Недействующая редакция. Принята: 30.05.2012 / Вступила в силу: 02.06.2012

Неофициальный перевод. По лицензии (с) ЗАО Информтехнология.

Недействующая редакция, не действует с 15.06.2012 г.

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ

от 6 апреля 2011 года №395/2011

Об утверждении Положения о Министерстве юстиции Украины

(В редакции Указов Президента Украины от 11.01.2012 г. №11/2012, 30.05.2012 г. №368/2012)

1. Утвердить Положение о Министерстве юстиции Украины (прилагается).

2. Признать утратившими силу акты Президента Украины согласно перечню (прилагается).

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его опубликования.

 

Президент Украины В.Янукович

Утверждено Указом Президента Украины от 6 апреля 2011 года №395/2011

Положение о Министерстве юстиции Украины

1. Министерство юстиции Украины (Минюст Украины) является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины.

Минюст Украины является главным органом в системе центральных органов исполнительной власти по формированию и обеспечению реализации государственной правовой политики, политики по вопросам банкротства и использования электронной цифровой подписи, по формированию и обеспечению реализации политики в сфере архивного дела, делопроизводства и создания и функционирования государственной системы страхового фонда документации, в сфере исполнения уголовных наказаний, в сфере защиты персональных данных, в сфере организации принудительного исполнения решений судов и других органов (должностных лиц), по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния, по вопросам государственной регистрации имущественных прав на недвижимое имущество и их обременений, по вопросам государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей, по вопросам регистрации (легализации) объединений граждан, других общественных формирований, уставов, печатных средств массовой информации и информационных агентств, как субъектов информационной деятельности.

Минюст Украины является государственным органом по вопросам банкротства.

(Абзац третий введен в соответствии с Указом Президента Украины от 30.05.2012 г. №368/2012)

Минюст Украины является специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза.

2. Минюст Украины в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины, Кабинета Министров Украины, другими актами законодательства Украины, а также поручениями Президента Украины.

3. Основными заданиями Минюста Украины являются:

формирование и обеспечение реализации государственной правовой политики, политики в сфере адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС, политики по вопросам банкротства;

формирование и обеспечение реализации политики в сфере архивного дела, делопроизводства и создания и функционирования государственной системы страхового фонда документации, в сфере исполнения уголовных наказаний, в сфере защиты персональных данных, в сфере организации принудительного исполнения решений судов и других органов (должностных лиц), по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния, по вопросам государственной регистрации имущественных прав на недвижимое имущество и их обременений, по вопросам государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей, регистрации (легализации) объединений граждан, других общественных формирований, уставов, печатных средств массовой информации и информационных агентств, как субъектов информационной деятельности;

осуществление общего управления в сфере предоставления бесплатной первичной правовой помощи и бесплатной вторичной правовой помощи;

(Абзац введен в соответствии с Указом Президента Украины от 11.01.2012 г. №11/2012)

обеспечение представительства интересов государства в судах Украины, осуществления защиты интересов Украины в Европейском суде по правам человека, во время урегулирования споров и рассмотрения в зарубежных юрисдикционных органах дел с участием иностранных субъектов и Украины;

экспертное обеспечение правосудия;

организация работы нотариата;

исполнение функций центрального заверительного органа путем обеспечения создания условий для функционирования заверительных центров органов исполнительной власти или других государственных органов и центров сертификации ключей;

противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (относительно нотариусов, адвокатов и других лиц, которые предоставляют юридические услуги);

осуществление международно-правового сотрудничества, обеспечение соблюдения и выполнения обязательств, взятых по международным договорам Украины по правовым вопросам.

4. Минюст Украины в соответствии с возложенными на него заданиями:

1) разрабатывает по поручению Президента Украины, Кабинета Министров Украины, и по собственной инициативе проекты законов и других нормативно-правовых актов;

2) разрабатывает предложения относительно совершенствования законодательства и подает их в установленном порядке на рассмотрение Кабинета Министров Украины;

3) осуществляет правовую экспертизу проектов законов, других актов законодательства, которые подаются на рассмотрение Кабинета Министров Украины, и проектов законов, которые подаются на рассмотрение Верховной Рады Украины другими субъектами права законодательной инициативы, нормативно-правовых актов Верховной Раде Автономной Республики Крым;

4) готовит замечания и предложения к принятым Верховной Радой Украины законам, которые поступили на подпись Президенту Украины;

5) проводит гендерно-правовую экспертизу актов законодательства;

6) осуществляет антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления;

7) принимает в соответствии с законодательством меры относительно устранения государственными органами и органами местного самоуправления коррупционных правонарушений, выявленных во время осуществления антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов;

8) ведет Единый государственный реестр лиц, которые совершили коррупционные правонарушения;

