База данных

Дата обновления БД:

22.09.2021

Добавлено/обновлено документов:

38 / 548

Всего документов в БД:

109976

Недействующая редакция. Принята 26.04.2018

Недействующая редакция, не действует с 17 августа 2018 года

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 25 мая 2017 года №82

О неподкупности

(В редакции Закона Республики Молдова от 26.04.2018 г. №74)

Парламент принимает настоящий органический закон.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Сфера регулирования

Настоящий закон регулирует сферу неподкупности в публичном секторе на политическом, институциональном и профессиональном уровнях, ответственность публичных субъектов, антикоррупционных органов и других органов, ответственных за культивирование, укрепление и контроль неподкупности в публичном секторе, сферы, важные для культивирования неподкупности в частном секторе в процессе взаимодействия такового с публичном сектором и для применения санкций за отсутствие неподкупности в публичном и частном секторах.

Статья 2. Цель закона

Настоящий закон направлен на культивирование неподкупности в публичном секторе и атмосферы нулевой толерантности к коррупции в публичных субъектах Республики Молдова посредством:

a) повышения доверия общества к тому, что публичные субъекты и публичные агенты выполняют свои обязанности в соответствии с публичными интересами, в том числе в процессе взаимодействия с частным сектором;

b) регулирования обязательных мер по обеспечению и укреплению институциональной и профессиональной неподкупности;

c) поощрения уведомления публичными агентами о проявлениях коррупции, а также обеспечения их защиты от мести;

d) выявления и устранения рисков коррупции в публичных субъектах;

e) наказания публичных агентов за проявления коррупции и руководителей публичных субъектов за отсутствие институциональной и профессиональной неподкупности.

Статья 3. Понятия

В целях настоящего закона используются следующие понятия:

профессиональная деятельность – осуществление публичными агентами своих служебных полномочий (прав и обязанностей) в соответствии с законодательными, нормативными и ведомственными актами, регулирующими деятельность публичных субъектов, в которых они работают;

уязвимая деятельность – профессиональная деятельность публичного агента, осуществление которой в рамках публичного субъекта подвержено риску коррупции;

публичный агент – лицо, работающее в публичном субъекте, исполняющее государственную должность, государственную должность с особым статусом, ответственную государственную должность, зачисленное в кабинет лица, исполняющего ответственную государственную должность, или оказывающее услуги общественного значения, а также местное выборное лицо;

антикоррупционный орган – по обстоятельствам, Национальный центр по борьбе с коррупцией, Национальный орган по неподкупности, Антикоррупционная прокуратура, Служба информации и безопасности, Министерство внутренних дел;

руководитель публичного субъекта – лицо или коллегиальный орган, ответственные за обеспечение мер по институциональной неподкупности, а также за наложение дисциплинарных взысканий в пределах компетенции в случаях инцидентов неподкупности;

коррупция – незаконное использование должности в частных интересах. Такое использование должности может осуществляться в рамках публичных или частных субъектов, непосредственно обладателем данной должности или косвенно посредниками, а частный интерес может быть в пользу обладателя должности или в пользу других лиц;

публичный субъект – юридическое лицо со статусом:

a) органа публичной власти, центрального органа власти, центрального отраслевого органа публичной власти, местного органа публичной власти, а также организационной структуры при данных органах или сферы их компетенции;

b) органа власти, учреждения, органа, организации, бюро или агентства – государственного, автономного, независимого, самоуправляемого и/или регулирующего;

c) Конституционного суда, судебной инстанции, прокуратуры;

d) государственного или муниципального предприятия, акционерного общества, в которых государству принадлежит мажоритарный пакет акций;

фактор риска – любое обстоятельство, допускающее, стимулирующее, провоцирующее возникновение коррупционных проявлений в рамках публичного субъекта или закрепляющее их;

фаворитизм – действие публичного агента при исполнении должности, выражающееся в оказании помощи физическим или юридическим лицам в решении их проблем, независимо от побуждений, которое не предусмотрено нормативными актами и которое не содержит признаков конфликта интересов или признаков состава преступления;

инцидент неподкупности – коррупционное проявление, происшедшее в реальных обстоятельствах, иное проявление, подобное коррупционному проявлению, происшедшее в рамках теста на профессиональную неподкупность;

ненадлежащее влияние – вмешательство в профессиональную деятельность публичного агента со стороны третьих лиц, выражающееся в давлении, угрозах или просьбах, направленное на его принуждение к осуществлению профессиональной деятельности определенным образом, когда такое вмешательство является незаконным и не сопровождается обещанием, предоставлением или дачей, лично или через посредника, не причитающихся ему имущества, услуг, преимуществ или выгод любого вида (не содержащее признаков состава преступления);

