Недействующая редакция. Принята: 03.07.2014 / Вступила в силу: 03.07.2014

Недействующая редакция, не дейсьвует с 21 июня 2018 года

Зарегистрировано

Министерством юстиции

Республики Таджикистан

6 апреля 2007 года №505

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

от 3 апреля 2007 года №180

О Государственной службе по надзору в области энергетики

(В редакции Постановлений Правительства Республики Таджикистан от 02.02.2009 г. №90, 01.10.2009 г. №534, 03.10.2012 г. №560, 03.07.2014 г. №450)

В соответствии со статьей 12 Конституционного закона Республики Таджикистан "О Правительстве Республики Таджикистан" и во исполнении Указа Президента Республики Таджикистан от 30 ноября 2006 года №9 "О совершенствовании структуры центральных органов исполнительной власти Республики Таджикистан" Правительство Республики Таджикистан постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение, структуру Центрального аппарата и Схему управления Государственной службы по надзору в области энергетики (приложения 1, 2, 3).

2. Установить численность персонала Государственной службы по надзору в области энергетики в количестве 157 единиц, (без обслуживающего персонала) в том числе Центрального аппарата 47 единиц.

(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 03.10.2012 г. №560)

(см. предыдущую редакцию)

3. Разрешить Государственной службе по надзору в области энергетики иметь два заместителя начальника. Установить лимит служебных легковых автомашин в количестве 16 единиц, в том числе для Центрального аппарата Государственной службы по надзору в области энергетики в количестве 6 единиц.

4. Финансирование Государственной службы по надзору в области энергетики Министерство энергетики и промышленности Республики Таджикистан осуществить за счет средств республиканского бюджета и других средств, по согласованию с Министерством финансов Республики Таджикистан.

5. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Таджикистан от 17 октября 1996 года №465 "О Государственном энергетическом надзоре в Республике Таджикистан"

Председатель Правительство Республику Таджикистан Э.Рахмонов

Приложение 1

Утверждено Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 3 апреля 2007 года №180

Положение о Государственной службе по надзору в области энергетики

I. Общее положение

1. Государственная служба по надзору в области энергетики Министерство энергетики  и  водных ресурсов Республики Таджикистан (далее Служба) является государственным исполнительным органом власти, осуществляющим государственный энергетический надзор в Республике Таджикистан.

(В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 03.07.2014 г. №450)

(см. предыдущую редакцию)

2. Служба находится в схеме управления Министерства энергетики  и  водных ресурсов Республики Таджикистан.

(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 03.07.2014 г. №450)

(см. предыдущую редакцию)

3. Служба в своей деятельности руководствуется настоящим Положением и нормативными правовыми актами, относящимся в сфере энергетики.

4. Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с министерствами и ведомствами, с другими центральными органами исполнительной власти, местными исполнительными органами государственной власти, общественными объединениями, международными и иными организациями независимо от форм собственности.

II. Функции

5. Служба осуществляет следующие функции:

Государственный контроль на территории Республики Таджикистан;

- рациональным и эффективным использованием электрической и тепловой энергии, нефти, газа, угля и продуктов их переработки (далее именуется - топливно-энергетические ресурсы);

- экспертиза пригодности энергопроизводящего и энергопотребляющего оборудования и выдача заключения для сертификации;

- режимным и качественным энергоснабжением потребителей топливно-энергетических ресурсов;

- состоянием учета производства и потребления топливно-энергетических ресурсов;

- технической и безопасной эксплуатацией электрических станций, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций, оборудования и установок газоснабжающих организаций, нефте-, газо- и угледобывающих, нефтеперерабатывающих и других предприятий и организаций, независимо от их организационно-правовых и форм собственности, а также зданий и сооружений независимо от назначения;

- соблюдением лимита и режима ограничения потребления топливно-энергетических ресурсов и отключения потребителей;

6. Служба, в соответствии с возложенными на нее задачами, контролирует:

