Недействующая редакция. Принята: 13.11.2018 / Вступила в силу: 02.12.2018

Недействующая редакция, не действует с 1 июля 2019 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 13 ноября 2018 года №746

Об утверждении Государственной программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 - 2021 годы "Енбек"

В соответствии с подпунктом 1) статьи 66 Конституции Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 - 2021 годы "Енбек" (далее - Программа).

2. Центральным и местным исполнительным органам и иным организациям (по согласованию) принять меры по реализации Программы.

3. Ответственным центральным и местным исполнительным органам, организациям (по согласованию) представлять информацию согласно Плану мероприятий по реализации Программы в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года №790 "Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан".

4. Признать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Казахстан согласно приложению к настоящему постановлению.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.

6. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Премьер-Министр Республики Казахстан

Б.Сагинтаев

Утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 2018 года №746

Государственная программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 - 2021 годы "Енбек"

1. Паспорт Программы

2. Введение

3. Анализ текущей ситуации

4. Цели, целевые индикаторы, задачи и показатели результатов реализации Программы

5. Основные направления, пути достижения целей и задач Программы, соответствующие меры

6. Необходимые ресурсы

Наименование

Государственная программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 - 2021 годы "Енбек"

Основание для разработки

Послание Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 года "Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства";
Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года №636

Государственный орган, ответственный за разработку Программы

Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан

Государственные органы и организации, ответственные за реализацию Программы

Министерство образования и науки Республики Казахстан, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан - по первому направлению Программы, Министерство национальной экономики Республики Казахстан, Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан - по второму направлению Программы, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан - по третьему направлению Программы, общая координация Программы

Цель

Содействие продуктивной занятости населения и вовлечение граждан в предпринимательство

Задачи

Задача 1. Подготовка кадров с техническим и профессиональным образованием с учетом потребностей рынка труда.
Задача 2. Краткосрочное профессиональное обучение по востребованным на рынке труда квалификациям и навыкам.
Задача 3. Подготовка кадров в рамках проекта "Мангілік ел жастары – индустрияга!" ("Серпін").
Задача 4. Переподготовка трудовых ресурсов и сокращаемых работников.
Задача 5. Обучение основам предпринимательства по проекту "Бастау Бизнес".
Задача 6. Расширение микрокредитования в сельских населенных пунктах, малых городах, городах и моногородах.
Задача 7. Гарантирование кредитов/микрокредитов в сельских населенных пунктах и малых городах, городах и моногородах.
Задача 8. Предоставление государственных грантов на реализацию новых бизнес-идей.
Задача 9. Содействие в обеспечении занятости безработных, самозанятых и непродуктивно занятых.
Задача 10. Повышение мобильности трудовых ресурсов.
Задача 11. Развитие единой цифровой площадки по трудоустройству

Сроки реализации

2017 - 2021 годы

Целевые индикаторы

Путем выполнения задач, поставленных в Программе, к 2021 году будут достигнуты следующие целевые индикаторы:
1) уровень безработицы не будет превышать 4,8%;
2) доля трудовых ресурсов с основным, средним, общим и начальным образованием в составе рабочей силы составит не более 20%;
3) доля непродуктивно занятых в составе самостоятельно занятого населения составит не более 10,2%;
4) прирост активно действующих субъектов малого и среднего бизнеса составит 10%

Источники и объемы финансирования

1) средства из республиканского бюджета:
2017 год –40 347 965 тыс. тенге;
2018 год – 67 392 995 тыс. тенге;
2019 год –78 438 152 тыс. тенге;
2020 год – 86 177 355 тыс. тенге;
2021 год – 92 124 387 тыс. тенге;
2) средства за счет местного бюджета:
2017 – 45 038 436 тыс. тенге;
2018 – 45 311 093 тыс. тенге;
2019 – 45 453 119 тыс. тенге

2. Введение

За время независимости Казахстан добился значительного прогресса в социально-экономическом развитии и перешел в группу стран с уровнем дохода выше среднего.

Такой устойчивый рост позволил значительно снизить уровень бедности, обеспечить значительную часть населения более продуктивными рабочими местами, улучшить благосостояние людей, повысить производительность труда и снизить количество безработных и лиц, занятых непродуктивным трудом, особенно в сельской местности.

Для решения этих проблем с 2011 года в рамках Программы "Дорожная карта занятости 2020" (далее - Программа ДКЗ 2020) активно реализовывались меры по вовлечению безработного, самостоятельно занятого и малообеспеченного населения в активные меры содействия занятости. Программа ДКЗ 2020 являлась логическим продолжением Плана действий Правительства по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 6 марта 2009 года (Стратегия занятости и переподготовки кадров "дорожных карт 2009 и 2010 годов") и включала в себя механизмы антикризисного реагирования.

