Дата обновления БД:
25.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
145 / 323
Всего документов в БД:
133206
Неофициальный перевод. (с) ООО СоюзПравоИнформ
КОДЕКС АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ
от 28 декабря 2013 года №ЗР-139
(В редакции Законов Республики Армения от 17.07.2014 г. №ЗР-89 (см. сроки вступления в силу), 17.07.2014 г. №ЗР-99, 30.12.2014 г. №ЗР-250, 13.06.2015 г. №ЗР-66, 28.05.2016 г. №ЗР-56, 16.01.2017 г. №ЗР-38, 13.11.2017 г. №ЗР-179 (вступил в силу 01.04.2018 г.), 29.12.2017 г. №ЗР-312, 12.01.2018 г. №ЗР-8, 30.01.2018 г. №ЗР-70)
Принят Национальным Собранием Республики Армения 5 декабря 2013 года
Раздел I. Общие положения
Глава 1. Основные положения
Статья 1. Сфера действия настоящего Кодекса
1. Настоящий Кодекс устанавливает порядок осуществления права судебной защиты физических и юридических лиц в Административном суде Республики Армения (далее – Административный суд), Административном апелляционном суде Республики Армения (далее – Апелляционный суд) и гражданской и административной палате Кассационного суда Республики Армения (далее – Кассационный суд, а все вместе далее – суд) от нормативных правовых и административных актов, действий или бездействия государственных органов и органов местного самоуправления и их должностных лиц, а также порядок рассмотрения исковых заявлений административных органов и должностных лиц на физических и юридических лиц.
Статья 2. Законодательство об административном судопроизводстве
1. Порядок административного судопроизводства устанавливается настоящим Кодексом и Судебным кодексом Республики Армения, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также Гражданским процессуальным Кодексом Республики Армения.
2. Административное судопроизводство осуществляется по закону, действующему при рассмотрении дела.
Статья 3. Право на обращение в Административный суд
1. Любое физическое или юридическое лицо вправе обращаться в Административный суд в установленном настоящим Кодексом порядке, если сочтет, что административным актом, действием или бездействием государственного органа или органа местного самоуправления либо его должностного лица:
1) нарушены или могут быть непосредственно нарушены его права и свободы, закрепленные Конституцией Республики Армения (далее – Конституция), международными договорами, законами и иными правовыми актами Республики Армения, в том числе, если:
а. созданы препятствия для осуществления этих прав и свобод,
б. не обеспечены необходимые для осуществления этих прав условия, которые, однако, должны были быть обеспечены в силу Конституции, международного договора, закона или иного правового акта;
2) на него неправомерно возложена какая-либо обязанность;
3) оно в административном порядке неправомерно привлечено к административной ответственности.
1.1. Общественные организации могут обращаться в административный суд также в случаях, предусмотренных главой 29.3 настоящего Кодекса.
2. В Административный суд могут обращаться также административные органы или должностные лица:
1) с требованием о привлечении физического или юридического лица к административной ответственности, если законом предусмотрено, что привлекать к административной ответственности может только суд;
2) с требованием о лишении физических или юридических лиц определенных прав либо возложении на них определенных обязанностей, если законом это отведено суду;
2.1) с требованием о взыскании с физического или юридического лица суммы, предусматриваемой публично-правовыми денежными требованиями, на основании неопротестуемого административного акта;
3) по спору относительно правомочия какого-либо другого административного органа, если этот спор не подлежит разрешению в порядке подведомственности;
4) против другого административного органа – в случае, предусмотренном главой 29.2 настоящего кодекса.
3. В Административный суд против административного органа могут обращаться также государственные органы и органы местного самоуправления или должностные лица, если сочтут, что административным актом, действием или бездействием этого органа нарушены или могут быть непосредственно нарушены права государства или муниципалитета, полномочие по защите которых возложено на них, если этот спор не подлежит разрешению в порядке подведомственности.
4. В Административный суд по делам об оспаривании правомерности нормативных правовых актов могут обращаться также Защитник прав человека, а также фракция Муниципального совета Еревана в соответствии с главой 26 настоящего Кодекса.
5. В случаях, предусмотренных статьей 96.3 Судебного кодекса Республики Армения, в Административный суд могут обращаться также судьи по делам об оспаривании решений Комиссии по оценке судей относительно результатов оценки.
