Недействующая редакция. Принята: 18.12.2019 / Вступила в силу: 16.01.2020

Недействующая редакция, не действует с 18 марта 2020 года

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 1 июля 2014 года №1556-VII

О высшем образовании

(В редакции Законов Украины от 28.12.2014 г. №76-VIII, 09.04.2015 г. №319-VIII, 23.04.2015 г. №367-VIII, 14.05.2015 г. №415-VIII, 02.03.2015 г. №222-VIII, 14.05.2015 г. №425-VIII, 02.06.2015 г. №498-VIII, 10.11.2015 г. №766-VIII, 26.11.2015 г. №848-VIII, 24.12.2015 г. №911-VIII, 25.12.2015 г. №928-VIII, 18.02.2016 г. №1017-VIII, 19.04.2016 г. №1114-VIII, 14.06.2016 г. №1415-VIII, 03.11.2016 г. №1731-VIII, 06.10.2016 г. №1662-VIII, 06.12.2016 г. №1774-VIII, 21.12.2016 г. №1798-VIII, 07.02.2017 г. №1838-VIII, 21.03.2017 г. №1958-VIII, 16.05.2017 г. №2026-VIII, 11.07.2017 г. №2122-VIII, 05.09.2017 г. №2145-VIII, 07.12.2017 г. №2233-VIII, 27.02.2018 г. №2300-VIII (вступил в силу 01.01.2019 г.), 22.05.2018 г. №2443-VIII, 25.04.2019 г. №2704-VIII, 06.06.2019 г. №2745-VIII, 18.12.2019 г. №392-IX)

(В 2016 году нормы и положения этого Закона применяются в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Украины, исходя из имеющихся финансовых ресурсов государственного и местных бюджетов и бюджета Фонда социального страхования Украины в соответствии с Законом Украины от 25.12.2015 г. №928-VIII)

(В тексте Закона слова "высшее учебное заведение" и "высшее духовное учебное заведение" во всех падежах и числах заменено соответственно словами "учреждения высшего образования" и "учреждения высшего духовного образования" в соответствующем падеже и числе в соответствии с Законом Украины от 05.09.2017 г. №2145-VIII)

Этот Закон устанавливает правовые, организационные, финансовые основы функционирования системы высшего образования, создает условия для усиления сотрудничества государственных органов и бизнеса с высшими учебными заведениями на принципах автономии высших учебных заведений, сочетания образования с наукой и производством с целью подготовки конкурентоспособного человеческого капитала для высокотехнологичного и инновационного развития страны, самореализации личности, обеспечения потребностей общества, рынка труда и государства в квалифицированных специалистах.

Раздел I Общие положения

Статья 1. Основные термины и их определения

1. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) автономия учреждения высшего образования - самостоятельность, независимость и ответственность учреждения высшего образования в принятии решений по развитию академических свобод, организации образовательного процесса, научных исследований, внутреннего управления, экономической и иной деятельности, самостоятельного подбора и расстановки кадров в пределах, установленных настоящим Законом;

1-1) академическая добродетель - совокупность этических принципов и определенных Законом Украины "Об образовании", настоящим Законом и другими законами Украины правил, которыми должны руководствоваться участники образовательного процесса во время обучения, преподавания и осуществления научной (творческой) деятельности с целью обеспечения доверия к результатам обучения и/или научных (творческих) достижений

2) академическая мобильность - возможность участников образовательного процесса учиться, преподавать, стажироваться проводить научную деятельность в другом учреждении высшего образования (научном учреждении) на территории Украины или за ее пределами;

3) академическая свобода - самостоятельность и независимость участников образовательного процесса при производстве педагогической, научно-педагогической, научной и/или инновационной деятельности, осуществляемой на принципах свободы слова и творчества, распространение знаний и информации, проведение научных исследований и использование их результатов и реализуется с учетом ограничений, установленных законом;

4) аккредитация образовательной программы - оценка образовательной программы и/или образовательной деятельности учреждения высшего образования по этой программе на предмет обеспечения и совершенствования качества высшего образования:

абзац второй исключен в соответствии с Законом Украины от 18.12.2019 г. №392-IX;