- проведение мероприятий по рациональному и эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов, снижению технологического расхода (потерь) на стадиях добычи (производства), переработки (преобразования), хранения, транспортировки (передачи, распределения), реализации (сбыта) и использования (потребления);

- проведение энергоснабжающими организациями мероприятий по режимному и качественному электро, тепло-, угле- и газоснабжению потребителей, соблюдение установленных норм качества электрической, тепловой энергии, газа и угля;

- соблюдение установленных стандартов, норм и правил в энергетике, в том числе нормативно-технических документов по устройству, технической и безопасной эксплуатации оборудования, сетей и установок;

- утверждением и соблюдение норм расхода топливно-энергетических ресурсов на единицу выпускаемой продукции (работ, услуг и т.п.);

- соблюдение энергоснабжающими организациями и потребителями договорных показателей мощности и энергии, в том числе порядка распределения и выполнения лимита потребления электрической и тепловой энергии, газа и угля;

- обеспечение оптимального уровня компенсации реактивной мощности в электрических установках предприятий, правильность применения скидок и надбавок к тарифу на электрическую энергию за компенсацию реактивной мощности в электроустановках потребителей;

- правильность применения энергоснабжающими организациями тарифов на электрическую, тепловую энергию и газ при расчете с потребителями;

- правильность установления и выполнения норм качества и возврата конденсата;

- организацию и состояние учета производства и потребления топливно-энергетических ресурсов;

- проведение энергетических обследований и составления энергетических паспортов.

7. Служба в области осуществления энергетического надзора:

- вносит предложения об уменьшении лимитов потребления электрической и тепловой энергии, газа в связи с выявленными фактами расточительного и неэффективного расхода;

- вносит предложения о пересмотре утвержденных в установленном порядке норм расхода топливно-энергетических ресурсов на единицу выпускаемой продукции при выявлении факта их завышения и имеющихся фактах расточительного и неэффективного использования топливно-энергетических ресурсов;

- производит проверку баланса электрической энергии и газа с снятием показаний счетчиков электрической энергии и газа на всех точках учета, в том числе межгосударственного перетока, устанавливает контрольные пломбы и производит расчет расхода электрической энергии и газа;

- требует от потребителей разработку и осуществление мероприятий по экономии электрической и тепловой энергии, газа, а также устранения недостатков в использовании этих видов энергии;

- обобщает опыт работы потребителей по рациональному и эффективному использованию энергетических ресурсов и принимает меры к распространению положительного опыта в этой области, в том числе по внедрению энергоэффективных технологий и оборудования;

- принимает участие в разработке нормативно-технических документов в области энергетики, в том числе программ по энергосбережению;

- требует в установленном порядке снятия с производства неэкономичного и не удовлетворяющего требованиям надежной эксплуатации и безопасности обслуживания оборудования, а также пересмотра технических условий на него;

- организует издание в установленном порядке литературы и плакатов по экономии энергетических ресурсов и по безопасной эксплуатации электрического, теплового и газового оборудования и установок;

- контролирует деятельность энергоснабжающих организаций по применению графиков ограничения потребления и отключения потребителей электрической, тепловой энергии и газа, эффективности мероприятий по снижению электрической нагрузки в часы максимальной нагрузки энергосистемы;

- производит проверку работы подразделений энергоснабжающих организаций по сбыту электрической, тепловой энергии, газа, угля, нефти и продуктов ее переработки;

- принимает участие в расследовании тяжелых несчастных случаев, связанных с использованием электрической и тепловой энергии, газа, в том числе и быту, анализирует травматизм в отраслях народного хозяйства;

- производит регистрацию и ежегодную перерегистрацию электротехнических лабораторий энергоснабжающих организаций и потребителей электрической энергии, имеющих лицензию на проведение испытаний и измерений в электроустановках поднадзорных Службе предприятий и организаций;

- оказывает услуги в области энергетики в рамках законодательства Республики Таджикистан;

- участвует в работе Госкомиссий по приемке в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов;

