Дата обновления БД:
23.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
139 / 372
Всего документов в БД:
133123
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
от 23 октября 2015 года №6
Об утверждении Авиационных правил организации расследования авиационных событий, произошедших с экспериментальными воздушными судами Республики Беларусь, их классификации и учета
На основании статьи 6 Воздушного кодекса Республики Беларусь и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа 2015 г. №665 "О порядке утверждения авиационных правил, регулирующих деятельность в области экспериментальной авиации, и перечня должностей авиационного персонала экспериментальной авиации Республики Беларусь" Государственный военно-промышленный комитет Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Авиационные правила организации расследования авиационных событий, произошедших с экспериментальными воздушными судами Республики Беларусь, их классификации и учета.
2. Настоящее постановление вступает в силу через 15 дней после его подписания.
Исполняющий обязанности Председателя
С.П.Гурулев
Утверждены Постановлением Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь от 23 октября 2015 года №6
Авиационные правила организации расследования авиационных событий, произошедших с экспериментальными воздушными судами Республики Беларусь, их классификации и учета
Раздел I. Общие положения
Глава 1. Основные положения
1. Настоящими Авиационными правилами, разработанными на основании Воздушного кодекса Республики Беларусь (далее - Воздушный кодекс), Указа Президента Республики Беларусь от 13 апреля 2015 г. №164 "О внесении изменений и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь" и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа 2015 г. №665 "О порядке утверждения авиационных правил, регулирующих деятельность в области экспериментальной авиации, и перечня должностей авиационного персонала экспериментальной авиации Республики Беларусь", определяется порядок организации расследования авиационных событий, произошедших с экспериментальными воздушными судами Республики Беларусь, их классификации и учета, разработки рекомендаций и мероприятий по их предупреждению.
2. Требования настоящих Авиационных правил являются обязательными для всех субъектов правоотношений, на которых распространяется действие Воздушного кодекса, а также участников расследования авиационных событий.
3. Для целей настоящих Авиационных правил применяются следующие основные термины и их определения:
авария - авиационное происшествие без человеческих жертв;
авиационное событие (далее - АС) - событие, связанное с эксплуатацией экспериментального воздушного судна, в ходе которого возникла (возникала) особая ситуация;
авиационное происшествие (далее - АП) - АС, связанное с летной эксплуатацией экспериментального воздушного судна, которое привело к гибели какого-либо лица и (или) утрате этого воздушного судна ;
авиационный инцидент (далее - АИ) - АС, связанное с летной эксплуатацией экспериментального воздушного судна, обусловленное возникновением особой ситуации, но не закончившееся АП;
авиационная техника (далее - АТ) - экспериментальные воздушные суда, авиационные двигатели и воздушные винты;
авиационно-технический центр содержания и применения беспилотных авиационных комплексов (далее - АТЦ БАК) - структурное подразделение ОАО "558 Авиационный ремонтный завод", осуществляющее функции по содержанию и применению АТ;
беспилотный авиационный комплекс (далее - БАК) - совокупность функционально связанных и используемых совместно беспилотным летательным аппаратом средств наземного управления, обеспечения, технического обслуживания и подготовки для применения по предназначению;
беспилотный летательный аппарат (далее - БЛА) - воздушное судно, предназначенное для выполнения полета без экипажа на борту;
владелец экспериментального ВС - юридическое лицо, осуществляющее разработку, изготовление, модернизацию, испытания, эксплуатацию или иные действия в отношении экспериментального ВС, принадлежащего ему на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо иных основаниях, предусмотренных законодательством или договором;
воздушное судно (далее - ВС) - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды, и подлежащий государственной регистрации в случаях, предусмотренных законодательством;
Государственный военно-промышленный комитет Республики Беларусь (далее - Госкомвоенпром) - государственный орган, которому предоставлены полномочия специально уполномоченного органа в области экспериментальной авиации;
Государственный реестр экспериментальных воздушных судов Республики Беларусь (далее - Государственный реестр) - документ (специальный журнал), в котором производится регистрация экспериментальных ВС Республики Беларусь;
катастрофа - АП с человеческими жертвами ;
