Дата обновления БД:
08.06.2023
Добавлено/обновлено документов:
51 / 183
Всего документов в БД:
125302
НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 17 октября 2008 года №230
(В редакции Законов КР от 10 января 2009 года №5, 28 марта 2009 года №89, 30 апреля 2009 года №143, 29 мая 2009 года №175, 16 июля 2009 года №222, 24 июля 2009 года №245, 27 июля 2009 года №255, 18 января 2010 года №3, 29 января 2010 года №22, 10 февраля 2010 года №25, 12 марта 2010 года №48, 16 марта 2010 года №51, Декретов Временного Правительства КР от 21 апреля 2010 года ВП №17, 21 апреля 2010 года ВП №21, 17 сентября 2010 года ВП №128, 11 марта 2011 года №5, 30.05.2011 г. №33 (вступ. в силу 03.07.2011 г.), 16.06.2011 г. №47, 24.06.2011 г. №56 (вступ. в силу 28.07.2011 г.)30.06.2011 г. №64 (вступ. в силу 01.08.2011 г.), 08.07.2011 г. №87, 22.07.2011 г. №123, 22.12.2011 г. №248, 11.04.2012 г. №29 (см. вступ. в силу))
Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 2 октября 2008 года
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Отношения, регулируемые Налоговым кодексом Кыргызской Республики
1. Налоговый кодекс Кыргызской Республики (далее - Кодекс) регулирует отношения:
1) по установлению, введению в действие и взиманию налогов в Кыргызской Республике;
2) возникающие в процессе осуществления налогового контроля;
3) по привлечению к ответственности за нарушение требований настоящего Кодекса;
4) по обжалованию решений органов налоговой службы, действий и/или бездействия их сотрудников.
2. Отношения, регулируемые настоящим Кодексом, являются налоговыми правоотношениями.
3. К отношениям по взиманию налогов с перемещаемых через таможенную границу Кыргызской Республики товаров таможенное законодательство применяется в части, не урегулированной и не противоречащей налоговому законодательству Кыргызской Республики.
Статья 2. Налоговое законодательство Кыргызской Республики
1. Налоговое законодательство Кыргызской Республики - это система нормативных правовых актов, регулирующих налоговые правоотношения.
2. Налоговое законодательство Кыргызской Республики состоит из следующих нормативных правовых актов:
1) настоящего Кодекса;
2) нормативных правовых актов, принятых на основании настоящего Кодекса (далее в настоящем Кодексе - акты налогового законодательства Кыргызской Республики).
3. Настоящий Кодекс устанавливает:
1) принципы обложения налогами в Кыргызской Республике;
2) систему налогов в Кыргызской Республике;
3) виды налогов, взимаемых в Кыргызской Республике;
4) порядок введения в действие и прекращение действия местных налогов;
5) основания возникновения, изменения, прекращения и порядок исполнения налогового обязательства;
6) права и обязанности налогоплательщиков, органов налоговой службы и других участников налоговых правоотношений;
7) формы и методы налогового контроля;
8) ответственность за нарушение требований, установленных налоговым законодательством Кыргызской Республики;
9) порядок обжалования решений органов налоговой службы и действий и/или бездействия их сотрудников.
Статья 3. Действие международных договоров и иных соглашений
1. Если вступившим в установленном законом порядке международным договором, участником которого является Кыргызская Республика, установлены иные нормы, чем предусмотренные налоговым законодательством Кыргызской Республики, то применяются нормы такого международного договора.
2. Если соглашение, заключенное Правительством Кыргызской Республики, ратифицировано Жогорку Кенешем Кыргызской Республики либо заключено по поручению Жогорку Кенеша Кыргызской Республики во исполнение соглашения, ратифицированного Жогорку Кенешем Кыргызской Республики, устанавливает иные нормы, чем предусмотренные налоговым законодательством Кыргызской Республики, то к урегулированным таким соглашением налоговым отношениям применяются нормы этого соглашения.
(В редакции Законов КР от 30 апреля 2009 года №143, 29 мая 2009 года №175)
Статья 4. Термины и определения, используемые в настоящем Кодексе
1. Институты, термины и определения гражданского, семейного, таможенного и других отраслей законодательства Кыргызской Республики, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
2. В настоящем Кодексе используются следующие термины и определения:
1) "Агент" - субъект, осуществляющий деятельность на основе гражданско-правовых договоров, в том числе договоров поручения, комиссии, транспортной экспедиции либо агентского договора.
2) "Имущество" - объекты, относящиеся к имуществу в соответствии с гражданским законодательством Кыргызской Республики, а также имущественные и неимущественные права.
3) "Бюджет" - государственный бюджет Кыргызской Республики.
4) "Банк" - коммерческий банк, специализированное финансово-кредитное или кредитное учреждение или организация, имеющие лицензию или свидетельство Национального банка Кыргызской Республики (далее в настоящем Кодексе - НБКР).
5) "Выручка" - денежные средства, полученные или подлежащие получению налогоплательщиком от реализации товаров, работ, услуг в соответствии с установленными стандартами и выбранным методом бухгалтерского учета.
6) "Субъект" - физическое лицо, индивидуальный предприниматель, организация, обособленное подразделение, постоянное учреждение, осуществляющие экономическую деятельность, независимо от их организационно-правовой формы, вида деятельности, подчиненности и формы собственности и/или имеющие объекты налогообложения.
7) "Счет" - расчетный и иной счет в банке, на который зачисляются и с которого могут расходоваться денежные средства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.
8) "Основное средство" - имущество, которое является основным средством в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете Кыргызской Республики, стоимость которого превышает 10000 сомов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
9) "Налоговая задолженность" - сумма недоимки, а также неуплаченные суммы процентов, пени и налоговых санкций.
10) "Недоимка" - сумма налога, не уплаченная в срок, установленный налоговым законодательством Кыргызской Республики.