абзац третий исключен в соответствии с Законом Украины от 18.12.2019 г. №392-IX;

абзац четвертый исключен в соответствии с Законом Украины от 18.12.2019 г. №392-IX;

5) высшее образование - совокупность систематизированных знаний, умений и практических навыков, способов мышления, профессиональных, мировоззренческих и гражданских качеств, морально-этических ценностей, других компетенций, полученных в учреждении высшего образования (научном учреждении) в соответствующей области знаний по определенной квалификации на уровнях высшего образования, по сложности выше, чем уровень полного общего среднего образования;

6) высшее военное учебное заведение (учреждение высшего образования со специфическими условиями обучения) - учреждение высшего образования государственной формы собственности, которое осуществляет на определенных уровнях высшего образования подготовку курсантов (слушателей, студентов), адъюнктов для дальнейшей службы на должностях офицерского (сержантского, старшинского) или начальствующего состава с целью удовлетворения потребностей Министерства внутренних дел Украины, Национальной полиции, Вооруженных Сил Украины, других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований, центральных органов исполнительной власти со специальным статусом, Службы безопасности Украины, Службы внешней разведки Украины, центрального органа исполнительной власти, реализует государственную политику в сфере охраны государственной границы, центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере гражданской защиты;

7) учреждение высшего образования - отдельный вид учреждения, которое является юридическим лицом частного или публичного права, действует согласно выданной лицензии на осуществление образовательной деятельности на определенных уровнях высшего образования, проводит научную, научно-техническую, инновационную и/или методическую деятельность, обеспечивает организацию образовательного процесса и получения лицами высшего образования, последипломного образования с учетом их призваний, интересов и способностей;

8) отрасль знаний - гармонизированная с Международной стандартной классификацией образования широкая предметная область образования и науки, которая включает в себя группу родственных специальностей;

9) Европейская система перевода и накопления кредитов (ЕСПНК) - система перевода и накопления кредитов, используемая в Европейском пространстве высшего образования с целью предоставления, признания, подтверждения квалификации и образовательных компонентов и способствует академической мобильности соискателей высшего образования. Система основывается на определении учебной нагрузки соискателя высшего образования, необходимого для достижения определенных результатов обучения, и учитывается в кредитах ЕСПНК;

10) основатель учреждения высшего образования - органы государственной власти от имени государства, соответствующий совет от имени территориальной общины (общин), физическое и/или юридическое лицо, по решению и за счет имущества которых основано учреждение высшего образования. Права основателя, предусмотренные настоящим Законом, приобретаются также на основаниях, предусмотренных гражданским законодательством;

11) соискатели высшего образования - лица, которые учатся в учреждении высшего образования на определенном уровне высшего образования с целью получения соответствующей степени и квалификации;

12) квалификация - официальный результат оценки и признания, полученного, когда уполномоченное учреждение установило, что лицо достигло компетенций (результатов обучения) в соответствии со стандартами высшего образования, удостоверяется соответствующим документом о высшем образовании;

13) компетентность - способность личности успешно социализироваться, учиться, осуществлять профессиональную деятельность, которая возникает на основе динамической комбинации знаний, умений, навыков, способов мышления, взглядов, ценностей, других личных качеств;

14) кредит Европейской системы перевода и накопления кредитов (далее - кредит ЕСПНК) - единица измерения объема учебной нагрузки соискателя высшего образования, необходимого для достижения определенных (ожидаемых) результатов обучения. Объем одного кредита ЕСПНК составляет 30 часов. Нагрузка одного учебного года по дневной форме обучения составляет, как правило, 60 кредитов ЕСПНК;

15) лицензирование - процедура признания способности юридического лица осуществлять образовательную деятельность в соответствии с лицензионными условиями осуществления образовательной деятельности;

16) образовательная деятельность - деятельность учреждений высшего образования, которая направлена на организацию, обеспечение и реализацию образовательного процесса;

