Недействующая редакция. Принята: 29.12.2018 / Вступила в силу: 29.12.2018

Недействующая редакция, не действует с 19 апреля 2019 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 25 августа 2018 года №522

Об утверждении Государственной программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса-2020"

(В редакции Постановления Правительства Республики Казахстан от 29.12.2018 г. №944)

Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса-2020" (далее - Программа).

2. Центральным и местным исполнительным органам и иным организациям принять меры по реализации Программы.

3. Ответственным центральным и местным исполнительным органам, организациям (по согласованию) представлять информацию в Министерство национальной экономики Республики Казахстан согласно Плану мероприятий по реализации Программы в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года №790 "Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан".

4. Признать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Казахстан согласно приложению к настоящему постановлению.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство национальной экономики Республики Казахстан.

6. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

Премьер-Министр Республики Казахстан

Б.Сагинтаев

Утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 августа 2018 года №522

Государственная программа поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса-2020"

1. Паспорт Программы

2. Введение

3. Анализ текущей ситуации

4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы

5. Основные направления, пути достижения поставленных целей Программы и соответствующие меры

6. Необходимые ресурсы

Глава 1. Паспорт Программы 

Наименование

Государственная программа поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса-2020"

Основание для разработки

Указ Президента Республики Казахстан от 1 августа 2014 года №874 "Об утверждении Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015 – 2019 годы и о внесении дополнения в Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года №957 "Об утверждении Перечня государственных программ";
Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года.

Государственный орган, ответственный за разработку Программы,

Министерство национальной экономики Республики Казахстан

Государственные органы и организации, ответственные за реализацию Программы

Центральные и местные исполнительные органы, субъекты квазигосударственного сектора

Цель Программы

Обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства, а также поддержание действующих и создание новых постоянных рабочих мест

Задачи

1. Повышение доступности к финансированию предпринимателей сельских населенных пунктов, малых городов и моногородов.
2. Увеличение производственных мощностей предпринимателей сельских населенных пунктов, малых городов и моногородов.
3. Расширение бизнес инициативы предпринимателей в сельских населенных пунктах, малых городах и моногородах.
4. Увеличение объемов произведенной продукции обрабатывающей промышленности.
5. Создание новых конкурентоспособных производств.
6. Увеличение занятости населения в малом и среднем предпринимательстве.
7. Недопущение трансформации валютных рисков в кредитные в связи с колебаниями иностранных валют.
8. Информационно-аналитическое обеспечение предпринимательства.
9. Повышение компетенций предпринимателей/субъектов индустриально-инновационной деятельности.
10. Повышение производительности предпринимателей/субъектов индустриально-инновационной деятельности.
11. Расширение деловых связей.

Сроки реализации

2015-2019 годы

Целевые индикаторы

Путем выполнения задач, поставленных в Программе, к 2020 году будут достигнуты следующие целевые индикаторы:
1. Доведение доли обрабатывающей промышленности в структуре ВВП не менее 12,5 %.
2. Увеличение объема выпуска продукции МСП в 1,5 раза от уровня 2014 года.
3. Увеличение активно действующих субъектов МСП на 50 % от уровня 2014 года.
4. Увеличение количества занятых в МСП на 50 % от уровня 2014 года.

Источники и объемы финансирования

На реализацию Программы в 2015-2019 годах будут направлены средства бюджета в размере 145 819 065 тыс. тенге*,
1) средства из республиканского бюджета:
2015 – 55 960 992 тыс. тенге;
2016 – 53 939 805тыс. тенге;
2017 – 16 910 820тыс. тенге;
2018 – 10 374 471 тыс. тенге;
2019 – 8 632 977 тыс. тенге;
2) средства из местного бюджета:
2017– 30 000 000 тыс. тенге;
2018 – 30 000 000 тыс. тенге;
2019– 30 000 000 тыс. тенге,
3) средства из Национального фонда Республики Казахстан:
2015 – 9 781 530 тыс. тенге;
2016 – 14 565 048 тыс. тенге;
2017 – 8 561 115 тыс. тенге.

Глава 2. Введение

Государственная программа поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса-2020" (далее - Программа) разработана для реализации Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана "Новое десятилетие - Новый экономический подъем - новые возможности Казахстана" и Общенационального плана развития Казахстана до 2020 года, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 17 февраля 2010 года №925.

Программа направлена на достижение цели посланий Президента Республики Казахстан народу Казахстана "Стратегия "Казахстан - 2030" и "Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее".

