Недействующая редакция. Принята: 19.10.2017 / Вступила в силу: 15.11.2017

Недействующая редакция, не действует с 17 августа 2019 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 12 мая 2011 года №506

Об утверждении Правил использования воздушного пространства Республики Казахстан и внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2010 года №1525 и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан

(В редакции Постановлений Правительства Республики Казахстан от 30.04.2013 г. №417, 30.12.2013 г. №1429, 16.10.2014 г. №1098, 11.09.2015 г. №774, 19.10.2017 г. №650)

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые Правила использования воздушного пространства Республики Казахстан.

2. Приостановить до 17 ноября 2011 года действие пункта 8 Правил использования воздушного пространства Республики Казахстан, установив, что в период приостановления данный пункт действует в следующей редакции:

"8. Вертикальное эшелонирование в воздушном пространстве Республики Казахстан осуществляется по следующей полукруговой системе:

1) при направлении воздушных трасс, местных воздушных линий и установленных маршрутов с истинными путевыми углами от 0 до 179 градусов (включительно) устанавливаются эшелоны полетов: 900, 1500, 2100, 2700, 3300, 3900, 4500, 5100, 5700, 6300, 6900, 7500, 8100, 9100, 10100, 11100, 12100, 14100 (метров);

2) при направлении воздушных трасс, местных воздушных линий и установленных маршрутов с истинными путевыми углами от 180 до 359 градусов (включительно) устанавливаются эшелоны полетов: 1200, 1800, 2400, 3000, 3600, 4200, 4800, 5400, 6000, 6600, 7200, 7800, 8600, 9600, 10600, 11600, 13100, 15100 (метров).".

3. Утратил силу в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 11.09.2015 г. №774

(см. предыдущую редакцию)

4. Признать утратившими силу:

1) постановление Правительства Республики Казахстан от 28 февраля 1997 года №285 "Об утверждении Положения об использовании воздушного пространства Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 1997 г., №9, ст. 67);

2) постановление Правительства Республики Казахстан от 24 января 2008 года №61 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 28 февраля 1997 года №285";

3) подпункт 1) пункта 1 постановления Правительства Республики Казахстан от 2 февраля 2010 года №61 "О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан по вопросам авиации" (САПП Республики Казахстан, 2010 г., №9, ст. 109).

5. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования.

Премьер-Министр Республики Казахстан

К.Масимов

Утверждены Постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 мая 2011 года №506

Правила использования воздушного пространства Республики Казахстан

1. Общие положения

1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" от 15 июля 2010 года (далее - Закон) и Конвенцией о международной гражданской авиации, подписанной в городе Чикаго 7 декабря 1944 года, определяют порядок использования воздушного пространства Республики Казахстан в интересах экономики и обороны страны, в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства.

2. В настоящих Правилах используются следующие определения:

1) район авиационных работ - район, обозначенный географическими координатами, в пределах которого выполняются авиационные работы воздушными судами;

1-1) текущий план полета - план полета, включая возможные изменения, обусловленные последующими диспетчерскими разрешениями;

1-2) маршрут обслуживания воздушного движения (далее - ОВД) - установленный маршрут, который предназначен для направления потока движения в целях обеспечения обслуживания воздушного движения. Термин "маршрут ОВД" используется для обозначения в соответствующих случаях воздушной трассы, контролируемого или неконтролируемого маршрута, маршрута прибытия или вылета и других маршрутов;

2) исключен в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19.10.2017 г. №650;

3) исключен в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19.10.2017 г. №650;

4) безопасность использования воздушного пространства - комплексная характеристика установленного порядка использования воздушного пространства, определяющая его способность обеспечить выполнение всех видов деятельности по использованию воздушного пространства без угрозы жизни и здоровью людей, материального ущерба государству, гражданам и юридическим лицам;

5) использование воздушного пространства - деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и т.п.);

6) координирование использования воздушного пространства - деятельность, осуществляемая в процессе планирования использования воздушного пространства и обслуживания (управления) воздушного движения, направленная на оптимизацию использования воздушного пространства в зависимости от складывающейся воздушной, метеорологической, аэронавигационной обстановки и в соответствии с государственными приоритетами в использовании воздушного пространства;

7) органы противовоздушной обороны (далее - органы ПВО) - оперативные органы Вооруженных Сил Республики Казахстан, на которые возложена задача несения боевого дежурства по противовоздушной обороне;

8) план использования воздушного пространства - определенные сведения о планируемой деятельности, представляемые органам планирования воздушного движения;

9) маршрут обслуживания воздушного движения - установленный маршрут, который предназначен для направления потока движения в целях обеспечения обслуживания воздушного движения;

10) планирование использования воздушного пространства - деятельность, осуществляемая в целях обеспечения разрешительного и уведомительного порядка использования воздушного пространства, организации воздушного движения, организации потоков воздушного движения путем распределения воздушного пространства по месту, времени и высоте между его пользователями в соответствии с государственными приоритетами;

11) район аэродрома (узловой диспетчерский район (Terminal control area (ТMA) - диспетчерский район, создаваемый в местах схождения маршрутов ОВД в окрестностях одного или нескольких крупных аэродромов;

11-1) зона аэродромного движения (Aerodrome Traffic Zone) - воздушное пространство определенных размеров вокруг аэродрома, установленное для обеспечения безопасности аэродромного движения;

12) район обслуживания воздушного движения - воздушное пространство установленных размеров, в границах которого обслуживание воздушного движения по воздушным трассам и маршрутам вне их осуществляется диспетчером районного диспетчерского центра;

13) структура воздушного пространства - совокупность ограниченных в вертикальной и горизонтальной плоскости элементов воздушного пространства, предназначенных для осуществления деятельности по использованию воздушного пространства;

14) боковое эшелонирование - рассредоточение воздушных судов на одной высоте на установленные интервалы по расстоянию или угловому смещению между их линиями пути;

15) продольное эшелонирование - рассредоточение воздушных судов на одной высоте на установленные интервалы по времени или расстоянию вдоль линии пути;

16) группа "Брифинг" - структурное подразделение органа обслуживания воздушного движения, обеспечивающее функцию планирования воздушного движения и предполетноинформационное обслуживание;

16-1) диспетчерский район (CTА) - контролируемое воздушное пространство, простирающееся вверх от установленной над земной поверхностью границы;

16-2) диспетчерская зона (CTR) - контролируемое воздушное пространство, простирающееся вверх от земной поверхности до установленной верхней границы;

17) диспетчерское разрешение - разрешение, выдаваемое органом обслуживания воздушного движения экипажу воздушного судна, связанное с выполнением полета и обоснованное соответствующими условиями и установленными правилами полетов;

18) диспетчерское указание - директивные указания органа обслуживания воздушного движения, предписывающие пилоту выполнять конкретные действия в конкретной ситуации;

19) зона (район) ответственности - воздушное пространство установленных размеров, в пределах которого органы обслуживания воздушного движения (управления воздушным движением) осуществляют свои функции;

19-1) зона воздушного пространства с обязательным требованием наличия ответчика (транспондера) (TMZ) - зона воздушного пространства определенных размеров, при полетах в которой обязательно требуется оснащение воздушных судов ответчиком для систем наблюдения, эксплуатируемым в соответствии с установленными процедурами;

20) исключен в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19.10.2017 г. №650;

21) воздушный коридор пролета Государственной границы Республики Казахстан - часть воздушного пространства над Государственной границей Республики Казахстан, определенная для пересечения ее воздушными судами, выполняющими международные полеты;

21-1) повторяющийся план полета (RPL) - план полета, связанный с рядом часто повторяющихся, регулярно выполняемых отдельных полетов с одинаковыми основными особенностями, которые предоставляются эксплуатантом для хранения и повторного использования органами ОВД;

22) кратковременное ограничение - запрещение или ограничение использования части воздушного пространства для обеспечения безопасного выполнения полетов воздушных судов;

23) продукция двойного назначения - продукция, которая в силу своих свойств и технических особенностей может быть использована для целей создания оружия массового поражения и средств его доставки;

24) дополнительный регулярный рейс - рейс, выполняемый авиакомпанией в дополнение к своему регулярному рейсу по тому же авиамаршруту в одну дату;

24-1) зона воздушного пространства с обязательным ведением радиосвязи (RMZ) - зона воздушного пространства определенных размеров, при полетах в которой обязательно наличие на борту оборудования для ведения двусторонней радиосвязи, эксплуатируемого в соответствии с установленными процедурами;

25) вертикальное эшелонирование - рассредоточение воздушных судов по высоте на установленные интервалы;

25-1) расчетное время уборки колодок - расчетное время, когда воздушное судно начинает движение, связанное с вылетом;