17) образовательная (образовательно-профессиональная, образовательно-научная или образовательно-творческая) программа - единый комплекс образовательных компонентов (учебных дисциплин, индивидуальных заданий, практик, контрольных мероприятий), направленных на достижение предусмотренных такой программой результатов обучения, который дает право на получение определенной образовательной или образовательной и профессиональной (профессиональных) квалификации (квалификаций). Образовательная программа может определять единую в ее пределах специализацию или не предусматривать специализации;

18) лицо с особыми образовательными потребностями - лицо с инвалидностью, которое нуждается в дополнительной поддержке для обеспечения получения высшего образования;

18-1) профессия, для которой введено дополнительное регулирование, - вид профессиональной деятельности, доступ к которому, кроме наличия образования соответствующего уровня и специальности, определяется законом или международным договором;

18-2) региональный заказ в сфере высшего образования - средство удовлетворения потребностей экономики государства, региона и общества в квалифицированных кадрах, обеспечения конституционного права граждан на высшее образование путем заключения региональным заказчиком (Советом министров Автономной Республики Крым, областной, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями) с заведением высшего образования регионального контракта на подготовку специалистов с высшим образованием.

19) результаты обучения - знания, умения, навыки, способы мышления, взгляды, ценности, иные личные качества, которые можно идентифицировать, спланировать, оценить и измерить и которые лицо способно продемонстрировать после завершения образовательной программы (программные результаты обучения) или отдельных образовательных компонентов;

20) специализация - составляющая специальности, которая может определяться заведением высшего образования и предусматривает одну или несколько профильных специализированных образовательных программ высшего или последипломного образования;

21) специальность - гармонизированная с Международной стандартной классификацией образования предметная область образования и науки, которая объединяет родственные образовательные программы, предусматривающие общие требования к компетенциям и результатам обучения выпускников;

22) устойчивый фонд (эндаумент) учреждения высшего образования - сумма средств или стоимость иного имущества, предназначенная для инвестирования или капитализации на срок не менее 36 месяцев, пассивные доходы от которой используются учреждением высшего образования с целью осуществления уставной деятельности в порядке, определенном благодетелем или уполномоченным им лицом;

22-1) студентоцентрированное обучение - подход к организации образовательного процесса, который предполагает:

поощрение соискателей высшего образования к роли автономных и ответственных субъектов образовательного процесса;

создание образовательной среды, ориентированной на удовлетворение потребностей и интересов соискателей высшего образования, в частности, предоставление возможностей для формирования индивидуальной образовательной траектории;

построение образовательного процесса на принципах взаимного уважения и партнерства между участниками образовательного процесса;

22-2) временно перемещенное заведение высшего образования (научное учреждение) - учреждение высшего образования (научное учреждение), в период временной оккупации или антитеррористической операции в период ее проведения, которое при осуществлении мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях по решению учредителя (учредителей) изменило свое местонахождение путем перемещения с временно оккупированной территории населенного пункта на подконтрольную украинской власти территорию;

22-3) уполномоченное заведение высшего образования - заведение высшего образования, которому центральный орган исполнительной власти в сфере образования и науки устанавливает квоты зачисления лиц, местом жительства которых является временно оккупированная территория, для получения высшего образования на конкурсной основе по государственному заказу;

23) качество высшего образования - соответствие условий осуществления образовательной деятельности и результатов обучения требованиям законодательства и стандартам высшего образования, профессиональным и/или международным стандартам (при наличии), а также потребностям заинтересованных сторон и общества, которое обеспечивается путем осуществления процедур внутреннего и внешнего обеспечения качества;

24) исключен в соответствии с Законом Украины от 18.12.2019 г. №392-IX.

2. Термины "лицензия", "лицензионные условия", "орган лицензирования" употребляются в настоящем Законе в значениях, приведенных в Законе Украины "О лицензировании видов хозяйственной деятельности".

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 10.11.2015 г. №766-VIII, 05.09.2017 г. №2145-VIII)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 2. Законодательство Украины о высшем образовании

1. Законодательство Украины о высшем образовании базируется на Конституции Украины и состоит из законов Украины "Об образовании", "О научной и научно-технической деятельности", настоящего Закона и иных нормативно-правовых актов, международных договоров Украины, заключенных в установленном законом порядке.

2. Если международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены национальным законодательством, применяются правила международных договоров.