9) осуществляет государственную регистрацию нормативно-правовых актов министерств, других центральных органов исполнительной власти, а также других органов, акты которых в соответствии с законодательством подлежат государственной регистрации;

10) отменяет решение о государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств, других центральных и местных органов исполнительной власти, а также других органов, акты которых в соответствии с законодательством подлежат государственной регистрации;

11) проверяет в министерствах, других центральных и местных органах исполнительной власти, а также других органах, акты которых в соответствии с законодательством подлежат государственной регистрации, состояние соблюдения законодательства о государственной регистрации нормативно-правовых актов, требует в случае необходимости представление нормативно-правовых актов на государственную регистрацию или их отмену, вносит предложения об устранении обнаруженных нарушений и недостатков и привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях;

12) разрабатывает по предложениям министерств и других центральных органов исполнительной власти планы законопроектной работы, координирует нормотворческую деятельность в министерствах и других центральных органах исполнительной власти, осуществляет контроль за такой деятельностью;

13) организует работу по подготовке ежегодного плана мероприятий по выполнению Общегосударственной программы адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза, проводит мониторинг ее выполнения;

14) осуществляет научно-экспертное, аналитическое, информационное и методологическое обеспечение выполнения Общегосударственной программы адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза, перевод актов acquis communautaire на украинский язык, обновление глоcсария терминов acquis communautaire;

15) поддерживает тексты актов законодательства в контрольном состоянии, ведет их учет и осуществляет хранение; ведет учет и осуществляет хранение действующих международных договоров Украины, актов, законодательство государств, с которым осуществляется обмен правовой информацией;

16) обеспечивает ведение Единого государственного реестра нормативно-правовых актов, предоставление из него информации;

17) осуществляет официальное опубликование нормативно-правовых актов, действующих международных договоров Украины, решений Европейского суда по правам человека относительно Украины в информационном бюллетене "Официальный вестник Украины";

18) осуществляет официальное издание сборников актов законодательства и кодексов, выступает основателем журналов и газет по правовым вопросам;

19) координирует деятельность министерств и других центральных органов исполнительной власти по вопросам систематизации законодательства, проверяет состояние такой деятельности, предоставляет рекомендации относительно ее улучшения и вносит предложения об устранении выявленных недостатков;

20) осуществляет методическое руководство правовой работой в министерствах, других центральных органах исполнительной власти, Совету министров Автономной Республики Крым, министерствах и других органах исполнительной власти Автономной Республики Крым, местных государственных администрациях, а также на государственных предприятиях, в учреждениях, организациях и государственных хозяйственных объединениях, организует повышение квалификации работников их юридических служб;

21) проверяет в министерствах, других центральных органах исполнительной власти, Совете министров Автономной Республики Крым, министерствах и других органах исполнительной власти Автономной Республики Крым, местных государственных администрациях, а также на государственных предприятиях, в учреждениях, организациях и государственных хозяйственных объединениях состояние правовой работы, предоставляет рекомендации относительно ее улучшения, вносит предложения об устранении обнаруженных нарушений и недостатков и привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях;

22) выдает заключения относительно назначения на должность руководителей юридических служб министерств, других центральных органов исполнительной власти;

23) координирует деятельность министерств, других центральных органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики, Крым, министерств и других органов исполнительной власти Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, а также государственных предприятий, учреждений, организаций и государственных хозяйственных объединений, учебных заведений по вопросам относительно правового образования населения, проверяет состояние их деятельности по указанным вопросам и оказывает им необходимую методическую помощь;

24) принимает участие вместе с Министерством образования и науки, молодежи и спорта Украины, в организации работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов по специальности "Правоведение" в учебных заведениях независимо от формы собственности и подчинения, предоставляет предложения относительно подготовки юридических кадров; вносит в соответствующие органы управления образованием предложения относительно совершенствования работы, связанной с изучением права в высших, профессионально-технических, общеобразовательных учебных заведениях, заведениях повышения квалификации и переподготовки кадров;

25) принимает участие в проведении лицензионной и аккредитационной экспертизы специальности "Правоведение" и проверки соблюдения государственных требований относительно осуществления образовательной деятельности высшими учебными заведениями, которые осуществляют подготовку юристов;

26) содействует развитию предоставления юридических услуг с целью реализации прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц;

26-1) обеспечивает координацию деятельности центральных органов исполнительной власти по реализации государственной политики в сфере предоставления бесплатной правовой помощи, взаимодействует с центральными органами исполнительной власти по вопросам реализации Закона Украины "О бесплатной правовой помощи";

26-2) утверждает нормативно-правовые акты по вопросам функционирования системы бесплатной правовой помощи и предоставления такой помощи в соответствии с законом;

26-3) предоставляет методическую помощь органам исполнительной власти и органам местного самоуправления по вопросам, которые касаются предоставления бесплатной первичной правовой помощи;

