Недействующая редакция. Принята: 11.10.2017 / Вступила в силу: 11.10.2017

Недействующая редакция, не действует с 24 октября 2018 года

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

РАСПОРЯЖЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ УКРАИНЫ

от 24 июня 2016 года №474-р

Некоторые вопросы реформирования государственного управления Украины

(В редакции Постановления Кабинета Министров Украины от 13.05.2017 г. №306, в редакции Распоряжения от 11.10.2017 г. №726-р)

1. Одобрить Стратегию реформирования государственного управления Украины на 2016-2020 годы, которая прилагается.

2. Утвердить план мероприятий по реализации Стратегии реформирования государственного управления Украины на 2016-2020 годы, который прилагается.

3. Министерствам, другим центральным органам исполнительной власти обеспечить выполнение плана мероприятий по реализации Стратегии реформирования государственного управления Украины на 2016-2020 годы и подавать ежеквартально до 10 числа следующего месяца Координационному совету по вопросам реформирования государственного управления информацию о состоянии его выполнения.

Премьер-министр Украины

В.Гройсман

Одобрена Распоряжением Кабинета Министров Украины от 24 июня 2016 года №474-р

Стратегия реформирования государственного управления Украины на 2016-2020 годы

I. Цель стратегии

Реформа государственного управления является одной из основных реформ в странах с переходной экономикой, осуществляющих комплексные реформы в различных сферах государственной политики. Эффективная система государственного управления является одним из основных факторов конкурентоспособности страны. Эффективная деятельность Кабинета Министров Украины по разработке государственной политики в различных сферах возможна при наличии профессиональной, подотчетной, результативной и эффективной системы центральных органов государственного управления. Снижение административной нагрузки государственного регулирования, улучшение качества предоставления административных услуг, обеспечение законности и предсказуемости административных действий улучшает позиции государства в мировых рейтингах конкурентоспособности. Кроме того, эффективная система государственного управления является одной из основных предпосылок демократического управления, основанной на принципах верховенства права.

Целью этой стратегии является совершенствование системы государственного управления и соответственно повышение уровня конкурентоспособности страны. С учетом европейского выбора и европейской перспективы Украины эта Стратегия разработана в соответствии с европейскими стандартами надлежащего администрирования в вопросах трансформации системы органов государственного управления. Согласно Соглашению об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским Сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны (далее - Соглашение об ассоциации) Стратегия основывается на общих ценностях, а именно соблюдении демократических принципов, верховенства права, надлежащего управления. В статье 3 Соглашения об ассоциации надлежащее управление определяется как один из принципов, которые являются главными для усиления отношений между сторонами. Украина будет продолжать политические, социально-экономические, законодательные и институциональные реформы, необходимые для эффективной реализации Соглашения об ассоциации. Учитывая важность реформы государственного управления для Украины к разработке этой стратегии был привлечен широкий круг заинтересованных сторон.

С середины 2015 года Секретариат Кабинета Министров Украины в тесном сотрудничестве с другими заинтересованными органами, включая Минэкономразвития, Минфин, Минюст, Нацгосслужбу, координировал разработку проекта Стратегии. Проект Стратегии после первичной консультации с экспертами Программы поддержки совершенствования управления и менеджмента (SIGMA) и другими экспертами ЕС разрабатывался и активно обсуждался в рабочих группах, которые включали представителей всех заинтересованных центральных органов государственного управления, народных депутатов Украины, а также представителей гражданского общества. Кроме того, постоянно поддерживался диалог с экспертами ЕС по вопросам государственного управления. Первый разработанный проект Стратегии был опубликован в августе 2015 года на Правительственном портале в рамках процедуры общественных обсуждений. После этого проект был дополнительно рассмотрен представителями гражданского общества, международными экспертами, основными заинтересованными сторонами и предложен для дальнейшей доработки.

