Дата обновления БД:
26.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
131 / 316
Всего документов в БД:
133255
БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 16 мая 2016 года №59
(В редакции Закона Кыргызской Республики от 17.06.2017 г. №106)
Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 6 апреля 2016 года
Настоящий Кодекс устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в сфере управления государственными финансами в процессе формирования, рассмотрения, утверждения, уточнения и исполнения республиканского, местных бюджетов, бюджетов Социального фонда Кыргызской Республики (далее - Социальный фонд) и Фонда обязательного медицинского страхования при Правительстве Кыргызской Республики (далее - Фонд обязательного медицинского страхования), устанавливает статус участников бюджетного процесса, определяет правовую основу ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Раздел I. Общие положения
Глава 1. Основные понятия и правовые основы Бюджетного кодекса Кыргызской Республики
Статья 1. Бюджетные правоотношения
К бюджетным правоотношениям относятся:
1) отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
2) отношения, возникающие между участниками бюджетного процесса в процессе формирования и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения, уточнения и исполнения бюджетов, контроля за их исполнением, ведения учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Статья 2. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе
1. В настоящем Кодексе применяются следующие термины и понятия:
1) администратор ресурсов бюджета - государственный орган или орган местного самоуправления, а также его структурное, подведомственное подразделение, осуществляющее одну или совокупность функций по начислению, сбору, учету и контролю правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налоговых, неналоговых доходов (ресурсов) бюджетов бюджетной системы Кыргызской Республики;
2) активы - имущественные и неимущественные блага и права, имеющие ценовую стоимость, полученные в государственную, муниципальную собственность в результате операций прошлых периодов;
3) бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;
4) бюджетная резолюция - основные направления бюджетной политики на среднесрочный период и приоритеты государственного бюджета, определяемые Жогорку Кенешем Кыргызской Республики (далее - Жогорку Кенеш), являющиеся ориентиром для Правительства Кыргызской Республики (далее - Правительство) при разработке им проекта республиканского бюджета;
5) бюджетная система - система отношений, регламентируемая нормами права, возникающих в ходе осуществления бюджетного процесса, а также основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Кыргызской Республики совокупность республиканского и местных бюджетов, бюджетов Социального фонда и Фонда обязательного медицинского страхования;
6) бюджетная смета - документ, определяющий объем доходов и расходов бюджетного учреждения в соответствии с бюджетной классификацией с поквартальной разбивкой;
7) бюджетное обязательство - обязанность получателя бюджетных средств обеспечить выполнение определенных задач в соответствии с нормативными правовыми актами о бюджете, договором или соглашением;
8) бюджетное учреждение - это государственный орган, орган местного самоуправления или учреждение, созданное государственным органом или органом местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которого финансируется за счет средств соответствующего бюджета;
9) бюджетные ассигнования - денежные средства, предусмотренные бюджетом на соответствующий год для исполнения бюджетных обязательств согласно его распределению;
10) бюджетный кредит - денежные средства, выделяемые из республиканского бюджета и местного бюджета получателям бюджетных средств на условиях возвратности, срочности и платности;
11) бюджетный процесс - регламентированная законодательством Кыргызской Республики деятельность по формированию и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению, уточнению и исполнению бюджетов, ведению учета и составлению отчетности, финансовому управлению и контролю;
12) главный распорядитель бюджетных средств - государственный орган или орган местного самоуправления, определенный нормативным правовым актом о бюджете, наделенный полномочиями по распределению бюджетных ассигнований между распорядителями и получателями бюджетных средств;
13) государственная гарантия - письменное обязательство, которым Правительство обязуется перед кредиторами полностью или частично погасить задолженность при неисполнении или ненадлежащем исполнении в установленный срок обязательств заемщиком;
14) государственные (муниципальные) ценные бумаги - ценные бумаги, эмитируемые уполномоченным государственным органом по прогнозированию и исполнению бюджета (исполнительным органом местного самоуправления) от имени Правительства (органа местного самоуправления);
15) государственные финансы - совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций;
16) государственный внешний долг - составная часть государственного долга, представляющая собой сумму освоенных и непогашенных государственных внешних займов или других долговых обязательств Кыргызской Республики на определенную дату, перед кредиторами-нерезидентами Кыргызской Республики;
17) государственный внешний заем - отношения по кредитному соглашению или по другим долговым обязательствам, в которых кредитором выступает нерезидент Кыргызской Республики, а заемщиком выступает Правительство от имени Кыргызской Республики;
18) государственный внутренний долг - составная часть государственного долга, представляющая собой сумму освоенных и непогашенных внутренних займов или других долговых обязательств Кыргызской Республики на определенную дату, перед кредиторами-резидентами Кыргызской Республики;
19) государственный внутренний заем - отношения по кредитному соглашению или по другим долговым обязательствам, в которых кредитором выступает резидент Кыргызской Республики, а заемщиком выступают Правительство от имени Кыргызской Республики и органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
20) государственный долг - общая сумма освоенного и непогашенного внутреннего и внешнего государственного долга Кыргызской Республики на определенную дату по кредитному соглашению или по другим долговым обязательствам государства;
21) грант - безвозмездная финансовая или техническая помощь, предоставляемая донорами государственным организациям Кыргызской Республики, а также денежные средства (трансферты), безвозмездно и безвозвратно предоставленные республиканским бюджетом местным бюджетам;
