Недействующая редакция. Принята: 05.04.2019 / Вступила в силу: 19.04.2019

Недействующая редакция, не действует с 17 августа 2019 года

ВОДНЫЙ КОДЕКС КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 12 января 2005 года №8

(В редакции Законов Кыргызской Республики от 10.10.2012 г. №170, 26.10.2013 г. №197, 07.05.2016 г. №57, 14.06.2016 г. №80, 06.04.2017 г. №54, 23.11.2017 г. №193, 05.04.2019 г. №44)

Принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 9 декабря 2004 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель и задачи

1. Настоящий Кодекс регулирует водные отношения в сфере использования, охраны и развития водных ресурсов для гарантированного, достаточного и безопасного снабжения водой населения Кыргызской Республики, охраны окружающей среды и обеспечения рационального развития водного фонда республики.

2. В целях реализации настоящего Кодекса устанавливаются основные принципы управления водными ресурсами; определены основы государственной политики по воде; установлена компетенция государственных органов по управлению водными ресурсами и водными объектами; создана система мер для разработки Национальной водной стратегии и планов по использованию водных ресурсов; регулируется использование поверхностных, подземных вод и оплата за их использование; определены меры по охране водных ресурсов от загрязнения и истощения; вводятся положения по чрезвычайным ситуациям, относящимся к водным ресурсам и безопасности плотин; регулируются водохозяйственный и ирригационный секторы; установлены положения по использованию и о собственности земель водного фонда, обеспечивается создание государственной водной инспекции и устанавливаются полномочия и обязанности государственных водных инспекторов; определяются правонарушения при использовании водных ресурсов, определяется отношение настоящего Кодекса к обязательствам Кыргызской Республики по международному праву.

Статья 2. Основные термины и определения, применяемые в настоящем Кодексе

Применяемые в настоящем Кодексе термины и определения означают:

ассоциация водопользователей - общественное объединение, учрежденное для обеспечения поливной водой сельскохозяйственных товаропроизводителей;

бассейновая водная администрация - территориальный орган государственной водной администрации, ответственный за управление водными ресурсами в гидрогеографических границах главного бассейна;

бассейновый план - план по развитию, использованию и охране водных ресурсов в границах определенного главного бассейна;

бассейновый совет - представительский орган для решения вопросов в главном бассейне по использованию, охране и развитию водных ресурсов;

берега - полосы земли, примыкающие к природному водному объекту, относящиеся к землям водного фонда;

водопользователи - юридические или физические лица Кыргызской Республики, а также иностранные физические и юридические лица, в том числе лица без гражданства;

водные объекты - любое сосредоточение поверхностных и подземных вод, включая реки, ручьи, родники, озера, болота, ледники и снежники;

водные ресурсы Кыргызской Республики - все воды, находящиеся внутри государственной границы Кыргызской Республики;

водохозяйственные сооружения - водохранилища с плотинами, каналы, коллекторы, дрены, канавы, гидротехнические сооружения, защитные дамбы, акведуки, трубопроводы, мосты, скважины, насосные станции, водопроводы с коммуникациями и другими элементами инфраструктуры, включая все отведенные земельные участки для их эксплуатации и технического обслуживания;

водный фонд - совокупность всех водных объектов, водных ресурсов и водохозяйственных сооружений, включая земли водного фонда;

главный бассейн - территория, на которой все поверхностные воды впадают в главную реку или водный объект;

государственная водная администрация - специально созданный государственный орган по управлению водными ресурсами Кыргызской Республики;

государственный орган по гидрометеорологии - специально уполномоченный государственный орган, принимающий участие в подготовке информационных систем по воде, мониторингу водных ресурсов и государственному водному кадастру;

абзац пятнадцатый утратил силу в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 10.10.2012 г. №170;

(см. предыдущую редакцию)

государственный орган по охране окружающей среды - специально уполномоченный государственный орган по охране окружающей среды;

государственный орган по чрезвычайным ситуациям - специально уполномоченный государственный орган, принимающий участие в подготовке, обновлении и осуществлении планов на случай наводнений, схода селей и оползней;

государственный санитарно-эпидемиологический орган - специально уполномоченный государственный орган, обеспечивающий определение пригодности воды для хозяйственного, питьевого и бытового водопользования, утверждение стандартов вод в водных объектах;

дренажные системы - взаимосвязанная сеть открытых и/или закрытых коллекторов и дрен, гидротехнических сооружений, скважин вертикального дренажа и другой инфраструктуры, включая все полосы отчуждения земель, выделенные для обеспечения содержания, эксплуатации и ремонта дренажных систем;

