих полномочий.
7. Деятельность избирательной комиссии может быть прекращена по решению органа, образующего избирательную комиссию, или решением суда на основании заявления Центральной избирательной комиссии.
8. Член избирательной комиссии не может быть лишен полномочий, за исключением случаев, указанных пунктами 6 и 7 статьи 19 настоящего Конституционного закона.
(В статью 10 внесены изменения в соответствии с Конституционными законами Республики Казахстан от 15.06.2017 г. №75-VI ЗРК, 29.06.2018 г. №162-VI ЗРК)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 11. Центральная избирательная комиссия Республики
1. Центральная избирательная комиссия возглавляет единую систему избирательных комиссий Республики и является постоянно действующим органом.
2. Центральная избирательная комиссия состоит из Председателя и шести членов комиссии.
Заместитель Председателя и секретарь Центральной избирательной комиссии избираются на заседании комиссии.
3. Исключен
4. Центральная избирательная комиссия имеет свой аппарат.
4-1. Центральная избирательная комиссия имеет в ведении подведомственные организации, в функции которых входят содействие организационной деятельности территориальных избирательных комиссий и обеспечение в ее выборной деятельности создания, развития, внедрения, сопровождения, администрирования, эксплуатации и системно-технического обслуживания объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры, интернет-ресурса, а также материально-техническое обеспечение.
5. Расходы на содержание Центральной избирательной комиссии и ее аппарата финансируются из республиканского бюджета.
(В статью 11 внесены изменения в соответствии с Конституционными законами Республики Казахстан от 15.06.2017 г. №75-VI ЗРК, 29.06.2018 г. №162-VI ЗРК)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 12. Полномочия Центральной избирательной комиссии Республики
Центральная избирательная комиссия:
1) осуществляет на территории Республики контроль за исполнением законодательства о выборах; обеспечивает его единообразное применение; принимает в пределах своей компетенции решения, обязательные на всей территории Республики;
2) организует подготовку и проведение выборов Президента и депутатов Мажилиса Парламента; руководит организацией и проведением выборов депутатов Сената Парламента;
2-1) рассматривает вопрос о допуске политических партий к участию в выборах части депутатов Мажилиса Парламента и депутатов маслихатов, избираемых по партийным спискам;
3) исключен
3-1) исключен
4) составляет и представляет Правительству Республики примерную смету расходов на проведение избирательной кампании на основании бюджетных заявок, предоставляемых территориальными избирательными комиссиями, в порядке, определяемом Центральной избирательной комиссией;
5) осуществляет руководство избирательными комиссиями по выборам Президента, депутатов Парламента; отменяет и приостанавливает их решения; распределяет среди них средства республиканского бюджета, выделенные для проведения избирательной кампании; контролирует создание необходимых материально-технических условий для деятельности избирательных комиссий; рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий; организует разъяснение законодательства о выборах; организует и проводит обучение участников избирательного процесса; проводит семинары с представителями политических партий и другими участниками избирательного процесса по организации и проведению выборов; осуществляет международное сотрудничество в области избирательных систем;
6) устанавливает форму и текст бюллетеня для голосования по выборам Президента и депутатов Мажилиса Парламента, форму бюллетеней для голосования по выборам депутатов Сената Парламента, маслихатов и членов иных органов местного самоуправления, порядок их изготовления, а также степень защищенности, формы списков избирателей (выборщиков), подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку кандидатов в Президенты и сбора подписей выборщиков в поддержку кандидатов в депутаты Сената, иных избирательных документов, форму урн из прозрачного материала для голосования и образцы печатей избирательных комиссий, порядок хранения избирательных документов; обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней по выборам Президента и депутатов Парламента;
6-1) организует изготовление, определяет порядок выдачи и учета открепительных удостоверений на право голосования;
6-2) определяет порядок внесения изменений в избирательные бюллетени в случаях снятия кандидатуры, отмены решения о выдвижении кандидатом, отмены решения о регистрации кандидатов, партийных списков;
7) вправе заслушивать отчеты государственных органов и организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, а также информацию органов общественных объединений по вопросам соблюдения законодательства о выборах;
8) регистрирует кандидатов в Президенты Республики, выдает им соответствующие удостоверения, публикует в средствах массовой информации сообщение о регистрации кандидатов;
9) информирует избирателей о ходе предвыборной кампании по выборам Президента и депутатов Парламента, периодически издает информационный бюллетень;
10) подводит итоги выборов Президента и депутатов Парламента в целом по Республике, регистрирует избранных Президента и депутатов Парламента, публикует сообщение об этом в средствах массовой информации;
11) назначает и организует проведение повторного голосования и повторных выборов при выборах Президента;
12) назначает повторные выборы депутатов Парламента;
13) назначает выборы депутатов Парламента вместо выбывших;
14) назначает очередные и внеочередные выборы маслихатов;
15) при организации и проведении выборов депутатов маслихатов и членов иных органов местного самоуправления осуществляет контроль за соответствием деятельности территориальных избирательных комиссий требованиям настоящего Конституционного закона и при выявлении нарушений настоящего Конституционного закона отменяет их решения;