С целью развития рынка труда и принятия дополнительных мер по повышению уровня жизни населения Главой государства 9 сентября 2016 года перед Правительством была поставлена задача по стимулированию массового предпринимательства и обеспечению занятости.

Модернизация политики обеспечения занятости и оплаты труда, повышение качества человеческого капитала, всесторонняя поддержка предпринимательства, обеспечение адресности социальной поддержки определены в качестве приоритетов развития в соответствии со Стратегией "Казахстан - 2050" и Концепцией по вхождению Казахстана в число 30 самых развитых государств мира.

В этой связи,Государственная программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 - 2021 годы "Енбек" (далее - Программа) ориентирована на создание эффективной системы получения востребованных на рынке труда профессиональных навыков и квалификаций, развитие массового предпринимательства, создание эффективной модели трудового посредничества, включая поддержку социально уязвимых групп населения.

2.1. В настоящей Программе используются следующие основные термины и определения:

1) региональная палата предпринимателей "Атамекен" (далее - РПП) - оператор нефинансовой поддержки на местном уровне;

2) районная (городская) комиссия - межведомственная комиссия при местном исполнительном органе района (города) по вопросам реализации программ занятости;

3)АО "ФФПСХ"- акционерное общество "Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства";

4) единая информационная система социально-трудовой сферы (далее - АИС "Рынок труда") - аппаратно-программный комплекс, предназначенный для автоматизации деятельности уполномоченного органа по вопросам занятости населения, местных органов занятости населения, центров занятости населения, центра развития трудовых ресурсов и межведомственного взаимодействия в целях предоставления государственных услуг населению в социально-трудовой сфере;

5) социальное рабочее место - рабочее место, создаваемое работодателем на договорной основе с центром занятости населения, для трудоустройства безработных с субсидированием их заработной платы;

6) социальная профессиональная ориентация - комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на оказание практической помощи в выборе профессий, смене рода занятий, и повышение квалификации с учетом профессиональных знаний, навыков, интересов личности и потребностей рынка труда;

7) социальный контракт - соглашение, определяющее права и обязанности сторон, об участии в активных мерах содействия занятости между участником Программы и центром занятости населения, а также физическими и юридическими лицами, вовлеченными в организацию активных мер содействия занятости, которое содержит права и обязанности сторон, условия труда, размер и условия оплаты труда, срок и источники финансирования;

8) операторы Программы - Министерство образования и науки Республики Казахстан, Министерство национальной экономики Республики Казахстан, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан;

9) стартовый бизнес (стартап проект) - бизнес-проекты участников Программы, срок государственной регистрации которых в качестве юридического лица/оформления статуса индивидуального предпринимателя составляет на момент обращения к кредитору за кредитом/микрокредитом менее одного года;

10) организация образования - учебное заведение и/ или учебный центр;

11) дуальное обучение - форма подготовки кадров, сочетающая обучение в организации образования с обязательными периодами производственного обучения и профессиональной практики на предприятии (организации) с предоставлением рабочих мест и компенсационной выплатой обучающимся при равной ответственности предприятия (организации), учебного заведения и обучающегося;

12) государственный интернет-ресурс"Биржа труда" - электронный информационный ресурс, содержащий единую информационную базу рынка труда, функционирующий в сети Интернет, который сопровождается центром развития трудовых ресурсов в целях оказания государственных мер содействия занятости населения;

13) субсидирование заработной платы - компенсация части затрат работодателя на оплату труда работников, трудоустроенных на социальные рабочие места по направлениям центра занятости населения;

14) молодежная практика - вид трудовой деятельности, осуществляемой выпускниками организаций образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования, с целью приобретения первоначального опыта работы по полученной профессии (специальности);

15) безработные - лица, не относящиеся к занятому населению, ищущие работу и готовые трудиться;

16) частное агентство занятости - физическое или юридическое лицо, оказывающее трудовое посредничество, зарегистрированное в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

17) частная онлайн площадка по трудоустройству - частный сервис для поиска работы и подбора персонала;

18) действующий предприниматель - предприниматель, срок государственной регистрации которого в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица составляет на момент обращения в БВУ/АО "ФФПСХ"/МФО/КТ за кредитом/микрокредитом более трех лет;