В апреле 2016 года под руководством Вице-премьер-министра по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины проект Стратегии был существенно доработан с участием всех заинтересованных сторон, представителей гражданского общества и Консультативной группы ЕС. Консультативная группа ЕС, которая была сформирована при содействии Представительства ЕС в Украине и Европейской Комиссии для поддержки Кабинета Министров Украины в разработке Стратегии, состояла из европейских экспертов высокого уровня в сфере государственного управления. Доработанный проект Стратегии положительно оценен экспертами, одобрен на заседании Координационного совета по вопросам реформирования государственного управления (далее - Координационный совет).

Европейские стандарты надлежащего администрирования сформулированы в документе SIGMA "Принципы государственного управления", содержащем систему принципов и критериев оценки государственного управления (далее - Принципы государственного управления). Структура Стратегии соответствует принципам государственного управления, разработанным SIGMA в тесном сотрудничестве с Европейской Комиссией. Они определяют, что именно надлежащее управление означает на практике, и определяют основные требования к хорошо функционирующей системе органов государственного управления. Принципы сформулированы на основе международных стандартов и требований, а также надлежащих практик государств членов ЕС и/или стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Принципы государственного управления признаны некоторыми странами как перечень стандартов и система принципов и критериев для оценки реформ государственного управления. Стратегия с учетом Принципов государственного управления определяет следующие направления реформирования:

формирование и координация государственной политики (стратегическое планирование государственной политики, качество нормативно-правовой базы и государственной политики в целом, включая требования по формированию политики на основе тщательного анализа и участие общественности);

модернизация государственной службы и управления человеческими ресурсами;

обеспечение подотчетности органов государственного управления (прозрачность работы, свободный доступ к публичной информации, организация системы органов государственного управления с четким определением подотчетности, возможность судебного пересмотра решений);

предоставление административных услуг (стандарты предоставления и гарантии административных процедур, качество административных услуг, электронное управление);

управление государственными финансами (администрирование налогов, подготовка государственного бюджета, исполнение государственного бюджета, система государственных закупок, внутренний аудит, учет и отчетность, внешний аудит).

Цели и задачи реформирования в сфере управления государственными финансами определены Стратегией развития системы управления государственными финансами, одобренной распоряжением Кабинета Министров Украины от 1 августа 2013 года №774 (Официальный вестник Украины, 2013 г., №82, ст. 3052). Предполагается осуществить пересмотр указанной Стратегии.

Обеспечение гендерного равенства является составной частью Принципов государственного управления, предусматривает осуществление соответствующих мероприятий на всех этапах реализации этой Стратегии.

Действие этой Стратегии не распространяется на вопросы реформирования местного самоуправления, которое осуществляется в соответствии с положениями Концепции реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине, одобренной распоряжением Кабинета Министров Украины от 1 апреля 2014 года №333 (Официальный вестник Украины, 2014 г., №30, ст. 831), Государственной стратегии регионального развития на период до 2020 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 6 августа 2014 годам №385 (Официальный вестник Украины, 2014 г., №70, ст. 1966), и плана мероприятий на 20152017 годы по реализации Государственной стратегии регионального развития на период до 2020 года, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 7 октября 2015 года №821 (Официальный вестник Украины, 2015 г., №83, ст. 2752).

Кроме того, эта Стратегия также не распространяется на вопросы судебного надзора и пересмотра решений органов государственного управления, поскольку реформа административного судопроизводства является неотъемлемой частью комплексной судебной реформы. Стратегия реформирования судоустройства, судопроизводства и смежных правовых институтов на 2015-2020 годы была согласована Советом по вопросам судебной реформы и одобрена Указом Президента Украины от 20 мая 2015 года №276.