(Подпункты 26-1 - 26-3 введены в соответствии с Указом Президента Украины от 11.01.2012 г. №11/2012)

27) исключен в соответствии с Указом Президента Украины от 11.01.2012 г. №11/2012

(см. предыдущую редакцию)

28) принимает участие в разработке и распространении образовательных программ в сфере защиты прав, свобод и законных интересов граждан;

29) предоставляет разъяснения по вопросам, связанным с деятельностью Минюста Украины, его территориальных органов, предприятий, учреждений и организаций, которые относятся к сфере управления Министерства, а также относительно актов, которые им издаются;

30) организует рассмотрение обращений граждан по вопросам, связанным с деятельностью Минюста Украины, его территориальных органов, предприятий, учреждений и организаций, относящихся к сфере его управления, а также относительно актов, которые им издаются;

30-1) обеспечивает работу общественных приемных по предоставлению бесплатной первичной правовой помощи;

30-2) отвечает за внедрение и функционирование системы бесплатной вторичной правовой помощи;

30-3) образует центры по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи и контролирует их деятельность;

30-4) обеспечивает повышение профессионального уровня работников центров по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи;

30-5) устанавливает порядок ведения главными управлениями юстиции в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе локальных реестров Реестра адвокатов, которые оказывают бесплатную вторичную правовую помощь на постоянной основе по контракту, и Реестра адвокатов, которые оказывают бесплатную вторичную правовую помощь на временной основе на основании договора;

30-6) обеспечивает проведение конкурсов главными управлениями юстиции в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе для привлечения адвокатов для предоставления бесплатной вторичной правовой помощи;

(Подпункты 30-1 - 30-6 введены в соответствии с Указом Президента Украины от 11.01.2012 г. №11/2012)

31) способствует созданию организационных, экономических и других условий, необходимых для осуществления процедур возобновления платежеспособности должника или признания его банкротом;

32) предлагает хозяйственному суду кандидатуры арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов) для государственных предприятий или предприятий, в уставном капитале которых доля государственной собственности превышает 25 процентов, относительно которых возбужденное дело о банкротстве, и в других предусмотренных законом случаях;

33) организует подготовку арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов);

34) осуществляет лицензирование деятельности физических лицпредпринимателей, которые осуществляют деятельность как арбитражные управляющие (распорядители имущества, управляющие санацией, ликвидаторы), выдает, переоформляет и аннулирует лицензии, выдает копии и дубликаты лицензий на осуществление деятельности арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов), принимает решение о признании таких лицензий недействительными;

(В подпункт 34 пункта 4 внесены изменения в соответствии с Указом Президента Украины от 30.05.2012 г. №368/2012)

(см. предыдущую редакцию)

35) обеспечивает осуществление процедуры банкротства относительно отсутствующего должника;

36) ведет единую базу данных о предприятиях, относительно которых возбуждено производство по делу о банкротстве, устанавливает и утверждает форму представления арбитражным управляющим информации, необходимой для ведения указанной базы данных;

37) организует проведение экспертизы финансового состояния государственных предприятий и предприятий, в уставном капитале которых доля государственной собственности превышает 25 процентов, во время подготовки дела о банкротстве к рассмотрению или его рассмотрения хозяйственным судом в случае назначения судом экспертизы и предоставления соответствующего поручения;

38) готовит по запросам суда, прокуратуры или другого уполномоченного органа, заключения о наличии признаков скрываемого, фиктивного банкротства или доведения до банкротства относительно государственных предприятий или предприятий, в уставном капитале которых доля государственной собственности превышает 25 процентов;

39) готовит и подает в установленном порядке на утверждение Кабинета Министров Украины типовые документы относительно осуществления процедур банкротства;

40) утверждает лицензионные условия осуществления деятельности арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов) и порядок контроля за их соблюдением;

41) осуществляет в пределах полномочий контроль за соблюдением арбитражными управляющими (распорядителями имущества, управляющими санацией, ликвидаторами) лицензионных условий;

42) издает приказы об устранении нарушений лицензионных условий арбитражными управляющими (распорядителями имущества, управляющими санацией, ликвидаторами);

43) формирует и ведет лицензионный реестр арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов);

44) выступает как представитель интересов Кабинета Министров Украины во время рассмотрения дел судами Украины;

45) решает в пределах полномочий вопросы, которые вытекают из общепризнанных норм международного права и международных договоров Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины;

46) осуществляет межведомственную координацию по защите интересов государства в судах общей юрисдикции во время рассмотрения дел, стороной или третьим лицом в которых является Кабинет Министров Украины, министерства, или другие центральные органы исполнительной власти;

47) выступает как представитель интересов государства, Президента Украины, Кабинета Министров Украины, во время урегулирования споров, рассмотрения в зарубежных юрисдикционных органах дел с участием иностранного субъекта и Украины;

