Недействующая редакция. Принята: 12.12.2014 / Вступила в силу: 17.03.2015

Недействующая редакция, не действует с 1 июля 2015 года

Неофициальный перевод. (с) ООО СоюзПравоИнформ

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ

от 12 июня 2000 года №ЗР-60

Об организации и проведении проверок в Республике Армения

(В редакции Законов Республики Армения от 28.04.2001 г. №ЗР-172, 27.12.2001 г. №ЗР-282, 02.12.2002 г. №ЗР-453, 26.12.2002 г. №ЗР-480, 20.10.2003 г. №ЗР-8, 25.10.2003 г. №ЗР-12, 29.12.2003 г №ЗР-68, 01.07.2004 г. №ЗР-90, 10.07.2004 г. №ЗР-103, 29.12.2004 г. №ЗР-186, 13.01.2005 г. №ЗР-34, 18.01.2005 г. №ЗР-53, 04.08.2005 г. №ЗР-150, 04.08.2005 г. №ЗР-152, 03.12.2005 г. №ЗР-218, 15.12.2005 г. №ЗР-235, 22.12.2005 г. №ЗР-250, 14.01.2006 г. №ЗР-28, 19.06.2006 г. №ЗР-84, 29.07.2006 г. №ЗР-162, 15.12.2006 г. №ЗР-195, 09.01.2007 г. №ЗР-10 (вступил в силу 07.06.2007 г.), 15.03.2007 г. №ЗР-82, 23.03.2007 г. №ЗР-108, 29.10.2007 г. №ЗР-214, 19.11.2007 г. №ЗР-237, 04.12.2007 г. №ЗР-265, 25.12.2007 г. №ЗР-297, 05.05.2008 г. №ЗР-37, 12.07.2008 г. №ЗР-121, 12.09.2008 г. №ЗР-144 (вступил в силу 01.01.2009 г.), 25.10.2008 г. №ЗР-167, 17.11.2008 г. №ЗР-180, 27.02.2010 г. №ЗР-17, 27.04.2010 г. №ЗР-45, 10.06.2010 г. №ЗР-81, 06.05.2011 г. №ЗР-138, 18.07.2011 г. №ЗР-243, 01.12.2011 г. №ЗР-276, 26.12.2011 г. №ЗР-309, 30.06.2012 г. №ЗР-168, 28.12.2012 г. №ЗР-242, 22.02.2013 г. №ЗР-2, 23.10.2013 г. №ЗР-108, 22.07.2014 г. №ЗР-130, 22.07.2014 г. №ЗР-127, 12.12.2014 г. №ЗР-179 (вступил в силу 17.032015 г.), 30.12.2014 г. №ЗР-258)

Принят Национальным Собранием Республики Армения 17 мая 2000 года

Статья 1. Сфера действия и предмет регулирования Закона

1. Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с организацией и проведением проверок и обследований деятельности зарегистрированных в Республике Армения или иностранных государствах и осуществляющих деятельность на территории Республики Армения коммерческих или некоммерческих организаций, учреждений (в том числе иностранного юридического лица), филиала и представительства юридического лица, органов местного самоуправления а также у индивидуальных предпринимателей (далее – хозяйствующие субъекты), а также устанавливает единый порядок их осуществления.

2. Проверка – это осуществляемая на основе закона процедура, посредством которой устанавливается достоверность отчетов, расчетов, исходных данных по предусмотренным законодательством Республики Армения декларациям, налогам и иным обязательным платежам, других документов (далее-отчет), представленных хозяйствующим субъектом, и соответствие развернутой им фактической деятельности требованиям законов и иных правовых актов.

3. Изучение – это внутренняя процедура, проводимая органом, осуществляющим проверку, в целях выяснения в проверяющем органе финансового и фактического состояния деятельности хозяйствующего субъекта на основании представленного последним бухгалтерского баланса, финансовой и иной установленной законодательством Республики Армения отчетности, за исклюением случаев, предусмотренных абзацем седьмым настоящего пункта. Обследованием является также процедура уточнения исполнения поручений, данных после проверки органами Государственной гигиенической и противоэпидемической службы Министерства здравоохранения Республики Армения, а также инспекционными органами  Министерства сельского хозяйства Республики Армения.