От состояния и уровня развития частного предпринимательства и, в первую очередь, малого и среднего предпринимательства, зависит обеспечение устойчивого экономического развития страны в целом. Именно этот сектор экономики имеет огромные потенциальные возможности для решения многих проблем, влияющих на экономический рост государства, таких как неразвитая конкуренция, неэффективное использование материальных и нематериальных ресурсов, зависимость внутреннего спроса от импорта, безработица, бедность и др.

Важна роль малого и среднего предпринимательства в диверсификации экономики. В условиях реализации ГПИИР будет формироваться все больше крупных производств, в рабочих процессах которых может быть задействовано множество субподрядчиков из числа субъектов малого и среднего предпринимательства. В селах, малых городах и моногородах субъекты предпринимательства должны задать новый импульс развития, работая в секторах, ориентированных на удовлетворение потребительского спроса населения.

В связи с этим необходимо принятие системных мер по поддержке частного предпринимательства, которые будут включать, но не ограничиваться улучшением доступа к финансированию, обеспечением необходимой инфраструктуры, содействием в повышении компетенции, получением консультационной поддержки и привлечением партнеров для совместной реализации предпринимательских инициатив.

Программа, которая будет реализована в период 2015-2019 годы, обеспечит устойчивый и сбалансированный рост регионального предпринимательства, а также поддержание действующих и создание новых постоянных рабочих мест.

Четыре основных направления реализации Программы:

1) поддержка бизнес-инициатив предпринимателей моногородов, малых городов и сельских населенных пунктов;

2) отраслевая поддержка предпринимателей, осуществляющих деятельность в приоритетных секторах экономики и отраслях обрабатывающей промышленности;

3) снижение валютных рисков предпринимателей;

4) предоставление нефинансовых мер поддержки предпринимательства.

Основные термины и определения

В настоящей Программе используются следующие основные термины и определения:

1) банк - банк второго уровня, участвующий в Программе;

2) банковский кредит (далее - кредит) - сумма денежных средств, предоставляемых банком на основании договора банковского займа предпринимателю на условиях срочности, платности, возвратности, обеспеченности и целевого использования;

3) банк развития - акционерное общество "Банк Развития Казахстана" и/или его аффилированная лизинговая компания;

4) веб-портал оператора нефинансовой поддержки - информационная система оператора нефинансовой поддержки, где пользователям предоставляются нефинансовые меры государственной поддержки в электронном формате;

5) гарантирование - форма поддержки предпринимателей, используемая в виде предоставления частичной гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредиту предпринимателя, на условиях Программы и в соответствии с договором гарантии;

6) государственно-частное партнерство - форма сотрудничества между государственным партнером и частным партнером, соответствующая признакам, определенным в Законе Республики Казахстан от 31 октября 2015 года "О государственно-частном партнерстве";

7) ГПИИР - Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015 - 2019 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 1 августа 2014 года №874;

8) договор финансового лизинга - письменное соглашение, заключенное между лизинговой компанией/банком и предпринимателем, по условиям которого лизинговая компания/банк предоставляет предпринимателю финансовый лизинг;

9) договор банковского займа - письменное соглашение, заключенное между банком и предпринимателем, по условиям которого банк предоставляет кредит предпринимателю, а также соглашение об открытии кредитной линии в банке;

10) информационная система - организационно-упорядоченная совокупность информационно-коммуникационных технологий и технической документации, реализующих определенные технологические действия посредством информационного взаимодействия и предназначенных для решения конкретных функциональных задач;

11) лизинговая компания - лизинговая компания, участвующая в Программе;

12) лизинговая сделка (лизинг) - совокупность согласованных действий участников лизинга, направленных на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей;

13) местный координатор Программы - определяемое акимом области структурное подразделение города/района, осуществляющее консультационное сопровождение предпринимателей по подготовке и сбору документов, необходимых для участия в Программе;

14) начинающий молодой предприниматель - индивидуальный предприниматель в возрасте до 29 лет (включительно), срок государственной регистрации которого в качестве индивидуального предпринимателя составляет на момент обращения в банк за кредитом менее трех лет (возраст определяется на дату обращения начинающего индивидуального предпринимателя в банк, допускается аффилиированность молодого начинающего предпринимателя с действующими предпринимателями при условии создания нового вида деятельности, отличающегося от текущей деятельности действующего аффилированного предпринимателя);