ежегодный договор на поставку воды - документ, удостоверяющий право водопользователя на определенный объем воды сроком на один год;

загрязняющие вещества - любые вещества, энергия, предметы или их комбинации, вредно влияющие на здоровье человека, природные ресурсы и экосистемы, способные наносить вред окружающей среде;

земли водного фонда - земли, занятые водоемами (реками, озерами, водохранилищами, каналами, дренами), ледниками, болотами, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода;

ирригационные системы - взаимосвязанная сеть ирригационных каналов, трубопроводов, гидротехнических сооружений, насосных станций, скважин, водохранилищ, прудов и водоемов со связанными с ними дорогами, зданиями, линиями электрических передач и другой инфраструктурой, включая все полосы отчуждения земель, выделенные для обеспечения содержания, эксплуатации и ремонта ирригационных систем;

контракт на поставку воды - документ, удостоверяющий право водопользователя на определенный объем воды сроком до пятнадцати лет;

Национальный совет по воде - государственный орган, координирующий водные отношения в Кыргызской Республике, созданный Правительством Кыргызской Республики;

орган местной государственной администрации - государственный орган исполнительной власти на территории области и района;

отходы - любые вещества или предметы, которые владелец намеревается или сбрасывает независимо от их ценности, и любые вещества или предметы, определяемые инструкциями как отходы производства и потребления;

оплата по контракту на поставку воды - плата, взимаемая поставщиком воды с владельца контракта в соответствии с ежегодным договором по поставке воды;

плата за пользование водой как за природный ресурс - плата, устанавливаемая законодательством Кыргызской Республики;

плотина - гидротехническое сооружение, перекрывающее поток воды в водном объекте для увеличения уровня воды перед сооружением или для накопления воды, или для регулирования стока воды;

поставщик воды - территориальный орган государственной водной администрации или любое другое юридическое лицо, ответственное за эксплуатацию и техническое обслуживание ирригационной системы, забирающее и транспортирующее воду для подачи ассоциациям водопользователей или другому лицу на основе контракта на поставку воды;

абзац тридцать второй утратил силу в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 10.10.2012 г. №170;

(см. предыдущую редакцию)

разрешение на сброс - разрешение на сброс загрязняющих веществ или отходов в водные объекты, коллекторно-дренажные системы, поля орошения, фильтрации и испарения, рельеф местности;

(В абзац тридцать третий статьи 2 внесены изменения в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 26.10.2013 г. №197)

(см. предыдущую редакцию)

сервитут - право лица на ограниченное целевое пользование земельным участком, находящимся в собственности или в пользовании у другого лица;

абзац тридцать пятый утратил силу в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 10.10.2012 г. №170;

(см. предыдущую редакцию)

экологический сток - минимально допустимый сток воды в водном объекте, способный обеспечивать сохранение водной экосистемы, не нанося ей значительного ущерба;

работы по охране водных ресурсов означают работы с целью:

- предотвращения или сокращения сброса загрязняющих веществ или отходов в водные объекты, водохозяйственные сооружения или земли водного фонда;

- устранения или размещения отходов и загрязнителей;

- обезвреживания или смягчения загрязнения, вызванного присутствием загрязняющих веществ или отходов в водном объекте, водохозяйственном сооружении или землях водного фонда;

- восстановления состояния водного объекта, водохозяйственного сооружения или земель водного фонда, включая сохранение наличия флоры и фауны, которое было до попадания загрязнителей и отходов в водный объект, водохозяйственное сооружение или земли водного фонда, если это приемлемо и практично;

ответственное лицо означает лицо, которое:

- сбросило загрязняющие вещества или отходы в водный объект, водохозяйственное сооружение или земли водного фонда;

- сбросило загрязняющие вещества или отходы в места, откуда они, по заключению государственного органа по охране окружающей среды, могут попасть в водный объект, водохозяйственное сооружение или земли водного фонда.

Статья 3. Водное законодательство Кыргызской Республики

1. Водные отношения в Кыргызской Республике регулируются Конституцией Кыргызской Республики, настоящим Кодексом и другими нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ними.

2. Нормы водного права в других нормативных правовых актах должны соответствовать настоящему Кодексу.

3. В случае противоречий норм водного права, содержащихся в нормативных правовых актах, положениям настоящего Кодекса, применяются положения настоящего Кодекса.