институциональная неподкупность – профессиональная неподкупность всех публичных агентов публичного субъекта, культивируемая, контролируемая и укрепляемая руководителем публичного субъекта, а также нулевая толерантность к инцидентам неподкупности, допущенным публичными агентами;

неподкупность в публичном секторе – политическая и институциональная неподкупность всех публичных субъектов Республики Молдова, которая обеспечивает осуществление профессиональной деятельности публичных агентов данных субъектов в строгом соответствии с общественными интересами;

неподкупность в частном секторе – способность коммерческих организаций взаимодействовать с публичными субъектами, а также между собой в законном порядке, прозрачно, объективно и на основе свободной конкуренции;

политическая неподкупность – способность конкурентов на выборах, доверенных лиц конкурентов на выборах и лиц, занимающих выборную или исключительно политическую должность, осуществлять свою деятельность с соблюдением норм этики, без коррупционных проявлений, с соблюдением общественных интересов, верховенства Конституции Республики Молдова и закона;

профессиональная неподкупность – способность публичного агента осуществлять свою профессиональную деятельность с соблюдением норм этики, без ненадлежащего влияния и коррупционных проявлений, с соблюдением общественных интересов, верховенства Конституции Республики Молдова и закона;

общественные интересы – общие интересы по развитию благосостояния общества в целом и по достижению законных частных интересов, гарантированная реализация которых обеспечивается функционированием публичных и частных субъектов, а также исполнением публичными агентами данных субъектов своих служебных полномочий в строгом соответствии с законоположениями, при эффективном и экономном использовании ресурсов;

частные интересы – интересы физических лиц (личные или групповые), приближенных к ним лиц или юридических лиц (ведомственные, корпоративные или клиентские) по реализации прав и свобод, в том числе с целью получения имущества, услуг, преимуществ, выгод в любой форме, предложений или обещаний таковых;

законные частные интересы – частные интересы, закрепленные Конституцией, национальным законодательством и международными договорами, стороной которых является Республика Молдова, или не противоречащие положениям таковых, а также не наносящие ущерба общим интересам по развитию благосостояния общества в целом и реализации законных прав и свобод других лиц;

коррупционные проявления – акты коррупции, смежные с ними акты, а также коррупционные деяния, указанные в главе VI;

коммерческие организации – коммерческие общества и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Молдова или за ее пределами;

риск коррупции – вероятность возникновения коррупционных проявлений, негативно влияющих на выполнение публичным субъектом своих задач;

услуги общественного значения – совокупная деятельность по обслуживанию населения в публичной сфере в рамках учреждений, предприятий, организаций или иных местных, муниципальных, государственных структур или структур с преимущественно государственным капиталом.

Статья 4. Принципы применения закона

Настоящий закон применяется с соблюдением следующих принципов:

a) повышение ответственности публичных субъектов за культивирование и укрепление атмосферы институциональной неподкупности, а также за применение санкций за отсутствие профессиональной неподкупности;

b) повышение ответственности антикоррупционных органов за оценку и мониторинг профессиональной неподкупности, а также за применение санкций за ее отсутствие;

c) справедливый баланс прав человека в отношении лиц, представляющих общественные интересы, даже если они не знают о нарушении своих прав коррупционными проявлениями публичных агентов, с одной стороны, и прав человека в отношении публичных агентов, допускающих инциденты неподкупности, с другой стороны;

d) культивирование неподкупности в публичном секторе и предупреждение коррупционных проявлений;

e) нулевая толерантность к коррупции в публичных субъектах и неизбежность применения законных санкций за отсутствие неподкупности в публичном секторе;

f) презумпция профессиональной неподкупности публичных агентов и институциональной неподкупности публичных субъектов;

g) презумпция добросовестности субъектов закона в процессе реализации его положений.

Статья 5. Субъекты закона

Субъектами, осуществляющими права, обязанности и полномочия, предусмотренные настоящим законом, являются:

a) публичные агенты, конкуренты на выборах и их доверенные лица;

b) публичные субъекты, руководители публичных субъектов;

c) ответственные антикоррупционные органы, другие органы публичной власти со специальными компетенциями;

d) физические и юридические лица в процессе взаимодействия с публичным сектором, в том числе коммерческие организации, гражданское общество и средства массовой информации.

Глава II. Культивирование неподкупности в публичном секторе

Статья 6. Способы культивирования неподкупности в публичном секторе

(1) Неподкупность в публичном секторе культивируется путем:

a) создания атмосферы политической неподкупности;

b) создания атмосферы институциональной неподкупности в публичных субъектах.

(2) Атмосфера политической неподкупности укрепляет доверие общества к институциональной неподкупности публичных субъектов, образованных в результате выборных процессов, и к профессиональной неподкупности публичных агентов, занимающих выборные должности и исключительно политические должности.