15) международные зарубежные организации (далее - МЗО) - международные неправительственные организации, содействующие предприятиям малого и среднего предпринимательства в организации зарубежных стажировок и установлении деловых связей с иностранными партнерами и/или нацеленные на содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства;

16) начинающий предприниматель - предприниматель, срок государственной регистрации которого в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица составляет на момент обращения в банк/лизинговую компанию/микрофинансовую организацию за кредитом/договором лизинга/микрокредитом менее трех лет (допускается аффилиированность начинающего предпринимателя с действующими предпринимателями при условии создания нового вида деятельности, отличающегося от текущей деятельности действующего аффилированного предпринимателя);

17) ОКЭД (далее - приоритетные сектора экономики в рамках Программы) - приоритетные сектора экономики в соответствии с общим классификатором видов экономической деятельности согласно приложению 2 к Программе;

18) оператор нефинансовой поддержки - Национальная палата предпринимателей, осуществляющая государственную нефинансовую поддержку Предпринимателям в рамках четвертого направления Программы, за исключением компонентов "Софинансирование консультационных проектов передовых предприятий путем привлечения внешних консультантов (Программа ЕБРР по поддержке малого и среднего предпринимательства Республики Казахстан)", "Обучение топ-менеджмента малого и среднего предпринимательства";

19) образовательное учреждение - организация, оказывающая услуги по повышению квалификации руководящих работников и менеджеров путем проведения бизнес-тренингов и консультационного сопровождения стажировки участников проекта "Деловые связи" за рубежом;

20) предприниматель – субъект малого и (или) среднего предпринимательства, осуществляющий свою деятельность в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан от 29 октября 2015 года, а также субъект частного предпринимательства, указанный в Механизме кредитования приоритетных проектов, утвержденном постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 декабря 2018 года №820 "О некоторых вопросах обеспечения долгосрочной тенговой ликвидности для решения задачи доступного кредитования";

(Подпункт 20) изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29.12.2018 г. №944)
(см. предыдущую редакцию)

21) проект - совокупность действий и мероприятий в различных направлениях предпринимательской деятельности, осуществляемых предпринимателем в качестве инициативной деятельности, направленной на получение дохода и не противоречащей законодательству Республики Казахстан (в рамках одного проекта допускается получение нескольких банковских кредитов);

22) принцип "одного окна" - организация работы при предоставлении государственных услуг, предусматривающих исключение или максимально возможное ограничение участия заявителей (граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в процессах сбора из разных инстанций и предоставления в разные инстанции различных документов и справок, подтверждающих права заявителей на получение государственных услуг;

23) региональный координатор Программы - определяемое акимом области (столицы, города республиканского значения) структурное подразделение местного исполнительного органа, ответственное за реализацию Программы на областном уровне (столицы, города республиканского значения);

24) субсидирование - форма государственной финансовой поддержки предпринимателей, используемая для частичного возмещения расходов, уплачиваемых предпринимателем банку/микрофинансовой организации/лизинговой компании, в качестве вознаграждения по кредитам/лизингу в обмен на выполнение в будущем определенных условий, относящихся к операционной деятельности предпринимателя;

25) субсидии - периодические выплаты на безвозмездной и безвозвратной основе, осуществляемые финансовым агентством/ уполномоченной организацией по микрокредитованию банку/микрофинансовой организации/лизинговой компании, в рамках субсидирования предпринимателей на основании договоров субсидирования;

26) уполномоченный орган - уполномоченный орган по предпринимательству;

27) финансовое агентство - акционерное общество "Фонд развития предпринимательства "Даму", осуществляющее реализацию и мониторинг финансовой поддержки в рамках Программы;

28) оператор компонента/инструмента - национальный управляющий холдинг или юридические лица, сто процентов акций которых принадлежит национальному управляющему холдингу, а также организация со стопроцентным участием государства, осуществляющие реализацию компонентов/инструментов нефинансовой поддержки в рамках четвертого направления Программы;

29) единый накопительный пенсионный фонд - юридическое лицо, осуществляющее деятельность по привлечению пенсионных взносов и пенсионным выплатам (далее - ЕНПФ).

