Дата обновления БД:
25.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
145 / 323
Всего документов в БД:
133206
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
от 8 сентября 2017 года №УП-5185
Об утверждении Концепции административной реформы в Республике Узбекистан
(В редакции Указов Президента Республики Узбекистан от 18.01.2018 г. №УП-5304, 08.02.2018 г. №УП-5329, 03.05.2018 г. №УП-5428, 24.05.2018 г. №УП-5447, 05.06.2018 г. №УП-5456, 07.06.2018 г. №УП-5457, 11.07.2018 г. №УП-5475, 12.07.2018 г. №УП-5477)
Успешная реализация широкомасштабных реформ на современном этапе развития страны и достижение целей Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах требуют создания совершенно новой, эффективно и качественно функционирующей системы государственного управления, организации слаженной деятельности органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах (далее — органы исполнительной власти).
Вместе с тем, полноценной реализации проводимых реформ и достижению поставленных целей препятствуют не отвечающие современным требованиям институциональные основы и принципы деятельности отдельных органов исполнительной власти и органов хозяйственного управления.
Сохраняется ряд системных проблем и недостатков, сдерживающих успешное проведение государственной политики по модернизации отраслей экономики и социальной сферы, всестороннему развитию территорий, повышению уровня жизни и благосостояния населения, в числе которых:
первое, основы организации деятельности органов исполнительной власти не обеспечивают своевременное решение накопившихся проблем на местах, снижающих темпы развития территорий;
второе, декларативный характер задач, возложенных на отдельные органы исполнительной власти, недостаточность организационно-правовых механизмов их реализации, дублирование функций и избыточность государственного регулирования отрицательно сказываются на эффективности реализуемых реформ;
третье, действующая система координации и контроля деятельности органов исполнительной власти не обеспечивает своевременное выявление и устранение системных проблем, препятствующих исполнению принимаемых решений;
четвертое, механизмы оценки деятельности органов исполнительной власти сводятся лишь к констатации фактов и текущему сбору статистических данных, которые зачастую не отражают фактическое положение дел на местах;
пятое, отсутствуют четкое разграничение сфер ответственности органов исполнительной власти и их руководителей, действенные механизмы внутриведомственного и межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти, особенно на местах;
шестое, чрезмерная централизация государственных функций и полномочий приводит к снижению роли органов исполнительной власти на местах в формировании программ развития территорий и решении насущных проблем населения;
седьмое, уровень внедрения в управленческий процесс современных инновационных методов планирования и организации работы, передовых информационно-коммуникационных технологий не позволяет оперативно отслеживать ход и обеспечивать эффективную реализацию принимаемых решений, а также является причиной излишней бюрократизации и высоких издержек государственного управления;
восьмое, совмещение органами хозяйственного управления государственных регулятивных и хозяйственных функций, устаревшая система отраслевого управления, не обладающая достаточной гибкостью и рыночной ориентированностью, необоснованное предоставление индивидуальных льгот, преференций и привилегий сдерживают развитие здоровой конкурентной среды;
девятое, неразвитость социального и государственно-частного партнерства ограничивает участие негосударственных некоммерческих организаций и субъектов предпринимательства в решении актуальных социально-экономических проблем и, как следствие, не обеспечивает снижение бюджетных затрат;
десятое, недостаточная открытость и непрозрачность деятельности органов исполнительной власти, слабые механизмы общественного контроля приводят к чрезмерной бюрократии и различным проявлениям коррупции;
одиннадцатое, отсутствие должной ответственности и инициативности у отдельных руководителей отрицательно сказывается на своевременном и качественном решении поставленных задач и целевых установок по комплексному социально-экономическому развитию территорий.
В целях устранения указанных системных проблем, повышения эффективности системы государственного управления с учетом современных общемировых тенденций инновационного развития, а также последовательной реализации задач, определенных Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах:
1. Утвердить:
Концепцию административной реформы в Республике Узбекистан согласно приложению №1;
"Дорожную карту" по реализации Концепции административной реформы в Республике Узбекистан (далее — "Дорожная карта") согласно приложению №2.