3. Права учреждения высшего образования, определяющие его автономию, установленные настоящим Законом, не могут быть ограничены другими законами или нормативно-правовыми актами.

Статья 3. Государственная политика в сфере высшего образования

1. Государственную политику в сфере высшего образования определяет Верховная Рада Украины, а реализуют Кабинет Министров Украины и центральный орган исполнительной власти в сфере образования и науки.

2. Государственная политика в сфере высшего образования основывается на принципах:

1) содействия устойчивому развитию общества путем подготовки конкурентоспособного человеческого капитала и создания условий для образования в течение жизни;

2) доступности высшего образования;

3) независимости получения высшего образования от политических партий, общественных и религиозных организаций (кроме учреждений высшего духовного образования);

4) международной интеграции и интеграции системы высшего образования Украины в Европейском пространстве высшего образования, при условии сохранения и развития достижений и прогрессивных традиций национальной высшей школы;

5) преемственности процесса получения высшего образования;

6) государственной поддержки подготовки специалистов с высшим образованием для приоритетных отраслей экономической деятельности, направлений фундаментальных и прикладных научных исследований, научно-педагогической, художественной и педагогической деятельности;

7) государственной поддержки образовательной, научной, научно-технической, художественной и инновационной деятельности университетов, академий, институтов, колледжей, в том числе путем предоставления льгот по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей учреждениям высшего образования, осуществляющим такую деятельность;

8) содействия осуществлению государственно-частного партнерства в сфере высшего образования;

9) открытости формирования структуры и объема образовательной и профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием.

3. Формирование и реализация государственной политики в сфере высшего образования обеспечиваются путем:

1) гармоничного взаимодействия национальных систем образования, науки, искусства, бизнеса и государства в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития государства;

2) сохранения и развития системы высшего образования и повышения качества высшего образования;

3) расширения возможностей для получения высшего образования и образования в течение жизни;

4) создание и обеспечение равных условий доступа к высшему образованию, в том числе обеспечение дополнительной поддержкой в образовательном процессе лиц с особыми образовательными потребностями, в том числе психолого-педагогическим сопровождением, создание для них свободного доступа к инфраструктуре учреждения высшего образования;

5) развития автономии учреждений высшего образования и академической свободы участников образовательного процесса. Автономия учреждения высшего образования предопределяет необходимость таких самоорганизации и саморегулирования, которые являются открытыми для критики, служат общественному интересу, установлению истины относительно вызовов, стоящих перед государством и обществом, осуществляются прозрачно и публично;

6) определения сбалансированной структуры и объема подготовки специалистов с высшим образованием с учетом потребностей личности, интересов государства, территориальных общин и работодателей;

7) обеспечения развития научной, научно-технической, художественной и инновационной деятельности учреждений высшего образования и их интеграции с производством;

8) предоставления лицам, обучающимся в учреждениях высшего образования, льгот и социальных гарантий в порядке, установленном законодательством;

9) надлежащей государственной поддержки подготовки специалистов из числа лиц с особыми образовательными потребностями на основе обеспечения их дополнительной поддержкой, в частности психолого-педагогическим сопровождением, и создание для них свободного доступа к образовательному процессу, в частности обеспечение свободного доступа к инфраструктуре учреждения высшего образования;

10) создания условий для реализации выпускниками учреждений высшего образования права на труд, обеспечение гарантии равных возможностей по выбору места работы, вида трудовой деятельности на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности с учетом полученного высшего образования и в соответствии с общественными потребностями;

11) внедрения механизмов стимулирования предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности к предоставлению первого рабочего места выпускникам учреждений высшего образования.

4. Государство способствует развитию учреждений высшего образования как центров независимого мнения.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 05.09.2017 г. №2145-VIII)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 4. Право на высшее образование

1. Каждый имеет право на высшее образование.

Граждане Украины имеют право бесплатно получать высшее образование в государственных и коммунальных учреждениях высшего образования на конкурсной основе, если определенную степень высшего образования гражданин получает впервые за счет средств государственного или местного бюджета, а также в других случаях, предусмотренных законодательством.