11) "Налоговая задолженность, признанная налогоплательщиком"непогашенная сумма налоговой задолженности:
указанная налогоплательщиком в налоговой отчетности;
начисленная по акту налоговой проверки, с которым налогоплательщик ознакомился и который подписал и не оспорил;
начисленная по акту налоговой проверки, в отношении которого имеется решение суда об ее уплате, вступившее в законную силу.
12) "Субъект малого предпринимательства" - организация или физическое лицо, зарегистрированные в установленном порядке в органах налоговой службы и осуществляющие предпринимательскую деятельность с объемом дохода за год, не превышающим размера регистрационного порога по налогу на добавленную стоимость.
13) "Уполномоченный государственный орган" - государственный орган Кыргызской Республики, имеющий функции и полномочия по регулированию налоговых правоотношений.
14) "Уполномоченный налоговый орган" - центральный государственный орган налоговой службы Кыргызской Республики.
15) "Налоговые органы" - территориальные и/или функциональные подразделения уполномоченного налогового органа.
16) "Близкие родственники" - лица, состоящие в брачных отношениях в соответствии с семейным законодательством Кыргызской Республики, усыновители и усыновленные, опекуны и (или) попечители, а также родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки.
3. Термины и определения налогового законодательства Кыргызской Республики используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях настоящего Кодекса.
(В редакции Закона КР от 27 июля 2009 года №255)
Статья 5. Принципы налогового законодательства Кыргызской Республики
1. Принципы налогового законодательства Кыргызской Республики определяются настоящим Кодексом.
2. Налоговое законодательство Кыргызской Республики основывается на принципах:
1) законности налогообложения;
2) обязательности налогообложения;
3) единства налоговой системы;
4) гласности налогового законодательства;
5) справедливости налогообложения;
6) презумпции добросовестности налогоплательщика;
7) презумпции правомерности;
8) определенности налогообложения.
3. Нормы налогового законодательства не могут противоречить принципам, установленным настоящим Кодексом.
4. Право установления налогов принадлежит Жогорку Кенешу Кыргызской Республики.
Налоги устанавливаются или отменяются исключительно настоящим Кодексом.
Решение о списании налоговой задолженности субъектов принимается отдельным законом.
5. Местные налоги, в пределах полномочий, предоставленных местному кенешу настоящим Кодексом, вводятся в действие нормативными правовыми актами местных кенешей.
6. Запрещается включать в законодательство, не являющееся налоговым законодательством Кыргызской Республики, нормы, регулирующие налоговые правоотношения, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
7. Отсутствие норм, необходимых для регулирования налоговых правоотношений, не может быть использовано против налогоплательщика, налогового представителя.
(В редакции Закона КР от 29 января 2010 года №22)
Статья 6. Принцип законности налогообложения
Ни на кого не может быть возложена обязанность уплатить налог, не предусмотренный настоящим Кодексом, а также взнос или платеж, обладающий установленными настоящим Кодексом признаками налога, либо установленные или введенные в действие в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Статья 7. Принцип обязательности налогообложения
Каждый обязан платить налоги в порядке и случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Все участники налоговых правоотношений обязаны соблюдать налоговое законодательство Кыргызской Республики.
Статья 8. Принцип единства налоговой системы
Налоговая система Кыргызской Республики является единой на всей территории Кыргызской Республики.
Статья 9. Принцип гласности налогового законодательства Кыргызской Республики
Нормативные правовые акты, регулирующие налоговые правоотношения, подлежат обязательному опубликованию в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики.
Статья 10. Принцип справедливости налогообложения
1. Налогообложение в Кыргызской Республике является всеобщим.
2. Запрещается предоставление налоговых льгот индивидуального характера, если иное не предусмотрено в статье 3 настоящего Кодекса.
3. Налоги не могут иметь дискриминационный характер и применяться исходя из гендерных, социальных, расовых, национальных, религиозных критериев.
(В редакции Закона КР от 30 апреля 2009 года №143)
Статья 11. Принцип презумпции добросовестности
Налогоплательщик и налоговый представитель признаются действующими добросовестно, пока этот факт не будет опровергнут на основании документально подтвержденных сведений в соответствии с порядком, установленным налоговым законодательством Кыргызской Республики.
Статья 12. Принцип презумпции правомерности
1. При возникновении налоговых правоотношений налогоплательщик или налоговый представитель признаются действующими или бездействующими правомерно во всех случаях, кроме случаев, когда такое действие или бездействие запрещено налоговым законодательством Кыргызской Республики, при одновременном соблюдении следующих условий:
1) действие или бездействие не противоречит принципам, установленным налоговым законодательством Кыргызской Республики; и
2) действие или бездействие не препятствует надлежащему исполнению налогового обязательства.
2. Уполномоченный государственный орган, органы налоговой службы, таможенные органы, а также органы местного самоуправления признаются действующими правомерно при возникновении налоговых правоотношений, если их действие предусмотрено налоговым законодательством Кыргызской Республики.
Органам, предусмотренным настоящей частью, запрещается осуществлять действие, не предусмотренное налоговым законодательством Кыргызской Республики.
Статья 13. Принцип определенности налогообложения
1. Налогообложение должно быть определенным.
Определенность налогообложения означает возможность установления в налоговом законодательстве Кыргызской Республики всех оснований и порядка возникновения, исполнения и прекращения налогового обязательства.
2. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения по каждому из налогов, за исключением налогов, предусмотренных разделами XI и XV настоящего Кодекса.
Статья 14. Действие налогового законодательства Кыргызской Республики в пространстве, во времени и по кругу лиц
1. Налоговое законодательство Кыргызской Республики действует на всей территории Кыргызской Республики, за исключением нормативных правовых актов местных кенешей, которые действуют на соответствующей территории.
2. Законы Кыргызской Республики, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов, повышения ставок налогов, вступают в силу с первого числа следующего налогового периода, не ранее 2 месяцев после их официального опубликования.