19) якорная кооперация - партнерство на основании заключенного гражданско-правового договора независимо от срока его действия крестьянских (фермерских) хозяйств и/или сельскохозяйственных кооперативов и других претендентов, имеющих земли сельскохозяйственного назначения, со средними и крупными субъектами агропромышленного комплекса в целях наращивания производства сельскохозяйственной продукции и гарантированного сбыта продукции;

20) профессиональное информирование - представление информации о ситуации на рынке труда, возможностях трудоустройства по имеющейся специальности, переобучения, повышения квалификации;

21) гарант - акционерное общество "КазАгроГарант", акционерное общество "Фонд развития предпринимательства "Даму";

22) гарантия - документ, подтверждающий субсидиарную ответственность гаранта перед кредитором по обязательствам заемщика;

23) договор гарантии - трехстороннее письменное соглашение, заключенное между гарантом, кредитором и заемщиком о предоставлении гарантии по формам, утверждаемым уполномоченными органами по вопросам предпринимательства и в области развития агропромышленного комплекса;

24) кредитор - микрофинансовая организация/банки второго уровня/кредитные товарищества /АО "ФФПСХ";

25) кредит/микрокредит- заемные средства, предоставляемые микрофинансовыми организациями (МФО)/банками второго уровня (БВУ)/ кредитными товариществами (КТ)/АО "ФФПСХ" участнику Программы по договору о предоставлении кредита/микрокредита/не возобновляемой кредитной линии в национальной валюте Республики Казахстан на условиях платности, срочности, возвратности, обеспеченности и целевого назначения;

26) оператор нефинансовой поддержки - Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен" (НПП "Атамекен");

27) общественные работы - виды трудовой деятельности, организуемые центрами занятости населения, не требующие предварительной профессиональной подготовки работника, имеющие социально полезную направленность для обеспечения их временной занятостью;

28) переселенец - внутренний мигрант, переселяющийся в регионы, определенные Правительством Республики Казахстан;

29) краткосрочное профессиональное обучение - часть системы технического и профессионального образования, предусматривающая реализацию образовательных программ с сокращенным сроком обучения по профессиональной подготовке и переподготовке рабочих кадров;

30) проект "Мангілік ел жастары - индустрияга!" ("Серпін") - проект, направленный на предоставление высшего, технического и профессионального образования молодежи из трудоизбыточных регионов и их трудоустройство в трудодефицитных регионах;

31) организация микрокредитования - акционерное общество "Аграрная кредитная корпорация", акционерное общество "Фонд развития предпринимательства "Даму";

32) микрофинансовая организация - юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, официальный статус которого определяется государственной регистрацией в органах юстиции и прохождением учетной регистрации, осуществляющее деятельность по предоставлению микрокредитов, а также дополнительные виды деятельности, разрешенные Законом Республики Казахстан "О микрофинансовых организациях";

33) мобильный учебный центр - передвижной учебный центр, реализующий образовательные программы дополнительного образования с обеспечением практики и возможностью транспортировки конструктивных элементов и оборудования к месту обучения;

34) непродуктивно занятые - занятые с доходом ниже величины прожиточного минимума и/или не имеющие высшего, технического и профессионального образования и/или занятые на низкоквалифицированных рабочих местах;

35) учебное заведение - организация образования, реализующая образовательные программы высшего, технического и профессионального, послесреднего образования;

36) учебный центр - организация, реализующая образовательные программы дополнительного образования с обязательной организацией производственной практики;

37) региональная комиссия - межведомственная комиссия при местном исполнительном органе области (города республиканского значения, столицы) по вопросам реализации программ занятости с участием местных представительных органов, представителей работодателей, профессиональных союзов и палаты предпринимателей областей, городов республиканского значения и столицы;

38) оператор по субсидированию - местный исполнительный орган по вопросам сельского хозяйства;

39) подготовка кадров с техническим и профессиональным образованием - часть системы технического и профессионального образования, предусматривающая подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена;

40) претендент - безработный, независимо от регистрации в центрах занятости населения, самостоятельно занятый работник и непродуктивно занятый, начинающий и действующий предприниматель, сельскохозяйственные кооперативы и их члены, крестьянские и фермерские хозяйства, участники якорной кооперации независимо от срока их деятельности, сокращаемый работник, не достигший пенсионного возраста, установленного пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан";

41) центр занятости населения - юридическое лицо, создаваемое местным исполнительным органом района, городов областного и республиканского значения, столицы в целях реализации активных мер содействия занятости, организации социальной защиты от безработицы и иных мер содействия занятости в соответствии с Законом Республики Казахстан "О занятости населения" (далее - Закон);

42) начинающий предприниматель - предприниматель, срок государственной регистрации которого в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица составляет на момент обращения в БВУ/АО "ФФПСХ"/МФО/КТ за кредитом/микрокредитом менее трех лет.

