Недействующая редакция. Принята: 11.05.2016 / Вступила в силу: 01.07.2017

Недействующая редакция, не действует с 1 декабря 2018 года

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 17 июля 2008 года №427-З

О средствах массовой информации

(В редакции Законов Республики Беларусь от 12.12.2013 г. №84-З, 20.12.2014 г. №213-З, 11.05.2016 г. №362-З)

  Принят Палатой представителей 24 июня 2008 года

Одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения

1. Аккредитация журналиста средства массовой информации - подтверждение права журналиста средства массовой информации освещать мероприятия, организуемые государственными органами, политическими партиями, другими общественными объединениями, иными юридическими лицами, а также другие события, происходящие на территории Республики Беларусь и за ее пределами.

1-1. Вещание теле- или радиопрограммы – распространение юридическим лицом, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, или иностранной организацией теле- или радиопрограммы самостоятельно либо с использованием в установленном законодательством Республики Беларусь порядке сетей электросвязи оператора электросвязи.

2. Вид средства массовой информации - газета, журнал, бюллетень, радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа, иная совокупность информационных сообщений и (или) материалов (передач), радио-, телепередач, носящих периодический характер и предназначенных для неопределенного круга лиц.

3. Видео-, кинохроникальная программа, радио-, телепрограмма - совокупность аудио-, аудиовизуальных информационных сообщений и (или) материалов (передач), имеющих постоянное название и носящих периодический характер.

4. Выпуск средства массовой информации - выход в свет печатного средства массовой информации, средства массовой информации, распространяемого через глобальную компьютерную сеть Интернет, или выход в эфир телевизионного, радиовещательного средства массовой информации.

5. Главный редактор (редактор) средства массовой информации - руководитель юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, либо уполномоченное им лицо.

6. Журналист иностранного средства массовой информации - физическое лицо, занимающееся сбором, редактированием и созданием (подготовкой) информационных сообщений и (или) материалов для юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, зарегистрированного за пределами Республики Беларусь, связанное с этим юридическим лицом трудовыми отношениями и имеющее аккредитацию в Республике Беларусь.

7. Журналист средства массовой информации - физическое лицо, занимающееся сбором, редактированием и созданием (подготовкой) информационных сообщений и (или) материалов для юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, связанное с этим юридическим лицом трудовыми либо другими договорными отношениями.

8. Иностранное средство массовой информации - средство массовой информации, зарегистрированное за пределами Республики Беларусь.

9. Информационное агентство - юридическое лицо, осуществляющее сбор, создание (подготовку), хранение информационных сообщений и (или) материалов и их распространение в средствах массовой информации и имеющее одновременно статус юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, и распространителя продукции средства массовой информации.

10. Корреспондентский пункт - обособленное подразделение юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации и которое осуществляет сбор, хранение и создание (подготовку) информационных сообщений и (или) материалов для данного средства массовой информации, а также распространение его продукции.

11. Массовая информация – предназначенные для неопределенного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие информационные сообщения и (или) материалы, опубликованные в печати, сообщенные посредством вещания теле- или радиопрограммы или в иной форме периодического распространения.

12. Недостоверная информация - не соответствующие действительности информационные сообщения и (или) материалы, распространяемые средством массовой информации.

12-1. Обязательный общедоступный пакет телепрограмм – перечень телепрограмм, обязательных для распространения операторами электросвязи, поставщиками услуг электросвязи на территории Республики Беларусь.

13. Периодичность средства массовой информации - выпуск средства массовой информации определенное количество раз через определенный промежуток времени.

14. Печатное средство массовой информации - газета, журнал, бюллетень, другое издание, имеющие постоянное название, порядковый номер, сквозную нумерацию страниц и выходящие в свет не реже одного раза в шесть месяцев.

15. Продукция средства массовой информации – тираж (часть тиража) отдельного номера печатного средства массовой информации, отдельный выпуск радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- либо видеозаписи программы, а также информационные сообщения и (или) материалы, распространяемые через глобальную компьютерную сеть Интернет.

16. Исключен в соответствии с Законом Республики Беларусь от 20.12.2014 г. №213-З

17. Радиовещательное средство массовой информации – радиопрограмма, распространяемая с использованием сетей электросвязи не реже одного раза в шесть месяцев.

18. Распространение продукции средства массовой информации - продажа, подписка, доставка печатного средства массовой информации, аудио- либо видеозаписей программ, трансляция и ретрансляция радио-, телепрограмм, демонстрация кинохроникальных программ, иная форма доведения массовой информации до всеобщего сведения.

19. Распространитель продукции средства массовой информации – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие распространение продукции средства массовой информации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, а также владелец информационного ресурса (его составной части) в случае распространения продукции средства массовой информации посредством информационного ресурса (его составной части), размещенного в глобальной компьютерной сети Интернет.

20. Средство массовой информации – форма периодического распространения массовой информации с использованием печати, вещания теле- или радиопрограммы, глобальной компьютерной сети Интернет.

21. Субъекты правоотношений в сфере массовой информации - республиканский орган государственного управления в сфере массовой информации, общественный координационный совет в сфере массовой информации, учредитель (учредители), главный редактор (редактор), журналист средства массовой информации, юридическое лицо, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, а также информационное агентство, корреспондентский пункт, распространитель продукции средства массовой информации.