3. Налоговое законодательство Кыргызской Республики может иметь обратную силу, если оно:
1) отменяет налог;
2) снижает размер ставки налога;
3) освобождает от обязанности участника налоговых правоотношений;
4) освобождает от ответственности или смягчает ответственность за нарушение требований налогового законодательства Кыргызской Республики;
5) устанавливает дополнительные гарантии защиты прав участника налоговых правоотношений;
6) иным образом улучшает положение участника налоговых правоотношений.
4. Нормативные правовые акты Кыргызской Республики, устанавливающие новые налоги; повышающие размеры ставок налогов; устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения; устанавливающие новые налоговые обязательства участника налоговых правоотношений, обратной силы не имеют.
Статья 15. Соотношение нормативных правовых актов
1. Акты налогового законодательства Кыргызской Республики и другие нормативные правовые акты Кыргызской Республики не должны противоречить настоящему Кодексу.
2. При наличии противоречия между настоящим Кодексом и актами налогового законодательства и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики для регулирования налоговых правоотношений применяются нормы, установленные настоящим Кодексом.
3. В случае наличия противоречий между нормами настоящего Кодекса или отсутствия норм, необходимых для регулирования налоговых правоотношений, органы налоговой службы и/или судебные органы принимают решение в пользу налогоплательщика. В целях настоящей части под противоречиями между нормами настоящего Кодекса понимается наличие двух или нескольких норм, установленных настоящим Кодексом, противоречащих друг другу по смыслу и содержанию.
4. Нормативный правовой акт признается не соответствующим настоящему Кодексу при наличии одного из следующих обстоятельств:
1) акт принят органом, не имеющим в соответствии с настоящим Кодексом права принимать подобного рода акты, либо принят с нарушением порядка, установленного законодательством Кыргызской Республики;
2) акт отменяет или ограничивает права либо полномочия участника налоговых правоотношений, установленные настоящим Кодексом;
3) акт вводит, изменяет или отменяет определенное настоящим Кодексом содержание обязанностей, основания, условия, последовательность или порядок действий участника налоговых правоотношений;
4) акт запрещает действия, разрешенные или предписанные настоящим Кодексом;
5) акт разрешает или допускает действия, запрещенные настоящим Кодексом;
6) акт изменяет содержание терминов и определений, установленных в настоящем Кодексе, либо использует термины и определения в ином значении, чем они используются в настоящем Кодексе.
5. Орган, принявший нормативный правовой акт, не соответствующий настоящему Кодексу, обязан устранить такое несоответствие.
Статья 16. Порядок исчисления сроков, установленных налоговым законодательством Кыргызской Республики
1. Срок, установленный налоговым законодательством Кыргызской Республики, определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами или днями. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
2. Течение любого срока, предусмотренного налоговым законодательством Кыргызской Республики, начинается на следующий день после наступления соответствующей даты, истечения периода времени или события.
3. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом является период времени, состоящий из 12 календарных месяцев, следующих подряд.
Календарным годом является период времени, начинающийся 1 января года и заканчивающийся 31 декабря данного года.
4. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. При этом месяцем признается календарный месяц.
5. В случае когда окончание сроков, исчисляемых годами или месяцами, приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, срок истекает в последний день этого месяца.
6. В случаях когда последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.
7. Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до окончания рабочего времени последнего дня срока.
Статья 17. Участники налоговых правоотношений
Участниками налоговых правоотношений являются:
1) субъект, признаваемый налогоплательщиком в соответствии с настоящим Кодексом;
2) субъект, признаваемый налоговым представителем в соответствии с настоящим Кодексом;
3) уполномоченный государственный орган;
4) органы налоговой службы, таможенные органы;
5) органы местного самоуправления;
6) другие лица, права и обязанности которых в сфере налоговых правоотношений регулируются настоящим Кодексом.
Статья 18. Документы по применению норм налогового законодательства Кыргызской Республики
1. Уполномоченный государственный орган и органы налоговой службы обязаны предоставлять письменные ответы на запросы налогоплательщика по применению норм налогового законодательства Кыргызской Республики.
2. Уполномоченный государственный орган, проводящий налоговую политику, уполномоченный налоговый орган обязаны издавать правила, положения, инструкции и другие документы по применению налогового законодательства Кыргызской Республики.
3. Документы, указанные в части 1 настоящей статьи, не являются обязательными для налогоплательщика.
4. Документы, указанные в части 2 настоящей статьи, являются обязательными для применения в случаях, когда они приняты в целях реализации полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом.
5. Документы, издаваемые в соответствии с частью 2 настоящей статьи, подлежат размещению на открытом информационном веб-сайте уполномоченного государственного органа и/или уполномоченного налогового органа.
Статья 19. Понятие налога
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный денежный платеж, взимаемый с налогоплательщика в соответствии с налоговым законодательством Кыргызской Республики.
Статья 20. Косвенные налоги
Косвенными налогами являются налоги на товары, работы и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу, непосредственно не связанные с доходами или имуществом налогоплательщика, такие, как налог на добавленную стоимость, акцизный налог и налог с продаж.
Налоговая база, сумма и ставка косвенного налога отражаются налогоплательщиком в учетной документации и налоговой отчетности в порядке, устанавливаемом уполномоченным налоговым органом.
(В редакции Закона КР от 27 июля 2009 года №255)
Статья 21. Экономическая деятельность
1. Экономической деятельностью является предпринимательская и другая деятельность.
2. Предпринимательской деятельностью является деятельность,
определяемая в соответствии с Гражданским кодексом Кыргызской Республики.
3. Другой деятельностью является:
1) осуществление деятельности в соответствии с трудовым законодательством Кыргызской Республики;
2) вложение денежных средств в банки;
3) приобретение, передача или продажа ценных бумаг, доли физического или юридического лица в уставном капитале;
4) получение любых выплат в соответствии с долей физического или юридического лица в уставном капитале;
5) получение неустоек, штрафа, возмещения морального вреда;
6) получение страховой суммы (возмещения) по договорам страхования;
7) иная деятельность, не являющаяся предпринимательской деятельностью.