Статья 4. Собственность на водные ресурсы и земли водного фонда

1. Водные ресурсы Кыргызской Республики являются исключительной и неотчуждаемой собственностью государства. Каждый имеет право пользоваться водными ресурсами в пределах государственной границы в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

2. Земли водного фонда, занятые водными объектами или государственными ирригационными, дренажными системами и водохозяйственными сооружениями, являются исключительной собственностью государства.

Статья 5. Управление водными ресурсами и бассейновый подход

1. Управление водными ресурсами - это комплексная система мер, норм и правил в соответствии с настоящим Кодексом и другими нормативными правовыми актами, обеспечивающих развитие, рациональное использование, охрану водных ресурсов и окружающей среды, охрану здоровья людей, а также защиту населенных пунктов, промышленных территорий и всех видов собственности от опасного влияния вод.

2. Бассейновый подход означает, что управление использованием и охраной водных ресурсов осуществляется в границах территории главного бассейна по гидрографическому принципу, относящихся к озеру Иссык-Куль и главным рекам Кыргызской Республики. Правительство Кыргызской Республики на основании предложений Национального совета по воде устанавливает зону деятельности каждой бассейновой водной администрации и бассейнового совета. Принятое решение публикуется в официальной печати.

3. В каждом главном бассейне соответствующие бассейновая водная администрация и бассейновый совет отвечают за определенные аспекты по управлению водными ресурсами в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

4. Решения местных органов государственной администрации и территориальных органов министерств и административных ведомств принимаются в соответствии с настоящей статьей и бассейновым подходом по управлению водными ресурсами.

Статья 6. Принципы управления водными ресурсами

Управление водными ресурсами основывается на следующих принципах:

- принцип участия: все заинтересованные лица должны участвовать в процессе планирования и принятия решений;

- принцип учета потребностей в воде: при принятии решений по использованию и охране водных ресурсов должны учитываться потребности настоящего и будущего поколений;

- принцип учета воздействия на водные ресурсы глобальных климатических изменений;

(Абзац четвертый статьи 6 введен в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 26.10.2013 г. №197)

- принцип экономической ценности водных ресурсов: при планировании, принятии решений и осуществлении деятельности по использованию и охране водных ресурсов должна учитываться экономическая ценность водных ресурсов;