48) обеспечивает подготовку документов и представительство интересов государства в Европейском суде по правам человека во время рассмотрения дел о нарушении Украиной Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод и отчитывается перед Комитетом министров Совета Европы о состоянии выполнения решений Европейского суда по правам человека по делам против Украины;

49) обеспечивает выполнение решений Европейского суда по правам человека по делам против Украины;

50) привлекает юридических советников, в частности иностранных, для защиты прав и интересов государства в зарубежных юрисдикционных органах во время урегулирования споров, рассмотрения в заграничных юрисдикционных органах дел с участием иностранного субъекта и Украины;

51) организует в соответствии с законодательством экспертное обеспечение правосудия и проведение научно-исследовательских работ в отрасли судебной экспертизы;

52) обеспечивает организацию работы Центральной экспертно-квалификационной комиссии при Министерстве юстиции Украины и Научно-консультативного и методического совета по проблемам судебной экспертизы при Министерстве юстиции Украины;

53) присваивает квалификацию судебного эксперта специалистам, которые не являются работниками государственных специализированных учреждений, выдает свидетельство установленного образца и осуществляет контроль за их деятельностью;

54) останавливает действие или аннулирует свидетельства о присвоении квалификации судебного эксперта;

55) обеспечивает ведение Государственного реестра аттестованных судебных экспертов и Реестра методик проведения судебных экспертиз;

56) направляет и контролирует деятельность научно-исследовательских учреждений, которые проводят судебную экспертизу и относятся к сфере управления Минюста Украины, осуществляет нормативно-методическое обеспечение их деятельности;

57) координирует деятельность министерств и других центральных органов исполнительной власти по вопросам развития судебной экспертизы; обеспечивает организацию работы Координационного совета по проблемам судебной экспертизы при Министерстве юстиции Украины;

58) осуществляет государственное регулирование нотариальной деятельности, в частности устанавливает порядок допуска граждан к ее осуществлению, осуществляет контроль за организацией работы нотариата, руководство государственными нотариальными конторами, проверяет состояние организации нотариальной деятельности частных нотариусов и выполнения ими правил нотариального делопроизводства, выдает и аннулирует свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью, устанавливает образец и описание печати частного нотариуса, согласовывает определенную главными управлениями юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе количество должностей стажеров нотариусов, устанавливает условия и порядок прохождения стажировки, требования к рабочему месту (конторе) частного нотариуса и ведения нотариального делопроизводства, порядок проведения проверки организации нотариальной деятельности государственных и частных нотариусов и выполнения ими правил нотариального делопроизводства, порядок повышения квалификации работников органов нотариата, нотариусов и помощников нотариусов;

59) обеспечивает ведение Единого реестра специальных бланков нотариальных документов, Единого реестра запретов отчуждения объектов недвижимого имущества, Единого реестра нотариусов, Государственного реестра сделок, Государственного реестра обременений движимого имущества, Наследственного реестра, Единого реестра доверенностей;

60) обеспечивает в установленном законодательством порядке организацию доступа к реестрам информационной сети Единых и Государственных реестров Минюста Украины;

61) обеспечивает организацию работы Высшей квалификационной комиссии нотариата, Комиссии по рассмотрению вопросов относительно аннулирования свидетельств о праве на занятие нотариальной деятельностью и Комиссии по вопросам применения санкций за нарушение требований актов законодательства, которые регулируют деятельность в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма;

62) осуществляет подготовку нотариально оформленных документов для их консульской легализации, оказывает консульским учреждениям и дипломатическим представительствам помощь по вопросам совершения нотариальных действий;

63) проставляет апостиль на официальных документах, которые выдаются органами юстиции и судами, а также на предназначенных для использования на территории иностранных государств документах, которые оформляются нотариусами;

64) выполняет функции центрального заверительного органа системы электронной цифровой подписи, а именно:

а) ведет аккредитацию центров сертификации ключей, получает и проверяет информацию, необходимую для их аккредитации, осуществляет выдачу, переоформление и аннулирование соответствующих свидетельств;

б) формирует и выдает усиленные сертификаты открытых ключей заверительным центрам и центрам сертификации ключей;

в) блокирует, отменяет и восстанавливает усиленные сертификаты открытых ключей заверительных центров и центров сертификации ключей в случаях, предусмотренных законом;

г) ведет электронные реестры действующих, блокированных и отмененных усиленных сертификатов открытых ключей заверительных центров и центров сертификации ключей;

д) обеспечивает круглосуточно доступ заверительных центров и центров сертификации ключей к усиленным сертификатам открытых ключей и соответствующих электронных реестров через общедоступные телекоммуникационные каналы;

е) хранит усиленные сертификаты открытых ключей заверительных центров и центров сертификации ключей;

у) предоставляет заверительным центрам и центрам сертификации ключей консультации по вопросам, связанным с использованием электронной цифровой подписи;