26) представление на установление временных режимов - заявка на установление временных режимов, подаваемая пользователями воздушного пространства для введения запрета или ограничения деятельности других пользователей воздушного пространства в целях обеспечения безопасности осуществления деятельности связанной с использованием воздушного пространства;

26-1) представленный план полета - план полета в том виде, в каком он представлен органу ОВД пилотом или его уполномоченным представителем без каких-либо последующих изменений;

26-2) зона полетной информации (FIZ) - часть района полетной информации, в границах которой аэродромной службой полетной информации (AFIS) или другим органом в соответствии с делегированными полномочиями обеспечиваются полетно-информационное обслуживание и аварийное оповещение;

26-3) расчетное время прибытия:

при полетах по приборам - расчетное время прибытия воздушного судна в намеченную точку, обозначенную навигационными средствами, с которой предполагается выполнение маневра захода на посадку по приборам, или при отсутствии навигационного средства, связанного с этим аэродромом, - время прибытия воздушного судна в точку над аэродромом;

при выполнении полетов по правилам визуальных полетов (далее - ПВП) - расчетное время прибытия воздушного судна в точку над аэродромом;

27) высота полета - расстояние по вертикали от определенного уровня до воздушного судна;

28) беспилотный летательный аппарат - воздушное судно, выполняющее полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов;

29) маршрут полета - проекция заданной (установленной) траектории полета воздушного судна на земную (водную) поверхность, определенная основными пунктами;

30) район полетной информации (FIR) - воздушное пространство определенных размеров, в пределах которого обеспечиваются полетно-информационное обслуживание и аварийное оповещение;

31) международная воздушная трасса - воздушная трасса, открытая для международных полетов;

32) эшелонирование - вертикальное, продольное или боковое рассредоточение воздушных судов в воздушном пространстве на установленные интервалы;

33) NOTAM-офис - структурное подразделение поставщика аэронавигационного обслуживания, выпускающее извещение NOTAM;

34) извещение NOTAM - извещение, содержащее информацию о введении в действие, состоянии или изменении любого аэронавигационного оборудования, обслуживания и правил, а также информацию об опасностях, своевременное предупреждение о которых имеет важное значение для персонала, связанного с выполнением полетов, а также иную аэронавигационную информацию;

35) исключен в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19.10.2017 г. №650;

36) исключен в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19.10.2017 г. №650.

(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19.10.2017 г. №650)
(см. предыдущую редакцию)

3. Воздушные суда государственной авиации, оборудованные государственной радиолокационной системой опознавания Республики Казахстан, выполняют полеты в воздушном пространстве Республики Казахстан с включенной аппаратурой государственной радиолокационной системы опознавания.

4. Настоящие правила применяются всеми государственными органами Республики Казахстан, местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы, районов, городов областного значения, и пользователями воздушного пространства, а также органами обслуживания воздушного движения (далее - ОВД) или органами управления воздушным движением (далее - УВД).

2. Структура и классификация воздушного пространства Республики Казахстан

§ 1. Структура воздушного пространства Республики Казахстан

5. Исключен в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19.10.2017 г. №650

(см. предыдущую редакцию)

6. Исключен в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19.10.2017 г. №650

(см. предыдущую редакцию)

7. Структура воздушного пространства включает в себя следующие элементы:

1) районы (зоны) полетной информации и диспетчерские районы;

2) маршруты обслуживания воздушного движения;

3) узловые диспетчерские районы, диспетчерские зоны и зоны аэродромного движения;

4) районы неконтролируемого воздушного пространства;

5) специальные зоны полетов государственной авиации;

6) запретные зоны;

7) опасные зоны;

8) зоны ограничения полетов;

9) воздушные трассы;

10) зоны воздушного пространства с обязательным требованием наличия ответчика (транспондера) (TMZ);

11) зоны воздушного пространства с обязательным ведением радиосвязи (RMZ).

Определенные части воздушного пространства и определенные аэродромы, на которых принято решение об обеспечении обслуживания воздушного движения, должны быть обозначены в соответствии с видом обслуживания воздушного движения.

(Пункт 7 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19.10.2017 г. №650)
(см. предыдущую редакцию)

7-1. Разграничение воздушного пространства, в котором должно обеспечиваться обслуживание воздушного движения, основывается на структуре маршрутов ОВД и потребности в эффективном обслуживании.