22) депозитные суммы - средства, поступающие во временное распоряжение главных распорядителей (распорядителей, получателей) бюджетных средств и подлежащие при наступлении условий, предусмотренных нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, возврату субъектам, внесшим эти средства или передаче по назначению;
23) долговое обязательство - все виды обязательств по ценным бумагам, кредитным соглашениям, кредитным договорам, договоренностям и другим обязательствам, в бумажной форме и/или записи в электронном виде, устанавливающие факт заимствования определенных денежных средств либо приобретения товаров и/или услуг с обязательством возместить соответствующие суммы или оговоренную договорами стоимость товаров и/или услуг полностью или частично;
24) доходный потенциал местного бюджета - оценка доходов местных бюджетов, которые могут быть получены исходя из уровня экономического развития, структуры экономики, а также налоговой базы;
25) заем - денежные средства, материальные ценности, услуги, предоставляемые в долг внутренними или иностранными кредиторами на основании кредитного соглашения резидентам Кыргызской Республики на определенных условиях;
26) заимствование - процесс, включающий в себя процедуры принятия решения о необходимости привлечения заемных средств; определение порядка и условий привлечения, использования, погашения и обслуживания займа; процедуры переговоров; гарантии исполнения обязательств; оформление и подписание соответствующих документов по займу; ратификацию договора займа (при государственном внешнем заимствовании); получение, использование средств займа; погашение и обслуживание займа, включая процедуры учета, контроля и анализа исполнения обязательств сторонами;
27) защищенные статьи - статьи экономической классификации расходов, рекомендуемые для финансирования в первоочередном порядке и не подлежащие сокращению: заработная плата, взносы в Социальный фонд, приобретение медикаментов и изделий медицинского назначения, приобретение продуктов питания, пособия по социальному обеспечению, пособия по социальной помощи населению, стипендии;
28) иностранные кредиторы - нерезиденты Кыргызской Республики, предоставляющие средства по соглашениям или другим долговым обязательствам;
29) контрольные цифры - предельный показатель бюджетных средств, на основании которого осуществляется формирование расходов бюджетных учреждений;
30) кредитное соглашение - юридический документ, являющийся договором между заемщиком и кредитором, заключаемый с целью получения займа в форме денежных средств, материальных ценностей, услуг и содержащий условия по их возврату, оплате процентов и других затрат;
31) лимит бюджетных обязательств - предельная норма бюджетных средств для выполнения получателем бюджетных обязательств;
32) международный договор - равноправное и добровольное соглашение Кыргызской Республики с одним или несколькими государствами, международными организациями или с другими субъектами международного права относительно прав и обязанностей в области международник отношений;
33) нерезидент - юридическое или физическое лицо, имеющее постоянное местожительство или постоянное местонахождение за пределами Кыргызской Республики, зарегистрированное или созданное в соответствии с законодательством иностранных государств;
34) нефинансовые активы - это объекты, находящиеся в пользовании и ведении государственных органов и органов местного самоуправления, приносящие им реальные либо потенциальные экономические выгоды в течение определенного периода в результате их использования или хранения;
35) официальные трансферты - безвозмездные, невозвратные поступления, имеющие нерегулярный, единовременный, добровольный характер, полученные от других органов государственного управления (резидентов и нерезидентов) или международных организаций;
36) очередной бюджетный год - год, следующий за текущим бюджетным годом;
37) получатель бюджетных средств - бюджетное или иное учреждение, имеющее право на получение бюджетных средств на основании законодательства Кыргызской Республики, решения соответствующего органа или договора и ответственное за их использование и учет;
38) прогнозируемый период - два года, следующие за очередным бюджетным годом;
39) распорядитель бюджетных средств - государственный орган, орган местного самоуправления или учреждение, находящиеся в ведении главного распорядителя бюджетных средств, получающие бюджетные ассигнования от главного распорядителя бюджетных средств;
40) сектор государственного управления - это совокупность государственных органов, органов государственного социального страхования и пенсионного обеспечения, органов местного самоуправления, их подведомственных организаций, учреждений, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов;
41) Совет Правительства по фискальной и инвестиционной политике Кыргызской Республики (далее - Совет Правительства) - коллегиальный орган, созданный Правительством для рассмотрения Основных направлений фискальной и инвестиционной политики Кыргызской Республики, проекта бюджетов бюджетной системы Кыргызской Республики и их секвестирования, принятия согласованных решений по бюджетным показателям главных распорядителей бюджетных средств и разногласиям при их формировании;
42) текущий бюджетный год - год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной бюджетный год и прогнозируемый период;
43) уполномоченный государственный орган по прогнозированию и исполнению бюджета (далее - уполномоченный государственный орган) - центральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством на осуществление выработки государственной политики, координационное регулирование и выполнение исполнительных функций в бюджетной и финансовой сферах;
44) уполномоченный государственный орган по экономическому прогнозированию - центральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством на осуществление разработки и реализации единой государственной политики в области экономического развития и налоговой сфере;
45) утвержденные бюджеты - принятые Жогорку Кенешем или местными кенешами соответствующие бюджеты;
46) уточненные бюджеты - принятые Жогорку Кенешем и местными кенешами соответствующие бюджеты с учетом внесенных изменений;
47) финансовые активы - это активы, предоставляющие право их владельцам получать один или несколько платежей от других институциональных единиц в соответствии с условиями и положениями, предусмотренными в контракте (договоре);
48) фискальная политика - это налогово-бюджетная политика по управлению и регулированию государственными финансами.
