Дата обновления БД:
27.03.2024
Добавлено/обновлено документов:
113 / 335
Всего документов в БД:
132494
ВОДНЫЙ КОДЕКС КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 12 января 2005 года №8
(В редакции Законов Кыргызской Республики от 10.10.2012 г. №170, 26.10.2013 г. №197, 07.05.2016 г. №57, 14.06.2016 г. №80, 06.04.2017 г. №54, 23.11.2017 г. №193, 05.04.2019 г. №44)
Принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 9 декабря 2004 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цель и задачи
1. Настоящий Кодекс регулирует водные отношения в сфере использования, охраны и развития водных ресурсов для гарантированного, достаточного и безопасного снабжения водой населения Кыргызской Республики, охраны окружающей среды и обеспечения рационального развития водного фонда республики.
2. В целях реализации настоящего Кодекса устанавливаются основные принципы управления водными ресурсами; определены основы государственной политики по воде; установлена компетенция государственных органов по управлению водными ресурсами и водными объектами; создана система мер для разработки Национальной водной стратегии и планов по использованию водных ресурсов; регулируется использование поверхностных, подземных вод и оплата за их использование; определены меры по охране водных ресурсов от загрязнения и истощения; вводятся положения по чрезвычайным ситуациям, относящимся к водным ресурсам и безопасности плотин; регулируются водохозяйственный и ирригационный секторы; установлены положения по использованию и о собственности земель водного фонда, обеспечивается создание государственной водной инспекции и устанавливаются полномочия и обязанности государственных водных инспекторов; определяются правонарушения при использовании водных ресурсов, определяется отношение настоящего Кодекса к обязательствам Кыргызской Республики по международному праву.
Статья 2. Основные термины и определения, применяемые в настоящем Кодексе
Применяемые в настоящем Кодексе термины и определения означают:
ассоциация водопользователей - общественное объединение, учрежденное для обеспечения поливной водой сельскохозяйственных товаропроизводителей;
бассейновая водная администрация - территориальный орган государственной водной администрации, ответственный за управление водными ресурсами в гидрогеографических границах главного бассейна;
бассейновый план - план по развитию, использованию и охране водных ресурсов в границах определенного главного бассейна;
бассейновый совет - представительский орган для решения вопросов в главном бассейне по использованию, охране и развитию водных ресурсов;
берега - полосы земли, примыкающие к природному водному объекту, относящиеся к землям водного фонда;
водопользователи - юридические или физические лица Кыргызской Республики, а также иностранные физические и юридические лица, в том числе лица без гражданства;
водные объекты - любое сосредоточение поверхностных и подземных вод, включая реки, ручьи, родники, озера, болота, ледники и снежники;
водные ресурсы Кыргызской Республики - все воды, находящиеся внутри государственной границы Кыргызской Республики;
водохозяйственные сооружения - водохранилища с плотинами, каналы, коллекторы, дрены, канавы, гидротехнические сооружения, защитные дамбы, акведуки, трубопроводы, мосты, скважины, насосные станции, водопроводы с коммуникациями и другими элементами инфраструктуры, включая все отведенные земельные участки для их эксплуатации и технического обслуживания;
водный фонд - совокупность всех водных объектов, водных ресурсов и водохозяйственных сооружений, включая земли водного фонда;
главный бассейн - территория, на которой все поверхностные воды впадают в главную реку или водный объект;
государственная водная администрация - специально созданный государственный орган по управлению водными ресурсами Кыргызской Республики;
государственный орган по гидрометеорологии - специально уполномоченный государственный орган, принимающий участие в подготовке информационных систем по воде, мониторингу водных ресурсов и государственному водному кадастру;
абзац пятнадцатый утратил силу в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 10.10.2012 г. №170;
(см. предыдущую редакцию)
государственный орган по охране окружающей среды - специально уполномоченный государственный орган по охране окружающей среды;
государственный орган по чрезвычайным ситуациям - специально уполномоченный государственный орган, принимающий участие в подготовке, обновлении и осуществлении планов на случай наводнений, схода селей и оползней;
государственный санитарно-эпидемиологический орган - специально уполномоченный государственный орган, обеспечивающий определение пригодности воды для хозяйственного, питьевого и бытового водопользования, утверждение стандартов вод в водных объектах;
дренажные системы - взаимосвязанная сеть открытых и/или закрытых коллекторов и дрен, гидротехнических сооружений, скважин вертикального дренажа и другой инфраструктуры, включая все полосы отчуждения земель, выделенные для обеспечения содержания, эксплуатации и ремонта дренажных систем;
ежегодный договор на поставку воды - документ, удостоверяющий право водопользователя на определенный объем воды сроком на один год;
загрязняющие вещества - любые вещества, энергия, предметы или их комбинации, вредно влияющие на здоровье человека, природные ресурсы и экосистемы, способные наносить вред окружающей среде;
земли водного фонда - земли, занятые водоемами (реками, озерами, водохранилищами, каналами, дренами), ледниками, болотами, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода;
ирригационные системы - взаимосвязанная сеть ирригационных каналов, трубопроводов, гидротехнических сооружений, насосных станций, скважин, водохранилищ, прудов и водоемов со связанными с ними дорогами, зданиями, линиями электрических передач и другой инфраструктурой, включая все полосы отчуждения земель, выделенные для обеспечения содержания, эксплуатации и ремонта ирригационных систем;
контракт на поставку воды - документ, удостоверяющий право водопользователя на определенный объем воды сроком до пятнадцати лет;
Национальный совет по воде - государственный орган, координирующий водные отношения в Кыргызской Республике, созданный Правительством Кыргызской Республики;