Соглашения по разграничению воздушного пространства, лежащего за пределами национальных границ, целесообразны, когда они будут способствовать предоставлению обслуживания воздушного движения.

В том случае, когда разграничение воздушного пространства осуществляется с учетом государственных границ, необходимо на основе договоренности с сопредельным государством устанавливать удобно расположенные точки передачи управления.

(Пункт 7-1 введен в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19.10.2017 г. №650)

7-2. Воздушное пространство Республики Казахстан по вертикали разделяется на два района полетной информации: нижний и верхний районы. Граница между верхним и нижним районом устанавливается на высоте FL 245 (7450 м) от уровня, соответствующего атмосферному давлению 760 мм ртутного столба (1013,25 гектопаскалей/милибарров).

(Пункт 7-2 введен в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19.10.2017 г. №650)

7-3. Части воздушного пространства, в которых принято решение обеспечивать диспетчерским обслуживанием полеты по правилам полетов по приборам (далее - ППП), определяются как диспетчерские районы, районы аэродрома (узловые диспетчерские районы) или диспетчерские зоны.

Те части контролируемого воздушного пространства, в которых предоставляется диспетчерское обслуживание, обеспечивающее также выполнение полетов по ПВП, обозначаются как воздушное пространство классов В, C или D.

(Пункт 7-3 введен в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19.10.2017 г. №650)

7-4. В том случае, когда диспетчерские районы и диспетчерские зоны определяются в пределах района полетной информации, они являются составной частью этого района полетной информации.

(Пункт 7-4 введен в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19.10.2017 г. №650)

7-5. Аэродромы, на которых принято решение предоставлять диспетчерское обслуживание движения, определяются как контролируемые аэродромы. Аэродромы, на которых не обеспечивается диспетчерское обслуживание аэродромного движения, определяются как неконтролируемые аэродромы.

(Пункт 7-5 введен в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19.10.2017 г. №650)

7-6. Границы диспетчерских районов, включающих, среди прочего, воздушные трассы и узловые диспетчерские районы, устанавливаются с таким расчетом, чтобы они охватывали воздушное пространство, достаточное для включения траекторий тех полетов по ППП или их частей, для которых целесообразно обеспечивать соответствующие виды диспетчерского обслуживания воздушного движения с учетом возможностей навигационных средств, как правило, используемых в данном районе.

Нижняя граница диспетчерского района устанавливается на высоте не менее 200 м над земной или водной поверхностью.

Верхняя граница диспетчерского района, с учетом положений пункта 37 настоящих Правил, устанавливается в следующих случаях:

1) диспетчерское обслуживание воздушного движения не будет обеспечиваться выше этой границы;

2) данный диспетчерский район расположен ниже верхнего диспетчерского района, и в этом случае его верхняя граница совпадает с нижней границей верхнего диспетчерского района.

(Пункт 7-6 введен в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19.10.2017 г. №650)

7-7. Боковые границы диспетчерских зон охватывают те, не входящие в диспетчерские районы части воздушного пространства, через которые проходят траектории полетов по ППП воздушных судов, прибывающих на аэродромы и вылетающих с аэродромов.

Боковые границы диспетчерской зоны отстоят от центра соответствующего аэродрома или аэродромов на расстоянии не менее 9,3 км в направлениях, откуда могут производиться заходы на посадку. Диспетчерская зона может включать два или несколько близко расположенных один от другого аэродромов.

Если диспетчерская зона расположена в пределах боковых границ диспетчерского района, она простирается вверх от поверхности земли как минимум до нижней границы диспетчерского района. При необходимости можно устанавливать верхнюю границу выше нижней границы диспетчерского района.

(Пункт 7-7 введен в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19.10.2017 г. №650)

7-8. Полеты по ПВП в частях воздушного пространства классов E или G, а также полеты по ППП в частях воздушного пространства класса G, определенных в качестве зон воздушного пространства с обязательным ведением радиосвязи, выполняются при условии ведения двухсторонней радиосвязи "воздух-земля" в установленный регламент работы, если иное предварительно не согласовано с органом обслуживания воздушного движения, ответственного за указанный район.

Все полеты воздушных судов в зоне воздушного пространства с обязательным ответчиком (транспондером) (TMZ) должны выполняться с включенным ответчиком (транспондером), если иное предварительно не согласовано с органом обслуживания воздушного движения, ответственного за указанный район.

