Дата обновления БД:
25.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
145 / 323
Всего документов в БД:
133206
УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 14 марта 2003 года №122-XV
(В редакции Законов РМ №154-XVI от 21.07.2005 г., 22.07.2005 г. №178-XVI, 21.10.2005 г. №248-XVI, 04.11.2005 г. №277-XVI, 11.11.2005 г. №289-XVI, 24.02.2006 г. №35-XVI, 08.06.2006 г. №148-XVI, 29.06.2006 г. №184-XVI, 28.07.2006 г. №264-XVI, 07.12.2006 г. №376-XVI, 08.12.2006 г. №387-XVI, 21.12.2006 г. №410-XVI, 05.07.2007 г. №153-XVI, 25.10.2007 г. №224-XVI, 08.11.2007 г. №235-XVI, 16.11.2007 г. №243-XVI, 29.11.2007 г. №256-XVI, 29.11.2007 г. №258-XVI, 14.12.2007 г. №281-XVI, 20.12.2007 г. №285-XVI, 21.12.2007 г. №292-XVI, 27.12.2007 г. №311-XVI, 07.02.2008 г. №2-XVI, 14.02.2008 г. №12-XVI, 14.02.2008 г. №13-XVI, 06.03.2008 г. №44-XVI, 07.03.2008 г. №48-XVI, 24.04.2008 г. №89-XVI, 22.05.2008 г. №114-XVI, 06.06.2008 г. №128-XVI, 19.06.2008 г. №136-XVI, 13.11.2008 г. №237-XVI, 03.02.2009 г. №15-XVI, 17.12.2009 №105-XVIII, №108-XVIII, 23.12.2009 г. №131-XVIII, 07.05.2010 г. №82, 09.07.2010 г. №167, 01.04.2011 г. №62, 21.04.2011 г. №88)
Парламент принимает настоящий кодекс.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
Глава I ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятие и задачи уголовного судопроизводства
(1) Уголовное судопроизводство представляет собой деятельность органов уголовного преследования и судебных инстанций с участием сторон процесса и других лиц, осуществляемую в соответствии с положениями настоящего кодекса.
(2) Задачей уголовного судопроизводства является защита личности, общества и государства от преступлений, а также защита личности и общества от противозаконных действий должностных лиц при расследовании предполагаемых или совершенных преступлений с тем, чтобы каждый совершивший преступление был наказан в меру своей вины и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.
(3) Органы уголовного преследования и судебные инстанции обязаны действовать в ходе уголовного судопроизводства таким образом, чтобы ни один невиновный не подвергался подозрению, обвинению или осуждению и никто не подвергался произвольно или без надобности мерам процессуального принуждения.
Статья 2. Уголовно-процессуальный закон
(1) Уголовное судопроизводство регламентируется положениями Конституции Республики Молдова, международными актами, одной из сторон которых является Республика Молдова, и настоящим кодексом.
(2) Общие принципы и нормы международного права и международных актов, одной из сторон которых является Республика Молдова, являются составными элементами уголовно-процессуального права и служат непосредственным источником прав и свобод человека в уголовном судопроизводстве.
(3) Конституция Республики Молдова пользуется верховенством над национальным уголовно-процессуальным законодательством. Ни один закон, регламентирующий уголовное судопроизводство, не имеет юридической силы, если он противоречит Конституции.
(4) Правовые нормы процессуального характера, содержащиеся в других национальных законах, применимы лишь при условии наличия их в настоящем кодексе.
(5) В ходе уголовного судопроизводства не имеют юридической силы законы и другие нормативные акты, которые аннулируют или ограничивают права и свободы человека, нарушают судебную независимость, принцип состязательности, а также противоречат общепризнанным нормам международного права, положениям международных договоров, одной из сторон которых является Республика Молдова.
Статья 3. Действие уголовно-процессуального закона во времени
(1) В ходе уголовного судопроизводства применяется закон, действующий во время уголовного преследования или рассмотрения дела в судебной инстанции.
(2) Уголовно-процессуальный закон может иметь обратную силу, то есть его положения в переходный к новому уголовно-процессуальному закону период могут применяться по отношению к процессуальным действиям, регулируемым новым законом. Обратная сила закона устанавливается новым законом.
Статья 4. Действие уголовно-процессуального закона в пространстве
(1) Уголовно-процессуальный закон является единым на всей территории Республики Молдова и обязательным для всех органов уголовного преследования и судебных инстанций, независимо от места совершения преступления.
(2) Иные правила действия уголовно-процессуального закона могут устанавливаться международными договорами, одной из сторон которых является Республика Молдова.
Статья 5. Применение уголовно-процессуального закона по отношению к иностранным гражданам и лицам без гражданства
(1) На территории Республики Молдова уголовное судопроизводство в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с положениями настоящего кодекса.
(2) Уголовное судопроизводство в отношении лиц, пользующихся дипломатической неприкосновенностью, осуществляется в соответствии с положениями Венской конвенции о дипломатических сношениях, заключенной 18 апреля 1961 года, Венской конвенции о консульских сношениях, заключенной 24 апреля 1963 года, а также других международных договоров, одной из сторон которых является Республика Молдова.
Статья 6. Термины и выражения, используемые в настоящем кодексе
Используемые в настоящем кодексе термины и выражения при отсутствии особых замечаний означают:
1) процессуальный акт - документ, отражающий любое процессуальное действие, предусмотренное настоящим кодексом, а именно: постановление, протокол, обвинительное заключение, определение, приговор и др.;
1/1) констатирующий акт - документ, в котором констатирующий орган отмечает любое предшествующее уголовному преследованию действие для установления и подтверждения разумных подозрений в совершении преступления;
2) уполномоченный по вручению повесток - сотрудник полиции, органов местного публичного управления или судебных инстанций, а также другое лицо, уполномоченное органом уголовного преследования или судебной инстанцией вручать повестку в соответствии с настоящим кодексом;
3) защита - процессуальная деятельность, осуществляемая стороной защиты в целях полного или частичного опровержения обвинения либо смягчения наказания, защиты прав и интересов лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, а также реабилитации лиц, незаконно подвергнутых уголовному преследованию;
4) арест - мера пресечения, предпринимаемая на основе судебного решения в соответствии с законом;
5) уголовное дело - уголовное судопроизводство, осуществляемое органом уголовного преследования и судебной инстанцией в отдельном конкретном случае в отношении одного или нескольких совершенных или предположительно совершенных преступлений;
6) дело, не терпящее отлагательства - наличие реальной угрозы утраты или уничтожения доказательств, предположений о том, что подозреваемый или обвиняемый может скрыться в определенном помещении, а также реальной угрозы совершения новых преступлений;
7) обычный порядок обжалования - предусмотренный законом порядок обжалования неокончательных судебных решений (апелляционное производство) или, в зависимости от обстоятельств, судебных решений, не вступивших в законную силу (кассационное производство);
8) исключительный порядок обжалования - предусмотренный законом порядок обжалования судебных решений, вступивших в законную силу (ревизионный порядок обжалования, жалоба на отмену);
9) определение - решение, принимаемое судебной инстанцией до вынесения приговора или постановления, решение, выносимое судебной инстанцией по апелляционной или кассационной жалобе, жалобе на отмену, а также решение апелляционной и кассационной инстанции о пересмотре дела;
10) явное преступление - преступление, раскрытое на месте его совершения или сразу же после совершения до наступления его последствий;
11) жилище - жилье или с9троение, предназначенное для постоянного или временного проживания одного или нескольких лиц (дом, квартира, дача, гостиничный номер, каюта на морском или речном судне), а также непосредственно примыкающие к нему помещения, вместе составляющие единое целое (веранды, террасы, мансарды, балконы, подвалы и другие места общего пользования). Понятием "жилище" в настоящем кодексе охватываются также частные земельный участок, автомобиль, морское или речное судно, рабочий кабинет;
12) эксперт - лицо, обладающее глубокими специальными знаниями в определенной области, уполномоченное в установленном законом порядке производить экспертизу;
13) судебное решение - приговор, определение и постановление, вынесенные судебной инстанцией по уголовному делу;
14) постановление Пленума Высшей судебной палаты - акт, принимаемый Пленумом Высшей судебной палаты при решении вопросов, относящихся к его компетенции;
15) понятие используется только в тексте на государственном языке, в русском языке ему соответствует понятие "преступление, совершенное в ходе судебного заседания";
16) судебная инстанция - любая являющаяся составной частью судебной системы Республики Молдова инстанция, рассматривающая уголовные дела в первой инстанции, в апелляционном, кассационном или исключительном порядке обжалования, а также рассматривающая жалобы в отношении действий и актов органов уголовного преследования и органов исполнения судебных решений и дающая санкцию на осуществление процессуальных действий;
17) апелляционная инстанция - инстанция, рассматривающая апелляционные жалобы на не вступившие в законную сил9у приговоры (апелляционные палаты);
18) кассационная инстанция - инстанция, рассматривающая кассационные жалобы на судебные решения, вынесенные в соответствии с настоящим кодексом;
19) понятие используется только в тексте на государственном языке, в русском языке ему соответствует понятие "переводчик";