ж) осуществляет другие определенные законом полномочия, необходимые для обеспечения функционирования центрального заверительного органа;

65) обеспечивает разработку норм, стандартов и технических регламентов, в сфере электронной цифровой подписи;

66) обеспечивает осуществление в соответствии с законодательством технического регулирования в сфере электронной цифровой подписи;

67) осуществляет организационные мероприятия по применению электронной цифровой подписи;

68) осуществляет в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма регулирование и надзор за деятельностью субъектов первичного финансового мониторинга - нотариусов, адвокатов и других лиц, которые предоставляют юридические услуги, путем проведения плановых и внеплановых проверок, в том числе выездных;

69) обеспечивает предоставление методологической, методической и другой помощи субъектам первичного финансового мониторинганотариусам, адвокатам и другим лицам, которые предоставляют юридические услуги;

70) проводит в пределах полномочий проверку организации профессиональной подготовки работников и руководителей подразделений, ответственных за проведение финансового мониторинга;

71) информирует Государственную службу финансового мониторинга Украины о соблюдении субъектами первичного финансового мониторинганотариусами, адвокатами и другими лицами, предоставляющими юридические услуги, требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, в том числе об обнаруженных нарушениях и мерах, принятых для их устранения;

72) готовит предложения относительно заключения международных договоров Украины по вопросам международно-правовых отношений и правового сотрудничества в гражданских и уголовных делах, в отрасли международного частного права, защиты прав человека;

73) проводит правовую экспертизу проектов международных договоров Украины, готовит заключения относительно осуществления внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу такими договорами, а также юридические выводы, другие материалы, необходимые для вступления в силу международными кредитными (гарантийными) договорами Украины;

74) заключает соглашения о правовом сотрудничестве с соответствующими органами иностранных государств и международными организациями, организует в пределах полномочий взаимодействие с ними;

75) обеспечивает подготовку предложений относительно приведения законодательства Украины в соответствие с принципами и стандартами Совета Европы, интеграции его в систему международного права, координирует работу министерств и других центральных органов исполнительной власти по указанным вопросам;

76) осуществляет представительство интересов иностранных лиц во время рассмотрения дел судами Украины в пределах выполнения Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей;

77) организует выполнение и оказывает методическую помощь судам и другим органам государственной власти во время выполнения международных договоров Украины по вопросам, которые относятся к компетенции Минюста Украины;

78) проверяет состояние выполнения органами государственной власти обязательств, взятых по международным договорам Украины по вопросам международно-правовых отношений и правового сотрудничества в гражданских и уголовных делах, предоставляет рекомендации относительно улучшения соответствующей работы, вносит предложения относительно устранения обнаруженных нарушений и недостатков и привлечения к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях;

79) выполняет функции Национального органа Украины для содействия контактам с Постоянным бюро Гаагской конференции по международному частному праву, принимает в пределах полномочий участие в деятельности других международных организаций, членом которых является Украина, в том числе обеспечивает выполнение обязательств, которые вытекают из членства Украины в таких организациях, а также осуществляет сотрудничество с другими международными организациями по вопросам, которые относятся к его компетенции;

80) принимает в установленном порядке участие в роботе двухсторонних и многосторонних комиссий, а также других международных органов и институций, согласовывает кандидатуры членов и другого персонала от Украины в международных судебных органах и советников по правовым вопросам зарубежных дипломатических учреждений Украины;

81) обеспечивает подготовку материалов по вопросам, которые относятся к его компетенции, в связи с участием Украины в соответствующих международных организациях и интеграцией ее в такие организации;

82) обеспечивает правовое сотрудничество судов и других органов государственной власти по гражданским и уголовным делам с компетентными органами иностранных государств на основании законов и международных договоров Украины, решает вопрос о выдаче правонарушителей (экстрадиции), выполняет другие функции, определенные законами и международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины;

83) образует, ликвидирует, реорганизовывает предприятия, учреждения и организации, утверждает их положение (уставы), в установленном порядке назначает на должности и освобождает от должностей их руководителей, формирует кадровый резерв на должности руководителей предприятий, учреждений и организаций, которые относятся к сфере управления Минюста Украины;

84) выполняет в пределах полномочий другие функции по управлению объектами государственной собственности, относящимся к сфере его управления, в том числе государственными предприятиями, которые являются администраторами реестров, функционирование которых обеспечивают центральные органы исполнительной власти, деятельность которых направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Министра;

85) осуществляет другие полномочия на основе и во исполнение Конституции и законов Украины, актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины.