30) национальный институт - национальный институт развития в области технологического развития, осуществляющий функции оператора по поддержке деятельности бизнес-инкубаторов и сопровождению процессов предоставления государственных грантов индустриально-инновационным проектам в рамках бизнес-инкубирования;

31) субъект индустриально-инновационной деятельности - физическое и (или) юридическое лицо, реализующее индустриально-инновационные проекты в приоритетных секторах экономики либо осуществляющее деятельность по продвижению отечественных обработанных товаров, работ и услуг на внутренний и (или) внешние рынки;

32) электронная заявка - заявление на получение государственной поддержки, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме и удостоверена посредством электронной цифровой подписи;

33) электронный пакет документов - документы, полностью воспроизводящие вид и информацию (данные) подлинного документа в электронно-цифровой форме, удостоверенные электронной цифровой подписью заявителя или лица, обладающего полномочиями на удостоверение данного документа, либо уполномоченного работника центра обслуживания предпринимателей, на основании письменного согласия получателя государственной услуги, данного в момент его личного присутствия.

Глава 3. Анализ текущей ситуации

Реализация Программы нацелена на развитие регионального частного предпринимательства и развитие конкурентоспособности.

В период реализации Программы "Дорожная карта бизнеса-2020" с 2010 по 2017 годы в показателях развития несырьевых секторов экономики, на которые была ориентирована поддержка, наметились положительные тенденции. За счет использования инструментов субсидирования процентных ставок и гарантирования кредитов государству удалось стимулировать банки второго уровня к увеличению объемов кредитования таких отраслей как обрабатывающая промышленность, транспорт и связь.

По состоянию на 1 января 2017 года портфель действующих кредитов в рамках Единой Программы "Дорожная карта бизнеса-2020" составил 1 463 млрд. тенге, из которых портфель кредитов на инвестиционные цели - 968 млрд. тенге.

Общий объем банковского портфеля кредитов по приоритетным секторам экономики по состоянию на 1 января 2018 года - 9 397 млрд. тенге, охват Единой Программы "Дорожная карта бизнеса-2020" в общем объеме кредитного портфеля по приоритетным секторам экономики составил 15,5 % (это процент действующих договоров субсидирования и гарантирования в общем кредитном портфеле приоритетных секторов экономики).

В целом с 2010 по 2017 годы совокупный кредитный портфель банков в обрабатывающей промышленности увеличился в 2,9 раза (с 455 млрд. тенге до 1 323 млрд. тенге), в секторе транспорта - в 2,3 раза (с 252 млрд. тенге до 573 млрд. тенге), в секторе связи - в 1,9 раза (с 51 млрд. тенге до 99 млрд. тенге).

Совокупный объем выданных кредитов обрабатывающей промышленности за эти три года вырос в 3 раза (с 383 млрд. тенге до 1 153 млрд. тенге), сектору транспорта - в 2,6 раза (с 145 млрд. тенге до 377 млрд. тенге), сектору связи - в 2,1 раза (с 22 млрд. тенге до 46 млрд. тенге).

Программой "Дорожная карта бизнеса-2020" было предусмотрено ограничение по ставке вознаграждения, по которой конечный потребитель кредитных средств привлекал финансирование. В результате реализации Программой "Дорожная карта бизнеса-2020" ставки по выданным кредитам заметно снизились. С 2010 по 2017 годы средневзвешенная ставка по выданным кредитам обрабатывающей промышленности снизилась с 12 % до 10,3 % годовых, сектору транспорта - с 12,5 % до 10,3 % годовых.

Исходя из сложившейся текущей ситуации видно, что государством созданы все условия и возможности для инвестиций, но отсутствует поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, желающих пополнить оборотные средства. Основываясь на данных по структуре кредитования, можно констатировать, что расширение инструментов Программы в этом направлении значительно повысит уровень поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, тем самым создав предпосылки к более существенному росту субъектов малого и среднего предпринимательства в стране.

Нефинансовая государственная поддержка в виде обучения вошла в Программу "Дорожная карта бизнеса-2020" в 2011 году. За годы реализации этого направления данная поддержка обрела популярность. По состоянию на 1 января 2018 года обучение по проекту "Обучение топ-менеджмента малого и среднего бизнеса" - прошли 2 525 предпринимателей. Проведена работа по созданию инфраструктуры поддержки предпринимательства. Так, на 1 января 2018 года функционируют 18 центров обслуживания предпринимателей в областных центрах и крупных городах, в которых более 273 тыс. предпринимателей получили более 438 тыс. консультаций. На региональном уровне оперируют 14 мобильных центров поддержки предпринимательства, которые оказали 52 тыс. клиентам более 73 тыс. выездных консультаций. Кроме того, оказывается сервисная поддержка действующей предпринимательской деятельности. Так, более чем 192 тыс. предпринимателям оказано 428 тыс. услуг.