II. Связь стратегии с другими стратегическими документами

Эта Стратегия согласуется с положениями таких стратегических документов:

Стратегией устойчивого развития "Украина - 2020", одобренной Указом Президента Украины от 12 января 2015 года №5, в частности разделом 3 "Дорожная карта и первоочередные приоритеты реализации Стратегии", в котором одной из первоочередных реформ определена реформа государственного управления, имеющая целью построение прозрачной системы государственного управления, создание профессионального института государственной службы, обеспечение ее эффективности. Результатом проведения реформы должно стать создание эффективной, прозрачной, открытой и гибкой структуры государственного управления с применением новейших информационно-коммуникационных технологий (электронное управление) для обеспечения выработки и реализации целостной государственной политики, направленной на общественное постоянное и адекватное реагирование на внутренние и внешние вызовы;

Стратегией развития системы управления государственными финансами, одобренной распоряжением Кабинета Министров Украины от 1 августа 2013 года №774 (Официальный вестник Украины, 2013 г., №82, ст. 3052), в частности разделом III "Среднесрочное бюджетное прогнозирование и концептуальные основы среднесрочного бюджетного планирования, программно-целевой метод, стратегическое планирование на уровне министерств, других главных распорядителей бюджетных средств", задачами которой предусмотрено внедрение системы стратегического планирования на уровне министерств, других главных распорядителей бюджетных средств, ориентированной на обеспечение взаимосвязи планирования деятельности и бюджетного планирования, эффективное и прозрачное использование бюджетных средств;

Стратегией реформирования государственной службы и службы в органах местного самоуправления в Украине на период до 2017 года, одобренной распоряжением Кабинета Министров Украины от 18 марта 2015 года №227 (Официальный вестник Украины, 2015 г., №24, ст. 680), а именно ее положениями о разграничении политических должностей и должностей государственных служащих, обеспечение равного доступа граждан к государственной службе путем проведения открытого конкурса на занятие вакантных должностей, формирование эффективной системы управления человеческими ресурсами на государственной службе, установление прозрачной модели оплаты труда;

Государственной программой по реализации основ государственной антикоррупционной политики в Украине (Антикоррупционной стратегии) на 2015-2017 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 29 апреля 2015 года №265 (Официальный вестник Украины, 2015 г., №38, ст. 1146), положениями которой предусмотрены мероприятия по совершенствованию порядка обеспечения доступа общественности к публичной информации;

планом мероприятий по дерегулированию хозяйственной деятельности, утвержденным распоряжением Кабинета Министров Украины от 18 марта 2015 года №357, и планом действий по имплементации лучших практик качественного и эффективного регулирования, отраженных Группой Всемирного банка в методологии рейтинга "Ведение бизнеса" на 2016 год, утвержденным распоряжением Кабинета Министров Украины от 16 декабря 2015 года №1406.

III. Современное состояние государственного управления

Система государственного управления в Украине не отвечает потребностям страны в проведении комплексных реформ в различных сферах государственной политики и ее европейскому выбору, а также европейским стандартам надлежащего управления государством.

Украина занимает низкие позиции в мировых рейтингах конкурентоспособности, связанных с государственным управлением.

Согласно показателям Индекса мировой конкурентоспособности Всемирного экономического форума (2015 год) Украина занимает 130 место (среди 144 стран) в категории "эффективность правительства", 103 место в категории "прозрачность формирования государственной политики" и 115 место в категории "бремя государственного регулирования". В рейтинге Всемирного банка "Ведение бизнеса" позиция Украины является несколько лучше - в общем рейтинге в 2016 году Украина занимает 83 место. Значительное улучшение произошло в сфере открытия бизнеса - в этой категории Украина поднялась с 70 места в 2015 году до 30 места в 2016 году.

В настоящее время полная и глубокая оценка состояния дел в системе государственного управления Украины в соответствии с Принципами государственного управления не проводилась. В ряде государств стратегии государственного управления были разработаны на основе результатов оценки исходного состояния, которую проводили эксперты SIGMA. Проведение такой оценки предусмотрено настоящей Стратегией в рамках направления реформы, сосредоточивается на стратегических принципах реформирования государственного управления.

Проведение полной оценки существующего положения дел определено одним из мероприятий по реализации Стратегии. По результатам указанной оценки Стратегия будет пересматриваться до конца 2018 года.

Эта Стратегия направлена на решение следующих проблем, стоящих перед системой государственного управления:

по стратегическим основам реформирования государственного управления:

- отсутствие мощного политического лидерства и недостаточный уровень координации реформирования государственного управления на политическом уровне;

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.