5. Минюст Украины с целью организации своей деятельности:

1) обеспечивает в пределах полномочий осуществление мероприятий по предотвращению коррупции, контроль за их осуществлением в аппарате Министерства, его территориальных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые относятся к сфере его управления;

2) осуществляет отбор кадров в аппарат Министерства и на руководящие должности в его территориальных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые относятся к сфере его управления, формирует кадровый резерв на соответствующие должности, организует работу по подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников аппарата Минюста Украины и его территориальных органов, а также организует повышение квалификации работников центральных органов исполнительной власти, деятельность которых направляется и координируется через Министра юстиции Украины и их территориальных органов через высшие учебные заведения последипломного образования, входящих в сферу управления Минюста Украины;

3) контролирует деятельность территориальных органов Минюста Украины;

4) организует планово-финансовую работу в аппарате Министерства, его территориальных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые относятся к сфере его управления, осуществляет контроль за использованием финансовых и материальных ресурсов, обеспечивает организацию и совершенствование бухгалтерского учета;

5) осуществляет в пределах полномочий вместе с соответствующими центральными органами исполнительной власти контроль за использованием государственных средств, предусмотренных для реализации проектов, выполнения программ, в том числе международных;

6) обеспечивает в пределах полномочий реализацию государственной политики относительно государственной тайны, контроль за ее сохранением в аппарате Министерства.

6. Минюст Украины в соответствии с возложенными на него заданиями имеет право:

1) вовлекать специалистов центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций (по согласованию с их руководителями), ученых, представителей институтов гражданского общества (по согласию), в рассмотрение вопросов, которые относятся к компетенции Министерства;

2) получать в установленном законодательством порядке безоплатно от министерств, других центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, необходимые для выполнения возложенных заданий информацию, документы и материалы, в частности от органов статистики - статистические данные;

3) созывать в установленном порядке совещания по вопросам, которые относятся к его компетенции.

7. Минюст Украины осуществляет свои полномочия непосредственно и через образованные в установленном порядке главные управления юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, в областях, городах Киеве и Севастополе, а также районные, районные в городах, городские (городов областного значения), горрайонные, межрайонные управления юстиции.

7-1. Полномочия относительно общего управления в сфере предоставления бесплатной первичной правовой помощи и бесплатной вторичной правовой помощи Министерство юстиции Украины осуществляет с участием Центра правовой реформы и законопроектных работ, который принадлежит к сфере его управления.

(Пункт 7 введен в соответствии с Указом Президента Украины от 11.01.2012 г. №11/2012)

8. Минюст Украины во время выполнения возложенных на него заданий взаимодействует с другими органами государственной власти, вспомогательными органами и службами, образованными Президентом Украины, с органами местного самоуправления, объединениями граждан, соответствующими органами иностранных государств и международных организаций, а также предприятиями, учреждениями и организациями.

9. Минюст Украины в пределах полномочий, на основе и во исполнение Конституции и законов Украины, актов и поручений Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, издает приказы, организует и контролирует их выполнение.

Нормативно-правовые акты Минюста Украины подлежат государственной регистрации в установленном законодательством порядке.

Решения Минюста Украины, принятые в пределах его полномочий, обязательны к выполнению центральными органами исполнительной власти, их территориальными органами и местными государственными администрациями, органами власти Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности и гражданами.

10. Минюст Украины возглавляет Министр, который назначается на должность по представлению Премьер-министра Украины и освобождается от должности Президентом Украины.

Министр имеет первого заместителя и заместителя Министраруководителя аппарата, которые назначаются на должности по предоставлению Премьер-министра Украины и освобождаются от должностей Президентом Украины.

В случае необходимости для обеспечения осуществления Минюстом Украины отдельных заданий по решению Президента Украины в Министерстве вводится должность заместителя Министра.

11. Министр:

1) возглавляет Минюст, осуществляет руководство его деятельностью;

2) направляет и координирует осуществление другими центральными органами исполнительной власти мероприятий по вопросам, которые относятся к компетенции Минюста Украины;

3) направляет и координирует деятельность Государственной архивной службы Украины, Государственной исполнительной службы Украины, Государственной пенитенциарной службы Украины, Государственной регистрационной службы Украины, Государственной службы, по вопросам защиты персональных данных Украины (дальшеслужбы), в том числе:

формирует государственную политику в соответствующей сфере и контролирует ее реализацию службами;

согласовывает и подает на рассмотрение Кабинета Министров Украины разработанные службами проекты законов, актов Президента Украины и Кабинета Министров Украины;

определяет приоритеты работы служб и пути выполнения возложенных на них заданий, утверждает планы их работы;

вносит предложения Премьер-министру Украины относительно кандидатур на должности руководителей служб и по предложению руководителей служб - кандидатуры на должности их заместителей;

согласовывает структуру аппаратов служб;

издает обязательные к выполнению службами приказы и поручения по вопросам направления и координации их деятельности;

согласовывает назначение на должности и освобождение от должностей руководителей и заместителей руководителей территориальных органов служб;