летная эксплуатация экспериментального ВС - процесс эксплуатации экспериментального ВС, охватывающий период от начала проведения летным составом предполетного осмотра ВС и до момента, когда все лица, находившиеся на борту экспериментального ВС с целью полета, покинули его, за исключением лиц, выполняющих послеполетную подготовку. Для БЛА - период от начала проведения оператором БЛА предполетного осмотра БЛА и до момента посадки БЛА парашютным способом или выключения двигателя (двигателей) при посадке БЛА по-самолетному (по-вертолетному);
модификация - любое главное, второстепенное акустическое или эмиссионное изменение типовой конструкции объекта авиации, затрагивающее его характеристики (для ВС - летная годность), влияющее на окружающую среду;
наземное происшествие - событие, не связанное с летной эксплуатацией экспериментального ВС, произошедшее во время обслуживания, хранения или транспортировки ВС, при котором произошли его повреждение или утрата. К наземным происшествиям не относятся повреждения, устраняемые путем замены агрегатов и не требующие применения технологий, не предусмотренных в руководстве (инструкции) по технической эксплуатации экспериментального ВС;
органы обслуживания воздушного движения и управления полетами (далее - органы ОВД) - оперативные органы Единой системы организации воздушного движения и органы пользователей воздушного пространства Республики Беларусь, осуществляющие обслуживание воздушного движения и управление полетами ВС;
оператор БЛА - лицо нелетного авиационного персонала, осуществляющее управление БЛА с помощью технических средств;
опасный фактор - потенциальная причина (фактор), проявление которой в процессе летной эксплуатации может привести к возникновению и развитию особой ситуации и в конечном итоге к АС;
особая ситуация - ситуация, возникающая в процессе летной эксплуатации экспериментального ВС в результате воздействия опасных факторов;
причины АС - опасные факторы (действие, бездействие, обстоятельство, условие или их сочетание), которые привели к АС;
расследование АС - процесс, включающий в себя выявление, сбор и изучение информации о фактах, условиях и обстоятельствах, относящихся к рассматриваемому событию, проведение исследований, экспертиз и экспериментов, обобщение и анализ полученных данных, подготовку заключения о причинах АС и рекомендаций по результатам расследования АС;
расчет БЛА - авиационный персонал, деятельность которого направлена на обслуживание БЛА и обеспечение безопасности полетов;
серьезный авиационный инцидент (далее - САИ) - АИ, связанный с возникновением условий, характеризующихся значительным повышением вероятности АП, для предотвращения которого требуется выполнение членами экипажа экспериментального ВС (оператором БЛА) и (или) лицом органа ОВД, осуществляющим руководство (управление) полетом экспериментального ВС, сложных и (или) экстренных действий, не применяемых в условиях нормального полета экспериментального ВС;
САИ с повреждением экспериментального ВС (далее - САИП) - АИ, при котором восстановление экспериментального ВС, получившего повреждение, возможно и экономически целесообразно. К САИП не относятся повреждения, устраняемые путем замены агрегатов и не требующие применения технологий, не предусмотренных в руководстве (инструкции) по технической эксплуатации экспериментального ВС;
структурное подразделение - структурное подразделение, предназначенное для осуществления Госкомвоенпромом функций специально уполномоченного органа в области экспериментальной авиации;
техническая эксплуатация экспериментального ВС - часть эксплуатации, включающая комплекс работ, выполняемых на экспериментальном ВС на этапах использования по назначению, хранения, транспортирования, приведения в установленную степень готовности к использованию по назначению и поддержания в этой степени готовности;
чрезвычайное происшествие - не относящееся к АП событие, связанное с эксплуатацией экспериментального ВС, при котором наступило одно из следующих последствий:
гибель людей, находившихся на борту экспериментального ВС во время полета, не связанная с его разрушением, нарушением функционирования систем или воздействием внешних геофизических факторов;
гибель людей, находившихся на борту экспериментального ВС, в результате неблагоприятных воздействий внешней среды после его вынужденной посадки вне аэродрома;
утрата экспериментального ВС либо гибель людей, находившихся на земле, в результате АП;
утрата экспериментального ВС или гибель людей, находившихся на его борту, в ходе террористического акта, угона или попытки угона экспериментального ВС;
утрата экспериментального ВС или гибель людей, находившихся на его борту, при выполнении специальных задач на территории, на которой введен режим чрезвычайного положения;
уполномоченный представитель - лицо, которому Председателем Госкомвоенпрома поручено участвовать в расследовании АС, проводимого в другом государстве;
экспериментальная авиация - авиация, используемая для проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, а также испытаний авиационной и другой техники;
экспериментальное ВС - ВС, используемое в экспериментальной авиации и зарегистрированное в Государственном реестре.