(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Армения от 17.07.2014 г. №ЗР-89, 30.12.2014 г. №ЗР-250, 13.06.2015 г. №ЗР-66, 16.01.2017 г. №ЗР-38)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 4. Процессуальная правоспособность и процессуальная дееспособность
1. Способность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности (процессуальная правоспособность) признается в равной мере за всеми физическими и юридическими лицами. Положения настоящего Кодекса распространяются также на государственные некоммерческие организации и учреждения.
2. Физические и юридические лица наделены способностью своими действиями осуществлять в суде права и нести обязанности (процессуальная дееспособность). Процессуальная дееспособность физических лиц возникает в полном объеме:
1) с момента достижения возраста восемнадцати лет;
2) с момента признания несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация);
3) с момента вступления в брак в установленном законом порядке до достижения возраста восемнадцати лет.
3. Процессуальная дееспособность юридических лиц возникает с момента государственной регистрации, а учреждений - с момента создания.
4. Несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также лиц, признанных ограниченно дееспособными, представляют в суде их законные представители.
5. В предусмотренных законом случаях несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет могут представлять свои интересы самостоятельно. В таких случаях суд может привлекать к участию в судебном процессе их законных представителей.
6. Права и свободы несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет, а также лиц, признанных недееспособными, представляют в суде их законные представители – родитель, опекун и другие лица, имеющие такое право по закону.
7. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также лица, признанные ограниченно дееспособными, имеют право быть выслушанными в ходе рассмотрения дела. Суд может предоставить несовершеннолетнему, не достигшему возраста четырнадцати лет, или лицу, признанному недееспособным, право быть выслушанным в ходе рассмотрения дела.
Глава 2. Принципы административного судопроизводства
Статья 5. Установление фактических обстоятельств по должности
1. Фактические обстоятельства по делу суд устанавливает по должности ("ex officio").
2. Суд не связан доказательствами, ходатайствами, предложениями, объяснениями и возражениями, представленными участниками административного процесса, и по своей инициативе принимает равноценные меры по приобретению необходимых для разрешения конкретного дела возможных и доступных сведений о реальных фактах.
3. Суд указывает на имеющиеся в исковых заявлениях формальные ошибки, предлагает уточнить нечеткие исковые требования, заменить неправильные исковые требования надлежащими исковыми требованиями, дифференцировать основные и производные требования, дополнить недостаточные фактические данные, а также требует представления всех доказательств, необходимых для выяснения и оценки фактических обстоятельств дела.
Статья 6. Осуществление административного судопроизводства на основе равноправия сторон
1. Суд обязан обеспечивать сторонам равные возможности в течение всего хода рассмотрения дела, в том числе предоставлять возможность каждой стороне представлять свою позицию по рассматриваемому делу в полной мере.
Статья 7. Устность рассмотрения дел
1. Рассмотрение дел в суде осуществляется в устной форме.
2. В случаях, установленных настоящим Кодексом, рассмотрение дела может осуществляться или осуществляется по письменной процедуре.
Статья 8. Гласность рассмотрения дел
1. Рассмотрение дел в суде открытое.
2. Судебное производство или его часть в случаях и порядке, установленных законом, могут проводиться за закрытыми дверями в целях защиты частной жизни участников производства, несовершеннолетних и интересов правосудия, а также государственной безопасности, общественной жизни или морали. Судебное разбирательство по делам об усыновлении по требованию усыновителя проводится при закрытых дверях.
3. Рассмотрение дела в закрытом заседании осуществляется с соблюдением требований законов о государственной, служебной, коммерческой, банковской и иной тайне.
4. Резолютивная часть судебного акта, разрешающего дело по существу, оглашается в открытом судебном заседании. Резолютивная часть разрешающего дело по существу судебного акта по делам об усыновлении может оглашаться только с согласия усыновителя.
5. При рассмотрении дела в закрытом заседании присутствуют секретарь судебного заседания, участники судебного процесса, их представители, а в необходимых случаях также свидетели, эксперты и переводчики, с которых берется подписка о неразглашении и неиспользовании выявленных конфиденциальных сведений и которые предупреждаются об установленной законом ответственности за разглашение или использование выявленных конфиденциальных сведений.
(В статью 8 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Армения от 30.01.2018 г. №ЗР-70)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 9. Язык административного судопроизводства
1. Административное судопроизводство ведется на армянском языке.
2. Сторона, ее представитель, назначенный по инициативе стороны эксперт или приглашенный по ходатайству стороны свидетель вправе выступать в суде на предпочтительном для них языке, если сторона обеспечивает перевод на армянский язык. Судья, стороны, свидетели, эксперты, представители не вправе брать на себя обязанности переводчика, даже если они владеют необходимым для перевода языком.