(В редакции Закона КР от 27 июля 2009 года №255)
Статья 22. Организация. Обособленное подразделение
1. Для целей настоящего Кодекса под организацией понимается:
1) юридическое лицо, созданное в соответствии с гражданским законодательством Кыргызской Республики (далее в настоящем Кодексе отечественная организация);
2) корпорация, компания, фирма, фонд, учреждение или иное образование, созданные в соответствии с законодательством страны учреждения, или международная организация (далее в настоящем Кодексе иностранная организация).
Международной организацией является субъект международного права, созданный на основании международного договора или соглашения.
2. Обособленным подразделением является подразделение, которое в совокупности отвечает следующим условиям:
1) осуществляет экономическую деятельность;
2) имеет территориальную и имущественную обособленность от основного места управления;
3) имеет персонал, связанный с организацией отношениями, регулируемыми Трудовым кодексом Кыргызской Республики.
Статья 23. Физическое лицо
1. Физическим лицом является гражданин Кыргызской Республики, иностранный гражданин и лицо без гражданства.
2. Физическим лицом-резидентом является любое физическое лицо, которое находится на территории Кыргызской Республики в течение 183 и более дней в течение любого периода, состоящего из 12 месяцев, следующих подряд и завершающихся в текущем налоговом периоде, либо на государственной службе Кыргызской Республики за границей.
3. Физическим лицом-нерезидентом является физическое лицо, которое не признается физическим лицом-резидентом в соответствии с настоящим Кодексом.
Статья 24. Индивидуальный предприниматель
Под индивидуальным предпринимателем понимается:
1) физическое лицо-резидент, которое осуществляет предпринимательскую деятельность без образования организации, включая деятельность на основе патента, и на которое возложено исполнение обязанностей, установленных настоящим Кодексом;
2) физическое лицо-нерезидент, которое осуществляет свою деятельность через постоянное учреждение в Кыргызской Республике.
Статья 25. Постоянное учреждение
1. Постоянное учреждение означает постоянное место деятельности, через которое полностью или частично осуществляется экономическая деятельность иностранной организации или физического лица-нерезидента (далее в настоящей статье - нерезидент).
2. Понятие "Постоянное учреждение", в частности, включает:
1) место управления;
2) отделение;
3) контору;
4) фабрику;
5) мастерскую;
6) шахту, нефтяную или газовую скважину, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов;
7) земельный участок;
8) строительную площадку или строительный, монтажный или сборочный объект или услуги, связанные с наблюдением за выполнением соответствующих работ, если только такие площадка или объект существуют в течение 183 и более календарных дней, или такие услуги оказываются в течение 183 и более календарных дней в течение любого 12-месячного периода;
9) установку или сооружение, используемые для разведки природных ресурсов, или услуги, связанные с наблюдением за выполнением этих работ, или буровую установку или судно, используемые для разведки природных ресурсов, если только такое использование длится в течение 183 и более календарных дней или такие услуги оказываются в течение 183 и более календарных дней в течение любого 12-месячного периода;
10) оказание услуг, включая консультационные услуги нерезидентом через персонал, нанятый этим нерезидентом, если персонал осуществляет такую деятельность на территории Кыргызской Республики в течение 183 и более календарных дней в течение любого 12-месячного периода.
3. Понятие "Постоянное учреждение" не включает:
1) использование сооружений исключительно с целью хранения, демонстрации или доставки товаров, принадлежащих нерезиденту;
2) содержание запасов товаров, принадлежащих нерезиденту, исключительно с целью хранения, демонстрации или доставки;
3) содержание запасов товаров, принадлежащих нерезиденту, исключительно с целью переработки другой организацией или физическим лицом;
4) содержание постоянного места деятельности исключительно с целью закупки товаров либо сбора информации для нерезидента;
5) содержание постоянного места деятельности исключительно с целью осуществления для нерезидента любой другой деятельности подготовительного или вспомогательного характера;
6) содержание постоянного места деятельности исключительно для осуществления любой комбинации видов деятельности, перечисленных в пунктах 1 - 5 части 3 настоящей статьи, при условии, что совокупная деятельность постоянного места деятельности, возникающая в результате такой комбинации, имеет подготовительный или вспомогательный характер;
7) осуществление экономической деятельности в Кыргызской Республике через агента, при условии, что такие лица действуют в рамках своей обычной деятельности.
Статья 26. Реализация товара
Товаром признается любое имущество, имеющее материально-вещественную форму.
Реализацией товара является передача права собственности на товар на возмездной или безвозмездной основе, в том числе обмен товарами.
Статья 27. Выполнение работ или оказание услуг
Выполнением работ или оказанием услуг признается любая предпринимательская деятельность, не являющаяся реализацией товаров.
(В редакции Закона КР от 27 июля 2009 года №255)
Статья 28. Электронный документ и цифровая подпись налогоплательщика
Электронным документом и электронной цифровой подписью налогоплательщика является документ, составленный и подписанный в соответствии с требованиями законодательства Кыргызской Республики об электронной цифровой подписи.
Статья 29. Непреодолимая сила
Непреодолимой силой является возникновение чрезвычайных и неотвратимых обстоятельств в результате стихийных бедствий, таких как землетрясения, наводнения или иных обстоятельств, которые невозможно предусмотреть или предотвратить, либо возможно предусмотреть, но невозможно предотвратить. Указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания.
Статья 30. Взаимозависимые субъекты
1. Взаимозависимыми субъектами являются субъекты, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими субъектов, а именно:
1) субъект непосредственно или косвенно участвует в организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов;
2) две организации, в которых участвует третий субъект, непосредственная и/или косвенная доля участия которого в каждой из них составляет более 20 процентов или контролируются таким субъектом;
3) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
4) субъекты, между которыми возникают отношения, регулируемые трудовым законодательством Кыргызской Республики;
5) близкие родственники;
6) учредитель управления и доверительный управляющий.