3. Анализ текущей ситуации

На рынке труда Казахстана за последние 10 лет наблюдается положительная динамика. По сравнению с 2007 годом вместе с ростом численности рабочей силы на 9,7% увеличилось число наемных работников на 1,7 млн. человек, снизилась численность безработных на 155 тыс. человек и самозанятых на 558 тыс. человек.

За время действия Программы ДКЗ 2020 меры государственной поддержки получили 770 тыс. граждан, в результате трудоустроено 580 тыс. человек на постоянные рабочие места.

За последние годы уровень безработицы снизился с 5,1% в 2015 году до 5,0 в 2016 году и до 4,9% в 2017 году. Уровень безработицы среди молодежи снизился с 4,2% в 2015 году, 3,8% в 2016 и 2017 годах.

Вместе с тем, сохраняются следующие системные проблемы, влияющие как на рынок труда, так и дальнейший экономический рост:

1) Несоответствие качества трудовых ресурсов потребностям рынка труда.

За последние 3 года выросла доля трудовых ресурсов с профессиональным образованием. Если в 2015-2017 годах доля рабочей силы с высшим и незаконченным высшим образованием составляла 38%, то доля рабочей силы с техническим и профессиональным образованием выросла с 38% в 2015 до 41% в 2016 году, до 42% в 2017 году.

При этом, сохраняется высокая доля трудовых ресурсов с основным, средним, общим и начальным образованием, несмотря на снижение с 24% в 2015 году до 22,6% в 2016 году.

Динамика движения выпускников 9 и 11-х классов общеобразовательных школ за последние 3 года показывает, что в среднем 21 тысяча человек трудоустраиваются без квалификации.

При этом, из-за проблем несоответствия квалификации трудовых ресурсов потребностям рынка труда ежегодно порядка 20 тыс. вакансий, заявленных работодателями, остаются не заполненными.

Опросы предприятий страны, проведенные национальными экспертами, показали, что порядка 73% потребности в кадрах приходится на специалистов технического и профессионального образования.

В этой связи необходимо обеспечить доступ молодежи к получению бесплатной первой рабочей профессии, а также провести переподготовку и повышение навыков взрослого населения по рабочим профессиям, востребованным на рынке труда.

2) Непродуктивная занятость.

Численность самостоятельно занятого населения сократилась с 2,3 млн. (27% от занятого населения) в 2015 году до 2,1 млн. человек (24,5%) в 2017 году.Численность непродуктивно самостоятельно занятого населения, осуществляющего деятельность без регистрации или имеющего доходы ниже прожиточного минимума, за последние три года также сократилась на 66% - с 330,9 тыс. человек в 2015 году до 301,2 тыс. человек в 2016 году и до 217,7 тыс. человек в 2017 году.

Наибольшая доля непродуктивно самостоятельно занятого населения в 2017 году сконцентрирована в сельском хозяйстве (58%), где наблюдается один из самых низких уровней производительности труда (1 402 тыс. тенге на человека). Уровень доходов населения напрямую связан с уровнем производительности труда в отраслях экономики.

Доступ к более производительным и доходным рабочим местам ограничивает недостаток образования и профессиональных навыков. 49,1% непродуктивно занятых имеют только основное, среднее, общее и начальное образование.

Вовлечение непродуктивно занятого населения в производительную экономическую деятельность будет способствовать росту экономической активности и повышению их доходов.

3) Региональные диспропорции и демографический дисбаланс.

В 2015 году численность населения северных регионов составляла 2 946 тыс. человек, а в 2017 году - 2 934 тыс., то есть снизилась на 12 тыс. человек. В то же время в южных регионах численность населения выросла на 186 тыс. человек с 6 564 тыс. человек в 2015 году до 6 750 тыс. в 2017 году. При этом, доля населения младше 15 лет по отношению ко всему населению в северных регионах в 2017 году составляла в среднем 19%, в то время как в южных - в среднем 34%.

Согласно прогнозной оценке, проведенной национальными экспертами, численность населения страны к 2050 году составит 24,5 млн. чел. При этом ожидается, что при сохранении текущей тенденции население северных регионов сократится на 0,9 млн. человек, а население южных регионов вырастет на 5,3 млн. человек. Плотность расселения южных регионов будет в четыре раза выше, чем в северных.