орган местной государственной администрации - государственный орган исполнительной власти на территории области и района;
отходы - любые вещества или предметы, которые владелец намеревается или сбрасывает независимо от их ценности, и любые вещества или предметы, определяемые инструкциями как отходы производства и потребления;
оплата по контракту на поставку воды - плата, взимаемая поставщиком воды с владельца контракта в соответствии с ежегодным договором по поставке воды;
плата за пользование водой как за природный ресурс - плата, устанавливаемая законодательством Кыргызской Республики;
плотина - гидротехническое сооружение, перекрывающее поток воды в водном объекте для увеличения уровня воды перед сооружением или для накопления воды, или для регулирования стока воды;
поставщик воды - территориальный орган государственной водной администрации или любое другое юридическое лицо, ответственное за эксплуатацию и техническое обслуживание ирригационной системы, забирающее и транспортирующее воду для подачи ассоциациям водопользователей или другому лицу на основе контракта на поставку воды;
абзац тридцать второй утратил силу в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 10.10.2012 г. №170;
(см. предыдущую редакцию)
разрешение на сброс - разрешение на сброс загрязняющих веществ или отходов в водные объекты, коллекторно-дренажные системы, поля орошения, фильтрации и испарения, рельеф местности;
(В абзац тридцать третий статьи 2 внесены изменения в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 26.10.2013 г. №197)
(см. предыдущую редакцию)
сервитут - право лица на ограниченное целевое пользование земельным участком, находящимся в собственности или в пользовании у другого лица;
абзац тридцать пятый утратил силу в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 10.10.2012 г. №170;
(см. предыдущую редакцию)
экологический сток - минимально допустимый сток воды в водном объекте, способный обеспечивать сохранение водной экосистемы, не нанося ей значительного ущерба;
работы по охране водных ресурсов означают работы с целью:
- предотвращения или сокращения сброса загрязняющих веществ или отходов в водные объекты, водохозяйственные сооружения или земли водного фонда;
- устранения или размещения отходов и загрязнителей;
- обезвреживания или смягчения загрязнения, вызванного присутствием загрязняющих веществ или отходов в водном объекте, водохозяйственном сооружении или землях водного фонда;
- восстановления состояния водного объекта, водохозяйственного сооружения или земель водного фонда, включая сохранение наличия флоры и фауны, которое было до попадания загрязнителей и отходов в водный объект, водохозяйственное сооружение или земли водного фонда, если это приемлемо и практично;
ответственное лицо означает лицо, которое:
- сбросило загрязняющие вещества или отходы в водный объект, водохозяйственное сооружение или земли водного фонда;
- сбросило загрязняющие вещества или отходы в места, откуда они, по заключению государственного органа по охране окружающей среды, могут попасть в водный объект, водохозяйственное сооружение или земли водного фонда.
Статья 3. Водное законодательство Кыргызской Республики
1. Водные отношения в Кыргызской Республике регулируются Конституцией Кыргызской Республики, настоящим Кодексом и другими нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ними.
2. Нормы водного права в других нормативных правовых актах должны соответствовать настоящему Кодексу.
3. В случае противоречий норм водного права, содержащихся в нормативных правовых актах, положениям настоящего Кодекса, применяются положения настоящего Кодекса.
Статья 4. Собственность на водные ресурсы и земли водного фонда
1. Водные ресурсы Кыргызской Республики являются исключительной и неотчуждаемой собственностью государства. Каждый имеет право пользоваться водными ресурсами в пределах государственной границы в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
2. Земли водного фонда, занятые водными объектами или государственными ирригационными, дренажными системами и водохозяйственными сооружениями, являются исключительной собственностью государства.
Статья 5. Управление водными ресурсами и бассейновый подход
1. Управление водными ресурсами - это комплексная система мер, норм и правил в соответствии с настоящим Кодексом и другими нормативными правовыми актами, обеспечивающих развитие, рациональное использование, охрану водных ресурсов и окружающей среды, охрану здоровья людей, а также защиту населенных пунктов, промышленных территорий и всех видов собственности от опасного влияния вод.
2. Бассейновый подход означает, что управление использованием и охраной водных ресурсов осуществляется в границах территории главного бассейна по гидрографическому принципу, относящихся к озеру Иссык-Куль и главным рекам Кыргызской Республики. Правительство Кыргызской Республики на основании предложений Национального совета по воде устанавливает зону деятельности каждой бассейновой водной администрации и бассейнового совета. Принятое решение публикуется в официальной печати.
3. В каждом главном бассейне соответствующие бассейновая водная администрация и бассейновый совет отвечают за определенные аспекты по управлению водными ресурсами в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
4. Решения местных органов государственной администрации и территориальных органов министерств и административных ведомств принимаются в соответствии с настоящей статьей и бассейновым подходом по управлению водными ресурсами.
Статья 6. Принципы управления водными ресурсами
Управление водными ресурсами основывается на следующих принципах:
- принцип участия: все заинтересованные лица должны участвовать в процессе планирования и принятия решений;
- принцип учета потребностей в воде: при принятии решений по использованию и охране водных ресурсов должны учитываться потребности настоящего и будущего поколений;
- принцип учета воздействия на водные ресурсы глобальных климатических изменений;
(Абзац четвертый статьи 6 введен в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 26.10.2013 г. №197)
- принцип экономической ценности водных ресурсов: при планировании, принятии решений и осуществлении деятельности по использованию и охране водных ресурсов должна учитываться экономическая ценность водных ресурсов;
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 17 августа 2019 года