20) тайный агент - должностное лицо, тайно осуществляющее оперативно-розыскную деятельность, а также другие лица, негласно сотрудничающие с органами уголовного преследования;
21) понятие используется только в тексте на государственном языке, в русском языке ему соответствует понятие "определение";
22) суд первой инстанции - разрешение посредством постановления приговора уголовного дела по существу в результате непосредственного рассмотрения судебной инстанцией доказательств с участием сторон;
23) судья - юрист, обладающий дипломом лиценциата, назначаемый на должность в установленном законом порядке, уполномоченный рассматривать поступающие в судебную инстанцию дела;
24) судья по уголовному преследованию - судья, наделенный функциями уголовного преследования, а также судебного контроля процессуальных действий, осуществляемых в ходе уголовного преследования;
25) материалы - составляемые документы, предметы, прилагаемые к уголовному делу, имеющие значение для установления обстоятельств по делу и др.;
26) меры защиты - меры, предпринимаемые органом уголовного преследования или судебной инстанцией в отношении лиц или имущества в связи с применением мер пресечения, мер безопасности или мер наказания;
27) средства доказывания - средства, предусмотренные процессуальным законом для сбора доказательств по уголовному делу;
28) постановление - решение органа уголовного преследования, принятое в ходе уголовного процесса;
29) сторона процесса - лица, выполняющие в ходе уголовного судопроизводства функции обвинения или защиты на основе равноправия и принципа состязательности;
30) сторона защиты - лица, осуществляющие на законном основании действия по защите (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, гражданский ответчик и их представители);
31) сторона обвинения - лица, осуществляющие на законном основании уголовное преследование или требующие на законном основании проведения уголовного преследования (прокурор, орган уголовного преследования, а также потерпевший, гражданский истец и их представители);
32) ущерб - моральный, физический или материальный вред, который может быть оценен в денежном выражении;
33) доказательства - фактические данные, полученные в предусмотренном настоящим кодексом порядке, служащие для установления наличия обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела;
34) относящиеся к делу доказательства - доказательства, имеющие значение для конкретного уголовного дела;
35) убедительные доказательства - доказательства, относящиеся к уголовному делу, влияющие на его разрешение;
36) полезные доказательства - убедительные доказательства, содержание которых обусловливает их необходимость для разрешения дела;
37) прокурор - официальное лицо, назначаемое в установленном законом порядке для осуществления уголовного преследования или руководства им, а также для представления в суде обвинения от имени государства (Генеральный прокурор и подчиненные ему в соответствии с Законом о Прокуратуре нижестоящие прокуроры);
38) представитель - лицо, уполномоченное на законном основании представлять интересы потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика;
39) законные представители - родители, приемные родители, опекуны, попечители, супруг или супруга подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного и потерпевшего, а также представители учреждений, под присмотром которых они находятся;
40) задержание - предпринимаемая компетентным органом мера по лишению свободы лица на срок до 72 часов;
41) близкие родственники - дети, родители, приемные родители, приемные дети, братья и сестры, дедушки и бабушки, внуки;
42) приговор - решение, вынесенное судом первой инстанции по рассмотренному по существу делу;
43) специалист - лицо, глубоко сведущее в определенном предмете или проблеме, привлекаемое к уголовному судопроизводству в установленном законом порядке для содействия установлению истины;
44) существенное нарушение в ходе предыдущего рассмотрения дела, повлиявшее на вынесенное решение - существенное нарушение прав и свобод, гарантированных Конвенцией по защите прав человека и основных свобод, иными международными договорами, Конституцией Республики Молдова и другими национальными законами;
45) условная единица - установленная Уголовным кодексом условная единица штрафа;
46) совершеннолетнее лицо - лицо, достигшее возраста 18 лет;
47) несовершеннолетнее лицо - лицо, не достигшее возраста 18 лет;
48) переводчик - лицо, приглашенное компетентными органами для участия в уголовном судопроизводстве, которое осуществляет устный или письменный перевод с одного языка на другой либо сурдоперевод, способствуя тем самым взаимопониманию двух или нескольких лиц;
49) ночное время - промежуток времени с 22 часов вечера до 6 часов утра;
50) дневное время - промежуток времени с 6 часов утра до 22 часов вечера.
Глава II ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
Статья 7. Законность уголовной процедуры
(1) Уголовное судопроизводство осуществляется в строгом соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, одной из сторон которых является Республика Молдова, положениями Конституции Республики Молдова и настоящего кодекса.
(2) При наличии несоответствий между положениями настоящего кодекса и международными договорами в области основных прав и свобод человека, одной из сторон которых является Республика Молдова, приоритет имеют международные нормы.
(3) Если в ходе судебного разбирательства суд устанавливает, что подлежащая применению норма правового акта, подпадающего под контроль конституционности, противоречит положениям Конституции, рассмотрение дела приостанавливается с направлением соответствующего представления в Высшую судебную палату, которая обращается в Конституционный суд.
(4) Если в ходе судебного разбирательства суд устанавливает, что подлежащая применению норма правового акта, не подпадающего под контроль конституционности, противоречит положениям конкретного закона, он применяет положения этого закона.
(5) Если в ходе судебного разбирательства суд устанавливает, что подлежащая применению норма национального правового акта противоречит положениям международных договоров об основных правах и свободах человека, одной из сторон которых является Республика Молдова, он применяет положения международного договора, обосновав свое решение и поставив об этом в известность орган, издавший соответствующий национальный правовой акт, и Высшую судебную палату.
(6) Решения Конституционного суда о толковании Конституции и признании неконституционными отдельных положений законов являются обязательными для органов уголовного преследования, судебных инстанций и лиц, участвующих в уголовном процессе.
(7) Разъяснения Пленума Высшей судебной палаты по вопросам судебной практики носят рекомендательный характер для органов уголовного преследования и судебных инстанций.
Статья 8. Презумпция невиновности
(1) Любое лицо, обвиняемое в совершении преступления, считается невиновным до тех пор, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном настоящим кодексом порядке путем гласного судебного разбирательства с обеспечением лицу всех необходимых гарантий для своей защиты и пока его виновность не будет определена окончательным обвинительным приговором.
(2) Никто не может быть обязан доказывать свою невиновность.
(3) Выводы о виновности лица в совершении преступления не могут основываться на предположениях. Все сомнения в доказательстве вины, которые невозможно устранить согласно настоящему кодексу, должны толковаться в пользу подозреваемого, обвиняемого, подсудимого.
Статья 9. Равенство перед законом и властями
(1) Все лица равны перед законом, органом уголовного преследования и судебной инстанцией независимо от пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальному меньшинству, имущественного, сословного или иного положения.
(2) Особые условия уголовного преследования и судебного разбирательства в отношении определенных категорий лиц, обладающих по закону установленной степенью иммунитета, обеспечиваются в соответствии с положениями Конституции, международных договоров, настоящего кодекса и других законов.
Статья 10. Соблюдение прав, свобод и человеческого достоинства
(1) Все органы и лица, участвующие в уголовном судопроизводстве, обязаны соблюдать права, свободы и достоинство личности.
(2) Временное ограничение прав и свобод лица и применение по отношению к нему принудительных мер компетентными органами допускается лишь в случаях и порядке, строго определенных настоящим кодексом.
(3) В ходе уголовного судопроизводства никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному или унижающему человеческое достоинство обращению, содержаться в унизительных условиях, принуждаться к участию в процессуальных действиях, унижающих человеческое достоинство.
(3/1) Бремя доказывания неприменения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания возлагается на учреждение, в котором содержится лицо, лишенное свободы, помещенное туда по распоряжению государственного органа, по его указанию либо с его ведома или молчаливого согласия.
(4) Любое лицо имеет право защищать всеми не запрещенными законом средствами свои права, свободы и человеческое достоинство, незаконно ущемленные или ограниченные в ходе уголовного судопроизводства.
(5) Ущерб, причиненный в ходе уголовного судопроизводства правам, свободам и достоинству лица, возмещается в установленном законом порядке.
(6) В случае, когда несовершеннолетний является пострадавшим или свидетелем в судебной инстанции, принимаются меры для соблюдения его интересов.
Статья 11. Неприкосновенность личности
(1) Право на свободу и личную неприкосновенность ненарушимо.