согласовывает назначение на должности и освобождение от должностей руководителей и заместителей руководителей структурных подразделений аппаратов служб;

согласовывает предложения руководителей служб относительно образования, реорганизации и ликвидации их, территориальных органов, вносит на рассмотрение Кабинета Министров Украины соответствующие представления;

возбуждает перед Кабинетом Министров Украины вопрос относительно отмены актов служб полностью или в отдельной части;

поручает руководителям служб упразднить акты их территориальных органов полностью или в отдельной части, а в случае отказа отменяет такие акты полностью или в отдельной части;

затрагивает перед Президентом Украины вопрос относительно привлечения к дисциплинарной ответственности руководителей служб и их заместителей;

инициирует вопрос относительно привлечения к дисциплинарной ответственности руководителей структурных подразделений аппаратов служб, территориальных органов служб и их заместителей, а также руководителей предприятий, учреждений и организаций, которые относятся к сфере их управления;

инициирует вопрос относительно проведения служебного расследования относительно руководителей служб, их заместителей, других государственных служащих и работников аппаратов служб, и их территориальных органов, предприятий, учреждений и организаций, которые относятся к сфере их управления;

принимает решение относительно проведения проверки деятельности служб и их территориальных органов;

заслушивает отчеты о выполнении возложенных на службы заданий и планов их работы;

определяет структурное подразделение аппарата Минюста Украины, которое отвечает за взаимодействие со службами;

определяет должностных лица Минюста Украины, которые включаются в состав коллегий служб;

устанавливает порядок обмена информацией между Минюстом Украины и службами, периодичность ее представления;

решает другие вопросы, связанные с направлением и координацией деятельности служб;

4) определяет стратегические направления работы Минюста Украины и пути выполнения возложенных на него заданий, утверждает планы его работы, отчеты об их выполнении;

5) организует и контролирует выполнение Конституции и законов Украины, актов и поручений Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, в аппарате Минюста Украины, его территориальных органах;

6) принимает участие в рассмотрении вопросов на заседаниях Кабинета Министров Украины и вносит предложения относительно повестки дня таких заседаний;

7) подает на рассмотрение Кабинета Министров Украины проекты законов, актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины, разработчиком которых является Минюст Украины;

8) представляет в установленном порядке проекты законов Украины, разработчиком которых является Минюст Украины и службы, и докладывает по другим вопросам, которые относятся к компетенции Минюста Украины, во время их рассмотрения на пленарных заседаниях Верховной Рады Украины;

9) ведет переговоры и подписывает международные договоры Украины в пределах предоставленных ему полномочий;

10) является в соответствии с Конституцией Украины членом Высшего совета юстиции;

11) принимает участие в заседаниях съезда судей Украины и Совета судей Украины;

12) назначает члена Высшей квалификационной комиссии судей Украины от Минюста Украины;

13) вносит Президенту Украины представления об образовании и ликвидации судов общей юрисдикции на основании предложения председателя соответствующего высшего специализированного суда;

14) вносит Государственной судебной администрации Украины представления относительно определения количества судей в судах на основании предложения председателя соответствующего высшего специализированного суда;

15) вносит на рассмотрение Кабинета Министров Украины представления об образовании в границах предельной численности государственных служащих и работников Минюста Украины и средств, предусмотренных на его содержание, ликвидации, реорганизации территориальных органов Министерства, которые являются юридическими лицами, а также утверждает положение об указанных органах;

16) принимает в случае необходимости по согласованию с Кабинетом Министров Украины решения об образовании, ликвидации, реорганизации территориальных органов, как структурных подразделений аппарата Минюста Украины;

17) назначает на должности по согласованию с председателями соответствующих местных государственных администраций, освобождает от должностей руководителей территориальных органов Минюста Украины, назначает на должности и освобождает от должностей заместителей руководителей его территориальных органов;

18) назначает на должности и освобождает от должностей по предоставлению Председателя Государственной исполнительной службы Украины и Председателя Государственной регистрационной службы Украины руководителей структурных подразделений главных управлений юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, которые обеспечивают реализацию полномочий Государственной исполнительной службы Украины и Государственной регистрационной службы Украины;

19) принимает по представлениям начальников соответствующих главных управлений юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, согласованным соответственно с Председателем Государственной исполнительной службы Украины и Председателем Государственной регистрационной службы Украины, или по представлениям соответственно Председателя Государственной исполнительной службы Украины и Председателя Государственной регистрационной службы Украины решения относительно поощрения и привлечения к дисциплинарной ответственности руководителей структурных подразделений главных управлений юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, которые обеспечивают реализацию полномочий Государственной исполнительной службы Украины и Государственной регистрационной службы Украины;

20) рассматривает в установленном порядке вопрос относительно присвоения руководителям территориальных органов Минюста Украины соответствующих рангов государственных служащих, их поощрения;

