Дата обновления БД:
03.06.2023
Добавлено/обновлено документов:
87 / 222
Всего документов в БД:
125154
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 25 мая 2017 года №82
О неподкупности
Парламент принимает настоящий органический закон.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Сфера регулирования
Настоящий закон регулирует сферу неподкупности в публичном секторе на политическом, институциональном и профессиональном уровнях, ответственность публичных субъектов, антикоррупционных органов и других органов, ответственных за культивирование, укрепление и контроль неподкупности в публичном секторе, сферы, важные для культивирования неподкупности в частном секторе в процессе взаимодействия такового с публичном сектором и для применения санкций за отсутствие неподкупности в публичном и частном секторах.
Статья 2. Цель закона
Настоящий закон направлен на культивирование неподкупности в публичном секторе и атмосферы нулевой толерантности к коррупции в публичных субъектах Республики Молдова посредством:
a) повышения доверия общества к тому, что публичные субъекты и публичные агенты выполняют свои обязанности в соответствии с публичными интересами, в том числе в процессе взаимодействия с частным сектором;
b) регулирования обязательных мер по обеспечению и укреплению институциональной и профессиональной неподкупности;
c) поощрения уведомления публичными агентами о проявлениях коррупции, а также обеспечения их защиты от мести;
d) выявления и устранения рисков коррупции в публичных субъектах;
e) наказания публичных агентов за проявления коррупции и руководителей публичных субъектов за отсутствие институциональной и профессиональной неподкупности.
Статья 3. Понятия
В целях настоящего закона используются следующие понятия:
профессиональная деятельность – осуществление публичными агентами своих служебных полномочий (прав и обязанностей) в соответствии с законодательными, нормативными и ведомственными актами, регулирующими деятельность публичных субъектов, в которых они работают;
уязвимая деятельность – профессиональная деятельность публичного агента, осуществление которой в рамках публичного субъекта подвержено риску коррупции;
публичный агент – лицо, работающее в публичном субъекте, исполняющее государственную должность, государственную должность с особым статусом, ответственную государственную должность, зачисленное в кабинет лица, исполняющего ответственную государственную должность, или оказывающее услуги общественного значения, а также местное выборное лицо;
антикоррупционный орган – по обстоятельствам, Национальный центр по борьбе с коррупцией, Национальный орган по неподкупности, Антикоррупционная прокуратура, Служба информации и безопасности, Министерство внутренних дел;
руководитель публичного субъекта – лицо или коллегиальный орган, ответственные за обеспечение мер по институциональной неподкупности, а также за наложение дисциплинарных взысканий в пределах компетенции в случаях инцидентов неподкупности;
коррупция – незаконное использование должности в частных интересах. Такое использование должности может осуществляться в рамках публичных или частных субъектов, непосредственно обладателем данной должности или косвенно посредниками, а частный интерес может быть в пользу обладателя должности или в пользу других лиц;
публичный субъект – юридическое лицо со статусом:
a) органа публичной власти, центрального органа власти, центрального отраслевого органа публичной власти, местного органа публичной власти, а также организационной структуры при данных органах или сферы их компетенции;
b) органа власти, учреждения, органа, организации, бюро или агентства – государственного, автономного, независимого, самоуправляемого и/или регулирующего;
c) Конституционного суда, судебной инстанции, прокуратуры;
d) государственного или муниципального предприятия, акционерного общества, в которых государству принадлежит мажоритарный пакет акций;
фактор риска – любое обстоятельство, допускающее, стимулирующее, провоцирующее возникновение коррупционных проявлений в рамках публичного субъекта или закрепляющее их;
фаворитизм – действие публичного агента при исполнении должности, выражающееся в оказании помощи физическим или юридическим лицам в решении их проблем, независимо от побуждений, которое не предусмотрено нормативными актами и которое не содержит признаков конфликта интересов или признаков состава преступления;
инцидент неподкупности – коррупционное проявление, происшедшее в реальных обстоятельствах, иное проявление, подобное коррупционному проявлению, происшедшее в рамках теста на профессиональную неподкупность;
ненадлежащее влияние – вмешательство в профессиональную деятельность публичного агента со стороны третьих лиц, выражающееся в давлении, угрозах или просьбах, направленное на его принуждение к осуществлению профессиональной деятельности определенным образом, когда такое вмешательство является незаконным и не сопровождается обещанием, предоставлением или дачей, лично или через посредника, не причитающихся ему имущества, услуг, преимуществ или выгод любого вида (не содержащее признаков состава преступления);
институциональная неподкупность – профессиональная неподкупность всех публичных агентов публичного субъекта, культивируемая, контролируемая и укрепляемая руководителем публичного субъекта, а также нулевая толерантность к инцидентам неподкупности, допущенным публичными агентами;