2. Суд может признать субъектов взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным частью 1 настоящей статьи, если отношения между этими субъектами могут повлиять на результаты сделок между ними.
3. Для целей части 1 настоящей статьи доля косвенного участия одного субъекта в организации через последовательность иных организаций определяется в виде произведения соответствующих долей участия.
Глава 2. Налоговая система Кыргызской Республики
Статья 31. Виды налогов
1. В Кыргызской Республике устанавливаются общегосударственные налоги, местные налоги, а также специальные налоговые режимы.
2. Общегосударственными налогами являются налоги, устанавливаемые настоящим Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Кыргызской Республики.
3. Местными налогами признаются налоги, устанавливаемые настоящим Кодексом и вводимые в действие нормативными правовыми актами местных кенешей, обязательные к уплате на территориях соответствующих административно-территориальных единиц.
4. К общегосударственным видам налогов относятся:
1) подоходный налог;
2) налог на прибыль;
3) налог на добавленную стоимость;
4) акцизный налог;
5) налоги за пользование недрами;
6) налог с продаж.
5. К местным налогам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество.
6. К специальным налоговым режимам относятся:
1) налог на основе обязательного патента;
2) налог на основе добровольного патента;
3) упрощенная система налогообложения на основе единого налога;
4) налоги на основе налогового контракта;
5) налоговый режим в свободных экономических зонах;
6) налог на специальные средства;
7) налоговый режим в Парке высоких технологий.
(Подпункт 7 части 6 статьи 31 введен в соответствии с Законом КР от 08.07.2011 г. №87)
Статья 32. Общие условия установления налогов
1. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, налог считается установленным лишь в том случае, когда настоящим Кодексом определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
1) объект налогообложения;
2) налоговая база;
3) ставка налога;
4) налоговый период;
5) порядок исчисления налога;
6) порядок уплаты налога;
7) сроки уплаты налога.
2. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, при установлении налога налоговым законодательством Кыргызской Республики могут предусматриваться налоговые льготы и освобождение от уплаты налога.
Статья 33. Объект налогообложения
1. Объектом налогообложения являются права и/или действия, с наличием которых возникает налоговое обязательство.
2. Объект налогообложения по каждому виду налога определяется в соответствии с настоящим Кодексом.
Статья 34. Налоговая база
Налоговой базой является стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, на основании которой исчисляется сумма налога.
Статья 35. Ставка налога
1. Ставкой налога является величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
2. Ставка налога устанавливается в процентах или в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы.
Статья 36. Налоговый период
1. Налоговым периодом является период времени, за который определяется налоговая база и исчисляется сумма налога. Если такой период не установлен, налоговым периодом является день возникновения налогового обязательства.
2. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, налоговым периодом по налогу является:
1) период времени со дня регистрации в качестве налогоплательщика по данному налогу до конца этого налогового периода;
2) период времени с начала налогового периода по налогу до дня исключения налогоплательщика из Государственного реестра налогоплательщиков Кыргызской Республики;
3) период времени со дня регистрации в качестве налогоплательщика по налогу до дня аннулирования регистрации налогоплательщика по данному налогу, в случае, если регистрация и ее аннулирование произошли в течение одного налогового периода.
Статья 37. Порядок исчисления налога
1. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, путем умножения налоговой базы на налоговую ставку, исходя из налоговых льгот и освобождений.
2. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, обязанность по исчислению суммы отдельных видов налогов возлагается на органы налоговой службы.
Статья 38. Срок уплаты налога
1. Сроки уплаты налогов устанавливаются применительно к каждому налогу отдельно согласно требованиям настоящего Кодекса.
2. Изменение установленного срока уплаты налога допускается исключительно в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
3. Нарушение сроков уплаты налога является основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной законодательством Кыргызской Республики.
Статья 39. Порядок уплаты налогов
1. Налог уплачивается:
1) всей суммой налога или по частям;
2) с отсрочкой или рассрочкой;
3) до или на дату возникновения налогового обязательства;
4) непосредственно налогоплательщиком или от его имени;
5) непосредственно по месту нахождения налогоплательщика или обособленного подразделения;
6) в наличной или безналичной денежной форме.
2. Порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу отдельно.
Статья 40. Налоговые режимы
1. Налоговым режимом признается порядок исчисления и уплаты налогов, применяемый в случаях и в порядке, установленных налоговым законодательством Кыргызской Республики.
2. В Кыргызской Республике устанавливаются общий налоговый режим и специальные налоговые режимы.
3. Общим налоговым режимом является режим, установленный настоящим Кодексом, за исключением следующих специальных налоговых режимов:
1) налог на основе обязательного патента;
2) налог на основе добровольного патента;
3) упрощенная система налогообложения на основе единого налога;
4) налоги на основе налогового контракта;
5) налоговый режим в свободных экономических зонах;
6) налог на специальные средства.
РАЗДЕЛ II УЧАСТНИКИ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Глава 3. Налогоплательщик. Налоговый представитель
Статья 41. Налогоплательщик
Налогоплательщиком является субъект, на которого возлагается обязанность уплачивать налог при наличии обстоятельств, установленных налоговым законодательством Кыргызской Республики.