Поэтому целесообразно принятие мер по стимулированию территориальной мобильности трудовых ресурсов через содействие в добровольном переселении граждан из трудоизбыточных регионов в трудодефицитные регионы.

4) Недостаточная генерация производительных рабочих мест в частном секторе экономики.

Доля государственного сектора (государственные учреждения и предприятия с долей государственной собственности более 50%) в обеспечении занятости составляла в среднем 25,4% занятого населения в 2015-2017 годах. Данный показатель является одним из самых высоких по сравнению со странами ОЭСР, где среднее значение доли госсектора в структуре занятости населения составляет 18%.

В сравнении со странами ОЭСР вклад МСБ в обеспечение занятости недостаточен. Средняя доля занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса составляет в ОЭСР 64%, что в 1,4 раза выше уровня Казахстана (45%).

Таким образом, необходимо стимулировать развитие массового предпринимательства для создания рабочих мест в частном секторе. Успешный опыт развитых стран мира свидетельствует о том, что развитие микрокредитования повышает эффективность и масштабы предпринимательства, способствуя решению вопросов занятости и созданию новых рабочих мест.

В мировой практике для решения проблем на рынке труда используются активные меры содействия занятости, которые осуществляются через развитие трудовых ресурсов (профессиональная подготовка и переподготовка), увеличение спроса на рабочую силу (субсидирование заработной платы/занятости, общественные работы), совершенствование деятельности институтов рынка труда, включая информационное сопровождение, а также развитие предпринимательства.

В экономическом плане это предполагает увеличение вероятности продуктивной занятости, рост производительности труда и заработной платы, в социальном - снижение безработицы, рост трудовой активности и развитие человеческого потенциала.

Технологическая модернизация повлечет за собой значительные изменения на рынке труда, связанные со снижением спроса на трудовые ресурсы в ряде традиционных отраслей и растущим спросом в новых отраслях.

С учетом требований цифровой экономики будут предъявляться новые требования к навыкам и компетенциям рабочей силы. Для обеспечения экономики своевременным и качественным предложением востребованных кадров и всех граждан возможностями для смены вида деятельности необходимо обеспечить доступ к программам переквалификации, повышения квалификации. Также необходимо адаптировать трудовые ресурсы к потребностям новой экономики.

Обеспечение новой экономики кадрами, способными к повышению производительности, технологическому обновлению и цифровизации предприятий и отраслей, будет достигнуто как за счет притока на рынок труда новых квалифицированных работников из системы образования, так и через обучение уже действующих работников.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Государственная программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 - 2021 годы "Енбек" 2. Введение 3. Анализ текущей ситуации 4. Цели, целевые индикаторы, задачи и показатели результатов реализации Программы 4.1 Цель Программы 4.2 Целевые индикаторы 4.3 Задачи 4.3.1 Обеспечение участников Программы техническим и профессиональным образованием и краткосрочным профессиональным обучением 4.3.2. Развитие массового предпринимательства 4.3.3. Развитие рынка труда через содействие занятости населения и мобильность трудовых ресурсов 5. Основные направления, пути достижения целей и задач Программы, соответствующие меры 5.1. Первое направление: Обеспечение участников Программы техническим и профессиональным образованием и краткосрочным профессиональным обучением. 5.1.1. Подготовка кадров с техническим и профессиональным образованием с учетом потребностей рынка труда 5.1.2. Краткосрочное профессиональное обучение по востребованным на рынке труда квалификациям и навыкам 5.1.3.Подготовка кадров в рамках проекта "Мангілік ел жастары - индустрияга!" ("Серпін") 5.1.4. Переподготовка трудовых ресурсов и сокращаемых работников 5.2 Второе направление: развитие массового предпринимательства 5.2.1. Обучение основам предпринимательства по проекту "Бастау Бизнес" 5.2.2. Поддержка предпринимательских инициатив 5.2.3. Гарантирование кредитов/микрокредитов в сельских населенных пунктах и малых городах, в городах и моногородах 5.2.4. Субсидирование операционных затрат микрофинансовых организаций 5.2.5. Предоставление государственных грантов на реализацию новых бизнес-идей 5.3. Третье направление: развитие рынка труда через содействие занятости населения и мобильность трудовых ресурсов 5.3.1. Содействие в обеспечении занятости безработных, самозанятых и непродуктивно занятых 5.3.2. Повышение мобильности трудовых ресурсов 5.3.3. Развитие единой цифровой площадки по трудоустройству 5.3.4. Обеспечение занятости за счет развития инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Приложение Перечень утративших силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан