Недействующая редакция. Принята: 05.02.2020 / Вступила в силу: 25.02.2020

Недействующая редакция, не действует с 5 марта 2020 года

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ УКРАИНЫ

от 30 января 2019 года №56

Некоторые вопросы цифрового развития

(В редакции Постановления Кабинета Министров Украины от 05.02.2020 г. №123)

Кабинет Министров Украины постановляет:

1. Утвердить основы реализации органами исполнительной власти принципов государственной политики цифрового развития, которые прилагаются.

2. Внести в постановления Кабинета Министров Украины изменения, которые прилагаются.

3. Министерствам, другим центральным органам исполнительной власти, областным, Киевской и Севастопольской городским государственным администрациям:

в течение одного месяца со дня вступления в силу настоящего постановления привести собственные акты в соответствие с настоящим постановлением и рассмотреть возможность создания и обеспечения функционирования структурных подразделений (специалистов) по вопросам цифрового развития в рамках предельной численности работников аппарата министерств, других центральных органов исполнительной власти, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций;

в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления подготовить предложения по внесению изменений в акты законодательства, в частности в сфере архивного дела и делопроизводства, и представить их Государственному агентству по вопросам электронного управления для обобщения.

4. Министерству цифровой трансформации осуществлять мониторинг и методическое обеспечение введения органами исполнительной власти принципов государственной политики цифрового развития.

(Пункт 4 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 05.02.2020 №123)
(см. предыдущую редакцию)

5. Рекомендовать государственным органам и органам местного самоуправления придерживаться принципов, утвержденных пунктом 1 настоящего постановления, и привести собственные акты в соответствие с настоящим постановлением.

6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его опубликования, кроме пунктов 1, 4 и 6 утвержденных этим постановлением изменений, которые вступают в силу через два месяца со дня опубликования настоящего постановления.

Премьер-министр Украины

В.Гройсман

Утверждены Постановлением Кабинета Министров Украины от 30 января 2019 года №56

Основы реализации органами исполнительной власти принципов государственной политики цифрового развития

1. Эти основы определяют принципы реализации органами исполнительной власти государственной политики цифрового развития.

2. Применение принципов государственной политики цифрового развития при реализации прав и свобод граждан обеспечивается органами исполнительной власти в процессе подготовки проектов новых нормативно-правовых актов или внесении изменений в нормативно-правовые акты и реализации властных полномочий путем применения цифровых технологий.

3. Реализация государственной политики развития цифрового основывается на принципах:

открытости - заключается в обеспечении открытого доступа к ведомственным данным (информации), если иное не установлено законодательством;

прозрачности - заключается в обеспечении возможности использования открытых внешних интерфейсов к ведомственным информационным системам, включая интерфейсы прикладного программирования;

многоразовости использования - заключается в обеспечении открытого межведомственного обмена решениями и их повторного использования;

технологической нейтральности и портативности данных - заключается в обеспечении доступа к ведомственным сервисам и данным и повторного использования независимо от технологий или их продуктов;

ориентированности на граждан - заключается в обеспечении первоочередного учета потребностей и ожиданий граждан при принятии решений относительно форм или способов осуществления функций государства;

инклюзивности и доступности - заключается в обеспечении возможности для всех граждан пользоваться новейшими достижениями информационных технологий доступа к сервисам;

безопасности и конфиденциальности - заключается в обеспечении для граждан и субъектов хозяйствования безопасной и надежной среды, в которой происходит электронное взаимодействие с государством, включая полное его соответствие правилам и требованиям, установленным законами Украины относительно защиты персональных данных и информации, принадлежащей государству, электронной идентификации и доверительных услуг;

многоязычия - заключается в обеспечении предоставления гражданам и субъектам хозяйствования административных, информационных и других услуг, включая трансграничные, с использованием языка по их выбору;

поддержки принятия решений - заключается в обеспечении использования новейших информационных технологий для разработки программных продуктов, которые поддерживают принятие решений органами исполнительной власти при реализации властных полномочий;

административного упрощения - заключается в обеспечении ускорения и упрощения административных процессов путем их цифрового развития;

сохранения информации - состоит в обеспечении хранения решений, информации, записей и данных, достоверности и целостности, а также их доступности в соответствии с политикой безопасности и конфиденциальности в течение определенного времени;

оценки эффективности и результативности - заключается в проведении всестороннего оценивания и сравнения не менее двух альтернативных решений для обеспечения эффективности и результативности реализации властных полномочий.

Утверждены Постановлением Кабинета Министров Украины от 30 января 2019 года №56

Изменения, которые вносятся в постановления Кабинета Министров Украины

1. Пункт 9 Положения о государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 28 декабря 1992 г. №731 (ЗП Украины, 1993 г., №1-2, ст. 28; Официальный вестник Украины, 1998 г., №42, ст. 1551; 2008 г., №25, ст. 770), после абзаца одиннадцатого дополнить новым абзацем такого содержания:

"Если проект акта касается вопросов информатизации, электронного управления, формирования и использования национальных электронных информационных ресурсов, развития информационного общества, электронной демократии, предоставления административных услуг или цифрового развития, вместе с нормативно-правовым актом в орган государственной регистрации подается заключение Государственного агентства по вопросам электронного управления о проведении цифровой экспертизы по форме, определенной в приложении 2-1 к Регламенту Кабинета Министров Украины, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 18 июля 2007 г. №950 (Официальный вестник Украины, 2007 г., №54, ст. 2180; 2011 г., №88, ст. 3199).".

В связи с этим абзац двенадцатый считать абзацем тринадцатым.

(Пункт 1 вступает в силу с 8 апреля 2019 года)

2. Пункт 6 постановления Кабинета Министров Украины от 29 августа 2002 г. №1302 "О мерах по дальнейшему обеспечению открытости в деятельности органов исполнительной власти" (Официальный вестник Украины, 2002 г., №36, ст. 1700) исключить.

3. В постановлении Кабинета Министров Украины от 12 марта 2005 г. №179 "Об упорядочении структуры аппарата центральных органов исполнительной власти, их территориальных подразделений и местных государственных администраций" (Официальный вестник Украины, 2005 г., №11, ст. 522):

1) дополнить постановление пунктом 1-3 следующего содержания:

"1-3. В составе аппарата министерств, других центральных органов исполнительной власти, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций может образовываться как самостоятельное (департамент, управление, отдел, сектор) структурное подразделение по вопросам цифрового развития для выполнения задач высокой степени сложности, связанных с цифровым развитием органа исполнительной власти, а также координацией, разработкой и выполнением программ, проектов, задач и мероприятий в соответствующей сфере.";

2) в пункте 2 слово и цифру "пункте 1" заменить словами и цифрами "пунктах 1 и 1-3".

4. В Регламенте Кабинета Министров Украины, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 18 июля 2007 г. №950 (Официальный вестник Украины, 2007 г., №54, ст. 2180; 2011 г., №88, ст. 3199; 2016 г., №18, ст. 721, №65, ст. 2192; 2017 г., №12, ст. 340, №34, ст. 1094, №69, ст. 2073; 2018 г., №37, ст. 1290, №42, ст. 1489, №96, ст. 3173):

1) в абзаце третьем пункта 5 §32 слова "с применением квалифицированной электронной подписи или печати" заменить словами "с применением средств квалифицированной электронной подписи или печати с учетом основ реализации органами исполнительной власти принципов государственной политики цифрового развития";

2) пункт 5 §33 после абзаца третьего дополнить новым абзацем такого содержания:

"Проект акта Кабинета Министров по вопросам информатизации, электронного управления, формирования и использования национальных электронных информационных ресурсов, развития информационного общества, электронной демократии, предоставления административных услуг или цифрового развития подлежит обязательному согласованию с Государственным агентством по вопросам электронного управления, которое проводит его цифровую экспертизу согласно §37-1.".

В связи с этим абзац четвертый считать абзацем пятым;

3) пункт 1 §34 после слов "механизм решения вопроса" дополнить словами "(в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий)";

4) дополнить Регламент §36-1 следующего содержания:

§36-1. Проработка на соответствие принципам реализации органами исполнительной власти принципов государственной политики цифрового развития

1. Проект постановления Кабинета Министров, а также проект распоряжения Кабинета Министров об одобрении концепции реализации государственной политики в соответствующей сфере, концепции государственной целевой программы и концепции закона подлежат проработке на соответствие принципам реализации органами исполнительной власти принципов государственной политики цифрового развития.

2. Разработчик определяет:

наличие в проекте акта Кабинета Министров положений, которые не согласуются с принципами реализации органами исполнительной власти принципов государственной политики цифрового развития;

основы реализации органами исполнительной власти принципов государственной политики цифрового развития, которые невозможно учесть в проекте акта Кабинета Министров.

3. Разработчик обеспечивает учет в проекте акта Кабинета Министров основ реализации органами исполнительной власти принципов государственной политики цифрового развития.

4. Результаты проработки проекта акта Кабинета Министров отражаются разработчиком в пояснительной записке.

5. Организационное и информационное обеспечение проведения цифровой экспертизы проекта акта Кабинета Министров осуществляет структурное подразделение разработчика по вопросам цифрового развития.

6. При наличии в проекте акта положений, которые не согласуются с принципами реализации органами исполнительной власти принципов государственной политики цифрового развития по независящим от разработчика причинам, в заключении приводятся конкретные положения актов законодательства, которые препятствуют цифровому развитию.";

5) дополнить Регламент §37-1 следующего содержания:

"§37-1. Цифровая экспертиза

1. Государственное агентство по вопросам электронного управления проводит цифровую экспертизу проекта акта Кабинета Министров с целью выявления в нем положений, которые не согласуются с принципами реализации органами исполнительной власти принципов государственной политики цифрового развития, в частности препятствуют созданию современных электронных форм взаимодействия и доступности для граждан и субъектов хозяйствования преимуществ и возможностей цифровых технологий.

2. Результаты цифровой экспертизы проекта акта Кабинета Министров Государственное агентство по вопросам электронного управления отражает в заключении (приложение 2-1).