21) назначает на должности и освобождает от должностей в установленном порядке руководителей и заместителей руководителей самостоятельных структурных подразделений аппарата Минюста Украины, присваивает им ранги государственных служащих, принимает решение относительно их поощрения или привлечения к дисциплинарной ответственности;

22) ходатайствует относительно представления в установленном порядке государственных служащих и работников аппарата Минюста Украины, его территориальных органов, предприятий, учреждений и организаций, которые относятся к сфере его управления, к награждению государственными наградами Украины;

23) возбуждает в установленном порядке вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности своих заместителей;

24) привлекает к дисциплинарной ответственности руководителей территориальных органов Минюста Украины, предприятий, учреждений и организаций, которые относятся к сфере его управления;

25) представляет Минюст Украины в отношениях с другими органами, предприятиями, учреждениями и организациями в Украине и за ее пределами;

26) созывает и проводит совещания по вопросам, которые относятся к его компетенции;

27) подписывает приказы Минюста Украины;

28) отменяет полностью или в отдельной части акты территориальных органов Минюста Украины, которые противоречат Конституции Украины, другим актам законодательства Украины и актам Министерства;

29) организовывает работу коллегии Минюста Украины и председательствует на ее заседаниях;

30) утверждает количественный и персональный состав коллегии Минюста Украины, консультативных, совещательных и других вспомогательных органов и положения о них;

31) осуществляет другие предусмотренные законом полномочий.

12. Для согласованного решения вопросов, которые относятся к компетенции Минюста Украины, обсуждения важнейших направлений его деятельности, в Минюсте Украины может образовываться коллегия.

Решения коллегии могут быть реализованы путем издания приказа Минюста Украины.

Для рассмотрения научных рекомендаций и проведения профессиональных консультаций по основным вопросам деятельности в Минюсте Украины могут образовываться другие постоянные или временные консультативные, совещательные органы.

Решение об образовании или ликвидации коллегии, других постоянных или временных консультативных, совещательных органов, их количественный и персональный состав, положения о них утверждаются Министром.

13. Предельная численность работников Минюста Украины утверждается Кабинетом Министров Украины.

Структура аппарата Минюста Украины и положение о его структурных подразделениях утверждаются Министром.

Штатное расписание и смета Минюста Украины утверждается заместителем Министра - руководителем аппарата по согласованию с Министерством финансов Украины.

14. Минюст Украины является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного Герба Украины и своим наименованием, самостоятельный баланс, счета в органах Государственной казначейской службы Украины.

 

Глава Администрации

Президента Украины С.Левочкин

Утвержден Указом Президента Украины от 6 апреля 2011 года №395/2011

Перечень актов Президента Украины, которые утратили силу

1. Указ Президента Украины от 30 декабря 1997 года N 1396 "О Положении о Министерстве юстиции Украины".

2. Статья 16 Указа Президента Украины от 15 сентября 1998 года N 1019 "О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Украины".

3. Статья 8 Указа Президента Украины от 9 февраля 1999 года N 145 "О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности органов исполнительной власти".

4. Указ Президента Украины от 31 июля 2000 года N 934 "О внесении изменений в Положение о Министерстве юстиции Украины".

5. Статья 6 Указа Президента Украины от 7 августа 2001 года N 596 "Вопросы организации выполнения Закона Украины "Об иммиграции".

6. Статья 3 Указа Президента Украины от 11 января 2002 года N 12 "О мерах по регистрации физических лиц".

7. Указ Президента Украины от 27 декабря 2002 года N 1233 "О внесении изменений в Положение о Министерстве юстиции Украины".

8. Пункт 1 статьи 2 Указа Президента Украины от 17 февраля 2003 года N 134 "О мерах по созданию единой системы государственной регистрации земельных участков, недвижимого имущества и прав, на них в составе государственного земельного кадастра".

9. Пункт 9 изменений, которые вносятся в указы Президента Украины, утвержденные Указом Президента Украины от 5 марта 2004 года N 280 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых указов Президента Украины".

10. Статья 2 Указа Президента Украины от 21 августа 2004 года N 965 "Вопросы организации выполнения Закона Украины "Об Общегосударственной программе адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза".

11. Указ Президента Украины от 28 сентября 2004 года N 1143 "О внесении изменения в пункт 4 Положения о Министерстве юстиции Украины".

12. Указ Президента Украины от 26 июля 2005 года N 1136 "О внесении изменения в пункт 4 Положения о Министерстве юстиции Украины".

13. Пункт 1 статьи 1 Указа Президента Украины от 19 декабря 2005 года N 1811 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых указов Президента Украины".

14. Статья 4 Указа Президента Украины от 26 февраля 2007 года N 143 "Вопросы Секретариата Президента Украины".

 

Глава Администрации

Президента Украины С.Левочкин

 

Старая редакция
Перейти к действующей редакции