Граждане Украины свободны в выборе учреждения высшего образования, формы получения высшего образования и специальности.

Граждане Украины, которые не закончили обучение за средства государственного или местного бюджета по определенной степени образования, имеют право повторно бесплатно получать высшее образование в государственных и коммунальных учреждений высшего образования по той же степени образования, при условии возмещения в государственный или местный бюджет средств, затраченных на оплату услуг по подготовке специалистов, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Право на высшее образование гарантируется независимо от возраста, гражданства, места жительства, пола, цвета кожи, социального и имущественного положения, национальности, языка, происхождения, состояния здоровья, отношения к религии, наличии судимости, а также от других обстоятельств. Никто не может быть ограничен в праве на получение высшего образования, кроме случаев, установленных Конституцией и законами Украины.

Не считается дискриминацией права на получение высшего образования установления ограничений и привилегий, которые определяются специфическими условиями получения высшего образования, обусловленными особенностями получения квалификации.

Для реализации права на высшее образование лицами с особыми образовательными потребностями учреждения высшего образования создают им необходимые условия для получения качественного высшего образования.

Для реализации права на высшее образование лицами, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством, осуществляется полное или частичное финансовое обеспечение их содержание в период получения ими высшего образования за каждым образовательным уровнем.

Граждане Украины имеют право бесплатно получать высшее образование по второй специальности в государственных и коммунальных учреждениях высшего образования, если по состоянию здоровья они потеряли возможность выполнять служебные или должностные обязанности по полученной ранее квалификации, что подтверждается выводами медико-социальной экспертной комиссии, и в других случаях, предусмотренных законом.

2. Иностранцы и лица без гражданства, в том числе зарубежные украинцы, которые постоянно проживают в Украине, лица, которые признаны беженцами, и лица, которые нуждаются в дополнительной защите, имеют право на получение высшего образования наравне с гражданами Украины, в том числе за счет средств государственного или местного бюджета.

Другие иностранцы и лица без гражданства могут получать высшее образование за средства физических (юридических) лиц, если иное не предусмотрено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, законодательством или соглашениями между учреждениями высшего образования о международной академической мобильности.

Все лица, которые получают высшее образование в учреждениях высшего образования, имеют равные права и обязанности.

(В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 23.04.2015 г. №367-VIII)
(см. предыдущую редакцию)

Раздел II Уровни, степени и квалификации высшего образования

Статья 5. Уровни и степени высшего образования

1. Подготовка специалистов с высшим образованием осуществляется по соответствующим образовательным или научным программам на таких уровнях высшего образования:

начальный уровень (короткий цикл) высшего образования;

первый (бакалаврский) уровень;

второй (магистерский) уровень;

третий (образовательно-научный/образовательно-творческий) уровень;

научный уровень.

Начальный уровень (короткий цикл) высшего образования предусматривает приобретение соискателями высшего образования способности к решению типовых специализированных задач в определенной области профессиональной деятельности.

Первый (бакалаврский) уровень высшего образования предусматривает приобретение соискателями высшего образования способности к решению сложных специализированных задач в определенной области профессиональной деятельности.

Второй (магистерский) уровень высшего образования предусматривает приобретение соискателями высшего образования способности к решению задач исследовательского и/или инновационного характера в определенной области профессиональной деятельности.

Третий (образовательно-научный/образовательно-творческий) уровень предполагает приобретение соискателями высшего образования способности решать комплексные проблемы в области профессиональной и/или исследовательско-инновационной деятельности.

Образовательно-научный уровень высшего образования предусматривает получение лицом теоретических знаний, умений, навыков и других компетенций, достаточных для продуцирования новых идей, решения комплексных проблем в области профессиональной и/или исследовательско-инновационной деятельности, овладения методологией научной и педагогической деятельности, а также проведения собственного научного исследования, результаты которого имеют научную новизну, теоретическое и практическое значение.

Образовательно-творческий уровень высшего образования предполагает овладение методологией художественной и художественно-педагогической деятельности, осуществление самостоятельного творческого художественного проекта, получение практических навыков продуцирования новых идей и решение теоретических и практических проблем в творческой художественной сфере.