Статья 42. Права налогоплательщика
1. Налогоплательщик имеет право:
1) требовать соблюдения налогового законодательства Кыргызской Республики от должностного лица органов налоговой службы;
2) выступать в налоговых правоотношениях лично либо через своего налогового представителя;
3) получать от соответствующих государственных органов информацию о налоговом законодательстве Кыргызской Республики, а также правила, положения и другие методические указания, разрабатываемые уполномоченным государственным органом, уполномоченным налоговым органом;
4) не применять формы налоговой отчетности, не опубликованные в официальных средствах массовой информации;
5) на основании письменного запроса безвозмездно получать о себе любую информацию, которая имеется в органах налоговой службы;
6) на зачет или возврат излишне уплаченной, а также излишне взысканной суммы налога;
7) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленных налоговым законодательством Кыргызской Республики;
8) требовать соблюдения налоговой тайны;
9) получать информацию о результатах налогового контроля;
10) представлять органам налоговой службы пояснения по результатам налогового контроля;
11) не представлять информацию и документы, не относящиеся к исполнению налогового обязательства;
12) обжаловать уведомление по результатам налоговой проверки, а также решение, действие или бездействие должностного лица органа налоговой службы;
13) на возмещение вреда и убытка, причиненных незаконным решением органа налоговой службы, неправомерным действием или бездействием его должностного лица в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
2. Налогоплательщик имеет также другие права, установленные налоговым законодательством Кыргызской Республики.
Статья 43. Обеспечение и защита прав налогоплательщика
1. Кыргызская Республика гарантирует административную и судебную защиту прав и законных интересов налогоплательщика.
2. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщика определяется настоящим Кодексом и иными законами Кыргызской Республики.
3. Права налогоплательщика обеспечиваются соответствующими обязанностями уполномоченного государственного органа, органов налоговой службы, таможенных органов, а также их должностных лиц.
4. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по обеспечению прав налогоплательщика влечет ответственность, предусмотренную законодательством Кыргызской Республики.
Статья 44. Обязанности налогоплательщика
1. Налогоплательщик обязан:
1) в установленном порядке зарегистрироваться в органе налоговой службы;
2) исполнять налоговое обязательство;
3) вести учет налогового обязательства в соответствии с требованиями, установленными настоящим Кодексом;
4) представлять налоговую отчетность в порядке и сроки, установленные настоящим Кодексом;
5) предоставлять пояснения, информацию и документы в случаях и в порядке, установленных настоящим Кодексом;
6) выполнять законное указание органов налоговой службы об устранении последствий налоговых правонарушений или о прекращении действия или бездействия, которые приводят к совершению налогового правонарушения;
7) не препятствовать законной деятельности должностного лица органов налоговой службы при исполнении им служебных обязанностей на основании настоящего Кодекса;
8) на основании предписания допускать должностное лицо органов налоговой службы, осуществляющее налоговый контроль в форме выездной налоговой проверки, рейдового налогового контроля и установления налогового поста, при проведении хронометражных обследований, а также взыскание налоговой задолженности, признанной налогоплательщиком, за счет наличных денежных средств, на территорию или в помещение, наличие или использование которых приводит к возникновению налогового обязательства;
9) в течение не менее 6 лет обеспечивать сохранность документов, подтверждающих учет и исполнение налогового обязательства;
10) предъявить книгу инспекторских проверок должностному лицу органа налоговой службы, проводящего проверку, для регистрации проверки или контроля;
11) сообщать об открытии или закрытии счетов в банках, включая о счетах, находящихся за пределами Кыргызской Республики, в течение 15 дней со дня открытия или закрытия таких счетов.
2. Налогоплательщик выполняет иные обязанности, установленные законодательством Кыргызской Республики.
Статья 45. Должностное лицо налогоплательщика
Должностным лицом налогоплательщика является:
1) руководитель исполнительного органа управления налогоплательщика;
2) руководитель постоянного учреждения организации;
3) физическое лицо, которому предоставлены полномочия по исполнению обязанностей, установленных настоящим Кодексом, на основании трудового договора или гражданско-правового договора или доверенности;
4) физическое лицо, временно исполняющее обязанности лиц, указанных в пунктах 1 - 3 настоящей статьи.
Статья 46. Налоговый представитель, его полномочия, права, обязанности и ответственность
1. Налогоплательщик вправе участвовать в налоговых правоотношениях лично, а также через налогового представителя.
2. Налоговый представитель имеет право выступать в налоговых правоотношениях от имени представляемого налогоплательщика.
3. Личное участие налогоплательщика в налоговых правоотношениях не лишает его права иметь налогового представителя, равно как участие налогового представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в налоговых правоотношениях.
4. Полномочия, права, обязанности и ответственность налогового представителя определяются:
1) налоговым законодательством Кыргызской Республики;
2) гражданско-правовым договором, заключаемым между налогоплательщиком и налоговым представителем;
3) доверенностью, выдаваемой налогоплательщиком налоговому представителю.
5. Действие или бездействие налогового представителя налогоплательщика, связанное с участием этого налогоплательщика в налоговых правоотношениях, признается действием или бездействием налогоплательщика.
6. Налоговым представителем налогоплательщика не может являться государственный орган или должностное лицо государственного органа.
Глава 4. Налоговая служба
Статья 47. Органы налоговой службы
1. Органы налоговой службы состоят:
1) из уполномоченного налогового органа;
2) из налоговых органов.
Органы налоговой службы имеют статус юридического лица и осуществляют налоговое управление в пределах компетенции, установленной законодательством Кыргызской Республики, а также участвуют в реализации налоговой политики Кыргызской Республики.
2. Налоговые органы не подчиняются местным государственным администрациям и органам местного самоуправления.
3. Запрещается вмешательство государственных органов и органов местного самоуправления в деятельность органов налоговой службы, уполномоченного государственного органа при осуществлении ими своих полномочий, установленных налоговым законодательством Кыргызской Республики.
4. Порядок прохождения службы, правовая и социальная защита сотрудников органов налоговой службы, присвоение им специальных званий определяются специальным законом.
5. Финансирование расходов органов налоговой службы производится за счет средств государственного бюджета, включая процентные отчисления от сумм фактически поступивших налогов, и целевых внебюджетных средств.
Статья 48. Должностное лицо органов налоговой службы
Должностным лицом органов налоговой службы является руководитель или сотрудник органов налоговой службы, обладающий полномочием, установленным настоящим Кодексом.