3. Суд обеспечивает являющееся стороной физическое лицо, назначенного по его инициативе эксперта или приглашенного по ходатайству стороны свидетеля услугами переводчика за счет средств государственного бюджета Республики Армения, если соответствующее лицо не владеет армянским языком и сторона доказывает, что не имеет достаточных средств для обеспечения оплачиваемого перевода.
4. Суд обеспечивает назначенного судом эксперта и приглашенного по инициативе суда свидетеля услугами переводчика за счет средств государственного бюджета Республики Армения, если соответствующее лицо не владеет армянским языком.
5. При необходимости оказания услуг переводчика за счет средств государственного бюджета Республики Армения переводчик назначается в порядке, установленном Судебным кодексом Республики Армения.
6. Переводчик вправе задавать вопросы для уточнения перевода, знакомиться с протоколами судебных заседаний или отдельных процессуальных действий и делать замечания в связи с правильностью протоколирования перевода.
7. Переводчик предупреждается об уголовной ответственности, предусмотренной за заведомо неправильный перевод, о чем у переводчика судом берется подписка.
8. Глухим и немым лицам обеспечивается возможность знакомиться с материалами дела, пользоваться иными правами и нести иные обязанности, которые установлены настоящим Кодексом, через сурдопереводчика в соответствии с положениями настоящей статьи.
Глава 3. Подсудность дел
Статья 10. Предметная подсудность дел
1. Административному суду подсудны все дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе:
1) споры, связанные с прохождением общественной или альтернативной службы, ее осуществлением, увольнением со службы;
2) споры между административными органами, не подлежащие разрешению в порядке подведомственности;
3) дела по спорам о приостановлении или прекращении деятельности объединений, действующих или имеющих цель действовать в области публичного права, в том числе профессиональных союзов.
2. Административному суду не подсудны дела, подведомственные Конституционному Суду Республики Армения (далее – Конституционный Суд), уголовные дела, подведомственные суду общей юрисдикции, а также дела, связанные с исполнением наказания.
Статья 11. Подсудность дел по нескольким связанным между собой требованиям
1. Дело по нескольким связанным между собой требованиям, если одно из требований подсудно Административному суду, а другое - суду общей юрисдикции, рассматривается судом, которому подсудно основное требование.
2. Основным является требование, вынесенный по результату разрешения которого судебный акт предопределяет исход разрешения производных от него требований.
3. При рассмотрении гражданско-правового производного требования суд применяет правила Гражданского процессуального кодекса Республики Армения, если их применение не противоречит закрепленным настоящим Кодексом принципам административного судопроизводства.
Глава 4. Состав суда и самоотвод
Статья 12. Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел
1. Дела в Административном суде рассматриваются судьей единолично, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Протесты, принесенные на разрешающие дело по существу судебные акты Административного суда, в Административном апелляционном суде рассматриваются коллегиально, а протесты, принесенные на не разрешающие дело по существу (промежуточные) судебные акты, - единолично, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.
3. Вопрос о принятии к производству кассационного протеста разрешается Кассационным судом коллегиально в составе председателя палаты и не менее пяти судей. Кассационный протест принимается к производству, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании судей.
4. Кто-либо из судей не вправе воздерживаться от голосования при вынесении судебного акта в коллегиальном порядке. Судья, председательствующий в заседании, голосует последним. Судья, не согласный с мнением большинства, вправе не подписывать судебный акт, но при этом обязан изложить свое особое мнение в письменной форме.
5. Особое мнение может относиться как к резолютивной, так и к мотивировочной части. Особое мнение удостоверяется подписью и заверяется печатью представившим его судьей, и оно приобщается к делу. При оглашении в судебном заседании судебного акта объявляется о наличии особого мнения, но мнение не оглашается. Особое мнение предоставляется участникам судебного процесса.
Статья 13. Самоотвод судьи
1. На отношения, связанные с самоотводом судьи, распространяются соответствующие нормы Гражданского процессуального кодекса Республики Армения и Судебного кодекса Республики Армения.
Глава 5. Участники административного процесса
Статья 14. Участники административного процесса
1. Участниками административного процесса (далее – участники судебного процесса) являются:
1) стороны – истец и ответчик;
2) третьи лица.
Статья 15. Истец
1. Истцом являются физическое или юридическое лицо, административный орган или должностное лицо, которые обратились в Административный суд.