2. Основными направлениями и задачами административной реформы по коренному реформированию системы государственного управления определить:
а) совершенствование институциональных и организационно-правовых основ деятельности органов исполнительной власти, предусматривающее:
внедрение четких критериев и процедур создания и упразднения органов исполнительной власти, в том числе их структурных и территориальных подразделений;
оптимизацию органов исполнительной власти, их структур и подразделений;
повышение самостоятельности органов исполнительной власти и их руководителей при осуществлении государственной политики в закрепленной сфере;
дальнейшее внедрение системы "Электронное правительство";
дальнейшее совершенствование системы оказания государственных услуг;
развитие системы административной юстиции;
б) конкретизацию задач (функций, полномочий),механизмов их реализации и сфер ответственности органов исполнительной власти, совершенствование процессов координации и взаимодействия, предусматривающие:
определение конкретных задач (функций, полномочий) и сфер ответственности органов исполнительной власти, внедрение четкой системы координации и контроля за деятельностью вверенных структур;
повышение инициативности и усиление роли территориальных органов исполнительной власти в формировании государственных и региональных программ развития;
внедрение принципиально новой системы оценки деятельности органов исполнительной власти всех уровней и их руководителей, основанной на достижении целевых индикаторов и эффективности реализации стратегических программ развития, в том числе посредством заслушивания их отчетов представительными органами власти;
внедрение модели "умное регулирование" и стандартизированной методологии анализа регуляторного воздействия принимаемых решений;
совершенствование регуляторных инструментов путем передачи отдельных государственных функций субъектам общественного контроля;
внедрение современных методов организации работы (менеджмент качества, индикативное планирование, аутсорсинг, краудсорсинг), направленных на достижение конкретных результатов;
широкое использование в процессе разработки программ развития и мониторинга их реализации современных форм и механизмов взаимодействия с общественностью;
в) дальнейшее сокращение административного воздействия на отрасли экономики и расширение рыночных механизмов управления, предусматривающие:
совершенствование системы управления в наиболее востребованных отраслях экономики и социальной сферы (промышленность, транспорт, энергетика и другие), направленное на развитие здоровой конкурентной среды, исключение конфликта государственных и коммерческих интересов;
выработку четких рыночных механизмов участия государства в экономической деятельности;
совершенствование правовой и институциональной базы социального и государственно-частного партнерства, направленной на обеспечение широкого участия негосударственных некоммерческих организаций и субъектов предпринимательства в решении актуальных вопросов социально-экономического развития;
передачу отдельных государственных функций частному сектору с внедрением механизмов государственного контроля за их надлежащим выполнением;
г) совершенствование механизмов вертикальной системы управления и взаимодействия органов исполнительной власти, предусматривающее:
поэтапную децентрализацию государственного управления;
расширение финансовых возможностей, роли и ответственности органов государственной власти на местах;
обеспечение практической реализации принципа разделения властей при организации системы государственной власти на местах;
повышение роли и эффективности деятельности органов самоуправления граждан в решении актуальных вопросов социально-экономического развития;
д) внедрение в систему государственного управления современных форм стратегического планирования, инновационных идей, разработок и технологий, предусматривающее:
создание системы стратегического планирования и внедрение современных форм государственного управления, основанных на широком использовании инновационных идей, разработок и технологий;
всестороннюю поддержку и широкое привлечение инвестиций в сферу развития научно-исследовательской и инновационной деятельности, в том числе по разработке инновационных идей и технологий;
создание эффективных механизмов внедрения современных достижений научно-исследовательской и инновационной деятельности;
широкое внедрение природоохранных, ресурсо- и энергосберегающих технологий;
е) формирование эффективной системы профессиональной государственной службы, введение действенных механизмов противодействия коррупции в системе органов исполнительной власти, предусматривающие:
разработку проектов нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы организации государственной службы, специальных образовательных направлений подготовки специалистов в сфере государственного управления;
создание достойных условий оплаты труда и социального обеспечения государственных служащих;
обеспечение прозрачности и открытости деятельности органов исполнительной власти;
коренное совершенствование системы работы с обращениями физических и юридических лиц.
3. Образовать:
Комиссию по реализации Концепции административной реформы в Республике Узбекистан (далее — Комиссия) в составе согласно приложению №3;
рабочие группы по проведению критического изучения и подготовке предложений по коренному реформированию системы государственного управления (далее — рабочие группы) в составах согласно приложению №4.
4. Комиссии (А.Н. Арипов):
в недельный срок утвердить график проведения критического изучения и подготовки предложений по коренному реформированию системы государственного управления;
обеспечить качественную разработку и внесение в установленном порядке проектов нормативно-правовых актов, направленных на реализацию Концепции административной реформы в Республике Узбекистан и "Дорожной карты";
организовать в рамках реализации Концепции административной реформы в Республике Узбекистан встречи, семинары, "круглые столы" и пресс-конференции с широким привлечением представителей институтов гражданского общества, средств массовой информации, научных кругов и зарубежных экспертов;
установить строгий контроль за полной, своевременной и качественной реализацией Концепции административной реформы в Республике Узбекистан и "Дорожной карты".
5. Министерству юстиции Республики Узбекистан:
обеспечить проведение мониторинга за качественной и своевременной подготовкой, согласованием и внесением проектов нормативно-правовых актов, разрабатываемых в рамках реализации Концепции административной реформы в Республике Узбекистан и "Дорожной карты";
ежемесячно вносить в Комиссию информацию о результатах мониторинга.