Статья 49. Задачи органов налоговой службы
На органы налоговой службы возлагаются следующие задачи:
1) контроль соблюдения налогового законодательства Кыргызской Республики;
2) оказание содействия налогоплательщику или его налоговому представителю по исполнению налогового обязательства в соответствии с требованиями, установленными налоговым законодательством Кыргызской Республики.
Статья 50. Права органов налоговой службы и их должностных лиц
1. Органы налоговой службы и их должностные лица имеют право:
1) разрабатывать и утверждать нормативные правовые акты, предусмотренные налоговым законодательством Кыргызской Республики в порядке, установленном настоящим Кодексом;
2) осуществлять налоговый контроль в порядке, установленном настоящим Кодексом;
3) при осуществлении налогового контроля требовать от налогоплательщика представления документов по исчислению, удержанию и уплате налогов в бюджет по формам, установленным уполномоченным налоговым органом;
4) при осуществлении налогового контроля требовать от налогоплательщика пояснений по заполнению документов по исчислению, удержанию и уплате налогов, а также документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность удержания и уплаты налогов;
5) в ходе осуществления налогового контроля в порядке, определенном настоящим Кодексом, получать у налогоплательщика копии документов;
6) проводить в соответствии с настоящим Кодексом обследование любых территорий, помещений, документов и предметов, имеющих значение для полноты проведения налогового контроля;
7) по вопросам, связанным с налогообложением проверяемого налогоплательщика, получать, в порядке, установленном настоящим Кодексом, от банков сведения о наличии и номерах банковских счетов налогоплательщика, об остатках и движении денег на этих счетах с соблюдением установленных законодательством Кыргызской Республики требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую тайну;
8) определять налоговое обязательство налогоплательщика на основе косвенных методов оценки в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом;
9) обращаться в органы, регистрирующие налогоплательщиков, с заявлением о принудительной ликвидации в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики;
10) предъявлять в суды иски, в том числе о ликвидации организации по основаниям, предусмотренным законодательством Кыргызской Республики;
11) требовать устранения выявленных нарушений налогового законодательства Кыргызской Республики и контролировать выполнение указанных требований;
12) требовать и получать информацию от других государственных органов и органов местного самоуправления, связанную с объектами налогообложения и исчисления налоговых обязательств в соответствии с настоящим Кодексом;
13) осуществлять контроль по сбору налогов;
14) заключать налоговый контракт.
2. Для осуществления полномочий, установленных настоящим Кодексом, органы налоговой службы и их должностные лица имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и законодательством Кыргызской Республики.
Статья 51. Обязанности органов налоговой службы и их должностных лиц
1. Органы налоговой службы и их должностные лица обязаны:
1) соблюдать права и законные интересы налогоплательщика;
2) соблюдать налоговое законодательство Кыргызской Республики и требовать от налогоплательщиков его исполнения;
3) оказывать содействие налогоплательщикам в исполнении ими налоговых обязательств;
4) доводить до сведения налогоплательщика через официальные средства массовой информации формы установленной налоговой отчетности, порядок их заполнения, способ и сроки их представления в орган налоговой службы;
5) в случаях, предусмотренных налоговым законодательством Кыргызской Республики, предоставить ответ на письменный запрос налогоплательщика;
6) осуществлять налоговый контроль исполнения налогового обязательства;
7) вести учет налогоплательщиков, объектов налогообложения, начисленных и уплаченных налогов;
8) если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, предоставлять за счет бюджетных средств бланки установленных форм налоговой отчетности, в случае их выдачи органами налоговой службы;
9) разъяснять порядок заполнения форм установленной налоговой отчетности;
10) проводить налоговую проверку строго по предписаниям;
11) регистрировать налоговые проверки и другие формы налогового контроля в книге инспекторских проверок;
12) соблюдать служебную, коммерческую, налоговую, банковскую и иную тайну, охраняемую законодательством Кыргызской Республики;
13) вручать уведомление налогоплательщику по исполнению налогового обязательства в сроки и случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
14) по письменному запросу налогоплательщика не позднее двухдневного срока представлять справку о состоянии расчетов с бюджетом по исполнению налоговых обязательств;
15) обеспечивать в течение 6 лет сохранность документов, подтверждающих факт исполнения налогового обязательства;
16) применять способы обеспечения исполнения налогового обязательства в порядке, установленном настоящим Кодексом;
17) налагать на налогоплательщика налоговые санкции согласно требованиям, установленным настоящим Кодексом, а также применять санкции в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики об административной ответственности;
18) рассматривать жалобы налогоплательщиков в порядке, установленном настоящим Кодексом.
2. Органы налоговой службы обязаны публиковать на открытом информационном веб-сайте уполномоченного государственного органа отчет о работе органов налоговой службы до первого марта года, следующего за отчетным календарным годом. Данный отчет должен содержать следующую информацию за отчетный календарный год:
1) наименование и суммы налогов, собранных органами налоговой службы;
2) суммы налоговой задолженности;
3) расходы, понесенные налоговыми органами в процессе сбора налогов;
4) статистические данные по предоставленным налоговым льготам, отсрочкам, рассрочкам по уплате налоговой задолженности;
5) описание достижений и недостатков в работе органов налоговой службы;
6) список фамилий и имен физических лиц, наименований организаций, которые имеют признанную налоговую задолженность в размере, превышающем 5000 расчетных показателей с указанием размера налоговой задолженности.
3. Если по результатам выездной налоговой проверки выявлены суммы неисчисленного налога, превышающие порог, с которого наступает уголовная ответственность, органы налоговой службы направляют на рассмотрение правоохранительных органов материалы налоговой проверки в случае:
1) если соответствующее уведомление вступило в законную силу и не обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий орган налоговой службы или в суд в течение срока подачи налогоплательщиком жалобы на уведомление, установленного настоящим Кодексом и сумма налога, указанная в уведомлении, не уплачена налогоплательщиком в срок, установленный уведомлением;
2) если в отношении жалобы налогоплательщика на уведомление имеется вступившее в законную силу соответствующее решение уполномоченного налогового органа или суда.