неподкупность в публичном секторе – политическая и институциональная неподкупность всех публичных субъектов Республики Молдова, которая обеспечивает осуществление профессиональной деятельности публичных агентов данных субъектов в строгом соответствии с общественными интересами;
неподкупность в частном секторе – способность коммерческих организаций взаимодействовать с публичными субъектами, а также между собой в законном порядке, прозрачно, объективно и на основе свободной конкуренции;
политическая неподкупность – способность конкурентов на выборах, доверенных лиц конкурентов на выборах и лиц, занимающих выборную или исключительно политическую должность, осуществлять свою деятельность с соблюдением норм этики, без коррупционных проявлений, с соблюдением общественных интересов, верховенства Конституции Республики Молдова и закона;
профессиональная неподкупность – способность публичного агента осуществлять свою профессиональную деятельность с соблюдением норм этики, без ненадлежащего влияния и коррупционных проявлений, с соблюдением общественных интересов, верховенства Конституции Республики Молдова и закона;
общественные интересы – общие интересы по развитию благосостояния общества в целом и по достижению законных частных интересов, гарантированная реализация которых обеспечивается функционированием публичных и частных субъектов, а также исполнением публичными агентами данных субъектов своих служебных полномочий в строгом соответствии с законоположениями, при эффективном и экономном использовании ресурсов;
частные интересы – интересы физических лиц (личные или групповые), приближенных к ним лиц или юридических лиц (ведомственные, корпоративные или клиентские) по реализации прав и свобод, в том числе с целью получения имущества, услуг, преимуществ, выгод в любой форме, предложений или обещаний таковых;
законные частные интересы – частные интересы, закрепленные Конституцией, национальным законодательством и международными договорами, стороной которых является Республика Молдова, или не противоречащие положениям таковых, а также не наносящие ущерба общим интересам по развитию благосостояния общества в целом и реализации законных прав и свобод других лиц;
коррупционные проявления – акты коррупции, смежные с ними акты, а также коррупционные деяния, указанные в главе VI;
коммерческие организации – коммерческие общества и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Молдова или за ее пределами;
риск коррупции – вероятность возникновения коррупционных проявлений, негативно влияющих на выполнение публичным субъектом своих задач;
услуги общественного значения – совокупная деятельность по обслуживанию населения в публичной сфере в рамках учреждений, предприятий, организаций или иных местных, муниципальных, государственных структур или структур с преимущественно государственным капиталом.
Статья 4. Принципы применения закона
Настоящий закон применяется с соблюдением следующих принципов:
a) повышение ответственности публичных субъектов за культивирование и укрепление атмосферы институциональной неподкупности, а также за применение санкций за отсутствие профессиональной неподкупности;
b) повышение ответственности антикоррупционных органов за оценку и мониторинг профессиональной неподкупности, а также за применение санкций за ее отсутствие;
c) справедливый баланс прав человека в отношении лиц, представляющих общественные интересы, даже если они не знают о нарушении своих прав коррупционными проявлениями публичных агентов, с одной стороны, и прав человека в отношении публичных агентов, допускающих инциденты неподкупности, с другой стороны;
d) культивирование неподкупности в публичном секторе и предупреждение коррупционных проявлений;
e) нулевая толерантность к коррупции в публичных субъектах и неизбежность применения законных санкций за отсутствие неподкупности в публичном секторе;
f) презумпция профессиональной неподкупности публичных агентов и институциональной неподкупности публичных субъектов;
g) презумпция добросовестности субъектов закона в процессе реализации его положений.
Статья 5. Субъекты закона
Субъектами, осуществляющими права, обязанности и полномочия, предусмотренные настоящим законом, являются:
a) публичные агенты, конкуренты на выборах и их доверенные лица;
b) публичные субъекты, руководители публичных субъектов;
c) ответственные антикоррупционные органы, другие органы публичной власти со специальными компетенциями;
d) физические и юридические лица в процессе взаимодействия с публичным сектором, в том числе коммерческие организации, гражданское общество и средства массовой информации.
Глава II. Культивирование неподкупности в публичном секторе
Статья 6. Способы культивирования неподкупности в публичном секторе
(1) Неподкупность в публичном секторе культивируется путем:
a) создания атмосферы политической неподкупности;
b) создания атмосферы институциональной неподкупности в публичных субъектах.
(2) Атмосфера политической неподкупности укрепляет доверие общества к институциональной неподкупности публичных субъектов, образованных в результате выборных процессов, и к профессиональной неподкупности публичных агентов, занимающих выборные должности и исключительно политические должности.
Раздел 1. Атмосфера политической неподкупности
Статья 7. Меры по обеспечению политической неподкупности
(1) Атмосфера политической неподкупности культивируется путем:
а) обеспечения прозрачности финансирования политических партий и избирательных кампаний;
b) обеспечения этики и профессиональной неподкупности лиц, занимающих выборные должности и исключительно политические должности.
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 28 марта 2020 года