3. Во время проработки проекта акта Кабинета Министров Государственное агентство по вопросам электронного управления:

1) определяет:

технические аспекты отдельных положений проекта акта и соответствие проекта акта принципам реализации органами исполнительной власти принципов государственной политики цифрового развития;

альтернативные пути реализации положений проекта акта, которые отвечают принципам реализации органами исполнительной власти принципов государственной политики цифрового развития;

противоречия в актах законодательства, которые делают невозможным реализацию положений акта с применением информационно-коммуникационных систем;

2) приводит обоснование применения положений акта без использования информационно-коммуникационных систем и последствия, к которым может привести их применение.

4. При наличии в проекте акта положений, которые не согласуются с принципами реализации органами исполнительной власти принципов государственной политики цифрового развития по независящим от разработчика/ведущего разработчика причинам, Государственное агентство по вопросам электронного управления инициирует консультации с заинтересованными органами для внесения соответствующих изменений.";

6) в §50:

в пункте 1:

абзац первый подпункта 1 после слов "соответствие принципу обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин" дополнить словами ", соответствие принципам реализации органами исполнительной власти принципов государственной политики цифрового развития";

дополнить пункт абзацем такого содержания:

"К проекту акта по вопросам информатизации, электронного управления, формирования и использования национальных электронных информационных ресурсов, развития информационного общества, электронной демократии, предоставления административных услуг или цифрового развития прилагается заключение Государственного агентства по вопросам электронного управления о проведении цифровой экспертизы.";

дополнить раздел пунктом 5 следующего содержания:

"5. Если разработчиком проекта акта Кабинета Министров является Государственное агентство по вопросам электронного управления, цифровая экспертиза не проводится, а указанные в §37-1 настоящего Регламента положения отражаются в пояснительной записке.";

7) в §52:

пункт 1 после слов "профессиональную и юридическую" дополнить словами ", а также цифровую";

дополнить пункт 3 подпунктом 7 следующего содержания:

"7) проводит цифровую экспертизу.";

8) приложение 4 к Регламенту дополнить разделом 4-1 следующего содержания:

"4-1. Соответствие принципам реализации органами исполнительной власти принципов государственной политики цифрового развития

Указываются сведения о соответствии проекта акта принципам реализации органами исполнительной власти принципов государственной политики цифрового развития. Делается ссылка на соответствующие концепции реализации государственной политики. Отображаются результаты анализа форм и методов реализации акта, а также приводится обоснование выбранных путей реализации положений проекта акта.

При наличии в проекте акта положений, которые не согласуются с принципами реализации органами исполнительной власти принципов государственной политики цифрового развития по независящим от разработчика причинам, приводятся конкретные положения актов законодательства, которые препятствуют цифровому развитию.

Если проект акта касается вопросов информатизации, электронного управления, формирования и использования национальных электронных информационных ресурсов, развития информационного общества, электронной демократии, предоставления административных услуг или цифрового развития, приводится информация о направлении такого проекта акта для проведения цифровой экспертизы Государственному агентству по вопросам электронного управления и учета в нем замечаний, предоставленных указанным Агентством.";

9) дополнить Регламент приложением 2-1 следующего содержания:

"Приложение 2-1

(к пункту 2 §37-1)

Заключение о проведении цифровой экспертизы проекта";

См. Приложение 2-1

10) приложение 8 к Регламенту дополнить разделом 2-2 следующего содержания:

"2-2. цифровая экспертиза

По результатам проведенной экспертизы указывается:

соответствует ли проект акта принципам реализации органами исполнительной власти принципов государственной политики цифрового развития;

предусматривает ли проект акта цифровую форму реализации как приоритетную и применение информационно-коммуникационных технологий;

содержит ли проект акта положения, которые препятствуют созданию современных электронных форм взаимодействия и доступности информационно-коммуникационных технологий для граждан;

о наличии не учтенных разработчиком замечаний Государственного агентства по вопросам электронного управления.

Заключение по результатам цифровой экспертизы может подаваться отдельно.".

(Пункт 4 вступает в силу с 8 апреля 2019 года)

5. Пункт 4 постановления Кабинета Министров Украины от 18 апреля 2012 г. №606 "Об утверждении рекомендательных перечней структурных подразделений областной, Киевской и Севастопольской городской, районной, районной в гг. Киеве и Севастополе государственных администраций" (Официальный вестник Украины, 2012 г., №50, ст. 1984) после слов "администрирование (ведение) Государственного реестра избирателей" дополнить словами ", обеспечение цифрового развития".

6. Пункт 4 Положения о Государственном агентстве по вопросам электронного управления Украины, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 1 октября 2014 г. №492 (Официальный вестник Украины, 2014 г., №80, ст. 2269; 2016 г., №97, ст. 3144; 2018 г., №57, ст. 1988), дополнить подпунктом 2-1 следующего содержания:

"2-1) проводит цифровую экспертизу и готовит соответствующие заключения к проектам актов Кабинета Министров по вопросам информатизации, электронного управления, формирования и использования национальных электронных информационных ресурсов, развития информационного общества, электронной демократии, предоставления административных услуг или цифрового развития;".

(Пункт 6 вступает в силу с 8 апреля 2019 года)