Иные понятия, применяемые в настоящих Авиационных правилах, используются в значениях, указанных в Воздушном кодексе и авиационных правилах, регулирующих деятельность в области экспериментальной авиации.
______________________________
* Воздушное судно считается утраченным, когда:
произошло полное разрушение воздушного судна;
местонахождение воздушного судна (его обломков) не установлено и его официальные поиски прекращены;
эвакуация воздушного судна с места его вынужденной посадки невозможна или нецелесообразна независимо от полученных им повреждений;
восстановление воздушного судна невозможно или экономически нецелесообразно.
** К человеческим жертвам относятся лица, смерть которых последовала в результате авиационного происшествия или в течение 30 суток с момента авиационного происшествия.
4. Каждое АС в экспериментальной авиации подлежит расследованию комиссией по расследованию АС (далее - Комиссия).
5. Расследование АС проводится в целях установления его причин и принятия мер по их предотвращению в будущем. Установление чьей-либо вины и ответственности не является целью расследования АС.
6. При проведении правоохранительными органами следственных действий по факту АС председатель Комиссии согласовывает с ними работу Комиссии.
7. В случаях ограничения доступа к АТ и (или) изъятия представителями правоохранительных органов отдельных деталей (фрагментов) экспериментального ВС, бортовых (наземных) носителей средств объективного контроля (далее - СОК), эксплуатационной и другой документации владелец экспериментального ВС, старший авиационный начальник аэродрома государственной (гражданской) авиации или начальник полигона (площадки) обязаны незамедлительно доложить об этом вышестоящему руководителю (по подчиненности) и запросить от представителей правоохранительных органов документы, подтверждающие правомочность данных действий.
Председатель Комиссии докладывает об ограничении доступа к АТ и (или) изъятии отдельных деталей (фрагментов) экспериментального ВС представителями правоохранительных органов лицу, назначившему Комиссию, и по его решению приостанавливает расследование.
8. Расходы, связанные с расследованием АС, проводимым на месте АС, финансируются владельцем экспериментального ВС, с которым произошло это АС.
Исследования и испытания, проводимые научно-исследовательскими, конструкторскими, ремонтными и другими организациями, связанные с расследованием АС, финансируются за счет средств этих организаций с возмещением им расходов владельцем экспериментального ВС, с которым произошло это АС.
Глава 2. Классификация авиационных событий
9. АС подразделяются на АП, АИ, чрезвычайные происшествия и наземные происшествия.
10. АП в зависимости от их последствий подразделяются на катастрофы и аварии.
11. АИ в зависимости от степени их опасности и последствий подразделяются на АИ, САИ и САИП.
12. К САИ относятся следующие случаи:
выход экспериментального ВС за пределы условий летной эксплуатации;
возникновение вредных воздействий (дыма, паров, едких веществ, токсичных газов, повышенной или пониженной температуры, давления и других факторов) на членов экипажа экспериментального ВС (на расчет БЛА);
значительное ухудшение характеристик устойчивости и управляемости, летных и прочностных характеристик экспериментального ВС;
значительное снижение работоспособности членов экипажа (расчета БЛА) экспериментального ВС;
значительное повышение психофизиологической нагрузки на членов экипажа экспериментального ВС (расчет БЛА);
возникновение реальной возможности повреждения жизненно важных элементов экспериментального ВС в результате пожара, нарушения соединений или разрушения элементов системы управления, нелокализованного разрушения двигателя, трансмиссии и других систем (элементов).