6. Национальному информационному агентству Узбекистана, Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Узбекскому агентству по печати и информации организовать в средствах массовой информации публикации и тематические передачи по освещению целей и задач настоящего Указа.
7. Министерству иностранных дел Республики Узбекистан оказать Комиссии, рабочим группам содействие в организации изучения законодательства и правоприменительной практики передовых зарубежных стран в сфере государственного управления с привлечением, при необходимости, представителей зарубежных (международных) организаций.
8. Установить, что руководители служб аппарата Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров, министерств и ведомств, а также рабочих групп несут персональную ответственность за своевременное, полное и качественное выполнение задач, предусмотренных настоящим Указом.
9. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова, государственных советников Президента Республики Узбекистан У.С. Исмаилова, О.Б. Муродова и Генерального прокурора Республики Узбекистан И.Б. Абдуллаева.
Президент Республики Узбекистан
Шавкат Мирзиёев
Приложение №1
к Указу Президента Республики Узбекистан от 8 сентября 2017 года №УП-5185
Концепция административной реформы в Республике Узбекистан
Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах (далее — Стратегия действий) ключевыми целями модернизации государства и общества определены совершенствование государственного и общественного строительства, обеспечение верховенства закона и усиление гарантий защиты прав и свобод граждан, развитие и либерализация отраслей экономики и социальной сферы, обеспечение безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, осуществление взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики.
Важнейшим условием достижения указанных целей является четкое функционирование системы государственного управления, способной обеспечить полноценную реализацию осуществляемых реформ, принимаемых нормативно-правовых актов и государственных программ, а также своевременно выявлять и эффективно решать проблемы общественно-политического и социально-экономического развития.
Вместе с тем, системный анализ хода реализации Стратегии действий и результаты диалога с населением свидетельствуют о сохранении серьезных недостатков в организации деятельности органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах (далее — органы исполнительной власти), препятствующих полноценной реализации реформ. В частности:
основы организации деятельности органов исполнительной власти не обеспечивают своевременное решение накопившихся проблем на местах, снижающих темпы развития территорий. Отсутствие в отдельных случаях четкого разграничения правового статуса органов исполнительной власти (министерства, государственные комитеты, агентства, комитеты, центры, инспекции) не позволяет определить их конкретное место и роль в государственном аппарате;
декларативный характер задач, возложенных на отдельные органы исполнительной власти, недостаточность организационно-правовых механизмов их реализации, дублирование функций и избыточность государственного регулирования отрицательно сказываются на эффективности реализуемых реформ. Выполнение органами исполнительной власти несвойственных им функций, а также наличие значительного квазигосударственного сектора (органы хозяйственного управления, государственные унитарные предприятия) приводят к чрезмерному государственному регулированию отраслей экономики и социальной сферы;
действующая система координации и контроля деятельности органов исполнительной власти не обеспечивает своевременное выявление и устранение системных проблем, препятствующих исполнению принимаемых решений. Наличие большого количества межведомственных коллегиальных органов (комиссии, советы, рабочие группы и другие), наделенных государственно-властными полномочиями, приводит к подмене задач и функций органов исполнительной власти, размыванию ответственности за принимаемые решения и достижение конкретных результатов;
механизмы оценки деятельности органов исполнительной власти сводятся лишь к констатации фактов и текущему сбору статистических данных, которые зачастую не отражают фактическое положение дел на местах;
отсутствуют четкое разграничение сфер ответственности органов исполнительной власти и их руководителей, действенные механизмы внутриведомственного и межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти, особенно на местах;
чрезмерная централизация государственных функций и полномочий приводит к снижению роли органов исполнительной власти на местах в формировании программ развития территорий и решении насущных проблем населения;
уровень внедрения в управленческий процесс современных инновационных методов планирования и организации работы, передовых информационно-коммуникационных технологий не позволяет оперативно отслеживать ход и обеспечивать эффективную реализацию принимаемых решений, а также является причиной излишней бюрократизации и высоких издержек государственного управления;
совмещение органами хозяйственного управления государственных регулятивных и хозяйственных функций, устаревшая система отраслевого управления, не обладающая достаточной гибкостью и рыночной ориентированностью, необоснованное предоставление индивидуальных льгот, преференций и привилегий сдерживают развитие здоровой конкурентной среды;
неразвитость социального и государственно-частного партнерства ограничивает участие негосударственных некоммерческих организаций и субъектов предпринимательства в решении актуальных социально-экономических проблем и, как следствие, не обеспечивает снижение бюджетных затрат;
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 1 августа 2018 года