22. Исключен в соответствии с Законом Республики Беларусь от 20.12.2014 г. №213-З

23. Телевизионное средство массовой информации – телепрограмма, распространяемая с использованием сетей электросвязи не реже одного раза в шесть месяцев.

24. Учредитель (учредители) средства массовой информации - физическое или юридическое лицо, в том числе государственный орган, самостоятельно либо совместно с другими физическими или юридическими лицами принявшее решение о создании средства массовой информации и обратившееся за его государственной регистрацией.

25. Физическое лицо - гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин, лицо без гражданства.

26. Юридическое лицо, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, - юридическое лицо, осуществляющее производство и выпуск средства массовой информации на основании решения учредителя (учредителей) средства массовой информации (далее - решение о редакции средства массовой информации), либо в случае, если указанное юридическое лицо не является учредителем средства массовой информации, - на основании договора этого юридического лица с учредителем (учредителями) средства массовой информации (далее - договор о редакции средства массовой информации).

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 20.12.2014 г. №213-З)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 2. Правовая основа деятельности средств массовой информации

1. Правовую основу деятельности средств массовой информации составляют Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон, международные договоры Республики Беларусь и иные акты законодательства Республики Беларусь.

2. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора Республики Беларусь.

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

Глава 1. Общие положения Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения Статья 2. Правовая основа деятельности средств массовой информации Статья 3. Сфера действия настоящего Закона Статья 4. Основные принципы деятельности средств массовой информации Статья 5. Свобода мнений, убеждений и их свободное выражение Статья 6. Недопустимость монополизации средств массовой информации Статья 7. Недопустимость незаконного ограничения свободы массовой информации Статья 8. Финансирование средств массовой информации Статья 9. Язык средств массовой информации Глава 2. Порядок учреждения и государственной регистрации (перерегистрации) средств массовой информации Статья 10. Учреждение средств массовой информации Статья 11. Государственная регистрация средств массовой информации Статья 12. Регистрационные требования Статья 13. Порядок государственной регистрации средств массовой информации Статья 14. Перерегистрация средств массовой информации Статья 15. Основания для отказа в государственной регистрации (перерегистрации) средства массовой информации Статья 16. Признание государственной регистрации средства массовой информации недействительной. Аннулирование свидетельства о государственной регистрации средства массовой информации Глава 3. Распространение продукции средств массовой информации Статья 17. Порядок распространения продукции средства массовой информации Статья 18. Распространение официальных информационных сообщений и (или) материалов Статья 19. Хранение информационных сообщений и (или) материалов Статья 20. Размещение (распространение) рекламы Статья 21. Изготовление и распространение продукции средств массовой информации эротического характера Глава 4. Особенности распространения печатных средств массовой информации Статья 22. Выходные сведения печатного средства массовой информации Статья 23. Обязательные бесплатные экземпляры печатных средств массовой информации Глава 5. Особенности деятельности телевизионных и радиовещетельных средств массовой информации Статья 24. Осуществление вещания теле- или радиопрограмм Статья 25. Выходные сведения телевизионного и радиовещательного средства массовой информации Статья 26. Официальные информационные сообщения Статья 26-1. Обязательный общедоступный пакет телепрограмм Глава 6. Правовой статус субъектов правоотношений в сфере массовой информации Статья 27. Республиканский орган государственного управления в сфере массовой информации Статья 28. Общественный координационный совет в сфере массовой информации Статья 29. Статус учредителя (учредителей) средства массовой информации Статья 30. Статус юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации Статья 31. Статус главного редактора (редактора) средства массовой информации Статья 32. Информационное агентство Статья 33. Корреспондентский пункт Статья 34. Статус журналиста средства массовой информации Статья 35. Аккредитация журналистов средств массовой информации Глава 7. Отношения средств массовой информации с государственными органами, иными юридическими и физическими лицами Статья 36. Право на получение, хранение и распространение информации Статья 37. Информация ограниченного доступа Статья 38. Информация, распространение которой в средствах массовой информации запрещено Статья 39. Защита источника информации Статья 40. Использование скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемок Статья 41. Использование авторских произведений и писем Статья 42. Право на опровержение (ответ) Статья 43. Порядок распространения опровержения (ответа) Статья 44. Основания для отказа в распространении опровержения (ответа) Глава 8. Международное сотрудничество в сфере массовой информации Статья 45. Международное сотрудничество средств массовой информации Статья 46. Корреспондентские пункты иностранных средств массовой информации Статья 47. Корреспондентские пункты средств массовой информации Республики Беларусь в иностранных государствах Глава 9. Ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о средствах массовой информации Статья 48. Ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о средствах массовой информации Статья 49. Письменное предупреждение Статья 50. Приостановление выпуска средства массовой информации Статья 51. Прекращение выпуска средства массовой информации Статья 51-1. Ограничение доступа к продукции средств массовой информации, распространяемой посредством информационного ресурса (его составной части), размещенного в глобальной компьютерной сети Интернет Статья 52. Обстоятельства, исключающие ответственность Глава 10. Заключительные положения Статья 53. Признание утратившими силу некоторых законов Республики Беларусь и их отдельных положений Статья 54. Меры по реализации положений настоящего Закона Статья 55. Вступление в силу настоящего Закона