Раздел II. Расследование авиационных, чрезвычайных и наземных происшествий
Глава 3. Сообщение об авиационном, чрезвычайном или наземном происшествии
13. В случае АП орган ОВД, осуществляющий руководство (управление) полетом экспериментального ВС, обязан незамедлительно доложить об этом владельцу экспериментального ВС, а при выполнении полета экспериментального ВС с аэродрома государственной (гражданской) авиации довести информацию об АП старшему авиационному начальнику аэродрома государственной (гражданской) авиации или начальнику полигона (площадки), а также проинформировать вышестоящий орган ОВД.
14. В докладе указываются:
дата, время (местное) получения информации об АП;
район АП (координаты точки потери радиосвязи и пропадания отметки от экспериментального ВС на экране радиолокационной станции);
тип экспериментального ВС и организация, эксплуатирующая экспериментальное ВС;
аэродром (площадка) вылета;
запланированный маршрут полета;
запланированный аэродром (площадка) посадки.
15. Владелец экспериментального ВС после получения сообщения об АП незамедлительно докладывает об АП в структурное подразделение и письменно представляет в Госкомвоенпром предложения о кандидатурах, подлежащих включению в состав Комиссии.
16. В устном докладе указываются:
дата, время (местное) АП;
вид АП и его последствия;
район АП (координаты точки потери радиосвязи и пропадания отметки от экспериментального ВС на экране радиолокационной станции);
тип и владелец экспериментального ВС;
аэродром (площадка) вылета;
полетное задание, метеоусловия;
данные о командире экипажа (операторе БЛА);
данные о наличии на борту опасных грузов и их характеристики;
данные о поисково-спасательных работах и необходимости оказания дополнительной помощи в их проведении и другие достоверные сведения.
При отсутствии какой-либо части сведений для оперативности передачи сообщения об АП устный доклад представляется без этих сведений.
17. Порядок передачи сообщений о чрезвычайном (наземном) происшествии аналогичен порядку передачи сообщений об АП.
18. Письменное донесение об авиационном, чрезвычайном или наземном происшествии владелец экспериментального ВС представляет в Госкомвоенпром в течение 24 часов с момента устного доклада.
19. В письменном сообщении указываются:
дата, время (местное) авиационного (чрезвычайного или наземного) происшествия;
вид авиационного (чрезвычайного или наземного) происшествия;
район авиационного (чрезвычайного или наземного) происшествия (координаты точки потери радиосвязи и пропадания отметки от экспериментального ВС на экране радиолокационной станции, координаты места его падения);
тип и владелец экспериментального ВС;
аэродром вылета;
полетное задание, метеоусловия;
данные об экипаже экспериментального ВС (расчете БЛА) и грузе, находившемся на борту;
последствия авиационного (чрезвычайного или наземного) происшествия для членов экипажа экспериментального ВС и окружающей среды;
данные о поисково-спасательных работах и необходимости оказания дополнительной помощи в их проведении;
другие сведения об авиационном (чрезвычайном или наземном) происшествии, известные к моменту представления донесения.
20. При отсутствии какой-либо части сведений с целью оперативной передачи сообщения об авиационном (чрезвычайном или наземном) происшествии донесение представляется без этих сведений.
21. Запрещается передавать в сообщении предположительные сведения о причинах авиационного (чрезвычайного или наземного) происшествия.
Глава 4. Организация расследования авиационных и чрезвычайных происшествий. Обязанности и права должностных лиц комиссии по расследованию авиационного события
22. Расследование АП с пилотируемыми ВС и беспилотными ВС (при которых произошла гибель людей) проводит Комиссия, создаваемая Госкомвоенпромом.
23. В состав Комиссии включаются представители Госкомвоенпрома, АТЦ БАК, владельца экспериментального ВС, иных государственных органов и организаций по предложению (согласованию) соответствующих руководителей.
24. Расследование АП с беспилотными ВС, не повлекших гибель людей, осуществляет Комиссия, которую назначает владелец экспериментального ВС.