Налоговые органы могут проводить камеральные (офисные) обследования отчетов, рассчетов, деклараций, объявлений об исходных данных и установленных законодательством сведений  (далее в настоящей статье – отчеты), представленных хозяйствующими субъектами в налоговый орган.

Целью камерального обследования является выяснение правильности исчисления налогов и контролируемых налоговым органом доходов, правильности показателей, данных  и арифметических расчетов одного и того же отчета, соответствия сопоставимых показателей или сведений, содержащихся в разных отчетах, соответствие показателей и сведений, отраженных в отчетах, сведениям, полученным ими в установленном законодательством порядке от государственных уполномоченных органов.

Предусмотренное настоящей статьей обследование проводится в офисе налогового органа, без визита к хозяйствующему субъекту и требования   о предъявлении дополнительных документов.

При выявлении в результате камерального обследования   нарушений, неточностей, несоответствий (далее в настоящей статье – нарушений) в отчетах об этом составляется протокол (в двух экземплярах), который  проводящий обследование налоговый орган предоставляет хозяйствующему субъекту по почте или на руки  в течение трех рабочих дней. Руководитель хозяйствующего субъекта (заменяющее его должностное лицо) в случае согласия с зафиксированными нарушениями  в течение пяти рабочих дней представляет в налоговый орган установленные законодательством уточненные (скорректированные) отчет или отчеты. В случае несогласия с зафиксированными нарушениями  руководитель хозяйствующего субъекта (заменяющее его должностное лицо) представляет в налоговый орган свои письменные возражения.

Абзац шестой исключен.

Налоговый орган прилагает указанные письменные возражения к налоговому делу хозяйствующего субъекта и может использовать их только во время проверок, предусмотренных настоящим Законом. Что касается проверок взаимоотношений с государственным бюджетом вследствие указанных нарушений, то  повторные проверки взаимоотношений с государственным бюджетом по основанию этих нарушений могут проводиться только в случаях наличия оснований, предусмотренных статьей 5 настоящего Закона.

В случаях зачета и возврата сумм, уплаченных сверх какого-либо налогового обязательства либо обязательства по платежам уплачиваемых в государственный бюджет обязательных (переплаты), а также осуществления контрольных закупок отдельный порядок проведения налоговым органом, а также Государственной комиссией по защите экономической конкуренции Республики Армения обследований устанавливает Правительство Республики Армения.

Налоговые органы  в целях определения сумм, подлежащих зачету и (или) возврату в счет прочих налоговых обязательств хозяйствующего субъекта, в части налогов, зачисляемых налоговыми органами в государственный бюджет Республики Армения, могут проводить обследования фиксирования правильности зачетов по данному виду налога (далее, по смыслу настоящего Закона, – налоговых зачетов и (или) возвратов); обоснования возврата сумм, уплаченных сверх обязательств, исчисленных в порядке, установленном законом о платежах уплачиваемых в государственный бюджет обязательных; фиксирования правильности представляемых в установленном законом порядке сведений, осуществления контрольных закупок, ответа на запросы уполномоченного органа иностранного государства в соответствии с положениями международных соглашений Республики Армения, а также возврата суммы налога, взысканного с доходов, полученных нерезидентами Республики Армения из армянских источников, обмера объемов производства продукции, промышленной добычи и реализации полезных ископаемых, оборота товаров и оказания услуг, дефицита готовой продукции, товаров, а также фактических цен (тарифов) реализации (в том числе – средних). В целях контроля в отношении достоверности представленной хозяйствующим субъектом информации и (или) выявления фактической деятельности и (или) исполнения решения Государственной комиссии по защите экономической конкуренции Республики Армения контрольные закупки может осуществлять также Государственная комиссия по защите экономической конкуренции Республики Армения.