Научный уровень высшего образования предполагает способность человека определять и решать социально значимые системные проблемы в определенной области деятельности, которые являются ключевыми для обеспечения устойчивого развития и требуют создания новых системообразующих знаний и прогрессивных технологий.

2. Получение высшего образования на каждом уровне высшего образования предусматривает успешное выполнение лицом соответствующей образовательной или научной программы, является основанием для присуждения соответствующей степени высшего образования:

1) младший бакалавр;

2) бакалавр

3) магистр;

4) доктор философии/доктор искусств;

5) доктор наук.

3. Младший бакалавр - это образовательная или образовательно-профессиональная степень, которая получается на начальном уровне (коротком цикле) высшего образования и присуждается учреждением высшего образования в результате успешного выполнения соискателем высшего образования образовательной программы, объем которой составляет 120 кредитов ЕКТС. Для получения образовательной степени младшего бакалавра на основе профессионального предвысшего образования учреждение высшего образования имеет право признать и перезачесть кредиты ЕКТС, максимальный объем которых определяется стандартом высшего образования.

Лицо имеет право получить степень младшего бакалавра при условии наличия у него полного общего среднего образования.

4. Бакалавр - это образовательная степень, которая получается на первом уровне высшего образования и присуждается учреждением высшего образования в результате успешного выполнения соискателем высшего образования образовательно-профессиональной программы, объем которой составляет 180-240 кредитов ЕКТС. Для получения образовательной степени бакалавра на основе образовательной степени младшего бакалавра или на основе профессионального предвысшего образования учреждение высшего образования имеет право признать и перезачесть кредиты ЕКТС, максимальный объем которых определяется стандартом высшего образования.

Лицо имеет право получить степень бакалавра при условии наличия у него полного общего среднего образования.

5. Магистр - это образовательная степень, приобретаемая на втором уровне высшего образования и присуждается учреждением высшего образования (научным учреждением) в результате успешного выполнения соискателем высшего образования соответствующей образовательной программы. Степень магистра приобретается по образовательно-профессиональной или по образовательно-научной программе. Объем образовательно-профессиональной программы подготовки магистра составляет 90-120 кредитов ЕСПНК, объем образовательно-научной программы - 120 кредитов ЕСПНК. Образовательно-научная программа магистра обязательно включает исследовательскую (научную) компонента в объеме не менее 30 процентов.

Лицо имеет право получить степень магистра при условии наличия у него степени бакалавра.

Степень магистра медицинского, фармацевтического или ветеринарного направления присваивается на основе полного общего среднего образования или образовательной степени младшего бакалавра, профессионального младшего бакалавра, образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста по соответствующей специальности и присуждается заведением высшего образования в результате успешного выполнения соискателем высшего образования соответствующей образовательной программы, объем которой в случае, если степень магистра медицинского, фармацевтического или ветеринарного направления присваивается на основе полного общего среднего образования, составляет 300-360 кредитов ЕКТС. Для получения образовательной степени магистра медицинского, фармацевтического или ветеринарного направления на основе образовательной степени младшего бакалавра или на основе профессионального предвысшего образования учреждение высшего образования имеет право признать и перезачесть кредиты ЕКТС, максимальный объем которых определяется стандартом высшего образования.

Научные учреждения Национальной академии наук Украины и национальных отраслевых академий наук могут осуществлять подготовку магистров по собственной образовательно-научной программе согласно полученной лицензии на соответствующую образовательную деятельность. Научные учреждения могут также осуществлять подготовку магистров по образовательно-научной программе, согласованной с учреждением высшего образования. В таком случае научная составляющая такой программы осуществляется в научном учреждении, а образовательная составляющая - в учреждении высшего образования.

6. Доктор философии - это образовательная и одновременно первая научная степень, приобретаемая на третьем уровне высшего образования на основе степени магистра. Степень доктора философии присуждается специализированным ученым советом высшего учебного заведения или научного учреждения в результате успешного выполнения соискателем высшего образования соответствующей образовательно-научной программы и публичной защиты диссертации в специализированном ученом совете.