(2) Никто не может быть задержан и арестован, кроме как в случаях и в порядке, установленных настоящим кодексом.
(3) Лишение свободы, арест, принудительное помещение лица в медицинское учреждение или направление в специальное воспитательное учреждение допускаются только на основании ордера на арест или мотивированного судебного решения.
(4) Срок задержания лица до выдачи ордера на арест не может превышать 72 часов.
(5) Задержанному или арестованному лицу незамедлительно сообщаются его права, причины задержания или ареста, обстоятельства дела, а также квалификация действий, в совершении которых лицо подозревается или обвиняется, на понятном ему языке и в присутствии выбранного защитника или адвоката, который предоставляет юридическую помощь, гарантируемую государством.
(6) Орган уголовного преследования или судебная инстанция обязаны незамедлительно освободить любое лицо, которое незаконно заключено под стражу, а также основания задержания или ареста которого отпали.
(7) Обыск, освидетельствование и другие процессуальные действия, нарушающие личную неприкосновенность, могут производиться без согласия лица или его законного представителя лишь в случаях, предусмотренных настоящим кодексом.
(8) Любое задержанное или арестованное лицо имеет право на уважение его человеческого достоинства.
(9) В ходе уголовного судопроизводства никто не может быть подвергнут жестокому физическому или психическому воздействию. Запрещаются любые действия и методы, представляющие опасность для жизни и здоровья лица, даже с его согласия, а также опасность для окружающей среды. К задержанному лицу и лицу, подвергнутому предварительному аресту, не должны применяться насилие, угрозы или другие методы, снижающие его способность принимать решения и высказывать свое мнение.
Статья 12. Неприкосновенность жилища
(1) Неприкосновенность жилища гарантируется законом. В ходе уголовного судопроизводства никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем или занимающих его лиц, иначе как в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим кодексом.
(2) Обыск, осмотр жилища и иные действия по уголовному преследованию в жилище производятся на основании судебного ордера, за исключением случаев, предусмотренных настоящим кодексом. В случае осуществления процессуальных действий без судебного ордера орган, уполномоченный осуществлять эти действия, незамедлительно, но не позднее чем в течение 24 часов после их окончания представляет судебной инстанции соответствующие материалы на предмет проверки законности осуществленных действий.
Статья 13. Неприкосновенность собственности
(1) Физическое или юридическое лицо не может быть произвольно лишено права собственности. Никто не может быть лишен своей собственности иначе как по мотивам общественной необходимости и в соответствии с предусмотренными настоящим кодексом положениями и общими принципами международного права.
(2) Наложение ареста на имущество допускается только на основании судебного решения.
(3) Изъятое в ходе процессуального действия имущество описывается в протоколе соответствующего действия, а лицу, у которого оно было изъято, выдается копия протокола.
Статья 14. Тайна переписки
(1) Тайна писем, телеграмм и других почтовых отправлений, телефонных переговоров и иных законных видов связи обеспечивается государством. В ходе уголовного процесса никто не может быть лишен этого права или ограничен в нем.
(2) Ограничение предусмотренного частью (1) права допускается только на основании судебного ордера, выданного в соответствии с настоящим кодексом.
Статья 15. Неприкосновенность частной жизни
(1) Любое лицо пользуется правом неприкосновенности частной жизни, тайны интимной и семейной жизни, защиты чести и достоинства личности. В ходе уголовного судопроизводства никто не вправе самоуправно и незаконно вмешиваться в интимную жизнь человека.
(2) В ходе процессуальных действий не должны собираться без надобности сведения о частной и интимной жизни лица. Участники процессуальных действий по требованию органа уголовного преследования и судебной инстанции берут на себя письменное обязательство о неразглашении подобных сведений.
(3) Лица, от которых орган уголовного преследования требует предоставления сведений о частной и интимной жизни, вправе удостовериться в том, что эти сведения необходимы для конкретного уголовного дела. Лицо не вправе отказаться от предоставления сведений о своей или чьей-либо другой частной и интимной жизни под предлогом неприкосновенности частной жизни, однако оно праве потребовать от органа уголовного преследования разъяснения необходимости добывания подобных сведений с занесением этих разъяснений в протокол соответствующего процессуального действия.
(4) Доказательства, подтверждающие сведения о частной и интимной жизни лица, по его просьбе рассматриваются в закрытом судебном заседании.
(5) Ущерб, нанесенный в ходе уголовного судопроизводства в результате нарушения неприкосновенности частной и интимной жизни, возмещается в установленном действующим законодательством порядке.
Статья 16. Язык уголовного судопроизводства и право пользования переводчиком
(1) Уголовное судопроизводство ведется на государственном языке.
(2) Лицо, не владеющее государственным языком или не говорящее на нем, имеет право ознакомиться со всеми документами и материалами уголовного дела, а также изъясняться с органом уголовного преследования и выступать в суде через переводчика.
(3) Судопроизводство может вестись также на языке, приемлемом для большинства лиц, участвующих в процессе. В этом случае процессуальные решения составляются в обязательном порядке и на государственном языке.
(4) Процессуальные акты органа уголовного преследования и судебной инстанции вручаются подозреваемому, обвиняемому, подсудимому на его родном языке или на другом языке, которым он владеет, в порядке, установленном настоящим кодексом.
Статья 17. Обеспечение права на защиту
(1) На протяжении всего уголовного судопроизводства стороны (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик) вправе пользоваться помощью защитника или быть представленными выбранным ими защитником или адвокатом, который предоставляет юридическую помощь, гарантируемую государством.
(2) Орган уголовного преследования и судебная инстанция обязаны обеспечить в полном объеме соблюдение процессуальных прав участников уголовного судопроизводства в соответствии с настоящим кодексом.
(3) Орган уголовного преследования и судебная инстанция обязаны обеспечить подозреваемому, обвиняемому, подсудимому право на квалифицированную юридическую помощь со стороны выбранного им защитника или адвоката, который предоставляет юридическую помощь, гарантируемую государством, независимого по отношению к соответствующим органам.
(4) При допросе потерпевшего и свидетеля орган уголовного преследования не вправе запретить присутствие адвоката, выбранного допрашиваемым лицом в качестве своего представителя.
(5) В случае, если подозреваемый, обвиняемый, подсудимый не располагает средствами для оплаты услуг защитника, его защиту бесплатно осуществляет адвокат, который предоставляет юридическую помощь, гарантируемую государством.
Статья 18. Гласность судебных заседаний
(1) Во всех судебных инстанциях проводятся открытые судебные заседания, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
(2) Доступ в зал заседаний может быть запрещен мотивированным определением для прессы или общественности на протяжении всего процесса или какой-то его части только в интересах соблюдения нравственности, обеспечения общественного порядка или национальной безопасности, в случаях, обусловленных интересами несовершеннолетних или необходимостью защиты частной жизни сторон процесса, или же, в той мере, которая расценивается судебной инстанцией как строго необходимая, в случае, когда в силу особых обстоятельств гласность могла бы повредить интересам правосудия.
(2/1) В процессе, в котором несовершеннолетний является пострадавшим или свидетелем, судебная инстанция заслушивает его свидетельские показания в закрытом заседании.
(3) Рассмотрение дела в закрытом судебном заседании должно быть обоснованным и осуществляться с соблюдением всех правил судопроизводства.
(4) Во всех случаях решения судебной инстанции оглашаются в открытом судебном заседании.
Статья 19. Свободный доступ к правосудию
(1) Любое лицо имеет право на справедливое рассмотрение и разрешение его дела в разумные сроки независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона и действующим в соответствии с положениями настоящего кодекса.
(2) Лицо, осуществляющее уголовное преследование, и судья не могут участвовать в рассмотрении дела в случае, если они прямо или косвенно заинтересованы в исходе дела.
(3) Орган уголовного преследования обязан принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного расследования обстоятельств дела, выявить как уличающие, так и оправдывающие подозреваемого, обвиняемого, подсудимого обстоятельства, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие его ответственность.
Статья 20. Осуществление уголовного судопроизводства в разумные сроки
(1) Уголовное преследование и судебное разбирательство дела осуществляются в разумные сроки.
(2) Критериями определения разумных сроков рассмотрения уголовного дела являются:
1) сложность дела;
2) поведение участников процесса;
3) поведение органа уголовного преследования и судебной инстанции;
3-1) значимость процесса для заинтересованного лица;
4) недостижение пострадавшим 18 лет.
(3) Уголовное преследование и судебное разбирательство по уголовным делам, по которым подозреваемые, обвиняемые или подсудимые подвергнуты предварительному аресту, а также по которым проходят несовершеннолетние, осуществляются в неотложном и приоритетном порядке.