(Пункт 7-8 введен в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19.10.2017 г. №650)

8. Исключен в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19.10.2017 г. №650

(см. предыдущую редакцию)

9. Границы элементов структуры воздушного пространства устанавливаются по географическим координатам и высотам. Границы и условия использования элементов структуры воздушного пространства публикуются в документах аэронавигационной информации в соответствии с Правилами обеспечения аэронавигационной информацией в гражданской авиации, утверждаемыми уполномоченным органом в сфере гражданской авиации.

(Пункт 9 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19.10.2017 г. №650)
(см. предыдущую редакцию)

10. Перечень районов (зон) полетной информации и диспетчерских районов и их границы утверждаются уполномоченным органом в сфере гражданской авиации и публикуются в документах аэронавигационной информации.

Границы узловых диспетчерских районов и диспетчерских зон, TMZ и RTZ разрабатываются поставщиком аэронавигационного обслуживания и публикуются в документах аэронавигационной информации.

Границы зон аэродромного движения неконтролируемого аэродрома разрабатываются эксплуатантом аэродрома, согласовываются с органом обслуживания воздушного движения и/или управления воздушным движением, в районе ответственности которого находится аэродром, и публикуются в документах аэронавигационной информации.

Границы районов (зон) управления воздушным движением совпадают с границами районов (зон) полетной информации и диспетчерских районов.

(Пункт 10 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19.10.2017 г. №650)
(см. предыдущую редакцию)

11. Исключен в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19.10.2017 г. №650

(см. предыдущую редакцию)

12. Воздушные трассы допускаются к эксплуатации в соответствии с Правилами допуска воздушных трасс к эксплуатации, утвержденными уполномоченным органом в сфере гражданской авиации. Для применения навигации, основанной на характеристиках (PBN) по воздушным трассам, уполномоченным органом в сфере гражданской авиации устанавливаются навигационные спецификации в соответствии с Инструкцией по организации и обслуживанию воздушного движения, утвержденной уполномоченным органом в сфере гражданской авиации.

Открытие международных воздушных трасс осуществляется по согласованию с компетентными органами сопредельных государств и Международной организацией гражданской авиации (далее - ИКАО).

Обеспечение оборудования воздушных трасс средствами радиотехнического обеспечения полетов осуществляется поставщиком аэронавигационного обслуживания.

(Пункт 12 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19.10.2017 г. №650)
(см. предыдущую редакцию)

13. Исключен в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19.10.2017 г. №650

(см. предыдущую редакцию)

14. Исключен в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19.10.2017 г. №650

(см. предыдущую редакцию)

15. Исключен в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19.10.2017 г. №650

(см. предыдущую редакцию)

16. При определении границ районов аэродромов (узловых диспетчерских районов) учитываются схемы вылета и захода на посадку, ухода на второй круг, полета в зоне ожидания, а также стандартные маршруты вылета по приборам (SID), стандартные маршруты прибытия по приборам (STAR), маршруты входа (выхода) на воздушные трассы.

Разработка указанных схем осуществляется в соответствии с Правилами производства полетов в сфере гражданской и (или) государственной авиации Республики Казахстан, утверждаемыми уполномоченными органами в сферах авиации.

(Пункт 16 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19.10.2017 г. №650)
(см. предыдущую редакцию)

17. Исключен в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19.10.2017 г. №650

(см. предыдущую редакцию)

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Правила использования воздушного пространства Республики Казахстан 1. Общие положения 2. Структура и классификация воздушного пространства Республики Казахстан § 1. Структура воздушного пространства Республики Казахстан § 2. Классификация воздушного пространства Республики Казахстан § 3. 3. Планирование и координирование использования воздушного пространства Республики Казахстан 4. План полета. Заявка на использование воздушного пространства 5. Условия эксплуатации беспилотных летательных аппаратов 6. Разрешительный и уведомительный порядок использования воздушного пространства 7. Разрешения на выполнение международных полетов иностранных воздушных судов 8. Организация и обслуживание воздушного движения (управление воздушным движением) 8-1. Координация действий между органами ОВД и УВД 8-2. Единицы измерений для целей выполнения полетов и обслуживания воздушного движения (управления воздушным движением) 9. Правила пересечения Государственной границы Республики Казахстан 9-1. Особенности использования воздушного пространства для выполнения особо важных полетов 10. Запрещение или ограничение использования воздушного пространства 11. Обеспечение соблюдения требований настоящих Правил 12. Расследование и учет нарушений порядка использования воздушного пространства Республики Казахстан Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8