Лицо имеет право получить степень доктора философии во время учебы в аспирантуре (адъюнктуре). Лица, которые профессионально осуществляют научную, научно-техническую и научно-педагогическую деятельность по основному месту работы, имеют право получить степень доктора философии вне аспирантуры, в частности во время пребывания в творческом отпуске, при условии успешного выполнения соответствующей образовательно-научной программы и публичной защиты диссертации в специализированном ученом совете.

Нормативный срок подготовки доктора философии в аспирантуре (адъюнктуре) составляет четыре года. Объем образовательной составляющей образовательно-научной программы подготовки доктора философии составляет 30-60 кредитов ЕСПНК.

Научные учреждения могут осуществлять подготовку докторов философии по собственной образовательно-научной программе согласно полученной лицензии на соответствующую образовательную деятельность или по образовательно-научной программе, отдельные элементы которой обеспечиваются другими научными учреждениями и/или учреждением высшего образования.

Доктор искусства - это образовательно-творческая степень, получаемая на третьем уровне высшего образования на основе степени магистра. Лицо имеет право получать степень доктора искусства в творческой аспирантуре. Первым этапом получения степени доктора искусства может быть ассистентура-стажировка, которая является формой подготовки художественных исполнительских кадров высшей квалификации. Порядок получения образовательно-творческой степени доктора искусства и обучение в ассистентуре-стажировке утверждается Кабинетом Министров Украины по представлению центрального органа исполнительной власти в сфере культуры по согласованию с центральным органом исполнительной власти в сфере образования и науки.

Степень доктора искусства присуждается специализированным советом по присуждению степени доктора искусства учреждения высшего образования художественного направления по результатам успешного выполнения соискателем высшего образования соответствующей образовательно-творческой программы и публичной защиты творческого художественного проекта в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