Статья 16. Ответчик
1. Ответчиком являются административный орган, должностное лицо, физическое или юридическое лицо, которым предъявлен иск в Административный суд.
Статья 17. Участие в судебном процессе соистцов или соответчиков
1. Иск может быть предъявлен несколькими истцами (соистцами), если их требования взаимосвязаны.
2. Иск может быть предъявлен нескольким ответчикам (соответчикам).
3. Соистцы или соответчики, являющиеся физическими или юридическими лицами, могут прийти к соглашению, чтобы в Административном суде от имени всех выступали один или несколько из них либо один или несколько из их представителей. Соглашение оформляется в порядке, установленном для предусмотренной статьей 24 настоящего Кодекса доверенности представителя.
Статья 18. Права и обязанности сторон
1. Стороны имеют право:
1) знакомиться с материалами дела, получать их копии, делать выписки из материалов дела, делать с них фотоснимки, снимать фотокопии и копии;
2) заявлять ходатайства о самоотводе;
3) представлять доказательства и участвовать в их исследовании;
4) задавать вопросы друг другу, другим участникам судебного процесса, свидетелям, экспертам и переводчикам, заявлять ходатайства, давать объяснения суду;
5) представлять свою позицию, свои предложения, возражения и доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам;
6) возражать против ходатайств, позиции или доводов других участников судебного процесса;
7) опротестовывать судебные акты в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
8) пользоваться другими процессуальными правами, отведенными им настоящим Кодексом.
2. Стороны несут установленные настоящим Кодексом процессуальные обязанности.
3. Стороны должны добросовестно пользоваться своими процессуальными правами и добросовестно исполнять свои процессуальные обязанности.
Статья 19. Третьи лица
1. Третьими лицами являются физические или юридические лица либо органы, права которых затрагиваются или могут быть непосредственно затронуты принимаемым в результате рассмотрения дела судебным актом, а также органы или должностные лица, к полномочиям которых относится или может относиться принимаемый судебный акт.
2. Третьи лица могут привлекаться к судебному процессу на основании их заявления.
3. Если судебный акт неизбежно и непосредственно будет распространяться также на определенных лиц или на определенные органы, то Административный суд обязан привлечь к судебному процессу этих лиц (эти органы) в качестве третьих лиц.
4. Третьи лица могут привлекаться к судебному процессу до окончания судебного разбирательства.
5. О привлечении или об отклонении заявления о привлечении к судебному процессу третьих лиц Административный суд выносит мотивированное определение в виде отдельного судебного акта.
6. В случае привлечения третьего лица к судебному процессу производство по делу продолжается, если третье лицо не представляет ходатайство о возобновлении производства по делу со стадии подготовки судебного разбирательства.
7. Третьи лица пользуются всеми правами стороны и несут все ее обязанности, за исключением прав на подачу иска (включая встречный иск), изменение основания и (или) предмета иска, увеличение и (или) уменьшение размера исковых требований, признание иска или отказ от иска и права требования принудительного исполнения судебного акта.
8. Административный суд в ходе рассмотрения дела может исключить третье лицо из состава участников судебного процесса, если отпали основания его привлечения или если суд приходит к убеждению, что вообще отсутствовали основания его привлечения к процессу в качестве третьего лица в соответствии с частью 1 настоящей статьи (ненадлежащее третье лицо).
9. В случае исключения ненадлежащего третьего лица из состава участников судебного процесса производство по делу продолжается.
10. Административный суд выносит мотивированное определение об исключении третьего лица из состава участников судебного процесса в виде отдельного судебного акта.
Статья 20. Процессуальное правопреемство
1. При выбытии из судебного процесса одной из сторон (реорганизация юридического лица или административного органа, смерть физического лица или другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд производит замену этой стороны его правопреемником, в отношении которого выносит определение в виде отдельного судебного акта.
2. При выбытии из судебного процесса истца замена производится по ходатайству правопреемника истца.
3. При неполучении от правопреемника ходатайства о замене истца в течение одного года после приостановления производства по делу вследствие выбытия из судебного процесса истца в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, суд возобновляет производство по делу и прекращает его в порядке, установленном пунктом 8 части 1 статьи 96 настоящего Кодекса.
4. Правопреемство возможно на каждой стадии судебного процесса.
5. Действия, совершенные в ходе судебного процесса до вступления в дело правопреемника, являются для него обязательными в той мере, в какой они были обязательны для лица, которого заменил правопреемник.