4. Органы налоговой службы и их должностные лица выполняют также иные обязанности, предусмотренные налоговым законодательством Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 27 июля 2009 года №255)
Статья 52. Полномочия таможенных органов в сфере налоговых правоотношений
Таможенные органы осуществляют взимание налогов в бюджет при перемещении товаров через таможенную границу Кыргызской Республики в соответствии с таможенным и налоговым законодательствами Кыргызской Республики.
Статья 53. Конфликт интересов
1. Должностному лицу органов налоговой службы запрещается осуществление служебных обязанностей в отношении налогоплательщика:
1) если налогоплательщик является этому должностному лицу близким родственником, или
2) если это должностное лицо или близкий родственник этого должностного лица имеют прямую или косвенную финансовую заинтересованность, связанную с экономической деятельностью налогоплательщика или с исполнением его налогового обязательства.
2. Должностное лицо органа налоговой службы обязано принимать меры, чтобы не допускать возникновения конфликта интересов в своей деятельности.
Статья 54. Налоговая тайна
1. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, налоговую тайну составляют любые полученные органом налоговой службы или его должностным лицом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:
1) о реквизитах налогоплательщика (наименование или фамилия, имя и отчество налогоплательщика, адрес), а также об идентификационном номере налогоплательщика;
2) о регистрации налогоплательщика в качестве плательщика налога на добавленную стоимость;
3) о счетах-фактурах по налогу на добавленную стоимость и марках акцизного сбора;
4) о сумме налоговой задолженности, признанной налогоплательщиком;
5) о нарушениях налогоплательщиком налогового законодательства Кыргызской Республики и мерах ответственности за эти нарушения, установленные вступившим в силу решением суда либо признанные налогоплательщиком;
2. Налоговая тайна не подлежит разглашению органами налоговой службы, их должностными лицами, за исключением случаев, когда сведения передаются:
1) другим должностным лицам органов налоговой службы, таможенных органов, уполномоченного государственного органа в ходе или в целях исполнения ими своих обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом или Таможенным кодексом;
2) правоохранительным органам, исключительно в отношении налогоплательщика, по которому возбуждено уголовное дело по факту налогового правонарушения;
3) суду в ходе судебного разбирательства по установлению налоговой задолженности налогоплательщика или его ответственности за налоговые правонарушения;
4) уполномоченному государственному органу по делам о банкротстве, администратору (временному администратору, специальному администратору, консерватору, внешнему управляющему) в целях осуществления ими полномочий, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики о банкротстве, по тем субъектам, в отношении которых возбужден процесс банкротства или в отношении которых вынесено решение об инициировании процесса банкротства;
5) уполномоченному государственному органу по делам государственной службы Кыргызской Республики в отношении лиц, обязанных представлять декларацию об имуществе и доходах в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о государственной службе;
6) депутатам Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, аппарату Правительства Кыргызской Республики, Службе финансовой разведки Кыргызской Республики в случаях, установленных законодательством Кыргызской Республики, регулирующим их деятельность;
7) налоговым или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами о взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами, участником которых является Кыргызская Республика.
3. За исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, информацию относительно налогоплательщика, составляющую налоговую тайну, можно открыть другому лицу с письменного согласия налогоплательщика.
4. К разглашению налоговой тайны относятся использование или передача другому субъекту информации о налогоплательщике, ставшей известной должностному лицу государственных органов при исполнении им своих обязанностей, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
5. Поступившие в органы налоговой службы сведения, составляющие налоговую тайну, должны иметь специальный режим хранения и доступа, который определяется письменным решением руководителя органа налоговой службы.
6. Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, должны иметь должностные лица, определяемые письменным решением руководителя органа налоговой службы. Право доступа этих должностных лиц указывается также в предписании на проведение налоговой проверки.
7. Органы налоговой службы, их должностные лица, а также лица, ранее являвшиеся должностными лицами органов налоговой службы, обязаны хранить в тайне любую информацию относительно налогоплательщика, которая получена ими при исполнении служебных обязанностей.
8. За разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, лицо, которому эти сведения известны в связи с профессиональной или служебной деятельностью, обязано полностью возместить ущерб, причиненный налогоплательщику, а также выплатить иную компенсацию.
За незаконное получение сведений, составляющих налоговую тайну, повлекшее причинение ущерба, лицо, которым эти сведения получены незаконно, обязано полностью возместить ущерб, причиненный налогоплательщику, а также выплатить иную компенсацию.
Незаконное получение сведений, составляющих налоговую тайну, не повлекшее причинение ущерба, влечет административную ответственность.
9. Запрещается государственным органам истребовать от органов налоговой службы информацию и документы, составляющую налоговую тайну, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
10. Должностные лица государственных органов, нарушающие требования части 9 настоящей статьи, несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
РАЗДЕЛ III НАЛОГОВОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО И НАЛОГОВАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ
Глава 5. Общие положения
Статья 55. Налоговое обязательство
1. Налоговым обязательством является обязанность налогоплательщика уплатить налог при наличии обстоятельств, установленных налоговым законодательством Кыргызской Республики.
2. Налоговое обязательство является денежным обязательством.
3. Органы налоговой службы обязаны требовать от налогоплательщика исполнения его налогового обязательства.
4. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения налогового обязательства органы налоговой службы имеют право применять способы по его обеспечению и меры принудительного исполнения налогового обязательства в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Статья 56. Возникновение, изменение, исполнение и прекращение налогового обязательства
1. Налоговое обязательство возникает, изменяется, считается исполненным или прекращенным при наличии оснований, которые устанавливаются налоговым законодательством Кыргызской Республики.
Недействующая редакция, не действует с 20.04.2012 г.