- осуществляет допуск в эксплуатацию вновь смонтированных и реконструируемых сетей и установок потребителей топливно-энергетических ресурсов, в том числе внутридомовых электрических, тепловых и газовых сетей и оборудования, бытовых электро-, тепло- и газоиспользующих установок во вновь выстроенных жилых домах, а также старых жилых домах после их реконструкции или капитального ремонта, объектов, внутреннего электроснабжения предприятий, зданий, сооружений, их очереди или отдельных производств;

- принимает в установленном порядке участие в расследовании обстоятельств и причин аварий и других нарушений, связанных с эксплуатацией оборудования, сетей и установок;

- осуществляет допуск в эксплуатацию вновь смонтированных и реконструированных электроустановок (подстанции, сети) потребителей, являющихся транзитными или подключенными глухими отпайками к линиям электропередачи 35 кВ и выше энергосистемы;

- выдает разрешения на допуск в эксплуатацию вновь присоединяемых и реконструируемых систем теплоснабжения, теплопотребления и теплоустановок;

- применяет в установленном порядке меры правового и экономического воздействия к предприятиям, организациям и учреждениям, а также гражданам по выявленным фактам нарушений действующих законов, норм и правил в области энергетики

- осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации энергетического персонала, по Договорам с заинтересованными предприятиями, организациями и учреждениями;

- проводит проверку знаний ответственных лиц потребителей энергетических ресурсов с выдачей соответствующего удостоверения, участвует в работе комиссии по проверке знаний энергетического персонала потребителей топливно-энергетических ресурсов.

8. Служба имеет право:

- входить на территорию и помещения энергетических объектов в сопровождении представителя поднадзорного объекта;

- давать предписания, обязательные для исполнения, по соблюдения Норм и Правил в области энергетики;

- требовать соблюдения утвержденных в установленном порядке норм расхода и лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов, выполнения заданий и организационно-технических мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов;

- требовать немедленного отключения энергооборудования, энергетических и энергоиспользующих установок при обнаружении состояния, угрожающего аварией, пожаром или представляющего иную опасность дня жизни людей; осуществлять контроль за своевременной проверкой знаний обслуживающего персонала топливно-энергетического комплекса, отстранять от работы лиц, не прошедших проверки знаний, установленных нормативными документами;

- выявлять факты расточительного расходования и хищения топливно-энергетических ресурсов, использования электрической и тепловой энергии с нарушением требований Правил пользования, составлять акты о нарушениях в использовании топливно-энергетических ресурсов, определять, выставлять и взимать экономический ущерб, передавать материалы в соответствую органы для принятия мер;

- составлять протоколы и принимать решения о привлечении к административной ответственности в соответствии с действующими законодательствами за несоблюдения норм и правил в области энергетики;

- давать обязательные для исполнения предписания об отключении энергетических и энергоиспользующих установок при отсутствии персонала обслуживающего эти установки;

- требовать от энергоснабжающих и энергопотребляющих организаций, в оперативном порядке, представлять необходимые сведения (информация, справки) и материалы по вопросам, относящимся к компетенции Службы;

- давать, обязательный для руководителей и персонала эноргоснабжающих организаций, наряд на отключение потребителей при самовольном их присоединении к электрическим, тепловым сетям и газопроводам;

- аннулировать протоколы испытаний и измерений выданные, электротехническими лабораториями, имеющими лицензию и не прошедшими регистрацию и ежегодную перерегистрацию в Службе;

- требовать от потребителей повышения надежности схемы электроснабжения с резервированием электроприемников особой и 1-ой категории надежности, а также разделения электроснабжения технологической, общепроизводственной коммунально-бытовой нагрузки;

- взимать оплату за 1 кВт.час реактивной мощности с промышленных и приравненных, к ним потребителей с месячным потреблением активной энергии 15 тыс.кВт. час и более в одной точке учета;

- проверять достоверность работы приборов учета расхода энергетических ресурсов и представляемой информации о фактическом объеме использованных топливно-энергетических ресурсов;

- учреждать в установленном порядке печатные средства массовой информации для публикации нормативных правовых актов в сфере своей деятельности, официальных объявлений, размещения информации о результатах проводимых проверок и принятых мер, размещения других материалов по вопросам, отнесенным в компетенцию Службы.