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Глава 1. Общие положения Статья 1. Цель и задачи Статья 2. Основные термины и определения, применяемые в настоящем Кодексе Статья 3. Водное законодательство Кыргызской Республики Статья 4. Собственность на водные ресурсы и земли водного фонда Статья 5. Управление водными ресурсами и бассейновый подход Статья 6. Принципы управления водными ресурсами Глава 2. Компетенция государственных органов по управлению водными ресурсами Статья 7. Компетенция Жогорку Кенеша Кыргызской Республики в области управления водными ресурсами Статья 8. Компетенция Правительства Кыргызской Республики в управлении водными ресурсами Статья 9. Национальный совет по воде и его компетенция Статья 10. Бассейновые советы и их полномочия Статья 11. Государственная водная администрация и ее компетенция Статья 12. Уполномоченный государственный орган по охране окружающей среды и его компетенция Статья 13. Уполномоченный государственный санитарно-эпидемиологический орган и его компетенция Статья 14. Уполномоченный государственный орган по гидрогеологии и его компетенция Статья 15. Уполномоченный государственный орган по чрезвычайным ситуациям и уполномоченный государственный орган по гидрометеорологии Статья 16. Компетенция органов местной государственной администрации Глава 3. Мониторинг водных ресурсов и планирование Статья 17. Государственный мониторинг водных ресурсов Статья 18. Национальная водная стратегия Статья 19. Государственные водохозяйственные программы Статья 20. Бассейновые планы по развитию, использованию и охране водных ресурсов Глава 4. Забор и использование водных ресурсов Статья 21. Права и обязанности водопользователей Статья 22. Статья 23. Статья 24. Приоритеты по водопользованию Статья 25. Статья 26. Заявка на получение разрешения на водопользование и их отбор Статья 27. Временная приостановка и изменение разрешений на водопользование Статья 28. Аннулирование или временное изменение разрешения на водопользование Статья 29. Продление разрешения на водопользование Статья 30. Передача разрешения на водопользование Статья 31. Административная плата за выдачу, изменение, обновление и регистрацию разрешений на водопользование Статья 32.  Глава 5. Водопользование на основе контракта на поставку воды Статья 33. Контракт на поставку воды Статья 34. Сроки действия контракта на поставку воды и установленные по ним права на воду Статья 35. Определение прав на воду по контракту на поставку воды Статья 36. Распределение воды по контракту на водопользование Статья 37. Дополнительная поставка воды по просьбе водопользователей Статья 38. Условия контракта и ежегодного договора на поставку воды Статья 39. Правовая основа контракта и ежегодного договора на поставку воды Статья 40. Оплата услуг по контракту на поставку воды Статья 41. Передача прав и обязательств по контракту на поставку воды Глава 6. Разработка и использование подземных вод Статья 42. Использование подземных вод Статья 43. Статья 44. Глава 7. Питьевое водоснабжение Статья 45. Поставка питьевой воды Статья 46. Строительство и эксплуатация канализационных систем Глава 8. Экономические механизмы водопользования Статья 47. Государственное финансирование Статья 48. Плата за пользование водой как за природный ресурс Глава 9. Охрана водных ресурсов от загрязнения и истощения Статья 49. Классификация вод Статья 50. Общий запрет на загрязнение воды Статья 51. Запрещенные вещества и положения о стандартах сбросов загрязняющих веществ и отходов в водные объекты, водохозяйственные сооружения и земли водного фонда Статья 52. Разрешения на сброс загрязняющих веществ и отходов в водные объекты, коллекторно-дренажные системы, поля орошения, фильтрации и испарения, рельеф местности Статья 53. Заявка на разрешение на сброс Статья 54. Приостановка, изменение или аннулирование разрешения на сброс отходов и загрязняющих веществ в водные объекты, коллекторно-дренажные системы, поля орошения, фильтрации и испарения, рельеф местности Статья 55. Обновление разрешения на сброс Статья 56. Территориальные источники загрязнения Статья 57. Административная плата за выдачу, изменение и обновление разрешения на сброс Статья 58. Регистрация разрешений на сброс Статья 59. Плата за загрязнение вод Статья 60. Проведение работ по охране водных ресурсов Статья 61. Охрана подземных вод от загрязнения Статья 62. Охрана ледников Статья 63. Поощрительные стимулы по сбережению воды Статья 64. Требования к минимальному экологическому стоку воды Глава 10. Охранные зоны Статья 65. Виды охранных зон Статья 66. Зоны санитарной охраны Статья 67. Зоны формирования стока Статья 68. Зоны охраны подземных вод Статья 69. Водоохранные зоны Статья 70. Зоны чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия на водных объектах Глава 11. Чрезвычайные ситуации Статья 71. Единая система информации и предупреждения о наводнении, засухе, сходе селей и оползней Статья 72. Защита от наводнений, селей и оползней Статья 73. Планирование мер на случай чрезвычайных ситуаций Статья 74. Засуха или маловодье Глава 12. Безопасность плотин Статья 75. Ответственность владельцев и пользователей плотин Статья 76. Классификация плотин Статья 77. Комиссия по обеспечению безопасности плотин Статья 78. Регистрация плотин Глава 13. Ирригационная и другая водохозяйственная деятельность Статья 79. Комиссии по ирригации и дренажу Статья 80. Выполнение работ по техническому обслуживанию ирригационных и дренажных систем Статья 81. Планы по обеспечению содержания и технического обслуживания ирригационных систем Статья 82. Финансирование содержания и технического обслуживания ирригационных и дренажных систем Статья 83. Дотации на ирригацию и дренаж Глава 14. Собственность и использование водохозяйственных сооружений и земель водного фонда Статья 84. Собственность на ирригационные, дренажные системы и водохозяйственные сооружения Статья 85. Использование земель водного фонда Статья 86. Статья 87. Сервитут Глава 15. Государственная водная инспекция Статья 88. Государственная водная инспекция Статья 89. Права и обязанности государственных водных инспекторов Глава 16. Ответственность за нарушение водного законодательства в Кыргызской Республике Статья 90. Ответственность за нарушение водного законодательства Кыргызской Республики Статья 91. Ответственность граждан и юридических лиц за ущерб, нанесенный водным объектам Статья 92. Недействительность сделок, совершенных с нарушением водного законодательства Кыргызской Республики Глава 17. Единая информационная система о воде Статья 93. Содержание единой информационной системы о воде Статья 94. Государственный водный кадастр Статья 95. Государственный мелиоративный кадастр Статья 96. Общественный доступ к информационным системам Статья 97. Ограничения на доступ к информации, содержащейся в информационных системах Глава 18. Межгосударственное сотрудничество в области водных отношений Статья 98. Межгосударственное использование водных объектов, водных ресурсов и водохозяйственных сооружений Кыргызской Республики Глава 19. Заключительные положения Статья 99. Вступление в силу настоящего Кодекса и приведение нормативных правовых актов в соответствие с ним