16) в соответствии с численностью населения административно-территориальных единиц определяет количество избираемых от них депутатов маслихатов;
16-1) размещает на официальном интернет-ресурсе Центральной избирательной комиссии нормативные правовые акты по выборному законодательству, информацию о назначении и проведении выборов, а также о результатах подсчета голосов на прошедших выборах;
16-2) ведет единый электронный Реестр граждан - избирателей Республики Казахстан;
16-3) при проведении выборов с использованием электронной избирательной системы проводит обучение членов соответствующих избирательных комиссий по ее применению;
16-4) через средства массовой информации организует обучение населения по использованию электронной избирательной системы на выборах;
16-5) образует консультативно-совещательные органы;
16-6) определяет порядок осуществления предвыборной агитации через средства массовой информации и информационного обеспечения выборов Президента Республики Казахстан, депутатов Парламента, маслихатов Республики Казахстан, а также членов иных органов местного самоуправления;
16-7) приобретает товары, работы и услуги по созданию, развитию, внедрению, сопровождению, администрированию, эксплуатации и системно-техническому обслуживанию объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры, интернет-ресурса и материально-техническому обеспечению выборной деятельности у подведомственной организации, в отношении которой осуществляет государственное управление;
16-8) утверждает инструкцию по оснащению помещения для голосования на избирательном участке, пункта для голосования;
16-9) утверждает инструкцию по регистрации доверенных лиц;
17) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
(В статью 12 внесены изменения в соответствии с Конституционными законами Республики Казахстан от 15.06.2017 г. №75-VI ЗРК, 29.06.2018 г. №162-VI ЗРК)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 13. Территориальные избирательные комиссии
1. Территориальными избирательными комиссиями являются областные (городов республиканского значения и столицы Республики), районные, городские, районные в городе избирательные комиссии.
2. Территориальные избирательные комиссии:
1) обеспечивают организацию и проведение выборов Президента, депутатов Парламента и маслихатов, членов органов местного самоуправления;
2) образуются в составе семи членов.
3. исключен
4. Состав территориальных избирательных комиссий по выборам Президента, депутатов Парламента и маслихатов публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через десять дней, а территориальных комиссий по выборам членов органов местного самоуправления - не позднее чем через семь дней после назначения или объявления выборов.
Статья 14. Полномочия территориальной избирательной комиссии
Соответствующая территориальная избирательная комиссия:
1) осуществляет на территории административно-территориальной единицы контроль за исполнением законодательства о выборах;
2) обеспечивает подготовку и проведение выборов Президента, депутатов Парламента и маслихатов, членов органов местного самоуправления;
2-1) регистрирует доверенных лиц кандидатов в Президенты, политических партий, выдвинувших партийные списки, выдает им соответствующие удостоверения;
3) руководит деятельностью нижестоящих территориальных и участковых избирательных комиссий; отменяет и приостанавливает их решения; распределяет среди них средства республиканского и местного бюджетов, выделенные для проведения избирательной кампании; представляет бюджетные заявки на проведение избирательной кампании; контролирует создание необходимых материально-технических условий для деятельности участковых избирательных комиссий; рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) участковых избирательных комиссий; организует исполнение решений Центральной избирательной комиссии всеми избирательными комиссиями, образованными в пределах соответствующей административно-территориальной единицы;
4) вправе заслушивать отчеты избирательных комиссий, государственных органов и организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, а также информацию органов общественных объединений по вопросам соблюдения законодательства о выборах;
4-1) контролирует актуальность и достоверность сведений об избирателях и границах избирательных участков, своевременность и правильность списков избирателей для голосования и представления их для всеобщего ознакомления;
5) обеспечивает проведение выборов депутатов Сената; регистрирует кандидатов в депутаты Сената, их доверенных лиц, выдает им соответствующие удостоверения; публикует в средствах массовой информации сообщения о регистрации кандидатов; готовит пункты для голосования, обеспечивает изготовление кабин и урн для голосования; подводит результаты голосования на выборах депутатов Сената и передает протоколы подведения результатов голосования в Центральную избирательную комиссию для регистрации депутатов Сената;
6) образует избирательные округа по выборам депутатов маслихатов и публикует их список, оповещает избирателей о местах нахождения избирательных комиссий;
6-1) устанавливает единую нумерацию участков для голосования;
7) обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней по выборам депутатов маслихатов, членов иных органов местного самоуправления, а также доставку избирательных бюллетеней участковым избирательным комиссиям;
8) организует и обеспечивает проведение выборов депутатов маслихатов; регистрирует партийные списки, представленные политическими партиями, выдвигающими кандидатов в депутаты маслихатов, регистрирует доверенных лиц политических партий, выдает кандидатам и доверенным лицам соответствующие удостоверения; публикует в средствах массовой информации сообщения о регистрации партийных списков;