Статья 21. Замена ненадлежащего ответчика надлежащим ответчиком
1. Суд в ходе подготовки дела к рассмотрению или в ходе судебного разбирательства производит замену ответчика по ходатайству истца или с его согласия.
2. Если суд приходит к убеждению, что иск предъявлен не тому ответчику, который должен отвечать по иску, то суд с согласия истца может произвести замену ненадлежащего ответчика надлежащим ответчиком. Если истец не согласен на замену ответчика, суд может привлечь это лицо в качестве второго ответчика.
3. После замены ненадлежащего ответчика или привлечения к делу второго ответчика производство по делу начинается со стадии подготовки дела к судебному разбирательству.
4. Суд выносит определение о замене ответчика или привлечении надлежащего ответчика в качестве второго ответчика.
Глава 6. Представительство
Статья 22. Выступление в суде через представителей
1. Сторона вправе совершать процессуальные действия в суде лично либо через одного или нескольких представителей.
2. Сторона может совершать все процессуальные действия самостоятельно и тогда, когда уполномочивает одного или нескольких представителей на ведение данного дела.
3. Права и свободы недееспособного и ограниченно дееспособного лица защищает в суде его законный представитель.
4. По делу, в котором должно было участвовать лицо, признанное в установленном порядке безвестно отсутствующим, в качестве его представителя выступает доверительный управляющий его имуществом.
5. По делу, в котором должен был участвовать наследник лица, умершего или признанного в установленном порядке умершим, если наследство пока еще никем не принято, в качестве представителя наследника выступает лицо, назначенное для хранения и управления наследственным имуществом.
6. Дела юридических лиц в суде ведут лица, наделенные законом и иными правовыми актами или уставом юридического лица полномочием на представление юридического лица.
7. Дела признанных банкротами или ликвидируемых юридических лиц ведут временный управляющий при банкротстве, управляющий при банкротстве или уполномоченный член ликвидационной комиссии.
8. В суде в качестве представителя государственного органа или органа местного самоуправления по должности выступает руководитель этого органа или его заместитель.
9. В предусмотренных частями 4-8 настоящей статьи случаях лица, ведущие дела в суде, являются представителями по должности.
10. Законные представители и представители по должности в свою очередь могут уполномочить выбранных ими одного или нескольких представителей на ведение дел в суде.
11. Совершенные представителем процессуальные действия обязательны для участника процесса в той же мере, в какой они были бы совершены самим участником процесса.
Статья 23. Отстранение представителя от производства
1. Суд может отстранить от производства представителя стороны, который не является адвокатом или законным представителем, или представителем по должности, если на стадии подготовки дела к рассмотрению или в ходе судебного разбирательства выясняется, что данное лицо не в состоянии представлять сторону в суде.
Статья 24. Оформление полномочий представителя
1. Доверенность, выданная физическому лицу, удостоверяется нотариусом или заверяется должностным лицом, управомоченным на то законом. Доверенность выдается адвокату в простой письменной форме, и она не подлежит удостоверению или заверению.
2. Доверенность от имени юридического лица выдается руководителем его исполнительного органа или лицом, управомоченным по уставу представлять это юридическое лицо без доверенности, за его подписью, а при наличии печати также и с приложением печати юридического лица.
3. Доверенность от имени государственного органа или органа местного самоуправления выдается его представителем по должности за подписью последнего и с приложением печати этого органа.
4. Доверенность от имени должностного лица выдается за его подписью и с приложением печати соответствующего органа.
5. По доверенности, выданной указанными в частях 1-4 настоящей статьи лицами в установленном этими частями порядке, представители принимают в качестве участника судебного процесса все права лица, выдавшего доверенность, независимо от специально отмеченного о них в доверенности обстоятельства, за исключением случая, когда имеется несогласие выдающего доверенность лица о наделении представителя каким-либо одним или несколькими правами, отведенными настоящим Законом участникам судебного процесса. Об этом специально указывается в доверенности представителя.
6. Сторона, участвующая в судебном заседании вместе с представителем, вправе подтвердить перед судом полномочия своего представителя, устанавливая в устной форме объем полномочий последнего.
7. Полномочия законного представителя или представителя по должности подтверждаются документом, удостоверяющим его статус.
Глава 7. Доказательства
Статья 25. Предмет исследования доказательств, виды доказательств
1. Суд посредством исследования и оценки доказательств, полученных в установленном настоящим Кодексом порядке, выясняет все факты, имеющие существенное значение для разрешения дела.
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 1 апреля 2018 года