III. Организация деятельности службы

9. Службу возглавляет Начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Республики Таджикистан по представлению Министра энергетики  и  водных ресурсов Республики Таджикистан. Начальник несет личную ответственность за выполнение задач, возложенных на Службу.

(В пункт 9 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 03.07.2014 г. №450)

(см. предыдущую редакцию)

10. Начальник Службы имеет двух заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром энергетики  и  водных ресурсов Республики Таджикистан по представлению Начальника Службы.

(В пункт 10 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 03.07.2014 г. №450)

(см. предыдущую редакцию)

11. В компетенцию Начальника входят:

- общее руководство всей деятельностью Службы;

- защита интересов Службы во всех ведомствах, предприятиях и организациях, а также государственных и негосударственных учреждениях;

- утверждение по согласованию с Министерством энергетики  и  водных ресурсов смету расходов для содержания, штатного расписания и текущего плана деятельности Службы;

- распределение обязанностей между заместителями и установление их ответственности;

- издание, в пределах своей компетенции, приказов и распоряжений, исполнение которых обязательно для работников и подведомственных структур Службы;

- подбор и расстановка кадров и заключения трудовых контрактов и договоров;

- прием и освобождение от должности на конкурсной основе работников Службы;

(В пункт 11 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 03.07.2014 г. №450)

(см. предыдущую редакцию)

12. Начальник Службы одновременно является Главным государственным инспектором по энергетическому надзору Республики Таджикистан, а его заместители заместителями Главного государственного инспектора по энергетическому надзору Республики Таджикистан.

Другие работники Службы, осуществляющие энергетический надзор, в соответствии с утвержденным штатным расписанием являются старшими государственными инспекторами и государственными инспекторами по энергетическому надзору.

13. Для решения важных проблем в Службе создается Технический Совет.

14. Должностные лица Службы имеют удостоверение единого образца и форму одежды, утвержденную Правительством Республики Таджикистан.

15. Служба является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Таджикистан и бланки со своим наименованием на государственном и русском языках а также соответствующие печати и штампы установленного образца, финансируется из единого казначейского и специального счета Министерства финансов Республики Таджикистан.

16. Юридический адрес Службы; Республика Таджикистан, 734042, г. Душанбе, ул. Каххарова, 35.

Приложение 2

Утверждено Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 3 апреля 2007 года №180

Структура Центрального аппарата Государственной службы по надзору в области энергетики

Руководство

Отдел бухгалтерского учета

Отдел кадров

Административно-хозяйственный отдел

Производственно-технический отдел

Отдел оперативной печати

Информационно-аналитический отдел

Отдел энергосбережения

Отдел экспертизы энергопотребляющей продукции и топливно-энергетических ресурсов

Отдел по надзору электрических станций и сетей 35 кВ и выше

Отдел по надзору теплоэнергии

Отдел по надзору нефти, газу и нефтяной продукции

Отдел по надзору угольной промышленности

Приложение 3

Утверждено Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 3 апреля 2007 года №180

Схема управления Государственной службы по надзору в области энергетики

Центральный аппарат

Управление по государственному надзору города Душанбе

Управление по государственному надзору районов республиканского подчинения

Управление по государственному надзору Курган-Тюбинского региона

Управление по государственному надзору Кулябского региона

Отдел по государственному надзору Горно-Бадахшанской автономной области

Управление по государственному надзору Согдийского региона

Управление по государственному надзору города Худжанд

Управление по государственному надзору Истаравшанского региона

Отдел по государственному надзору Зарафшонского региона

Государственное учреждение "Учебный центр в области энергетики"

Электротехническая лаборатория