9) устанавливает результаты голосования по избирательным участкам в соответствующей административно-территориальной единице, подводит итоги выборов депутатов маслихатов, регистрирует избранных депутатов и публикует сообщение об этом в средствах массовой информации; представляет в вышестоящую избирательную комиссию протоколы подсчета голосов по соответствующим избирательным округам и участкам для подведения итогов выборов и публикации на официальном интернет-ресурсе Центральной избирательной комиссии;
10) организует повторное голосование и повторные выборы депутатов Сената, повторные выборы депутатов маслихатов, а также выборы вместо выбывших депутатов Сената;
11) назначает и организует выборы членов иных, кроме маслихатов, органов местного самоуправления, повторные выборы и выборы членов вместо выбывших; регистрирует кандидатов в члены иных, кроме маслихатов, органов местного самоуправления, их доверенных лиц, выдает им соответствующие удостоверения; публикует в местных средствах массовой информации сообщения о регистрации кандидатов; подводит итоги выборов членов иных, кроме маслихатов, органов местного самоуправления; публикует в местных средствах массовой информации сообщение об итогах выборов;
11-1) организует разъяснение законодательства о выборах; организует и проводит обучение участников избирательного процесса; проводит семинары с представителями политических партий и другими участниками избирательного процесса по организации и проведению выборов;
12) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
(В статью 14 внесены изменения в соответствии с Конституционными законами Республики Казахстан от 15.06.2017 г. №75-VI ЗРК, 29.06.2018 г. №162-VI ЗРК)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 15.
Исключена в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан от 29.06.2018 г. №162-VI ЗРК
(см. предыдущую редакцию)
Статья 16.
Исключена в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан от 29.06.2018 г. №162-VI ЗРК
(см. предыдущую редакцию)
Статья 17. Участковые избирательные комиссии
1. Участковые избирательные комиссии обеспечивают организацию и проведение выборов Президента, депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов, членов иных органов местного самоуправления на соответствующих избирательных участках.
Соответствующая территориальная избирательная комиссия определяет количественный состав участковых избирательных комиссий:
1) от пяти до семи членов при количестве избирателей на соответствующем избирательном участке до двух тысяч;
2) от семи до одиннадцати членов при количестве избирателей на соответствующем избирательном участке свыше двух тысяч.
Количественный состав участковых избирательных комиссий должен быть нечетным.
2. Состав участковых избирательных комиссий по выборам Президента, депутатов Парламента и маслихатов публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через пятнадцать дней, а территориальных комиссий по выборам членов иных органов местного самоуправления - не позднее чем через семь дней после назначения или объявления выборов.
(Статья 17 изложена в новой редакции в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан от 29.06.2018 г. №162-VI ЗРК)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 18. Полномочия участковых избирательных комиссий
Участковая избирательная комиссия:
1) проводит на избирательном участке избирательные мероприятия по выборам Президента, депутатов Мажилиса Парламента, маслихатов и членов органов местного самоуправления;
2) оповещает избирателей о местонахождении участковой комиссии;
3) уточняет список избирателей на соответствующем избирательном участке;
4) знакомит граждан со списком избирателей, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списках и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
4-1) принимает необходимые меры по реализации избирательных прав граждан с ограниченными возможностями;
5) оповещает избирателей о дне, времени и месте голосования;
6) готовит помещение, обеспечивает наличие кабин и урн для голосования;
7) организует на избирательном участке голосование в день выборов;
8) проводит подсчет голосов и определяет результаты голосования на участке;
9) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и организации голосования и принимает по ним решения;
9-1) организует разъяснение законодательства о выборах; организует и проводит обучение участников избирательного процесса; проводит семинары с представителями политических партий и другими участниками избирательного процесса по организации и проведению выборов;
10) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Республики.
(В статью 18 внесены изменения в соответствии с Конституционными законами Республики Казахстан от 15.06.2017 г. №75-VI ЗРК, 29.06.2018 г. №162-VI ЗРК)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 19. Статус члена избирательной комиссии
1. Члены избирательных комиссий являются представителями государственных органов и находятся под защитой государства.
2. Правовое положение членов избирательных комиссий определяется Конституцией, настоящим Конституционным законом и иными законодательными актами Республики Казахстан.
2-1. Не может быть членом избирательной комиссии:
лицо, имеющее судимость, которая не погашена или не снята в установленном законом порядке;
лицо, признанное судом недееспособным или ограниченно дееспособным.
3. Председатель, члены Центральной избирательной комиссии, сотрудники ее аппарата, председатели или их заместители, а также секретари территориальных избирательных комиссий осуществляют полномочия на профессиональной постоянной основе.
Территориальная избирательная комиссия принимает решение об осуществлении председателем или его заместителем полномочий на профессиональной постоянной основе.
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 6 июня 2020 года