25. До убытия к месту расследования АП каждому члену Комиссии, назначенной Госкомвоенпромом, оформляется и выдается удостоверение члена Комиссии по форме согласно приложению 1 к настоящим Авиационным правилам. Удостоверение заверяется печатью Госкомвоенпрома с изображением Государственного герба Республики Беларусь.
26. Председателем Комиссии назначается должностное лицо с соответствующей специальной подготовкой и, как правило, имеющее летную специальность.
Членами Комиссии назначаются должностные лица, имеющие соответствующую специальную подготовку, которые не могут представлять интересы страховых компаний, имеющих финансовые обязательства перед юридическими и физическими лицами, причастными к АП, и не причастные к организации подготовки, выполнению, обеспечению или обслуживанию полета экспериментального ВС, с которым произошло АП.
Доставку (перевозку) членов Комиссии и лиц, привлекаемых к расследованию, к месту АП и обратно организует владелец экспериментального ВС.
27. Председатель Комиссии по расследованию АС организует работу Комиссии, руководит расследованием и несет ответственность за объективное установление причин АС. Распоряжения и указания председателя Комиссии, касающиеся расследования АС, подлежат обязательному выполнению всеми должностными лицами, участвующими в расследовании АС.
28. Председатель Комиссии обязан:
организовать работу Комиссии в соответствии с требованиями настоящих Авиационных правил и планом расследования АС;
организовать разработку плана расследования АС и утвердить его;
создать рабочие органы Комиссии и утвердить их состав;
проинструктировать членов Комиссии по требованиям безопасности при работе на месте АС;
осмотреть место падения (вынужденной посадки) экспериментального ВС и дать оценку действиям должностных лиц по проведению поисково-спасательных работ;
принять решение о месте обработки материалов бортовых (наземных) носителей СОК;
обеспечить согласованность в работе членов Комиссии и координацию их действий в ходе расследования АС;
регулярно проводить заседания Комиссии, на которых заслушивать доклады о результатах работ, проведенных членами Комиссии, координировать дальнейшую работу по расследованию АС;
незамедлительно информировать Председателя Госкомвоепрома (должностное лицо, назначившее Комиссию) о выявлении фактов причастности к АС авиационного персонала других государственных органов и организаций;
осуществлять контроль за полнотой, своевременностью, всесторонностью, объективностью расследования АС и правильным оформлением документов;
провести анализ данных, полученных в ходе расследования АС, и подготовить выводы о причинах АС, которые довести на итоговом заседании Комиссии;
в установленные сроки подготовить доклад с приложением документов, составленных по результатам расследования АС;
провести с руководством и авиационным персоналом владельца экспериментального ВС разбор обстоятельств АС;
доложить о результатах расследования АС Председателю Госкомвоенпрома (должностному лицу, назначившему Комиссию).
29. Председатель Комиссии имеет право:
приглашать для участия в расследовании АС специалистов военных представительств Министерства обороны, других государственных органов, а также специалистов научных, научно-исследовательских, производственных и иных организаций по согласованию с руководителями соответствующих органов (организаций);
поручать в соответствии с законодательством организациям и гражданам проведение исследований и работ, связанных с расследованием АС и требующих знаний в соответствующих областях науки и техники;
создавать подкомиссии и рабочие группы по основным направлениям расследования АС, определять их состав, назначать председателей подкомиссий и старших групп;
давать указания членам Комиссии и приглашенным к расследованию АС специалистам;
организовывать изъятие (на время проведения расследования) материалов (предметов), имеющих отношение к АС;
принимать решение о проведении исследований;
давать рекомендации владельцу экспериментального ВС о целесообразности эвакуации поврежденного экспериментального ВС или его фрагментов с места АС;
запрашивать в установленном порядке у должностных лиц необходимую документацию, относящуюся к расследованию АС;
направлять в научно-исследовательские и другие организации материалы бортовых и наземных СОК, детали и агрегаты экспериментального ВС, с которым произошло АС, и других объектов, связанных с АС, для проведения аналитических, лабораторных и других исследований;
получать объяснения от всех лиц, причастных к АС;
Недействующая редакция, не действует с 24 февраля 2019 года