2. Другие термины и понятия бюджетного законодательства Кыргызской Республики, не указанные в настоящей статье, используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях настоящего Кодекса. Термины и понятия законодательства Кыргызской Республики других отраслей, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в законодательствах этих отраслей, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Статья 3. Бюджетное законодательство Кыргызской Республики
1. Бюджетное законодательство Кыргызской Республики основывается на Конституции Кыргызской Республики, состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов о бюджете, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
К нормативным правовым актам о бюджете относятся:
- закон о республиканском бюджете;
- законы о бюджете Социального фонда и Фонда обязательного медицинского страхования;
- нормативные правовые акты местных кенешей о местных бюджетах.
2. В случае противоречия нормам законодательства Кыргызской Республики приоритетом в регулировании бюджетных правоотношений являются нормы настоящего Кодекса.
3. В случае если международным договором установлены иные положения, не предусмотренные в настоящем Кодексе, то применяются положения международного договора, участницей которого является Кыргызская Республика.
Статья 4. Действие бюджетного законодательства
1. Нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере государственных финансов, действуют на всей территории Кыргызской Республики и распространяются на всех участников бюджетного процесса.
2. Нормативные правовые акты, приводящие к изменению доходов и (или) расходов бюджетов бюджетной системы Кыргызской Республики, принятые после дня внесения в Жогорку Кенеш (местные кенеши) проекта нормативного правового акта о бюджете, должны содержать положения о вступлении их в силу не ранее 1 января, следующего за очередным бюджетным годом.
Статья 5. Согласование проектов нормативных правовых актов
1. Проекты нормативных правовых актов Кыргызской Республики, в которых отражаются вопросы, касающиеся бюджета и государственных финансов, в обязательном порядке согласовываются с уполномоченным государственным органом.
2. Проекты законов об изменении финансовых обязательств государства; об увеличении расходов бюджета, финансируемых из республиканского бюджета, либо о сокращении его ресурсов принимаются только с согласия Правительства.
3. Проекты нормативных правовых актов по вопросам, касающимся бюджета судебной системы, подлежат обязательному согласованию с Советом судей Кыргызской Республики (далее - Совет судей).
Раздел II. Бюджетная система Кыргызской Республики
Глава 2. Общие положения
Статья 6. Принципы бюджетной системы Кыргызской Республики
1. Принцип единства означает:
1) единство бюджетного законодательства Кыргызской Республики, основ организации и функционирования бюджетной системы Кыргызской Республики, форм бюджетной документации и отчетности, Бюджетной классификации Кыргызской Республики (далее - Бюджетная классификация), санкций за нарушение бюджетного законодательства Кыргызской Республики;
2) единый порядок установления, формирования и исполнения доходов и осуществления расходных обязательств бюджетов бюджетной системы Кыргызской Республики, ведения бухгалтерского учета и составления отчетности бюджетов и бюджетных учреждений;
3) зачисление всех ресурсов бюджета и осуществление всех расходов бюджета с единого казначейского счета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых за пределами Кыргызской Республики.
2. Принцип полноты означает отражение в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме всех доходов и расходов, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.
3. Принцип результативности и эффективности означает, что формирование и исполнение бюджетов осуществляется исходя из необходимости достижения предусмотренных на предстоящий период целей с привлечением минимального объема средств или достижения максимальных результатов с использованием имеющихся в распоряжении бюджетных средств.
4. Принцип приоритетности означает формирование бюджетов в соответствии с ориентирами, определенными в Бюджетной резолюции Жогорку Кенеша и программ социально-экономического развития Кыргызской Республики и ее регионов.
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 27 июля 2018 года