Нормативный срок подготовки доктора искусства в творческой аспирантуре составляет три года. Объем образовательной составляющей образовательно-творческой программы подготовки доктора искусства составляет 30-60 кредитов ЕКТС.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Раздел I Общие положения Статья 1. Основные термины и их определения Статья 2. Законодательство Украины о высшем образовании Статья 3. Государственная политика в сфере высшего образования Статья 4. Право на высшее образование Раздел II Уровни, степени и квалификации высшего образования Статья 5. Уровни и степени высшего образования Статья 6. Аттестация соискателей высшего образования Статья 7. Документы о высшем образовании (научные степени) Статья 8. Единая государственная электронная база по вопросам образования Раздел III Лицензионные условия и стандарты высшего образования Статья 9. Лицензионные условия, отрасли знаний и специальности Статья 9-1. Образовательные программы Статья 10. Стандарты высшего образования Раздел IV Управление в сфере высшего образования Статья 11. Система высшего образования Статья 12. Управление в сфере высшего образования Статья 13. Полномочия центрального органа исполнительной власти в сфере образования и науки, других органов, к сфере управления которых принадлежат учреждения высшего образования Статья 14. Полномочия органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления, к сфере управления которых принадлежат учреждения высшего образования Статья 15. Полномочия учредителя (учредителей) учреждения высшего образования Раздел V Обеспечение качества высшего образования Статья 16. Система обеспечения качества высшего образования Статья 17. Статус Национального агентства по обеспечению качества высшего образования Статья 18. Полномочия Национального агентства по обеспечению качества высшего образования Статья 19. Состав Национального агентства по обеспечению качества высшего образования Статья 20. Деятельность Национального агентства по обеспечению качества высшего образования Статья 21. Отраслевые экспертные советы Национального агентства по обеспечению качества высшего образования Статья 22. Финансирование Национального агентства по обеспечению качества высшего образования Статья 23. Независимые учреждения оценки и обеспечения качества высшего образования Статья 24. Лицензирование образовательной деятельности Статья 25. Аккредитация образовательной программы Статья 25-1. Институциональная аккредитация учреждения высшего образования Раздел VI Учреждения высшего образования Статья 26. Основные задачи учреждения высшего образования Статья 27. Правовой статус учреждения высшего образования Статья 28. Типы учреждений высшего образования Статья 29. Национальное учреждение высшего образования Статья 30. Исследовательский университет Статья 31. Образование, реорганизация и ликвидация учреждения высшего образования Статья 32. Принципы деятельности, основные права и обязанности учреждения высшего образования Статья 33. Структура вуза Раздел VII Управление учреждением высшего образования Статья 34. Руководитель учреждения высшего образования Статья 35. Руководитель факультета, учебно-научного института, кафедры Статья 36. Ученый совет Статья 37. Наблюдательный совет Статья 38. Рабочие и совещательные органы Статья 39. Органы общественного самоуправления учреждений высшего образования Статья 40. Студенческое самоуправление Статья 41. Научные общества студентов (курсантов, слушателей), аспирантов, докторантов и молодых ученых Статья 42. Избрание, назначение и освобождение от должности руководителя учреждения высшего образования Статья 43. Назначение на должность и освобождение от должности руководителя факультета (учебно-научного института) учреждения высшего образования Раздел VIII Доступ к высшему образованию, прием, отчисление, прерывание обучения, восстановление и перевод лиц, обучающихся в учреждениях высшего образования Статья 44. Условия приема на обучение для получения высшего образования Статья 45. Внешнее независимое оценивание Статья 46. Отчисление, прерывание обучения, восстановление и перевод соискателей высшего образования Раздел IX Организация образовательного процесса Статья 47. Образовательный процесс Статья 48. Язык образовательного процесса в заведениях высшего образования Статья 49. Формы получения образования в заведениях высшего образования Статья 50. Формы организации образовательного процесса и виды учебных занятий Статья 51. Практическая подготовка лиц, обучающихся в учреждениях высшего образования Раздел X Участники образовательного процесса Статья 52. Категории участников образовательного процесса Статья 53. Научно-педагогические, педагогические и научные работники учреждений высшего образования Статья 53-1. Работники клинических баз высших учебных заведений, университетских клиник и университетских больниц Статья 54. Ученые звания научных и научно-педагогических работников Статья 55. Основные должности научных, научно-педагогических и педагогических работников учреждений высшего образования и порядок их замещения Статья 56. Рабочее время научно-педагогических, научных и педагогических работников Статья 57. Права научно-педагогических, научных и педагогических работников Статья 58. Обязанности научно-педагогических, научных и педагогических работников Статья 59. Гарантии научно-педагогическим, научным, педагогическим и другим работникам учреждений высшего образования Статья 60. Последипломное образование, повышение квалификации и стажировка педагогических и научно-педагогических работников Статья 61. Лица, которые учатся в учреждениях высшего образования Статья 62. Права лиц, обучающихся в учреждениях высшего образования Статья 63. Обязанности лиц, обучающихся в учреждениях высшего образования Статья 64. Трудоустройство выпускников учреждений высшего образования Раздел XI Научная, научно-техническая, художественная и инновационная деятельность в учреждениях высшего образования Статья 65. Цели и задачи научной, научно-технической, художественной и инновационной деятельности в учреждениях высшего образования Статья 66. Интеграция научной, научно-технической и инновационной деятельности учреждений высшего образования и научных учреждений Национальной академии наук Украины, национальных отраслевых академий наук Статья 67. Организация научной, научно-технической и инновационной деятельности Статья 68. Организационные формы производства научной, научно-технической и инновационной деятельности Статья 69. Права интеллектуальной собственности и их защита Раздел XII Финансово-экономические отношения в сфере высшего образования Статья 70. Материально-техническая база и правовой режим имущества учреждений высшего образования Статья 71. Финансирование учреждений высшего образования Статья 72. Формирование и размещение государственного заказа Статья 73. Платные услуги в сфере высшего образования Раздел XIII Международное сотрудничество Статья 74. Государственная политика в области международного сотрудничества в сфере высшего образования Статья 75. Основные направления международного сотрудничества в сфере высшего образования Статья 76. Внешнеэкономическая деятельность в сфере высшего образования Раздел XIV Контроль в сфере высшего образования Статья 77. Государственный контроль в сфере высшего образования Статья 78. Общественный контроль в сфере высшего образования Статья 79. Открытость принятия решений и осуществления деятельности в сфере высшего образования Раздел XV Заключительные и переходные положения