Раздел 1. Атмосфера политической неподкупности

Статья 7. Меры по обеспечению политической неподкупности

(1) Атмосфера политической неподкупности культивируется путем:

а) обеспечения прозрачности финансирования политических партий и избирательных кампаний;

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА Глава I. Общие положения Статья 1. Сфера регулирования Статья 2. Цель закона Статья 3. Понятия Статья 4. Принципы применения закона Статья 5. Субъекты закона Глава II. Культивирование неподкупности в публичном секторе Статья 6. Способы культивирования неподкупности в публичном секторе Раздел 1. Атмосфера политической неподкупности Статья 7. Меры по обеспечению политической неподкупности Статья 8. Прозрачность финансирования политических партий и избирательных кампаний Статья 9. Этика и профессиональная неподкупность лиц, занимающих выборные должности или исключительно политические должности Раздел 2. Атмосфера институциональной неподкупности Статья 10. Меры по обеспечению институциональной неподкупности Статья 11. Зачисление и продвижение по службе публичных агентов с учетом заслуг и профеcсиональной неподкупности Статья 12. Соблюдение правового режима несовместимости, ограничений в иерархии и ограничений в отношении рекламы Статья 13. Соблюдение правового режима декларирования имущества и личных интересов Статья 14. Соблюдение правового режима конфликта интересов Статья 15. Недопущение фаворитизма Статья 16. Соблюдение правового режима подарков Статья 17. Недопущение ненадлежащего влияния, уведомление о нем и его устранение Статья 18. Недопущение коррупционных проявлений, уведомление о них и защита осведомителей по неподкупности Статья 19. Нетерпимость к инцидентам неподкупности Статья 20. Обеспечение прозрачности процесса принятия решений Статья 21. Обеспечение доступа к информации общественного значения Статья 22. Прозрачное и ответственное управление публичным имуществом, финансами, подлежащими и не подлежащими возврату Статья 23. Соблюдение норм этики и деонтологии Статья 24. Соблюдение правового режима запретов и ограничений в связи прекращением полномочий, трудовых или служебных отношений и переходом публичных агентов в частный сектор Глава III. Контроль неподкупности в публичном секторе Статья 25. Меры контроля неподкупности в публичном секторе Раздел 1. Контроль неподкупности в рамках публичного субъекта Статья 26. Устранение рисков коррупции в процессе разработки проектов Статья 27. Менеджмент институциональных рисков коррупции Раздел 2. Контроль неподкупности, обеспечиваемый Национальным центром по борьбе с коррупцией Статья 28. Антикоррупционная экспертиза Статья 29. Оценка институциональной неподкупности, тестирование профессиональной неподкупности и регистр тестирования профессиональной неподкупности Раздел 3. Контроль неподкупности, обеспечиваемый Национальным органом по неподкупности Статья 30. Контроль имущества и личных интересов Статья 31. Контроль конфликта интересов, несовместимостей, запретов и ограничений Статья 31-1. Свидетельство о неподкупности Раздел 4. Контроль неподкупности, обеспечиваемый Службой информации и безопасности Статья 32. Проверка лиц, занимающих государственные должности, и кандидатов на государственные должности Статья 33. Оценка институциональной неподкупности, тестирование профессиональной неподкупности и регистр тестирования профессиональной неподкупности публичных агентов Национального центра по борьбе с коррупцией и Службы информации и безопасности Раздел 5. Контроль неподкупности, обеспечиваемый другими компетентными органами Статья 34. Полномочия по контролю неподкупности других компетентных органов Глава IV. Укрепление неподкупности в публичном секторе Статья 35. Меры по укреплению неподкупности в публичном секторе Статья 36. План по неподкупности Глава V. Культивирование неподкупности в частном секторе Статья 37. Меры по обеспечению неподкупности в частном секторе при его взаимодействии с публичным сектором Статья 38. Соблюдение запретов и ограничений, установленных для бывших публичных агентов Статья 39. Деловая этика Статья 40. Системы внутреннего контроля Статья 41. Прозрачность состава акционеров, учредителей, администраторов и выгодоприобретающих собственников коммерческих организаций Статья 42. Прозрачность деловых отношений частного сектора с государством Глава VI. Наложение наказания за отсутствие неподкупности в публичном и частном секторах Статья 43. Ответственность за отсутствие неподкупности Статья 44. Акты коррупции Статья 45. Акты, смежные с актами коррупции Статья 46. Коррупционные деяния Статья 47. Устранение последствий актов коррупции, смежных с ними актов и коррупционных деяний, возмещение ущерба Статья 48. Ответственность и возмещение ущерба Статья 49. Расследование актов коррупции и смежных с ними актов Глава VII. Заключительные и переходные положения Статья 50