Таким образом, анализ текущей ситуации показывает, что Программа должна предусматривать целенаправленную поддержку малого и среднего предпринимательства вне крупных городов и усиление предпринимательского потенциала.

Стоит отметить тот факт, что с 2015 года оператором нефинансовой поддержки в рамках Единой программы "Дорожная карта бизнеса-2020" является Национальная палата предпринимателей (далее - НПП). Таким образом, начиная с 2015 года, следующие проекты реализовываются НПП:

1. Бизнес-Советник

2. Бизнес-Рост

3. Деловые связи

4. Старшие сеньоры

5. Бизнес-Насихат

6. Центры поддержки в моногородах

7. Центры поддержки в малых городах и районных центрах.

В рамках Программы по направлению "Поддержка новых бизнес-инициатив" решаются такие проблемные вопросы как повышение доступности к финансированию, увеличение производственных мощностей проектов, расширение бизнес-инициативы предпринимателей сельских населенных пунктов, малых городов и моногородов и их проектов.

Для повышения доступности к финансированию предпринимателей моногородов, малых городов и сельских населенных пунктов осуществляются субсидирование ставки вознаграждения по кредитам банков, частичное гарантирование кредитов банков, выданных предпринимателям и микрофинансовым организациям, предоставление микрокредитов.

Для увеличения производственных мощностей предпринимателей моногородов, малых городов и сельских населенных пунктов осуществляется подведение недостающей инфраструктуры к проектам предпринимателей сельских населенных пунктов, малых городов и моногородов.

Для расширения бизнес-инициативы предпринимателей в моногородах, малых городах и сельских населенных пунктах осуществляется выдача государственных грантов.

Развитие предпринимательства в приоритетных секторах экономики и отраслях обрабатывающей промышленности решит задачи увеличения объемов произведенной продукции обрабатывающей промышленности, создания новых конкурентоспособных производств, увеличения занятости населения в малом и среднем предпринимательстве.

Для увеличения объемов произведенной продукции обрабатывающей промышленности осуществляются субсидирование ставки вознаграждения по кредитам/лизинговым сделкам банков/лизинговых компаний и частичное гарантирование кредитов банков, выданных предпринимателям.

Для создания новых конкурентоспособных производств будет осуществляться обеспечение недостающей инфраструктуры проектов предпринимателей и индустриальных зон.

Для увеличения занятости населения в малом и среднем предпринимательстве осуществляются субсидирование ставки вознаграждения по кредитам/лизинговым сделкам банков/банка развития/лизинговых компаний и частичное гарантирование кредитов банков/банка развития, выданных предпринимателям, обеспечение недостающей инфраструктуры проектов предпринимателей и индустриальных зон.

Для недопущения трансформации валютных рисков в кредитные в связи с колебаниями иностранных валют осуществляется субсидирование ставки вознаграждения по кредитам/лизинговым сделкам банков/банка развития/лизинговых компаний в национальной и иностранной валютах.

Решением проблем по предоставлению нефинансовых мер

поддержки предпринимательства являются информационно-аналитическое обеспечение предпринимательства, повышение компетенций предпринимателей/субъектов индустриально-инновационной деятельности, повышение производительности предпринимателей/субъектов индустриально-инновационной деятельности, расширение деловых связей.

Для информационно-аналитического обеспечения предпринимательства будет осуществляться разъяснение мер государственной поддержки по проекту "Бизнес-насихат" об условиях ведения предпринимательской деятельности в государствах-членах Евразийского экономического союза и мер государственной поддержки субъектов агропромышленного комплекса.

Для повышения компетенций предпринимателей/ субъектов индустриально-инновационной деятельности осуществляются обучение основам предпринимательской деятельности, повышение квалификации специалистов, топ-менеджеров предприятий, предоставление сервисной поддержки ведения действующей предпринимательской деятельности, предоставление консультаций по вопросам получения разрешительных документов и технических условий.

Для повышения производительности субъектов индустриально-инновационной деятельности будут осуществляться привлечение внешних консультантов по вопросам внедрения новых методов управления, технологий производства, повышения производительности и энергосбережения предприятий, а также технологическое развитие предприятий.

Для расширения деловых связей будут осуществляться установление деловых связей с иностранными партнерами и продвижение отечественных обработанных товаров.

Глава 4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы

4.1. Цели

1. Целями Программы являются обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства, а также поддержание действующих и создание новых постоянных рабочих мест.

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.