(4) Проведение в разумные сроки уголовного преследования обеспечивается прокурором, а судебного разбирательства уголовного дела - соответствующей судебной инстанцией.
(5) В случае, если в ходе уголовного преследования или судебного разбирательства конкретного дела создается угроза нарушения разумного срока, участники процесса могут обратиться соответственно к судье по уголовному преследованию или в судебную инстанцию, рассматривающую дело по существу, с заявлением об ускорении уголовного преследования или разбирательства дела. Рассмотрение заявления осуществляется в отсутствие сторон в течение 5 рабочих дней соответственно судьей по уголовному преследованию либо судьей или составом суда, иными, чем тот, который рассматривает дело.
(6) Судья по уголовному преследованию или судебная инстанция выносит по заявлению, указанному в части (5), мотивированное определение, которым обязывает соответственно орган уголовного преследования или судебную инстанцию, рассматривающую дело по существу, к производству процессуальных действий, установив при необходимости определенный срок в целях ускорения процесса, либо отклоняет заявление. Определение не подлежит обжалованию.
(В статью 20 внесены изменения в соответствии с Законом РМ от 21.04.2011 г. №88)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 21. Свобода от самоизобличения
(1) Никто не может быть принужден давать показания против себя или против своих близких родственников, супруга, супруги, жениха, невесты, так же как и не может быть принужден признать свою вину.
(2) Лицо, которому орган уголовного преследования предлагает дать показания, изобличающие его самого или его близких родственников, супруга, супругу, жениха, невесту, вправе отказаться от дачи таких показаний и не может быть привлечено за это к ответственности.
Статья 22. Недопустимость повторного преследования, суда или наказания
(1) Никто не может быть подвергнут повторному уголовному преследованию, суду или наказанию со стороны органов уголовного преследования или судебной инстанции за одно и то же деяние.
(2) Выведение из-под уголовного преследования или прекращение уголовного преследования препятствует повторному привлечению одного и того же лица в качестве обвиняемого за одно и то же деяние, за исключением случаев, когда имеются сведения о новых или вновь открывшихся обстоятельствах либо когда существенное нарушение в ходе предыдущего рассмотрения дела повлияло на вынесенное решение.
(3) Решение органа уголовного преследования о выведении из-под уголовного преследования или о прекращении уголовного преследования, а также окончательное судебное решение препятствуют возобновлению уголовного преследования, вынесению более тяжкого обвинения или установлению более строгого наказания одному и тому же лицу за одно и то же деяние, за исключением случаев, когда имеются сведения о новых или вновь открывшихся обстоятельствах либо когда существенное нарушение в ходе предыдущего рассмотрения дела повлияло на вынесенное решение.
Статья 23. Обеспечение прав лиц, пострадавших от преступлений, злоупотреблений служебным положением и судебных ошибок
(1) Уголовно-процессуальным законом обеспечиваются права лиц, пострадавших от преступлений, злоупотреблений служебным положением, а также незаконно осужденных или незаконно арестованных, равно как и ущемленных в своих правах иным образом.
(2) Лицо, пострадавшее в результате деяния, имеющего признаки состава преступления, вправе потребовать в соответствии с настоящим кодексом возбуждения уголовного дела, участия в уголовном судопроизводстве в качестве потерпевшего и возмещения причиненного ему морального, физического и материального ущерба.
(3) Оправданное лицо либо лицо, выведенное из-под уголовного преследования или в отношении которого прекращено уголовное преследование по реабилитирующим основаниям, имеет право на восстановление в личных правах, а также на возмещение причиненного ему ущерба.
Статья 24. Принцип состязательности в уголовном процессе
(1) Уголовное преследование, защита и судебное разбирательство дела обособлены и осуществляются различными органами и лицами.
(2) Суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или защиты и не выражает каких бы то ни было интересов, кроме интересов закона.
(3) Участвующие в уголовном судопроизводстве стороны пользуются равными правами и наделены уголовно-процессуальным законом равными возможностями в защите своей позиции. Суд основывает приговор лишь на тех доказательствах, к участию в исследовании которых стороны имели равный доступ.
(4) Стороны процесса избирают свою позицию, способы и средства ее отстаивания самостоятельно и независимо от суда, других органов или лиц. Суд по просьбе стороны оказывает ей содействие в добывании средств доказывания в порядке, предусмотренном настоящим кодексом.
Статья 25. Отправление правосудия - исключительная компетенция судебных инстанций
(1) Правосудие по уголовным делам осуществляется именем закона только судебными инстанциями. Создание незаконных судов запрещено.
(2) Никто не может быть обвинен в совершении преступления, а также никто не может быть подвергнут уголовному наказанию кроме как на основании окончательного решения судебной инстанции, вынесенного согласно настоящему кодексу.
(3) Компетенция судебной инстанции и пределы ее юрисдикции, порядок судопроизводства не могут быть изменены произвольно для определенных категорий дел или лиц, равно как и для определенной обстановки или на какой-либо период времени.
(4) Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела той инстанцией и тем судьей, к компетенции которых оно отнесено законом.
(5) Приговоры и другие судебные решения по уголовным делам могут быть подвергнуты проверке только соответствующими судебными инстанциями согласно настоящему кодексу.
(6) Приговоры и другие судебные решения, вынесенные незаконно созданными судами, не имеют юридической силы и не подлежат исполнению.
Статья 26. Независимость судей и подчинение их только закону
(1) При осуществлении правосудия по уголовным делам судьи независимы и подчиняются только закону. Судьи разрешают уголовные дела на основании закона, в условиях, исключающих постороннее воздействие на них.
(2) Судья рассматривает материалы и уголовные дела в соответствии с законом, сообразуясь со своим внутренним убеждением, основанным на исследованных в ходе соответствующей судебной процедуры доказательствах.
(3) Судья не должен быть предрасположен соглашаться с заключением органа уголовного преследования, данным не в пользу подсудимого, а также не может начинать судебное разбирательство с предвзятого мнения, будто подсудимый совершил преступление, составляющее предмет обвинения. Представление доказательств обвинения является обязанностью прокурора.
(4) Правосудие по уголовным делам отправляется без какого-либо вмешательства. Судья обязан противиться любой попытке оказать давление на него. Оказание давления на судью в ходе разрешения уголовных дел в целях повлиять на принимаемые им решения влечет за собой ответственность, установленную законом.
(5) Судья по уголовному преследованию является независимым по отношению к остальным правоохранительным органам и судебным инстанциям и исполняет свои обязанности только на основании и в рамках закона.
Статья 27. Свободная оценка доказательств
(1) Судья и лицо, осуществляющее уголовное преследование, оценивают доказательства, сообразуясь со своим внутренним убеждением, сложившимся в результате изучения всех имеющихся доказательств.
(2) Ни одно доказательство не имеет заранее установленной убедительной силы.
Статья 28. Официальный характер уголовного процесса
(1) Прокурор и орган уголовного преследования обязаны в пределах своей компетенции возбуждать уголовное дело в случае поступления заявления о совершении преступления и производить необходимые действия для установления уголовного деяния и виновного лица.
(2) Судебная инстанция производит процессуальные действия по собственной инициативе и в пределах своей компетенции, кроме случаев, предусмотренных законом, когда такие действия производятся по требованию сторон процесса.
Раздел II СУДЕБНЫЕ ИНСТАНЦИИ И ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ
Глава I СУДЕБНЫЕ ИНСТАНЦИИ
Статья 29. Инстанции, отправляющие правосудие по уголовным делам
(1) Правосудие по уголовным делам осуществляется Высшей судебной палатой, апелляционными палатами и судами согласно компетенции, предусмотренной настоящим кодексом.
(2) Для разрешения отдельных категорий уголовных дел могут создаваться специализированные суды, коллегии или составы суда.
(3) В рамках каждой судебной инстанции в качестве судебного органа, наделенного свойственными лишь ему функциями в уголовном судопроизводстве, на этапе проведения уголовного преследования действуют судьи по уголовному преследованию.
Статья 30. Состав суда
(1) Рассмотрение уголовных дел производится составом суда, состоящим из 3 судей, или судьей единолично.
(2) Во всех судах первой инстанции уголовные дела рассматриваются судьей единолично, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
(3) Уголовные дела о чрезвычайно тяжких преступлениях, за совершение которых закон предусматривает наказание в виде пожизненного заключения, рассматриваются в первой инстанции по мотивированному решению председателя судебной инстанции судом в составе 3 судей.
(4) Уголовные дела особой сложности, а также уголовные дела, представляющие большую общественную значимость, по мотивированному решению председателя судебной инстанции могут рассматриваться судом в составе 3 судей.
(5) Апелляционные и кассационные жалобы на судебные решения по уголовным делам, не подлежащим обжалованию в апелляционном порядке, а также на решения апелляционной инстанции о допустимости рассматриваются соответствующими инстанциями в составе 3 судей.
(6) Расширенная коллегия Высшей судебной палаты рассматривает кассационные жалобы на приговоры Коллегии по уголовным делам Высшей судебной палаты, на решения апелляционной инстанции и жалобы на отмену в составе 5 судей.
(7) Пленум Высшей судебной палаты рассматривает жалобы на отмену в составе не менее двух третей общего числа судей Высшей судебной палаты.
Статья 31. Изменение состава суда
(1) Состав суда, сформированный согласно статье 30, должен оставаться неизменным на всем протяжении рассмотрения дела, за исключением случая, предусмотренного частью (3). При отсутствии такой возможности состав суда может быть изменен до начала судебного расследования.
(2) Любое изменение состава суда после начала судебного расследования ведет к возобновлению расследования.
(3) Если при рассмотрении дела по существу судом в составе 3 судей один из них не может принимать участие в дальнейшем рассмотрении дела по причине длительной болезни, смерти или освобождения от обязанностей судьи в соответствии с законом, этот судья заменяется другим судьей, и рассмотрение дела продолжается. Новому судье предоставляется время для ознакомления с материалами дела, в том числе с уже рассмотренными, и для подготовки к дальнейшему судебному разбирательству, однако замена одного из судей в соответствии с настоящей частью не предполагает осуществления судебного разбирательства с самого начала. Судья вправе потребовать повторного производства отдельных процессуальных действий, произведенных в его отсутствие, если хочет получить дополнительные уточнения.
(4) Полномочия переведенного, временно освобожденного от обязанностей, перемещенного судьи, а также судьи, полномочия которого приостановлены, или судьи, освобожденного от обязанностей на завершающем этапе рассмотрения уголовного дела, продлеваются решением Высшего совета магистратуры до завершения судебного разбирательства по делу.
Статья 32. Место рассмотрения уголовных материалов и дел
Уголовные материалы и дела рассматриваются в здании суда. По уважительным причинам, обоснованным в определении судебной инстанции, суд может проходить в ином месте.
Статья 33. Обстоятельства, исключающие участие судьи в производстве по уголовному делу
(1) Судьи, являющиеся супругами или родственниками, не могут входить в один и тот же состав суда.
(2) Судья не может участвовать в рассмотрении дела и ему заявляется отвод:
1) если он лично, его супруга (супруг), родственники по восходящей или нисходящей линии, братья или сестры, а также их дети, свойственники и лица, ставшие такими родственниками в результате законного усыновления, равно как и другие родственники, прямо или косвенно заинтересованы в исходе дела;
2) если он является потерпевшим или его представителем, гражданским истцом или гражданским ответчиком, супругой (супругом) или родственником кого-либо из перечисленных лиц или их представителей, супругой (супругом) или родственником обвиняемого или подсудимого по делу либо его защитника;
3) если он проходил по данному делу как свидетель, эксперт, специалист, переводчик, секретарь судебного заседания, лицо, осуществлявшее уголовное преследование, прокурор, судья по уголовному преследованию, защитник, законный представитель обвиняемого, подсудимого, представитель потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика;
4) если он производил служебное расследование или административную проверку обстоятельств дела или участвовал в вынесении решения по этому делу в любом общественном или государственном органе;
5) если по данному делу им выносились предшествующие суду решения, в которых он высказал свое мнение о виновности или невиновности подсудимого;
6) если имеются иные обстоятельства, вызывающие разумные сомнения в беспристрастности судьи.
(3) Судья не может участвовать в новом разбирательстве дела как в суде первой инстанции, так и в обычном или исключительном порядке обжалования, и ему заявляется отвод в случае, если он участвовал в качестве судьи при разбирательстве того же дела в суде первой инстанции, при обжаловании приговора в обычном или исключительном порядке или был судьей по уголовному преследованию. Данное положение не относится к членам Пленума Высшей судебной палаты, а также к судьям Высшей судебной палаты в случае пересмотра ими дел на основании постановления Пленума Высшей судебной палаты.
(4) Положения об обстоятельствах, исключающих участие судьи в производстве по уголовному делу, предусмотренные в пункте 5) части (2) и в части (3), не применяются по отношению к судье по уголовному преследованию и судье кассационной инстанции, который рассматривает кассационную жалобу на решение о применении меры пресечения.
Статья 34. Самоотвод или отвод судьи
(1) При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 33, судья обязан заявить о самоотводе.
(2) По тем же основаниям отвод судье могут заявить и стороны процесса. Отвод должен быть мотивированным и заявляться до начала судебного расследования. Более позднее заявление отвода допускается только в случае, когда основание для отвода стало известно лицу, заявляющему отвод, лишь после начала судебного расследования.
(3) Преждевременный отвод судей, еще не участвующих в разбирательстве данного дела, а также судьи или состава суда, рассматривающего заявление об отводе, не допускается, однако доводы заявления об отводе могут быть приведены в апелляционной или кассационной жалобе на решение о рассмотрении дела по существу.
(4) В случае, если заявление об отводе подается повторно, злоумышленно и неправомерно в целях оттягивания процесса, введения суда в заблуждение или по другим злонамеренным побуждениям, судебная инстанция, рассматривающая дело, может наложить на виновное лицо судебный штраф в соответствии с настоящим кодексом.
Статья 35. Процедура разрешения заявления об отводе и заявления о самоотводе
(1) Вопрос об отводе или самоотводе судьи разрешается другим судьей или, в зависимости от обстоятельств, составом суда. При разрешении вопроса об отводе или самоотводе отдельных судей из состава суда, состоящего из 3 или 5 судей, не получившие отвода судьи данного состава могут быть включены в новый состав суда.
(2) Заявление об отводе или самоотводе рассматривается в тот же день, с заслушиванием сторон и лица, отвод которого заявляется. В случае невозможности сформировать новый состав суда в данной инстанции вопрос об отводе разрешается не позднее чем в 10-дневный срок после получения дела вышестоящей инстанцией, которая, допуская отвод или самоотвод, назначает для рассмотрения дела инстанцию того же уровня, что и инстанция, в которой был произведен отвод.
(3) Определение судебной инстанции об отводе обжалованию не подлежит.
Глава II КОМПЕТЕНЦИЯ СУДЕБНОЙ ИНСТАНЦИИ
Статья 36. Компетенция суда
Суд рассматривает в первой инстанции уголовные дела по преступлениям, предусмотренным Особенной частью Уголовного кодекса, за исключением тех, которые отнесены законом к компетенции других судов, а также рассматривает ходатайства и жалобы на решения и действия органа уголовного преследования, вопросы, связанные с исполнением приговора, и другие вопросы, отнесенные законом к его компетенции.
Статья 37. Компетенция военного суда
Военный суд рассматривает в первой инстанции дела по преступлениям, предусмотренным Особенной частью Уголовного кодекса, совершенным:
1) лицами рядового, сержантского и офицерского состава Национальной армии, Войск карабинеров (внутренних войск) Министерства внутренних дел, Департамента чрезвычайных ситуаций и личного состава Службы информации и безопасности, Пограничных войск, Государственной службы охраны;
2) штатными работниками пенитенциарных учреждений;
3) военнообязанными лицами в период сборов;
4) другими предусмотренными законодательством лицами.
Статья 38. Компетенция апелляционной палаты
Апелляционная палата:
1) рассматривает в первой инстанции уголовные дела по преступлениям, предусмотренным статьями 135-144, 278, 279, 283, 284, 337-343 Уголовного кодекса;
2) в качестве апелляционной инстанции рассматривает апелляционные жалобы на решения, вынесенные судами, в том числе военным судом, в первой инстанции;
3) в качестве кассационной инстанции рассматривает кассационные жалобы на решения судов, которые согласно закону не подлежат обжалованию в апелляционном порядке;
4) разрешает конфликты компетенции, возникающие между судами;
5) рассматривает вопросы пересмотра дел, отнесенные законом к ее компетенции.
Статья 39. Компетенция Высшей судебной палаты
Высшая судебная палата:
1) рассматривает в первой инстанции уголовные дела, касающиеся преступлений, совершенных Президентом Республики Молдова;
2) в качестве кассационной инстанции рассматривает кассационные жалобы на судебные решения, принятые в первой инстанции, или, в зависимости от обстоятельств, на решения апелляционных палат, а также в других предусмотренных законом случаях;
3) рассматривает в пределах своей компетенции дела, обжалованные в исключительном порядке, включая жалобы на отмену судебных решений;
4) обращается с запросом в Конституционный суд по вопросу контроля конституционности правовых актов и разрешения исключительных случаев их неконституционности;
5) дает разъяснения по вопросам судебной практики в отношении единообразного применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства;
6) разрешает дела, по которым прервано судопроизводство, а также заявления о передаче дел.
Статья 40. Территориальная компетенция уголовного дела
(1) Уголовное дело рассматривается судебной инстанцией, в районе деятельности которой было совершено преступление. В случае длящегося или продолжаемого преступления дело рассматривается той инстанцией, в районе деятельности которой было завершено или пресечено преступление.
(2) В случае невозможности определения места совершения преступления дело рассматривается инстанцией, в районе деятельности которой было завершено уголовное преследование.
(3) Уголовное дело по преступлениям, совершенным за пределами страны или на корабле, рассматривается судебной инстанцией, в районе деятельности которой находится последнее место жительства подсудимого, а в случае, если лицо, совершившее преступление, неизвестно,судебной инстанцией, в районе деятельности которой было завершено уголовное преследование.
Статья 41. Компетенция судьи по уголовному преследованию
Судья по уголовному преследованию обеспечивает судебный контроль в ходе уголовного преследования посредством:
1) взятия лица под предварительный или домашний арест, а также изменения, приостановления или отмены этих мер пресечения;
2) принятия решений о временном освобождении задержанного или арестованного лица и их отмены, а также принятия решений о временном лишении лица водительских прав;
3) разрешения проведения обыска, освидетельствования, ареста имущества, изъятия предметов, содержащих государственную, коммерческую, банковскую тайну, эксгумации;
4) принятия решения о помещении лица в медицинское учреждение;
5) разрешения на прослушивание сообщений, выемку корреспонденции, видеозапись;
6) допроса свидетелей в соответствии с положениями статей 109 и 110;
6-1) рассмотрения заявлений об ускорении уголовного преследования;
7) осуществления других процессуальных действий, предусмотренных настоящим кодексом.
(В статью 41 внесены изменения в соответствии с Законом РМ от 21.04.2011 г. №88)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 42. Определение компетенции в случае неделимости или объединения уголовных дел
(1) При неделимости или объединении уголовных дел разбирательство в первой инстанции осуществляется одной и той же инстанцией, если проводится одновременно по всем совершенным деяниям и в отношении всех совершивших их лиц.
(2) Уголовные дела признаются неделимыми в случае совершения преступления несколькими лицами, или совершения двух или нескольких преступлений в результате одного и того же деяния, или совершения длящегося или продолжаемого преступления.
(3) Уголовные дела могут быть объединены в случае, если:
1) два или несколько преступлений совершены в результате различных действий одним или несколькими лицами совместно в одно и то же время и в одном и том же месте;
2) два или несколько преступлений совершены одним лицом в различное время или в разных местах;
3) преступление совершено в целях подготовки, способствования другому преступлению или сокрытия его либо в целях облегчения или обеспечения освобождения от уголовной ответственности исполнителя другого преступления;
4) два или несколько преступлений взаимосвязаны между собой и объединение дел обусловливается необходимостью наиболее успешного осуществления правосудия.
(4) В случае объединения дел в отношении нескольких лиц, обвиняемых в совершении преступлений в районах деятельности равнозначных судебных инстанций, или же в отношении одного лица, обвиняемого в совершении нескольких преступлений, если данные дела входят в компетенцию двух или нескольких равнозначных судебных инстанций, судебное разбирательство осуществляется той инстанцией, в районе деятельности которой было завершено уголовное преследование.
(5) В случае, если одно лицо или группа лиц обвиняется в совершении одного или нескольких преступлений и уголовное дело в отношении одного из обвиняемых или по одному из преступлений входит в компетенцию вышестоящей инстанции, судебное разбирательство осуществляется целиком вышестоящей инстанцией.
(6) В случае спора о компетенции между военным судом и судом судебное разбирательство осуществляется судом.
(7) Объединение уголовных дел допускается соответствующей судебной инстанцией в случае, если инкриминируемые лицу деяния не требуют более тяжкого обвинения, а по требованию прокурора - и в остальных случаях, касающихся изменения обвинения в сторону его отягчения.
Статья 43. Инстанция, в компетенцию которой входит объединение уголовных дел
(1) Решение об объединении дел принимает в соответствии со статьей 42 инстанция, в компетенцию которой входит судебное разбирательство.
(2) В случае неделимости уголовных дел, а также в случае их объединения, если эти дела поступили в суд первой инстанции, они объединяются этим судом даже после отмены решений по ним в кассационном порядке и возвращения их для нового рассмотрения.
(3) Уголовные дела могут быть объединены также апелляционными или кассационными инстанциями одного уровня, если они находятся на одинаковой стадии судебного разбирательства.
Статья 44. Отклонение компетенции судебной инстанцией
(1) Судебная инстанция, установив, что уголовное дело не относится к ее компетенции, своим определением отклоняет от себя компетенцию и передает дело компетентной судебной инстанции.
(2) Если отклонение компетенции обусловлено материальной компетенцией или статусом лица, а также территориальной компетенцией, судебная инстанция, которой передано дело, может сохранить меры, принятые судебной инстанцией, из которой поступило дело.
(3) Не допускается отклонение компетенции с направлением нижестоящей судебной инстанции дела, рассмотрение которого начато вышестоящей судебной инстанцией.
(4) Определение об отклонении компетенции является окончательным.
Статья 45. Конфликт компетенции
(1) Если две или более судебные инстанции признают себя компетентными рассматривать одно и то же дело (положительный конфликт компетенции) или отклоняют от себя компетенцию (отрицательный конфликт компетенции), конфликт разрешается вышестоящей по отношению к ним судебной инстанцией.
(2) В случае положительного конфликта компетенции в вышестоящую по отношению к ним судебную инстанцию обращается судебная инстанция, последней признавшая себя компетентной, а в случае отрицательного конфликта - судебная инстанция, последней отклонившая от себя компетенцию.
(3) Во всех случаях обращение может быть осуществлено сторонами процесса.
(4) До разрешения положительного конфликта компетенции производство по делу приостанавливается. Судебная инстанция, последней признавшая себя компетентной или последней отклонившая от себя компетенцию, выполняет акты и принимает меры, не терпящие отлагательства.
(5) Общая вышестоящая судебная инстанция разрешает конфликт компетенции в соответствии с процедурой первой инстанции. Во всех случаях срок разрешения конфликта компетенции не должен превышать 7 дней со дня регистрации дела в вышестоящей судебной инстанции.
(6) Определение судебной инстанции, разрешающей конфликт компетенции, является окончательным, однако доводы о несогласии с ним могут быть изложены в апелляционной или кассационной жалобе на решение, вынесенное по существу дела.
(7) Судебная инстанция, которой направлено дело определением об установлении компетенции, не может отклонить от себя компетенцию, за исключением случаев, когда вследствие выявления новых обстоятельств в процессе судебного расследования установлено, что совершенное действие является преступлением, отнесенным законом к компетенции другой судебной инстанции.
Статья 46. Передача уголовного дела из судебной инстанции, к компетенции которой оно относится, в другую судебную инстанцию того же уровня
(1) Высшая судебная палата может распорядиться о передаче уголовного дела из одной судебной инстанции, к компетенции которой оно относится, в другую судебную инстанцию того же уровня в случае, если этим может быть достигнуто более объективное, быстрое и полное рассмотрение дела, а также для обеспечения нормального течения процесса.
(2) Передача дела может быть потребована председателем судебной инстанции или одной из сторон процесса.
Статья 47. Заявление о передаче дела и его действие
(1) Заявление о передаче дела, которое должно быть мотивированным, направляется в Высшую судебную палату не позднее чем за 5 дней до начала судебного расследования. Документы, на которых оно основывается, прилагаются к нему, если ими располагает сторона, которая просит о передаче дела.
(2) В заявлении отмечается, имеются ли по делу лица, подвергнутые аресту.
(3) Вопрос о приостановлении рассмотрения дела разрешается Высшей судебной палатой после получения заявления о его передаче.
Статья 48. Процедура уведомления сторон и рассмотрения заявления о передаче дела
(1) Стороны уведомляются о дате рассмотрения заявления о передаче дела другой инстанции, однако их участие в заседании не является обязательным.
(2) Заявление о передаче дела рассматривается в открытом заседании судом в составе 3 судей Высшей судебной палаты.
(3) В случае явки сторон заслушивается и их мнение.
Статья 49. Разрешение заявления о передаче дела
(1) Высшая судебная палата с указанием мотивов постановляет удовлетворить или отклонить заявление о передаче дела.
(2) В случае признания заявления обоснованным Высшая судебная палата распоряжается о передаче дела для рассмотрения конкретной судебной инстанции. Данная судебная инстанция немедленно уведомляется об удовлетворении заявления о передаче дела.
(2/1) Судебная инстанция, в производстве которой находится дело, подлежащее передаче, обязана передать дело компетентной судебной инстанции в течение 5 дней.
(3) В случае, если судебная инстанция, в производстве которой находится дело, подлежащее передаче, уже приступила к его рассмотрению, вынесенные ею решения отменяются с момента удовлетворения заявления о передаче дела.
Статья 50. Повторное заявление о передаче дела
Повторное заявление о передаче дела не допускается, за исключением случаев, когда новое заявление основывается на обстоятельствах, которые не были известны Высшей судебной палате при рассмотрении предыдущего заявления или возникли после этого.
Раздел III СТОРОНЫ И ДРУГИЕ УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА
Глава I СТОРОНА ОБВИНЕНИЯ
Статья 51. Прокурор
(1) Прокурор является должностным лицом, осуществляющим в пределах своей компетенции от имени государства уголовное преследование, представляющим обвинение в суде и выполняющим другие обязанности, предусмотренные настоящим кодексом. Прокурор, участвующий в уголовном судопроизводстве, выполняет функции государственного обвинителя.
(2) Прокурор вправе предъявить обвиняемому, подсудимому или лицу, которое несет имущественную ответственность за действия обвиняемого, подсудимого, гражданский иск:
1) в интересах потерпевшего, находящегося в беспомощном состоянии или в зависимости от обвиняемого, подсудимого либо по другим причинам не способного самостоятельно реализовать свое право на предъявление гражданского иска;
2) в интересах государства.
(3) При осуществлении своих полномочий в уголовном процессе прокурор независим и подчиняется только закону. Он должен также исполнять письменные указания вышестоящего прокурора.
(4) В ходе уголовного судопроизводства прокурор поддерживает обвинение от имени государства и представляет в судебном заседании доказательства, собранные органом уголовного преследования.
(5) Прокурор вправе подать апелляционную или кассационную жалобу на судебные решения, которые он считает незаконными или необоснованными.
(6) Генеральный прокурор и его заместители вправе обжаловать в исключительном порядке судебные решения, признанные окончательными, которые они считают незаконными или необоснованными.
(7) На этапе исполнения судебных решений прокурор осуществляет полномочия, предусмотренные настоящим кодексом.
(8) Если в отношении лица был незаконно начат уголовный процесс, а также вынесен оправдательный приговор, прокурор, руководивший или осуществлявший уголовное преследование, или вышестоящий прокурор приносит официальные извинения соответствующему лицу.
Статья 52. Полномочия прокурора в ходе уголовного преследования
(1) В ходе уголовного преследования прокурор:
1) начинает уголовное преследование и распоряжается об осуществлении уголовного преследования в соответствии с настоящим кодексом, отказывает в осуществлении уголовного преследования или прекращает его;
2) непосредственно осуществляет уголовное преследование в соответствии с законом;
3) лично осуществляет руководство уголовным преследованием и контролирует законность процессуальных действий органа уголовного преследования, принимает решения об исключении из дела доказательств, полученных в соответствии с положениями части (1) статьи 94;
4) постоянно контролирует соблюдение порядка приема и регистрации сообщений о преступлениях;
5) истребует в целях контроля от органа уголовного преследования уголовные дела, документы, процессуальные акты, материалы и другие сведения о совершенных преступлениях и лицах, проходящих по уголовным делам, за которыми он осуществляет контроль, и распоряжается об объединении или выделении дел, если это необходимо;
6) проверяет качество доказательств, осуществляет надзор за тем, чтобы каждое преступление было раскрыто, каждый преступник был привлечен к уголовной ответственности и ни одно лицо не было подвергнуто уголовному преследованию при отсутствии обоснованных признаков совершения им преступления;
7) устанавливает разумные сроки уголовного преследования для каждого дела;
8) отменяет незаконные и необоснованные постановления органа уголовного преследования;
9) обоснованно изымает уголовное дело у одного органа уголовного преследования и передает его другому органу в соответствии с компетенцией или изымает дело у одного лица, осуществляющего уголовное преследование, и передает его другому лицу в целях обеспечения наиболее объективного и полного уголовного преследования;
10) поручает производство уголовного преследования группе офицеров по уголовному преследованию или нескольким органам уголовного преследования, персонально назначает лиц для осуществления уголовного преследования;
11) разрешает самоотводы и отводы офицеров по уголовному преследованию;
12) решает вопрос об избрании меры пресечения, ее изменении или отмене, за исключением предварительного ареста, домашнего ареста, временного освобождения лица, временного лишения водительских прав;
13) осуществляет контроль за законностью задержания лица;
14) дает письменные указания о производстве действий по уголовному преследованию и оперативно-розыскных мероприятий по розыску лиц, совершивших преступления;
15) издает постановления о задержании, приводе, выемке предметов и документов, производстве иных действий по уголовному преследованию в соответствии с требованиями настоящего кодекса;
16) обращается в судебную инстанцию с ходатайством для получения санкции на производство ареста, продление срока содержания под стражей, временное освобождение задержанного или арестованного лица, арест корреспонденции и ее выемку, прослушивание телефонных и иных переговоров, временное отстранение обвиняемого от должности, физическое преследование лица и преследование посредством электронных средств, эксгумацию, наблюдение за помещением посредством видео- и аудиозаписи, установление в помещении технических средств производства видео- и аудиозаписи, проверку информационных сообщений, адресованных подозреваемому, помещение лица в медицинское учреждение для осуществления экспертизы и на осуществление других действий, для производства которых требуется разрешение судьи по уголовному преследованию;
17) присутствует при производстве любого действия по уголовному преследованию либо производит его лично;
18) обращается за участием судьи по уголовному преследованию в производстве отдельных действий по уголовному преследованию, если законом предусмотрено его обязательное участие;
19) возвращает уголовные дела органу уголовного преследования со своими письменными указаниями;
20) отстраняет лицо, осуществляющее уголовное преследование, в случае нарушения им закона в ходе производства уголовного преследования;
21) обращается с представлениями в соответствующий орган о лишении иммунитета отдельных лиц и привлечении их к уголовной ответственности;
22) прекращает уголовный процесс, распоряжается о выведении лица из-под уголовного преследования или прекращает производство по уголовному делу в случаях, предусмотренных законом;
23) предъявляет обвинение и допрашивает обвиняемого на основании доказательств, представленных органом уголовного преследования, либо на основании собранных им лично доказательств;
24) ознакамливает стороны с материалами дела;
25) составляет обвинительное заключение по уголовному делу, вручает его копию обвиняемому, а дело направляет в компетентную судебную инстанцию;
26) направляет органам уголовного преследования и органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, представления об устранении нарушений закона.
(2) Территориальный прокурор и прокурор специализированной прокуратуры, а также их заместители помимо полномочий, предусмотренных частью (1), в ходе уголовного преследования осуществляют в порядке иерархического контроля следующие полномочия:
1) истребуют в целях контроля от нижестоящих прокуроров уголовные дела, документы, процессуальные акты, материалы и другие данные по совершенным преступлениям и лицам, проходящим по уголовным делам, по которым осуществляется контроль;
2) отменяют незаконные и необоснованные акты нижестоящих прокуроров;
3) разрешают самоотводы и отводы нижестоящих прокуроров;
4) утверждают постановления о выведении лица из-под уголовного преследования или о прекращении уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям;
5) утверждают обвинительные заключения, составленные нижестоящими прокурорами;
6) возвращают уголовные дела нижестоящим прокурорам со своими письменными указаниями;
7) утверждают соглашение о признании вины и постановление об условном прекращении уголовного преследования.
(3) Прокурор муниципия Кишинэу и прокурор Гагаузии, а также их заместители в ходе уголовного преследования осуществляют полномочия, предусмотренные частями (1) и (2), а также другие предусмотренные настоящим кодексом полномочия, вытекающие из деятельности в порядке иерархического контроля.
(4) Генеральный прокурор и его заместители в ходе уголовного преследования осуществляют полномочия, предусмотренные частями (1), (2) и (3), а также другие предусмотренные настоящим кодексом полномочия, вытекающие из деятельности в порядке иерархического контроля.
(5) В ходе уголовного преследования прокурор имеет также другие права и обязанности, предусмотренные настоящим кодексом.
Статья 53. Полномочия прокурора в судебной инстанции
(1) При рассмотрении уголовного дела судебной инстанцией прокурор:
1) поддерживает обвинение от имени государства и представляет в судебном заседании соответствующие доказательства по делу, собранные в ходе уголовного преследования, которым он руководил или которое лично осуществлял;
2) участвует в рассмотрении доказательств, представленных стороной защиты, представляет новые доказательства, необходимые для подтверждения обвинения, заявляет ходатайства и высказывает свое мнение по вопросам, возникшим в ходе судебного разбирательства;
3) истребует от судебной инстанции уголовное дело для предъявления подсудимому более тяжкого обвинения и сбора новых доказательств, если в ходе судебного расследования устанавливается, что подсудимый совершил и другие преступления, а доказательств этого недостаточно;
4) изменяет юридическую квалификацию преступления, совершенного подсудимым, если судебным расследованием подтверждено, что подсудимый совершил это преступление;
5) обращается в судебную инстанцию с ходатайством об объявлении перерыва по делу на предусмотренный настоящим кодексом срок для представления новых доказательств, подтверждающих виновность подсудимого, в случае неполного осуществления уголовного преследования;
6) дает письменные указания органу уголовного преследования о производстве определенных процессуальных действий по дополнительным доказательствам либо по новым преступлениям;
7) распоряжается своим постановлением о приводе в соответствии со статьей 199 в судебную инстанцию лиц, включенных в представленный судебной инстанции список, а также лиц, затребованных для сбора новых или дополнительных доказательств;
8) высказывает в ходе судебных прений мнение о преступном деянии, совершенном подсудимым, квалификации деяния в соответствии с нормами уголовного закона и мерах наказания, которые надлежит применить к подсудимому;
9) подает апелляционную или, в зависимости от обстоятельств, кассационную жалобу как в отношении уголовного дела в целом, так и в части, касающейся гражданского иска, отзывает ее в порядке, предусмотренном настоящим кодексом.
(2) При рассмотрении уголовного дела судебной инстанцией прокурор имеет также другие права и обязанности, предусмотренные настоящим кодексом.
Статья 54. Самоотвод и отвод прокурора
(1) Прокурор не может участвовать в производстве по уголовному делу:
1) при наличии обстоятельств, предусмотренных положениями статьи 33, применяемыми соответствующим образом;
2) если он не вправе быть прокурором в силу закона или приговора судебной инстанции.
(2) Факт участия прокурора в осуществлении уголовного преследования, руководства им процессуальными действиями или контроля за их осуществлением, а равно факт поддержания прокурором обвинения в судебном заседании не является препятствием для его дальнейшего участия в судебном разбирательстве по соответствующему делу.
(3) При наличии оснований, предусмотренных частью (1), прокурор обязан заявить о самоотводе по соответствующему делу.
(4) По тем же основаниям отвод прокурору может быть заявлен и другими участниками процесса по соответствующему делу, наделенными таким правом настоящим кодексом.
(5) Самоотвод или отвод прокурора разрешается:
1) в ходе уголовного преследования - вышестоящим прокурором, а в отношении Генерального прокурора - одним из судей Высшей судебной палаты;
2) в ходе судебного разбирательства - соответствующей судебной инстанцией.
(6) Решение об отводе не подлежит обжалованию.
Статья 54/1. Консультант прокурора
(1) В ходе уголовного процесса прокурор может пользоваться помощью консультанта.
(2) По поручению прокурора консультант:
а) изучает материалы и уголовные дела, составляет проекты актов, издаваемых прокурором;
b) оформляет протоколы процессуальных действий, выполненных прокурором, и оказывает ему техническую помощь;
с) истребует от юридических и физических лиц представления документов и материалов;
d) обеспечивает вызов лиц по уголовным делам;
е) организует привод в предусмотренном законом порядке лиц, вызванных прокурором;
f) предъявляет лицам, указанным в статье 293, материалы уголовного преследования для ознакомления;
g) оказывает прокурору иную помощь, вытекающую из необходимости исполнения последним полномочий, предусмотренных статьями 52 и 53.
(3) Консультант прокурора действует под руководством прокурора и не вправе осуществлять процессуальные действия, которые не были ему поручены или которые не были согласованы с прокурором.
(4) Консультант прокурора подписывает процессуальные акты, относящиеся к действиям, которые он осуществил или в которых он участвовал.
(5) Консультант обязан хранить профессиональную тайну, сохранять конфиденциальность деяний и сведений, ставших известными ему в связи с исполнением им служебных обязанностей, и несет ответственность в соответствии с законом за противоправные действия, совершенные при исполнении обязанностей.
Статья 55. Орган уголовного преследования и его полномочия
(1) Уголовное преследование осуществляется офицерами по уголовному преследованию органов уголовного преследования, предусмотренных статьей 56.
(2) На органы уголовного преследования возлагается задача проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе с использованием видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, и других действий по уголовному преследованию, предусмотренных настоящим кодексом, в целях обнаружения признаков преступления и лиц, его совершивших, выявления фактических данных, процессуального оформления этих действий, что может быть использовано в качестве доказательств по уголовному делу после проверки в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
(3) Орган уголовного преследования обязан также принять все необходимые меры для предупреждения и пресечения преступления.
(4) При наличии признаков преступления орган уголовного преследования одновременно с регистрацией сообщения об этом начинает производство по уголовному преследованию и, руководствуясь требованиями настоящего кодекса, производит действия по уголовному преследованию, направленные на раскрытие преступления и установление доказательств, подтверждающих или отрицающих его совершение, принимает меры по обеспечению гражданского иска и возможной конфискации незаконно добытого имущества.
(5) Орган уголовного преследования незамедлительно уведомляет прокурора о совершенном преступлении и начале производства по уголовному преследованию.
Статья 56. Руководитель органа уголовного преследования и его полномочия
(1) В производстве по уголовным делам полномочия руководителя органа уголовного преследования осуществляет офицер по уголовному преследованию Министерства внутренних дел, Таможенной службы, Центра по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией, назначенный в установленном законом порядке и действующий в пределах своей компетенции.
(2) Руководитель органа уголовного преследования осуществляет контроль за своевременным проведением мероприятий по раскрытию и предупреждению преступлений, принимает меры для всестороннего, полного и объективного осуществления уголовного преследования и обеспечивает регистрацию в установленном порядке сообщений о совершенных преступлениях.
(2/1) При осуществлении своих полномочий руководитель органа уголовного преследования:
а) передает офицеру по уголовному преследованию для разрешения сообщения и материалы о совершенных преступлениях;
b) передает офицеру по уголовному преследованию для исполнения полученные от других органов уголовного преследования запросы об оказании правовой помощи, поручения о производстве действий по уголовному преследованию;
с) распределяет офицерам по уголовному преследованию для осуществления уголовного преследования уголовные дела, если они не были распределены прокурором;
d) поручает с согласия прокурора производство уголовного преследования нескольким офицерам по уголовному преследованию;
е) производит проверку уголовных дел и дает указания по производству действий по уголовному преследованию и оперативно-розыскных мероприятий;
f) имеет право участвовать в осуществлении уголовного преследования и лично осуществлять уголовное преследование, исполняя в данном случае полномочия офицера по уголовному преследованию;
g) предлагает прокурору изъять уголовное дело у офицера по уголовному преследованию и передать его другому офицеру по уголовному преследованию для обеспечения наиболее полного и объективного уголовного преследования;
h) обращается к прокурору с ходатайством об отмене незаконных правовых актов офицера по уголовному преследованию;
i) осуществляет иные предусмотренные законодательством действия.
(2/2) Указания по уголовным делам даются руководителем органа уголовного преследования офицеру по уголовному преследованию в письменной форме и являются обязательными для исполнения.
(2/3) Руководитель органа уголовного преследования координирует деятельность офицеров по уголовному преследованию и несет ответственность за качество составленных ими процессуальных актов, представляемых в соответствии с законом прокурору, оказывает методическую и практическую помощь при осуществлении уголовного преследования, содействует получению необходимых сведений и материалов, принимает меры по своевременному исполнению поручений офицеров по уголовному преследованию по проведению оперативно-розыскных мероприятий.
(2/4) Руководитель вышестоящего органа уголовного преследования вправе истребовать от нижестоящего органа уголовное дело в целях проведения контроля.
(2/5) Руководитель нижестоящего органа уголовного преследования обязан представить уголовное дело для контроля руководителю вышестоящего органа уголовного преследования, предварительно поставив в известность об этом прокурора, руководящего уголовным преследованием.
Статья 57. Офицер по уголовному преследованию и его полномочия
(1) Офицер по уголовному преследованию является должностным лицом, которое от имени государства в пределах своих полномочий осуществляет уголовное преследование по уголовным делам.
(2) Офицер по уголовному преследованию имеет следующие полномочия:
Недействующая редакция, не действует с 08.07.2011 г.