Процедуры  проведения обследований, установленных абзацем седьмым настоящего пункта (далее - порядки проведения обследований), устанавливаются приложениями, являющимися составной частью настоящего Закона.

Приложениями настоящего Закона устанавливаются:

1) порядок проведения обследований по фиксированию обоснованности налоговых зачетов и (или) возвратов, возврата сумм, уплаченных сверх обязательств по платежам обязательного социального страхования, исчисленным в установленном законом порядке, и правильности сведений, представляемых в установленном законом порядке – согласно Приложению 1.

Особенности проведения обследований налоговых зачетов в части налога на добавленную стоимость, акцизного налога, а также движения акцизных марок и соблюдения правил  их маркировки устанавливаются законами о данных видах налогов;

2) порядок проведения налоговым органом контрольных закупок – согласно Приложению 2;

2.1) порядок проведения Государственной комиссией по защите экономической конкуренции Республики Армения контрольных закупок согласно приложению 2.1;

3) порядок проведения налоговым органом обследований с целью ответа на запросы уполномоченного органа иностранного государства в соответствии с положениями международных соглашений Республики Армения, а также возврата сумм налога, взысканного с доходов, полученных нерезидентами Республики Армения из армянских источников.

Результаты обследований, установленных абзацем седьмым настоящего пункта, используются в случаях, предусмотренных налоговым законодательством Республики Армения в целях расчета (оценки) налоговым органом налоговых обязательств хозяйствующего субъекта, а результаты контрольной закупки с применением статей 22 и 28 Закона Республики Армения "О налогах" используются только в отношении ассортимента продукции и товаров, зафиксированных контрольной закупкой. Результаты установленных абзацем седьмым настоящего пункта исследований Государственной комиссии по защите экономической конкуренции Республики Армения используются в целях рассмотрения вопроса нарушения хозяйствующим субъектом Закона Республики Армения "О защите экономической конкуренции".

В течение предусмотренных настоящей статьей исследований не возникают обязательства в части дополнительных налогов и контролируемых налоговым органом доходов, за исключением:

1) случаев принятия хозяйствующим субъектом нарушений, обнаруженных налоговым органом в результате камеральных (офисных) исследований, и представления уточненных отчетов;

2) случая исследования, осуществляемого в целях протоколирования величины суммы подлежащего зачету и (или) возврату налога на добавленную стоимость;

3) случаев протоколирования дефицита готовой продукции, товаров в результате исследований, осуществляемых в установленном приложением №4 настоящего Закона порядке.

Предусмотренное настоящим пунктом обследование проводится также на основании письменного заявления налогоплательщика (страхователя).

4) порядок осуществления обмера объемов производства продукции, промышленной добычи и реализации полезных ископаемых, оборота товаров и оказания услуг, а также фактических цен (тарифов) реализации (в том числе – средних) у хозяйствующих субъектов  – согласно Приложению 4.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ Статья 1. Сфера действия и предмет регулирования Закона Статья 2. Государственные органы, осуществляющие проверки Статья 2.1. Система основанных на рисках сумм и планирование проверок Статья 3. Цели и порядок проведения проверок Статья 4. Сроки проверки Статья 5. Правовые основы проведения ревизий Статья 6. Обобщение результатов проверки Статья 7. Права лиц, осуществляющих проверку Статья 8. Обязанности лиц, осуществляющих проверку Статья 9. Права должностных лиц хозяйствующего субъекта Статья 10. Обязанности должностных лиц хозяйствующего субъекта Статья 11. Ответственность лиц, осуществляющих проверку, и обжалование их действий Статья 12. Возмещение ущерба, причиненного хозяйствующему субъекту вследствие незаконных действий органов, осуществляющих проверку Статья 12.1.  Статья 13. Вступление Закона в силу Приложение №1 Приложение №2 Приложение №2.1 Приложение №3 Приложение №4 Приложение №5